ИсторияВизантии.
История Византии, одной из«мировых» держав средневековья, общества своеобразного развития и высокойкультуры, общества на стыке Запада и Востока, занимает особое место в историисредних веков. Её тысячелетняя история была насыщена бурными внутреннимисобытиями, бесконечными войнами с соседями, интенсивными политическими,экономическими, культурными отношениями со многими странами Европы и БлижнегоВостока.
1. Константинополь и империя.
Полушутя, полусерьёзно историки называют Византиюедва ли не единственным государством, точная дата рождения и конца которогоизвестны. Византия прекратила своё существование 29 мая 1453 года с завоеванияКонстантинополя турками. Дату её рождения относят к его основанию – 8 ноября324 года, когда состоялась закладка новой столицы на месте древнего мегарскогогородка Византия на берегу Босфора, 11 мая 330 года – день официального ее«открытия», провозглашения. Этот день стал главным государственным праздником вВизантии. Империя «родилась с Константинополем» и «умерла» с ним.
Столица Византии была чрезвычайно удачно расположена на стыкеевропейских и азиатских владений Римской Империи, на пересечении важнейшихторговых и стратегических путей, сухопутных и морских, соединявших ее восточныепровинции, а также международных — «золотой мост между Востоком и Западом». Какмы видим, Константинополь играл особую роль в истории страны, в отличие отмногих средневековых государств.
Город был создан его основателем, с одной стороны,как новая столица империи, как «второй Рим»- по его образу и подобию,знак и символ преемства; с другой – как конкурент и соперник, столицахристианская, в противовес языческому Риму. Таким образом, это одновременно нетолько проблема рождения Византии, — но и проблема «новой» христианской империиКонстантина, которую иногда прямо сравнивают с рождением европейскогосредневековья.
Константинополь создавался как императорская столица– комбинация дворца-дворца, центра административного управления и главнойвоенной ставки. При Константине город был довольно «слабым». Число его жителейне превышало 30-50 тысяч человек, и было несравнимо с населением Рима (от400-800 тысяч жителей), Александрии, Антиохии и некоторых городов – «стотысячников».
Рождение Византии представляло собой сложный и длительныйпроцесс, растянувшийся, по крайней мере, на столетие. Начало его уходит вкризис третьего века, подорвавший основы античного общества. Однако Византия неродилась непосредственно из этого кризиса. Возникновение Византии было итогомразвития античного общества в течение четвертого столетия. На протяжениибольшей его части ещё преобладали тенденции к сохранению единства Римскойимперии. Размежевание шло медленно и подспудно, прежде всего, в сфереадминистративного управления, финансов, армии, внешней политики. Процессзавершился в 395 году, формальным образованием двух государств, во главе сосвоими императорами. В основе его лежал, не сам кризис третьего века, аэволюция империи в четвертом веке, всё более обнаруживавшаяся разностьпереживания позднеантичной эпохи обеими половинами вышедшей из кризиса ещёединой Римской империи. Разность встававших перед ними конкретных внутренних ивнешних проблем, путей их решения, что во многом предопределило основы ихтерриториального размежевания. Эта разность нашла свое отражение и в духовнойжизни, идеологии. Утверждение в четвертом веке на длительный период господствав обеих половинах империи разных направлений христианства (на Западеортодоксального — никейского, на Востоке — арианства) лишь один из показателей становлениявизантийской церкви с ее определенными особенностями. Завершение формированиявизантийского общества с характерными для него социально-политическимиинститутами, по-видимому, произошло в середине 5-го века.
2. Проблема позднеантичнойстадии развития.
История возникновениявизантийского общества ставит проблему позднеантичной стадии развития. Кризистретьего века был, безусловно, общим кризисом античной системы Средиземноморья,который затронул все области империи. Восточная половина ее пострадала откризиса меньше, но также вышла из него серьёзно ослабленной, с подорваннымиосновами античного полиса. Сократилось население и уровень общего благополучия.Восточные провинции четвертого века весьма резко отличались от восточныхпровинций второго века. Процессы аграризации и натурализации также затронули ихэкономику. Не случайно империя вышла из кризиса как еще единое общество игосударство. Уровень благосостояния по сравнению со вторым веком к началучетвертого века упал вдвое, общий объем товарно-денежных отношений такжесократился. Если для второго века был характерен рост, умножение числа городов,то с конца 2-3 веков начинается неуклонное общее сокращение их числа. Монетнымиреформами Диоклетиана -Константина, введших новую монетную систему на основезолотого солида, денежное обращение в империи было стабилизировано, однаконатурализация хозяйства продолжалась. Пересмотрена система обложения ипроизведена перепись всех земель с учетом их качества и возделываемых культур.Ее данные пересматривались каждые 15 лет. В основу обложения сельскогонаселения был положен поземельно подушный принцип югацио (аннона)- капитацио.На податное земледельческое население ложились и личные трудовые повинности –так называемые «грязные». Городское население было обложено денежной податью(хрисаргиром), взимавшейся с каждого занимавшегося ремеслом, кроме земледелия.Была произведена перестройка системы управления. Империя была разделена на 100провинций – вдвое больше, чем было раньше, с единообразным управлением. Империяпревратилась в бюрократическое государство с многочисленным чиновно — административным аппаратом. Былаперестроена и увеличена армия, которая четко делилась на две части –пограничную и мобильную, располагавшуюся по городам империи. Военное управлениебыло отделено от гражданского. Снабжение и обеспечение армии находилось вовведение гражданской администрации. Сенат утратил свое прежнее значение, носенаторское сословие стало самым привилегированным и сенаторы получили правозанимать государственные должности.
С реформамиДиоклетиана-Константина империя превратилась в неограниченную бюрократическуюмонархию. Сложилась иерархия должностей и почетных званий-титулов. Центромимперии стал императорский дворец. Сам император стал высшим гражданскимправителем империи, верховным главнокомандующим, законодателем и высшейсудебной инстанцией. В качестве совещательного органа при нем сложилсяконсисторий – государственный совет.
3. Природные условия, территория, население.
В состав Византии вошлавосточная половина Римской империи по линии, проходившей по западной частиБалкан до Киренаики. Расположенная на трех континентах — на стыке Европы, Азиии Африки, — она занимала площадь до 1 миллиона кв. км., включая Балканскийп-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии иАрмении, острова, в первую очередь Крит и Кипр, опорные владения в Крыму, наКавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья.
Значительная часть еетерритории – это горные или гористые области, изрезанные небольшими долинами, скаменистой, достаточно трудной для обработки почвой. Разнообразный, на большейчасти средиземноморский климат благоприятствовал земледелию, требовавшемуполива и орошения. Выращивались основные злаковые культуры — пшеница и ячмень, садово-огородные,виноград, на более сухих почвах – оливки. Прибрежные воды были богаты рыбой.Почти повсеместно разводили коз, овец.
Большое место в земледелиизанимал ручной труд.
Лесистыми были Северо-западные районы МалойАзии, Понт, Балканы; Строительный лес давали горы Далмации, отчасти Киликии,Тавра, Ливана. Вошедшие в империю области были богаты природными ресурсами. Вомногих районах имелись богатые залежи и разработки строительного камня,мрамора, глины, песка, пригодного для изготовления стеклянных изделий.
Развитое мореплавание, давно освоенныеморские пути надежно соединяли самые отдаленные районы империи.
Территория империи была достаточно плотнозаселена. По некоторым подсчетам, она имела 30-35 млн. жителей. Основную частьсоставляли греки и эллинизированное население.
Византия была полиэтничным образованием. На еетерритории жили компактные массы сирийцев, коптов, фракийцев и иллирийцев,армян, грузин, арабов. Многочисленным было иудейское население. Римскоенаселение, за исключением романизированных областей Балкан, было в восточныхпровинциях немногочисленно. Именно поэтому латинский язык довольно долгоостается основным языком государственности.
«Наследовала» от Римской империи Византия исвоих соседей. На Севере это были преимущественно готы и другие германскиеплемена. Главным противником империи на Востоке был Сасанидский Иран. Южныесоседи Византии – воинственные племена Нубии и кочевники ливийской пустыни.
4. Аграрные отношения.
Отличие Византии от западныхобластей заключалась в том, что здесь в большей степени сохранилось рабство вгороде, мелкое и среднее городское рабовладение. Один из законов конца 4 векасообщает о городских рабовладельцах, доходы которых от рабов были не меньше,чем доходы куриалов от поместий. В 4 веке в связи с обеднением частикрестьянства, государство усиливает коллективную ответственность общины, а сконца столетия вводит эпиболу (прикидку) – обязанность общины платить подати зазаброшенные односельчанами земли.
Мелкие земельные собственники,ремесленники и торговцы – производительное и социально более самостоятельноенаселение – были в ранневизантийском городе значительной прослойкой, посравнению с рядовыми городскими общинами Запада. Это можно сказать о среднихгородских землевладельцах – куриалах, что объясняется сложными функциямиуправления ранневизантийским городом и округой. Характерной длявосточно-римского города была его связь с округой через крупные селения,поселки. Крестьянин, направляющийся на городской рынок, типичен для ранневизантийскогогорода, тем более что расстояние до города редко превышало 10-12 км. Населениерядового позднеантичного полиса обычно составляло от 1 тыс. до 5 тыс. человек.Город с 10 тыс. населения уже считался средним, города с 30 тыс. населения –крупными. И лишь в некоторых городах население превышало 100 тыс. человек,максимум 200 – 300 тыс. Таким образом, городское составляло примерно до 12млн., т.е. не меньше, чем ¼ всего населения империи – уровень,достигнутый большинством европейских стран лишь к концу средневековья.
Ремесленник работал в своей мастерской(эргастерии), часто наемной, которая одновременно служила ему жильем, и лавкой.Некоторые снимали места для торговли лавки в портиках и на рынках. На главныхулицах, в первых этажах домов размещались магазины богатых торговцев и купцов.Более имущую часть торгово-ремесленного населения составляли ремесленники пометаллу и производившие дорогие изделия, предметы роскоши. К богатой верхушкепринадлежали также владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб,содержатели постоянных дворов и харчевен, более крупные местные торговцы,золотых и серебреных дел мастера (аргиропраты), выступавшие также в качествеменял и ростовщиков. Также к самостоятельной плебейской верхушке можно отнестистроителей-подрядчиков и представителей интеллигентных профессий – Врачей,учителей, адвокатов, риторов. Значительную часть города составляла беднота,наемные работники — мистии, поденщики. К бедноте относились сапожники,плотники, льноткачи, портные- представители самых массовых профессий.
Город постепенно аграризовался.Как писал Ливаний, уже в 4 веке многие мелкие города становились похожими надеревни. Приходили в упадок городское благоустройство, общественная системаводоснабжения, муниципальное образование, исчезали общественные бани, неорганизовывались зрелища, ветшали и не восстанавливались общественныепостройки. Однако в ранней Византии упадок мелких полисов как городов проходилмедленнее.
Для позднеантичной эпохи структурным истадиально-характерным явлением был подъем крупных центров, внешне создавшийиллюзию благополучия и процветания городов. Рост крупных городских центров былнепрерывно связан с переменами, происходившими в социальных отношениях. Крупныесобственники перебирались в большие города, где в 4-5 вв. шло интенсивноечастное строительство. На смену преобладающей массе богатых домов зажиточных куриалов приходилироскошные дворцы ранневизантийской знати. «Весь город в стройках»,- писалЛиваний об Антиохии 4 века.
Умножение числа провинций (вВизантии – до 60) обусловило возрастание значения их центров – столиц, вкоторых концентрировалась администрация, местная знать, располагались военныеконтингенты и командование, велось строительство государственных хранилищ,арсеналов, мастерских.
