--PAGE_BREAK-- II. Правовое регулирование несостоятельности банкротства юридических лиц в Российской Федерации.
1. Общие положения правового регулирования несостоятельности банкротства юридических лиц в РФ.
Согласно п. 1 статьи 1. ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельными (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Закон распространяет свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, исключение составляют казенные предприятия. Кроме того, в соответствии с данным законом, несостоятельными могут быть признаны некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истом и ответчиком в суде, а так же имеющая отдельный баланс или смету
ГК РФ разделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Критерием, определяющим данное разделение, является цель создания юридического лица. Коммерческими организациями могут быть признаны те юридические лица, которые основной своей целью ставят извлечение прибыли.
Гражданский кодекс и Закон о несостоятельности (банкротстве) помимо возможности банкротства коммерческих организаций признают также возможность банкротства юридического лица, действующего в форме потребительского кооператива и благотворительного или иного фонда.
Надо отметить, что ГК РФ допускает предпринимательскую деятельность общественных и религиозных организаций, в ходе которой возможно неисполнение своих обязательств, в том числе и по причине отсутствия имущества, но не ГК РФ не ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” не устанавливает порядок и процедуры, применяемые при ликвидации вышеуказанных организаций.
Кроме того, возможно неисполнения обязательства не связанного с предпринимательской деятельностью общественной, религиозной организацией, ассоциацией или союзом.
Закон устанавливает состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей рассматриваемых, в качестве признаков несостоятельности. В соответствии со ст. 4 Закона “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 г. в размер денежных обязательств и обязательных платежей включается: задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер обязательных платежей.
Дело о несостоятельности юридического лица может быть возбуждено в случае, если сумма денежных требований составляет не менее пятисот МРОТ.
При определении объема денежных требований не должны учитываться:
— размер неустойки по денежным обязательствам;
— установленные законодательством РФ штрафы и пени, а так же иные финансовые санкции по обязательным платежам;
— обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
— обязательства по выплате авторского вознаграждения;
-обязательства перед учредителями (участниками) должника юридического лица[15].
Следует однако отметить возможность принятия судом заявления о признании просрочившего должника — банкротом, если финансовые или экономические санкции наложены в связи с нарушением должником земельного, экологического, банковского, антимонопольного и др. законодательства.
Согласно ст. 23 Закона “О несостоятельности” в отношении должника — юридического лица в ходе судебного рассмотрения могут, применятся следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и другие процедуры, предусмотренные законом[16].
Закон определят вышеуказанные процедуры следующим образом.
Наблюдение -процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Внешнее управление -процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Конкурсное производство -процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Закон “О несостоятельности (банкротстве)” по-новому определяет понятие арбитражного управляющего. Согласно ст. 2 Арбитражный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим федеральным законом.
Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями, имеющее лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего и зарегистрированное при этом суде в качестве арбитражного управляющего.
Согласно Закону “О несостоятельности” Арбитражным управляющим не может быть лицо:
— осуществлявшее ранее управление делами должника, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами прошло более трех лет;
— в отношении, которых имеется ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;
— имеющие судимость.
Арбитражный управляющий имеет следующие права:
— созывать собрание кредиторов и комитета кредиторов;
— обращаться в арбитражный суд;
— получать из средств должника вознаграждение за свою деятельность;
— привлекать других лиц для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе с оплатой ох деятельности из средств должника;
— подавать заявления в суд о досрочном прекращении своих полномочий[17].
Арбитражный управляющий обязан:
— принимать меры по защите имущества должника;
— анализировать финансовое состояние должника;
-анализировать, финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках
— рассматривать заявленные требования кредиторов.
В зависимости от применяемой судом процедуры банкротства, объем прав арбитражного управляющего может увеличиваться.
Арбитражные управляющие несут ответственность на основании и в порядке установленном ст. 21 Закона “О несостоятельности (банкротстве)”.
Санкциями, применяемыми по отношению к арбитражным управляющим, является: отзыв лицензии и отстранение от исполнения обязанностей по делу.
Основанием для отзыва лицензии у арбитражного управляющего является неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей, возложенных на него в соответствии с Законом, которое повлекло убытки для должника или кредиторов.
Основанием для и отстранение от исполнения обязанностей по делу является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, при отсутствии убытков должника или кредиторов, вызванных вышеуказанными причинами.
Кроме того, должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.
На основании вышесказанного необходимо отметить Законом “О несостоятельности (банкротстве)” признаки несостоятельности, процедуры применяемые в ходе судебного разбирательства, права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих, установлены на другом более качественном уровне по отношению к Закону “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Больше внимания уделено правам и обязанностям арбитражных управляющих, а также их ответственности, устранены выявленные практикой недостатки в определении признаков несостоятельности, переосмыслено понятие внешнее управления и т.д.
Однако следует ответить некоторые пробелы в регулировании деятельности арбитражных управляющих, финансовое обеспечение их деятельности. Не определенен порядок осуществления прав и исполнения обязанностей арбитражными управляющими.
Проблемой могут стать полномочия Федеральной службы по делам несостоятельности, так согласно закона ФСДН не имеет право выступать в суде от имени государства, а осуществляет деятельность по лицензированию арбитражных управляющих, ведет учет и анализ экономического состояния крупных предприятий и т.д. Постановлением Правительства РФ от 01.06.98 N 537[18] ФСДН предоставлено право представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, а также осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций - должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций. Таким образом, нарушается принципы равенства кредиторов перед законом и независимости суда, так как ФСДН приобретает значительные права в судебном процессе и способно оказывать решающие воздействие на суд при выборе кандидатуры арбитражного управляющего, а также на самого арбитражного управляющего осуществляющего свои функции.
2. Разбирательство дела о несостоятельности в суде.
Ст. ст. 5, 29 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает исключительную подсудность дел о несостоятельности Арбитражным судам.
В соответствии со ст. 2 ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”[19] порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливается Конституцией РФ, указанным конституционным законом и Арбитражно-процессуальным кодексом РФ[20].
В соответствии со ст. 143 АПК РФ дела о несостоятельности рассматриваются Арбитражными судами, по правилам предусмотренными АПК с особенностями установленными ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”[21]. Глава 3 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” посвящена особенностям разбирательства дела о несостоятельности.
Закон о несостоятельности устанавливает перечень лиц имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника просрочившего исполнение денежных обязательств, а так же не исполняющего обязательные платежи в бюджет. С заявлением о признании должника банкротом могут обратиться должник, кредитор, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.
Должник обращается в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным в случае обнаружения признаков банкротства или в случае предвидения таковых.
При рассмотрении заявления должника суд помимо признаков банкротства, указанных в ст. ст. 5, 29, должен учитывать факт наличия имущества достаточного для погашения судебных расходов.
Закон устанавливает обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией в случаях:
- если при удовлетворении требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств перед другими кредиторами;
— принятия, уполномоченным в соответствии с учредительными документами органом должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
— принятия органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
— в случае если при проведении ликвидации юридического лица, установлена неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
-в иных случаях предусмотренных настоящим законом, например при поступление возражения одного из кредиторов в процессе добровольной ликвидации.
При обращении в суд руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией в случаях когда подача заявления должника является обязательной, суд не принимает во внимание наличие или отсутствие признаков банкротства указанных в ст. 5 ст.29, а так же факт наличие у должника имущества достаточного для покрытия судебных расходов.
Важно отметить, что руководитель должника или индивидуальный предприниматель- должник, ликвидатор или ликвидационная комиссия в случаях неисполнения обязанности по подаче заявления должника несет субсидиарную ответственность.
Также на руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией может быть наложена ответственность в форме дисквалификации (лишения права занимать руководящие должности), уголовного наказания.
Кроме того, в случае если неплатежеспособность наступила в результате действий лиц, способных давать обязательные для должника указания или имеющих возможность иным образом определять его действия (учредитель, руководитель и т.д.) по решения суда на такие лица может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. В соответствии с Постановлением пленума ВАС № 6/8[22] к таким лицам следует относить:
— лиц, имеющих в доверительном управлении контрольный пакет акций- банкрота;
— собственника имущества унитарного предприятия;
— собственников контрольного пакета акций.
При этом следует подчеркнуть то, что факт несостоятельности должен быть вызван действиями этих лиц или их указаниями.
В случае подачи заявления должника при наличии у него имущества достаточного для погашения всех требований кредиторов, должник несет ответственность за ущерб причиненный подачей такого заявления.
Безусловно, основную роль в процессе возбуждения дела о несостоятельности должника, как правило, играет кредитор. Кредиторами по денежным обязательствам могут быть российские и иностранные лица, а так же Российская Федерация, Субъект федерации, муниципальные образования. Ст. 11 Закона “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что правами кредитора по денежным обязательствам пользуются налоговые и иные полномочные органы.
Закон устанавливает возможность объединения требований кредиторов, в таком случае, кредиторы подают одно заявление, которое подписывается всеми кредиторами объединившими свое требование.
Закон устанавливает возможность выступать в качестве кредиторов: Российской федерации, субъекта РФ и муниципального образования. К заявлениям налоговых или иных органов законом установлено специальное требование о наличии доказательств о принятии мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном законодательством порядке.
Право прокурора обращаться в арбитражный суд с заявление о признании должника банкротом допускается в строго ограниченных законом случаях, таковыми являются:
— обнаружение прокурором признаков преднамеренного банкротства;
— при наличии у должника задолженности по обязательным платежам;
— в интересах кредитора — РФ, субъекта РФ, муниципального образования[23].
В случае, если в заявлении о признании должника несостоятельным соблюдены все требования Закона “О несостоятельности (банкротстве)”, а также соблюдены все требования АПК РФ, судья арбитражного суда обязан принять к производству данное заявление. О принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), судья арбитражного суда должен вынести соответствующие определение не позднее трех дней с момента подачи заявления. В определении должен быть указан срок рассмотрения дела о несостоятельности, который не может превышать пять месяцев с момента подачи заявления, на этот период по отношению к должнику — юридическому лицу вводится наблюдение. Как показала практика, в определении указывается так же дата слушания, на котором будет назначен временный управляющий. Арбитражный суд одновременно с принятием заявления к производству, по заявлению лица участвующего в деле о несостоятельности может принять меры по обеспечению требований кредиторов в соответствии с АПК, кроме того, законом предусмотрены специальные меры по обеспечению требований кредиторов.
Судья обязан отказать в принятии заявления о несостоятельности просрочившего должника, если нарушено хотя бы одно из условий предусмотренных п. 2 ст. 29 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, а именно:
— требования к должнику составляют менее пятисот МРОТ;
— указанные требования не погашены в течение срока меньшего, чем три месяца;
— заявление подано в ненадлежащий арбитражный суд.
Таким образом, законодательно зафиксирована возможность частичного исполнения обязательств. В случае, если после принятия заявления к производству часть суммы обязательств будет погашена, и оставшаяся задолженность в сумме будет составлять менее 500 МРОТ, суд обязан вынести решении о прекращении дела.
Вследствие несоответствия по форме и содержанию заявления о признании должника несостоятельным требованиям, установленным ст. 32- 40, судья обязан вынести определении о возврате заявления. Исключением, в подобных случаях, является заявление руководителя должника, поданное в соответствии со ст. 8 Закона. Даже при отсутствии в заявлении руководителя должника приложений, обязательность которых установлена ст. 34., суд принимает заявление к производству и истребует недостающие документы.
Должник, в пятидневный срок со дня получения определения о принятии к производству заявления, обязан предоставить отзыв на заявление кредитора.
Кроме того, должник обязан уведомить всех имеющихся у него кредиторов, не указанных в заявлении кредитора, о возбуждении дела о его несостоятельности. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что Законом о несостоятельности не установлена ответственность за неисполнение этой обязанности. Вероятно, этот пробел законодательства будет восполнен в процессе практического применения закона.
В определении о принятии заявления к рассмотрению арбитражным судом указывается дата первого слушания по делу о несостоятельности должника. В ходе подготовки дела к первому слушанию арбитражным судом производятся следующие действия:
— рассмотрение о привлечении к участию в деле третьих лиц;
— извещение заинтересованных лиц о производстве по делу;
— истребование необходимых документов и сведений у лиц;
— проводится проверка обоснованности требований кредитора; — решение вопроса о финансовом состоянии должника[24].
Решение вопроса о финансовом состоянии производится в процессе применения процедуры наблюдения. На временного управляющего возложена обязанность созвать в ходе подготовки к первому слушанию дела о несостоятельности (банкротстве) первое собрание кредиторов. Для этого временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии к производству заявления о признании должника банкротом. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы:
— требования, которых в соответствии с законом признаны установленными и направлены временному управляющему;
— размер требований, которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов.
В соответствии с Законом, к компетенции первого собрания кредиторов относятся:
— принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
— принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов.
В соответствии со ст. 47 ФЗ “ О несостоятельности” установлен трехмесячный срок для рассмотрения дела о несостоятельности, который может быть продлен не более чем на два месяца.
В деле о несостоятельности (банкротстве) участвуют:
— должник;
— конкурсные кредиторы;
— арбитражный управляющий;
— налоговые и иные уполномоченные органы;
— прокурор в случае рассмотрения дела по его заявлению;
— государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, в случаях предусмотренных Законом[25].
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может вынести:
— решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— решении об отказе в признании должника банкротом;
— определение о введении внешнего управления;
— определение о прекращении производства по делу[26].
Решение о признании должника несостоятельным выносится судом в случае доказанности наличия у него признаков несостоятельности при отсутствии ходатайства о введении внешнего управления и мирового соглашения. Следствием признания должника несостоятельным (банкротом) является открытие конкурсного производства.
Решение об отказе в признании должника несостоятельным (банкротом) выносится судом в случае отсутствия признаков несостоятельности, удовлетворении заявленных требований кредиторов до принятия судом решения или установления фиктивности банкротства. Следствием решения об отказе в признании должника несостоятельным является прекращение процедуры наблюдения и производства по делу.
В случае, вынесения судом определения о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего. При отсутствии возможности назначить внешнего управляющего одновременно с введением внешнего управления суд назначает внешнего управляющего в течении одного месяца.
Определением суда, производство по делу может быть прекращено в случаях финансового оздоровления должника или заключения мирового соглашения.
В соответствии с вышесказанным необходимо отметить следующие.
Дело о несостоятельности рассматривается Арбитражным судом, по заявления должника или кредитора. С момента принятия заявления о признании должника банкротам, судом вводится наблюдение, целью которого является выявление действительного финансового состояния должника и недопущение недолжного распоряжения его имуществом. Для осуществления наблюдения назначается временный управляющий. По окончании наблюдения, на основании материалов предоставленных временным управляющим и первым собранием кредиторов, суд выносит решение о признании должника банкротом или определение о введении внешнего управления или определение о утверждении мирового соглашения. По окончании внешнего управления, по результатам его проведения суд вправе вынести решение о признании должника банкротом или определение о утверждении мирового соглашения.
Ниже будут более подробно изложены основные принципы, цели и задачи судебных процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о несостоятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--а) Наблюдение
Процедура наблюдения является новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Данная процедура вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признания должника — юридического лица несостоятельным. Суть и основной задачей данной процедуры заключается в следующем: поскольку критерием несостоятельности является неплатежеспособность, то необходимо выяснить имеется ли у должника средства, имущество необходимые для расплаты со всеми кредиторами. Помимо выяснения действительного финансового состояния должника процедура наблюдения ставит перед собой задачу предотвращения не должного распоряжения его имуществом. Анализ финансового состояния и защита имущества должника осуществляется независимым субъектом — временным управляющим. Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве, но может быть продлена не более чем на два месяца.
Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств.
Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего.
Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).
При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при принятии заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона).
Кроме того, при введении процедуры наблюдения и назначения временного управляющего арбитражный суд должен установить размер вознаграждения временному управляющему, которое выплачивается за счет имущества должника[27].
В определении о принятии заявления о признании должника банкротом или в определении о назначении временного управляющего арбитражный суд указывает установленный им размер вознаграждения временного управляющего и об обязанности руководителя должника выплачивать это вознаграждение за каждый месяц осуществления управляющим своих полномочий[28].
В настоящее время у арбитражных судов возникает проблема при определении размера вознаграждения временному управляющему. П. 1 ст. 22 Закона о банкротстве установлено, что федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации или в порядке, ими установленном, могут быть предусмотрены минимальный и максимальный размер вознаграждения арбитражному управляющему. Указанные законодательные акты пока еще не приняты. Поэтому сейчас арбитражный суд до принятия указанных законодательных и иных правовых актов не ограничен в определении помесячного размера вознаграждения временного управляющего. Пока же размер выплаты вознаграждения временному управляющему в значительной степени будет определяться такими факторами, как сложность и масштаб предстоящей работы. Указанное вознаграждение выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами. Иное предусмотрено п. 4 ст. 25 (вознаграждение выплачивается из специального фонда) и п. 2 ст. 62 Закона о банкротстве. Речь идет о том, что если в результате проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий установит недостаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, в том числе расходов на выплату вознаграждения, то кредиторы обязаны определить источник покрытия указанных расходов. В случае невозможности определения источника выплаты судебных расходов (в частности, вознаграждения временному управляющему) кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию расходов.
Временный управляющий назначается судом из числа кандидатур предложенных кредиторами. В случае, если в заявлении кредитора не предложено кандидатуры временного управляющего, он назначается из числа арбитражных управляющих зарегистрированных в суде, при отсутствии оных кандидатура временного управляющего предоставляется ФСДН.
Введение наблюдения означает установку ряда для ограничений для должника по распоряжению его имуществом.
Последствиями введения наблюдения являются[29]:
— невозможность предъявления к должнику любых имущественных требований без уведомления временного управляющего;
- приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям;
— невозможность удовлетворения требований учредителей должника о выделении доли (пая), выкупе акций;
- по ходатайству кредитора приостановление производства по делам, связанных с взысканием с должника денежных средств;
Для решения задач и достижения целей наблюдения временный управляющий обязан:
— проводить анализ финансового состояния должника;
— принимать меры по сохранности имущества должника;
— определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
— устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о несостоятельности;
— созывать первое собрание кредиторов[30].
Для исполнения обязанностей временный управляющий вправе:
— предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом;
— обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;
— обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
— получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника[31];
Для решения задач и достижения целей наблюдения органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. Исключительно с согласия временного управляющего органы управления должника могут принимать решения и совершать сделки:
— связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;
— связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;
— связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника
— связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово — промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
— о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
— о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств;
— о выплате дивидендов;
— о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
— о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций[32].
Наблюдение прекращается после первого слушания дела о несостоятельности в следующих случаях:
— введения определением суда внешнего управления имуществом должника;
— установления судом фактической состоятельности должника;
— признании судом должника несостоятельным (банкротом);
— утверждения судом мирового соглашения[33].
В целом процедура наблюдения оправдала свое существование. Данная процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестуются в суде. Однако, как указывалось выше, наблюдение является новеллой для российского законодательства о несостоятельности и необходим анализ практики. На сегодняшний момент в среде правоведов возник ряд споров в отношении применения норм предусмотренных в ходе наблюдения, так не ясен к примеру порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих. Как указывалось выше, отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты труда временных управляющий. Большинство указанных пробелов касаются также и внешнего управления, и конкурсного производства, но о них будет сказано в соответствующих параграфах.
б) Внешнее управление
Внешнее управление — реорганизационная процедура, суть которой состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника на основании ходатайства собрания кредиторов должника, которое собирается временным управляющим в период наблюдения. Эта предупредительная мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена (ст.68 Закона). Таким образом, основной целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника. Для достижения основной цели внешнего управления назначается внешний управляющий. Кандидатура внешнего управляющего определяется собранием кредиторов. Целесообразность, проведения внешнего управления, определяется собранием кредиторов. При этом, из анализ практики свидетельствует, что факт возможности восстановления платежеспособности должника должен признать суд, одного согласия кредиторов не достаточно.
Пример: В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением о признании его должника банкротом. Однако после первого заседания инициатор процесса стал ходатайствовать о введении такой процедуры, как внешнее управление имуществом должника, считая, что в результате осуществления ряда мероприятий в рамках этой процедуры возможно улучшение финансового положения должника и как следствие этого восстановление его платежеспособности.
Суд отклонил ходатайство кредитора и признал должника банкротом в связи с отсутствием реальной возможности восстановить платежеспособность должника [34].
Максимальный срок внешнего управления составляет восемнадцать месяцев.
В целом внешнее управление имуществом должника можно разделить на несколько этапов. Первый — предварительный, начинается с момента введения внешнего управления и продолжается до утверждения плана внешнего управления. На этом этапе перед внешним управляющим ставиться задача инвентаризации имущества должника, составлении реестра требования кредиторов, принятия решения о мерах по восстановлению платежеспособности должника, составление плана внешнего управления. В плане может быть предусмотрено восстановление или продажа части имущества, перепрофилирование некоторых нерентабельных производств, продажа части предприятия как имущественного комплекса и осуществление некоторых других мер организационного и финансового характера. Второй — основной состоит в осуществление мер и мероприятий, указанных в плане внешнего управления. Третий — заключительный состоит в составлении отчета внешнего управляющего и расчетах с кредиторами. Надо отметить условность деления на этапы, так, к примеру, реестр требований кредиторов ведется в течение всего внешнего управления.
Как указано выше, распоряжение и управление имуществом должника в ходе внешнего управления осуществляет внешний управляющий. Для реализации властных полномочий внешнего управляющего закон устанавливает, что с момента введения прекращаются полномочия органов должника и собственника имущества должника — унитарного прекращаются и в полном объеме передаются собранию кредиторов и внешнему управляющему. Одновременно с введением внешнего управления, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, ивводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Согласно ст. 70 Закона мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом на суммы требований по денежным обязательства и обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ.
Для выполнения задачи внешнего управления арбитражный управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Это право ограничивается в случаях наличия заинтересованности в сделке внешнего управляющего или кредиторов, а так же в случае если объектом распоряжения является имущество стоимостью свыше 20 % балансовых активов. В таких случаях требуется обязательное согласие собрания кредиторов. Кроме того обязательного согласования с кредиторами сделки по распоряжению недвижимым имуществом.
К правам внешнего управляющего также относятся: право заключать от имени должника мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника.
В соответствии с законом обязанностями внешнего управляющего являются:
— принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
— открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
— разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
— вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
— заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
— принимать меры по взысканию задолженности перед должником; — рассматривать требования кредиторов;
— вести реестр требований кредиторов;
— представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления[35].
В целом, все обязанности внешнего управляющего можно разделить на связанные с реализацией внешнего управления и обязанности, перешедшие к нему от руководства и собственников должника. От собственников и учредителей должника к арбитражному управляющему переходят обязанности: вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; рассматривать требования кредиторов;
К обязанностям внешнего управляющего, связанным с реализацией внешнего управления следует относить: принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести реестр требований кредиторов; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления. На данных обязанностях необходимо остановиться подробнее.
Внешний управляющий обязан произвести инвентаризацию имущества для полного учета имущества, при выявлении отсутствующего или не отраженного имущества для принятия соответствующих действий. В практике встречаются, что по окончании инвентаризации арбитражным управляющими возбуждались уголовные дела о хищениях. Одновременно инвентаризация позволяет учесть имущество не отраженное в бухгалтерском учете. Инвентаризация имущества проводиться на первом этапе внешнего управления — предварительном.
Необходимость открытия специального счета при внешнем управлении, как показала практика, вызвана тем, что “старые” расчетные счета должника зачастую арестованы или на них имеется значительная картотека.
План внешнего управления составляется внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов. Внешний управляющий обязан составить план внешнего управления и в процессе внешнего придерживаться мероприятий, указанных в плане. План внешнего управления составляется на предварительном этапе внешнего управления.
По окончании внешнего управления, внешний управляющий обязан отчитаться в выполнении плана внешнего управления — составить отчет внешнего управляющего и предоставить его на рассмотрение собранию кредиторов. К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.
В отчете внешнего управляющего в отчете должно содержаться одно из следующих предложений:
— о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
— о заключении мирового соглашения;
— о продлении установленного срока внешнего управления;
— о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства[36].
В случае если собрание кредиторов на основании отчета внешнего управляющего вынесет решение о прекращении производства по делу связи с восстановлением платежеспособности и определением суда данное решение будет утверждено, то арбитражный управляющий вправе преступить к расчетам с кредиторами.
Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с очередностью, установленной ГК РФ и ст. ст. 94, 107- 111 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.Пробелом в законодательстве, в настоящий момент, является порядок выплаты вознаграждения внешнему управляющему. Будет оно выплачиваться вне очереди или в последнюю очередь- предстоит решить в процессе практического применения законодательства.
Основываясь на изложенном, можно утверждать, что внешнее управление — основной своей задачей ставит восстановление бизнеса должника, для чего вводится мораторий на удовлетворения требования кредиторов и назначается внешний управляющий. Однако статистка показывает, что крайне незначительное количество должников восстанавливают свою платежеспособность в результате проведения внешнего управления. Согласно статистическим данным из 2001 дела, по которым в 1998 г. проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 69 случаях (3,4%) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника[37]. При этом следует учесть по большинству дел процедура внешнего управления проводилась в соответствии с Законом “О несостоятельности (банкротстве) предприятии”
продолжение
--PAGE_BREAK--г) Конкурсный процесс.
Конкурсный процесс является специальной формой ликвидации, которая призвана обеспечить соразмерность удовлетворения требований кредиторов, а также охрану интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга, в случае недостаточности имущества должника для погашения всех требований кредиторов.
Процедура начинается с опубликования в “Вестнике Высшего арбитражного суда” решения об объявлении должника банкротом. С этим моментом связан ряд последствий:
— запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), а также удовлетворение им каких-либо требований без согласия на то собрания кредиторов;
— сроки исполнения всех обязательств считаются и все требования кредиторов, независимо от времени их наступления, уравниваются между собой;
— прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности должника;
— все претензии имущественного характера могут быть предъявлены к должнику только в рамках конкурсного производства[38];
В конкурсном процессе участвуют конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом, собрание кредиторов, сам должник, члены трудового коллектива, другие заинтересованные лица. Собрание кредиторов вправе выдвигать кандидатуру на должность конкурсного управляющего.
В Информационном письме от 7 августа 1997 г. «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» в п. 9 давалось разъяснение: закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего. Данное разъяснение было необходимо, так как при применении Закона о банкротстве в арбитражной практике возникало много вопросов относительно назначения кандидатуры конкурсного управляющего[39]. Поэтому в Законе 1998 года закреплены нормы, которые подробно регулируют процедуру назначения конкурсного управляющего. Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного управляющего могутбыть возложены арбитражным судом на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего. Права и обязанности конкурсного управляющего определены статьей 20 Закона. Конкурсный управляющий несет ответственность согласно ст. 21 Закона.
Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.[40]
Законом о банкротстве, кроме перечисленных, предусмотрены еще два последствия открытия конкурсного производства (ст. 98): сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер, либо являться коммерческой тайной, и снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается.
Закон о банкротстве предусматривает назначение одного конкурсного управляющего. Согласно ст. 99 Закона, по ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием (комитетом) кредиторов арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Суд будет не только распределять обязанности между конкурсными управляющими в зависимости от сложности выполняемых задач, но и определять пределы ответственности каждого из них.
Согласно Закону о банкротстве собрание кредиторов осуществляет контроль над действиями конкурсного управляющего. Данный Закон устанавливает механизм реализации этой нормы и конкретизирует её. В соответствии со ст. 115 конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету (собранию) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия и в процессе конкурсного производства, а также иную информацию.Конкурсный управляющий также обязан по требованию арбитражного суда представить суду все сведения, касающиеся проведения процедуры конкурсного производства. Статья 116 предусматривается, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания (комитета) кредиторов отстраняет конкурсного управляющего от выполнения своих функций и назначает нового конкурсного управляющего.
О правах и обязанностях конкурсного управляющего уже говорилось, поэтому коснемся этого вопроса лишь вскользь. При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий вправе предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер таких требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой. Взысканные суммы включаются в конкурсную массу (имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное во время процедуры конкурсного производства (ст.103)).
В соответствии с п. 2 ст. 103 Закона о банкротстве из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное данным законом.
Согласно Закону (п. 4 ст. 104), в конкурсную массу не включаются следующие объекты: жилищный фонд, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно важные для данного региона. Они должны быть приняты на баланс соответствующих местных органов власти или органов государственной власти. Однако последние, часто отказывались это делать, а Закон о банкротстве 1992г. не давал ответа на вопрос: «Каковы должны быть действия конкурсного управляющего, если органы местного самоуправления и государственной власти не принимают указанные объекты на свой баланс?”. Закон 1998г. дает однозначный ответ на данный вопрос: обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
Статьей 102 Закона предусматривается, что в процессе конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов. В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, если сам не имеет необходимых навыков.
Согласно п. 2 ст. 98 и п. 1 ст. 101 Закона о банкротстве конкурсному управляющему с момента его назначения арбитражным судом переходят все полномочия по распоряжению имуществом должника, в том числе и отчуждению, если денежных средств не хватает для удовлетворения требований кредиторов. Собрание (комитет) кредиторов, в соответствии с п.1 ст. 112 должен будет лишь одобрять порядок и сроки продажи имущества должника.
Стоит отметить, что Закон о банкротстве в ст. 113 предусматривает продажу (уступку) прав требований. Конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) не установлен собранием (комитетом) кредиторов. Необходимость введения указанной нормы подтверждается арбитражной практикой: в большинстве дел, по которым открыто конкурсное производство, должник имеет не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Данная норма позволит ускорить проведение процедуры конкурсного производства.
Таким образом, мы видим, что при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий не ограничен правилами, которые предусмотрены Уставом должника для его руководителя. На практике известны примеры, когда арбитражный суд признавал правомерными действия управляющего, которые выходили за рамки полномочий, установленных Уставом организации для её руководителя — при отчуждении имущества, т.к. полномочия управляющего определяются Законом и включают в себя право распоряжаться имуществом (в том числе и недвижимым) должника без учёта ограничений, установленных для руководителя должника[41].
Хочется обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 105 Закона устанавливается, что конкурсный управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет).
Иные счета должника в банках и иных кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в процессе конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с такихсчетов должны быть перечислены на основной счет должника. На основной счет должника будут также зачисляться денежные средства, поступающие в процессе конкурсного производства. С основного счета будут осуществляться и выплаты кредиторам.
С основного счета также оплачиваются следующие расходы: расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; расходы, связанные с публикацией объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; иные расходы, связанные с осуществлением процедуры конкурсного производства.
Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий будет представлять собранию или комитету кредиторов в любое время по его требованию.
Особое внимание хотелось бы уделить очередности погашения задолженности. Правила очередности удовлетворения требований кредиторов установлены статьей 64 Гражданского кодекса РФ. Статья 106 Закона содержит обязательную для юридических лиц — банкротов очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно:
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
— в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
— в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, а также удовлетворяются требования по обязательствам должника, возникшим в период наблюдения, в процессе внешнего управления и конкурсного производства.
Исходя из разъяснений ВАС, налоги и другие обязательные платежи в бюджет, и внебюджетные фонды, обязанность по которым возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются вне очереди из конкурсной массы[42].
В соответствии с Законом, только после погашения основной задолженности кредиторам пятой очереди и причитающихся им процентов конкурсный управляющий начнет погашать требования по возмещению убытков, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые им учитывались отдельно в реестре требований кредиторов.
После определения очередности погашения задолженности конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований, который ведется согласно ст. 15 Закона о банкротстве. В реестр требований кредиторов конкурсный управляющий включает установленные (бесспорные) требования, требования, которые не оспариваются должником, а также иные требования, установленные арбитражным судом (ст. ст. 4, 46, 63 и 75 Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий после закрытия реестра начинает производить расчеты с кредиторами в очередности, установленной Законом о банкротстве. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст. 114). При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не предусмотрено Законом.
Требования кредиторов, которые были заявлены после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Если требования кредиторов первой и четвертой очереди были предъявлены до окончания расчетов со всеми кредиторами, но после закрытия реестра требований кредиторов, то они также подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения таких требований удовлетворение требований других очередей приостанавливается.
Требования кредиторов третьей и четвертой очередей, представленные в срок, установленный на предъявление требований кредиторов (ст. 100), но не признанные конкурсным управляющим, удовлетворяются в том же порядке при наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда об их удовлетворении.
Предприятие признается свободным от долгов с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц независимо от того, хватило ли денежных средств должника и средств, вырученных от продажи его имущества на удовлетворение всех требований кредиторов.
Закон о банкротстве вводит норму: в соответствии с п. 7 ст. 114 кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Такое требование может быть предъявлено в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
Таким образом, мы видим, что законодательством о банкротстве предусмотрено возможное удовлетворение всех кредиторов независимо о предъявлении ими требований к должнику.
Закон предусматривает, что после завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенныхтребований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Закон о банкротстве детально определяет порядок реализации имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов. В соответствии со ст. 118 Закона об имуществе, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в процессе конкурсного производства, при отсутствии заявлений собственника, учредителей (участников) должника о правах на это имущество конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения уведомления, уполномоченные органы соответствующего муниципального образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по его содержанию.
После рассмотрения отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства, представленного конкурсным управляющим, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства (ст. 119). Однако если Законом о банкротстве не указывался срок представления указанного определения конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то такое определение должно быть предоставлено в орган, осуществляющий ведение реестра юридических лиц, в течение десяти дней.
Согласно Закону о банкротстве с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным. Процесс ликвидации
д) Мировое соглашение
С точки зрения теории права, мировое соглашение в деле о несостоятельности (банкротстве) является многосторонним договором, ограниченным процессуальными рамками, указанными в законе.
В соответствии с Законом, мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о несостоятельности и при проведении любой из установленных законом процедур, в том числе при проведении конкурсного производства.
Мировое соглашение заключается конкурсными кредиторами (кредиторами третей и пятой очереди) с должником и третьими лицами. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов. Для проведения соответствующего собрания необходимо инициатива со стороны арбитражного управляющего или конкурсных кредиторов сумма требований, которых оставляет не менее одной трети от суммы требований внесенных в реестр. Налоговые или иные уполномоченные органы не являются конкурсными кредиторами и по — этому не участвуют в процедуре заключения мирового соглашения. Необходимо отметить, что при решении вопроса о заключении мирового соглашения все кредиторы обладают одним голосом независимо от размера требований. Закон о несостоятельности выдвигает так же требование о согласие на заключение мирового соглашения всех кредиторов третьей очереди.
Мировое соглашение в деле о банкротстве полежит утверждению арбитражным судом, о чем выносится соответствующие определение.
Мировое соглашение является обязательным для всех лиц участвующих в деле о несостоятельности. При этом односторонний отказ от подписания мирового соглашения не допускается.
В Законе установлен перечень условий, которые могут содержаться в мировом соглашении. К ним относятся отсрочка или рассрочка исполнения обязательств должника (в этих случаях обязательства исполняются полностью, но устанавливаются новые сроки их исполнения), скидка с долга, уступка прав требования, исполнение обязательств полностью или частично третьими лицами, подписавшими мировое соглашение. Как показала практика, может иметь место обмен требований на акции должника. В данном случае производится обмен акций имеющихся на балансе должника, или акций акционеров которые подписали мировое соглашение в качестве третьих лиц. Возможны и иные условия мирового соглашения, при условии не противоречия их нормам Закона “О несостоятельности (банкротстве)” и иным правовым актам Российской Федерации.
С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом, дело о банкротстве прекращается, арбитражный управляющий прекращает исполнять свои обязанности, при необходимости осуществляются назначение нового руководства должника.
Мировое соглашение в деле о банкротстве коренным образом отличается от мировых соглашений в исковых производствах т.е. экономических делах Специфика дел о банкротстве, в частности, заключается в том, что в отличие от экономических споров в делах о банкротстве нет искового заявления, оно заменено заявлением, нет истцов и ответчиков, а лицами, участвующими в деле, являются должник, конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий, налоговые и иные уполномоченные органы, иные органы, предусмотренные в Законе о банкротстве.
АПК РФ предусматривает возможность заключения мирового соглашения, но не регламентирует порядок его заключения, предъявляет лишь требование соответствия соглашения законам и иным правовым нормативным актам и не допускает нарушение прав других организаций.
В результате возникает ряд коллизий права:
— в соответствии с АПК мирового соглашение вправе заключить должник и кредитор на любой стадии процесса, но в соответствии с Законом “О несостоятельности (банкротстве)” решение о заключении мирового соглашения принимает собрание кредиторов, таким образом невозможно заключение мирового соглашения с одним кредитором- подавшим заявления в обход других;
— АПК не устанавливает необходимость погашения задолженности первой, второй и четвертой очереди для заключения мирового соглашения, тогда, как Закон о несостоятельности требует этого
— и т.д.
По видимому все эти коллизии будут решаться в процессе применения закона.
3. Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц.
Закон “О несостоятельности (банкротстве)” в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники — организации: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников.
Под градообразующими предприятиямив Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132 Закона).
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По ходатайству названных органов арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении должника — градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.
Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление (санация) градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления (ст. 135 Закона).
Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.
В процессе внешнего управления должником — градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями продажи которого станет сохранение рабочих мест для не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.
Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
Банкротство сельскохозяйственных организацийимеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону „О несостоятельности (банкротстве)“ сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст. 139 Закона).
Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделяются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.
Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы и необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией — должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Такимобразом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.
В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правила.
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
В соответствии с Федеральным Законом „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ от 25 февраля 1999 г.[43], данная проблема решается посредством введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.
Закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций состоит из восьми глав: Общие положения; Финансовое оздоровление кредитной организации; Временная администрация; Реорганизация кредитной организации; Особенности рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом; Особенности конкурсного производства кредитной организации, признаннойбанкротом; Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом.
Согласно Закону „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, при наличии денежных обязательств, сумма которых составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, а просрочка исполнения составляет более одного месяца. Закон предоставляет Центральному банку право обращаться с заявлением о признании должника — кредитной организации несостоятельным. Законом установлено требование о предварительном обращении в Центральный Банк Российской Федерации с заявлением об отзыве лицензии у должника — кредитной организации и только после отзыва лицензии возможно обращение с заявлением в арбитражный суд. Дело о несостоятельности может быть возбуждено судом в отношении кредитной организации имеющей лицензию, только в случае если к заявлению должника приложены документы об обращении в ЦБ РФ с заявлением об отзыве лицензии и отсутствии ответа в течение двух месяцев. В таком случае суд обязан обратиться к Центральному Банку с предложением представить заключение Банка России о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Банка России об отзыве указанной лицензии. Банк обязан отправить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок с момента их получения.
В соответствии с законодательством все процедуры, применяемые к просрочившим должникам, можно разделить на досудебные и применяемые в ходе судебного рассмотрения дела.
К досудебным относятся:
— финансовое оздоровление кредитной организации;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее — временная администрация);
— реорганизация кредитной организации[44].
В порядке установленном Законами РФ в целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
— оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
— изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
— изменение организационной структуры кредитной организации;
— иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами[45].
Финансовое оздоровление кредитной организации проводиться его учредителями или иными лицами, при этом не происходит ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации.
В случаях предусмотренных ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” и Законом “О банках и банковской деятельности” Центральный банк вправе назначит в банк временную администрацию. При назначении временной администрации ограничиваются полномочия исполнительных органов банка. Временная администрация назначается на срок не свыше шести месяцев. ЦБ при необходимости вправе назначить мораторий на удовлетворение, продолжительность которого не может превышать трех месяцев.
К процедурам, применяемым в ходе судебного разбирательства, закон относит:
— наблюдение;
— конкурсное производство.
В отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом »О несостоятельности (банкротстве)", не применяются.
Закон устанавливает требование к арбитражным управляющим о наличии у них помимо соответствующей лицензии аттестата Банка России.
Закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” устанавливает некоторые особенности конкурсного производства в отношении кредитной организации- банкрота:
— конкурсный управляющий обязан использовать только корреспондентский счет ликвидируемой кредитной организации;
— сообщение о ликвидации кредитной организации публикуется в Вестнике ВАС, Вестнике ЦБ РФ и местной прессе;
— на конкурсного управляющего возложена обязанность ежемесячно составлять и представлять в ЦБ промежуточный ликвидационный баланс, а по окончании конкурсного производства — ликвидационный баланс;
Закон устанавливает так же первоочередность исполнения кредитной организацией — банкротом обязательств перед кредиторами — физическими лицами[46].
Закон выделяет в отдельную категорию также страховые организации.
По отношению к банкротству страховых организаций Закон “О несостоятельности (банкростве)” устанавливает некоторые ограничения при продаже имущественного комплекса, а именно:
— покупатель страховой организации обязан принять на себя вместе с имуществом обязательства по договором страхования должника в том числе с ненаступившим страховым случаем;
— покупателем имущественного комплекса может быть только страховая компания.
Законом “О несостоятельности (банкростве)” установлен особый порядок удовлетворения требования кредиторов пятой очереди, а так же возмещения страховой суммы.
По отношению к должникам- участникам рынка ценных бумаг Закон “О несостоятельности (банкротстве)” предполагает создание еще одного нормативного акта, который бы определил особенности рассмотрения дел о банкротстве должников- участников рынка ценных бумаг. При этом, закон устанавливает требование к Арбитражному управляющему о наличии у него аттестата, выдаваемого государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.
Законом установлены некоторые особенности наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства в отношении должника- участника рынка ценных бумаг.
III. Общие черты и различия правового регулирования несостоятельности России и зарубежных стран.
Правовая наука в ходе своего развития выработала два критерия определяющих признаки несостоятельности, таковыми являются:
- не возврат долгов в сроки, предусмотренные договором или обычаем делового оборота (критерий неплатежеспособности);
— невозможность погашения всей кредиторской задолженности должника путем реализации всего его имущества (критерий неоплатности).
Так критерий неоплатности применяется в праве ФРГ: для придание должника несостоятельным требуется наличие сверхзадолжненности, т.е. превышение стоимостного выражения всех обязательств должника над стоимостным выражением имущества и обязательств третьих лиц перед должником.
Критерий неплатежеспособности применяется во всех странах мира, как внешний признак несостоятельности, при этом в большинстве стран суд для признания должника банкротом обязательно должен учитывать его финансовое состояние и причины неоплаты долга.
При определении признаков несостоятельности юридического лица Российское законодательство используется критерий неплатежеспособности. При этом на суд не возлагается обязанность учитывать финансовое состояние должника, для признания должника несостоятельным достаточно наличия у него задолженности, превышающей установленный законом минимум. Такой подход делает возможным признание несостоятельным должника имеющего достаточно имущества для погашения всех требований кредиторов, а так же махинаций с собственностью и имуществом должника посредством применения процедуры несостоятельности.
Вопрос о применении того или иного критерия, как основания для признании должника банкротом вызывает споры правоведов на протяжении всего 20-го века. Еще дореволюционные российские цивилисты указывали на то, что продолжительность и сложность процесса объявления просрочившего должника банкротом, имеют причину в природе критерия неоплатности: для признания должника банкротом необходимо оценить и исследовать его действительное финансово- экономическое положение. Таким образом, применение каждого из критериев в отдельности вызывает сложности и недостатки нормативно- правового регулирования.
По — моему мнению, для определения действительной несостоятельности необходимо учитывать оба критерия: критерий неплатежеспособности, как внешний признак несостоятельности, а критерий неоплатности, как основание для признания должника банкротом. В настоящий момент, как указано выше, российский законодатель использует только один критерий- неплатежеспособность. При использования обоих критериев вместе важно не идти по пути Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” который определяет финансовое состояние чисто технически: на основании критериев, указанных в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994года № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, а использовать для определения является должник неоплатным или нет, прописанную в законе процедуру наблюдения.
Законодатели различных стран мира имеют различные позиции по отношению к установлению минимального размера требований. Законодательство Великобритании, например, устанавливает минимальный размер, просроченной задолженности, необходимый для обращения в суд в размере 750 фунтов. Российское законодательство, как указано выше, также устанавливает минимальный размер суммы требований, необходимый для возбуждения дела о несостоятельности.
Но основными различиями законодательства о несостоятельности зарубежных стран является отношение законодателя к интересам должника и кредитора. В данном случае необходимо говорить о “продолжниковском”, “прокредитороском” и “нейтральном” отношении законодателя.
“Продолжниковская” позиция характерна для законодательства США и Франции. Суть данной позиции заключается в том, что при применении к должнику процедуры несостоятельности в большей степени защищаются интересы должника:
— проводится политика “нового старта”, которая позволяет должнику отчистить предприятия от долгов и “начать жизнь с начала”; — в случае подачи заявление о собственной несостоятельности должником у него существует возможность навязывать суду проведение санационных процедур;
— руководство должника оставляет за собой должности при проведении санационных процедур
- судом могут, применяются различные отсрочки и скидки долгов.
По этому, большинство дел о несостоятельности в таких странах возбуждается по заявлению должника. Редким случаем является возбуждения дела о несостоятельности по инициативе Кредитора. Кредитор неоплатного должника в США согласен получить 20- 25 центов с 1доллара долга, нежели возбуждать дело о банкротстве в суде. При этом надо учитывать, что в законодательстве США в состав требований кредиторов включаются в полном объеме все платежи, предусмотренные законодательством и договором, включая штрафы и пени за просрочку исполнения обязательства, а так же его неисполнение. Для стран США и Франции характерно большое количество заявлений о собственной несостоятельности должников несостоятельными, так как они позволяют должникам уходить от ответственности за неисполнения обязательств. Должник, своевременно обратившийся в суд с заявлением о признании собственной несостоятельности, приобретает право диктовать направленность процесса на санацию, при этом руководство должника не меняется. В случае признания должника банкротом руководство несет ответственность только в случае преднамеренного банкротства. По этому в судах США в среднем за год возбуждается 700 000 — 900 000 дел о несостоятельности. Во Франции в год в среднем рассматривается 60 000 — 80 000 дел о признании должников несостоятельными, что в 5-7 раз больше чем в Германии[47].
Прокредиторская характерна для Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии и других, в основном европейских стран. Данная позиция выражается в приоритетности удовлетворения требований кредиторов. При возбуждении дела о несостоятельности должник, скорее всего, будет ликвидирован путем распродажи его собственности. При этом наибольшее влияние на применение процедуры несостоятельности оказывают кредиторы, их требования удовлетворяются максимально полно.
Руководство должника лишается права на управление имуществом должника и несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника. При этом оно отстраняется почти сразу после возбуждения дела о несостоятельности исключение делается для дел возбужденных по инициативе должника.
Санационные процедуры проводятся под строгим надзором кредиторов независимым внешним управляющим, в рамках санационных процедур просматривается четкая направленность на продажу части бизнеса должника — процедуры receivership administration в праве Великобритании.
Российское законодательство имеет одновременно, как “продолжниковские” так и “прокредиторские” черты.
Законом “О настоятельности (банкротстве)” предусмотрена возможность реабилитации Должника. На первом этапе рассмотрения дела о несостоятельности неплатежеспособного должника возможно восстановление его платежеспособности руководством предприятия (наблюдение). В этом российское законодательство схоже с Законом о несостоятельности Франции, где первоначально возбуждается нейтральная процедура, и в дальнейшем, в зависимости от ее результатов, к должнику применяются санационные или ликвидационные процедуры.
Помимо наблюдения проводимого на первом этапе рассмотрения дела к должнику может быть применена судебная санация — внешнее управление в ходе, которой руководство отстраняется от должностей, но при этом направленность этой процедуры на санацию неоспорима. Здесь необходимо отметить различием между реабилитацией должника и санацией бизнеса. При внешнем управлении производится санация бизнеса, с возможной передачей его кредиторам или третьим лицам.
Но на основании перечисленного нельзя говорить о “продолжниковской” направленности Российского законодательства о несостоятельности, необходимо отметить его “прокредиторские” черты.
Применяемый Законом критерии несостоятельности — неплатежеспособность в полном объеме отражает интересы кредиторов — для объявления должника банкротом достаточно наличия у него задолженности в размере 500 МРОТ.
Ряд решений принимаемых в хода процесса принимаются комитетом кредиторов и требуют только их судебного утверждения, в ходе принятия таких решений позиция должника зачастую не учитывается.
Закон исключает возможность санации бизнеса должника старым руководством, подобная процедура притворяется в жизнь– внешним управляющим, подотчетным только кредиторам.
Российским законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность, лиц способных оказывать решающие воздействие на действия должника.
В целом, исходя из выше описанной классификации, правовое регулировании института несостоятельности в российской федерации следует относить к умеренно “прокредиторскому”.
Следует отметить, что законодательство большинства западных стран устанавливает некоторые различия в процессе судебного разбирательства в зависимости от лица- заявителя. К примеру, в законодательстве США и Франции предусмотрен особый порядок рассмотрения дел о несостоятельности, возбужденных по заявлению должника. В то время, как процессуальное право ФРГ не устанавливает никаких особенностей расмотрения дела в зависимости от лица- заявителя. Анализируя указанный факт, можно говорить о целесообразности установления различий в процедурах. Российское законодательство о банкростве, устанавливает различия в только в конкурсном процессе для должников добровольно объявивших о своем банкростве[48].
Различна и степень ответственности руководителя должника или самого должника. В праве Германии не отменено до сих пор и уголовное преследование должника в случаях неумышленного банкротства. Даже в случае простого банкротства, когда должник по собственной небрежности не знает о приближении или наступлении банкротства или легкомысленно вызывает его своими действиями руководитель должника или сам должник несет наказание — крупный штраф или лишение свободы на срок до двух лет.
Российское законодательство имеет незначительную практику по применению уголовного преследования за фиктивное и преднамеренное банкротство, но в настоящий момент в судах имеют место и такие уголовные дела. Примером может быть дело, описанное в статье опубликованной С. Гордечуком в “Российской юстиции”[49].
Несколько слов хотелось бы посвятить проблеме трансганичных банкротств т.е. банкротств крупных организаций не ограниченных границами одной страны. Данная проблема далека от своего решения, суть ее в различиях законодательства о несостоятельности разных стран. Примером решения этой проблемы может быть процедура банкротства Maxwell Communication Corporation[50].
В целом гражданское и торговое законодательство различных стран стремиться к унификации, путем взаимного обогащения и совершенствования. Исключением не является и законодательство о несостоятельности (банкротстве) и российское законодательство по этой проблеме, несмотря на некоторые недостатки, принимает свое участие в этом процессе.
Заключение
Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее.
Законодательство России о банкротстве, если не учитывать его первые дав этапа, является достаточно молодым. На сегодняшний этап не накоплено достаточного объема практики по применению нового закона о несостоятельности
Несостоятельность предприятий затрагивает различные стороны деятельности, и не следует забывать, что ответы на вопросы, связанные с банкротством, разрешаются не только Законом о несостоятельности, но и иными отраслями права.
Так, видна тесная связь с законодательством о собственности, залоге, управлении, корпоративным, трудовым, финансовым правом, и иных отраслей частного права. В части наказаний, законодательство о несостоятельности корреспондирует с уголовным и административным правом.
Что же касается вопроса о несовершенстве существующего закона о несостоятельности, то зарубежный опыт показывает, что “разработка и совершенствование законов о банкротстве — процесс бесконечный”. В качестве примера можно привести случай из законодательной практики США. В 1994 году, сразу после принятия существенных поправок к кодексу о банкротстве США, была образована комиссия по совершенствованию законодательства о банкротстве сроком на два года и с правом получения любой необходимой информации из правительственных источников.
Из приведенного примера можно сделать два вывода. С одной стороны, он показывает, что любые изменения не приводят сразу к желаемому результату, и совершенствование законодательств, в том числе и о банкротстве, может длиться вечно. С другой стороны, этот пример является показателем должного отношения к делу со стороны законодательных органов США.
Учитывая сегодняшнее состояние экономики, на мой взгляд, по другому следует подойти к определению признаков банкротства, в отношении предприятий топливно- энергетического комплекса, которые становятся банкротами по вине государства, устанавливающего тарифы и цены на их продукцию. Законодатель ищет и находит пути выхода из такой ситуации: в настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе»
Другой проблемой закона о несостоятельности может стать частичное исполнение обязательств. Эта проблема имела место и в дореволюционный период, Н. Ржондковский называл последствия частичного исполнения обязательств — “премией изворотливости, наградой за недобросовестность”[51].
Я считаю, что проблема частичного исполнения обязательств в ходе судебного процесса может быть решена двумя способами. Первый способ, отмена минимума необходимого для возбуждения дела о несостоятельности. Второй способ заключается во внесении изменений в ст. 5 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, ее следует изложить следующим образом: “Дело о банкротстве может рассматриваться арбитражным судом, если на момент подачи заявления,[52] требования к должнику — юридическому лицу, в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику — гражданину — не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом”.
Законодателю следует обратить внимание на правовое обеспечение деятельности арбитражных управляющих: более подробно определить статус, принципы, порядок, обязанности и ответственность арбитражных управляющих, обеспечить их подлинную независимость. Также, необходимо уменьшить полномочия ФСДН в ходе судебного разбирательства.
Возможным представляется, внесение изменений в закон, устанавливающие различия в процессе судебного разбирательства в зависимости от лица- заявителя.
Хотелось бы обратить внимание законодателя, на необходимость более детального определения некоторых оценочных понятий, в том числе, критериев определения виновности руководителей должника.
Российская судебная практика по делам о несостоятельности увеличивается, постепенно развивается и законодательство по данному вопросу, появляются необходимые разъяснения, облегчающие применение законодательства, хотя до сих пор и остается негативное отношение к процедуре банкротства и попытки разрешить возникновение неплатежей любыми иными способами, законными и незаконными.
--PAGE_BREAK--