Реферат по предмету "История"


Иван Грозный. Миф и реальность

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..….……3
1 СТАНОВЛЕНИЕ ИВАНА IV, КАК РУССКОГО ЦАРЯ..…..….…….5
1.1Семибоярщина………………..………………………………………5
1.2 ДетствоИвана IV…………………………………………….……….9
2  ПРАВЛЕНИЕИВАНА ГРОЗНОГО...................................................…13
2.1 Началосамостоятельного правления Ивана IV…………….……..13
2.2 Опричнина — центральноесобытие в правлении Ивана IV….…..17
2.3  Конецправления Ивана Грозного………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………….……………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ…….……………….25
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Опричнина…Жестокость… Гнев… Кровавый тиран… Все эти слова у многих людей ассоциируютсясо страшным правлением Иоанна IVВасильевича. Но на самом ли деле Иван Грозный был таким жестоким кровавым тираноми суровым самодержцем или может историки просто «сгущают краски»? Каким же он былИван Грозный? Кто он этот первый русский царь?
Жизньи деяния Ивана IV Васильевича уже на протяжении неодного десятка лет, вызывают не ослабляемый интерес историков, писателей и другихисследователей русской истории. Правление Ивана Грозного всегда рассматривалосьс нескольких точек зрения и едва ли в русской истории найдется другойисторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков.В советское время деяния Ивана Грозного оценивались с позиций приоритетасильной, централизованной власти, но для многих историков он попадал висторическую рубрику под титул «тиранов», присоединяясь к обществу Калигулы,Нерона, Людовика XI и др. Так, однисчитали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем, образцом государственноймудрости, в глазах других он был кровавым тираном и почти сумасшедшим. Где жеистина? Кто прав в своей оценке? Где миф, а где реальность? Попытка ответить наэти вопросы будет предпринята в данной работе.
Цельданной работы – исследование личности и жизнедеятельности Ивана IV Грозного сточки зрения современной исторической науки, в контексте анализа полученныхсведений с целью отделить мифы об Иване Грозном от реальных событий,происходивших во время его правления.
Даннаятема имеет важное научно-историческое значение, так как личность Ивана IVГрозного является одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории,поэтому эпоху его правления изучали многократно и все время оценивали с разныхточек зрения. В настоящее время взгляды историков на прошлое также не однозначны.Поэтому попытка в данной работе объективно осветить личность и жизнедеятельностьпервого русского царя Ивана Васильевича Грозного на основании трудов современныхисториков, которые отражают различные точки зрения на исследуемую проблему, позволитв какой-то мере объединить и дополнить имеющиеся в этой области научные историческиезнания, отделить мифы о царе от реальных событий.
Длярешения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
— исследовать период становления Ивана IV, как русского царя (детство и период начала правления) с позиций разныхисториков;
— рассмотретьпериод правления Ивана Грозного и оценить его итоги в развитии российскогогосударства XVI века;
— объективнопроанализировать свидетельства современных источников, которые описываютличность и деяния Ивана Грозного;
— оценить и обобщить полученный материал по данной теме в работе.
Объектомисследования данной работы является первый русский царь Иван Грозный, как однаиз интереснейших и загадочных личностей русской истории. Предметом изученияявляется жизнь и деяния русского царя с точки зрения различных историков,исследователей истории, литераторов.
Хронологическиерамки изучаемой темы достаточно широки – 1530 год, это год когда царь Иванпоявился на свет — и по настоящее время, когда до сих пор идут споры о жестокойтирании царя и реальности событий, происходивших во время его правления,описанных в исторических учебниках.
Прираскрытии выбранной темы были использованы следующие источники: работы Н.М. Карамзина,который описал в своих трудах личность и деятельность царя. Современная научнаялитература представлена такими авторами, как Д.М. Володихин, С.Ф. Платонов, Р.Ю.Виппер, С.М. Соловьев, Б.А. Успенский, И.И. Смирнов, Р.Г. Скрынников и др.Ценность их трудов для данного исследования заключается в том, что ониактуализируют проблемы, связанные с эпохой Ивана Грозного с современной точкизрения.
Поставленные цели, определенные задачи обуславливают структуруданной работы. Работа состоит из введения, 2-х разделов, заключения; включаетсписок использованной литературы. Работа изложена на 25 страницах.

1  СТАНОВЛЕНИЕ ИВАНА IV, КАК РУССКОГО ЦАРЯ
 
1.1 Семибоярщина
Иван родился 25 августа 1530 года в семье великого князяВасилия III. Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца будто быразразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания.Казанская ханша, узнав о рождении нового царя, объявила московским гонцам:«Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), адругими вас». Известно еще очень много других знамений и пророчеств о рожденииИвана, но все они были сочинены задним числом.[1]
Ивануедва исполнилось три года, когда отец его Василий III занемог и вскоре умер. Завещание великого князя несохранилось, и до настоящего времени не известно в точности, каковой была егопоследняя воля. В Воскресенской летописи 1542 года можно прочитать, что ВасилийIII благословил «на государство» сынаИвана и вручил ему «скипетр великой Руси», а жене приказал держать государство«под сыном» до его возмужания. При Иване в 50-х годах летописцы сталиутверждать, будто великий князь вручил скипетр не сыну, а жене, которую считалмудрой и мужественной, с сердцем, исполненным «великого царского разума». Иван IV любил свою мать, и в его глазах имяее окружено было особым ореолом, поэтому неудивительно, что царские летописирисовали Елену законной преемницей Василия III. Со временем летописная традиция трансформировалась,и Елена Глинская превратилась в носительницу идей централизованногогосударства, защитницу политики Ивана, твердо противостоявшей проискамреакционного боярства.
Если от официальных летописей обратиться к неофициальным источникам,то история прихода к власти Глинской предстанет в совсем ином освещении.Осведомленный псковский летописец записал, что Василий III «приказа великое княжение сыну своему большому князюИвану и нарече его сам при своем животе великим князем и приказа его беречи допятнадцати лет своим боярам немногим». Если верить псковскому источнику, великийкнязь передал власть боярскому совету, Елена же узурпировала власть, законнопринадлежавшую опекунам. Какая же версия — официальная или неофициальная —верна? Вероятно, ответ на этот вопрос заключен в самых ранних летописях,составленных очевидцем последних дней Василия III.
… Великий князь смертельно занемог на осенней охоте подВолоколамском. Услышав от врача, что положение его безнадежно, Василий III велел доставить из столицызавещание. Гонцы привезли духовную грамоту, «от великой княгини крыющеся».Когда больного доставили в Москву, во дворце начались бесконечные совещания об«устроенье земском». На совещаниях присутствовали советники и бояре. Но ни разувеликий князь не пригласил «жену Олену». Объяснение с ней он откладывал, досамой последней минуты. Когда наступил кризис… и больному осталось жить считанныечасы, советники стали «притужать» его послать за великой княгиней и благословитьее. Вот когда Елену пустили, наконец, к постели умирающего. Горько рыдая,женщина обратилась к мужу с вопросом о своей участи: «Государь великий князь!На кого меня оставляешь и кому, государь, детей приказываешь?» Василий отвечалкратко: «Благословил я сына своего Ивана государством и великим княжением, атобе есми написал в духовной своей грамоте, как в прежних духовных грамотахотцов наших и прародителей по достоянию, как прежним великим княгиням». Еленахорошо уразумела слова мужа. Вдовы московских государей получали «по достоянию»вдовий удел. Так издавна повелось среди потомков Калиты. Елена плакала.«Жалостно было тогда видеть ее слезы, рыдания»,- печально завершает очевидецсвой рассказ.[2]
Слова московского автора подтверждают достоверность псковскойверсии. Великий князь передал управление боярам, а не великой княгине. Василию III перевалило за 50, Елена была лет на25 моложе. Муж никогда не советовался с женой о своих делах. Красноречивымсвидетельством тому служила их переписка. Перед кончиной Василий III не посвятил великую княгиню в своипланы. Он не доверял молодости жены, мало надеялся на ее благоразумие и опыт.Но еще большее значение имело другое обстоятельство — вековые обычаи недопускали участия женщины в делах правления.
Летописные сведения относительно передачи власти боярамполучили различную интерпретацию и в литературе. Историки А.Е. Пресняков и И.И.Смирнов высказали мысль, что Василий III образовал при малолетнем сыне регентский совет из числа бояр,совещавшихся у его смертного одра.
Если более детально рассмотреть свидетельства источников, топерелистав тексты духовных завещаний московских государей, можно убедиться втом, что великие князья неизменно возлагали ответственность за выполнение ихпоследней воли на трех-четырех душеприказчиков из числа самых близкихсоветников-бояр. Примерно так же поступил смертельно занемогший Василий III. Он призвал для утверждения своегозавещания трех бояр (М. Юрьева, князя В. Шуйского и М. Воронцова), а такжемладшего брата Андрея, которого он любил и которому во всем доверял. В беседесо своими будущими душеприказчиками великий князь упомянул о том, что оннамерен облечь опекунскими полномочиями также князя Михаила Глинского («что емув родстве по жене его»). Бояре выразили согласие, но тут же стали ходатайствоватьо включении в состав этого регентского совета и своих собственныхродственников. Василий Шуйский выставил кандидатуру брата Ивана Шуйского, аМихаил Юрьев назвал имя своего двоюродного дяди Михаила Тучкова. Так и былсформирован опекунский совет Ивана IV.[3]
Царь поручил правление «немногим боярам», гласит псковскаялетопись. Василий III вверил дела семидушеприказчикам. Этот факт помогает решить загадку знаменитой московскойсемибоярщины. Появление семибоярщины в годы Смуты перестает быть необъяснимойслучайностью. В книгах Разрядного приказа находится указание на то, чтосемибоярщина много раз «ведала» Москву при царе Иване и его сыне Федоре.Образцом для них, как можно теперь установить, служила семибоярщина Василия III.
При жизни Василия III его бранили за то, что он решает дела с несколькими ближайшимисоветниками без совета с Боярской думой. Великий князь рассчитывал сохранитьтакой порядок управления посредством учреждения особого опекунского совета. Со временемсемибоярщина выродилась в орган боярской олигархии. Но в момент своегопоявления она была сконструирована, как правительственная комиссия, призваннаяне допустить ослабления центральной власти. Василий III ввел в семибоярщину нескольких самых доверенных своихсоветников, которые выдвинулись по его милости и не могли претендовать навысшие посты в государстве. С их помощью Василий III надеялся оградить трон от покушений со сторонымогущественной боярской аристократии и ограничить влияние Боярской думы.Избранные советники должны были управлять страной и опекать великокняжескуюсемью в течение 12 лет, пока наследник не достигнет совершеннолетия.[4]
Бояре-опекуны короновали трехлетнего Ивана через несколькодней после кончины великого князя. Они спешили упредить мятеж удельного князяЮрия. 25 лет Юрий примерялся к роли наследника бездетного Василия III. После рождения Ивана князь неотказался от своих планов. Опекуны опасались того, что Юрий попытается согнатьс трона малолетнего племянника. Чтобы предотвратить смуту, они бросили Юрия втемницу, где он прожил 3 года и умер «страдальческою смертью, гладною нужею» (уморилиголодом).
Елена Глинская узурпировала власть, которой Василий III наделил семибоярщину. Без еесогласия не могли быть проведены последующие реформы. Но в самом ли деле можносчитать ее мудрой правительницей, какой изображали ее царские летописи? Ответитьна этот вопрос невозможно из-за отсутствия фактов. Бояре ненавидели Глинскую заее пренебрежение к старине и втихомолку поносили ее как злую чародейку.
В последний год жизни Елена много болела и часто ездила набогомолье в монастыри. Смерть молодой женщины была, как видно, естественной, бояревосприняли смерть Елены Глинской как праздник.
 
1.2 Детство Ивана IV
Иван IV потерял отца втри года, а в семь с половиной лет и вовсе остался круглым сиротой. Егочетырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав — ребенок былглухонемым от рождения. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечьювспоминал свое сиротское детство. Чернила его обращались в желчь, когда онописывал обиды, причиненные ему – бедному заброшенному сироте — боярами.Описания царя были столь впечатляющи, что их обаянию поддались многие историки.На основании царских писем В.О. Ключевский создал знаменитый психологическийпортрет Ивана-ребенка. «В душу сироты, — писал он, рано и глубоко врезалосьчувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия инасилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребенокпережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассветевломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развилисьподозрительность и глубокое недоверие к людям».[5]
Насколько достоверен образ Ивана, созданный рукойталантливого художника? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что Иванрос окруженный материнской лаской до семи лет, и именно в эти годы сформировалисьосновы его характера. Опекуны, пока были живы, не вмешивали ребенка в своираспри, за исключением того случая, когда приверженцы Шуйских арестовали вприсутствии Ивана своих противников, а заодно митрополита Иоасафа. ВраждебныйШуйским летописец замечает, что в то время в Москве произошел мятеж и «государяв страховании учиниша». Царь Иван велел сделать к тексту летописи дополнения,которые значительно уточнили картину переворота. При аресте митрополита бояре«с шумом» приходили к государю в постельные хоромы. Мальчика разбудили «не повремени» — за три часа до света — и петь «у крестов» заставили. Ребенок, каквидно, даже и не подозревал о том, что на его глазах произошел переворот. Вписьме к Курбскому царь даже не вспомнил о своем мнимом «страховании» ни разу,а о низложении митрополита упомянул мимоходом и с полным равнодушием: «да имитрополита Иоасафа с великим безчестием с митрополии согнаша». Как видно, царьпопросту забыл сцену, будто бы испугавшую его на всю жизнь. Можно суверенностью думать, что непосредственные ребяческие впечатления, по крайнеймере лет до 12, не давали Ивану никаких серьезных оснований для обвинения боярв непочтительном к нему отношении.[6]
Поздние сетования Грозного производят странное впечатление.Кажется, что Иван пишет с чужих слов, а не на основании ярких воспоминанийдетства. Царь многословно бранит бояр за то, что они расхитили «лукавымумышлением» родительское достояние — казну. Больше всех достается Шуйским. «Укнязя Ивана Шуйского, — злословит Грозный, — была единственная шуба, и та наветхих куницах,- то всем людям ведомо; как же мог он обзавестись златыми и серебрянымисосудами; чем сосуды ковать, лучше бы Шуйскому шубу переменить, а сосуды куют,когда есть лишние деньги».[7]
Можно допустить, что при великокняжеском дворе были люди,толковавшие о шубах и утвари Шуйских. Но что мог знать обо всем этом десятилетнийкнязь-сирота, находившийся под опекой Шуйских? Забота о сохранности родительскогоимущества пришла к нему, конечно же, в более зрелом возрасте. О покраже казныон узнал со слов «доброхотов» много лет спустя.
Иван на всю жизнь сохранил недоброе чувство к опекунам. Всвоих письмах он не скрывал раздражения против них. «Припомню одно, — писалИван, — как, бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Шуйский сидит налавке, опершись локтем о постель покойного отца и положив ноги на стул, а нанас и не смотрит». Среди словесной шелухи мелькнуло, наконец, живоевоспоминание детства. Но как превратно оно истолковано! Воскресив в памяти фигурунемощного старика, сошедшего вскоре в могилу, Иван начинает бранить опекуна зато, что тот сидел, не «преклонялся» перед государем — ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга перед своим господином. «Кто жеможет перенести такую гордыню?» — этим вопросом завершает Грозный свой рассказо правлении Шуйских. Бывший друг царя Курбский, ознакомившись с письмом, не могудержаться от иронии. Он высмеял неловкую попытку скомпрометировать бывшихопекунов и попытался растолковать Ивану, сколь неприлично писать «о постелях, отелогреях» (шубах) и включать в свою эпистолию «иные бесчисленные яко бынеистовых баб басни».[8]
Иван горько жаловался не только на обиды, но и на «неволю»своего детства. «Во всем воли несть,- сетовал он,- но вся не по своей воли и непо времени юности». Но можно ли винить в том лукавых и прегордых бояр? В чинныхвеликокняжеских покоях испокон веку витал дух Домостроя, а это значит, чтожизнь во дворце была подчинена раз и навсегда установленному порядку. Мальчикакороновали в три года, и с тех пор он должен был часами высиживать на долгихцеремониях, послушно исполнять утомительные, бессмысленные в его глазахритуалы, ради которых его отрывали от увлекательных детских забав. Так было прижизни матери, так продолжалось при опекунах. ПословамКурбского, бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за егопривязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов. Со смертьюпоследних опекунов система воспитания детей неизбежно должна была измениться.Патриархальная строгость уступила место попустительству. Как говорил Курбский,наставники «хваляще (Ивана), на свое горшее отрока учаще». В отроческие годыпопустительство наносило воспитанию Ивана больший ущерб, чем мнимая грубостьбояр.
Иван быстро развивался физически и в 13 летвыглядел сущим верзилой. Посольский приказ официально объявил за рубежом, чтовеликий государь «в мужеский возраст входит, а ростом совершенного человека (!)уже есть, а з божьего волею помышляет ужо брачный закон приняти». Дьяки довольноточно описали внешние приметы рослого юноши, но они напрасно приписывали емустепенные помыслы о женитьбе.
Подросток очень мало напоминал прежнего мальчикаросшего в «неволе», в строгости. Освободившись от опеки и авторитета старейшихбояр, великий князь предался диким потехам и играм, которых его лишали в детстве.Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. Лет в 12 он забирался наостроверхие терема и спихивал «с стремнин высоких» кошек и собак, «тварьбессловесную». В 14 лет он «начал человеков ураняти». Кровавые, забавы тешили«великого государя». Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников,детьми знатнейших бояр, он разъезжал по улицам и площадям города, топтал коняминарод, бил и грабил простонародье, «скачюще и бегающе всюду неблагочинно».[9]
С кончиною опекунов и приближениемсовершеннолетия великого князя бояре все чаще стали впутывать мальчика в своираспри. Иван живо помнил, как в его присутствии произошла потасовка в думе,когда Андрей Шуйский и его приверженцы бросились с кулаками на бояринаВоронцова, стали бить его «по ланитам», оборвали на нем платье, «вынесли изизбы да убить хотели» и «бояр в хребет толкали». Через полгода после инцидентав доме один из «ласкателей» подучил великого князя казнить Андрея Шуйского.Псари набросились на боярина возле дворца у Курятных ворот, убитый лежал наг вворотах два часа. Прошли долгие годы, прежде чем Иван добился послушания отбояр, пока же он сам стал орудием в руках придворных. Они «начата подущати егои мстити им свои недружбы, един против другого».[10]
Примерно в одно время с кончиной последнего изопекунов умер «дядька» и воспитатель великого князя конюший Иван ИвановичЧеляднин. Старый уклад жизни в великокняжеской семье окончательно рухнул. ТеперьИван избавился от всякой опеки и стал жить в полном «самовольстве». «Ласкающиепестуны», стараясь завоевать расположение мальчика, не слишком принуждали его кучению. Даже просто наказать его за безобразия или заставить вовремя поесть онипопросту не могли.

2  ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО
 
2.1  Начало самостоятельного правления Ивана IV
Василий III велел боярам «беречь» сына до 15 лет, после чегодолжно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет — пора совершеннолетияв жизни людей XVI столетия. В этом возрасте дворянские дети поступали на военнуюслужбу, а дети знати получали низшие придворные должности. Василий III возлагал надежды на то,что опекуны приобщат наследника к делам управления. Но в 15 лет Иван IV оказалсямалоподготовленным к исполнению функций правителя обширной и могущественнойдержавы, а окружали его случайные люди. Неудивительно, что свое совершеннолетиеИван IV ознаменовал лишь опалами да казнями. Едва отпраздновав деньрождения, великий князь велел отрезать язык Афанасию Бутурлину за какие-то невежливыеслова. Через месяц объявил опалу сразу пятерым знатнейшим боярам.[11]
Начало самостоятельного правления Ивана IV стало актом большогополитического значения для Русского государства. Н.М. Карамзин вот как описывает это событие – «в 1546году шестнадцатилетний Иван вдруг заговорил с ними о том, что он задумалжениться, но прежде женитьбы он хочет исполнить древний обряд предков,венчаться на царство. Иоанн велел митрополиту и боярам готовиться к семувеликому торжеству, как бы утверждающему печатию веры святый союз междугосударем и народом. Между тем знатные сановники, окольничие, дьяки объезжалиРоссию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невестгосударю…».
Ивана короновали 16 января 1547 года. После торжественного богослуженияв Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапкуМономаха — символ царской власти. Официальные летописи изображали дело так,будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономахаи принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя,заплакали от радости, и все было решено. В действительности же инициативакоронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем. Ковремени коронации наибольшим влиянием при дворе пользовались бабка великогокнязя Анна и его дядя Михаил Васильевич Глинский. Затеяв коронацию, родня царядобилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширныеземельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен кодню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином.[12]
Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ейказни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всеголишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременныйпериод господства Глинских. В глазах же царя и большинства его подданныхперемена титула стала начальной вехой самостоятельного правления Ивана IV. Вспоминая те дни, царьписал впоследствии, что он сам взялся строить свое царство и «по божьей милостиначало было благим». Благодаря царскому титулу Иван IV вдруг явился передсвоими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника божьего наземле. В глазах московитов коронация символизировала начало самодержавногоправления Ивана. Вфеврале 1547 года молодой царь женился на Анастасии Юрьевой. Новые родственникицаря, появившиеся при дворе и получившие высокие чины, митрополит Макарий, ихсторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавившихправительство.
Н.М. Карамзин в своем труде – «История Государства Российского» отмечает, чтопримечательным в этих событиях является то, что Иван Грозный был первый измосковских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящембиблейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическимоткровением, и с той поры его царственное «Я» сделалось для него предметомнабожного поклонения. Но ни набожность Иоанна, ни искренняя любовь к супруге немогли укротить его пылкой, беспокойной души, стремительной в движениях гнева,приученной к шумной праздности, к забавам неблагочинным. Он любил показыватьсебя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданностиприхотей; играл милостями и опалами; умножая число любимцев, еще более умножалчисло отверженных; своевольствовал, чтобы доказывать свою независимость, и ещезависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства и не знал, чтогосударь, истинно независимый, есть государь добродетельный.
Однаковенчание на царство и брак Ивана IVмало что изменили. Страной по-прежнему управляли бояре. Никогда Россия неуправлялась хуже: Глинские делали, что хотели именем государя; наслаждалисьпочестями; богатством и равнодушно видели неверность частных властителей;требовали от них раболепства, а не справедливости. Царь Иван Васильевич сбратьями путешествовал, развлекался охотой и пирами. К мольбам подданных он оставалсяглух. Но недолго тешился Иван блеском приобретенногомогущества. Жизнь вскоре преподала ему жестокий урок. Воспитанник дворцовых теремовплохо знал собственный народ. Он видел испуганных людей, когда для потехитоптал лошадьми рыночную толпу; видел радостные лица в торжественные праздники.Но у народа было и другое лицо, и вскоре царю довелось увидеть его. Характерысильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго злых страстей ис живою ревностию устремиться на путь добродетели. Для исправления Иоаннанадлежало сгореть Москве![13]
Нельзя,по описаниям современников, ни описать, ни вообразить сего бедствия, люди сопаленными волосами, с черными лицами бродили, как тени, среди ужасов обширногопепелища: искали детей, родителей, остатков имения; не находили и выли, какдикие звери. А царь с вельможами удалился в село Воробьево, как бы для того,чтобы и не слыхать, и не видать этого народного отчаяния. В сие ужасное время,когда юный царь трепетал в Воробъевском дворце своем, а добродетельнаяАнастасия молилась, явился там какой-то удивительный муж, именем Сильвестр,саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым перстом, свидом пророка, и гласом убедительным повестил ему, что суд божий гремит надглавою царя легкомысленного и злострастного, что огнь небесный испепелилМоскву.
Раскрывсвятое писание, сей муж указал Иоанну правила, данные вседержителем сонму царейземных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов; предоставил емудаже страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши ипроизвел чудо: Иоанн сделался иным человеком; обливаясь слезами раскаяния;простер десницу к наставнику вдохновенному, требовал от него силы бытьдобродетельным и принял оную. Иерей, не требуя ни чести, ни богатства, стал утрона, чтобы утверждать, ободрять юного венценосца на пути исправления,заключив тесный союз с одним из любимцев Иоанна, Алексеем Адашевым, прекрасныммолодым человеком, коего описывают земным ангелом: имея нежную, чистую душу,нравы благие, разум приятный, любовь к добру. Сильвестр возбудил в царе желаниеблага, Адашев облегчил царю способы благотворения. [14]
Здесь начинается эпоха славы Иоанна, новая, ревностнаядеятельность в правлении государством, ознаменованная счастливыми длягосударства успехами и великими намерениями. Молодойцарь стал рупором нового направления. Он выступил перед Стоглавым собором сознаменитыми «царскими вопросами», содержавшими обширную программупреобразований. Споры, рожденные проектами реформ, и первые попытки ихосуществления стали той практической школой, которой так недоставало Ивану. Онишлифовали его пытливый ум и формировали его как государственного деятеля. Ироссияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сеготридцатилетнего венценосца, как пример монархов благочестивых, мудрых,ревностных ко славе и счастию государства. Одним словом, в это время Россияимела хорошего царя, которого любил народ и который трудился на благогосударства. Описывая события жизни царя далее, многие историки задаютсявопросом – «Вероятно ли, чтобы государь любимый мог с такой высоты блага,счастия, славы низвергнуться в бездну ужасов тиранства?».
 
2.2  Опричнина — центральное событие в правлении Ивана IV
Центральноеместо в правлении Ивана Грозного занимает опричнина. Некоторые историки, именнос опричниной связывают мнение о том, что Иван IVГрозныйбыл жестоким тираном, который устроил эту кровавую эпопею себе в потеху и в угоду.Некоторые исследователи истории до сих считают, что опричнина — это делоисторически необходимое, поскольку России в то время, чтобы выжить, нужна былацентрализация власти, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому иприходилось их уничтожать. В настоящее время состав жертв опричного террора практическиизучен. Так, на каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3 — 4 рядовых служилых земледельца, а на каждого последнего приходилось по десяткулиц из низших слоев населения. Соответственно то, что опричнина – необходимостьне более, чем миф. Так в чем же была реальная причина введения опричнины? Воткак описывают это событие многие историки.
…Воскресныйдень 3 декабря 1564 года удивил и устрашил до крайности москвичей…. Из воротКремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из карет, возков, саней –царь с царицей Марией Темрюковной, из черкесских княжен, и детьми, огромнойсвитой и охраной молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везликазну царскую, одежды и драгоценности его семьи, «святость» – иконы и кресты.Люди московские недоумевали, гадали: что-то будет? К чему тайна сия? Не к худули?..[15]
Всеобъяснилось месяц спустя. 3 января 1565 года Иван прибыл в Александровуслободу, к северу от Москвы. Отсюда получили от него митрополит Афанасий и московскийчерный люд грамоты. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевыхбогомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Вовторой заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневаетсяи опале их не подвергает».[16]
5января 1565 года в Слободе делегация москвичей просила царя Ивана Грозного вернутьсяв столицу и вершить дела Московского государства по-прежнему. Тот согласился,но поставил ряд своих условий:[17]
1)царь объявлял своею собственностию города: Можайск, Визьму, Козельск,Перемышль, Велев, Лихвин, Ярославец, Суздаль, Шую, Галич, Юрьевец и др., атакже волости московские и другие с их доходами;
2)выбирал 1000 телохранителей из князей, дворян, бояр, давал им поместья в сихгородах, а тамошних вотчинников переводил в иные места;
3)в самой Москве взял себе улицы Чертольскую, Арбатскую с Сивцовым Врагом,половину Никитской с разными слободами, откуда надлежало выслать всех дворян иприказных людей, не записанных в царскую тысячу;
4)назначал особенных сановников для услуг своих: дворецкого, казначеев,ключников, даже поваров, хлебников, ремесленников;
5)указал строить себе новый дворец.
Подданныеприняли условия царя, и началась кровавая эпоха. По стране разъезжали в черныходеяниях слуги царя – опричники со своими страшными эмблемами у луки седла –собачьей головой и метлой, что должно было означать то, что они будут выгрызатьи выметать измену из Московской Руси. Опричники хватали людей без каких-либо нато серьезных причин и бросали в застенок. После страшных пыток их ждала мучительнаясмерть.
4февраля Москва увидела исполнение условий, объявленных царем духовенству ибоярам. Начались казни мнимых изменников, которые будто бы умышляли покушатьсяна жизнь Иоанна, покойной царицы Анастасии и детей его. Опричник, иликромешник, так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, мог безопаснотеснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье. Однимсловом, люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответныпротив опричных; первые были ловом, последние ловцами, и единственно для того,чтобы Иоанн мог надеяться на усердие своихтелохранителей в новых замышляемых им убийствах.
Одним словом, Иоанн достиг высшей степени безумного тиранства «могеще губить» но уже не мог изумлять россиян новыми изобретениями лютости. Вотнекоторые из злодеяний того времени, описанные историками — «Не было ни длякого безопасности, но всего менее для людей известных заслугами и богатством:ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть. Гнев тирана, падая на целыесемейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами, но и всех родственниковмнимого преступника. Но смерть казалась уже легкою: жертвы часто требовали еекак милости. Невозможно без трепета читать о всех адских вымыслах тиранства, овсех способах терзать человечество. Для мук были сделаны особенные печи, железныеклещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по составам, перетиралитонкими веревками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спины...»[18]
И когда, в ужасах душегубства, Россия цепенела, во дворцераздавался шум ликующих: Иоанн тешился со своими палачами и людьми веселыми,или скоморохами, коих: присылали к нему из Новгорода и других областей.
НаЗемском соборе 1566 года часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. Вответ царь казнил до двухсот челобитчиков. Та же участь постигла новогомитрополита Филиппа. Человек незаурядный, с сильным и властным характером,прекрасный организатор, Филипп бесстрашно выступил с обличениями царя и«кромешников» в Успенском соборе: «До каких пор будешь ты проливать без виныкровь верных тебе людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя вмире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь,пролитую твоими руками».
Уговоры царя (чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался»)не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся тудасорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царюОсвященный собор (собрание высших иерархов церкви) в ноябре 1568 года лишилФилиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, вовремя похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимеци палач, и удушил смелого мученика. За этими событиями последовали новые казнивиднейших бояр.
Случались и массовые казни. В декабре 1569 года Иван Грозныйс опричным войском выступил в поход на Новгород. Поводом послужил навет обизмене новгородцев, якобы желавших поддаться польскому королю. Погром длился 6недель, опричники убивали всех без разбора (по различным оценкам погибло от 3до 10 тысяч невинных людей), опустошили все дома и храм. Иван Грозный,вооружаясь молотом, крушил стены храма Святой Софии в тщетных поисках будто быспрятанной изменниками новгородской казны. Казну так и не нашли, но обогатилисьопричники очень и очень баснословно[19]
Из Новгорода царь отправился в Псков с намерением и этомугороду припомнить его древнюю свободу. Жители были в оцепенении, исповедовались,причащались, готовились к смерти. Когда утром он въехал в город, его приятнопоразила покорность народа, лежащего ниц на земле, но более всего на негоподействовал юродивый Никола. Он поднес Ивану кусок сырого мяса. «Я христианини не ем мяса в пост», — сказал Иван. «Ты хуже делаешь, — сказал Никола, — тыешь человеческое мясо». По другим известиям, юродивый предрекал ему беду, еслион начнет свирепствовать во Пскове, и вслед у Ивана издох его любимый конь. Этотак подействовало на царя, что он никого не казнил, но ограбил церковную казнуи частные имения жителей.[20]
Летом1570 года на Красной площади в Москве умертвили более 10 человек. Причем и самцарь, и старший сын его, царевич Иван, взялись за топоры и рубили головы. Так,в опричной столице жизнь была поставлена с ног на голову. Царь и его слугиобъединились в некое подобие монашеского ордена. Иван играл роль игумена(настоятеля). Он звал опричников «братьями», и они неизменно называли его«братом». Часы они проводили в молитве. Порой царь звонил в колокола вместе ссыновьями, особенно с Федором (этого недалекого умом и болезненного царевичаотец даже прозвал «звонарем»). Потом спешили в пыточные камеры и предавалисьпьяным оргиям и другим грубым забавам. Найти управу на опричников было невозможно. Царь наставлял земских бояр, разбиравших споры жителей земщины с опричниками:«Судите праведны, наши виноваты бы не были».[21]
Вопричнину многие вотчины и поместья поменяли своих хозяев. Однако значительныхпереселений бояр и служилых людей из опричнины в земщину и наоборот, какпоказывают современные исследования, не было. Пострадали в основномродственники опальных. Все, что было совершенно в опричнину, имело лишь однуцель – укрепить личную власть Ивана Грозного, и, надо отдать ему должное, вэтом царь преуспел. Но государство было ввергнуто в разорение, населениесократилось, государственный аппарат, разделенный дезорганизован, закон былвытеснен произволом, войско ослабло, а его опричная часть больше напоминалабанду лихих разбойников.
События1571-1572 гг. показали несостоятельность опричнины. Опричнину отменили. Страна,по приказу Ивана Грозного, вновь была объединена, а слова «опричнина» и«опричник» запретили упоминать под страхом смертной казни. Исчезли черныеодеяния, собачьи головы, метлы, а в 1573-1575 гг. были казнены многие активные деятелиопричнины.
Опричнина наиболее ярко отражает сущность личности царя. Так Н.М. Карамзин говорит: — «Таков был царь! Ему ли, должны мы наиболее удивляться? Если он не всехпревзошел в мучительстве, то его поданные превзошли всех в терпении, ибосчитали власть государеву властию божественною и всякое сопротивлениебеззаконием; приписывали тиранство Иоанна гневу небесному и каялись в грехахсвоих; с верою, с надеждою ждали умилостивления, но не боялись и смерти,утешаясь мыслию, что есть другое бытие для счастия добродетели, и что земноеслужит ей только искушением; гибли, но спасли для нас могущество России: ибосила народного повиновения есть сила государственная».[22]
 
2.3  Конец правления Ивана Грозного
Междутем на фоне происходивших событий в личной жизни Ивана Грозного царили хаос итрагедия. Несмотря на искреннюю привязанность к Анастасии, через две неделипосле ее смерти он объявил, что женится снова – на этот раз в поискахполитического альянса на сестре польского короля Сигизмунда II Августа. Сигизмунд отказал ему, иИван Грозный женился на Марии, дочери кабардинского князя Темрюка. Ихединственный ребенок, мальчик, прожил всего пять недель, и после этого Иван ужене проявлял к своей жене никакого интереса. Когда умерла Мария, Иван женился втретий раз. Его жена Марфа Собакина скончалась через 16 дней, не дожив до официальнойсвадебной церемонии. В обоих случаях ходили слухи слуги об отравлении. Меньшечем через два месяца после смерти Марфы, вопреки церковным установлениями, Иванженился в четвертый раз, на этот раз на дочери одного из своих вельмож АннеКолтовской. Через три года она была сослана в монастырь. Затем, быстро сменяядруг друга, последовали еще две жены – любовницы в глазах не одобрявшейдействий царя церкви. В 1580 году Иван Грозный взял в жены боярскую дочь МариюНагую. Через год она родила ему сына Дмитрия (сын Анастасии Дмитрий умер доэтого).[23]
В1681 году старший сын царя, 27-летний царевич Иван, женился в третий раз. Егопервых двух жен царь выгнал, не понравилась ему и третья, Елена. Когда ИванГрозный набросился на беременную невестку за нескромность ее одеяния, царевичвступился за жену. В гневе они стали кричать друг на друга, и Иван Грозныйнанес сыну смертельный удар по голове посохом с острым железным наконечником. Несчастныйупал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, втрепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» – и кинулся обнимать,целовать его, удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, зваллекарей; молил бога о милосердии, сына – о прощении. Но суд небесный совершился!
Испытавраскаяние, Иван Грозный велел составить список жертв своего ужасного правления,который перед смертью в 1584 году вырос до 3000 с лишним имен. Копии этогосписка, вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшиммонастырям за упокой их душ.
Грозныйчас смерти, давно предсказанный Иоанну и совестью и невинными мучениками, тихоблизился к нему. Конец жизни Иоанна, желанный для человечества, но странный длявоображения: ибо тиран умер, как жил, – губя людей, хотя последние жертвы небыли такими многочисленными. Царь надеялся на долголетие; но какая телеснаякрепость может устоять против свирепого волнения страстей, обуревающих мрачнуюжизнь тирана? Всегдашний трепет гнева и боязни, угрызение совести безраскаяния, гнусные восторги сластолюбия мерзостного, мука стыда, злобабессильная в неудачах оружия, наконец, адская казнь сыноубийства истощили мерусил Иоанновых: он чувствовал иногда болезненную томность, предтечу удара и разрушения.[24]
ЖитьИвану оставалось недолго. В 54 года он выглядел дряхлым стариком. Подагра ипрочие болезни искривили ноги, руки, позвоночник. Каждое движение отзывалосьболью, но царь намеревался здравствовать. Иноземные врачи лечили его ртутнымимазями. Пользовался Иван и услугами колдунов. Иностранец Горсей рассказывал,что колдуны предрекли царю смерть 18 марта 1584 года. В этот день в полденьцарь передал колдунам: «Очень похоже, что они будут сожжены!» «День кончится,когда солнце сядет», — ответили кудесники. В 3 часа дня царь вдруг ослабел иповалился навзничь. Подле были Богдан Бельский и Борис Годунов, который возвысилсяв конце царствования Грозного. Бельский и Годунов послали за лекарем. «Темвременем, — бросает таинственную фразу Горсей, — царь был удушен и окоченел».Богдан Бельский и Борис Годунов вышли на Красное крыльцо и объявили о егокончине. Вместе с Иваном Грозным ушла в вечность целая эпоха. Россия стояла напороге новых потрясений.[25]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучивосновные исторические аспекты личности и деяний Ивана Грозного можно сделатьнекоторые выводы. Хотя следует отметить, что сложность и противоречивостьтолкования личности царя различными источниками объясняется тем, что о еговремени осталось очень мало исторических материалов, поэтому составитьобъективную картину характера и жизнедеятельности царя, практически,невозможно. Чем и объясняется наличие большого количества мифов, несоответствийи несогласований.
Так,некоторые историки связывают политическую деятельность Ивана Грозного сособенностями его личности и со спецификой его мировоззрения. Другиесвидетельства показывают, что политическая деятельность Ивана Грозного являетсяследствием его политических взглядов. Третьи, применяя теорию «внешнегофактора», отыскивают в войнах, тирании и опричнине оправдание крайностямэпохи и жестокости правления Ивана IV. В нашей истории нет вопроса, который вызывал бы большие разногласия,чем личность Ивана IV и его политика,причем количество этих разногласия только растет.
Привсем разнообразии исторических концепций правления Ивана Грозного все они сводятсяк двум основным направлениям — дискредитирующему и апологетическому. В основепервого взгляда лежит оценка Ивана IV с точки зрения общечеловеческой нравственности и морали, в основе второй- оценки его и его правления с точки зрения государственных успехов,достигнутых при нем. Вторая точка зрения неизбежно приписывает успехи,достигнутые Россией, личности ее монарха, но, что более важно, сводима к другойнравственной системе — этнической. Успехи России являются абсолютным благом внезависимости от средств, коими они достигнуты.
Ивсе-таки время правления Ивана Грозного, да и сама опричнина, эмансипированнаяот его личности, легко вписалась в общую канву русской истории, оказаласьсвязана и с общим направлением и с традициями предшествующих царствований идала толчок дальнейшему развитию страны.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Альшиц, Д.Н.Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного / Д.Н. Альшиц. — Л.:Наука, 1988. — 241с.
2.  Веселовский, С.Б.Исследования по истории опричнины / С.Б. Веселовский. – М… Изд-во АН СССР,1963.- 211 с.
3.  Виппер, Р.Ю. ИванГрозный / Р.Ю. Виппер. — М., 1944.- 189 с.
4.  Зимин А.А.Реформы Ивана Грозного: очерки соц.- экон. и полит. истории середины XVI в./А.А. Зимин — М.: Наука, 1998. – 516 с.
5.  Зимин, А.А.,Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного / А.А. Зимин — М.: Наука, 1996. — 184 с.
6.  Зуев, М.Н.История России с древности до наших дней: учебник / М.Н. Зуев. — М.:, Высшаяшкола, 2005. – 348 с.
7.  КарамзинН.М. Предания  веков. – М: Правда, 1988- 1153 с.
8.  Кобрин, В.Б. ИванГрозный /В.Б. Кобрин — М.: Московский рабочий, 1989. – 174 с.
9.  Костомаров Н. И.Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. — М.: Книга, 1996. – 355 с.
10.Отечественнаяистория / под ред. Мунчаева Ш.М. – М.: РЭА им. Плеханова, Историческое отделение,2004. – 288 с.
11.Сахаров,А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. / А.Н.Сахаров. – М.: Просвещение, 2005. – 323 с.
12.Скрынников,Р. Иван Грозный и его время: учебное пособие / Р. Скрынников. – М.: Наука,1995. — 245 с.
13.Соловьев,С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М. Соловьев. — М.: Правда, 1989. –173 с.
14.Тихомиров,М.Н. Российское государство в XV — XVII вв. / М.Н. Тихомиров. — М.: Наука,1973. – 198 с.
15.ШмидтС.О. История государства Российского//Карамзин Н.М. История государстваРоссийского.Т.4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.