Кризис 3 века привел к резкомуослаблению сухопутной торговли, подорожанию перевозок. Отсюда и рост приморскихгородов, строительство гаваней.
Со второй половины 4 века бурный подъемначинает переживать Константинополь. Центром его с момента основания сталБольшой императорский дворец, – обособленный от остального города комплекссооружений: покоев, разного рода служб, залов для приемов, канцелярий, и т.д.Город был обнесен стенами, как с суши, так и с моря, и первоначально площадь заего стенами занимала 10 кв. км. Население города к началу 4 века достигло 150тыс. Его жители пользовались особыми привилегиями. Они получали бесплатноучастки, имели податные льготы, пользовались императорскими раздачами. К концу4 века Константинополь превращается в крупный торгово-ремесленный центр, вкотором развивалось не только государственное, дворцовое производство, но и неменее бурно частное. В начале 5 века были выстроены новые стены _ вершинавоенно-инженерного искусства античности и средневековья, — на столетиепревратившее Константинополь в один из неприступнейших городов мира. Три рядастен с огромным защищенным рвом, уходившим в глубину, исключавшую подкопы, иодин ряд морских (500 башен) надежно защищали столицу. Константинопольпостепенно становился не только административным, но и религиозным центромимперии, «христианской столицей» Византии; развертывается бурноецерковно-монастырское строительство.
Постепенно Константинопольстановится и культурным центром станы, способным конкурировать со старейшимицентрами античного мира, как Афины, Александрия, Антиохия. В нем во многомвырабатывалась христианская культура византийской государственности.
5. Классово-сословная структураранневизантийского общества в 4-5 вв.
На низшей ступени структурыВизантии стояли рабы, Рабство было достаточно широко распространено в империи.Кроме перечисленных уже категорий населения рабами владел многочисленный в 4-5вв. клир, церковь. Крупнейшим рабовладельцем было государство. Их широкоиспользовали на рудниках, в мастерских и т.д. Положение рабов в ранневизантийскую эпоху существенно неизменялось. Несколько упрочилась имущественная правоспособность, а также правона семью, признание «брака» рабов. Рабы по рождению оставались рабами.Рабовладельческий «настрой» был характерен для всего общества. Это было простопрестижно, и многие хотели раба не для дела, а для своей «солидности».Распространению колоната, рост крупной земельной собственности не привели крезкому снижению числа рабов. Для части колонов, особенно лишенных своейсобственности, полностью экономически зависевших от собственника земли,существовала тенденция сближения их экономического положения с рабским,использование их «взамен рабов». Колоны имели определенные статусные разряды,на их положение во многом влияло рабство, но в целом они достаточно резкоотчленялись от рабов. Разряды в какой-то мере градуировались количествомимеющейся у них собственности. Колоныбыли социально не равноправны, составляя низшую, ограниченную в правахкатегорию крестьян, но не были лишены имущественной и личной правоспособности.Класс колонов стал окончательно господствующим в византийской деревне, ваграрных отношениях.
К низшей прослойке свободного населенияможет быть отнесён сельский и городской плебс, более правильно плебейскоесословие. Для деревни это масса сельских собственников, крестьянства. Насельский плебс, так же как и на Западе, ложились всей своей тяжестью аннона,поголовное обложение и основная масса личных – «грязных» повинностей. Городскойплебс, хотя и платил хрисаргир-налог с разного рода профессиональных занятий,был свободен от поголовного обложения. Неимущее население, лица, жившиеслучайными заработками, вообще не облагались никакими налогами. Социально-привилегированное положение позднеантичного городского плебса также поддерживалосьи в определённой мере обеспечивалось городской общиной.
Ordo plebeius в целом составляло низшее сословие в империи, необладало привилегиями и подвергалось более суровым и жестоким наказаниям запреступления.
Значительно более мощным и многочисленным,чем на Западе, было «второе» привилегированное сословие империи – сословиесредних городских земельных собственников – муниципальная аристократия,куриалы. На более бедную часть куриалов ложились тяжёлым бременем муниципальныеобязанности и ответственность за сбор податей. Куриалы имели возможностьподдерживать своё благополучие за счёт массы подвластного населения. Ёще вконце этого столетия положение куриалов было почетно, и они носили тогу скаймой. В сословии была достаточно мощная прослойка куриалов среднего достатка,и в целом его положение было достаточно устойчивым до середины пятого века.
6. Государство.
В Византии не утвердились полнаянеограниченность и наследственная преемственность императорской власти.Византийские императоры не стали «богами» или родственниками богов.Христианская концепция власти продолжила и закрепила римско-эллинистическую –«священства» власти, божественной её санкции, благословения «по воле богов»,«милостью божьей». Христианская концепция оформила представления об императорекак «наместнике божьем» в мирских делах.
Власть византийского императора быладоверенной ему неограниченной властью римского государства. Византийскийимператор всегда должен был помнить, что «я – это государство». Византийскиеимператоры формально избирались представителями государства – сенатом, армией инародом. В Византии были огромные государственные имущества, которые былиопорой сильной государственности. Император имел личные и положенные емуимущества и источники доходов, но доходы с государственных имуществ шли нагосударственные нужды.
Византийцы не дали нового названия своемугосударству. Византия называлась Римской, Ромейской империей, византийскийимператор был «императором ромеев», а сами жители – ромеями.
В Византийской империи существовали три видагосударственной службы – военная, гражданская и придворная. Судьбы Византиирешались гражданскими властями, гражданской знатью, а не армией. Император какверховный правитель империи был облечен высшей законодательной, исполнительнойи судебной властью. Управление осуществлялось через назначаемых и смещаемых имчиновников. Совещательным органом при нём был Государственный совет –консисторий – из высших должностных лиц.
В ранней Византии большое значениеприобретает магистр оффиций – начальник дворца и всех дворцовых служб. Другимивысшими чиновниками центрального управления были квестор – главный юрист исоветник императора по юридическим вопросам, два комита финансов, ведавшиеказной и доходами и расходами империи, а также магистры войск, расположенных встолице и два префекта претория – главы всего гражданского управления, а такжегражданский глава столицы – эпарх города. В ведении эпарха находилась всяадминистрация столицы.
В ранней Византии приобрели реальное общественно– политическое значение две спортивные группировки – венеты и прасины(«голубые» и «зелёные»). Вокруг первой группировалось землевладельческоенаселение города и во главе её стояла греко – римская земельнаяаристократия. Партия «зеленых» в основном отражала интересыторгово-ремесленного населения. К концу 5 века борьба партий приобретаетрелигиозное оформление. Партия «голубых» остается на позициях ортодоксальногоправославия, партия «зелёных» начинает всё больше выступать под знаменем новогорелигиозного течения, распространявшего в восточных провинциях монофизитства.
7. Эпоха Юстиана(527- 565).
38-летнее правление Юстинианабыло внешне и кульминационным и переломным периодом ранневизантийской истории.Многое было сделано и укреплено в эти годы. В объяснении этого «взлета»Византии личности самого Юстиниана, «огромному и разнообразному делу егоколоссального честолюбия» отводят немалое место. Кроме несомненного ума испособностей он обладал бесспорным организаторским талантом, необычайнойработоспособностью («император, который никогда не спит»), чрезвычайнымупорством и настойчивостью в достижении своих целей. Исследователи, изучавшиеего законодательство, отмечают последовательное и планомерное проведение имсвоей линии, концепции своих планов, которые он тщательнейшим образом обдумывали взвешивал. Еще в раннем возрасте, вызванный в Константинополь своим дядейЮстином, Юстиниан получил превосходное аристократическое воспитание при дворе,великолепно изучил юриспруденцию и богословие, прошел через ряд крупныхдолжностей, долгое время был пароном партии венетов, а, следовательно, активнымучастником борьбы партии. На престол вступил в возрасте 45 лет, предельнозрелым для того времени. Не только собственные честолюбивые замыслы, но и реальноесостояние империи требовали комплекса новых социальных мероприятий и реформ.
Законодательство рисуетдостаточно объективную основу социальных противоречий, обусловивших усилениеавтократии при Юстиниане. Во-первых, это недовольство рабов, колонов и мелкихсвободных земельных собственников усилением их эксплуатации земледельцами, впервую очередь крупными.
Юстиниан начал свою политику спопыток насильственного утверждения религиозного единства. Однако восстаниеНика прервало его весьма умеренную реформаторскую активность. Восстание Ника — и уникальное, и типичное для ранневизантийской эпохи социальное движение,городское по форме, превратившее в руины центральные кварталы столицы истоившее жизни 30 тыс. человек. Восставшие требовали отречения Юстиниана, но срадикализацией восстания традиционно пошла на компромисс. Крупнейшее в историиВизантии восстание было жестоко подавлено. Но Юстиниан извлек из него серьезныеуроки.
Вероятно, не только с великодержавнымиамбициями Юстиниана и достаточно благополучным состоянием империи в началешестого века было связано развернувшееся в последующие годы наступление наЗападе.
С 535 г. Юстиниан осуществляет сериюадминистративных реформ, развивает активную законодательную деятельность.Законодательство Юстиниана рассматривало приписных колонов людей, обязанныхсвоими платежами в первую очередь государству, а личную зависимость отгосподина – как государством установленную гарантию выполнения их обязанностейперед государством.
В борьбе с ростом могущества крупныхземлевладельцев Юстиниан пытался опереться на недовольных мелких и среднихземельных собственников – куриалов, а также на ущемляемую светскимиземлевладельцами в своих имущественных интересах церковь. В отношении упроченияположения сословия куриалов принятые Юстинианом меры проводилисьпоследовательно. Политика по отношению к церкви была значительно сложнее посвоему характеру и содержанию. Юстиниан пытался увеличить богатство имогущество церкви. Он рассматривал церковь во многом в духе римскихгосударственных традиций, в неразрывной связи с интересами государства. Церковьстановилась более тесно привязанной к государству, его политике, союзником поцеленаправленному смягчению остроты социальных противоречий. Именно с этойцелью Юстиниан всячески поощрял создание новых монастырей. Создание монастырейчастично возрождало обработку заброшенных земель, сокращало число недовольногонеимущего населения, не имевшего средств для ведения самостоятельногохозяйства. Церкви отводилась особая роль в реальном смягчении социальногонедовольства в городе.
Административные реформы Юстиниана, вчастности запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникамсвидетельствуют о его стремлении ограничить произвол и коррупцию. В эпохуЮстиниана Константинополь окончательно превратился в крупнейший город империи,крупнейший центр производства – военного, предметов роскоши, судостроения иторговли. При Юстиниане был перестроен и обновлен Большой дворец, отстроены снеобычайной пышностью сгоревшие кварталы, был выстроен последний новый квартална противоположном берегу Босфора. На площади 24 кв. км жило в шестом векеоколо 350 тыс. жителей. Были отстроены и церкви столицы, фактически заново снеслыханной роскошью выстроена церковь св. Софии. Огромное строительство, какгражданское, так и церковное, было развернуто и осуществлено в империи,отстраивались государственные учреждения, дворцы и палаты правителей. Былопроведено и огромное военное строительство – целостной системы крепостей иоборонительных сооружений. При Юстиниане завершается становление многого,ставшего типично византийским в архитектуре, живописи, идеологии, эстетикеКонстантинопольской школы в самом широком смысле этого слова.
В итоге «Законы царя Юстиниана» долгое времяпродолжали сохранять славу и известность имени императора. Не менее важным былоего правление и с точки зрения сложения византийской культуры, особенностейвизантийского мировоззрения. Здесь, как и во многом, Юстиниановская эпохаскорее подвела итог, синтезировала тенденции предшествующего развития.
В какой – то мере в эпоху Юстиниана былиисчерпаны все серьезные возможности реформ во всех возможных сферах жизниранневизантийского общества – социальной, политической, идеологической.
8. Седьмой век в истории Византии.
Концепция «социальнойреволюции» императора Фоки, в известной мере апогея социально-политическогокризиса конца 6-го – начала 7-го веков, трактует это время как эпоху поворотаВизантии на путь феодального развития. Однако нет убедительных доказательствтого, что в правлении узурпатора, «солдатского императора» (602-610) произошломассовое «освобождение» крестьян. Известно, что «жестокий тиран», пришедший квласти в результате восстания армии и при поддержке значительной частиконстантинопольского населения, расправился с оппозиционно настроенной к немучасти знати. Однако это еще не подтверждает того, что в результате его«террора» произошли коренные изменения в составе господствующего классаВизантии.
В течение всего 7-го века Византия терпелакрупнейшие военные поражения, в стране шла ожесточенная внутренняя борьба.Победы в 628 году Ираклия над Ираном и временное возвращение захваченных ихвосточных провинций не были результатом коренных сдвигов, происшедших ввизантийском обществе.
Через десятилетие на смену Ирану пришелзначительно более грозный противник. Завоевание арабами восточных провинцийВизантии было осуществлено в тоже время, что и завоевания Ирана (636-6510). В634 году они вторглись в Сирию, в 638 пала Антиохия, затем Месопотамия,византийская Армения, Египет признал их власть в 641 г., в 642 г. былозавершено его завоевание, к 649 г. арабы дошли до Карфагена. К концу 7-го векав их руках оказалась вся византийская Северная Африка.
Вслед за завоеваниями восточных провинцийначались многочисленные завоевательные походы на территорию Малой Азии. Спомощью созданного ими флота арбы громили приморские города Византии. Онинеоднократно пытались с суши и моря овладеть Константинополем. Господство наморе перешло к арбам.
Только к началу 8-го века начинаютобнаруживаться более явственные признаки выхода Византийского общества изострого кризиса. Определенные его черты зафиксированы в знаменитом ЖитииФеодора Сикеота, в рисующем картину острой борьбы крестьян, колонов сземлевладельцами. Таким образом, ранневизантийское крестьянство сыграло свою ивидимо и, видимо весьма важную роль в преобразовании Византии, опираясь насохранившиеся у него права и внутренне укреплявшуюся общинную организацию.Считают, что в середине 7-го века большинство византийского крестьянства стыласвободным. Колонат умер как господствовавшая ранее форма зависимости.
Могуществ церкви в городе, казалось бы, дажевозросло в 7-м веке. Она прибирала к рукам мастерские обедневших ремесленников,земли городских собственников, давала ссуды купцам. Она казалась«спасительницей» города и в середине 7-го века была едва ли немогущественнейшем собственником империи.
События 7-го века в целом еще большеподняли значение столицы империи – Константинополя. Бесспорна роль внешнихфакторов в создании того исключительного положения, которое приобрелКонстантинополь в ранневековой Византии и во всем раннесредневековом мире. Нетолько потеря ею крупнейших городов восточных провинций и последующий разгромпроцветавших раннее крупных торгово-ремесленных центров побережья Малой Азии,островов привел к тому, что многие виды производств в течение 7-го века, всеболее сосредотачивались в столице. Он стал уникальным в империи центромпроизводства предметов роскоши, вооружения. С потерей Антиохии, Александрии,упадком других крупных городов приморских городов Константинополь стал иглавным и главным центром судостроения.
В социальной структуре 7-го века произошлисущественные изменения. Потеряло свое значение рабство, колона в деревне сменилсвободный крестьянин-общинник, собственник своей земли. Ушла в прошлое некогдамощная прослойка средних городских землевладельцев, куриалов. Во многомутратила свое прежнее значение и многочисленная ранневизантийская знать,сенаторское сословие.
Также произошли изменения в системеуправления империи. Ушла в прошлое старая диоклетиано-константиновская система,основанная на разделении управления гражданского и военного, делении территорииимперии на множество мелких провинций.
