1.Доиндоевропейскийпериод этнической ист. Б.
Натерритории Б. доиндоевропейским называется период, кот. охватывает время отпоявления человека на территории Б.(90 000 – 40 000 лет до н.э.) и доприхода индоевропейцев (конец 3 тысячелетия – начало 2 тысячелетия до н.э.), отсреднего палеолита (палеолит – древнекаменный век) – Мустьерскаяэпоха (150 000 – 35000 лет до н.э.) и до начала бронзового века.
Существуютразличн. теории происхождения и развития ч-а и ч-го общ-ва: сотворениебогом, внеземные концепции происхождения, но наиболее обоснованной явл. теория эволюции ч-а. Теория эволюции связывают происхождение ч-ас выделением его из животного мира. Особую роль в разработке данной теориисыграл английский исследователь Чарльз Дарвин (1809 – 1882гг.). В работе«Происхождение видов и половой отбор» (1871г.) на основании изучения ископаемых останков он обосновал точку зрения опроисхождении ч-а и современных обезьян от общихпредков, кот. населяли Африку, Азию, частично Европу 20 млн. лет назад. ФридрихЭнгельс (1820-1895гг.) обосновал доминирующую роль труда в процессе антропосоциогенеза («Роль труда в превращении обезьяны вчеловека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).Эволюцияч-а начинается около 4 млн. лет назад с появлением австралопитеков(“Homo habilis” – ч-к умелый). 1,6 млн. лет назад «Homoerectus» (человекпрямоходящий) освоил изготовление орудий труда. 150 тыс. лет назад распространяются неандертальцы («Homoneandertaensis»), кот. могли иметь зачаточные верования, что свидетельствовало озарождении абстрактного мышления. Эволюция неандертальцев привела к появлениюкроманьонцев. Неоантропы или кроманьонцы вытеснили неандертальцев и превратились в господствующий вид ч-а 50 тыс. – 40 тыс. лет назад и господствует до сих пор(«Homosapiens» — ч-к разумный).
Стоянкикроманьонцев, живших 30 тыс. лет назад обнаружены в Б., Украине, России.Отличия кроманьонца от неандертальца: сильное развитие височной и лобной долеймозга (совершенство мозговой деятельности); выступающий подбородок, высокий лоб.В целом в процессе биологической эволюциисформировались признаки характерные для ч-ка: прямохождение, манипуляторные особенности строения руки,нарастание массы мозга и усложнение его структуры и ф-ий.
Натерритории Б. ч-к появился в среднем палеолите (эпохаМустье 150 – 35 тыс. лет назад). До конца не разрешёнвопрос, на какой стадии эволюции ч-ка это произошло.Сторонники Поликарповича считают, что это моглопроизойти в межледниковый период 100 – 70 тыс. лет назад, на стадии неандертальца.Об этом свидетельствуют находки орудий труда около деревень Святиловичи,Обидовичи (Быховский р-н), Бердыж(Чечерский р-н). Однако не найдено стоянок и костныхостанков неандертальцев, которые могли быть уничтожены в последовавшийледниковый период. Сторонники археологов Будько и Колечицасчитают, что человек на территории Беларуси появился на стадии кроманьонца, очём неоспоримо свидетельствуют стоянки древнего ч-каоколо д. Бердыж и Юревичи (появились не ранее 26-23тыс. лет назад).
35– 10 тыс. лет до н.э. на территории Б. люди проживали только в южных районахсовременной Б. где была тундра и лесотундра. 18 тыс. лет назад ледник стоял полинии Гродно – Вилейки – Орша. Человек вёлприсваивающее хоз-во (собирательство, охота),изготовлял орудия труда (кремневые ножи, резцы, свёрла, проколки, скребки). Вэтот период человек имел уже сложную систему верований – зарождается анимизм(вера в духов и души), тотемизм (вера в сверхъестественное родство междучеловеком и животным), фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам, которымприписываются сверхъестественные свойства), культ мёртвых и женщины(плодородия). Зарождается искусство, которое являлось частью магическихобрядов.
