2
Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъем-лющего законодательства, которым была бы по возможнос-ти охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализовываться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию обществен-ных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эф-фективной работы созданных им учреждений, и главное внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действи-тельности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный Регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата. Он же создал образец регламента центрального учреждения -- Адмиралтейскую коллегию.
Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, админи-стративные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный осо-быми полномочиями и подчиненный только монарху. Со-здание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого по-служил административный опыт Франции.
Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту -- как к уставу, а к любому служащему -- как к солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725) провоевал 28 лет. Петр был убеж-ден, что именно армия -- наиболее совершенная общест-венная структура, что она -- достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убеди-тельностью показывали преимущества военной модели. Во-инская дисциплина -- это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.
Внедрение в гражданскую сферу военных принципов про-являлось и в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. В 1716г. основной военный закон -- Воин-ский устав -- по прямому указу Петра I был принят как осно-вополагающий законодательный акт, обязательный в учреж-дениях всех уровней. Поскольку не все нормы военного зако-нодательства были применимы в гражданской сфере, то ис-пользовались специально составленные выборки из воинских законов. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служа-щих тех же мер наказания, которым подлежали военные пре-ступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.
Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразия принципов за-няла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. По образному выражению В.В. Ляпина, специалиста по истории русской армии в России XVIII-XIX вв., не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофирован-ного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Грубая военная сила гвар-дии, ее корпоративный дух часто использовались полити-ческими авантюристами для захвата власти.
Петровская государственная реформа, а также преоб-разование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распростра-нением практики участия в государственном управлении про-фессиональных военных. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения зада-ния чрезвычайными полномочиями.
И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был уста-новлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подуш-ного числа" которых взималась подать на нужды этого пол-ка. Изданные в 1724г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войска-ми. Однако они привели к тому, что власть командира пол-ка стала более полной, чем власть местной гражданской администрации. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало по-беги крестьян, подавляло сопротивление, а также осущест-вляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.
Петровская эпоха примечательна окончательным офор-млением самодержавия. При этом устройство и оформление режима самодержавного правления были предопределены, прежде всего, личностью самого Петра. Он реализовал как потенциально заложенные в этом институте идеи, так и при-внес новые, оригинальные или заимствованные из других стран.
В эпоху Петра произошел распад некогда единого со-словия "служилых людей". Верхушка служилого сословия -- служилые "по отечеству", т.е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" -- так называемыми " однодворцами".
Образование сословия дворян, пользовавшихся исклю-чительными правами, было следствием не только протекав-шего процесса дифференциации служилого сословия, уг-лубления различий между его верхами и низами, но и ре-зультатом сознательной деятельности властей. Суть пере-мен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.
Новый принцип, отраженный в Табеле о рангах 1722г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других со-словий. Но не это было конечной целью данного преобразо-вания. С помощью принципа личной выслуги, строго огово-ренных условий повышения по лестнице чинов Петр пре-вратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной служ-бой, требующей знаний и практических навыков. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал под-данным Петр. Свои внушения Петр подкреплял действия-ми: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учить-ся, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.
Собственность дворян, так же как и служба, регламен-тировалась законом: в 1714г., чтобы вынудить дворян ду-мать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат -- запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в лю-бой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.
Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структу-ру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глу-бокие корни в истории развития западноевропейского сре-дневекового города, были привнесены в русскую действи-тельность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, бо-гатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочни-ков и ремесленников, которые, кроме того, были объедине-ны в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвраще-ния их на прежние места жительства.
Петр оставил неизменной прежнюю систему распреде-ления налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни сво-их неимущих сограждан. Этим самым закреплялись сре-дневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.
Столь же формальной стала и система управления го-родами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других го-родов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за по-рядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами запад-ноевропейских городов -- действенными органами самоуп-равления. В результате городской реформы был создан бю-рократический механизм управления, а представители по-сада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления города-ми, и их должности были даже включены в Табель о рангах.
Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние кре-постных крестьян и холопов в единое сословие. Как извест-но, холопство -- институт, близкий по своим чертам к до-машнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и раз-витое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крес-тьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.
Для законодательства, введенного Петром I, были ха-рактерны более четкая регуляция прав и обязанностей каж-дого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов.
Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшество-вала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.
Для петровского времени характерно проведение круп-ных полицейских акций долговременного характера. Наи-более серьезной из них следует признать размещение в 1724-1725 гг. армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подуш-ная подать, и связанные с этим полицейские функции ар-мейских командиров.
Другой полицейской акцией, осуществленной при Пет-ре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение пас-портного режима автоматически означало превращение че-ловека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.
Существенные преобразования коснулись и церкви. Так, Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церко-вью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при тогдашнем само-державии "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее авто-номию. Более того, он широко использовал институты цер-кви для проведения своей политики. Поданные, под стра-хом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противоза-конном, ставшем известным на исповеди, властям.
Осуществленные Петром I реформы имели большое зна-чение для исторической судьбы России. Созданные им инсти-туты власти просуществовали сотни лет. К примеру, Сенат действовал с 1711г. по декабрь 1917г., т.е. 206 лет, синодаль-ное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918г., т.е. немногим менее 200 лет; система подуш-ной подати была отменена лишь в 1887г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уго-тована и многим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких или других институтов государствен-ной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни.
Следует сказать несколько слов о крепостнической по-литике Петра I. Крепостничество утвердилось в России за-долго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. Нельзя забывать, что крепостное право в России, в отличие от Западной Европы, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых струк-тур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй.
Преобразования Петра I, направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение ее развития, имели большое прогрессивное значение. Их осуществление во многом было связано с лич-ностью самого Петра I, который являлся крупным государ-ственным деятелем, действовал с исключительной целена-правленностью, смело ломая рутинные порядки и учрежде-ния, успешно преодолевая бесчисленные трудности. Выда-ющийся политик, обладавший широкими знаниями, воен-ный деятель и дипломат Петр I умел в тех сложных усло-виях быстро оценивать обстановку, выделять главное, де-лать правильные выводы из ошибок и неудач. В то же вре-мя изменения и реформы осуществлялись на крепостни-ческой основе, сопровождались распространением крепост-нических отношений на новые территории и новые катего-рии населения, на новые сферы экономической жизни.
Как отмечает профессор Е. В. Анисимов, петровская эпоха оказалась подлинным лихолетьем для русского купе-чества. Резкое усиление прямых налогов с купцов как наи-более состоятельной части горожан, насильственное скола-чивание торговых компаний (форма организации торговли, казавшаяся Петру наиболее подходящей в российских ус-ловиях) -- только часть средств и способов принуждения, которые он в значительных масштабах применил к купече-ству, ставя главной целью получить как можно больше де-нег для казны. В русле подобных мероприятий следует рас-сматривать и принудительные переселения купцов (при-чем из числа наиболее состоятельных) в Петербург -- не-благоустроенный, долгое время, в сущности, прифронтовой город, а также административное регулирование грузопо-токов, когда купцам четко указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать.
К 20-м гг. XVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на Запад и в успешном для России заверше-нии войны не могло быть сомнений, Петр значительно из-менил торгово-промышленную политику. Осенью 1719г. были ликвидированы фактически все монополии на вывоз това-ров за границу. Претерпела изменения и промышленная политика: усилилось поощрение частного предприниматель-ства. По введенной в 1719г. привилегии разрешалось ис-кать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам, даже если это было сопряжено с нарушением феодального права на зем-лю, богатую рудами. При Петре же получила распростра-нение практика передачи государственных предприятий (в особенности признанных убыточными для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компани-ям. Новые владельцы получали от государства многочис-ленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.д. Существенную помощь предприни-мателям оказывал и утвержденный в 1724г. таможенный тариф, облегчавший вывоз продукции отечественных ма-нуфактур и одновременно затруднявший ввоз из-за грани-цы товаров, производившихся на русских мануфактурах. В то же время нет никаких оснований думать, что, изменяя экономическую политику, Петр намеревался ослабить вли-яние государства на народное хозяйство или, допустим, не-осознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших в это время в Запад-ной Европе широкое распространение. Суть состояла в сме-не не самих принципов, а лишь акцентов промышленно-торговой политики. Мануфактуры передавались компани-ям или частным предпринимателям фактически на аренд-ных условиях, которые четко определялись и при надоб-ности изменялись государством, имевшим право в случае их неисполнения конфисковать предприятия. Главной обя-занностью владельцев было своевременное выполнение ка-зенных заказов; только излишки, произведенные сверх того, что соответствовало бы нынешнему понятию "госзаказа", предприниматель мог реализовать на рынке.
