Содержание
Введение
1 Великий город Чальчуапа
2 Майя — земледельцы
3 Великие мореходы
Заключение
Список литературы
Введение
В этойконтрольной работе по дисциплине «История древнего мира» речь пойдет о древнейцивилизации майя. Почему именно о майя – ведь исторической науке известно омногих исчезнувших цивилизациях? Взять, к примеру, Древний Египет! О немизвестно очень многое, древние египетские пирамиды до сих пор возвышаются надсевероафриканской пустыней, будоража умы ученых и привлекая огромное количествотуристов. Или Римскую империю, столица которой так и живет в тысячелетиях,местами меняя свой облик, местами оставаясь неизменной с тех пор, как римлянампринадлежало полмира.
Этицивилизации очень хорошо изучены – их наследия дошли до наших дней. Известно,как звали их правителей, ученых и великих воинов. Известно когда и где онижили, о чем они говорили миру. И это притом, что эти цивилизации не дошли впервозданном виде до тех времен, когда история стала объектом пристальноговнимания ученых, то есть, до наших дней.
А что жемайя? Когда испанские конкистадоры (от испанского слова «конкиста» — завоевание)пришли на их землю – юг Северной Америки – они жили почти так же, как и две тысячилет до этого. Такая удача и не снилась современному историку! Встретитьцивилизацию, хранящую свои традиции, нравы, образ жизни и мировоззрение почтинеизменными на протяжении тысячелетий – случай, дающий работы на сотню леттысяче историков, или любому человеку с пытливым умом.
Но, вместотого, чтобы попытаться изучить, понять, наконец, хотя бы зафиксировать историюи образ жизни майя, испанцы начали их завоевывать. Я так и не смог понять –зачем? Зачем завоевывать огромные территории за тысячи километров от Старогомира? Допустим, из-за золота. Возможность обладания им во все времена бередилаумы людей. Но достоверно известно, что конкистадоры уничтожали майяицев целымидеревнями, в которых золота и других ценностей не могло быть по определению.
Вот что пишет американский ученый Уильям Прескотт о ЭрнандоКортесе — победителе ацтеков, губернаторе и генерал-капитане Новой Испании:«Кортес никогда не писал слишком много о тех городах, которые он видел.Для него один золотой песо был дороже всех древностей Анахуака» (Анахуак — плодородная долина, которая была местом рождения трех последовательно сменявшихдруг друга древних цивилизаций теотихуаканской (1 тыс. н. э.), тольтекской (X-XIII вв.) и ацтекской (XIII-XVI вв.); она находится севернее земель, на которыхжили майя и была захвачена испанцами до того, как они пришли на территорию майя).Кортес не был единственным представителем Старого света, ступившим на землю Америки,но слова, приведенные выше, очень наглядно описывают нравы людей, которымпервыми из европейцев довелось привнести «европейскую культуру» на полуостровЮкатан.
Таким образом, древнейшая цивилизация майя была сначала уничтоженасамым жестоким образом, а потом ее начали изучать. Например, письменность майяицевбыла расшифрована только в двадцатом веке советским ученым Ю.В. Кнорозовым.Хотя это можно было сделать гораздо меньшими усилиями еще в шестнадцатом веке.Достаточно было сначала изучить язык майя, скажем, мирно пожив рядом с ними год- другой, а потом просто спросить у них, что обозначает тот или иной иероглиф.Это же касается и всей культуры майя в целом. В результате уникальная древняяцивилизация, дошедшая до средних веков в почти первозданном виде, являетсяодной из самых загадочных, хотя и могла стать одной из самых изученных ипонятых.
Человеческая природа такова, что чем загадочнее, непонятнеепредмет или явление, тем интереснее он. Наверное, поэтому для контрольнойработы я выбрал рассказ о цивилизации майя; о периоде с момента ее зарождениядо пятого века нашей эры.
1 Великий город Чальчуапа
В государстве майя больших успехов достигли математика иастрономия. Ученые создали замечательный по своей точности солнечный календарь.Они умели предсказывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращенияпланет и Луны. В городах майя воздвигали каменные столбы – стелы, на которыхиероглифами записывали важнейшие даты и события жизни государства. Майя не зналиметаллических орудий. Их резчики работали каменными – нефритовыми – резцами.Искусно были изготовлены ткани, изделия из дерева и керамика с художественнойросписью.
Территория, на которой издревле жили майя, в общих чертахограничивается полуостровом Юкатан, находящимся на южной окраинесевероамериканского континента. Площадь полуострова – около двухсот тысячквадратных километров. Сейчас эти земли принадлежат Мексике, Гватемале,Сальвадору и Белизу. Площадь этой территории сравнима с площадью земель, накоторых жили ацтеки (ближайшие «соседи» майя) и гораздо меньше «страны инков» — третьей великой цивилизации доколумбовской Америки. Казалось бы: тропическийполуостров Карибского моря с юга защищенный горами – рай земной, да и только!
Но, несмотря на сравнительно небольшую площадь и географическоерасположение, природа никогда не баловала майя. Горы на юге только с видукажутся спокойными: время от времени вулканы просыпаются и их извержениясметают все на своем пути огненной лавой, а потом засыпают все вокругвулканическим пеплом, превращая плодородные долины в бесплодную и безлюднуюпустыню на десятки лет.
На северной границе земель – побережье Мексиканского заливаКарибского моря – заболоченные вечнозеленые джунгли тянутся на сотникилометров. Здесь неделями могут идти дожди, и тогда выходят из береговмедленные полноводные реки — Коацакоалькос, Грихальва, Усумасинта и Канделария –превращая огромные территории плоской равнины в удушливые болота, непригодныедля жизни и земледелия. На побережье полуострова каждую осень обрушиваютсятропические ураганы огромной разрушительной силы. Об их страшных последствияхмы и сейчас регулярно узнаем из новостей.
Вот что пишет советский историк В. М. Полевой о природныхусловиях, в которых развивалась цивилизация майя: «Полные удушающих испаренийджунгли, выжженные солнцем, каменистые нагорья, где днем палит зной, а ночьюзамерзает вода, грозные вулканы, частые разрушительные землетрясения, хищныезвери и ядовитые змеи — такова была среда, в которой обосновались местные индейцы».
Таким образом, можно отметить, что значительную часть времени иусилий древних майя занимала непрекращающаяся борьба с последствиями ураганов,ливней, засух, наводнений, землетрясений и страшных эпидемий. Как и следовалобы предположить, этот факт отражен в преданиях и мифах древних майя.
Влияние среды на развитие цивилизации майя очень нагляднопоказывает история Чальчуапа. Чальчуапа – это крупнейший из дошедших до нашихвремен археологических памятников горных майя, живших в юго-восточной области«страны майя». На сегодняшний день он представляет собой лишь останки того, чемон был в древности – большим и процветающим поселением, административным,торговым и религиозным центром горных майя. Площадь этого в прямом смысле словагорода составляла не менее трех квадратных километров; в нем было не менеешестидесяти крупных зданий административного или религиозного назначения иоколо девяноста жилых зданий. В нем были прямоугольные площади, некоторые из которыхвымощены камнем. Вокруг плащадей располагались крупные здания.
На вершинах плоских рукотворных пирамид располагались целыйансамбли величественных храмов. У подножия пирамид найдено множество стел иалтарей с высеченными на них иероглифами и изображениями. Кроме того, вЧальчуапа были обнаружены каменные скульптуры на которых, помимо иероглифов,были высечены даты по эре майя. Доказано, что Чальчуапа существовал уже в концепервого тысячелетия до н. э.!
Как же возник среди горных джунглей этот величественный город?Первые поселения на территории города были построены предками горных майя. Этобыли земледельческие племена, которые пришли на эти земли еще во второмтысячелетии до н. э. Их постройки были сделаны из глины и листьев и составлялинесколько небольших деревень. Местные земли давали хорошие урожаи маиса, бобови тыквы – основных культур, возделываемых древними земледельцами. Вокруг было вдостатке воды, зверя и птицы. Постепенно развиваясь, небольшая общинапревратила долину в огромный процветающий оазис.
Вот что пишет В. И. Гуляев в своей книге «Древняя майя» о конце периодарасцвета Чальчуапа: «На рубеже нашей эры, пройдя через целый рядпоследовательных этапов развития, местные индейцы вплотную подошли к порогуцивилизации. В тот момент они входили важной составной частью в большую и динамическуююго-восточную область культуры горных майя. Ее главным центром считаетсяКаминальгуйю, расположенный на окраине современной столицы Гватемалы. Часыистории должны были отмерить еще какие-то мгновения до вступления горныхмайяских племен в эру государственности и цивилизации. Но этого так и непроизошло. На юго-восток страны внезапно обрушилось страшное стихийноебедствие, и для местных индейцев время сразу остановилось и двинулось вспять».Вот как! Вплотную подошли к порогу цивилизации! Что же помешало тысячелетнемуразвитию горных майя? Большие слои вулканического пепла белого цвета, которыебыли обнаружены при раскопках Чальчуапа, недвусмысленно отвечают на этотвопрос: извержение вулкана. Разумеется, это было извержение небывалой силы.
В наши дни картина этой катастрофы восстановлена с определеннойточностью. Извержение вулкана Илопанго произошло на рубеже нашей эры. Онопротекало в три этапа. Вначале территория в радиусе пятидесяти километровпокрылась слоем пемзы; толщина слоя составлял один – два сантиметра. Затемсмесь раскаленных газов, пепла и пемзы, извергаясь из Илопанго, сжигала все насвоем пути, а пепел, падающий с неба покрыл все в радиусе семидесяти пятикилометров слоем, толщиной в двадцать сантиметров. Довершили дело повторныепеплопады. В конце извержения толщина вулканических отложение составляла отполуметра вдали от Илопанго до пятидесяти метров у его подножия.
Жители Чальчуапы не погибли от извержения – расстояние от городадо Илопанго составляло около семидесяти пяти километров. Но их дома и храмыбыли покрыты слоем белого пепла, они в ужасе бежали со своих земель – на этоуказывает множество недостроенных зданий, оставшихся в городе. Пеплом покрыласьне только Чальчуапа, но и большая часть плодородной долины Рио Пас, и многие горныерайоны юго-восточных земель майя. Общая площадь земель, пострадавших от изверженияИлопанго составила порядка трех тысяч квадратных километров. Принимая вовнимание плотность населения в долине, можно предположить, что природнаякатастрофа лишила средств к существованию, по меньшей мере, тридцать тысяччеловек.
У майя не была домашнего скота; землю они обрабатывали вручную – спомощью заостренной палки. Поэтому даже десятисантиметровый слой вулканическогопепла делал обработку земли невозможной, а ведь толщина слоя выпавшего пепла вразы превышала эту отметку.
Современные исследования позволяют определить срок, на которыйземли долины Рио Пас перестали быть пригодными для жизни – около двухсот лет! Номайя вернулись на эти земли гораздо позже – в пятом – шестом веке нашей эры.Так и закончилась тысячелетняя история Чальчуапы.
Но так ли уж бесследно исчез великий город? В период расцветаЧальчуапы горные племена майя несколько опережали в своем развитии населениенизменной части «страны майя», жившего на территории современной южной Мексикии северной части Гватемалы. Но в конце первого тысячелетия до н. э. – как разво время гибели Чальчуапы – здесь начинается период бурного развития.Численность населения резко увеличивается – более чем в два раза (на этот фактуказывает рост числа жилищ в поселениях). Здешняя цивилизация вступает в порунаивысшего расцвета, который продлится около тысячи лет.
Причиной расцвета равнинных племен майя стала, как это ни страннозвучит, гибель Чальчуапы. Массовое переселение более развитых горных майя ксвоим северным родичам дало мощный толчок к развитию равнинных племен майя. Сэтого периода начинается так называемая «классическая» цивилизация майя в ЮжнойМексике и Северной Гватемале. Следует, однако, отметить, что переселение горныхплемен майя не было причиной ее появления, но стало своего рода «ускорителем»ее развития. Таким образом, даже погибнув, Чальчуапа сыграл очень важную роль вистории майя.
2 Майя — земледельцы
Итак, на рубеже нашей эры «классическая» цивилизация майя в ЮжнойМексике и Северной Гватемале вступает в свой «золотой» век. Возникают крупныепоселения и целые города, строятся величественные храмы, расцветают наука иискусство. Но, как известно основой благосостояния любого общества являетсяразвитая экономика, а основой экономики является производство. Чем быстрее иуспешнее растет производство, тем сильнее развивается экономика и тем богачестановится общество в целом или какие-то его слои в отдельности. Но враспоряжении древних майя не было подавляющего большинства изобретений,которыми пользовались жители Старого света – они не знали даже железа, т. е. поевропейским меркам находились в «бронзовом» веке! Например, топор – как мыувидим позднее, важнейшее свое орудие труда, майя делали из камня.
Остается предполагать, что основой цивилизации майя былоземледелие. При этом, у них не было даже домашнего скота. Из всех домашнихживотных майя разводили только индюков и собак. Они не знали ни коров, нилошадей, ни плуга. Основой их жизнедеятельности было так называемое «подсечно-огневоеземледелие». В чем же его суть? На землях майя не было участков, свободных отбуйной растительности, которые можно бы было распахать и засеять. Поэтому, онивынуждены были на выбранном для поля участке сначала срубать деревья ирастительность, затем сжигать все это и лишь потом засевать отвоеванный уприроды кусок земли.
Среди растений, культивируемых майя, известны кукуруза, томаты,фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Но основой их земледелия и цивилизациив целом была кукуруза – маис. Маис был не просто основной пищей майя. Он былосновным предметом торговли, маисом платили дань побежденные племена, ради негозатевались войны; наконец, ему поклонялись, как божеству.
Важнейшая роль этой сельскохозяйственной культуры в жизни майя приводилак тому, что одно и то же поле год за годом засеивалось маисом. Это влекло засобой быстрое истощение почвы и необходимость смены участка для поля через два– три года. На восстановление плодородия почвы истощенного участка уходило неменее десяти лет.
Вообще говоря, технология обработки земли древними майя в наши дниизучена с очень большой точностью. Дело в том, что подсечно-огневое земледелиеприменяется на полуострове Юкатан до сих пор. Единственное, что изменилисовременные майя это каменный топор. Вместо него они используют металлическиеинструменты. Можно выделить несколько основных этапов подсечно-огневогоземледелия: выбор участка для поля; вырубка деревьев и кустарника; сжиганиерастительности; ограждение поля; сев; прополка посевов; сгибание стеблейкукурузы; уборка урожая. Сгибание стеблей кукурузы используется для того, чтобыускорить созревание початков, ведь именно их собирают после созревания; всяостальная часть растения после сбора урожая остается на поле.
Каждый год на Юкатане состоит из двух периодов – сухого (он длитсяс ноября по май)и сезона дождей, который наступал в июне и заканчивался воктябре). Наступление каждого из периодов совпадало с началом одного из этаповподсечно-огневого земледелия. Вот как это выглядело. Когда сезон дождейподходил к концу, крестьянин подыскивал в лесу подходящий для сева участок.Предпочтение отдавалось тем местам, где рос высокий кустарник и деревья – этоуказывало на плодоносный характер почвы на этом месте. Кроме того, на выборучастка для сева влияла и близость природных источников влаги – карстовыхколодцев естественного происхождения («сенотов») и водоемов. Когда начиналсясухой сезон, земледелец начинал вырубать растительность на выбранном для севаучастке. Обычно это происходило в декабре и январе.
Однако, учитывая, что древние майя использовали каменные топоры,сложно представить, как они вырубали большие деревья. Некоторые ученыепредполагают, что вырубке подвергался только кустарник и небольшие деревья.Большие деревья только подрубались, с них сдиралась кора; затем они самивысыхали на солнце. Выжигание участка производилось в марте и в апреле. А вконце мая – начале июня участок засевался. Это должно было произойти передсамым началом сезона дождей, иначе урожая не видать. При посадке маиса, бобовили тыквы у древнего земледельца майя из всех приспособлений были только палкас заостренным концом и сумка для семян. С помощью палки он проделывал в почвеотверстие, в которое клались семена. После этого он просто заделывал ямкупяткой.
Во время сезона дождей засеянный участок несколько разпропалывался. После окончания дождливого периода начинался сбор урожая. Онпроходил с ноября по март, т. к. разные сорта маиса созревали в разное время.На следующий год оставшиеся стебли и трава выжигаются, и поле засевается снова.Но на следующий год участок уже не давал того урожая, что в первый. Наиболееплодородные участки можно было засевать три или даже четыре года подряд, ночаще всего на третий год подыскивался новый участок, и все повторялось вновь.Почва же на брошенном участке после двух трех посевов становилась пригодной дляземледелия через восемь – десять лет. Если поле засевалось только один раз,почва на нем восстанавливалась быстрее – в среднем за четыре года.
Теперь немного посчитаем. Средняя урожайность маиса на полуостровеЮкатан при подсечно-огневом земледелии составляет 7 центнеров с гектара. Еслипредположить, что семья из пяти человек расходует в среднем четыре килограммамаиса в день, то в год ей потребуется около четырнадцати с половиной центнеров.То есть, площадь засеваемых земель должна составлять чуть более двух гектаров.
На обработку поля площадью в один гектар (имеются в виду все видыработ – от выбора участка до уборки урожая) уходит около четырехсот часов.Следовательно, на обработку двух гектаров понадобится восемьсот часов, то есть,всего лишь сто восьмичасовых рабочих дней в году! Это притом, что даже усовременного человека в году более двухсот рабочих дней. Это не значит, чтодревние майя две трети года ничего не делали. Это значит, что древний майяскийземледелец мог производить больше продуктов, чем требовалось для питания. Илиже, вместо этого, свободное от земледелия время он мог посвящать другимзанятиям. Это очень мощная предпосылка для развития торговли, строительства икультуры древних майя.
Некоторые ученые предполагают, что при подсечно-огневом земледелиидревние майя были вынуждены переселяться с места на место из-за быстрогоистощения почвы в поисках новых плодородных участков для ведения сельскогохозяйства. Посчитаем еще раз. Если умножить площадь земель на Юкатане,пригодных для посева, на среднюю урожайность, то получится, что урожаем с этихземель может прокормиться более двух миллионов человек. Для сравнения можнозаметить, что в наши дни население Юкатана составляет около трехсот тысяччеловек.
Если учесть, что после снятия одного урожая для восстановленияплодородность почвы требовалось около четырех лет, а после снятия двух-трехурожаев около восьми лет, можно вычислить, что земли древних майя могли быпрокормить цивилизацию с плотностью населения до ста человек на квадратныйкилометр, что немало даже для современных густонаселенных территорий. При этомисследования, проведенные на Юкатане американскими учеными, показали, чтонынешние природные и климатические условия в этих местах почти не изменились запоследние полторы – две тысячи лет. Поэтому расчеты, сделанные на основеисследований современного мильпового земледелия, верны и для эпохи древнихмайя.
Таким образом, становится очевидным, что у майя не былонеобходимости мигрировать в поисках новых плодородных земель. Они вели оседлыйобраз жизни, что является одним из важнейших факторов для развития ихцивилизации.
Талантливые (по-другому и не скажешь) во всем майя сумели ипримитивную на первый взгляд систему земледелия сделать эффективной. Оничередовали культуры, засевая участки поочередно разными растениями, чтопозволяло одно и то же поле использовать дольше. Они сеяли одновременно(несколько семян в одну ямку) маис, тыкву и бобы, что резко увеличивалоурожайность участка.
Майя занимались и селекцией. Вот что писал выдающийся советскийученый Н. И. Вавилов о земледелии майя: «Поля на Юкатане, как и в Чиапасе, наюге Мексики, в Гватемале около Антигуа,- пишет он,- нередко представляют собойкак бы сообщество различных культурных растений: фасоль обвивает кукурузу, амежду ними растут различного рода тыквы. Смешанная культура является господствующейв древней Мексике" И далее: «Естественно, что ручная культура майя,так же как ацтеков и сапотеков, должна была быть интенсивной. Отсутствиесельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посеванебольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатыватьсвоеобразные навыки ухода за растениями, как, например, надлом початков укукурузы перед созреванием… Возделывание растений мелкими делянками заставилоуделять внимание самому растению… Многие сорта кукурузы, папайи, фасоли,плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства...»
Важным фактором, определяющим эффективность земледелия, являлсяточный агрокалендарь, созданный древними майя. Дело в том, что судьба урожаязависела от точного соблюдения сроков начала этапов подсечно-огневогоземледелия. Напомню, что выжигать участок, выбранный для сева, земледельцыдолжны были перед самым началом сезона дождей. Опоздай хоть немного – и дожди,льющие несколько месяцев кряду, сделают невозможной подготовку участка кпосеву.
Важность существования агрокалендаря очень хорошо иллюстрируетслучай из современной истории потомков майя, живущих в Мексике. Его описывает всвоей книге «Улыбающаяся Гватемала» Чешский путешественник НорбертФрид: «В 1950 году многие мексиканские газеты сообщили об отчаянном положениииндейцев — лакандонов в районах Хатате и Чулехунце. Им грозила голодная смерть.Но самоотверженные и бескорыстные люди сумели собрать достаточно большую суммуденег и доставили на самолетах в джунгли несколько тонн фасоли и маиса. Индейцысообщили своим спасителям необыкновенную причину постигшего их бедствия: умерПанчо Вьехо — последний из лакандонов, кто разбирался в тайнах календаря и могпо звездам определить сроки основных полевых работ. После его смерти у племенибыло два неурожая только потому, что лесную поляну, которую они выжигали,заливало дождем, и индейцы опаздывали с севом».
Создателями и хранимый жрецами календарь обладал высокой степеньюточности. Археологи, исследовавшие древний город Копана (территория Гондураса)обнаружили две каменных стелы, каждая из которых расположена на вершине холма.Один из этих холмов находился на западной, а другой на восточной оконечностидолины Копана. Если встать у одной стелы и смотреть на другую, то окажется, чтосолнце заходит за нее два раза в год – седьмого сентября и двенадцатого апреля.Вторая дата приходится на конец сухого сезона. Именно в этот день жрецыизвещали майя о грядущем сезоне дождей и на следующий же день земледельцыначинали выжигать участки под будущие посевы.
Существует противоречие между путем, которым развивались всевеликие цивилизации древности и уровнем развития цивилизации майя. Состоит онов том, что все без исключения древние цивилизации возникли в долинах крупныхрек, при этом в их сельском хозяйстве использовалась ирригация. В качествепримера можно привести Индию, Месопотамию, Китай и Египет. Получалось, что этотпостулат не вписывается в историю цивилизации майя, так как никаких следовирригации обнаружить не удавалось. С другой стороны, отсутствие ирригацииозначает маленькую плотность населения, отсутствие крупных городов, ну и,собственно, цивилизации. Но у майя были крупные города с великолепнойархитектурой, огромными храмами, стадионами, дворцами; развитыми ремеслами,искусством, календарем и письменностью.
Такое положение вещей долгое время смущало умы ученых. Все всталона свои места в 1980 году. Американские специалисты из НАСА создали радар,предназначенный для изучения Венеры. Он был способен проникнуть через оченьплотную облачность этой планеты и дать возможность изучить ее рельеф истроение. Испытать новую систему решили в Центральной Америке. С ее помощьюудалось обнаружить под буйной растительностью непроходимых джунглей близ Петенаостатки сложной гидросистемы, состоящей из множества каналов.
Надо сказать, что эти каналы не были оросительными. Ихпредназначение – мелиорация, то есть, осушение болотистых земель дляиспользования под посевы. Майя рыли два параллельных канала, бросая вырытуюземлю в промежуток между ними. Таким образом получалась ровная площадка,которая затем засевалась. Посеянные на ней земледельческие культуры былиобеспечены влагой, при этом ее избыток отводился через каналы. Кромемелиоративной функции, каналы служили для сбора дождевой воды в специальносозданные резервуары, а также являлись источником животной пищи (водоплавающаяптица, пресноводные моллюски и рыба). Существует еще одно предназначение этихканалов – они использовались как транспортные артерии для доставки тяжелыхгрузов на плотах, а также для передвижения на лодках.
Еще одно доказательство способности древних майя вести интенсивноеземледелие было обнаружено в долине реки Канделария (штат Кампече, Мексика).Это так называемые «приподнятые поля». Майя специальным образом создавалиучастки земли, которые в сезон дождей не покрывались водой полностью, а толькопритапливались, получая вместе с водой питательные вещества; при этом они нетеряли плодородный слой почвы. Такие «приподнятые поля» были способны приноситьпо нескольку урожаев в год, обладая при этом практически неистощимымплодородием. Сейчас обнаружено два вида такого рода полей: одни, как сказановыше, затапливались водой наполовину; другие в сезон дождей покрывались водойполностью. Видимо, это было связано с тем, что они были предназначены дляразных сельскохозяйственных культур.
Американский ученый В. Тернер, один из ведущих авторитетов вобласти изучения интенсивных систем земледелия, используемых майя, писал:«Эти сооружения доказывают, что майя практиковали постоянное и интенсивноеземледелие, способное обеспечивать значительное население. Если бы вы смоглипролететь на самолете над Петеном в самый расцвет местной классическойцивилизации, то вы увидели бы нечто похожее на современный сельскохозяйственныйпейзаж американского штата Огайо».
Сейчас уже не вызывает сомнения, что наряду с подсечно-огневымземледелием майя использовали и сложные системы, позволявшие вести сельскоехозяйство интенсивным способом.
3 Великие мореходы
В восьмидесятых годах прошлого века считалось, что цивилизациямайя развивалась в почти полной изоляции от внешнего мира. Полуостров Юкатан стрех сторон окружен морем. С юга территорию проживания майя опоясывают горныехребты Гватемалы и Гондураса. С севера – непроходимые болота Чьяпаса и Табаско.Такое географическое положения майяских земель, вдобавок еще и отсутствиематериальных подтверждений влияния других культур на жизнь майя убеждали ученыхв том, что они никогда не покидали границ своих земель. Однако последниеархеологические изыскания говорят о другом.
Один из крупнейших городов майя – Тикаль – был расположен натерритории северной Гватемалы. От Атлантического океана его отделяет около ставосьмидесяти, а от Тихого почти четыреста километров по прямой. В нем былиобнаружены находки с берегов и Атлантического и Тихого океанов: морскиераковины, кораллы, жемчуг, морские ежи. Кроме того, при раскопках гробницнайдены предметы, происхождение которых не вызывает сомнения – они былипривезены из Центральной Америки.
В тысяче двухстах километрах от Тикаля находился городТеотихуакан, который был столицей крупной центрально-американской цивилизациитех времен. И в наши дни такое расстояние считается немаленьким; а если учесть,что Тикаль и Теотихуакан разделяли серьезные преграды в виде высоких гор, рек,болот и бесконечных лесов, то остается предположить, что торговых и культурныхсвязей между этими городами быть не могло. Тем не менее, найдены неоспоримыедоказательства того, что такие связи существовали. Археологи обнаружили вТеотихуакане большое количество майяской керамики и предметов искусства.
Аналогичные доказательства были обнаружены и в Тикале. Причем,помимо большого числа предметов, происхождением из Теотихуакана, в Тикале былиобнаружены здания, храмы и скульптуры богов, несомненно, возведенные теотихуаканскимизодчими. Эти археологические открытия дают основания предполагать, что торговцыиз Теотихуакана и Тикаля не только обменивались визитами; в обоих городахсуществовали целые кварталы, в которых они жили и вели торговлю. Такое возможнотолько при наличии постоянных и интенсивных торговых связей. На южной границетерритории майя была обнаружена статуэтка, которая могла быть произведенатолько на территории современной Панамы.
Море было очень важной частью жизни майя и в практическом и врелигиозном значении. Оно служило и источником пищи, и транспортноймагистралью, связывающей майя с окружающим миром. Морем же приходили к ним ииноземные влияния – религиозные в том числе.
Остров Куба и Юкатан разделяет всего сто двадцать километров.Такое расстояние не служило препятствием для майяских мореходов. Далее Антиллы(островная гряда) идут от Кубы как на север (к берегам Северной Америки), так ина юг (к Венесуэле, Южная Америка). Это безусловно позволяло майя совершатьдальние путешествия, передвигаясь от острова к острову. Справедливости радинужно отметить, что ветра и течения, господствующие в этой части Земли,облегчают передвижение с юга на север и затрудняют его в обратном направлении. Нопутешествия по Антиллам не были для майя предпочтительными из-за низкогоразвития культуры местных индейцев. Местные жители на многие века отставали отмайя в цивилизованности. Тем не менее, некоторые заимствования с Антилл, были уних обнаружены – например, подвесной гамак. Материальным доказательствомпутешествий майя по Карибскому морю является найденная у берегов Кубы керамикаи предметы из обсидиана, найденные недалеко от Ямайки.
Гораздо более привлекательным, чем населенные «дикими» племенамиострова Карибского моря, направлением для мореплавания был маршрут в богатуюзолотом и какао Центральную Америку на территорию, где сейчас находитсяКоста-Рика, Панама и Никарагуа.
При исследованиях знаменитого «Колодца жертв», который находитсяблиз города Чичен-Ица на Юкатане, были обнаружены золотые изделия,происхождением с панамских берегов Центральной Америки. Еще однимдоказательством развитых торговых связей между майя и народами ЦентральнойАмерики является обнаруженная археологами в Никарагуа и Коста-Рике майяскаякерамика, датируемая началом первого тысячелетия н. э. Кроме того, на северномпобережье Коста-Рики был найден сланцевый диск с нанесенными на него иероглифамимайя. Его возраст определяется как третий-четвертый века н. э., а изготовлен онбыл в упоминавшемся выше Тикале. Там же археологи обнаружили сделанную изнефрита фигурку майяского божества, которая по стилю напоминает изделия горныхмайя из Каминальгуйю (Гватемала) и так же относится к началу первоготысячелетия н. э.
Но и северо-антлантическое побережье Центральной Америки не былопределом для морских путешествий майя. Одно удивительное открытие позволило этодоказать. Его совершил в 1970 году американский ученый Чарльз Лэкомб изФлоридского университета г. Майями. Лэкомб специализировался на изученииписьменности майя. Из научных исследований конца девятнадцатого века ему былоизвестно, что в пещерах острова Бонайре (южная оконечность Карибского моря)обнаружены индейские письмена. Чарльз Лэкомб справедливо предполагал, что этиписьмена принадлежат, скорее всего, аравакам, в древности населявшим эти земли.Их письменность состояла из символических изображений и ритуальных знаков, таккак культура индейцев-араваков была развита на примитивном уровне. И вот ученыйприбыл на остров Бонайре, чтобы своими глазами увидеть таинственные знаки, открытыеголландскими археологами в 1890 году. Удивлению Чарльза Лэкомба не былопредела, когда в увиденных на стене, нанесенных красно-коричневой краскойиероглифах он узнал письменность майя! «Когда я,- вспоминает ученый,-впервые увидел на стене пещеры иероглиф „Ламат“, служивший у майя дляобозначения одного из 20 дней недели, то просто не поверил своим глазам».Но сомнений быть не могло – майя действительно побывали на острове Бонайре,который находится в тысяче километров к юго-востоку от их обычных торговыхпутей. А по прямой Юкатан и Бонайре разделяют две тысячи километров! Сам факт,что майя смогли преодолеть такое расстояние, говорит о высоком уровне развития ихмореходства. Типичные иероглифы календаря майя обнаружены и на соседних сБонайре островах – Арубе и Кюрасао. Пока остается неясным, случайно сюда попалимайяские мореходы или бывали здесь постоянно. Но одно является несомненным –достижения древних майя в мореплавании были выдающимися. Они еще разподтверждают высочайший уровень развития их древней цивилизации.
Есть и другие, пока еще недостаточно изучение, но не менеезначительные находки. На небольшой глубине в прибрежных водах Багамскихостровов и полуострова Флорида найдены остатки массивных построек, стеныкоторых были сложены из хорошо отесанных каменных блоков. Происхождениенекоторые из этих сооружений можно отнести к архитектуре древних майя. В частности,в 1968 году возле острова Андрее, который входит в группу Багамских островов,была обнаружено сооружение из камня, имеющее прямоугольную форму. Внешний видздания, способ его постройки и планировка почти в точности соответствуетаналогичным параметрам древнего «Храма Черепах», который расположен в майяскомгороде Ушмаль на Юкатане. Совершенно не исключено, что это здание построилидревние майя. Пока неясно, как они могли это сделать; непонятно и назначениенайденного сооружения. Но не приходится сомневаться в том, что дальнейшиенаучные исследования рано или поздно дадут ответы на эти вопросы. Тем более чтовнимание ученых многих стран к древней цивилизации майя с годами толькоувеличивается.
Заключение
В своем развитии цивилизация майя шла своим уникальным путем.Великая цивилизация, не знавшая домашнего скота, сельскохозяйственныхинструментов, сколько-нибудь серьезно развитого оружейного дела, не считаяножей из обсидиана. Цивилизация, не использующая в своем развитии железа.Каменный топор и палка с заостренным концом – вот два основных инструмента,используемых май. Люди, жившие в каменном веке и то были оснащены получше. Темне менее, у майя на высоком уровне развиты искусство, архитектура, они достиглибольших высот в астрономии. Правителей, в общепринятом значении этого слова, умайя не было — вся полнота власти в государстве принадлежала жрецам, которыераспространили свое влияние на все без исключения области жизни общества.
Подсечно-огневое земледелие на первый взгляд представляется примитивнымспособом ведения сельского хозяйств. Однако и здесь майя достигают небывалыхвысот. Они ведут его настолько умело и эффективно, что не только могутобеспечить себя пропитанием, но и получать излишки сельскохозяйственныхпродуктов. Это, в свою очередь, является одним из важнейших факторов дляразвития цивилизации как таковой.
Достижения майя в мореплавании потрясают воображения. Следыпребывания майя обнаружены в двух тысячах километров от Юкатана. Ихастрономический календарь обладал высочайшей степенью точности. При этомприродные условия, в которых жили майя трудно назвать благоприятными. Тут иземлетрясения и ураганы, и потопы, и извержения вулканов, покрывающие земли надесятки километров вокруг слоем пепла и делающие невозможным земледелие на долгиевремена. При этом цивилизацию майя можно однозначно отнести к величайшимцивилизациям, существовавшим во все времена на планете Земля.
Поразительно и то, что война не играла никакой значимой роли вжизни майя. При этом войны являлись неотъемлемой частью существования и развитиямногих величайших цивилизаций. Им были совершенно чужды какие-либо проявлениявоинственности и милитаризма. «Война,- отмечает американский археолог Ч.Галленкамп,- никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например,у египтян и греков».
Мне кажется, что величие цивилизации древних майя особенно ценносвоей непохожестью на другие цивилизации. Пройти свой, непохожий ни на кого,путь от «диких» племен до великого народа – такое в древней истории встретишьнечасто. Большинство цивилизаций развивалось из-за усовершенствования орудийтруда, что позволяло производить все больше и больше материальных благ,начинали развиваться наука и искусство, появлялась возможность вести войны,порабощать соседние народы и захватывая новые ресурсы. Майя пошли совершеннодругим путем, и тем не менее создали великую цивилизацию. В истории майя до сихпор больше загадок и вопросов, чем ответов на них. Мне кажется, что одна изпричин этого в самобытности и уникальности этого удивительного народа.Историкам и археологам с большим трудом по крупицам удается восстанавливатькартину жизни древних майя и законы, по которым развивалось их общество. Ноесли при изучении других цивилизаций достаточно обнаружить факт и ему найдетсяобъяснение, то с цивилизацией майя происходит по-другому. Факты, обнаруженныеучеными, по нескольку десятков лет остаются без объяснения. Возникает однатеория за другой, но ни одна из них не может дать полного и ясного ответа навозникающие вопросы. Я думаю, что дело в том, что майя мыслили совершеннопо-другому и жили по непонятным для нас законам. Они – как инопланетяне, жившиена одной планете с нами.
В свое время возникало множество теорий о контактах майя с представителямивнеземных цивилизаций. В их доказательство приводились даже «факты» такихявлений. Сейчас эти теории развенчаны. Скорее всего, ничего такого не было.Однако для современных людей древние майя были и остаются «инопланетянами»,разумеется, в переносном смысле этого слова.
Список используемой литературы
1. Гуляев В.И. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации.- М.:Знание, 1983.176 с.
2. Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., Наука,1966.