Вмезолите (среднем каменном веке 9 – 6 тыс. лет до н.э.) ледник отступает, формируетсяречная сеть, меняется флора (лесотундра сменяется таёжными лесами), фауна(уходят на север овцебыки, северные олени; вымирают мамонты, шерстистые носороги;появляется дичь и мелкие животные), происходит заселение центральных и северныхтерриторий современной Б. Мезолитические стоянки найдены в Полесье, Принёманьи, Подвиньи и ВерхнемПриднепровье. В этот период широко распространяются лук и стрелы, что сделаловозможным индивидуальную охоту, а также охоту на мелких животных и птиц, что всвою очередь способствовало росту продуктивности охоты. Начали изготовлятьлодки. Неолит (новый каменный век, 5 – 3 тыс. лет до н.э.). Освоеноизготовление лепной керамики, ткачество, плетение, сверление, шлифование.Большую роль в присваивающем хозяйстве стала играть рыбалка. В Южной Б.создаются условия для «неолитической революции» — перехода от присваивающегохозяйства к производящему: от охоты к скотоводству, от собирательства кземледелию. Это превратило человека в субъекта, активно преобразующего природув своих интересах, что до сих пор является одной из основ развитиячеловечества. Стоит отметить, что неолитическая революция происходиланеравномерно, чем дальше на север, тем больше времени требовалось для переходак производящему хозяйству. Переход к производящему хозяйству на всей территорииБ. произошёл только в бронзовом веке.
Общественныйстрой. Начальную форму организации общества называют первобытным человеческимстадом. Первобытное человеческое стадо (не более 30 взрослых особей) – типорганизации древнейших и древних людей, характеризующийся переходным состояниемот животного стада к сформировавшемуся обществу. Поддержание огня, загоннаяохота, защита от животных и других человеческих коллективов (существовалолюдоедство), передача знаний, умений способствовали консолидации людей и выработкенорм и принципов взаимодействия людей в интересах коллектива. Начало эпохипервобытного человеческого стада совпадает с появлением искусственных орудийтруда (стадия синантропа), конечным рубежом является появление родового строя укроманьонцев (окончание Мустьрского периода (40 –35тыс. лет до н.э.)).
Настадии кроманьонца человек переходит от первобытного человеческого стада кматеринскому роду. Материнский род –первая упорядоченная форма организации общества, сменившая первобытноечеловеческое стадо, представляющая собой коллектив родственников, связанныйобщим происхождением по материнской линии, осознающих себя потомками общего далёкогопредка (реального или мифического), носящих общее родовое имя.
Причинывозникновения материнского рода:
1)женщины,играли важную роль во всех областях хозяйственной жизни и исключительную роль взаботе о детях, поддержании огня, ведении домашнего хозяйства;
2)вусловиях неупорядоченности половых связей и, следовательно, невозможностиустановить отцовство, отношения родства возможно было установить только поматеринской линии.
Половозрастное разделение труда не приматриархате создавало отношений господства и подчинения. Мужчины и женщиныспециализировались в разных, но одинаково общественно полезных сферах трудовойдеятельности, поэтому не возникало неравенства в положении полов. Главой родабыла женщина, а вождь-мужчина мог избирался для предводительства на войне илируководства охотой. Матриархат натерритории Б. господствовал вплоть до конца неолита, до прихода индоевропейцев.
Коллективныйтруд порождал общинную собственность на средства производства (землю, охотничьиугодья, сырьё, лодки) и результаты труда (добычу и т.д.). Отдельным лицампринадлежали только изготовленные ими ручные орудия труда (копья, топоры,луки). Однако распределение материальных благ производилось не поровну, а всоответствии полу, возрасту, интересам коллектива. Например, мужчины-охотники вслучае необходимости могли получить последние остатки пищи, чтобы, набравшисьсил пойти на охоту.
Внеолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития — создаютсякрупные объединения родов — племена, появляется межплеменной обмен имежплеменные связи.
Такимобразом, доиндоевропейский период на территории Б. – период историческогоразвития, когда происходило заселение человеком территории, сформировалсячеловек современного типа, произошёл переход от первобытного человеческого стадак материнской родовой общине, и племени, совершенствовались орудия труда итехнологии их изготовления, создались условия для перехода к производящему хоз-ву.
2. Индоевропейцы и финно-угрыв Европе и на территории Б.
Однойиз самых древних общностей на территории современной Беларуси, этническуюпринадлежность которой можно установить, являются финно-угры– народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнениюбольшинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта.Данную этническую общность можно локализировать между нижним течением Оби иверхним течением Печоры уже в 6-5 тысячелетии до н.э. Это населениепринадлежало к древнейшим формам уральской малой расы (зоны контакта междуевропеоидами и монголоидами). Распространение смешенных монголоидных иевропеоидных черт в Западной части восточноевропейской лесной полосысвидетельствовали о миграции финно-угров. К 3тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана и Сожа(археологическая культура гребенчато-ямочной керамики).
Основнымзанятием финно-угорских племён были охота и рыболовство. Жили они в строенияхнаподобие чум. На территории Бел. финно-угры оставилитакие названия рек и озёр как Двина, Свирь, Мордва.Во 2-1 тысячелетии до н.э. на территории Беларуси эти племена были ассимилированыиндоевропейцами. Однако в других регионах финно-угрыположили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми,удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси.
Дальнейшемупрогрессу чел-ва способствовало освоение изготовления бронзы (бронзовый век – 2тысячелетие до н.э.). Появление бронзовых орудий способствовало роступроизводительности труда, активизировало обмен между племенами. Однако врайонах, удалённых от месторождений меди и олова (составляющих бронзу), в т.ч.и в Б., наблюдается широкое использование каменных орудий труда.
Сбронзовым веком связаны существенные изменения в этническом облике Евразии. В 3тысячелетии до н.э. в восточноевропейскую лесную зону (куда входит и территорияБ.) с юга проникают племена скотоводов-индоевропейцев. Владея бронзовыморужием, скотоводством, которое обеспечивало человека продуктами питания итягловой силой, ведя к росту населения, земледелием, имея более жёсткуюсоциальную структуру (патриархат), индоевропейцы смогли занять территории,местных неолитических племён, а также продвинуться в ареал расселения финно-угорскихплемён.
Киндоевропейским относятся индийские, иранские, италийские, кельтские,германские, балтийские, славянские, а также армянский, греческий, албанский инекоторые мертвые языки: хетто-лувийские, тохарские, фригийский, фракийский,иллирийский и венетский. Сейчас индоевропейцынаселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира. Выявлениеобщих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к 5-4 тысячелетию до н.э.
Концепциипрародины индоевропейцев.
Северогерманскаяконцепция. Согласно данной теории прародиной индоевропейцев (ариев) является Северная Германия и Южная Скандинавия, ноиндоевропейцы—скотоводы, а скотоводство в Европе распространялось с юга насевер. На Балканах скотоводство и земледелие появились раньше, чем СевернойГермании, что доказывает продвижение индоевропейцев с юга на север, а ненаоборот.
-Балканскаяконцепция. Действительно, это самый древний очаграсселения индоевропейцев на территории Европы, но найдены более древние ареалырасселения индоевропейцев (Малая Азия).
-Восточно-анатолийскаяпрародина. Тщательный анализ лингвистических материалов, следов общих мифов,сохранившихся у индоевропейских народов и сопоставление этих данных срезультатами исследований палеобиологов позволилиопределить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев районсовременной Малой Азии (территория Турции) – Восточную Анатолию в районе озёрВан и Урмия. В праиндоевропейскомязыке имеются также заимствования из древних семитских языков (предки арабов,древних евреев, ассирийцев) и картвельских языков (предки грузин), которыемогли иметь место не позже 3 тыс. до н.э. Расселение индоевропейцев по Европе иАзии происходило в 4-3 тысячелетии до н.э. Миграция индоевропейцев быланаправлена на восток и на запад. На западе индоевропейцы через Малую Азию вышлик Эгейскому морю на Балканы (4тысячелетие до н.э.). Обогнув Черное море и пройдя через территорию современныхБолгарии и Румынии, проникли в Молдавию и Правобережную Украину (трипольскаяархеологическая культура—4-3 тыс-е до н.э.).
Частьиндоевропейцев (индо-иранские племена) пошла навосток через Иранское плоскогорье, дошла до современной китайской провинцииСиньцзян и Индостана. Через Афганистан и Среднюю Азию, пройдя между Каспийскими Аральским морями, вышла в приволжские степи, а потом к Днепру (древнеямная культура). Иранские племена индоевропейцев (ккоторым относятся и скифы), осевшие в Причерноморье и Среднем Приднепровье далиимена рекам Днепр, Дон, Днестр, Прут, Чечора, Нача. На рубеже 3 и 2 тысячелетий до н.э. индоевропейскиеплемена Среднего Приднепровья начали расселяться на север, с этого момента начинаетсяновый этап в этнической ист. Б. — индоевропейский, который продолжается до сихпор.
Расселившисьпо Европе индоевропейцы распадаются на отдельные этнические общности.Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветвиотносятся языки: восточногерманский – готский (мёртвый), северогерманские –шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские – английский,немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселиласьсеверная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов(восточнобалтийские языки: литовский и латышский; западнобалтийские языки – вымершие языки племён, живших наСевер от Припяти, на Восток от Западного Буга до Оки). На территории междуверховьями Одры (Одера) и Припяти формировалась славянская ветвь индоевропейцев.
В 1тыс. до н.э. на территории Восточной Европы появились археологические культурыжелезного века (Зарубенецкая и Милоградскаяна территории Беларуси). Освоение технологий получения железа из болотной рудыи его обработки привели к появлению железных орудий труда и оружия, которыеполностью вытесняют из этой сферы кремний, что способствует существенному росту производительности труда и появлениюизлишков.
3. Формирование восточных славян. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
Формированиевосточных славян происходило в 1тысячелетии н. э. на фоне «Великого переселения народов», крушения античнойцивилизации, становления феодализма и государственности предков современных европейскихнародов.
Средиархеологических культур на территории Вост Евр в начале первого тысячелетии н.э. можно отметить Черняховскуюархеологическую культуру (Причерноморье, Среднее Приднепровье), Зарубенецкую археологическую культуру (Черниговщина,Белорусское Полесье), культура штриховой керамики (Центральная, Северо-западнаяБеларусь, Виленщина), днепро-двинскаякультура (Северная, Северо-восточная Б.). Все они за исключением Черняховскойи, возможно, частично Зарубенецкой принадлежализападным балтам.
Черняховскаякультура, археологическая культура (конец 2в. — начало 5в.) располагалась влесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе долевобережья Днепра на востоке, занимались земледелием и скотоводством. Жили вбольших неукрепленных поселениях; жилища — наземные и землянки — располагалисьрядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большимпатриархальным семьям, превышала 100 м. кв. Подъём земледелия обусловлен использованием плугаи рала с железными наконечниками; волы использовались как тягловая сила. Былиразвиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное,косторезное ремёсла, но мастера работали преимущественно на заказ и лишьчастично на рынок. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Вовнешней и внутренней торговле использовалась римская монета. Черняховскаякультура создана племенами различного этнического происхождения (готы, поздниескифы, древние славяне – анты и венеды), упоминаемыми древними авторами натерритории её распространения. Факт многоэтничностиподтверждается, в частности, наличием локальных особенностей вдомостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Данная культурабыла уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в., однако существует гипотеза оперерастании её в древнерусскую культуру. Черняховская культура была уничтоженанашествием племенного союза во главе с гуннами (последняя треть 4 в. н. э.)Центром «гуннской империи» в Европе стала Панония(нынешняя Венгрия), где до этого жили славяне.
Подвижкиплемён в Центральной Европе непосредственно затронули прародину славян, котораярасполагалась между верховьями Одры (Одера), Вислы, Припяти, Днестра. Славянепришли в движения и в результате расселения в V-X вв. славяне разделились натри главных диалектных ареала: 1) южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов); 2) западный (предкичехов, словаков и поляков); 3) восточный (предки русских, украинцев и белорусов).