Созданные органы управления торговлей и промыш-ленностью отвечали сути происшедших перемен. Эти бюро-кратические учреждения являлись институтами государ-ственного регулирования экономики, органами торгово-промышленнной политики самодержавия на основе мерканти-лизма. В Швеции, чьи государственные учреждения послу-жили образцом для петровских реформ, подобные коллегии проводили политику королевской власти в целом на тех же теоретических основах. Условия России отличались от швед-ских не только масштабами страны, но и принципиальными особенностями политических порядков и культуры.
Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, госу-дарство не собиралось устраняться из экономики или хотя бы ослаблять свое воздействие на нее. После 1718-1719 гг. вступила в действие новая политика. Раньше государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, т.е. через открытые формы при-нуждения. Теперь, когда чрезвычайная военная ситуация миновала, все усилия были перенесены на создание и дея-тельность административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, регламентов, привиле-гий, отчетов, проверок стремилась направлять экономичес-кую (и не только) жизнь страны через систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении.
Административное воздействие сочеталось с экономи-ческими мерами. Частное предпринимательство было жестко привязано к государственной колеснице системой прави-тельственных заказов, преимущественно оборонного значе-ния. С одной стороны, это обеспечивало устойчивость доходов мануфактуристов, которые могли быть уверены, что сбыт продукции казне гарантирован, но с другой -- закрывало перспективы технического совершенствования, резко при-нижало значение конкуренции как вечного двигателя пред-принимательства.
К началу 20-х гг. были проведены важные социальные мероприятия: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.
Указом 28 мая 1723г. регулируется порядок приема на работу людей, не принадлежавших владельцу или не "при-писанных" к данному заводу. Всем им приходилось либо получить у своего помещика разрешение работать времен-но ("отходник" с паспортом), либо попасть в число беглых, "беспашпортных", подлежащих аресту и немедленному воз-вращению помещику.
Серьезные изменения произошли при Петре и в облас-ти внешних отношений. Полтавская победа позволила Пет-ру перехватить инициативу, которую он развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстландию, а затем вступив в Германию, где при содейст-вии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии и Ганновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течение неполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. В 1716г. с их империей было навсегда покончено. Но в ходе раздела шведских вла-дений отчетливо проявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на море претензии России.
Во-первых, Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам, ограничиться старыми русскими терри-ториями, отторгнутыми шведами после "смуты" начала XVII в., -- Ингрией и Карелией. Занятые силой русского оружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710г. были включены в состав России. Резко усилившиеся армия и флот стали га-рантией этих завоеваний. Во-вторых, начиная с 1712 г. Петр стал вмешиваться в дела Германии. Поначалу это было свя-зано с борьбой против шведов в Померании, Голштинии и Мекленбурге, а затем, после изгнания их из Германии, Петр стал поддерживать (в том числе вооруженной рукой) пре-тендовавшего на абсолютистскую власть мекленбургского герцога Карла-Леопольда, вступил в переговоры с Голштинией -- соседним и враждебным Дании государством.
Ништадтский мир 1721г. юридически оформил не только победу России в Северной войне, приобретения России в При-балтике, но и рождение новой империи: очевидна связь между празднованием Ништадтского мира и принятием Петром импе-раторского титула. Возросшую военную мощь царское прави-тельство использовало для усиления влияния на Балтике.
Петром двигали не только политические мотивы, стрем-ление добиться влияния в Балтийском регионе, но и эконо-мические интересы. Меркантилистские концепции, которые он разделял, требовали активизации торгового баланса. Можно говорить о доминанте торговых задач в общей сис-теме внешней политики России после Ништадтского мира.
Своеобразное сочетание военно-политических и торго-вых интересов Российской империи предопределило рус-ско-персидскую войну 1722-1723 гг., дополненную попытками проникнуть в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры меж-дународной торговли побуждало Петра захватить транзит-ные пути торговли редкостями Индии и Китая. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнюдь не как вре-менная мера, а как долговременное присоединение к Рос-сии в 1723г. изначальной территории Персии (не случайно там были построены крепости).
В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от ре-шения насущных задач национальной политики она пере-шла к постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к образованию военно-бюро-кратического государства с сильной централизованной само-державной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.
Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует, прежде всего, отметить, что они означали начало про-цесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные рефор-мы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных пре-образований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Сре-ди них -- унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления (Наше оте-чество. Опыт политической истории. М., 1991. С. 91).
Литература.
1. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.
2. Тихомирова М.Н. Российское государство XV-XVII вв. М., 1979.
3. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.
4. Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVIII вв. М., 1962.
5. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.
6. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. М.: Международные отно-шения, 1992.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |