Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "История"


Искусство Византии IV-V века

Российский государственный университет имени И. Канта.
Реферат
Искусство Византии IV-Vвека
Выполнил:
Студент Iкурса
Исторического факультета
Специальности история
Калининград 2009 г.
Искусство Византии IV-Vвека
Одиннадцатого мая 330 года император Константин основалстолицу Восточной Римской империи. Границы города, который он назвал в своючесть Константинополем, император определил сам. Согласно легенде, длиннымкопьем начертал он на земле расположение будущих городских стен, которые должныбыли сомкнуться кольцом, включив в себя семь холмов по берегам залива ЗолотойРог и Мраморного моря. Размеры Константинополя, какими их установил император,превышали в пять раз не только территорию, занимаемую греческим городомВизантией, с древних времен стоявшим на этом месте, но даже сам Рим.
Место, выбранное для столицы, оказалось весьма удачным ввоенном и торговом отношении. Константинополь находился на границе Европы иАзии. Он господствовал безраздельно над Черным морем и ВосточнымСредиземноморьем. Особенно возросло его значение после разрушения Рима готами ивандалами.
В то время как Западная Римская империя постепенно приходилав упадок, восточные провинции, получившие теперь новую столицу, расцветали. ЖивучестьВосточной Римской империи, окончательно отделенной от Западной в 395 году, былаобусловлена многими причинами. Прежде всего здесь, в отличие от Запада, вантичную эпоху рабовладение не приобрело большого значения. Труд свободныхремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, сами города даже вэпоху средневековья продолжали оставаться экономическими и культурными центрами.В деревнях же важную роль играло общинное крестьянство. Однако с разложениемрабовладельческого строя и развитием феодальных отношений свободного колонастали прикреплять к земле, а власть крупных земельных собственников еще болееувеличилась.
Константинополь строился как церковный центр с сильнойимператорской властью и гибким аппаратом управления. Пришедшая на смену язычествухристианская религия способствовала укреплению власти императора. Он — наместникбога на земле. Отсюда неограниченность его полномочий.
Восточная Римская империя, которая уже гораздо позднее сталаназываться Византийской, занимала обширные территории. В её состав входили Балканскийполуостров, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет,острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии,часть земель в Крыму. Этнический состав населения был самым разнообразным.
Новую столицу Константин хотел видеть достойной своей империи,потому не только размером, но и блеском она должна была затмить Рим. Немедляимператор начал строительство каменных городских стен, дворцов, храмов, домовзнати, которую насильственно переселил сюда. Пересекающиеся под прямым угломширокие улицы города, и особенно центральную Мессу, украсили многочисленныеантичные скульптуры. Их привозили из всех частей древнего мира. По традиции, в центреКонстантинополя отвели место для форума. Он получил овальную форму, и оба егоконца завершили триумфальные арки. Середина овала была отмечена порфировойантичной колонной со статуей Аполлона, которую впоследствии заменили скульптуройс изображением Константина, а затем Феодосия.
В связи с тем, что одной из основных задач императоров сталоукрепление и распространение новой религии, они особенно заботились о воздвижениихрамов. Однако новый тип церковного здания не был еще создан в это время. Втечение двух первых веков с момента Миланского эдикта (313 год), сделавшегохристианство официально признанной религией, для церквей использовались дватипа зданий, первоначальное назначение которых в античности было светским.
Первый — центрическая постройка, имевшая в плане квадрат,круг, восьмиугольник либо равноконечный крест, предназначалась в основном длякрещален. Ее применяли и для церквей — мартириев, то есть храмов, которые воздвигалисьна месте погребения или казни какого-нибудь из святых — тех, кто в период гоненийна христиан подвергся мучениям от язычников.
Вторым, основным типом храма в этот период стала базилика — вытянутоес запада на восток здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части,называемые по-гречески нефами, то есть кораблями. Нефы, число которых достигалотрех или пяти, проходили с запада на восток. Центральный неф часто строилсявыше боковых, и верхние части его стен прорезали окна, необходимые дляосвещения. Продольные нефы в западной части храма пересекались поперечным — нартексом,что усложняло внутреннее пространство базилики. Все храмы ориентировались навосток, так как там, по представлению христиан, находился центр земли — Иерусалим.На востоке в полукруглом выступе апсиды располагался алтарь. Характерную черту архитектурыбазилики составляли деревянные, балочные, открытые во внутреннее пространствохрама перекрытия. Перед входом в здание обычно располагался двор — атриум,окруженный со всех сторон крытой колоннадой.
Своеобразие оформления византийских храмов заключалось вконтрасте между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид церкви поражал суровойгладью стен, совершенно лишенных, особенно в этот ранний период, элементов декора.Простота экстерьера христианской церкви возникла как противопоставлениебогатому внешнему декору античного храма. Христианские идеологи стремилисьобосновать такое распределение декоративных элементов в архитектуре церкви исравнивали ее с верующим человеком. Подобно смиренному христианину, с егобогатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнуто строг всвоем экстерьере. Вот почему в византийских храмах декорировался в основноминтерьер.
При Константине в новой столице велось строительствомногочисленных церквей, среди которых выделялась своими размерами базилика св. Софии.Однако от построек этого времени в Константинополе ныне ничего не сохранилось: всеони были значительно переделаны или уничтожены в более позднее время. Самая ранняяизвестная нам теперь церковь столицы — базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря(463 год). Она дошла до нас сильно перестроенной и частично разрушенной. Широкорасставленные колонны с мощными капителями, декорированными тонкой резьбой,отделяли друг от друга три довольно коротких нефа этого храма, когда-топринадлежавшего константинопольскому патриарху. Центральный, более широкий, нефна востоке завершался апсидой, полукруглой в интерьере и многогранной снаружи.
Гораздо лучше сохранились храмы, строившиеся в эти первыевека после принятия христианства в провинциях. Основание Константинополя вовсене означало упадка других городов империи. Среди них Александрия в Египте иАнтиохия в Сирии еще долгое время продолжали сохранять свое былое значение центровкультуры. Новая столица могла многому поучиться у этих древних городов с ихбогатыми традициями не только в области архитектуры, но и изобразительногоискусства.
В провинциальных постройках сохранялись некоторые местныечерты, характерные только для этих частей империи и обычно унаследованные отантичной архитектуры. Так, в сирийских базиликах, о которых можно судить,скажем, по храму иКалб-Лузе, внутренняя колоннада часто заменяласьнизкими массивными столбами, связанными в продольном направлении широкимипролетами арок.
Среди храмов центрического типа, возникших в эти годы вдалиот Константинополя, хорошо сохранился храм-мавзолей и Риме (около 350 года) надмогилой св. Констанции — очевидно, сестры императора Константина.
Он представляет собой ротонду, центральный, более высокийобъем которой перекрыт куполом. Барабан купола покоится не на наружных стенах,а на внутреннем кольце сдвоенных колонн. Интерьер здания освещается окнами,расположенными в этом барабане. В восточной части храма над могилой св. Констанциибыл поставлен привезенный из Египта порфировый саркофаг (ныне в музее Ватикана).Богатство оформления интерьера создавалось прежде всего мозаиками купола, атакже многочисленным резным декором капителей, карнизов, архивольтов. Некоторыерельефы были взяты из античных построек.
Огромным достижением ранневизантийских архитекторов явилосьусовершенствование принципов возведения купола над квадратным основанием. Сводчатыесооружения Древнего Рима обладали большой массой. Силам давления сводов противопоставлялисьзначительные массы толстых стен. Византийские сооружения — качественно новаяступень в развитии сводов и куполов. Она характеризовалась появлениемконструктивного каркаса. Прямоугольные структуры, определяющие план сооружений,получили возможность гармоничного сочетания со сферическими. В середине V века в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне переход квадратастен к круглому основанию купола был осуществлен за счет четырех сферическихтреугольников — парусов. В то же время ветви «креста», расходящиесяот подкупольного квадрата, перекрыты полуциркульными сводами.
Интерьеры наиболее богатых храмов империи оформлялисьмозаиками.
Техника этого особого вида монументального искусства былазаимствована средневековыми художниками от античных. Однако в античную эпохумозаикой украшали чаще всего пол здания. Теперь же композиции разместили настенах. Их стали выкладывать не из гальки, но из смальты. Кубики смальты — стекловидноймассы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем обожженной,составляли яркие композиции. Кубики несколько отличались друг от друга по формеи размеру. Из них составлялась не идеально гладкая поверхность. Каждый кубикбыл положен под некоторым углом к другому, затвердевая так в известковомрастворе основы, на которую накладывался. Неровная поверхность подчеркиваларазнообразие цветовой окраски смальты, создавала мерцание её тона.
С IV века, со времени правленияКонстантина, живопись, и прежде всего та, которая оформляла интерьеры храмов,стала основным видом изобразительного искусства. С этого моментаустанавливается её преобладание над скульптурой, которую постепенно всё болееотвергали как напоминавшую о языческих богах.
В мавзолее св. Констанции в Риме мозаика ещё в основноморнаментальна. Сцены сбора винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы,павлинов, декоративных веток можно даже, если забыть о символизме христианскогоискусства, принять за языческие сюжеты. Между тем виноград — символ Христа, авиноградное вино — символ его крови, пролитой им ради искупления грехов людей. Павлин- символ вечности, то есть загробной жизни, уготованной христианам. Ветки,цветы, павлины в мавзолее св. Констанции свободно размещены на синем фоне,который напоминает о небесной сущности всего изображенного.
Символика стала пронизывать собой не только византийское, нои все европейское искусство. С течением веков она сложилась в систему, строгообоснованную теологами. Но впервые язык новых символов возник еще тогда, когдахристианство было гонимой религией. Тайные его приверженцы, помещая на стенахсвоих погребальных камер — катакомб изображения, должны были скрыть их смысл отязычников. Художники в катакомбах начали изображать символы Христа — пастуха,виноградную лозу, рыбу. О присутствии Христа напоминал крест. Язык символовоказался универсальным, с его помощью можно было придать изображениюмногозначность, выразить глубокий смысл. Именно поэтому он сохранился ипродолжал развиваться после объявления христианства господствующей религией.
В V веке, через столетие послевыполнения мозаик в мавзолее св. Констанцы в Риме, в другом мавзолее — ГаллыПлацидии в Равенне — уже появились большие сюжетные композиции. Среди них — изображениеХриста как Доброго Пастыря. Образ молодого пастуха в свободной короткой туникечасто встречался среди памятников античного искусства Его заимствовали первыехристианские художники, когда они стали изображать на стенах катакомб Христа в видепастуха Язычники, преследовавшие христиан, могли принять такое изображение забога Гермеса. Но христиане видели в этом образе напоминание об одной изпервостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ. Тип Христа — ДоброгоПастыря оставался основным и после официального признания христианства. Такизображали Христа в скульптуре таким он появился в мозаичной композиции в мавзолееГаллы Плацидии.
Христос сидит в саду, который символизирует рай. Он окруженовцами — символами душ праведников, попавших в рай. Однако не только в темеэтой сцены проявляется ее средневековый характер.
Симметричные композиции становятся самыми излюбленными усредневековых художников. Они отличаются более репрезентативным, по сравнению сасимметричными, характером. Их предпочитают христианские живописцы, желаяподчеркнуть значение изображенных персонажей. Христос представлен в центрекомпозиции. Трем овцам справа от него соответствуют три овцы слева. ЗначениеХриста подчеркивается не только его центральным положением, но и позами овецповернувшихся к нему. Свободное движение Христа классические пропорции егофигуры, скалистый пейзаж еще напоминают об античных памятниках. Фронтальность постановкиторса, симметрия композиции, некоторая плоскостность фигуры появились в этоймозаике как результат воздействия на христианских художников древнеговосточного искусства (Двуречья, Египта). В композиции мавзолея Галлы Плацидиивокруг головы Христа мозаичисты изобразили нимб — символ святости, атрибут,правда не всегда обязательный, всех христианских персонажей.
Вернемся вновь в Константинополь, покинув на некоторое времяпровинциальные города империи. Мозаик IV — V веков здесь сохранилось немного (сейчас находятся в музеемозаик в Стамбуле). Это те, которые украшали полы дворцов и домов знати, а нестены храмов. Их авторы, изображая пастухов, птиц, животных, гирлянды цветов,Медузу Горгону, повторяли античные образцы.
Если мозаики сохранились плохо, то произведения скульптуры,которые украшали улицы Константинополя во времена первых византийскихимператоров, дошли до наших дней в большом числе.
Центром культурной и общественной жизни города еще приКонстантине стал ипподром. На его трибунах во время празднеств, чтобыпосмотреть театральные представления, увидеть борьбу с дикими зверями, бега,собирался весь город. ' Линия, делившая по длине прямоугольник поля ипподрома (длина170 м, ширина 40 м) на две равные части, была украшена специально привезеннымив столицу древними памятниками. Здесь, в частности, была помещена такназываемая змеиная колонна, доставленная сюда из Дельф и получившая своеназвание потому, что ствол ее составили три переплетенные змеи. Недалеко от неебыли установлены при Феодосии I (381 год) египетскийобелиск с картушем Тутмоса III, привезенный из Карнакаеще при Юлиане Отступнике, а также бронзовые кони, приписываемыедревнегреческому скульптору Лисиипу (впоследствии, в 1204 году, вывезены венецианцамидля украшения собора св. Марка). При Константине скамьи ипподрома былидеревянными. Только гораздо позднее их заменили каменными.
Церемониям, происходившим на ипподроме, придавалось большоезначение, византийские художники стремились запечатлеть их во многихизображениях. На постаменте уже упомянутого египетского обелиска был позднеепомещен рельеф с изображением императора Феодосия. Он, его семья, егоприближенные смотрят на побежденных германцев. Император встал, держа вопущенной руке венок победителя. Он и придворные выделены размером по сравнениюс изображенными ниже зрителями и германцами. Уже в этом рельефе IV века проявилась одна из основных особенностейсредневекового искусства — разномасштабность, не вновь изобретенная, нозаимствованная художниками из искусства Древнего Востока: Вавилона, Ассирии,Египта. Размер фигуры зависит от ее значимости: чем важнее персонаж, темкрупнее его изображение.
Композиция разворачивается по плоскости снизу вверх. Вотличие от древнеримских многоплановых рельефов глубина пространства непоказана. Внизу разместились зрители, над ними — император. Он выделен иразмером фигуры, и ее центральным положением, и архитектурой трибуны.
Но не только желание ясно показать зрителю все происходящееопределило такое построение композиции. Художник не стремился нарушитьплоскость камня иллюзорными средствами, а, наоборот, подчеркивал ее. Все этичерты: разномасштабность, неподвижность и фронтальность центральных персонажей,плоскостность и симметрия в построении композиции — свидетельствовали о началепоявления нового стиля, который было бы неверно считать результатом упадкастарого римского искусства.
Отмеченные художественные принципы не возникли внезапно, спринятием христианства. Они зародились в восточных провинциях еще античнойимперии — в Сирии, Египте, Палестине. Их продолжили средневековые скульпторы имозаичисты, вырабатывая художественные формы нового искусства. Рельеф сталосновным видом скульптуры. Правда, объемную пластику, хотя и весьмаограниченно, еще создавали скульпторы в это время. Так, во многих музеях миранаходятся скульптуры с изображением Христа в виде Доброго Пастыря с овцой,символом души праведника, на плечах. Такие скульптуры, в которых следованиеантичным образцам определило обработку мрамора, правильную передачу пропорций,постановку фигуры с опорой на одну ногу, рассчитаны не на круговой обход, но наодну, главную точку зрения, с которой их должен был воспринимать зритель. Своеобразнотрактовали художники лица персонажей. Пристальный взгляд неестественнорасширенных глаз модели был обращен к зрителю. Иногда скульпторы стремилисьподчеркнуть глаза, инкрустируя зрачки цветным камнем.
Традиция монументальной скульптуры, столь популярной вДревнем Риме, сохранилась и в ранней Византии. Нет единого мнения, кто изцарственных особ был изображен в колоссальной бронзовой скульптуре, находящейсятеперь в итальянском городе Барлетто. Эта статуя императора была вывезенакрестоносцами после разгрома ими в 1204 году Константинополя. Корабль, накотором была награбленная добыча, шел в Неаполь, но затонул у берегов Барлетто,где его и вытащили с морского дна. Уже в XV веке быливыполнены новые руки и ноги фигуры. Местная традиция, существующая в Барлетто,связывает это изображение со временем императора Ираклия (VII век). Возможно, в честь его победы над персами была созданастатуя императора-триумфатора. Но в скульптуре много черт гораздо более раннегоискусства. Грозно поднятая голова, резкие морщины на лице, сдвинутые суровоброви, расширенные ноздри — непременные признаки официального портрета времениФеодосия и его ближайших последователей, то есть статуя была выполнена в IV — самом начале V века.
Тем же новым художественным принципам, которым былипривержены скульпторы-монументалисты, следовали резчики по слоновой кости. Многиеиз них выполняли в те годы так называемые консульские диптихи.
Каждый год в Константинополе избирался консул. Первогоянваря, в день выборов, торжественная процессия двигалась от дома консула ксенату, а затем на ипподром, где в честь вновь избранного давалисьпредставления. Консул же рассылал в разные провинции огромной империи диптихи,на которых был изображен он сам или начертано его имя. Тем самым он возвещал освоем избрании.
Форма диптиха была воспринята византийскими художниками отантичных. Но в Древнем Риме на внутренней стороне створки, покрытой воском,писали, процарапывая буквы острым инструментом — «стилем». Внешнююсторону каждой створки украшали резьбой. Теперь же на внутренней сторонестворок резчик выполнял изображение, покрывая слоновую кость красками, а иногдаинкрустируя цветными камнями. Византийские скульпторы тогда не ценили еще цветаслоновой кости, не видели красоты в глубине и теплоте ее тона.
Все сохранившиеся диптихи, которые в большинстве случаев,зная год избрания консула, можно точно датировать, относятся к периоду 406-540годов. Однако многие из них дошли до наших дней не целиком, а в разрозненномвиде, отдельными створками.
Обычно на створках изображались игры, происходившие в честьконсула на ипподроме. На одной из таких створок, хранящейся в ГосударственномЭрмитаже, представлен консул Ареобинд, избранный в 506 году в Константинополе. Диптиховэтого консула сохранилось довольно много. Они принадлежат сейчас собранияммузеев Милана, Цюриха, Безансона. На эрмитажной створке консул, одетый вроскошно орнаментированное платье, изображен в тот момент, когда он дает знак кначалу состязаний на ипподроме. В левой руке у него скипетр, на которомпомещены две маленькие фигурки. У одной из них в руках свиток. Именно этомуконсулу, Ареобинду, император Анастасий пожаловал кодекс его прав, о чем инапоминает фигурка со свитком.
На поле же ипподрома в тот момент, когда консул изображендающим знак к началу состязания, уже показан следующий момент: игры в полномразгаре. Один гимнаст перепрыгивает через палку, другой — упражняется натурнике. Карусель с двумя корзинами, в которых сидят люди, крутит медведь. Актердекламирует, патетически жестикулируя.
Как и скульпторы, высекавшие мраморный рельеф с изображениемФеодосия, резчик по слоновой кости уже подчиняется некоторым принципамсредневекового искусства. Фигура консула гораздо больше по размеру, чем фигурыактеров и зрителей, сидящие за парапетом. Неподвижная поза, фронтальностьизображения явно отличают, вернее было бы сказать — отделяют консула отповернутых в сложных поворотах зрителей и гимнастов. При всем том композицияразвивается на плоскости снизу вверх, и глубина пространства не выявляется.
Показательно, что художники запечатлели в композиции не одномгновение, а передали длительность времени. Это выражается включением вкомпозицию разновременных эпизодов. Плоскостность фона, его условность в данномслучае позволяют связать все отдельные эпизоды в единое целое.
Вместе с тем резчики по слоновой кости не забыли еще античныхтрадиций. Они явно ощутимы в мягкой обработке кости, в округлых формах рельефа,в правильных пропорциях фигур.
От античного искусства перешли в консульские диптихи инекоторые сюжеты, и отдельные персонажи — такие, как фигуры персонификаций,столь любимые древнегреческими художниками. Например, рядом с консулом Магнусом,створка диптиха которого также хранится ныне в Государственном Эрмитаже,величественно стоят две женские фигуры. Одна из них, в высоком шлеме,олицетворяет Рим, а другая, в головном уборе сложной формы, — Константинополь.
На створках располагались и сцены из античных драм. Возможно,«Медее» Еврипида и «Близнецам» Плавта посвящены изображенияеще одной створки, некогда входившей в состав полиптиха (ГосударственныйЭрмитаж). Обе сцены расположены друг над другом. Вверху — актер, только чтоокончивший речь, держит в руке трагическую маску, а жестом другой рукиблагодарит публику. Внизу — два персонажа в одинаковых одеждах, похожие друг надруга чертами лица и прическами, очевидно, участвуют в инсценировке Плавта.
Диптих с изображением битвы со львами (ГосударственныйЭрмитаж) сохранился целиком. На каждой из створок представлено по четыре воина.Художник показывает разные моменты борьбы. В верхней сцене зверь нападает начеловека. Внизу — копейщик закалывает льва. Диптих датируется серединой V века. Он создан, очевидно, в Александрии, мастерскиекоторой славились своими изделиями из слоновой кости. Но створки диптихавырезали разные мастера. Автор правой придерживался старой античной традиции. Подногами каждой из фигур воинов он обозначил линию почвы, твердо ставя на неесвоих персонажей и разграничивая таким образом с ее помощью один эпизод отдругого. На левой — все фигуры, находясь друг под другом, как бы повисли ввоздухе, так как таких отделяющих линий здесь нет. Ни в правой створке, ни дажев левой, где нет линии почвы, персонажи еще не приобрели той характернойнеустойчивости, которая в более поздних произведениях создавалась постановкойфигур на носки. Твердую постановку ступней (даже при отсутствующей линии почвыпод ногами в левой створке), правильные пропорции, уверенно переданное движениеборцов, мягкие складки туник, подчеркивающие форму их тел, можно рассматриватькак непосредственное влияние античных образцов.
Сохранение античных традиций наряду с выработкой новыхсредневековых принципов, равноправное существование древних античных тем иобразцов рядом с новыми христианскими — основная черта ранневизантийскогоискусства.
Особенно близко следовали древнеримским образцам мастера,изготовлявшие сосуды из серебра. Художественный стиль этих произведений,создаваемых в течение IV, V,даже VI и начала VII века, неслучайно получил в науке название «византийского антика». Долгоевремя многие из этих изделий считались продукцией античных мастеров, покасоветский ученый Л.А. Мацулевич не доказал, что византийские клейма на донышкахсосудов были поставлены в процессе их создания, а не позднее. На этих клеймахможно прочесть имя византийского императора, при котором сосуды были изготовлены,и таким образом довольно точно датировать их временем его правления.
Многие из этих серебряных блюд, чаш и ваз были найдены наУкраине и в Приуралье. На территорию нашей страны они попали в результате того,что кочевые племена, жившие здесь, выменивали их на хлеб и меха. Некоторые изизвестных нам блюд были созданы не в Константинополе, но явилисьпровинциальными копиями лучших столичных образцов.
В Керчи, ставшей в IV векезначительным художественным центром Причерноморья, было создано одно из самыхранних таких блюд. Ныне оно в Государственном Эрмитаже, а было найдено в 1891году кладоискателями в одном из керченских склепов. На блюде изображеннеизвестный император, сидящий на коне с мечом и копьем в руках. Его венчает />богиня победы Ника — тема,столь знакомая но памятникам античного искусства. Однако отсутствиепространственной трактовки в построении композиции, византийский покрой платьяимператора, монограмма Христа на щите телохранителя доказывают, что мы имеемдело уже с византийским произведением.
Многие сосуды совершенно невозможно отличить от античных какпо темам, так и по художественным принципам изображения. Блюдо Эрмитажа сосценой танца Силена и Менады исключительно на основании клейм, помещенных наего донышке, можно датировать временем императора Ираклия — VIIвеком. В безудержном вихре танца кружится Менада, весело прыгает Силен. Движениярук, изгибы тел соответствуют круглой форме блюда. Объем подчеркивается дажетехникой, выбранной мастером. Фон углублен и покрыт позолотой, на которойособенно рельефно выступают оставленные серебряными тела персонажей.
Одни из лучших серебряных изделий собрания ГосударственногоЭрмитажа (а Эрмитаж обладает первой в мире по своему значению коллекциейвизантийского серебра) были найдены в 1912 году у села Малая Перещепина подПолтавой. (Находка получила условное название «перещепинского клада»,а не захоронения. На самом деле все эти произведения были положены в могилу припогребении какого-то знатного человека, жившего в VIIили VIII веках) Стройная позолоченная амфора с полосойакантового орнамента по тулову имеет ручки в виде дельфинов, держащих в зубахраковины. Большое блюдо, в центре которого помещена монограмма Христа, украшенопо ободку орнаментом в виде виноградной лозы с павлинами в ее завитках. Блюдо,очевидно созданное и Константинополе в V веке, вскорепосле этого было приобретено епископом города Томи (современная Констанца) Патерноми, как об этом гласит выгравированная на нем надпись, было поновлено им. Патернукрасил блюдо вставками драгоценных камней, ложа для которых грубо нарушилиорнамент. Сочетание серебра с гранатами и сердоликами больше характерно дляэстетического вкуса варваров, но, видимо, нравилось Патерну.
Утверждению и распространению христианства в Византииспособствовали книги религиозного содержания. Официально признав христианство,сам император Константин распорядился изготовить пятьдесят экземпляров текстаЕвангелия. Эти книги предназначались для отправления богослужения во вновьоткрытых церквах. Для распространения византийского светского просвещения такженужны были книги. Развитие математики, астрономии, алхимии, изучение икомментирование древних античных авторов способствовали созданию текстовсветского содержания.
Книгохранилища находились при высших учебных заведениях,какими были школы в Александрии, Афинах, Константинополе, а также при многихмонастырях и в императорской резиденции. Существовали в Византии и частныебиблиотеки выдающихся ученых и меценатов. Книги распространялись главнымобразом монастырями. Монахи занимались переписыванием богослужебных текстов. Нов Византии было много и городских мастерских. В скрипториях рука об руку с. писцамиработали художники, а также переплетчики и мастера, приготовлявшие материал дляписьма.
Этим материалом был пергамент — обработанная особым образомкожа телят и ягнят. С нее снимали волосяной покров, затем она лощилась,полировалась. Пергамен был более прочным материалом, чем хрупкий папирус,который к IV веку уже окончательно вышел изупотребления. С появлением нового писчего материала изменилась и форма рукописи.На смену неудобному для чтения и хранения папирусному свитку пришел пергаменныйкодекс — книга, состоявшая из сшитых между собой отдельных тетрадей. Новаяформа была удобна для переписывания рукописей. Писец обходился без помощника, вто время как при копировании текста со свитка его должен был раскрывать идержать в развернутом виде перед переписчиком другой человек, чтобы свиток несворачивался с обоих своих концов. Оказалось, что пергамен в отличие от папирусалегко принимает краску. Листы рукописей стали вместе с писцом оформлятьживописцы.
Нельзя сказать, что свитки, предшествовавшие книгам, былисовершенно лишены художественного оформления. Легкие орнаментальные полоскииногда появлялись в них среди строк, чтобы отделить одну часть текста от другой.Крайне редко и также среди строк, но не на полях делались в свитках лаконичныеизображения.
С введением же в употребление пергаменного кодекса — книги — появились впервые миниатюры — композиции, располагаемые на отдельном листе илизанимающие большую его часть. В них особенно часто художники употребляликрасную краску, называемую по-латыни минимум (minimum).От нее и возникло название «миниатюра».
Миниатюры отличались от изображений в свитке не толькобольшими размерами и тем, что они отделены от строк: они были заключены в рамкии представляли собой относительно самостоятельные композиции. Хотя рукописей сминиатюрами IV века сохранилось немного, но даже текодексы или их фрагменты, которые дошли до наших дней, позволяют судить, чтохудожники использовали для них разные образцы.
Так, обычно изображение элементов пейзажа они копировали спроизведений древнеримской живописи. Иногда употребляли в качестве образцовантичные рельефы, как это сделали художники, выполнившие батальные сцены длякодекса с текстом «Илиады» (ныне в библиотеке Амброзиана в Милане). Ноне всегда первые иллюстраторы умели справиться с расположением изображения налисте. Они не сразу могли почувствовать и учесть прямоугольную форму листа,особенности его небольшого размера и разработать принципы его заполнения. Копируянастенные росписи, в которых ранее, чем в книгах, появилось подробноеизображение библейских сюжетов, они стремились на одном листе дать как можнобольше сцен, иногда чрезмерно перегружая его. Например, в Кведлинбургскойбиблии миниатюра разделена на четыре части, в каждой из которых помещенасамостоятельная сцена. Смысл изображения трудно понять, так как на небольшомпространстве помещено чрезвычайно много персонажей.
Словом, первый период развития византийской культуры,длившийся два столетия, примечателен как начало сложения новых видов искусства.Так, появилась миниатюра — книжная иллюстрация, которой не было до сих пор,потому что «книга» имела другую форму и создавалась из иного писчегоматериала. Те небольшие изображения, которые крайне редко помещали на полях исреди строк в свитке античные художники, нельзя было еще назвать миниатюрами.
Но не только возникновение новых видов искусства происходитв это время. Одновременно, как мы уже видели, изменяется и роль старых. Если вантичности ведущей была скульптура, то теперь ее место, без сомнения, занимаетмонументальная живопись.
Тип христианского храма в эти первые века еще не сложился. Еговозникновение произойдет4 только в следующем, VIстолетии, а пока византийские архитекторы усиленно ведут поиски его форм. Ониприспосабливают для целей христианского собора два вышеупомянутых типа античныхсветских зданий, но декорируют их мозаичными композициями, не известнымидревнему миру ни по своим темам, ни по технике, ни по стилю.
Фрески, которые раньше покрывали стены катакомб, теперь дляторжествующего христианства казались слишком бледными и будничными. Разнообразнодекорированные мозаиками многочисленные храмы, естественно, привлекали к себеверующих. Великолепен и роскошен не только цвет и блеск смальты. Образы святых,неподвижно стоявших перед зрителем, пристально на него смотрящих огромнымиглазами, казались особенно значительными и неземными.
Изображения на стенах должны были рассказывать об основныхсобытиях христианской истории и уносить мысль и чувства верующих к вечностихристианских догматов. Той же цели служил ритуал богослужения, который, однако,только через несколько веков, благодаря усилению роли пения, приобрел болеесложную и торжественную форму. Пока же он ещё отличался несколько строгим,аскетичным характером.
Укреплению власти императора в Византии с самых первых летсуществования империи способствовало необычайное богатство церемониала. Толькоимператор носил пурпурные одежды, только он подписывался пурпурными чернилами. Наследникипоявлялись на свет в комнате дворца, стены которой обтягивала пурпурная ткань. Царевичибыли поистине «порфирородными». Многочисленные изделия из золота исеребра, над которыми трудились константинопольские мастера, делали бытимператора особенно роскошным.
Период IV-Vвеков можно считать своеобразным мостом, от античности к средневековью. Наогромном пространстве у средиземноморского мира, в совсем разных ирасположенных далеко друг от друга землях происходят одни и те же процессы. Ониопределены прежде всего утверждением христианства и появлением в связи с этимновых задач перед искусством, переставшим быть предметом чувственноговосприятия, каким оно являлось в античном мире. Теперь оно призвано уводить верующегоиз мира реального в сверхчувственный. Создание нового стиля — длительный,постепенный и неровный процесс. Поздняя античность, раннее христианство,Византия почти неотделимы друг от друга. В одном и том же памятнике можно найтитесно переплетенные черты того и другого.
Создавая произведения архитектуры, живописи, прикладногоискусства, византийские художники, естественно, находились в сфере влиянияантичного искусства. Старые памятники помогали византийским мастерам получатьимпульсы от своего, пусть языческого, художественного наследия. Это сталонавсегда одной из основных черт византийского искусства, той особенностью,которую можно охарактеризовать как постоянный стимул для дальнейшего развития,для нового взлета искусства. Однако в отличие от всех последующих периодов,когда к античности обращались за помощью, сейчас ее желали преодолеть, хотясделать этого до конца не могли.
Разнообразные композиционные приемы, умение правильнопередать пропорции фигур, изобразить их в движении, сложная колористическаягамма в живописи, тонкая светотеневая моделировка ликов были невольноунаследованы ранневизантийскими мастерами от античных произведенийэллинистического периода. Но одни только эти средства удовлетворить новуюдуховную жизнь не могли.
Изменение стиля происходило в тесной связи и одновременно с.введением новой тематики искусства. Строгие принципы симметрии и плоскостностикомпозиций, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка сталииспользоваться для того, чтобы передать новые темы с большей духовностью,которую проповедовало христианство. Эти изобразительные средства были частичнозаимствованы византийскими художниками из древнеегипетских и месопотамскихобразцов. Они стали пронизывать искусство Византии со все усиливающимся сгодами эффектом. Теперь им было дано новое значение, они приобрели особый смысл.С их помощью можно было придать христианским темам характер надреальности. Константинопольстал не только наследником античности. Место расположения столицы было выбраноКонстантином, главным образом, благодаря тому, что оно находилось ближе кВостоку. Связи с Востоком стали явно обозначаться во всей византийской культурес самого начала создания империи. В IV-V веках восточные черты не всегдаорганично сочетались с античным наследием. Только в VI веке все этиразрозненные стилистические особенности органично соединятся между собой.
Список литературы
1.        Лихачёва В.Д. Искусство Византии IV — XV вв. — Л.: Искусство, 1981. — 310 с. с ил. — (Очерки истории и теории изобраз. искусств).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.