Город перестал господствовать над деревней.Городское население утратило свои прежние привилегии. Прекратились раздачи,свернулась городская благотворительность и благоустройство. Ушли в прошлоезрелища и бани. Горожанин мало, чем отличался по условиям своего существованияот селянина. Из привилегированного «полита» он превратился (за исключениемжителя Константинополя) в такого же подданного императора, как и все остальныежители империи. Утратили свое значение в политической жизни страны и партиицирка. Глубочайший кризис переживала и старая наемная, в значительной мереварварская армия. Правительство не имело достаточно средств ни содержатькрупную армию, ни регулярно оплачивать ее содержание. Отсюда и растущие военныенеудачи Византии.
В 7-м веке император вновь стал полководцем,с течением времени все более опиравшийся на армию, а не на сенат. В сложнойвоенной обстановке неизмеримо возрастала роль армии. Со становления фемногостроя утрачивали свое значение наемные войска, располагавшиеся в городах,городские ополчения цирковых партий. Фемный строй, военная организацияопирались на деревню. Свободные крестьяне становились главной военной силойстраны. Это были крестьяне занесенные в стратиотские списки-каталоги ипользовавшиеся определенными льготами в отношении налогов и повинностей в заменвоенной службы. Государство, испытывавшее острую нужду в деньгах, во многомосвобождалось от обязанности содержать армию на жаловании.
9. Первый период иконоборчества.
К концу 7-го века позициистарой гражданской знати в управлении страной оказались чрезвычайноослабленными, военная обстановка – предельно критической. Рабы ставили цельюутверждение своей власти над МалойАзией, готовились к захвату Константинополя. В 717 году город был осажден ссуши и моря. Критическая ситуация «отдала» власть в руки фемной знати.Императором стал Анатолик Лев 3 Исавр (717-741), положивший начало правлениюИсаврийской династии. В 718 году арбы вынуждены были снять саду и отказаться отпопыток овладеть столицей Византии. Это была важная переломная веха в истории страны– начало рождения средневековой Византии.
Иконоборчество зародилось как стихийноедвижение, однако с 726 года оно стало официальной государственной политикойправительства. Иконоборчество возникло формально как движение против почитанияикон, получившего известное распространение в 6-м веке и особенно в 7-м.
Борьба вокруг икон не была просто предлогом,удобным поводом для размежевания поляризовавшихся социальных сил. Она былапроявлением тех глубинных сдвигов, представлениях, которые в связи с перестройкой социальных отношений происходили в эпоху действительнонепосредственного перехода общества к средневековью. Иконоборчество в какой-томере зарождалось и как протест против богатой городской церкви с ее пышнымофициозным культом, бесчисленным паразитическим городским монашеством,античными традициями жизни городского духовенства. Оно было движением тех,которые преодолевали неизжитое старое, и способствовали формированию новойВизантии.
Было бы ошибочно рассматриватьиконоборческое движение только как верхушечное. Оно получило широкую массовуюопору в крестьянстве, что уточняет его социальные характеристики. Оно смыкалосьс формировавшимся, с 7-го века, развивавшимся павликанством. В последнемвозрождались идеалы раннего христианства, сдобренные более близкими по временисоциальными идеями манихейства.
Фактически общинное крестьянство на время«взяло» деревенскую церковь «в свои руки», создало свою религиозную организациюи в какой-то мере противопоставило ее официальной церковной. Отсюда понятно иразмежевание сил. Иконопочитатели – это, в первую очередь, ослабленное, номногочисленное старое городское духовенство, монашество, связанные с нимистарые городские собственники – ктиторы, остатки прежней гражданской знати изначительная часть зависимого от них городского населения и бедноты.
У нас нет доказательств того, что в своейиконоборческой политике Лев 3 ставил своей важнейшей задачей осуществлениеширокой секуляризации церковно-монастырских земель. Новейшие исследования всеменее характеризуют иконоборческую политику только как попытку новой знатисоздать мощное светское военное землевладение путем прис