Ситуацияв Восточной Европе накануне и в периодрасселения восточных славян на север отПрипяти. К началу расселения славян на север и северо-восток от Припяти (конец7 — начало 8 вв.) в Вост Евр складываются новые государства —Хазарский каганат (650г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ иВосточный Крым и Волжская Булгария (670г.) в среднемтечении Волги. Тогда же Балтийское море начинает превращаться в областьактивных торговых контактов различных народов, населяющих его берега.Осваивается трансевропейский торговый путь «из варягв греки», который в свою очередь использовали славяне в процессе расселения поВост. Евр. из районов Приприпятьяи Среднего Приднепровья.
Динамикарасселения славян в Вост Европе. 6вв. славянелокализировались в Приприпятьи и прилежащих районахСреднего Приднепровья (Пражская археологическая культура – первая неоспоримаславянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья,включая Припять, Ясельду и Горынь).В 8-9 вв. происходит массовое расселение славян в Вост. Евр.
Натерритории Б. славяне столкнулись с балтскими племенамииндоевропейцев, но взамоотношения между ними имелипреимущественно мирный характер. Хозяйственный строй вост. славян. Главнымзанятием восточных славян в данную эпоху было земледелие искотоводство в сочетании с различногорода промыслами (охотой, рыболовством,бортничеством (сбор меда и воска диких пчел)). Чем дальше на север, тем большезначение имели промыслы, кроме того, во внешней торговле особенно со странамиВостока и Византией, особую роль играл экспорт мехов, которым в ту пору былибогаты таёжные леса, заселённые славянами. Славянам, как и балтамбыла известна подсечно-огневая системаземледелия, когда деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затемвыкорчевывали и сжигали, участок использовали до Фрагменты плуга были найденыкак в лесостепной зоне (Укр), так и в лесных,датируются они периодом расселения славян по Северо-вост.Евр. Кроме того, есть предположение о том, чтославяне заимствовали на окраинах Древнеримской империи двух и трёхполье(севооборот), что позволяло продлить период использования земли и создавалооснову для экономического и социального доминирования над балтами.Кроме того, укреплению позиций славян в в северных ицентральных районах Вост. Евр. способствовало увеличениепосевов ржи и овса, прежде занимавших незначительное место. Рожь в даннойклиматической зоне давала большие урожаи, чем пшеница. Славяне способствовалираспространению в северо-вост. Евр.дуговой и шлейной упряжи, которую они заимствовали у Рима (шлейная упряжь) ивосточных кочевников (хомут), и чуть ли непервые в Евр начали пахать на лошадях, а не наволах. Это дало возможность значительно увеличить производительность труда.Славяне приносят на север хлебную печь, но трансформируют её в главный элементжилища (вместо очага-камина)
Общественныйстрой. и полит. превосходство славянспособствовало созданию более крупных общностей — союзов племён, кудавключались как славянские, так и балтские племена, что способствовало мирной ассимиляции балтов, которые всё же смогли передать части восточных славяннекоторые черты своей дух., мат. культуры и антропологические особенности, чтостало одной из предпосылок этногенеза белорусов. На территории Бел.образовалось 3 союза племён, где доминировало славянское начало: кривичи, дреговичи, радимичи.
Возникновениесоюзов племён свидетельствовало о переходе от кровного или мифического родствакак консолидирующего фактора к территориальному единству, что можетрассматриваться как серьёзный шаг к государственности и как предпосылка кпереходу от племени (совокупности брачующихся родов) к следующей историческойформе этноса – народности. Политическая власть, охрана порядка, защитатерритории принадлежали вождю, совету старейшин и полноправным мужчинам.Решения племенного центра были обязательны для выполнения на периферии.Расселение славян на больших территориях в окружении местных балтских и финно-угорских племён только содействовала усилению территориальной консолидацииславян и привела к быстрому вызреванию гос-ти,которая формируется у них уже впериод колонизации Сев-вост и Юго-востЕвр.
Ещёодним признаком разложения родоплеменного строя и создания предпосылок дляперехода к государственности был переход от кровно-родственной общины ктерриториальной (соседской). Такая община называлась вервь, мир. Вокруг общинногоцентра располагались «семейные общины» (могли отстоять друг от друга нанесколько десятков километров), которые сочетали большие семьи (неразделённыесемьи, где ведут совместное хозяйство несколько поколений близкихродственников) и малые семьи (родители и их дети). Община обладала собственностью на землю,пастбища, леса, но не могла претендовать на результаты индивидуальной трудовойдеятельности общинников, что способствовало накоплению богатства в наиболееудачливых семьях и увеличивало их влияние на жизнь общины. Члены соседскойобщины признавали власть общинного центра, а тот подчинялся племенному центру,который в свою очередь признавал власть центра союза племён. В противномслучае, не подчиняющийся мог рассматриваться как чужак и в случае необходимости,превратиться в военную добычу окружающих.
Такимобразом, восточнославянская колонизация Вост Евр ускорила процесс разложения родоплеменного строя ипереходу к гос-ти. Кроме того, балто-славянскоесмешивание при доминировании славянского начала повлияло на процесс этногенезабелорусов – этноса, который доминируетна этой территории до наших дней.
4.Происхождение христианства. Славяне и христианство.
Христианство возникло в Палестине в 1в.н.э.
Первоначальноосновой раннехристианских общин были рабы,вольноотпущенники, мелкие ремесленники, но во 2-3 вв. серьёзным влияниемначинают приобретать представители сенаторства и военных кругов, чтоспособствовало ликвидации социального радикализма в христианстве. К 4 в.императорская власть Рима восприняло христианство, как идеологическую основуконсолидации многоэтничной империи и средство успокоения трудящихся масснадеждами на воздаяние после смерти. Став государственной религией Рима,христианство начало приспосабливаться к политической жизни и политическойдецентрализации. Основные противоречия возникали между Римом и Константинополем.
Динамика распространения христианства в Евр:
1в.–зародилось в Палестине;
4в.–принятов качестве государственной религии в Римской империи;
5в.–христианство принимают франки, ирландские кельты;
6в.–христианизируетсяШотландия;
7в.–принялихристианство англосаксы и алеманы;
8в.–фризы,даны, альпийские славяне;
9в.–южныеи часть западных славян, шведы;
10в.–поляки, венгры, восточныеславяне (988г.);
Причины принятия христианства вост.славянами:
1.Христианствопредставляло идеологическую основу для централизации государства.
2.Христианствооправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего не возможно развитиеэкономики.
3.Христианствоспособствовало росту внешнеполитического значения Руси в христианской Европе.
Вотличие от Древнего Рима, гдехристианство распространялось из социальных низов к господствующим слоям, увосточных славян сначала христианство принимали представители правящейдинастии, стремящиеся утвердить свою власть над «соотечественниками», в томчисле и над родственниками. Киевский князь Владимир стоял перед выбором междуиудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария)и христианством. Выбор Владимира в пользу христианства был обусловлен тем,христианские государства представляли наиболее активную силу в Евр и путь из варяг в греки ориентировал на сотрудничествоименно с ними. Выбор в пользу восточного христианства был обусловлен тем, чтоВизантия представляла собой высокоразвитое государство, входившее в зонунепосредственных экономических интересов Руси, кроме того, династический брак сВизантией повышал влияние Руси в христианском мире. В 988г. Владимир крестил Русь и женился на сестре Византийскогоимператора Василия II — Анне. В 992г.была основана православная епархия в Полоцке. Распространение христианства вПолоцком княжестве происходило мирно, в отличии от Новгорода и, возможно, Турова. В Новгороде знать и языческие жрецы подняливосстание, т.к. распространение христианства укрепляло власть Киева.
Распространениюхрист-ва способствовали такие деятели того периода как Ефросинья Полоцкая,Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский, а также князья, которые властью своей исредствами поддерживали строительство соборов, монастырей, дарили им земли.
Значение принятияхрист-ва.
Христ-воспособствовало не только культурному прогрессу, распространению письменности наславянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртваялатынь), но и содействовало политической централизации и культурнойконсолидации восточных славян.
Принятиехристианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установленыширокие политические контакты, в частности посредством брачных связей справящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др.
Такжепринятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно сразвитием феодализма, чему в Европе способствовало принятие христианства,связано понятие «Средних веков». Средневековье — условное название периода,который следует за рабовладельческим или первобытнообщинным строем ипредшествует зарождению капиталистического общества.
Феодализм– общественный строй, основанный на сочетании крупнойземельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйстваосновных производителей материальных благ того времени — крестьян,эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэк.принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда поправу на феодальную земельную ренту. Земельная рента – натуральная, денежнаяили отработочная плата феодалу за пользование землёй. Формы феодальной ренты:барщина, натуральный или денежный оброк, церковная десятина.
Утвердившаясяв период феодализма относительная хозяйственная самостоятельность крестьянина(в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе) создала условия дляповышения производительности труда. Этим определяется историческаяпрогрессивность феодализма по сравнению с рабовладением и первобытнообщиннымстроем.
5.Создание объединенного древнего восточнославянскогогос-ва (862 – 1125гг.) Княжества на территории Б. ЗапЗемли Руси и Киев.
Первыегосударственные образования на территории Беларуси относятся к Древнерусскомупериоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов.Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, — Полоцкое(кривичи) и Туровское (дреговичи).
Концепции происхождения Древнерусскогогосударства.
1. Норманнская теорияутверждает, что государственность у восточных славян была привнесена извневарягами (норманнами), а сами славяне находились на стадии родоплеменногостроя, и только подчинение их варягами способствовало становлению государства.
Варяги— (от древнескандинавского vaeringjar –воин), собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин“варяги” возник, видимо, в конце 9 — начале 10вв. В правовых текстах XI—XIIIвв. варягами называются иноземцы вообще.
Норманны (заподноевропейский аналогтермина «варяги»)— от скандинавского northman — северный человек, название, под кот в Зап Евр были известны народы Скандинавии в период их широкойэкспансии конца 8- середины 11вв. (в самой Скандинавии участников походов называливикингами, т.е. воинами).
Варягине могли оставить без внимания водный путь «из варяг в греки»: из Византии поДнепру, из верховьев Днепра волоком до Ловоти, по Ловоти до озера Ильмень, из него по Волхову в озеро Нево из того озера в море Варяжское (Балтийское).
Действительно,летописные и археологические источники подтверждают факты присутствия варягов в9-10 вв. в Новгороде,Киеве, Полоцке и др. экономических и административных центров восточнославянскихплеменных союзов. «Повесть временных лет» указывает на призваниеславянами Новгорода и Полоцка варяжских князей. Однако сам факт призванияговорит о существовании определённых общественных и политических институтов,характерных для ранней государственности (социальная иерархия (знать), вечевойсход, призвавший варягов, сам «пост» князя с соответствующимифункциями). Таким образом, приход варягов не принёс славянам государственности,а лишь способствовал её развитию.
2.Антинорманские концепции— отрицают факт влияния варягов на образованиедревнерусской государственности, пытаются доказать, что варяги и сам Рюрик либо славяне (возможно полабские),либо отрицают реальность персоны «летописного Рюрика»,либо утверждают, что варяги нанимались восточнославянскими землями-княжествамитолько как воины, для защиты интересов славянской знати. Однако естьдоказательства реального существования Рюрика (взападноевропейских источниках – Рорих граф Ютландский).
3. КонцепцияНикольского утверждает, что государственностьу восточных славян стала следствием принятия христианства (988г). Несомненно, в результате христианизации была установлена«освещённая Богом» централизованная власть Киевского князя (главногов роду Рюриковичей), укрепляется этно-религиозное самосознание,утверждавшее принадлежность различных княжеств Руси и их жителей кдревнерусской государственной и этно-религиознойобщности («Земля русская» — т.е. «земля восточнославянская,православная», русичи = христиане (восточные(православные) христиане)). О