Реферат по предмету "История"


Кальвинисты во Франции при Людовике XIII и Людовике XIV

Содержание
 
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Усиление нажима накальвинистов в 20-е – 60-е гг. XVIIв.   4
Глава 2. Положение французскихкальвинистов в царствование Людовика XIV …………………………………………………………… 7
Глава 3. Отношение общества к отменеНантского эдикта ………… 18
Глава 4. Эмиграция французскихкальвинистов в германские земли 20
Заключение ……………………………………………………………… 23
Список источников и литературы……………………………………. 25
Примечания …………………………………………………………….26

Введение
Столько кровистоила католической Европе XVI и XVII
вв. система охраны государством чистоты и единства веры! Еще в конце XVII в.,когда многие умы выработали план других отношений церкви к государству,сильнейший государь Западной Европы возобновил ужасы полного проявления старой
системы. Мы говорим о политике Людовика XIV относительно гугенотов.
Особенноинтересно изучение этой ситуации в рамках эмиграции французских кальвинистов вПрусиию. Цель данной работы – изучение и анализ положения французскихкальвинистов в условиях усиления абсолютистской власти во Франции.
В связи споставленной целью задачи формулируются следующим образом:
1)проанализировать эволюцию отношения властей к протестантам с Алесского эдиктадо отмены Нантского;
2) оценитьшаги католического духовенства по искоренению «ереси» и давлению на королевскуювласть;
3) изучитьотношение Людовика XIV «к гугенотскойпроблеме»;
4)охарактеризовать отношение французского общества к отмене Нантского эдикта.

Глава 1.Усиление нажима на кальвинистов
в 20-е –60-е гг. XVIIв.
20-е годыXVII века прежде отмечены завершением Религиозных войн. французские кальвинисты– гугеноты — были сторонниками швейцарского церковного реформатора ЖанаКальвина, выступавшего, как и Мартин Лютер  в Германии, против догматовКатолической церкви. Большинство протестантов являлись выходцами из «третьегосословия» – провинциальной буржуазии и ремесленничества, но примыкала к ним ичасть дворянства юга и юго-запада Франции, недовольная централистской политикойкоролевской власти.
У военныхчиновников и юристов из окружения Людовика XIII (многие из которых – Католики)не вызывает сомнения тот факт, что протестанты хотят создать во Франциигосударство в государстве со своими начальниками, структурой и политикой. Уже в1610 году насчитывается около 200 крепостей протестантов, возглавляемыхкомендантами. Каждый такой город – крепость располагает военным корпусом, вкотором командиры выполняют приказы аристократов — гугенотов. А понеобходимости города, участвующие в движении R.P.R. (Religion PretendueReformee), согласно католической терминологии, могут выставить против королясвои гарнизоны, дворянские формирования и народное ополчение в количестве 25тысяч человек, что намного превышает численность регулярных королевских войск.[1]
КрепостьЛа-Рошель, насчитывающая 20 тысяч жителей, выглядит настоящей столицейпротестантов и является последним оплотом гугенотов в самом сердце монархии.Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны сгосударством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например,права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существованиесвоих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскомуэдикту, подписанному весной 1598 года.
Начиная с1621 года на юго-западе королевства и в Лангедоке проходят многочисленныевоенные кампании. Большая часть из них возглавляется Людовиком XIII, которыйлично участвует в сражениях. Окончание Религиозных войн связано со знаменитымисторическим эпизодом – взятием Ла-Рошели 29 октября 1628 года после 11 месяцевосады крепости. Военными операциями руководит сам Ришелье. По его приказустроится впечатляющая по тем временам плотина, чтобы изолировать город состороны моря.[2]
Капитуляциякрепости гугенотов, часто называемой «столицей ереси», сопровождаетсяинтенсивной кампанией по прославлению Людовика XIII Справедливого, как королякарающего и прощающего. Доказательство тому — торжественный въезд короля — победителя в Париж 23 декабря 1628 года: поздравительные речи, триумфальныеарки, военные концерты, несмолкаемые овации и салюты следуют в этот день одинза другим.
Подписанный 28 июня 1629года Алесский эдикт выражает королевскую волю к милосердию и прощению послетревожного десятилетия. Этот документ действительно сохраняет все религиозные июридические положения Нантского эдикта и принцип «сосуществования» вчастности. Однако аннулируются все секретные статьи и приложения Нантскогоэдикта 1598 года, касающиеся политических привилегий протестантов. Любоеполитическое собрание впредь запрещено. Ришелье аннулирует военные статьиНантского эдикта и ведет политику систематического разрушения крепостных стенгугенотских городов.

Глава 2. Положение французскихкальвинистов в царствование Людовика XIV
ЦарствованиеЛюдовика XIV, чье заявление — «государство — это я» достаточновыразительно говорит об утвердившейся во Франции классической формеабсолютизма. Его торжество сопровождается огромным ростом влияния на политикугосударства католической церкви. Духовенство оставалось первым в государствесословием, самым могущественным в политическом отношении и самым богатым. Оноиспользует оказавшуюся в его руках неограниченную власть в области идеологиидля подавления любой склонности к свободомыслию и расправы с«вероотступниками». Масштабы преследований, которым подвергаютсяпротестанты, все больше возрастают и с ними обращаются все более жестоко.
В 1673 годуитальянский авантюрист Жан Батист Прими Висконти характеризует в своих мемуарахЛюдовика XIV как правителя, желающего «все знать и уметь»: корольобращается с вопросами к министрам, чтобы лучше разбираться в государственныхделах, к председателю парламента, чтобы научиться управлять, к судьям, чтобы неупустить ни одной мелочи, и к дамам, чтобы не отстать в галантных науках. Наповерхностный взгляд время Людовика XIV представляется эпохой «короля –государства», воплощающего могущество этого государства. Ведь политическаявласть находится в руках монарха: начиная с 1673 года парламенту запрещаетсяпредставлять свои замечания до подписания эдиктов и указов его величеством.Дворцовый церемониал, разворачивающийся вокруг фигуры короля, постепенноусложняется и переносится сначала в Фонтенбло, в Париж, затем в Версаль.
Итак,энергичное намерение Ришелье принудить всех французских подданных к исполнениюих долга, дало свои долгожданные результаты. В то время уже не было нипредприимчивых гугенотов, ни значимых лиц судейского звания, ни таких мятежныхпринцев, с которыми нужно было бы бороться. Кроме того Людовик XIV замечал совсех сторон нечто в роде безмолвного согласия общественного мнения на усилениекоролевской власти. Фронда действительно была чем‑то в роде усиленнойработы, посредством которой Франция подготовила чудесное царствование Людовика.К тому же король, по словам Сен‑Симона «был окружен выдающимисялюдьми всякого рода». Талантливые полководцы, министры Тюренн, Конде, ЛеТеллье, Лионн, Кольбер составляли для него такую свиту, которая не имела ничегосебе подобного в Европе.
Сен‑Симонтакже заметил, что начиная с царствования Людовика XIV уже не говорилось опользе государства, об интересах государства, о чести государства, а говорилосьтолько о пользе короля, об интересах короля, о чести короля. «Богу угодно,чтоб всяких, родившийся подданным, повиновался без всяких рассуждений… Нетдругого более твердо установленного христианством правила, чем такая смиреннаяпокорность подданных тем, которые поставлены во главе их». (МемуарыЛюдовика XIV). Впоследствии понятие о всемогуществе короля господствовало всознании людей до такой степени, что заключения в тюрьму без суда и следствияна основании только lettre de cachet никогда никого не удивляли и не вызывалижалоб даже со стороны жертв такого личного произвола. Личные прихоти короляпревратились в государственные интересы, и ни для чьих человеческих прав небыло никакого обеспечения.
С такиммонархическим режимом было несовместимо существование парламента, имевшегоправо вносить королевские повеления в свои протоколы и предъявлять против нихпротесты, и даже было несовместимо существование Генеральных Штатов. Произошлоупразднение Генеральных Штатов и превращение парламентов в простые судебныеорганы. В 1665 году Людовик XIV заменил название парламентов «верховныепалаты» названием «высшие палаты». Когда парижский парламентобнаружил в 1666 году намерение обсуждать эдикты, внесенные в его протоколы вприсутствии короля, старший президент получил приказание немедленно созватьпалаты и повторить им формальное запрещение короля. А в 1673 году корольприказал вносить все королевские распоряжения в протоколы и немедленноприводить их в исполнение, и только после этого дозволял их обсуждать.
Король былединственным собственником всей территории и народного богатства: имения егоподданных были в сущности имениями короля. По словам Вольтера, французскийкороль мог тратить деньги своих подданных. Кроме всего этого король считал себяБожьим уполномоченным. «Тот, – говорил он, – кто дал человечеству королей,желал, чтобы их утверждали, как его наместников, предоставляя одному себе правообсуждать их поведение». Это была та самая теория, которую отстаивалакатолическая церковь и в особенности галликанская. Ведь сказал же апостолПавел: «Omnis potestas a Deo» (Всякая власть исходит от Бога). Вкачестве наместников Христа папы предъявляли свои права на верховную власть надкоролями, на что короли отвечали, что они также получили свою власть от Бога.
Людовик XIVне ограничился тем, что стал пользоваться наследством, оставшимся после Ришельеи Мазарини: он окончательно организовал систему монархического управления спомощью советов, государственных секретарей и интендантов, а из королевскогодворе сделал нечто вроде настоящего органа королевской власти. «Я твердорешился, – говориться в „Мемуарах“, – не допускать, чтобы кто‑либоисполнял обязанности короля, между тем как я сам буду только носить королевскийтитул». Это была руководящая цель личного управления Людовика XIV; он нехотел иметь при себе первого министра, а хотел сам быть своим первым министром.Хотя эти слова так ясны, что не нуждаются ни в каких объяснениях, однако нелишним будет более близкое знакомство с вызванной ими радикальной переменой всистеме управления.
В векЛюдовика XIV во Франции было уже невозможно проявление ультрамонтанских идей опреобладании духовной власти над светской, какое было еще во время лиги;галликанское учение о независимости королевской церкви взяло окончательныйверх,
будучи усилено еще учением о «внешнем епископате государей».
Тем болеепочитал себя Людовик вправе и обязанным охранять католическое единство своейстраны и принялся за изгнание гугенотства.
Вофранцузском королевстве эпохи Людовика XIV насчитывается около миллионаприверженцев протестантизма. И с самого начала правления короля о гугенотахрегулярно упоминается в докладных записках епископов и отчетах интендантов.Протестанты представлены в этих документах как потенциальные«республиканцы», «плохие французы» и противники единствагосударства и церкви. Все эти обвинения являются достаточными для объявленияприверженцев этого направления в христианстве изгоями общества. Это было времяпреследования гугенотов и их насильственного обращения в католическую веру.
Преследованиегугенотов Людовиком XIV
современные клерикалы хотят объяснить чисто политическими целями, говоря, чтоЛюдовик преследовал не разноверие, но политическую оппозицию. Но слова самогоЛюдовика
XIV служат опровержением этому уверению. В 1666 году он писал курфюрстубранденбургскому, что он будет соблюдать все привилегии протестантов, потомучто он обязан королевским словом, а также благодарностью за те доказательстваверности, которые они дали в последние движения.
При явной и открытойподдержке власти гонения, которым власти подвергают протестантов, всеусиливаются. Католические ученые мужи добиваются того, чтобы эти гонения сталиеще более жесткими. Николь в работе «Законные предубеждения противкальвинистов», Мембур в книге «История кальвинизма» теоретическиобосновывают преследования гугенотов и призывают отменить Нантский эдикт.
Протестантские авторыотвечали на эти выступления своих противников в работах, проникнутых такой женетерпимостью. Иначе поступает разве что Бейль. В своей книге «Общаякритика „Истории кальвинизма“ Мембура» (1682) он не чернитиноверцев, не выгораживает «своих». Он не отвечает оскорблениями 43на оскорбления Мембура, а лишь старается восстановить историческую истину,извращенную Мембуром, и показывает пристрастность, необъективность, научнуюнесостоятельность подхода последнего к истории.[3]
Во времяЛюдовика XIV гугеноты
уже не составляли государства в государстве, ни политической партии, и однако ждуховенство побуждало к их истреблению. Уже в 1651 году собрание французскогодуховенства заклинало короля положить конец религиозному разделению и указывало
на старые законы, по которым ересь есть преступление.
Но то времядуховенство не считало удобным для решительного шага. «Мы не просим у вашеговеличества, —
говорили духовные, — чтоб вы в настоящее время изгнали из вашего царстванесчастную свободу совести, которая разрушает истинную свободу детей божьих,потому что не считаем этого делом легким. Мы желали бы, по крайней мере, чтобызло не усиливалось и чтобы, если ваша власть не может подавить его сразу, то
чтоб она ослабила его и довела до погибели постепенно, ограничениями иуменьшением его силы».
В дальнейшихсобытиях 1660, 1665, 1670, 1680, 1685 гг.
духовенство решительно требовало уничтожения ереси и даже (1670 г.) решилосьотказать в должной субвенции государству, заметив его колебания относительногугенотов.[4]
С 1661 годаначались религиозные гонения и преследования гугенотов, последствия которыхоказались чрезвычайно пагубными. В 1665 году католическое духовенство составилопервую из своих записок, в которой была изложена программа религиозных гонений.Людовик XIV отнесся благосклонно к этой программе духовенства, и в 1666 годубыла издана декларация, установившая правила, которыми должны былируководствоваться реформаторы. Людовик XIV говорил в этой декларации, чтоисполняя настоятельные просьбы духовенства, он уничтожал в Нантском эдиктепринцип свободы, объясняя не в пользу реформаторов все, чего нельзя былообъяснить содержанием эдиктов. Королевский совет стал извращать содержаниезаконов и с тех пор гугеноты были отданы в руки своих врагов, хоть и пыталисьоборонятся. Самым знаменитым из отстаивающих права реформаторской религии былпротестантский пастор Клод.
В 1673 г. шарантонскомусиноду французских гугенотов
были предложены переговоры о присоединении к католической церкви, но гугенотыне приняли этого предложения. С 1675 г. правительство Людовика XIV сталосистематически уничтожать привилегии протестантов. Сначала были отменены
смешанные камеры в парламентах, установленные Нантским эдиктом для разбора общихдел у католиков и протестантов. В 1680 г. воспрещен был переход из католицизмав протестантство на том основании, что права даны были только родившимся отпротестантских родителей. На том же основании воспрещены были
смешанные браки.
Было также повелено, чтобкаждое дитя крестилось в течение 24 часов после рождения, причем в случаеудаленности протестантского пастора крещение должен был совершать католическийсвященник. Детям мужского пола 12 лет и
женского 7 лет было предоставлено право переходить в католицизм, причемродители обязаны были выдавать им пенсию. Протестанты были устранены от службыи даже от ремесел.
Католики и реформаторытщетно вели горящую полемику в течение целого столетия. Только усиливавшееся скаждым днем желание Людовика XIV восстановить единство католической церквимогло вызвать последние горячие споры между богословами католическими ипротестантскими. Отец Клод доказывал, что реформация имела целью лишьвосстановление первоначального евангельского учения, от которого отклониласьримская церковь.
В 1682 году былообнародовано «Пастырское предостережение галликанской церкви реформаторамс целью склонить их к обращению в католичество…». Это был предъявленныйеретикам ультиматум.
Епископы уверяли короля,что его полному счастью мешает только упорство реформатов и его единственноеогорчение заключается в том, что в числе его подданных находятся враги егорелигии. В своих посланиях к архиепископам Людовик XIV решительно одобрилпроект духовенства. Время богословских прений уже прошло, и католическоедуховенство готовилось к исполнению своих угроз. Впрочем протестанты допоследней минуты не теряли надежды, что Людовик XIV снова будетруководствоваться требованиями веротерпимости и справедливости.
Людовик XIV в своемнаивном высокомерии верил во все, что ему говорили тогда священники, как будтоих слова исходили из уст Божьих. Он полагал, что его личное могущество должнослужить орудием для обеспечения победы католичества над протестантством, а вэтом убеждении его поддерживали окружавшие его в Версале придворные, в средекоторых пользовались большим влиянием госпожа де Ментенон, Ле Теллье, прелатГарлэ и священник Ла Шез.
Скоро затем интендантФуко представил королю,
что в Беарне слишком много протестантских церквей — 20, а потому из нихнеобходимо закрыть 15. Пять оставлены были таких, которые всего легче моглибыть закрыты, сообразно крючкам из толкования Нантского эдикта, что и совершенобыло непосредственно за сокращением церквей.[5]
Вслед за этим закрытиемпротестантских церквей явились иезуитские миссии; патер Лашез, Фуко, Лувуа сдрагунами и силой обращали беарнских протестантов в католицизм, так что из 21000 их осталось только 1000. По тому же способу совершилось обращение и вдругих частях южной Франции. Ввиду такого сокращения
протестантизма Нантский эдикт, как ненужный, уничтожили 22 октября 1685 г.
В 1685 г.Людовик XIV окончательно отменяет Нантский эдикт. Кальвинистов, отказывающихсяотречься от своей веры, бросают в тюрьмы, с ними обращаются бесчеловечно. Протестантскоеисповедание не было воспрещено формально, но зато было
воспрещено всякое богослужение и религиозное собрание протестантов;проповедники должны были выселиться из Франции.[6]
Но, кромених, эмиграция была воспрещена всем гугенотам. Несмотря на то, во время этихпреследований выселилось в разные страны 600 000 богатого и трудолюбивогопротестантского
населения.[7]К ним впервые на международном юридическом языке был применен термин «рефюжиэ»,т. е. ищущий убежища.
Гонения протестантовсопровождались нечеловеческой жестокостью. По приказу короля в области, гдебыло много гугенотов, направились полки драгунов, этих «миссионеров в сапогах»,которые не останавливались не перед чем, желая угодить королю.

