Реферат по предмету "История"


История российского автомобиля

* * *

     Ровно 100 лет отделяет нас от 1896года,  когда  Е.А.Яковлев де-
монстрировал  первый русский  автомобиль  на Всероссийской промышлен-
но-художественнойвыставке в Нижнем Новгороде.

                           I. Первые шаги.

     Евгений Александрович Яковлев — в прошломлейтенант военного фло-
та.  Он начал проводить эксперименты с двигателемвнутреннего сгорания
в 1884 году. А в1889 году на собственный страх и риск организовал се-
рийное  производство керосиновых и газовых двигателейна основанном им
небольшом заводев Петербурге.
     Двигатели конструкции  Яковлева имели для того времени немало пе-
редовыхконструктивных особенностей (электрическое зажигание, съемную
головкуцилиндра,  смазку под давлением). В 1893году они экспонирова-
лись на Всемирнойвыставке в Чикаго и были отмечены премией. На  этой
выставке  был представлен один из первых автомобилей серийного произ-
водства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Этим необычным экспонатомза-
интересовалисьЕвгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фре-
зе,  инженер, владелец каретных мастерских вПетербурге. Решение пост-
роить подобнуюмашину родилось быстро.  Однакоосуществить его удалось
только через тригода. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фре-
зе по его заказу- ходовую часть и кузов.
     Что представляла собой эта машина?Четырехтактный двигатель с од-
нимгоризонтальным цилиндром размещался в задней части кузова и разви-
вал мощность1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а тепло-
обменникамиявлялись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в
задней частимашины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих
элементов ипатентованная свеча),  в то время как намногих двигателях
тех летприменялась калильная трубка.  Карбюраторбыл простейшим,  так
называемогоиспарительного типа (в отличие от современных карбюраторов
распылительноготипа). Его корпус в виде высокого цилиндра находился в
заднем  левом углу кузова.  Как и на всех другихдвигателях Яковлева,
выпускной клапанимел механический привод,  а впускнойклапан действо-
вал, как тогдаговорили, «автоматически» т.е. от разряжения. Трансмис-
сия состояла изрезиновых ремней со шкивами, посредством которых можно
было получить двепередачи вперед и холостой ход.  Передачивключались
рычажками,  помещенными на стойках слева и справа отрулевой  колонки.
передача заднегохода отсутствовала.


                                — 2 -

     Перед двигателем (он располагался узадних  колес)  под сидением
водителя ипассажира проходил поперечный ведущий вал с дифференциалом.
Насаженные на егоконцы звездочки через цепи передавали вращение ведо-
мым  звездочкам, соединенным  со  спицами задних ведущих колес шестью
стремянкамикаждая.  Судя по отношению диаметровцепных звездочек, ви-
димых насохранившихся снимках русского автомобиля, передаточное число
главной передачисоставляло около 5,45. Машина имела два тормоза. Руч-
ной тормоз (отрычага,  расположенного у левого бортакузова) действо-
вал на шинызадних колес,  прижимая к ним крохотныетормозные колодки.
Именно этоттормоз по современной терминологии являлся рабочим, а дру-
гой — ножной — выполнял вспомогательную роль и действовал на  ведущий
вал трансмиссии.
     Ходовая часть представляла типичнокаретную  конструкцию.  Машина
Яковлева  и Фрезе не была просто копией немецкой модели,  несмотря на
то, что к 1896году по Петербургу уже ездили четыре «бенца»: два — мо-
дели  «Вело» и два — «Виктория».  Справедливостиради следует отметить
разницу междурусской и немецкой машинами в двигателе рулевом управле-
нии,  в конструкции  колес  и других  деталей.  Кроме того,  первый
«Бенц-Вело»поступил в Петербург в мае 1895 года, когда даже подробное
знакомство  с  егоустройством не могло повлиять на основные конструк-
тивные решенияЯковлева и Фрезе.
     Первый русский  автомобиль с двигателем внутреннего сгоранияпро-
шел испытания вмае 1896 года, в июне отделка машины была закончена, 1
июля  она была экспонирована на Всероссийскойпромышленно-художествен-
ной выставке вНижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поез-
дки. Царь НиколайII при посещении выставки не удостоил его вниманием.
Тем не менееЯковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свои изделия  и
продолжали работунад «самодвижущимися экипажами». После смерти Яков-
лева его заводперешел в руки другого владельца, который не интересо-
валсяавтомобилями.

                         II. Завод«Лесснер».

     Два русских  завода «Лесснер»  в Петербургеи Русско-Балтийиский
вагонный завод вРиге пытались наладить производство отечественных ав-
томобилей.  Первый из них, основанный в 1853 году, делалстанки, паро-
вые котлы имашины,  арматуру к ним.  В 1901 году прекратило их произ-
водство,  ставшее невыгодным, и решило отдатьпредпочтение более перс-


                                — 3 -

пективнымизделиям.  Поэтому руководство заводазаключило  с  немецкой
фирмой  «Даймлер» договор постройки полицензии двигателей внутреннего
сгорания иавтомобилей.  Но не«Мерседесов», которые тогда выпускали в
Германии,  а сравнительно  малоизвестных  моделей, сконструированных
русским инженеромБорисом Петровичем Луцким на предприятии в Берлине.
К  производству автомобилей завод«Лесснер» приступил после того, как
Луцкой доставилдля демонстрации «2 моторные телеги», грузовики своей
конструкции,построенные на заводе в Германии. Каждая из этих двух ма-
шин развивала придвигателе мощьностью 12 л.с. 11 км/ч и могла перево-
зить  5 тонн груза. Демонстрация грузовых автомобилей в России прошла
успешно.
     В 1905 году завод «Лесснер» получил первый крупный заказ — пост-
роить дляпочтового ведомства 14 машин, первая из которых была собрана
26 марта.
     Что представляла собой эта модель?Двухместный автомобиль с вмес-
тительным ящикомдля писем; колеса с деревянными спицами; цепная пере-
дача идвухцилиндровый двигатель.
     С 1906 по 1909 год «Лесснер»изготавлял легковые автомобили четы-
рех моделей:  двухцилиндровые (12 л.  с.), четырехцилиндровые (22 и 32
л.  с.) и даже шестицилиндровые (90 л. с.). Всеони имели цепную пере-
дачу,  причем на двухцилиндровых моделях  применялась трехступенчатая
трансмиссия,  а на остальных — четырехступенчатая. На шассиэтих моде-
лей заводмонтировал кузова девяти разных типов. Кроме того, «Лессер»
выпускал игрузовики грузоподъемностью 1,2 и 2,0 тонн, а также пожар-
ные машины,фургоны, автобусы (всего 13 разновидностей).
     В 1907 году  «Лесснер» демонстрировална I Международной автомо-
бильной выставкев Петербурге почтовую машину,  грузовик,два легковых
автомобиля счетырехцилиндровым двигателем (32 л. с.) и шестицилиндро-
вым (90 л.  с.). На этой выставке фирма«Лесснер» получила Большую зо-
лотую медаль«За установление автомобильного производства в России».
     Оценивая роль завода в развитии русскогоавтомобилестроения,  пе-
тербургский  журнал «Автомобиль»  в 1908году после закрытия выставки
писал: «ВРоссии единственным заводом, строящим автомобили современно-
го типа, являетсязавод Лесснер… К чести этого завода следует припи-
сать тообстоятельство,  что он вдействительности строит свои машины,
а не собираетлишь их из-за граничных частей".
     Для поддержания производства и снижениясебестоимости заводу нуж-
ны  были не индивидуальные заказы,  а контракты на поставку на больших


                                — 4 -

партий машин. Чтопривлечь к себе внимание государственных учреждений,
онизготовил,  например в 1906 году,  машину с двигателем мощностью 22
л.  с. для Витте, председателя совета министровцарской России, выста-
вил  облегченный автомобиль в 1909 на гонкуРига-Петербург-Рига,  пре-
доставил царскомуправительству шасси для экспериментов с полугусенич-
ным  движителем Адольфа Кегресса.  В общей сложности за пять лет «Г.А.
Лесснер"изготовил несколько десятков автомобилей. После  октябрьской
революции  предприятие было  переименовано  в предприятие имени Карла
Маркса, которыйвыпускал станки и оборудование для текстильной промыш-
ленности.

                      III. Первые«Руссо-Балты».

     Русско-Балтийский вагонный  завод в Риге был основан в 1874 году.
Автомобильныйотдел на заводе был организован в 1907 году. Руководить
им  пригласили инженера Жюльена Поттера с бельгийского автомобильного
завода«Фондю».  Первую машину собрали8 июня 1909 года.  Машины имели
на радиаторенадпись «Русско-Балтийский», но в технической литературе
в последующиегоды за ними укоренилось наименование «Руссо-Балт».
     Автомобильный отдел  завода располагал к 1915 году 142 металлоре-
жущими станками.Производство в автомобильном отделе РБВЗ было постро-
ено на передовыхпринципах:  там была введена метрическаясистема (ар-
хаичнымдюймам,  вершкам и фунтам далиотставку),  широко  применялись
калибры дляконтроля деталей, а детали автомобилей выпускались крупны-
ми партиями сполной взаимозаменяемости деталей внутри партии без руч-
нойподгонки,  как практиковали иныероссийские фирмы.  Известно,  что
пионеромвзаимозаменяемости выступил в 1906 году  американский  завод
«Кадилак»,  и его принцип освоили, правда, при разныхмасштабах «Форд»
и РБВЗ.
     Первоначально при производстве автомобилейиспользовались импорт-
ные детали (валы,шестерни, радиаторы) и комплектующие изделия (карбю-
раторы имагнето). Затем завод начал строить и очень недурно автомоби-
ли пассажирские игрузовые целиком из частей своего же производства".
     Благодаря успешным  выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петер-
бург 1909года),  ралли (девятое место в абсолютномзачете ралли «Мон-
те-Карло"1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и про-
бег по Африке1913 года) автомобили «Руссо-Балт» получили  репутацию
надежных  и выносливых  машин и признаниеофициальных кругов.  Даже в


                                — 5 -

царском гаражепоявились два автомобиля русской марки. Некоторые высо-
копоставленные  лица и промышленники приобрели машины«Руссо-Балт»,  а
главное — заводполучил государственные заказы от военного ведомства.
     Автомобили РБВЗ  с успехом экспонировались на пяти выставках,  в
том числе вмеждународных автомобильных салонах 1910 и 1913  годов  в
Петербурге, ибыли отмечены пятью золотыми медалями.
     Начав автомобильную деятельность с выпускалегковых машин и стре-
мясь  получить казенные заказы,  РБВЗ взялся запостройку грузовиков,
изготовилнесколько несколько образцов автобусов, артиллерийских тяга-
чей,  пожарных машин и шасси для броневиков, корпуса к которым делал
Ижорский завод.
     Программа производства  легковых машин была довольно пестрой,  ее
основу составляличетыре базовые модели с двигателями рабочим объемом
2211,  3684, 4501 и 7235 см куб. соответственномощностью 25, 35, 40 и
60 л.  с. Они снабжались кузовами основных трехтипов (лимузин, торпе-
до,  ландоле). Особо следует отметитьполугусеничные автомобили, кото-
рые прошлииспытания в 1913 году.  В этом отношенииРБВЗ опередил  все
зарубежныеавтомобильные фирмы.
     Самой распространенной на РБВЗ былалегковая модель «С» (4501  см
куб.),  которая в разных модификациях выпускалась с 1909 по 1915 год.
Интересно, чтокаждая партия или, как тогда говорили «серия» машин мо-
дели  «С» отличалась  по  конструкции от предыдущей.  Таких серий (по
40-60автомобилей, а то и меньше) в истории модели «С» было по крайней
меревосемнадцать.
     Конструктивными особенностями машин«Руссо-Балт» было  применение
алюминиевыхсплавов для поршней (в опытном порядке), картеров двигате-
ля и коробкипередач, цепная передача к распределительному валу, широ-
кое использованиешарикоподшипников в коробке передач, переднем и зад-
нем мостах,подвеска заднего моста на трех рессорах, электрическое ос-
вещение,устанавливаемое по заказу.
     Машины «Руссо-Балт» обладалиисключительной выносливостью и проч-
ностью. Рекорддолговечности устанавила машина с шасси N: 14 из первой
сериизавода.  На ней журналист и спортсменАндрей  Платонович  Нагель
проехал  по дорогам центральной Европы,  СевернойАфрики менее чем за
четыре года (сиюня 1910 по январь 1914 года) в общей сложности  80000
км безкапитального ремонта.  На страницахжурнала «Аэро и автомобиль-
ная жизнь" в1911 году писал: "… для среднего провинциального клиента
не столько важнополучить автомобиль «новейшей марки», сколько автомо-


                                — 6 -

биль,  приспособленный к тем условиям,  в которых ему придется  рабо-
тать". И«Руссо-Балт» показал себя именно такой машиной.
     Сколько же всего автомобилей построил зашесть  лет  РБВЗ? Ранее
считали,  что 451 машину. Но эти данные не являютсяполными. Общее ко-
личествоавтомобилей, изготовленных РБВЗ по всем заказам, Составило на
основе анализа,проведенного историками, примерно 700-800 машин. Подт-
верждение  тому -  шасси  N:  610  довоенного «Руссо-Балта»   модели
«С24/40»,  участвовавшего  во Всероссийском испытательном пробеге 1923
года.
                                * * *

     Русские инженеры  разработали немало интересных новинок вавтомо-
бильнойтехнике.  Среди них следует назватьраспылительный  карбюратор
Потворского (1894г.),  электромобиль Романова (1899г.),  независимую
подвеску переднихколес Лидтке (1901 г.),  автомобильнуюэлектротранс-
миссию Фрезе(1905 г.), одноколейный автомобиль Шиловского (1914 г.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Mr Essay Research Paper Buddhism over JainismHinduism
Реферат Суннизм и шиизм в исламе. Культы и обряды православия и древних славян. Протестантские секты
Реферат Технология выгонки новых сортов тюльпанов с использованием различных
Реферат Анализ и диагностика фининсово хозяйственной деятельности предприя
Реферат Механические колебания в дифференциальных уравнениях
Реферат © Аман Газиев, 1995. Все права защищены © Плоских В. М., 1995. Все права защищены Произведение публикуется с письменного разрешения В. М
Реферат Женщина в современном обществе к истории гендерной проблематики
Реферат A Time Of Turbulence Essay Research Paper
Реферат Hester Prynne Essay Research Paper Hester stands
Реферат Hellenism On The Silk Road Essay Research
Реферат Letter From The Trenches Essay Research Paper
Реферат Заседание российского оргкомитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и двухтысячелетия
Реферат Методология и методы экономической теории 2
Реферат История административного деления Белоруссии
Реферат Русская Атлантида