История Киева
Первые поселения.
Киев. Первые поселения на территории современногоКиева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Согласно легенде, в концеV-начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовалиместо на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его,в честь старшего брата, Киевом. Место для города было выбрано удачно — высокиесклоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевскиекнязья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокойСтарокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находитсянынешний Подол. В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец,объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киевстановится политическим и культурным центром восточных славян, столицейКиевской Руси — древнерусского централизованного государства. В силу своегорасположения на торговых путях «из варяг в греки», Киев долгое времяподдерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральнойи Западной Европы.
Бурное развитие
Киев начинает особенно бурно развиваться во временаправления Владимира Великого (980 — 1015), который в 988 г. крестил Русь. ПриВладимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм — Десятиннаяцерковь. В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним изкрупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевскийсобор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывалоколо 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это жевремя в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; вЛондоне, Гамбурге и Гданьске — по 20 000). Киев был в числе наиболеепроцветавших ремесленных и торговых центров Европы.Однако после смерти князяВладимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления единого Киевскогогосударства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множествосамостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги.Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингисхана, показались подкиевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитнойбитвы. Осада продолжалась 10 недель и 4 дня. В конце концов, татаро-монголынашли слабое место в системе укреплений — Лядские ворота (они были расположеныв районе современной площади Независимости). Но, даже прорвавшись в город,ордынцам не сразу удалось захватить Киев — город имел не одну полосуукреплений. Сопротивление жителей было настолько упорным, что хан был вынуждендать своим войскам передышку. Но 4 декабря 1240 года Киев пал.
Времена татаро-монгольского ига иэкспансии Литвы
Разъяренные невиданным отпором татаро-монголыперебили более половины мирного населения, почти все ремесленники были угнаны врабство. Масштабы трагедии подтверждают археологические раскопки, в результатекоторых встречаются как единичные костяки, так и огромные братские могилынасчитывающие не одну тысячу скелетов. Из пятидесятитысячного населения, послеБатыева погрома в городе осталось не более 2 тысяч жителей. Не меньший ущербпонес и сам город. Были повреждены Успенский, Софиевский собор, Троицкаянадвратная церковь (сейчас главный вход в Лавру), разрушена церковь Спаса наБерестове, Ирининская церковь, практически все киевские ворота. Киевпрактически перестал существовать. В конце XIII — начале XIV вв. информации оКиеве мало, известно лишь то, что город постепенно возрождался. В то времяжизнь из Верхнего города перемещается в ремесленные районы — Подол и Печерск. Вначале XV в. начинается наступление Литвы на православие, все большесклонявшейся к католицизму под влиянием Польши. Отныне только католики могутзанимать важные государственные посты, им даруются широкие привилегии,начинается сбор денег на строительство католического монастыря. На протяженииXV в. ситуация между правящим классом и рядовыми жителями все болееобостряется. Все больше людей уходит летом на промыслы в низовья Днепра,возвращаясь только зимой. В скором времени такие люди выделились в особыйкласс, и стали называться козаками. В середине XV в. воевода запрещает киевскимкозакам жить в черте города, поэтому они строят свои жилища — курени насвободной территории расположенной недалеко от города. До сих пор этот районназывается Куреневка.
Особенно бурный протест населения вызвал такназываемый «темный закон» запрещающий горожанам освещать свои дома снаступлением темноты, принятый под предлогом частых пожаров в Киеве (в то времягород практически не насчитывал каменных, жилых зданий и даже замок князя былдеревянный). За нарушение взимался огромный штраф. Смысл закона был чрезвычайнопрост: не давать ремесленникам Подола работать с наступлением темноты. Врезультате вооруженного конфликта указ был отменен. Литовские и польскиемагнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупныхземлевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506г. Подольские мещане оградилиБискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить своиземли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современнымиулицами Нижний и Верхний Вал. В XV в. Киеву было даровано магдебургское право,обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международнойторговли и значительно расширявшее права городских сословий — ремесленников,купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литваобъединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенноутвердили своё господство над Украиной. Жестокость и произвол иноземцев,поляков, литовцев и евреев привели к многочисленным восстаниям украинскогонарода.
В XVI-XVII вв. население города стремительноувеличивается. По переписи 1571г. в Киеве насчитывается уже 40тыс. домов.Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на триисторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемымв это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскомумонастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количествоспециальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в.начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церквии монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся рольв культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополитПетро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенскогособоров, церкви Спаса на Берестове — древнейших памятников Киева. Именно имбыло основано первое в городе высшее учебное заведение — теперь этоКиево-Могилянская академия, расположенная на Подоле. В 1648 г. жители Украиныначали вооружённую борьбу с инородцами-поработителями. Во главе восстания сталгетман украинских казаков Богдан Хмельницкий. Вскоре большая часть Украины иКиев были освобождены. Встав перед необходимостью вести борьбу на несколькихфронтах — с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом итурецким султаном на юге, Хмельницкий прозорливо вспомнил о том, чтопринадлежит к триединому русскому народу великороссов, малороссов и белорусов иобратился к за военной помощью к русскому царю. Помощь единоверных иединокровных братьев не заставила себя ждать, поляки, татары и евреи были битыи бежали. Договор о воссоединение русских земель был заключён в 1654 г. вПереяславе (Переяславская рада).
Время расцвета.
После воссоединения для Киева наступает времярасцвета. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. ПрокладываетсяКирилловская улица (теперь ул. Фрунзе). В конце XVII- начале XVIII вв.начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном наденьги богатых козаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться- «козацкое барокко». Развивается и гражданское строительство,строятся частные владения гетмана Мазепы. После измены гетмана общерусскомуделу, его переходу на сторону шведов и последовавшему разгрому шведов иизменников, владения Мазепы в Киеве снесены Петром Первым. Правление Петра быловехой для Киева. В это время наблюдается резкий экономический подъем,увеличение военной мощи государства. Петр считал Киев важнейшим стратегическимпунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложенаПечерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска. В том жегоду киевские войска, состоявшие в основном из козаков, получают приказготовиться к обороне от шведов, но последние обходят город. В XVIII векепроисходит долгожданное объединение двух частей Киева: Печерска и остальнойчасти города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этотрайон считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. Ссередины XIX века — это центральная улица города В XIX в. продолжаетсятерриториальный и экономический рост города. Строятся новые дома,прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие кКрещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдаетсязначительный рост производства. Одной из бед Киева остаются частые пожары.Особенно часто они возникают на Подоле, Печерске. Эти районы являются легкойдобычей для огня — в основном это деревянные районы, где дома не отделяютсядруг от друга, а стоят стена к стене. Последний из крупнейших пожаров в Киевеслучился в 1811 году. Подол горел три дня, густой дым был виден на расстоянии130 км от города. После пожара на Подоле осталось только две улицы которые непострадали от огня — Волошская и Межигорская. Несмотря на это, район быстровосстанавливался. После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права вкультурной и экономической жизни Киева произошли дальнейшие улучшения.Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. Послесооружения в 1860-е г.г. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым ктому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным иторговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определялимировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрическийтрамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхнийгород и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные изарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства.Инфраструктура Киева стремительно развивалась. В 1871 году открыли первыйпостоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе,появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторыпостоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX — начале XX вв. Киев былодним из самых красивых и благоустроенных городов Европы — " жемчужиной воправе царской короны".
XX век
В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В товремя вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанныйс русско-японской войной и неурожаями 1902-03 годов. Но Киев по сравнению сМосквой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в средерабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше чем в столицах. Во времяреволюции 1917 года и гражданской войны 1918-1922 годов власть в городеменялась с калейдоскопической быстротой. Правительство Центральной рады быловыбито отрядами Красной гвардии, после них пришел гетман Скоропадский, на сменукоторому пришла Директория, Петлюра, белогвардейцы, немцы, белополяки, батькаМахно. В течение 1920-21 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки.Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армиивырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенночасты были еврейские погромы. Киев на протяжении всей своей истории был знакомс этим явлением – первые еврейские погромы были отмечены еще при ВладимиреМономахе в 1113 году. Установление Советской власти в Киеве, образование СоюзаССР открыло новую страницу в жизни города. Крупное промышленное строительствоотчасти изменило лицо города, по генеральному плану реконструкции 1936 годапустоты на центральных улицах застраивались, строились новые кварталы. В годысталинских пятилеток в городе построено множество новых фабрик и заводов,реконструированы старые. Киев стал центром среднего и точного машиностроения,легкой промышленности. В городе строились и оснащались речные и морские суда,производился электрокабель, фотореактивы, научные приборы. 22 июня 1941 годанемецкие самолеты бомбили город. «Киев бомбили, нам объявили, так началасьвойна» — слова известной советской песни. Во время боев 1941 года, которыедлились 72 дня, город серьезно пострадал. Фашисты установили режим кровавоготеррора, однако, во время оккупации в городе все равно действовало несколькоподпольных групп. Сто тысяч киевлян было угнано на работу в Германию.Стремительное наступление советских войск в ноябре 1943 года не позволилофашистам полностью уничтожить город, хотя они и успели разобрать для своих нуждболее 60 километров трамвайных путей и множество каменных зданий. В результатебоев практически полностью была разрушена главная магистраль города – Крещатик.После Победы город восстанавливает нанесенный войной ущерб и становится третьимпо значимости среди городов СССР. Киев удостоен звания город-герой, замужество, которое его жители проявили во время войны.
Современный Киев
После войны в Киеве широко развернуто жилищноестроительство и за пятнадцать лет возведено несколько новых микрорайонов – Первомайского,Отрадного, Нивок. В 1960 году введен в строй третий киевский водопровод,проведена реконструкция городского фуникулера, построено метро, над Днепромперекинуто семь мостов. Сегодня Киев – крупнейший и красивейший город, снаселением более двух с половиной миллионов человек. Половина городскойтерритории приходится на водохранилища и зеленые массивы, что делает Киевнеобыкновенно уютным и свежим. В городе два аэропорта, железнодорожный вокзал,три десятка музеев и столько же театров. Киев является крупным научным центром,в городе хорошо развит туризм.
Историяг. Киева
Киев — старинный центр славянства, столица могучейКиевской Руси. О нем упоминают в «Повести временных лет» и в«Слове о полку Игоревом». Слава о Киеве распространялась в Европе иАзии, в странах Запада и Востока.
На территории современного Киева человек впервыепоявился около 20 тысяч лет тому назад (конец каменного века). Это известнаяКирилловская стоянка, которая была расположена в северо-западной частигорода(ул. Фрунзе, 59-61, бывшая Кирилловская). Известны также места поселенияэпохи мезолита(10-8 тысяч лет тому назад), неолита(5-3 тысяч лет томуназад), медно-бронзового и раннего железного веков, отдельные поселениятрипольской культуры. Проблема происхождения Киева постоянно притягивалавнимание историков. Согласно легенде, в конце 5 — начале 6 столетий нашей эрытри брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбидь основали на крутом правом берегуреки Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Археологическимиисследованиями установлены на Старокиевской горе жилища и хозяйственныепостройки «городка Кия», датированные 5-6 ст. Вокруг старинного Киеваобъединялись поляне, древляне, угличи, северяне, и город Киев стал крупнымполитическим центром восточнославянских племен. В 988 году князь Владимирвводит в Киевской Руси христианство как официальную религию. Это способствовалоустановлению и развитию политических и культурных связей с Византийскойимперией, Болгарией и другими государствами Европы и Ближнего Востока. В XIвеке Киев становится одним из самых известных центров цивилизации вхристианском мире. В городе функционировало около 400 церквей, 8 рынков,проживало более 50 000 тысяч жителей. После смерти Владимира Мономаха в 1125году начался процесс распада единого государства Киевская Русь. На еготерритории образовалось несколько княжеств, которые самостоятельно не моглипротивостоять иноземным вторжениям. Этим воспользовался монголо-татарский ханБатый, внук Чингиз-хана. В 1240 году Киев был разрушен и опустошен его ордами.Это задержало развитие Киева почти на столетие. Сохранились лишь очень скупыесведения про Киев конца XIII века. Административный центр в этот периодпереместился на Подол. Здесь отстраивались кварталы ремесленников, возводилисьукрепления вокруг них. В XIV веке Киев стал возрождаться, начала формироватьсяукраинская народность. В 1362 году войско Великого князя Литовского захватилоКиев. В XV веке Киеву было даровано Магдебургское право. Теперь всемигородскими делами руководил магистрат. Магдебургское право предоставляло Киевузначительно большую независимость в делах международной торговли. В городепоявились колонии греков, армян, генуэзцев, имели свои дворы турецкие,московские, польские купцы. На Подоле появилась рыночная площадь, которая сталаглавной площадью города. В 1569 году Литва и Польша Объединились в единоегосударство Речь Посполитую. Согласно Люблинской унии 1569 года польскиефеодалы начали управлять большей частью украинских земель, в том числе иКиевом. Начался период жестокого насаждения католичества среди украинскогонаселения. В конце XVI века — первой половине XVII века берут начало восстанияукраинского народа против порабощения. В 1648-1654 годах продолжаласьнародно-освободительная война против польского гнета. 23 декабря 1648 года вКиев через Золотые ворота торжественно въехал гетман Богдан Хмельницкий воглаве казацкого войска. Однако Богдану Хмельницкому приходилось вести войну нанесколько фронтов — с поляками и литовцами, с крымским ханом и турецкимсултаном. Пришлось обратиться за военной помощью к русскому царю. В 1654 году вПереяславле был заключен союз с Россией. Украина надолго попала под властьРоссийской империи. Несмотря на огромное давление со стороны царскогоправительства, в XVII веке Киев был главным экономическим и культурным центромукраинских земель. Украинская культура развивалась вокруг таких центров какКиево-Могилянская академия. В XVIII веке Киев становится символом православиявсей огромной Российской империи. После социальных реформ 1861 года, отменыкрепостного права, изменились к лучшему культурная и социальная жизнь города,выросло количество больниц, просветительских организаций, быстро началаразвиваться промышленность. После Октябрьской революции 1917 года, паденияцаризма, власть в Киеве менялась несколько раз. В период с 1917 по 1921 год вКиеве сменилось три правительства независимой Украины, которая находилась подбременем гражданской войны. 22 января 1918 года Украинская Центральная Рада воглаве с известным историком профессором Михаилом Грушевским провозгласиланезависимость Украины. В 1919 году Украинская Народная республика во главе сСимоном Петлюрой торжественно объединилась с Западной Украинской НароднойРеспубликой. Но, к сожалению, это было ненадолго. После поражений Западноукраинскойи Восточноукраинской армий, захвата войсками Советской России Киева, Украинавошла в состав Советского Союза. За время Советской власти, особенно во времясталинских репрессий, лучшие представители украинской интеллигенции: ученые,писатели, артисты, инженеры, военные погибли в лагерях Гулага. Во время второймировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжаласьгероическая оборона Киева в 1941
После смерти Сталина ситуация несколько смягчилась,но во времена Хрущева и Брежнева главный нажим со стороны Кремля был направленна украинскую речь и культуру. Началась массовая русификация Украины.Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года изменила жизнь Украины и еестолицы Киева. Чернобыль принес Украине десятки тысяч смертей, сотни тысячлюдей потеряли свое здоровье, пострадали экология и экономика. Сегодня речьидет о закрытии Чернобыльской АЭС.
24 августа 1991 года Верховна Рада Украиныпровозгласила Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года 93% населенияУкраины во время референдума высказались за независимость Украины. С этоговремени Киев является столицей независимого государства Украина.
Первые поселения на территории Киева
Древнейшие из известных поселений человека натерритории современного Киева относят к периоду позднего палеолита (древнегокаменного века – около 15–20 тысяч лет тому назад). Места стоянок первобытногочеловека, охотившегося на мамонтов и шерстистых носорогов, довольномногочисленны.
Палеолитическая стоянка на улице Кирилловской былаоткрыта известным украинским археологом В. В. Хвойкой в 1893 году иисследовалась им до 1900 года. По результатам исследований ученых можно судитьо том, что люди позднего палеолита еще ощущали непосредственное влияниепоследнего оледенения, жили в суровых климатических условиях. Они занималисьохотой и собирательством, строили свои жилища из костей животных и их шкур.
Интересно, что на Кирилловской стоянке былиобнаружены несколько крупных обломков бивней мамонта, покрытых геометрическим иусловно-фигуративным орнаментом. По всей видимости, они являются древнейшимипамятниками изобразительного искусства на территории Киева или же отражаютдревнейшие религиозные представления первобытных людей.
Аналогичные древние поселения периодов палеолита,мезолита (средний каменный век) и неолита (новый каменный век) были обнаруженыи в других частях города: в Протасовом Яру, в районе Соломенки и Совок, наОболони и Приорке, на Лысой горе, Выгуровщине, в Пирогове, в Чапаевке, близНикольской слободки и в ряде других мест. Орудия труда в эпоху палеолита(резцы, скребки, ножевидные пластины и т.д.) изготовлялись из камня и костейживотных.
В мезолитическую эпоху (8–10 тыс. лет тому назад)произошли важные изменения в экономической и социальной жизни общества,обусловленные, прежде всего, изобретением лука и стрел. В этот период такжебыли предприняты первые попытки приручения диких животных, получило развитиесобирательство, возникло рыболовство. Неолит (VI–IV тыс. лет до н. э.) – времяформирования племенного строя, при котором экономической и социальной основойбыл, очевидно, матриархальный род. Эта эпоха характеризуется появлениемкерамики (глиняной лепной посуды), усовершенствованием орудий труда и техникиих изготовления, переход к земледелию и скотоводству, возникновением новых отраслейхозяйства, например, ткачества. Однако, ведущими формами хозяйства по-прежнемуоставались охота, собирательство и рыболовство.
Трипольская культура
На смену неолитической пришла новая историческаяэпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы – энеолит. В эпоху энеолитавпервые началась добыча медной руды и производство меди, появились ираспространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход кмотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения быливытеснены патриархатом.
В Среднем Поднепровье памятники энеолитическоговремени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен такназываемой Трипольской культуры (IV–III тысячелетие до н. э., получила названиеот села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболеехарактерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли изнескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу с площадьюпосредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стеныжилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очагиили глинобитные печи. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и пахотным (сприменением тягловой силы – быка) земледелием развивалось и скотоводство.Определенную роль продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.
Высокого совершенства трипольцы достигли визготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, обжигали в специальных горнах иукрашали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовоезначение и был связан с представлениями людей об окружающем их мире. Трипольцы,по-видимому, исповедовали культ плодородия и культ предков, обожествляли силыприроды.
Кроме посуды, были обнаружены несколько статуэток изтемно-красной и черной глины, изображающие женские фигурки. Средимногочисленных каменных и костяных орудий труда уникальной находкой являетсяглиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг.
Рядом с поселениями трипольцев были обнаруженыколлективные захоронения, дающие представления о загробных ритуалахпредставителей этой культуры. Усопших хоронили на спине в вытянутом положении,головой на запад. Позднее трипольцы стали кремировать умерших, остатки прахассыпали в сосуды-урны или в небольшие округлые ямки. Рядом клали посуду, орудиятруда, оружие и украшения, среди которых находят довольно интересныеэкземпляры, например, медные пластинчатые браслеты, янтарные бусы. Большоеколичество оружия из металла свидетельствует, по мнению ученых, опатриархальном укладе трипольского общества и о выделении родовой верхушки,т.е. о начале формирования классового общества.
Эпоха бронзы
На территории Украины эпоха бронзы датируется концомIII – началом I тысячелетия до н. э. Она характеризуется дальнейшим развитиемземледелия и скотоводства, распространением бронзовых изделий. Из бронзы,которая тверже меди и более легкоплавка, изготовляли различные орудия труда,оружие, украшения. Однако полностью заменить изделия из камня бронзовыепредметы еще не могли. В эту эпоху заметно усилилось имущественное и социальноенеравенство между отдельными семьями. В связи с частыми войнами и борьбой затерритории стали формироваться крупные союзы племен. В конце III тысячелетия дон. э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега СреднегоПоднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры,ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культурыстроили из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в иххозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство.
Ранний железный век
Эта эпоха, сменившая в начале I тысячелетия до н. э.эпоху бронзы, стала заключительным периодом в истории первобытного обществаВосточной Европы. Праславянские племена, жившие на территории Киева в этотпериод, достигли достаточно высокой ступени развития. Поселения из деревянныхдомов-полуземлянок располагались на невысоких, пригодных для земледелияучастках. Наибольшего мастерства праславянские племена достигли вбронзолитейном деле и изготовлении глиняной посуды. К раннему железному векуученые относят найденный в 1852 году при строительстве Анатомического театра(теперь улица Хмельницкого, 37) бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоятькинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовановыступающими орлиными головками. Освоение железа имело огромное значение дляразвития всех отраслей хозяйства, скотоводства, ремесел, военного дела.
С возникновением постоянной угрозы со стороныпричерноморских племен киммерийцев (VIII в. до н. э.), а затем скифов (VII в.до н. э.) лесостепные племена вынуждены были строить укрепленныепоселения-городища, иногда довольно больших размеров. Поселения этого времениоткрыты на территории Кирилловского заповедника (в 1959 году), в Бортничах,Боярке и ряде других мест.
В середине I тысячелетия до н. э. населявшиетерриторию современного Киева племена установили отношения, носившие характернатурального обмена с кочевыми южными “соседями” – скифами и античнымигосударствами Северного Причерноморья. В начале новой эры местное население ужеподдерживало интенсивные торговые связи с восточными провинциями Римскойимперии. Об этом, в частности, свидетельствуют находки как единичных римскихмонет II – IV вв., так и их кладов, обнаруженных на территории города.Памятники древних культур на территории современного Киева свидетельствуют о еезаселении в период от позднего палеолита до III в до н. э. Однако, поселениякаменного, медного, бронзового и раннего железного веков составляют предысториюКиева и рассматриваются учеными как докиевские.
До образования города
На территории современного Киева поселения появилисьв позднем палеолите – около 20 тыс. лет тому назад. Люди ощущали влияниепослеледникового оледенения, охотились на мамонтов, носорогов, оленей, строилижилища из костей и шкур животных.
Следы жизни человека позднепалеолитического типа натерритории современного Киева были обнаружены на улице Фрунзе, 59-61 (бывшаяулица Кирилловская) – Кирилловская стоянка. Открыта стоянка известнымученым-археологом В. В. Хвойкой в 1893 году. Культурные остатки состояли издвух слоев, нижний находился на глубине 22 м. от поверхности земли. Найденыбыли большие скопления костей мамонта, шерстистого носорога, кострища; орудиятруда: резцы, скребки, ножевидные пластины.
Основным занятием обитателей этой стоянки былаохота. Усилиями всех членов общины устраивались облавы, животных загоняли вчащи, болота, на высокие кручи. Все жители поселения участвовали втранспортировке добычи, вес которой достигал 4,5 тонны. Кроме мяса первобытныелюди употребляли в пищу плоды дикорастущих деревьев, ягоды, корнеплоды.
Жители Кирилловской стоянки сохраняли огонь спомощью больших костей и черепов крупных животных. Костер, в котором долготлели крупные кости, был защитой от хищных животных.
В мезолитическую эпоху произошли важные изменения вэкономической и социальной жизни общества, благодаря изобретению лука и стрел.Охота приобрела индивидуальный характер, появились кратковременные стоянки,состоявшие из нескольких жилищ. В мезолите происходят попытки приручить дикихживотных, возникает рыболовство.
На территории Киева известно несколько стоянокмезолитической эпохи. Одна из них находилась на месте Кирилловской стоянки вверхнем горизонте. Стоянка площадью 600 квадратных метров на глубине 13-14метров от современной поверхности. Обнаружены кремневые орудия труда – скребки,резцы, заостренные пластины, а также кости животных – волка, медведя, гиены.
Одно из значительных неолитических поселений былооткрыто к югу от с. Никольская Слободка, на северо-восточном берегу оз.Святище. Найдены раздробленные кости, глиняное грузило, фрагменты глиняныхлепных сосудов, в том числе четыре целых горшка с гребенчатым орнаментом. Такженайдено редкое для неолита глиняное пряслице свидетельствующее о появленииткачества. Кремневые находки позволяют датировать поселение концом IV – первойполовиной III тыс. до н. э.
Остатки неолитических поселений обнаружены наОболони в 50 метрах от берега Почайны, в у усадьбе №59 по улице Фрунзе, на Приоке,Лысой горе, Соломенке.
В среднем Поднепровье памятники энеолитическоговремени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих плементрипольской культуры, получивший название от с. Триполье на Киевщине. Поселениятрипольской культуры состояли из нескольких десятков построек расположенных покругу, иногда несколькими кругами, с площадью посредине. Жилища в основномназемные. На ряду с охотой, рыболовством собирательством развивалосьскотоводство. Высокого мастерства достигли трипольцы в изготовлении глинянойпосуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшалимногоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение ибыл связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеологиятрипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков,обожествлением сил природы.
На территории Киева обнаружены поселения трипольскойкультура датируемые III тысячелетием до н. э. Одно из них в усадьбе дома №81 поулице Фрунзе. Находка нескольких зернотерок указывает на занятие земледелием.Найдено много обломков глиняной посуды. Отдельные сосуды, покрытые росписью,выделяются утонченностью форм. Обнаружено несколько статуэток изображающихженские фигурки изготовленных из темно-красной и черной глины.
Еще одно трипольское поселение исследовано вусадьбах №59-61 по улице Фрунзе. Здесь особого внимания заслуживаютполуземляночные жилища небольшого размера, тип которых характерен длямногочисленных поселений позднетрипольского времени, расположенных навозвышенных участках Киева от Кирилловского монастыря до Замковой иСтарокиевской гор.
Уникальной находкой является глиняная литейнаяформочка для изготовления медных или бронзовых мотыг. Это свидетельствует отом, что жители поселения изготавливали медные вещи.
Несколько трипольских поселений было открыто наСырце. Находки аналогичны материалам поселений на Кирилловских высотах.
В центральной части города обнаружено трипольскоепоселение в усадьбе №8 по Кияновскому переулку. Следы поселений были обнаруженытакже в районе Львовской площади (здание Торговой полаты), Ярославого Вала (вусадьбе дома №19), на Старокиевской горе (ул. Владимирская №2).
Большинство поселений бронзового века в районе Киеваобнаружено на высотах правого берега Днепра. Материалы эпохи бронзы находилисьмежду Никольской и Кухмистерской Слободками, на Трухановом острове, наКуреневке.
Во дворе дома №9 по улице Трехсвятительской найденклад, состоящий из пяти медных украшений: диадемы в виде тонкого обруча,луновидной подвески, и трех височных колец.
На Десятинной улице были найдены бронзовыетопор-молот и втульчатый топор. На ул. Владимирской №2 – захоронения струпосожжением, сопровождавшееся пятью глиняными сосудами, один из которых былзаполнен остатками праха покойника. На Подоле обнаружены два плоских бронзовыхбраслета, украшенных геометрическим орнаментом. На горе над Крещатиком,напротив улицы Б. Хмельницкого, найден топорик из пирофиллитового сланца спросверленным отверстием для рукояти, служивший предметом вооружения и символомвласти.
В районе Киева поселения раннего железного векаоткрыты на территории Кирилловского заповедника. Здесь под южной стеной собораи частично под фундаментом каменной пристройки-усыпальницы хорошо сохраниласьуглубленная часть жилища, на полу которой обнаружена керамика, камни отзернотерок. К раннему железному веку относится и найденный в 1852 году, пристроительстве Анатомического театра бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоятькинжала пластинчатая, в виде фигурки кабана.
Предметы, характерные для VI – IV вв. до н. э.,находили и в других районах города. Так, фрагменты керамики были найдены вусадьбе дома №81 по ул. Фрунзе, на Кирилловской горке, на Лысой и Старокиевскойгорах, около Никольской Слободки. Бронзовые наконечники стрел скифского типа –на Приорке, Лысой горе, вблизи колокольни Софиевского собора и Михайловскогособора, Выдубецкого монастыря. Скифские мечи – вблизи колокольни Лавры.
Не позднее первой половины VI в. до н. э. натерритории современной Киевской области в связи с необходимостью защитить свою землюот постоянной угрозы военных нападений степных племен возникают городища,которые соседствовали с открытыми поселениями.
Одно из таких укреплений (VI – V вв. до н. э.)находится между Феофанией и с. Хотов. Городище обнесено земляным валом высотойдо 3 м и глубоким рвом, имело три въезда и деревянные оборонительные башни.Жилища располагались вдоль валов, а центральная часть была не застроена и моглаиспользоваться для загона скота или под посевы. Были найдены обломки сосудовгреческого происхождения, бронзовые наконечники стрел, бронзовые булавки,железные ножи. Уникальным является обломок костяного предмета с изображениемпантеры.
Кто основал Киев?
Со школьных лет известна легенда об основании Киеватремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Новгородские историки XI...XII вековвписали эту легенду в летопись под 854 годом, уравняв Киев с другими городамиДревней Руси, а самого князя Кия объявили простым охотником или перевозчикомчерез Днепр.
Киевские историки не остались в долгу и ответили«несведущим». Первый ответ был дан в торжественной форме составителемлетописного свода 1093 года (перевод): «Как в древности был царь Рим (Ромул) ив его честь назван город Рим. Также Антиох и был (город) Антиохия… был такжеАлександр (Македонский) и во имя его – Александрия. И во многих местах городабыли наречены во имя царей и князей. Так же и в нашей стране назван был великийгород Киев во имя Кия». Два десятка лет спустя крупнейший русский историксредневековья, киевлянин Нестор предпринял целое исследование для выяснениядревнейшей истории Киева. Нестор изучил древние сказания (в его время ещехорошо помнили и о готских походах IV века и о славянском князе Бусе, плененномготами, о нашествии авар в VI веке, о славянских походах на Балканы в VI веке)и обрисовал облик Кия подробнее, чем в кратком предании.
«Если бы Кий был перевозчиком, – писал Нестор, – тоне мог бы ездить в Царьград (позже – Константинополь, Стамбул). Но Кий былкнязем в своем племени и приезжал к императору, имя которого нам неизвестно, номы знаем, что от того императора, к которому он ездил, князь получил великуючесть.
На обратном пути на Дунае Кий построил напонравившемся ему месте небольшой городок и предполагал осесть в нем со своимисоплеменниками, но местные жители воспротивились.
До сих пор дунайцы называют «городища Киевец». Кийже, вернувшись в свой город Киев, здесь и скончался… После смерти Кия и егобратьев его династия правила в земле Полян». Итак, для прояснения истинызнаменитый летописец Нестор произвел дополнительные разыскания о личности иисторической роли Кия.
Казалось бы, вот теперь в наших руках уже естьданные для точной датировки, времени деятельности Кия. Но, к сожалению, самНестор не знал имени византийского императора, а научная добросовестность непозволила знаменитому киевлянину придумывать что-либо.
Киевские князья совершали походы на Царьград илистановились союзниками Византии и в IX – Х веках. Так; может быть, правновгородец, писавший о 854 годе?
Обратимся к источнику, который уже существовалзадолго до 854 года, но не был известен русским летописцам. Полвека тому назадакадемик Н.Я. Марр обратил: внимание на поразительное сходство русскойлетописной легенды об основании Киева с записью в армянской «Истории Тарона»,написанной Зенобом Глаком в VIII веке. Там есть легенда, не имеющая никакогоотношения к истории Армении, искусственно вставленная в канву древних армянскихсобытий, но она полностью совпадает с киевским преданием: три брата – Куар(Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) – основывают три города в стране Палуни(Поляне), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, гдебыл простор для охоты и обилие трав и деревьев, и ставят там двух языческихидолов. Совпадение обоих преданий почти полное, только одного из братьев звалине Щек, а Мелтей. Естественно, возникает вопрос о том, каким образом армяне вVII...VIII веках могли познакомиться со славянским эпическим сказанием о Кие,Щеке и Хориве.
Во-первых, славяне соприкоснулись с армянами в эпохувизантийского императора Маврикия (582...602), когда славяне отвоевали уимперии Фракию и низовья Дуная, а Византия направила сюда армянский корпус воглаве со Смбатом Багратуни. Второй реальной возможностью для армян ознакомитьсяс киевским преданием были события 737 года, когда арабский полководец из династииОмейядов Mapван воевал с Хазарией и достиг «Славянской реки» (очевидно. Дона),где пленил 20 тысяч оседлых славянских семейств и переселил их в Кахетию,расположенную в непосредственном соседстве с Арменией.
Армянская запись драгоценна для нас тем, чтоотодвигает дату основания Киева по крайней мере до эпохи, предшествующейVII...VIII векам н.э.
Приглашение славянских (антских) князей с ихдружинами широко практиковалось. императором Юстинианом (527...565); именнотогда одни славянские племена нападали на империю, а другие племена, союзныеВизантии, ее защищали. И разыскания Нестора о князе Кие вполне вписываются вмировые события VI столетия.
Византийский историк Прокопий, современник –Юстиниана, писал о том, что около 533 года один из военачальников императора,носивший славянское (антское) имя Хильбудий, был отправлен на Дунай для защитысеверной границы империи, но потерпел поражение от других, славян, попал вплен, а затем, по одной версии, вернулся на родину в землю антов. ВторичноЮстиниан обращается к антам (приднепровским славянам) в 546 году, когдаотправляет к ним посольство с предложением занять город на Дунае и оборонятьимперию. Анты на общем вече выбрали Хильбудия и отправили его в Царьград кцесарю.
Не будем выяснять запутанные рассказы Прокопия оХильбудий, в которых много противоречий и неясностей для самого автора, ноотметим, что общая схема событий в византийской хронике и в русской летописипочти одинакова: восточнославянский (антский) князь приглашен цесарем навизантийскую службу.
Осведомленность императора о славянских князьяхСреднего Поднепровья не должна нас удивлять, так как ко времени Юстиниана о«русах – народе богатырей» знали не только в Константинополе, но и на тысячукилометров южнее, в Сирии, где Псевдо-Захария Ритор составил в середине VI векасвое описание кочевников Причерноморских степей и их оседлых соседей («народрос»).
Нас в большей степени удивляет другое: каким образомзнаменитый Юстиниан попал в разряд неведомых летописцу Нестору цесарей – ведьеще в IX веке в летопись (которую потом продолжил Нестор) были внесенывизантийские сведения о комете, появившейся в царствование этого императора,«… сице же бысть при Устиньяне цесари, звезда восия на западе, испущающа луча,юже прозываху блистаницею и бысть блистающи дней 20...». Знали летописцы ипоследующих императоров (Маврикия, Ираклия и др.). Невольно возникает вопрос:не могло ли приглашение Кия в Царьград исходить от другого, более раннего вменее известного императора? Прямого ответа да того не будет, но косвенныесоображения возникают.
Обращение Византии к славянам за помощью могло иметьместо лишь тогда, когда славяне уже вошли в контакт с империей. Долгое времяВизантия была отделена от славянского мира гуннами и готами. В: 488 годуостготский король Теодорих, увел свои войска с Балкан на запад, начавзавоевание Италии, а через пять лет, при императоре Анастасии Дикоре(491...518), начались первые походы славян на Византию (483, 499, 502).
В древнейшей части Киева (Замковая гора) найденымонеты императора Анастасия. Они дополняют ряд косвенных свидетельств.
В итоге мы можем сделать следующий вывод: летописныйрассказ Нестора о князе Кие может быть с достаточной убедительностью отнесен нек IX веку, как это сделал пристрастный новгородский книжник, а по крайней мерена три сотни лет раньше – к VI веку н.э. Учитывая большую популярностьимператора Юстиниана в средневековой христианской литературе, мы под «неведомымцесарем» летописца можем подразумевать другого императора, Например, Анастасия.Дата заключения союза между князем полян и императором Византии можетколебаться в пределах последних 3...4 десятилетий V столетия.
Но основание города Киева, символизировавшеекакой-то важный перелом внутри Полянского племенного союза, следует, по всейвероятности, датировать временем, предшествовавшим широкой славе полянскогокнязя, достигшей императорского дворца в Царьграде.
В этом вопросе решающее слово принадлежитархеологическим материалам, количество которых непрерывно возрастает благодаряусилиям украинских ученых.
Обращаясь к данным археологии, следует отказаться отмысли, что археологические раскопки откроют нам классический средневековыйгород с кремлем и посадом, с торговыми площадями, ремесленными кварталами инесколькими линиями укреплений. Таким Киев станет в пору своего расцвета вX...XIII веках.
Рождающиеся города – это не сказочные палаты,возникающие в одну ночь. Город рождается как своего рода «узел прочности» егоокруги. Причины и формы возникновения такого центра могут быть различны имногообразны.
Это может быть порубежное иди центральноеукрепление, постоянный стан вождя, пункт сбора веча, место склада дани,племенной ритуальный центр, перепутье важных дорог, место периодического торгаи т.п. Чем больше отдельных признаков накопится в одной и той же точке, темнадежнее ее превращение из узла прочности первобытной округи в город классовогообщества. Не государственность первоначально создает города на пустом месте(хотя факты постройки городов феодалами известны), а сам ход историческогоразвития родо-племенного строя приводит к умножению таких центров и кусложнению их функций.
Историю каждого известного нам города нужнопрослеживать по возможности с того времени, когда данная топографическая точкавыделилась из среды соседних поселений, стала в каком-то отношении над ними иприобрела какие-то особые, ей присущие функции.
Собственно говоря, так и, поступали в тех случаях,когда отмечали 800-летний юбилей Москвы (1947), 1100-летие Смоленска (1962) иНовгорода (1959).
Нумизматические находки римских монет первых вековнашей эры в Киеве свидетельствуют о том, что на киевских (точнее, «докиевских»)высотах велся торг. Здесь, торгуя, теряли монеты, а иногда специальнозакапывали в виде клада значительные сокровища. Таков, например, клад,найденный на Львовской площади сто дет тому назад: в нем было около пударимских монет и медалей, уложенных в ведро. Топографически они тяготеют кприбрежной части города, к древней пристани на Днепре (Подол, Замковая гора,овраги Глубочицы), найдены они на Старокиевской горе и в Печерске. На местебудущего Киева было тогда несколько небольших славянских селений, и находкимонет подтверждают мнение автора «Слова о полку Игореве», что счастливыевремена в истории славянства связаны с «Траяновыми веками». С царя Траяна,правившего в 98...117 годах н.э., началась широкая торговля славян с Римом.
Указанные находки монет и вещей нередко, наводили намысль, что историю Киева следует начинать с рубежа нашей эры, что Киеву дветысячи лет. При этом иногда опирались на церковную легенду, придуманнуюигуменом Сильвестром в 1116 году: на месте будущего города на высокой горебудто бы побывал апостол Андрей, воздвиг на ней крест и предсказал, что здесь«возникнет великий город». Даже если принят на веру христианскую мифологию, то«во времена апостолов», то есть в 1 веке н.э., города еще нет. Разрозненныеславянские селения и торг без крепости – это предыстория Киева. Таких пунктовбыло много, и не от них следует отсчитывать судьбы исторических центров.
В VI веке н.э. началось грандиозное движениеславянских племен на юг к Дунаю и на Балканы, изменившее всю этническую картуЕвропы. Подготавливалось оно не менее столетия на протяжении V и начала VIвеков. В колонизационном движении приняли участие не только племена южнойокраины славянского мира, но и далекие жители Верхнего Поднепровья,соприкасающиеся с балтскими племенами – предками литовцев и латышей.
Взглянем на географическую карту и представим себепуть этих славян-переселенцев, заполонивших впоследствии весь Балканскийполуостров. Из лесной зоны на юг они могли плыть по таким рекам, как Днепр,Десна, Сож, Березина, Припять. Все эти реки стекались к Киеву, и Киев, какзамком, запирал колоссальный бассейн Днепра в четверть миллиона квадратныхкилометров. Тот князь, который владел киевскими высотами в V веке, был хозяиномположения; он контролировал поток переселенцев, мог набирать из него своюдружину, мог взимать мытную проездную пошлину. И по тем же путям, по какимдвигались славяне-колонисты, слава о князе, владевшем днепровской магистралью,могла дойти и до императорского дворца в Царьграде. И дошла.
Новая историческая ситуация V...VI веков потребовалаи новых организационных форм. Хозяин Днепра не мог довольствоваться пристанямии торговыми местами – ему нужна была крепость.
Большой интерес для ответа на вопрос, где был городКия, представляет сопоставление легенды о трех братьях – строителях города среальной топографией киевских высот.
Конфигурация правого берега Днепра в районе Киева сего оврагами, мысами является результатом древних размывов коренного берега какпотоками Почайны и Глубочицы, так и водами реки Десны, оттеснившими воды Днепрак правому берегу. Высокий берег Днепра на территории Киева тянется сюго-востока на северо-запад, отступая от реки в том месте, где Днепр образует луку.Здесь в Днепр широким устьем впадает Почайна, представляющая собой превосходнуюгавань-затон. Полукруглое низменное пространство между Почайной и высокимправым берегом носило название Подола и было заселено еще в первые века нашейэры. Если смотреть на киевские высоты со стороны Почайны, то слева направо (сюго-востока на северо-запад) мы увидим следующую обширную панораму: на левомкраю будет мыс основного киевского плато, по летописной терминологии, просто«Гора» (впоследствии она получила название Андреевской или Старокиевской).Коренной берег отступает далее в глубь плато, на запад, почти перпендикулярноДнепру и образует мысы и овраги («Дитинка», «Копырев конец», или «Клинец», идр.). Овраги во времена Киевской Руси были использованы гончарами и кожевниками.
Прямо за Подолом, окаймляя его с юго-запада,находились вытянутые в одну линию три горы: южная ближайшая к «Горе» – Замковаягора (Киселевка, Фроловская гора); далее, на северо-запад, – Щековица, а заней, в наибольшем отдалении от Днепра, – Лысая гора (Юрковица, Иорданскиевысоты).
Между этими четырьмя горами исследователи ираспределили «грады» трех героев летописной легенды. Конечно, при анализе техпредположений, которые выдвигались в связи с легендой о трех братьях, намследует исходить из того, что двое братьев могли получить свои имена отсуществовавших местных топонимических названий. Щековица не вызывает сомненияпотому, что так она называлась в эпоху Мономаха («идеже ныне зоветьсяЩековица»), так ее именовали в XVIII веке, так она называется и в настоящеевремя.
Хоревица, с которой связали имя третьего брата,определяется различно. Ни летописной, ни более поздней традиции нет. Возможно,что следует присоединиться к давнему мнению В.Б. Антоновича (поддержанномусоветскими археологами М.К. Каргером и П.П. Толочко), что Хоревица – Лысаягора. Судя по такому своеобразному наименованию, это была одна из техритуальных гор, на которых, по народному поверью, проводили свой шабаш киевскиеведьмы. Рядом с Лысой горой находился огромный языческий курганный могильник.Языческий ритуальный характер данной горы явствует из описания событий 980года, когда Владимир, подступая к Киеву, «обрывся на Дорогожичи, межюДорогожичем и Капичем; и есть ров и до сего дне». Капиче, – очевидно капище,языческий храм. Лысая гора – соседняя с Дорогожичами, ближе к Киеву; здеськапище было вполне уместно.
Хоревица, названная в поздних источниках XVI...XVIIвеков, отождествлялась с Вышгородом. Теоретически это можно допустить, так какв той же армянской записи только Хореан отмечен как город, находящийся «вобласти Палуни» (Полян), то есть как бы в стороне от городов старших братьев.Город (или область) Хореван знает Ибн-Русте, упоминая, что здесь русы размещаютпленных славян. Но Вышгород ли это, или гора Хоревица (Юрковица) в Киеве,остается неясным.
Сложнее обстоит дело с городом основного героялегенды – Кия. Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горевнутри так называемого «города Владимира» небольшой отсек этого города,самостоятельную крепостицу – «градок», обнесенный валом и рвом. Современныекиевские археологи (П.П. Толочко, С.Р. Килиевич) на основании керамики типа«корчак» датируют этот «градок» V...VIвеками н.э. И с этим можно согласиться.
Как назывался этот «докиевский» Киев?
Константин Багрянородный и на этот раз сообщаетинтересные сведения. Рассказав о том, что ладьи-однодревки сходятся к Киеву изНовгорода, Смоленска, Чернигова, цесарь пишет, что все они «собираются вкиевской крепости, называемой Самбатас». Император хорошо знал Киев и упоминалего неоднократно, но в данном случае назвал, очевидно, какую-то часть города,связанную с рекой, гаванью, затоном. Уже высказывалась мысль, не является линазвание киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта,подступавшего, судя по находкам римских монет на Подоле, к самому Днепру. Этомогла быть одна из небольших гор, расположенных близ Подола. Этимология слованеясна. К двум десяткам различных толкований имени Самбата можно добавить (длябудущего рассмотрения лингвистами) еще одно направление мысли: есть славянскоеслово XI века «самобытие», обозначающее самостоятельность, естественность.
Крепость на Старокиевской горе была как быкапитанской рубкой, с высоты которой полянский князь мог не только видетьВышгород и устье Десны, но и управлять всеми плывущими у подножия Горы.
В своих разысканиях о начале Киева никто изисследователей (в том числе и я сам в работах 1950...1960 годов) не обращалвнимания на интереснейшую двойственность в определении местопребывания Кия: ирусская летопись и армянская «История Тарона» в полном согласии друг с другомговорят о том, что у князя Кия (Куара) сначала была резиденция в одном месте, апо прошествии некоторого времени братья взошли на высокую гору с охотничьимиугодьями и здесь-то и основали новый город.
В армянской записи говорится о постановке в новомгороде на горе двух идолов. Раскопки киевского археолога В.В. Хвойко в 1908году обнаружили в свое время на Старокиевской горе, почти в центре «градка»Кия, два языческих жертвенника: один с четырьмя выступами строго по странамсвета (богу Вселенной Роду, или Сварогу) и другой – круглый (может быть, богусолнца Дажбогу).
Где же жил Кий первоначально, до постройки верхнейкрепости?
Вглядимся внимательней в летописный текст: «И седяшеКый на горе, идеже ныне увоз Боричев».
Боричев увоз (спуск) начинался около угла верхнейкрепости Кия (близ Андреевской церкви Растрелли) и выводил за город на Подол.На первый взгляд все совпадает – крепость Кия и начало спуска действительнососедствуют. Но крайне удивляет то, что в других местах своей хроники летописецНестор, отлично знавший топографию Киева, упоминал территорию древнего «градка»Кия, но дважды обозначал ее самым заметным ориентиром:, за Десятинной церковью.Первоначальная же резиденция Кия обозначена спуском и дорогой к Днепру,проходящей вне города.
Она находилась действительно за пределамиСтарокиевской горы, у «Боричева тока» (продолжавшего Боричев увоз), – этоЗамковая гора, «Киселевка», омываемая течением речки Киянки, в самом именикоторой видна близость к Кию и Киеву. Путь «по Боричеву» из великокняжескогодворца к церкви Пирогощи на Подоле, которым князь Игорь возвращался в 1185 годуиз Киева, пролегал у самой подошвы Замковой горы.
Замковая гора – останец высокого берега с крутыми,обрывистыми краями – была заселена уже в V...VI веках. Более того, киевскиеархеологи Полагают, что именно отсюда шло заселение окрестных мест, а этополностью подтверждает высказанное выше предположение о первоначальномместопребывании князя Кий. Здесь, на Замковой горе, был мощный культурный слой,датированный византийскими монетами императоров Анастасия (498...518) иЮстиниана (527...565), относящийся к концу V и VI века.
Град князя Кия на горе не разрастался в то время;тогда была пора не строительства, а походов, не производства, а трофеев. Ноисторическая роль Киева начиная с этого времени непрерывно возрастает. По всейвероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союзнескольких лесостепных славянских племен: руси (по рекам Роси и Днепру),северян (по Десне и Сейму) и полян, живших севернее Руси, вокруг Киева.Первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам.
Союз среднеднепровских славянских племен называлсяРусью, «Русской землей» (в узком смысле), но столицей этого союза становитсяполянский Киев, что потребовало от летописца специального пояснения: «Поляне,которые теперь называются Русью», Но он же назвал Киев «матерью городоврусских».
Дальнейшие события в восточнославянском миреподтвердили устойчивое положение Киева как главного центра объединения и защитыславянства.
К рубежу VI...VII веков завершилось заселениебалканского полуострова славянами. Славяне восточной половины полуостроваполучили от тюрок-болгар свое новое собирательное имя, ассимилировали тюрок исохранили большую близость к восточным славянам («антам»), от которых ониоткололись в VI веке.
Степи были заняты новыми ордами кочевников, средикоторых выделялись хазары. Летописец с гордостью говорит о том, что когдахазарский хан потребовал дани с земли полян, то поляне дали вместо дани меч,символ вооруженной независимости.
Примерно в это же время (точно оно, к сожалению, необозначено, может быть, это рубеж VIII...IX веков) происходит перерастаниеднепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянскихплемен. Летопись перечисляет их: «Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи,Север». Все они входят в общее понятие Руси. Это почти половина восточныхславян. Такой союз. охватывавший территорию около 120 000 квадратных километрови простиравшийся на 700 километров на север, вплоть до Западной Двины, или ужебыл настоящим государством, или становился им.
Киевским историкам средневековья было чем гордиться,когда они сравнивали свой город с Римом и Александрией, – Киев был столицейкрупнейшего в Европе феодального государства; Киев успешно оградил славянскиенароды от наездов кочевников; Киев принимал товары разных стран и сам наладилежегодные связи с Византией, арабским халифатом и Западной Европой. Киевскиекнязья породнились с императорскими и королевскими домами Византии, Венгрии,Франции, Польши, Англии, Швеции, Норвегии.
И всю историю Руси киевский историк начинает сответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первеекняжити?»
Мы теперь можем определить, что: Киев начал игратьсвою историческую роль с момента своего возникновения; он возник какисторическая необходимость полторы тысячи лет тому назад.
Борис Рыбаков.
«Возникновение Киева»
“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялисьсвоими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были ужеполяне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялсясамостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий —Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щексидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, котораяпрозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своегобрата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей,а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне идоныне в Киеве”.
“Повесть временных лет”
Первое датированное упоминание о существовании Киеваотносится к 862 году и не является датой возникновения города. Летописец Несторв “Повести временных лет” записал народное придание о трех братьях – Кие, Щекеи Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленых” полян город и назвавших его вчесть старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личностиКия, Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которомуКий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принятвизантийским императором. Долгое время этот летописный рассказ, отношение ккоторому чаще всего было скептическим, являлся единственным источником врешении вопроса о времени происхождения Киева. Историки приходили к самымпротиворечивым выводам, приписывая основание Киева сарматам, готам, гуннам,аварам, норманнам.
В. Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь –имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян былсарматский”. Само имя “Киев” происходит от сарматского слова “кивы”, что значит“каменные горы”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени допришествия Христова.
М. М. Щербатов полагал, что основателями Киева былигунны. Покорив алан, гунны, по его мнению, дошли до места, где ныне Киев. Найдяэто место удобным для поселения, вожди их остановились и построили«вышеозначенные грады».
Против теории гуннского происхождения Киева, неоднократновозрождавшейся на протяжении всего XIX века, выступил историк И. М. Болтин.“Чтобы гунны на берегах Днепра, где ныне Киев, когда-либо жили, — писал он, — отом ни в какой истории не вспоминается, да и весьма сомнительно, чтобы ониместами сими проходили. Жили тут издревле сарматы, и прежде, нежели славянамибыли покорены, построили город Киев, назвав его так по местоположению, ибослово “кивы” на сарматском языке значит горы”. Однако позднее И. М. Болтинотстаивал аварское происхождение Киева.
Г. Байер утверждал, что Кий – это готский корольКниве, который воевал в Панонии во времена римского императора Дация, около 250г.
Немецкий историк Г. Миллер утверждал, что честьоснования Киева принадлежит гуннам: “Писатели средних времен часто называли городКиев Унигардом, какое название без сомнения происходило от уннов”.
При всей своей несхожести выводов выше упомянутыхисториков они единодушны в отрицании славянского происхождения Киева. Первымподверг критике немецкую школу историков М. В. Ломоносов. Русский ученый писал:“Владетели и здатели городов в пределах российских известны по Нестору: в поляхКий, Щек, и Хорив. И хотя в оном летописце с начала много есть известийневероятных, однако всего откинуть невозможно”.
Крупнейший представитель русской дворянскойисториографии Н. М. Карамзин также встал на защиту летописных известий обосновании Киева. Критикуя филологические построения историков о неславянскомпроисхождении слова “Киев”, он остроумно замечал, что “имена древния не всегдамогут быть изъяснены языком новейшим, из чего не следует, чтобы они произошлиот иного языка. К тому же, славянское местоимение Кий, слова щека, щекотать,гора, лебедь и многие другие столь же близки к именам киевских братьев исестры, как и персидские или венгерские Кея, Хурех, Лебелае и прочие”.
В одной из опубликованных в 1850-1852 гг. сагговорится, что внебрачный сын готского короля Гейдрека царствовал в Рейдготии,а столицей имел Днепровский город “Данпарстад”. Ф. К. Браун считал, чтоДанпарстад занимал, вероятно, то место, где сейчас находится Киев. Г. Вигфуссонбыл так же сторонником скандинавских саг, но в Киеве он видел центральный городготской империи – столицу Эрманарика. Однако позднее готское происхождениеКиева было опровергнуто анализом самих же саг. В том виде, в котором этипамятники дошли до нашего времени, они не старше IX в., а следовательно,сведения о Днепре и “Днепровском городе” являются позднейшей локализациейстолицы Эрманарика, которая могла произойти под влиянием рассказов скандинавов,бывших в Киеве в IX и последующих веках или слышавших о нем.
Тем не менее, теорию о скандинавском происхожденииподдерживали исследователи исторической топографии. Н. И. Петров считал все же,что Киев вначале принадлежал готам, а затем гуннам и в IV в. был центромготской империи и столицей Эрманарика.
Крупные историки XIX в. Н. П. Дашкевичь, А. А.Шахматов и другие относили начало Киева только к концу IX в. В. О. Ключевскийполагал, что Кий был князем в первобытном понимании родового старейшины, а вкнязя полян он превратился под пером летописца.
И. Я. Франко считал, что Нестор не мог придуматькнязя Кия. В рассказе о поездке Кия в Царьград Франко видел военный поход Кияна Царьград — “Очевидно, речь здесь идет о военном походе Кия на Царьград,более раннем, чем переход обров мимо Киева, бывший в 670 г. Это позволяетотнести начало государственной организации в окрестностях Киева к началу VII-говека”. “Мне кажется, этимологическое толкование рассказа о Кие, Щеке и Хоривеневерное и ненужное”.
И. М. Самойловский считает, что историю Киеванеобходимо начинать от тех поселений, которые были на месте будущего города нарубеже старой и новой эр.
О славянском происхождении основателей Киевасвидетельствует не только “Повесть временных лет”, но и другие летописи.Новгородская первая, Никоновская, летописные известия включенные в “Синопсис”говорят о том, что средневековые авторы Длугош и Стрыйковский пользуяськакими-то древнерусскими, не дошедшими до нас летописями, писали не только ославянском происхождении Кия, но и о том, что именно он был родоначальникомкиевской княжеской династии, прекратившей свое существование после убийстваАскольда и Дира. Однако уже во времена Нестора некоторые летописцы скептическиотносились к изложенной версии, не оспаривая славянского происхождения Кия,были склонны видеть в нем обыкновенного перевозчика через Днепр жившего в IX в.Для опровержения этого Нестор дополнил свой рассказ, привлекая дополнительныематериалы. Быть может это, были народные предания, а возможно, в его рукахнаходился и какой-то письменный источник.
“Некоторые же, не зная, говорят, что Кий былперевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего иговорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы кЦарьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то,говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когдаже возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городокневеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест;так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же,вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра ихЛыбедь тут же скончались”.
“Повесть временных лет”
К сожалению, Нестору не удалось разыскать сведения овремени жизни и деятельности первого киевского князя, в чем он и признался.
Точная дата основания Киева Кием имеется вновгородской первой летописи – это 854 г., но ей нельзя доверять. Она былавнесена в рассказ о Кие новгородскими летописцами в XI – XII вв., пытавшимисясоздать свою схему развития Руси, в которой не Киев, а Новгород выступал бынаиболее ранним восточнославянским городом. Им же принадлежит и версия о Кие –перевозчике через Днепр.
Существуют параллельные киевской легенде иностранныеисточники. В первой части “Истории Тарона” Зеноба Глака рассказывается опроисхождении рода Мамиконянов в Армении. В армянской записи киевской легендыговорится об основании города в стране полуни Куаром, Мелтеем и Хореаном. Н. Я.Марр датировал “Историю Тарона” VII в.
Начало VI в. отмечено крупными вторжениямиславянских племен в византийскую империю. Согласно свидетельству ПрокопияКессарийского славяне почти ежегодно совершали набеги на Византию, иногдадостигая предместий Константинополя. Чтобы обезопасить империю, Юстиниан Iоткрывает широкий доступ славянам в наемные войска. Один из них, по имениХильбудий, даже назначается стратигом Фракии. Сведения об этом славянинесообщил Прокопий Кессарийский: “Был некто Хильбудий, близкий к императорскомудому, в военном деле человек исключительно энергичный и настолько чуждый жаждыстяжательства, что вместо величайших богатств он не приобрел ни какогосостояния. На четвертом году своей единодержавной власти император, назначилэтого Хильбудия начальником Фракии, поставил его для охраны реки Истра,приказав ему следить за тем, чтобы жившие там варвары не переходили реку…Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обыкновению перешел реку снебольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Была битважестокая, пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий”.Продолжением этого рассказа является надгробная плита, обнаруженная близКонстантинополя с надписью “Хильбудий сын Самбатаса”. Исходя из того, чтоСамбатас – название Киева в византийских источниках, можно предположить, что вэтой надписи, датируемой 559 г. речь идет о Кие. В рассказе ПрокопияКессарийского о Хильбудие много общих черт с рассказом Нестора о Кие. Неисключино, что с целью разобщения антов и склавинов Юстиниан I был вынужденпринять в Константинополе с великими почестями полянского князя Кия, как обэтом писал Нестор.
Археологические материалы обнаруженные в разныхрайонах Киева достигают наивысшего развития в II – III вв. н. э., после чегопроисходит их угасание. Материалы IV в. встречаются редко, а материалов началаV в. практически нет. В конце V в. появляются поселения отличающиеся отпоселений предшествующего этапа.
Материалы VI – VII вв. находятся в основном вдревней части Киева. Это площадь гор Замковой, Детинки, Старокиевской,некоторая часть Подола. Их можно назвать ядром Киева также IX – XIII вв.
Исследования древнейшего киевского городищапоказали, что его укрепления ограничивали небольшую двухгектарную частьСтарокиевской горы: от того места где сейчас Андреевская церковь, черезтерриторию музея истории Украины, и заканчивалась над Гончарным оврагом. Нетсомнения, что древнейшие киевские поселения формировались как укрепленныецентры. Об этом говорит выбор места для них.
Будучи изолированной со всех сторон естественнойпреградой (70 м над уровнем Днепра), Замковая гора, и без искуственныхукреплений была не приступна. Это не исключает на ней укреплений в видедеревянной стены остатки которой были найдены археологами.
На Замковой горе и в ее окружении, были найденывизантийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, амфорискихерсонского производства, бронзовая фигурка льва.
Вероятно Замковая гора являлась межплеменнымцентром, из которого происходило заселение окружающих возвышенностей.
Значительное расширение центральной части произошлоза счет возведения укреплений на Старокиевской горе. Отсутствие естественныхпреград с юга способствовало развитию центральной части города. “Град Кия” былпостроен по всем правилам раннесредневекового оборонительного зодчества –искусственные укрепления удачно дополняли естественные рубежи – с трех сторонСтарокиевская гора имела крутые склоны, а с юга высокий земляной вал и глубокийров (около 4 м).
Крепость на днепровских высотах была историческойнеобходимостью. Князь, создавший ее, опираясь на среднеднепровские дружины,получал известную власть над всеми племенами, главные реки которых текли кКиеву: древлянами (Ирпень, Тетерев), дреговичами (Припять, Днепр), кривичами(Десна, Днепр), северянами (Десна, Сейм) и радимичами (Сож). Еще однимсущественным преимуществом киевской крепости, было надежное укрытие глухимилесами от кочевых орд степи.
Важным средоточием союзов племен было СреднееПоднепровье. Здесь образовалось мощное объединение во главе с полянами. Егоцентром стал Киев, непрерывное развитие которого началось в конце V в.Крепость, построенная на Старокиевской горе, являлась центром древнерусскойгосударственности.
Киев — старинный центр славянства, столица могучейКиевской Руси. Согласно легенде в конце V — начале VI столетий нашей эры трибрата Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу рекиДнепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Первое упоминание оКиеве, содержащееся в древнерусской летописи «Повесть временных лет»,относится к 862 г. Однако археологическими исследованиями установлены наСтарокиевской горе жилища и хозяйственные постройки «городка Кия»,датированные V — VI вв. (на основании этого открытия в мае 1982 г. былторжественно отмечен 1500-летний юбилей города). В IX — XII вв. Киев — столицаодного из самых больших и могущественных государств Европы. После смертиВладимира Мономаха в 1125 г. начался процесс распада единого государстваКиевская Русь. В 1240 г. Киев был разрушен и опустошен ордамимонголо-татарского хана Батыя. Монголо-татарское нашествие задержало развитиегорода почти на столетие.
В XV веке Киеву было даровано магдебургское право.Согласно Люблинской унии 1569 г. польские феодалы начали управлять большейчастью украинских земель, в том числе и Киевом. В конце XVI века — первойполовине XVII века берут начало восстания украинского народа противпорабощения. 23 декабря 1648 г. в Киев через Золотые ворота торжественно въехалгетман Богдан Хмельницкий во главе казацкого войска. В 1654 г. в Переяславлебыл заключен союз с Россией, в результате которого произошло воссоединениеУкраины с Россией.
С декабря 1919-го по июнь 1934 г. столицей страныбыл Харьков. 24 июня 1934 г. украинское правительство и все республиканскиеорганизации переехали в Киев. Город сильно разрушен в годы ВеликойОтечественной войны и полностью восстановлен в послевоенные годы. С 1991 г.Киев — столица независимой Украины.
Киев — святыня руской земли — споконвека славенсвоими красотами и драгоценным историческим наследством. У 882 году первыйкнязь киевский Олег Рюрикович объединил все земли руские и начал свое княжествав Киеве, провозгласив: «Сие конуры иметь градомъ русскимъ!». И сталорасти с тех времен могущество князей киевских, а вместе с тем и слава самойстолицы Давней Руси. Киев розкинув свои одеяния на берегах Днепра — одной изнаибольших рек Европы, почти в центре его бассейна. В одной из древних легендвспоминается Днепр под именем Борисфен, что можно истолковывать, как «тот,что течет из севера}. При этом Днепр обрисовывается огромной рекой, котораябогатая рыбой и уступает величием лишь Нилу и Дунаю.
Первое летописное упоминание о столице Давней Русидатируется 862 г. Именно в это время иноком КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ Лавры, Нестором,был начат труд над „Повестью временных лет“ — многовековым сказало остановлении и истории Киевской Руси. Но эта летопись не является свидетельствомрождения более давнего восточнословянского города, ибо источники его основанияведут в глубину веков. Нестор-литописець свидетельствует, что к его временамсохранился перевод о походе апостола Андрея к северу. Плывя со своими ученикамиводами Днепра, св. Андрей благословил склоны, на которых было сужденорозкинуться Киеву. а народной легендой три брата — Кий, Щек и Хорив и сестра ихЛыбидь учредили на этих днепровских склонах город и назвали его в честьстаршего брата Киевом. Современ княжества Олега, сильнел и перестраивался Киев,а вместе с тем ширилась величие и самой руского государства. За свою больше чем1500-годовую историю „иметь градов руских“ неоднократно былазахвачена врагами, пылала в огне и опять была возрождена с пепла.Территориальное развитие Киева с самого начала было обусловлено потребностью впостоянном и надежном укреплении: врагов у восточных славян и Руси всегда быломного. Неисчислимые орды кочевников вытаптывали причерноморские степи, а иззапада врывались на Русь агрессивные польские и венгерские князья, из севера — беспощадные варяги. Оттого годы существования древнеруского государствапреисполнены грому битв и шума походов.
Ще за княжество Олега Киев становится одним изнаибольших городов восточной Европы. По смерти первого киевского князя всенаследники княжеского престола всегда олицетворяли могучих правителей и творцовкультурного наследия Киевской Руси.
После принятие христианства в 988 г. княземВладимиром, Киев славится ячейкой Христова учения на Руси. В те временаначалось строительство многих храмов и монастырей — важнейших памяток истории иархитектуры, а главного языческого идола, Перуна, было привязанным к конскомухвосту и во всеуслышание сброшено из Боричевского подъема в Днепр. Часыженаибольшей славы для древнего Киева были в эпоху князя Ярослава Мудрого(1019-1054 рр.). Ярослав заметно расширил территорию города и оградил егостеной и валом, в которых из четырех различных сторон были установлены ворота:из северного востока — Градски, из южного запада — Золоте, из северного запада- Жидовские, а из южного востока — Лядские. Внутри город был украшен многимивеличественными сооружениями. Самая главная из этих сооружений — Киево-Софийский собор, при котором находился митрополичий дом. Создан было этотхрам на том самом месте, где 1037 года произошла битва руських с печенегами, вкоторой последние потерпели поражение. а Ярослава впервые на Руси сложено сводзаконов — »Руску правду". Он сделал попытку уменьшить зависимостьруской церкви от Константинополя, назначив 1051 года (без санкции патриарха)киевским митрополитом русина Иллариона.
В 1039 году было завершено обновление и осуществленоосвящение Десятинной церкви, которая сильно пострадавшая во время пожара 1017года. За всей достоверностью много других храмов Божьих, как в самом Киеве, таки на его околицах возникли и были обновлены также благодаря щедроты князяЯрослава, который, по свидетельству летописцев того времени, пытался уподобитьнашу «мать градов руских» Византии. Перед смертью Ярослав Мудрыйразделил государство между сыновьями, отдав киевский стол Изяславу. Похорониликнязя в соборе Софии в мраморном саркофаге, что поныне стоит в Софии. Историядревнего княжеского Киева завершается еще одним выдающимся событием, а именноштурмом города монгольським ханом Батием. Летом 1240 года Батий начал поход наЗападную Европу, и первым большим городом на пути монголов в этом походеоказался Киев. Оборону города возглавил воевода Дмитрий, ибо тогдашний князьДаниил Галицкий находился в Галичине. В ходе этого штурма были разбиты Лядскиеворота и разрушено крепость Десятинной церкви. После этого кровавого нападениямонголов христианский Киев и значительная часть украинских земель былподсоединен в Литву князем Ольгердом, который воевал с крестоносцами.Впоследствии, после заснування Запорожской Сечи, уже казацкий Киев былосвобожден из-под гнета литовский — именно с этих славных времен и начинается эпохагетманской казацкой власти.
Слава средневекового Киева
1648 года произошел торжественный въезд в Киевполководца и основателя казацкого государства — гетмана Богдана Хмельницкого.Именно в Киеве новым гетманом были приняты решения воевать за новую независимостьУкраины. У январе 1654 года в г. Переяслави произошли переговоры междуукраинской казацкой старшиной, возглавляемой Богданом Хмельницким, и московскимпосольством под руководством Василия Бутурлина. Так было принято Переяславскусоглашение, за которым Украина присягала на верность московскому царю.
Важной стороной деятельности Коша Запорожской Сечибыла организация посольств в Москву с целью ведения переговоров об объединенииУкраины с Россией. Активным организатором и инициатором этих переговороввыступал киевский митрополит Иов Борецький. Хозяйничание благородной ВещиПосполитой на украинских землях, режим жестокой социальной эксплуатации ирелигиозного прижатия привели к могучей освободительной борьбе украинскогонарода. У второй половине XVI — первой половине XVII веков в городах Украинысуществовали школы при церквях и монастырях. В Киеве вспоминается школаМихайловского монастыря. 15 октября 1615 года начала свою деятельность школа,которая вошла в историю, как Киевская братняя школа, родоначальницаКИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ академии. аснована она была митрополитом Киевским, Галицким ивсей Руси Петром Могилой из благословения знатной киевлянки из благородногорода Волыни Галшки Гулевичивни, которая дарила свой дом с землей под основаниямонастыря и школы для детей «народа руского православного».
Большую поддержку Братняя школа получила от гетманаВойска Запорозького Петра Конашевича-Сагайдачного. Эту его традицию — поддерживать Киевскую братнюю школу, продолжили и следующие гетманы Украины, вчастности, Иван Петрижицький, Богдан Хмельницкий, Иван Самойлович, Иван Мазепаи др. В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙколлегией (академией). У первой половине XVIII ст. в Академии учились такиеизвестны впоследствии деятели науки и культуры, как Константин Щепин, АндрейДенисов, Михаил Ломоносов. Уникальным был книгосборник Киевской коллегии,которая формировалась в течение двух веков и пополнялась также за счет закупоки поступлений от издательства Украины, России, Беларуси, Амстердама, Гамбурга,Галле, Берлина, Братиславы, Данцига, Варшавы, Лондона, Парижа, Рима, Болоньи идругих городов.
Киев XIX — начала XX веков
9 июля 1811 г. на Подоле, где и поныне располагаетсяпервое киевское высшее учебное заведение, был большой пожар. Пламя поглотиломножество архитектурных памяток Киева, было повреждено неисчислимое количестводомов, но общими силами народа и городской власти Академия была возрождена.После этого пожара древний подольский район Киева еще многократно страдал от нашествияприродной стихийной беды.
Двагода подряд (1844 и 1845) киевляне страдали отнеобыкновенно бурных разливов Днепра. Особенно страшным был разлив 1845 г. Вовремя этого небывалого наводнения вода поднялась на семь с половиной метроввыше обычного уровня, затопив все Деление и два квартала Плоской слободы. У XIXст. 1830 г. для большего укрепления города была построена новая Киевскаякрепость, а комплекс оборонных, военных и административных сооружений наПечерске, основанный в начале XVIII ст., стал называться Старой крепостью.