Глава 3.Отношение общества к отмене Нантского эдикта
Насколькопреследование гугенотов было делом
популярным во Франции, можно видеть из языка, которым говорили о немзнаменитейшие писатели того времени, не только духовные, но и светские.
Боссюэтназывает уничтожение гугенотства во Франции «чудом наших дней». «Возьмитесвященные ваши перья, — восклицает он, — вы, которые пишете летописи церкви,
поспешите поставить Людовика подле Константина и Феодосия!».[8]С таким же экстазом говорят об этом событии Флешье, Бурдалу
и другие современные светила церкви французской. Янсенист Арнольд, забываяпреследования, которым подвергались его единомышленники, говорит, что меры,употребленные против гугенотов, немного насильственны, но не несправедливы.
Мадам деСевинье  пишет своему знакомому: «До сих
пор драгуны были очень хорошими миссионерами — проповедники которых посылаюттеперь закончить дело. Вы видели, без сомнения, эдикт, которым корольуничтожает Нантский. Нет ничего лучше того, что он содержит, и никогда ни одинкороль не сделал и не сделает ничего более славного». Спустя несколько недель
она писала: «Теперь всякий сделался миссионером, особенно чиновники и правителипровинций, поддерживаемые некоторым количеством драгунов: это — величайшее и
прекраснейшее дело, какое когда-либо было выдумано и исполнено».[9]
Лабрюйер,считавшийся либералом, восхвалял Людовика XIV за «изгнание ложной религии,подозрительной, враждебной монархии»; благодушный Лафонтен написал стихотворениев честь эдикта, благодаря которому «побеждено заблуждение и истина царствуетнад всей Францией».
Из светилвека Людовика XIV только
фортификатор Вобан  представил Лувуа мемуар, в котором выставлял
печальные последствия отмены Нантского эдикта и предлагал немедленновосстановить его, но мемуар этот остался гласом вопиющего в пустыне.

Глава 4.Эмиграция французских кальвинистов в германские земли
В атмосферерелигиозной нетерпимости многие гугеноты предпочитают отправиться в изгнание.Их бегство значительно усложняет экономическую ситуацию во Франции, ведь странупокидают в основном буржуа и ремесленники. Скрываются они в Швейцарии, вкурфюршестве Бранденбург, а также в Англии, Голландии и даже в английскихколониях Америки.
Как ужеговорилось, эмиграция была воспрещена всем гугенотам, кроме проповедников. Однаково время религиозных преследований из Франции выселилось в разные страны 600000 богатого и трудолюбивого протестантского населения.[10]К ним впервые на международном юридическом языке был применен термин «рефюжиэ»,т. е. ищущий убежища.
В то же времяв Берлине и Бранденбурге великий курфюрст Фридрих Вильгельм (1620 – 1688 гг.)гарантировал религиозные свободы своим указом еще в 1685 году в так называемомПотсдамском эдикте. Этот документ распространялся нелегально и в Париже, чтобыпривлечь гуге-нотов на территорию будущей Пруссии, страдающей от последствийТридцатилетней войны и малочисленности населения. (К слову, и сегодня вБранденбурге на площади в 29 479 кв. км проживают всего 2,6 млн. человек.)Великий князь предоставил французским гугенотам убежище, дал им многие права ипривилегии. Так, беженцы получали бесплатные стройматериалы и участки длявозведения домов, кредиты на создание предприятий и даже полицейскую защиту,поскольку чужакам здесь не все были рады.
20 000переселенцев – часовщики, ювелиры, парикмахеры, шляпники и кожевники, торговцыи ученые – принесли с собой многие тогда еще незнакомые пруссакам технологии. Сих помощью курфюрст рассчитывал добиться подъема в экономике страны, что иудалось со временем сделать. Тем самым, по мнению некоторых историков, былазаложена основа экономического и культурного расцвета будущей политической силыЕвропы – королевства Пруссии. А в обиходе берлинцев появились французскиеслова: «манекен», «бутик», «бульон», а на их столе – новые сорта овощей:цветная капуста, спаржа и артишоки. Своих единоверцев позднее прославили внукии правнуки: математик Леонард Эйлер, график и живописец Даниель Ходовецкий,писатель Теодор Фонтане, последний премьер-министр ГДР  Лотар де Мезьер  и др.
На территорииБранденбурга образовалось около 50 колоний гугенотов и еще две в Берлине, гдедля их детей в конце XVII века была открыта французская гимназия, существующая,кстати, и по сей день. Как и одна из колоний – Franzoesisch-Buchholz встоличном районе Pankow. Сын курфюрста, прусский король Фридрих I, выделилколонистам участок земли для возведения церкви на нынешней Gendarmenmarkt вБерлине. Своему названию эта площадь обязана королевскому элитному эскадронукирасиров (по-французски – жандармов, т. е. «вооруженных»), имевшему когда-тоздесь свои казармы и конюшни.

Заключение
Положениекальвинистов во Франции с каждым десятилетием XVII в. ухудшалось, пока в конце столетия не сталосовершенно нетерпимым, что повело за собой эмиграцию сотен тысяч кальвинистов,многие из которых осели в Восточной Пруссии.
Уже подписанный28 июня 1629 года Алесский эдикт, хотя и сохраняет все религиозные июридические положения Нантского эдикта и принцип «сосуществования» вчастности. Однако аннулируются все секретные статьи и приложения Нантскогоэдикта 1598 года, касающиеся политических привилегий протестантов. Любоеполитическое собрание впредь запрещено.
В царствованиеЛюдовика XIV торжество абсолютизма королевской власти сопровождается огромнымростом влияния на политику государства католической церкви. Духовенстворешительно требовало уничтожения ереси и в 1670 г. даже  решилось отказать вдолжной субвенции государству, заметив его колебания относительно гугенотов.
С 1675 г. правительствоЛюдовика XIV стало систематически уничтожать привилегии протестантов. Сначалабыли отменены смешанные камеры в парламентах, установленные Нантским эдиктомдля разбора общих дел у католиков и протестантов. В 1680 г. воспрещен былпереход из католицизма в протестантство и
смешанные браки. Было также повелено, чтоб каждое дитя крестилось в течение 24часов после рождения, причем в случае удаленности протестантского пасторакрещение должен был совершать католический священник. Протестанты былиустранены от службы и даже от ремесел. Протестантские церкви закрывались.
В 1685 г.Людовик XIV окончательно отменяет Нантский эдикт. Кальвинистов, отказывающихсяотречься от своей веры, бросают в тюрьмы, с ними обращаются бесчеловечно.Протестантское исповедание не было воспрещено формально, но зато было
воспрещено всякое богослужение и религиозное собрание протестантов;проповедники должны были выселиться из Франции.

Источникии литература
1.   Гражданские войны во Франции:Методические разработки. / Сост. Эльфонд И. Я. Челябинск, 1982.
2.   История Европы. Т. 3. М., 1993.
3.   История Франции. Т. 1. М., 1979.
4.   Лозинский С. Г. История папства. М.,1986.
5.   Плешкова С. Л. Французская реформация(Спецкурс и переводы источников): Учебно-методическое пособие. М., 1993.

Примечания


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :