Реферат по предмету "История"


Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Физико-математический факультет
Заочное отделение
Сокращенный срок обучения
Контрольная работа
по отечественной истории
Тема: Идейные течения и общественно-политические движения в Россииво второй половине XIX в.
Проверил: К.И.Н., доцентВоронцов С.Л.
Выполнила студентка: Волкова А.Д.
Студенческий билет №: ИФ — 0289
Ярославль, 2009

Содержание
Введение
1. Особенности общественного движения
1.1 Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский,А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского)социализма
1.2 Общественная мысль и политические движения впореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движениенародничества
1.3 Рабочее движение в России в 60 — 80-х гг. XIX в.
Заключение
Литература
Введение
Эта тема дала мне понять то, чтои в то время происходили разногласия между правительством и народом, что так жешла борьба за то, кто будет править государством и по какому идейному течениюбудут все жить. Изучая эту тему можно увидеть, что не одно идейное течение небыло доведено до ума. Никто не обратил внимание на то, что их программа недоработана, все лишь только рвались к власти, стремились быть первыми, лучшими,забывая про все. Все хотели ускорить развитие страны, перепрыгнув целую ступеньразвития общества, забыв о том, какое время переживали они в начале XIX в. Вторая половина XIX впротекала очень бурно. Все эти стычки, аресты революционеров, только сбивалинарод, который метался из стороны в сторону, не зная куда приткнуться, какомудвижению следовать. Россия стояла перед выбором: реформы или революция. Властьпонимала, что нужны перемены и в то же время они стремились не допустить смуты,которая была неизбежна в условиях осуществления слишком решительныхпреобразований. Большой вес имели силы, выступавшие против всяких изменений. Поэтомубыло много противоречий и непоследовательности в полосе реформ. Венцом усилийвластей по преобразованию общества стала эпоха «Великих реформ» 60 — 70-х гг. XIX в. Она ликвидировала крепостное право иоткрыла возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу, но никтоне смог правильно воспользоваться этим шансом, надеясь на то, что построениеправового государства и формирование гражданского общества смогут решиться в XX в.
Из изученной мной литературымогу отметить учебник для восьмого класса, который называется «ИсторияРоссии XIX в». В нем хорошо отражены все идейныетечения, их идеологии. Они так хорошо раскрыты и так понятны, что изучать этототрывок времени стало намного легче. Так же много полезной информации есть вИнтернете, особенно рабочее движение и социал-демократия. «История России»для школьников и абитуриентов слишком сокращена. Информация в полном объеме недоступна, но зато здесь выделяются самые знаменательные события второй половиныдевятнадцатого века.
1. Особенности общественного движения
Первые годы царствованияАлександра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальныевопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных илитературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светскихсалонах и в масонских ложах. Конец 20-х — начало 30-х г. г. можно назватькружковым периодом российского общественного движения. Центром общественногоброжения становится Московский университет. Среди его студентов возникаюткружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации.Если во время декабристов эта была военная молодежь, выходцы из высших слоевобщества, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества.В центре общественного внимания было отношение к Французской революции,крепостному праву и самодержавию.
В 30-50-х г. г. ХIХ в. Россия переживала период великого историческогоповорота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтомуглавным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшегоразвития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в эти годыимело несколько характерных особенностей:
оно развивалось в условияхужесточения политического режима после восстания декабристов;
произошел окончательный разрывмежду революционным направлением и правительственным реформаторством;
впервые консервативноенаправление получило собственную идеологию;
оформились либеральное исоциалистическое течения общественной мысли;
участники общественного движенияне имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли готовить лишьсознание современников к будущим переменам.1.1 Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский,А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма
Шло оформление и идеологиирусского революционного движения. Оно было связано в первую очередь сдеятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Они организовали группу сторонниковреспублики и утопического социализма в начале 30-х гг.
В 50-е г. г. Герцен разработалосновные положения теории «общинного», или «русского», социализма.Согласно учению Герцена социализм в России возникает непременно и главной его«ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянскоеобщинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю,общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должныбыли стать основой построения социалистического общества. Главными условиямидля этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавногополитического строя.
Другим крупным теоретикомреволюционного направление был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1841 гг.).На словесном отделении философского факультета Московского университета вокругнего сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинскийвскоре был исключен из университета. В 1833г. он вошел в кружок
Н.В. Станкевича, а с 1834г. вел литературно-критическийотдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834г. в «Молве»была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резкокритиковал идеи С.С. Уварова. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинскийстал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Еговзгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных вжурнале «Современник», издававшемся Н.А. Некрасовым. В них Белинскийвыступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционноголагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его «Письме к Н.В.Гоголю» (1847г). В этом письме резко критиковалось самодержавие икрепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожениикрепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности,строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». ПисьмоБелинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой дляформирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.
В 40-е гг. были созданы первыереволюционные организации социалистов. К их числу, прежде всего, относитсяобщество, сложившееся в 1845г. в Петербурге вокруг М.В. Буташевича-Петрашевского,чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на «пятницы» Петрашевскогособирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшиереволюционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М.Е. Салтыкови Ф.М. Достоевский, поэты А.Н. Плещеев и А.Н. Майков, ученый-географ П.П. Семенов,пианист А.Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России,осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучалисоциалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Подвлиянием событий революции 1848г. в Европе среди членов кружка высказывалисьмысли о необходимости подготовки революции в России.
В 1849г. кружок был разгромлен, а39 петрашевцев арестовано.21 человек был приговорен к смертной казни,замененной каторгой и ссылкой.
Многие революционеры 40-50-х гг.со временем пересмотрели свои взгляды на революции и социализм. Всоциалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.
В целом революционное движение вРоссии именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный нетолько внутренними причинами, но и революциями в Европе.
Главными особенностямиреволюционной идеологии этого периода стали:
утрата надежды на реформированиеРоссии «сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества
обоснование правомерности инеобходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;
выдвижение в качестве идейнойосновы будущей революции и устройства жизни страны после победы революциисоциалистических учений.
Революционное движение 40-50-хгг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества.
Идейным вождем революционногодвижения в России в конце 50 — 60-х гг. стал редактор петербургского журнала»Современник" Н… Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, онвыступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герценаоб «общинном» социализме, ратовал за создание революционноорганизации.
В июле 1862г. Чернышевский быларестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Тамон написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале«Современник». В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущеесоциалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Этакнига стала настоящей «библией» для русских революционеров. В 1864г. Чернышевскийбыл приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.
Деятельность Герцена иЧернышевского, других пропагандистов «общинного» социализма непропали даром. Еще в 1861г. В Петербурге возникла тайная революционнаяорганизация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н.П. Огарева,помещенной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организацияобъединила несколько десятков единомышленников, люде из разных общественныхгрупп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев измещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т.е. «лицразного чина и званий» — разночинце.
Программа «Земли и воли»включала требования созыва парламента и установления демократическойреспублики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигаласьтак же идея передачи крестьянам всей земли и объединение не только сельского,но и городского населения в самоуправляющиеся общины.
Практическая деятельностьорганизации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, ксодействию побегов революционеров из тюрем. Материальной помощи ссыльным.«Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в 1863г., когда,по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянское восстания в связи с тем,что в этом году истекал срок подписания уставных грамот.
Но уже в 1862г. были арестованынаиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863г. русскимреволюционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдалисьих расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864гю «Земля и воля»приняла решение о самороспуске.1.2 Общественная мысль и политические движения впореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движениенародничества
В 60 — 70 гг. происходитреформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, ворганах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформпроисходило очень сложно. Еще в ходе разработки этих реформ появлялось не разстремление внести в них «исправления» в консервативном духе. Напрактике это вышло так, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники,а воплощали в жизнь старые чиновники-консерваторы. Начатые все этипреобразования (реформы) на некоторое время стерли четкую грань междутребованиями различных политических сил. Общественная реформа была такова, чтои либералы и консерваторы, и часть революционеров выступали за отменукрепостного права, смягчения политического режима и возлагали большие надеждына нового императора.
Либералы в 30-40 гг. разделилисьна западников и славянофилов. Идеология западников заключалась в том, чтомировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не кблагу, а к загниванию, а славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытностикаждого, в том числе и русского народа.
В середине 50-х гг. видныелибералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили связь с А.И. Герценом.В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю»,ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.
Основными положениями этой программыбыли:
свобода совести;
свобода от крепостного состояния;
свобода выражения общественногомнения;
свобода книгопечатания;
свобода преподавания;
публичность всехправительственных действий;
публичность и гласность суда.
Таким образом, в этом документеотсутствовало одно из основных либеральных требований о введении в Россииконституционного правления.
В сентябре 1858г.В.Н. Чичеринотправился в Лондон для переговоров с А.И. Герценом об изменении содержанияизданий Вольной русской типографии. Попытка склонить главного теоретика «общинного»социализма к уступкам либеральным взглядам закончилась провалом. Она привела кразрыву Чичерины с Герценом, который стал одним из этапов размежеваниялибералов и революционеров.
Начинался подрыв единствалибералов, который происходил из-за тверского адреса в 1862г, из-за наведения«порядка» в Петербургском университете в 1861г.
В 1866г. «мятежные» профессораосновали журнал «Вестник Европы», ставший наиболее влиятельнымлиберальным органом западнического направления. В программном заявленииредакции говорилось, что главной свой задачей она считает «постепенноеизменение и улучшение общественного порядка путем совершенствования и развитияличности, путем обогащения ума народа и воспитания его мысли».
Разлад в либеральном движениивнесло так же восстание в Польше в 1863 — 1864 гг. Часть либералов поддержаладействия правительства по подавлению этого восстания, заняв крайниенационалистические позиции.
Новый подъем либеральногодвижения пришелся на конец 70 — начало 80-х гг. В это время молодое поколениеземских деятелей преодолело преклонение своих предшественников передгосударством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральныеадреса с требованиями расширения своих прав, создания центральныхпредставительных учреждений, введения гражданских свобод и т.п.
Не найдя понимания у властей,некоторые радикально настроенные представители земств обратили внимание на«революционные возможности масс» и взяли на вооружение нелегальныеметоды борьбы. В декабре 1878г. По предложению И.И. Петрункевича былапредпринята попытка заключить своеобразное соглашение с революционнымиорганизациями. Основой такого соглашения могло стать согласие революционеров«временно приостановить всякие террористические акты» в обмен наобязательства земцев «поднять в широких общественных кругах и прежде всегов земских собраниях открытый протест против правительственной внутреннейполитики и предъявить требования коренных реформ в смысле конституции». Однакосоглашение ввиду разногласий сторон не состоялось.
Более успешной была попыткаобъединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления направительство. В апреле 1879г. Тайный съезд земских деятелей в Москве принялрешение организовать выступление земских собраний с требованием политическихреформ. В этом же году земцы попытались наладить нелегальные издание литературы.
Надежды на возвращение довериямежду земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М.Т.Лорис-Меликова.
Либерализм не стал ведущей политическойсилой в стране. Его опора в обществе была очень слабой — интеллигенция данезначительная часть дворянства.
Развитие либерализма в Россиимешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупнымпросчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они недобивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельныхсобственников, которые могли составить опору их движения. Кроме того, либераламне удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу идобиться единства власти.
В 80 — 90-х гг. после убийстваАлександра II атмосфера вобществе изменилась. Требование конституции, прозвучавшее в письме к АлександруIII «Народной воли» (образовавшаясяорганизация после раскола «Земли и воли» на две части), поставилолибералов в двусмысленное положение.
Всколыхнулись монархическиенастроения в народе, тяга к порядку и «сильной руке». Даже либерал Б.Н.Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом…Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, котораянабирается из разных слоев общества,» но главным образом из умственногопролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями… Одолеть их русскоеправительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклоннуюэнергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческогорода".
Либеральное движение принялоновые формы. Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемамотдельной личности. Это считалось не менее важным, нежели требованиеконституции. Либеральные идеи проникали в общество вместе с «великойгрустью за человека» со страниц произведений Г.И. Успенского, А.П. Чехова,В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко.
Свой вклад внесли и художники. Онинередко отказывались от отражения в своих произведениях острых общественныхпроблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросамбытия, места человека в мире.
Либеральные идеи подобнойнаправленности исповедовали и распространяли присущими своей профессиисредствами ученые: историки В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, юристы М.М. Ковалевскийи Б.Н. Чичерин.
Либеральные земские деятелитеперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получилираспространение теория «незаметного служения», практика «малыхдел». Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители,мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнькропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться отбезграмотности, нищеты, невежества.
Демонстративный уход из политикипозволил либералам дистанцироваться от власти и в то же время не выступатьпротив нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, накоторой, в конечном счете, все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя,умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.
Помимо либералов были иконсерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугойпрезидента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствииминистром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизниправославие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, кореннымобразом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя инарода и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваровпонимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а наобщественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражалаединство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян,мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовалонеразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развитияРоссии.
Консерваторы, противникисущественных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищатьстарое в конце 50-х — начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главнымиустремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть отвлияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформыущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех.Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянскойреформы. Александр II надеялся, что подобный шагприведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян.
В дальнейшем положениеконсерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативногонаправления стал противником отмены крепостного права и проведения другихреформграф П.А. Шувалов. В 1866г. он был назначен шефом жандармов иглавным начальником III Отделения. Пользуясьнеустойчивым состоянием Александра II, вызваннымпокушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором,сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище «Петр IV». С подачи Шувалова вплоть до 1874г. происходило смещениеи назначение министров и других высших чиновников.
Идеологом и вдохновителемконсервативного курса стал человек весьма далекий от царского двора, — публицисти издатель, в прошлом видный либерал, М.Н. Катков.
На рубеже 50-60-х гг. произошел окончательныйразрыв Каткова с Герценом и другими приверженцами революционных идей.
В 1862г. Катков, единственный изроссийских журналистов, получил право упоминать имя А.И. Герцена в печати испорить с его изданиями. Он подверг резкой критике «лондонских агитаторов»и их последователей, которые «возымели благую мысль избрать театром длясвоих экспериментов Россию». Он обвинил Герцена в том, что тот, проживая«комфортабельно и спокойно» в Лондоне, толкает русских «юношей-фанатиков»на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали влияниеГерцена в России. После событий, связанных с восстанием в Польше (1863-1864 гг.),Катков окончательно разорвал и с либералами.
К мнению Каткова прислушивалисьимператор и министры. Под огонь его критики попадали не только нигилисты, но ибывшие единомышленники-либералы. Газета «Московские ведомости» имелатакое влияние, что Каткову стало по силам смешать и назначать новых министров,влиять на внутреннюю и внешнюю политику правительства.
М.Н. Катков отрицательноотносился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели кдальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которыхлежит идея единения народа с царем. Результатом этого рост революционногодвижения. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов,навязавших власти реформы, развратившие" общество и особенноинтеллигенцию, превратившуюся в «стадо… мыслителей без смысла, ученыхбез науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана».
Консерватизм как политическаясила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возвратаназад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, котороепыталось вернуть утраченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшиеи необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них. Консерваторы,так же как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.
При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственнойполитики, а его главный идеолог К.П. Победоносцев занял место ближайшегосоветника императора.
Рупором всех консервативных силпо-прежнему были издания а Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоятьна стране прав верховной власти и государства во всем, что касается егобезопасности, единства и целостности», а также предостерегатьправительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем,общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М.Н. Катков. Незанимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние наАлександра III, идейно подготавливая те или иныеправительственные меры.
Катков и Победоносцев стремилисьсплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма,православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России вусловиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории имногонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны пообразцу западно-европейских стран, как это предлагали либералы.
Основой консервативных взглядовстали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения. Поэтомулюбые посягательства на политический строй объявлялись не только несоответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными.
После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформленияконсервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе среволюционными выступлениями. Летом 1881г. в Петербурге была основана тайнаяорганизация, получившая название «Священная дружина». Еедеятельностью руководил Центральный комитет во главе с П.П. Шуваловым. Вруководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленнуюсеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и отполиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии,пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавалигазеты «Вольное слово» и «Правда». В Москве по инициативеПобедоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.
Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, чтосуществование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, естьсвидетельство слабости власти. В 1882г. «Священная дружина» былараспущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особоторжественные массовые мероприятия.
Так же существовали народники. Идеи«общинного» социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского сталитеоретической основой своеобразного политического течения русской радикальнойинтеллигенции — народничества. Основные идеи революционных народников: капитализмв России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальныхкорней; будущее страны — в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятиюсоциалистических идей; преобразования должны осуществляться революционнымметодом. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальнуюполитическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательнойи организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бывозможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй,основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупнымитеоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лаврови П.Н. Ткачев.
В эти годы среди приверженцевидей социализма получило распространение учение К. Маркса — марксизм. Согласнотеории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистическогообщества к коммунистическому, где все средства производства (земля,промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всемуобществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход неможет произойти без социалистической революции, главной силой которой будетрабочий класс (пролетариат).
Бакунин был хорошо знаком сМарксом, но резко критиковал его учение. Он считал необоснованным утверждение оключевой роли пролетариата в обществе. Весьма отрицательно относился и к идееМаркса о диктатуре пролетариата, которая должна быть установлена послереволюции для построения коммунистического общества. По мысли Бакунина,государство диктатуры пролетариата будет навязывать крестьянам коммунизм, и этовызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная и хорошовооруженная армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюдатолько шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическоегосударство поручит своим чиновникам «заведовать обработкой земли ивыплачивать заработок крестьянам что приведет к ужаснейшей безурядице, кплачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму».
Сам Бакунин уповал на стихийныйнародный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленныйи беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, ноего должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Обращаяськ молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный нагибель. Бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобыстать „повивальной бабкой“ самоосвобождения народного, спасителемнародных сил и усилий».
Бакунин был творцом теориианархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслителисчитали главной причиной всех народных бед частную собственность, то дляБакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковаллюбое государство, даже так называемое «народное»'
Отвергая управлениецентрализованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз»,он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» — рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободноеобщество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принципсамоуправления народа.
Начинать создание такогообщества необходимо на следующий же день после победы революции, которая смететстарую в и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенныев небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционнойстихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждатьи вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волостисобственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, областиобразовали бы между собою федерацию».
В отличие от других народниковТкачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществитьреволюцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированнаяорганизация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняютсяжелезной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать»существующую власть путем террора. Выступая против анархизма. Бакунина, Ткачевсчитал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению,должна была произойти замена старыхгосударственных институтов нановые, революционны.
Главной целью народниковявлялась организация крестьянской революции в России. Представления о способахдостижения этой цели у членов народнических организаций на протяжении 60 — 80-хгг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революционной деятельности.
В середине 60-х гг. поднепосредственным влиянием романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложиласьорганизация Н.А. Ишутина — И.А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставилиперед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которогостало бы переустройство общества на основе коллективной собственности иколлективного труда. В 1865г. внутри этой организации стала действовать группа«Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужитпервотолчком революции. В апреле 1866г. член «Ада» Д.В. Каракозовсовершил покушение на Александра II. Революционер был казнен,а ишутинская организация разгромлена.
Покушение Каракозова привело кусилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты близкие народникамжурналы «Современник» и «Русское слово», запрещеныстуденческие кружки, усилена цензура.
Однако, несмотря на то чтовыстрел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он сталвдохновляющим примером. На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы».В 1869г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основалв Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера»- свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционердля Нечаева — это «обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел,чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено однимисключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией».
Одновременно с «чайковцами»существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873г. бывшийстудент-вольнослушатель Петербургского технологического института А.В. Долгушинорганизовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной изподмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивнуюпечатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однаждыкрестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлосьпереубеждать их при помощи пистолета.
Не соблюдая никаких мерпредосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, велис ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры былиарестованы.
В середине 70-х гг. народникипришли к выводу о том, что если не. произойдет немедленной революции, токапитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитиюкрестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению идти в народ длятого, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливогообщественного строя».
Состав пропагандистов был оченьпестрым: «в народ» устремились не только революционные романтики изчисла членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющиенароднические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества. Властиответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательнымисудами над революционерами.
Деятельность народников, ихсамоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованнойчасти общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим всравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почвежелезнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленныхпредприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразноукоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников.
Неудача агитационного движениязаставила революционеров перейти к созданию строго централизованных изаконспирированных групп. На смену увлечения идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальноевнимание к доводам Ткачева. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация«Земля и воля», названная так в память первого революционногообъединения 60-х гг. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханови др. Позже в «Землю и волю» вступили В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А.Морозов, С.М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всейземли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципахобщинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желаниюнаселения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путемнасильственного переворота».
Для подготовки народноговосстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторскиеметоды работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды средикрестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведениедействий, ослабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее «вредных»чиновников (индивидуальный террор).
Организаторская работа средикрестьян являлась продолжением «хождения в народ». Но при этом «летучая»пропаганда сменилась «оседлой». Члены организации создавали всельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность сработой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такаяработа часто отнимала столько времени и сил что до пропаганды просто недоходили руки.
Дезорганизаторской группенародников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудоражившихвсю страну. В январе 1878г. молодая революционерка В.И. Засулич стреляла впетербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего выпоротьполитического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.
В августе 1879г. «Земля иволя» разделилась на две самостоятельные организации — «Черныйпередел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы,возглавляемые Г.В. Плехановым, и «Народную волю», объединившуюсторонников индивидуального террора. Организаторами и руководителями «Народнойволи» были А.Д. Михаилов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н.Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили ее Исполнительный комитет.
Разгром народническихорганизаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Импредстояло осмыслить причины кризиса народничества.
Некоторые народники пришли квыводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые теории, наоснове которых можно было бы продолжить революционную борьбу.
В Европе в тот период рослапопулярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса былии ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народниковпересмотрели свои взгляды на революционные возможности крестьян исоциалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим напуть марксизма, был Г.В. Плеханов.
За границей Плеханов объединилединомышленников — видных революционеров — В.И. Засулич, П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча,В.Н. Игнатова в группу «Освобождение труда». Плеханов и его соратникиотвергли народническую идею о самобытности экономического строя России ипризнали факт ее вступления на путь капитализма. Исходя из общностиисторической судьбы России и стран Западной Европы, цель своей деятельностигруппа «Освобождение труда» видела в подготовке пролетарскойсоциалистической революции.
В программном заявлении,опубликованном группой «Освобождение труда» в 1883г., провозглашалисьследующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организацияпролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Тогда же было объявленооб издании группой «Библиотеки современного социализма». Этанебольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которыерасходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружковпо изучению марксизма.
1.3 Рабочее движение в России в 60 — 80-х гг. XIX в.
Возникновение социал-демократии.
Развитие капитализма в Россииускорило формирование рабочего класса, ряды которого быстро пополнялиразорявшиеся беднейшие крестьяне пореформенной деревни и не выдерживавшиеконкуренции кустари одиночки. Положение русского рабочего в этот периодотличалось полным юридическим бесправием, сверхпродолжительным рабочим днем (приисключительно низкой заработной плате), постоянные штрафы, травматизм напроизводстве (связанный с отсутствием техники безопасности). В случае болезней,несчастных случаев и старости рабочие не имели никаких социальных гарантий,плохо обстояло дело с обеспеченностью жильем. Все это сказывалось на активностирабочих, которая уже в 60-70-е годы стала проявляться в виде стихийныхвыступлений. В 60-е годы наблюдались волнения на заводах Урала и в центральныхгуберниях (Мальцевский завод в Калужской губернии, Морозовская фабрика вОрехово-Зуеве и др.). Только в 1861г. было отмечено 4 стачки и 12 волненийпромышленных рабочих. Численность этих выступлений быстро росла (по данным П.А.Хромова в 70-е годы было зарегистрировано свыше 200 стачек и 100 волнений). Особыйразмах приобрели стачки на Невской бумагопрядильне (1870) и Кренгольмскоймануфактуре (1872), происходившие в непосредственной близости от столицыимперии.
Растущая рабочая активность, азатем и возникновение русской социал-демократии становятся важным явлением врусском общественном движении пореформенной России. С увеличением численности иконцентрации пролетариата, происходивших в годы промышленного переворота, рослаего сплоченность и организованность, что привело к попыткам создания первыхрабочих организаций. В мае 1875г. в Одессе возник «Южнороссийский союзрабочих» во главе с Е.О. Заславским. Организация имела свой устав, гдебыла сформулирована основная цель — свержение существовавшего в странеполитического строя путем насильственного переворота. Организация испытываласильное влияние народнической идеологии, что сказывалось на отдельныхположениях устава (недостаточно четко были сформулированы политические задачипролетариата, не определена его роль в движении, несколько преувеличивалосьзначение пропаганды и т.п.).
В декабре 1878г. в Санкт-Петербургеобразовался «Северный союз русских рабочих» (во главе с В.П. Обнорскими С.Н. Халтуриным), в который вошли около 200 активных членов, ранее состоявшихв различных петербургских кружках. Организация выпустила программный документ — воззвание" К русским рабочим", в котором ясно указывалось нанеобходимость политической борьбы, требовались политические свободы, рабочиепризывались к сплочению и интернационализму. В воззвании говорилось онеобходимости отмены частной собственности на землю и установлении общинногоземлевладения, создании рабочих ассоциаций для организации производства. Уже вянваре следующего года правительство произвело аресты членов организации. С.Н. Халтуринсумел избежать ареста и занялся впоследствии террором (организация взрыва вЗимнем дворце). В 1880г. члены организации выпустили первый номер рабочейгазеты («Рабочая заря»), однако типография была разгромлена, а номергазеты конфискован, что фактически означало прекращение деятельностиорганизации.
Рабочие организации 70-х годовспособствовали росту активности и сплоченности российского пролетариата,знакомили его с опытом и традициями международного рабочего движения,подготовили подъем движения в 80-е годы XIX в. В 70-х гг. число стачекприравнивалось к 326.
Именно в 80-е годы в Россиинаблюдается переход от разрозненных выступлений пролетариата к массовомурабочему движению. К этому времени изменилась структура рабочего класса, былнакоплен определенный опыт борьбы. Среди выступлений начала 80-х годов следуетвыделить стачки на Ярцевской мануфактуре Хлудова в Смоленской губернии,табачных фабриках в Баку (1881), забастовки на Кренгольмской мануфактуре (1882),Жарардовской мануфактуре в Царстве Польском (1883) и др.
Наиболее крупным выступлениемрабочих России в середине 80-х годов явилась Морозовская стачка (1885), котораяотличалась не только размахом, но и организованностью и стойкостью. Рабочие, доведенныедо отчаяния тяжелыми условиями труда, предъявили владимирскому губернатору требования,включавшие установление государственного законодательства, регламентирующегоотношения фабриканта и рабочих, что придало стачке политическую окраску. Руководителистачки (П. Моисеенко, Л. Абраменков и др.) были участниками рабочего движения70-х годов. Путем многочисленных арестов и высылки рабочих правительству удалосьвосстановить работу на фабрике. Состоявшийся затем судебный процесс заставил говоритьо стачке всю Россию. Правительство было вынуждено издать в 1886г. новый фабричныйзакон, несколько ограничивавший произвол предпринимателей в отношении найма,увольнения и штрафов. Вместе с тем устанавливалось уголовное наказание участниками особенно руководителям стачек. По сравнению с 70-ыми гг. число стачекувеличилось до 446.
80-90-е годы — переходный периодот революционно-демократического к пролетарскому этапу освободительногодвижения в России.
Повышение роли рабочего класса вэкономической и политической жизни страны, поднимавшаяся стачечная борьба ирост сознательности рабочих вызывали пристальный интерес к пролетариату состороны передовой интеллигенции, все более ясно ощущавшей крах народническихтеорий. Таким образом, изменялся не только социальный состав движения, вкотором революционера-разночинца сменил пролетарий, но и появились новые идеи,нашедшие отражение в программных и тактических установках. В эти годыпроисходит распространение марксизма и создаются первые русскиесоциал-демократические группы и кружки.
Важную роль в становлениисоциал-демократического движения сыграла первая марксистская организация — группа «Освобождение труда», созданная Г.В. Плехановым в Женеве в1883г. Группой переводились и распространялись произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.В эти годы Г.В. Плехановым были написаны такие теоретические работы как «Социализми политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу оразвитии монистического взгляда на историю», в которых он показалнесостоятельность народнических теорий. Он доказывал, что Россия уже вступилана путь капиталистического развития и важнейшей революционной силой становитсярабочий класс, на организацию которого и надо направить усилия и энергиюреволюционера, при этом подчеркивал значение политической борьбы.
Важнейшим положением в работах Г.В.Плеханова являлся его вывод о том, что предстоящая революция будет несоциалистической, а буржуазно-демократической. Вместе с тем Плехановнедооценивал роль крестьянства как союзника рабочего класса и переоценивал рольрусской буржуазии.
В борьбе с народническойидеологией взгляды группы «Освобождение труда» постепенно завоевывалисторонников в России, способствовали развитию в стране социал-демократическогодвижения.
Почти в то же время, что игруппа Плеханова, в России возникли первые марксистские кружки. Деятельность ихбыла направлена на распространение социал-демократических идей среди наиболеепередовых рабочих и интеллигенции. Она не была тесно связана с рабочимдвижением и носила замкнутый характер, имея довольно ограниченный составучастников.
Среди этих кружков и групп былагруппа, возглавляемая студентом Петербургского университета болгарином ДимитромБлагоевым («Партия русских социал-демократов»), впоследствииосновавшим болгарскую социал-демократическую партию.
В Петербурге в 1885-1886 гг. существовалагруппа, созданная П.В. Точисским («Товарищество санкт-петербургскихмастеровых»). В конце 80-х — начале 90-х годов вела пропаганду группа М.И.Бруснева, образовавшаяся из кружков Петербургского университета иТехнологического института. Кроме Петербурга марксистские кружки существовали вМоскве, Киеве, Одессе, Вильне и др. городах. В Казани с кружком, возглавляемымН.Е. Федосеевым в 1888-1889 гг., был связан В.И. Ленин.
Заключение
Таким образом, главным итогомразвития общественного движения 30 — 50-х гг. стало широкое распространениелиберальных и революционных настроений среди интеллигенции. Порокисамодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой российскогообщества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.
После реформы 1861г. происходилрост либерального движения в России. Руководители этот движения стремилисьвоздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Однакона власть оказывали давление и консерваторы, стремившиеся не допустить коренныхперемен в обществе. При этом и те и другие не имели значительной поддержки вобществе.
Идеи Герцена и Чернышевского,развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельностиреволюционны народнических организаций. В зависимости от обстановки срединародников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либоТкачева.
Революционное движение сталомощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но «хождение внарод» и террор народников не подтолкнули крестьян к революции. Стремившиесяк переустройству жизни на основах «общинного» социализмареволюционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.
В 80 — начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка общественно-политических силРоссии. В революционном движении ослабло влияние народников, появились первыемарксистские организации. Усилилась роль консерваторов, многие идеи которыхлегли в основу правительственной политики. Влияние либералов наобщественно-политическую жизнь значительно уменьшилось.
Литература
1. Данилов А.А. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов,Л.Г. Косулина. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
2. Пятецкий Л.М. История России длястаршеклассников и абитуриентов. — Т. II — М.: Московский Лицей, 1998.
3. bril2002.
narod.ru/his81.html.
4. shkola. lv/index.php? mode=lsntheme&themeid=165&subid=39.
5. Смагина С.М. (ред.) Политическиепартии России в контексте её истории, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Науково-технічна революція і світове господарство
Реферат My Love Belongs Essay Research Paper I
Реферат Обзор и анализ проекта Налогового кодекса Российской Феде-рации
Реферат Контрольная работа по Культорологии 5
Реферат Обоснование перспективных направлений развития сельскохозяйственного предприятия (на примере ОАО "За мир и труд" Павловского района Краснодарского края)
Реферат Одноступенчатая и многоступенчатая форма отчета о прибылях и убытках
Реферат Микола Маркович Волкович - засновник Української школи отоларингологів
Реферат Стихотворение С.Л.Есенина Несказанное, синее, нежное... Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Бухучет и отчетность в ООО "Иркут"
Реферат Психодрама (Я.Л.Морено)
Реферат Права и обязанности сторон при проведении аудита
Реферат Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского
Реферат Аристотель. Поэтика сущность поэзии и ее виды
Реферат Марат, деятель Великой французской революции
Реферат Процесс и проблемы клонирования