--PAGE_BREAK--практически представителями дворянских обществ, которым они
предводительствовали в походах.
Представители городского торгово-промышленного класса были выразителями
мнений уездных торгово-промышленных миров. От них правительство ожидало
советов в улучшении системы сбора налогов, в деле ведения торгово-
промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические
знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.
Ключевский настойчиво проводит мысль о том, что соборные представители от
сословий были не столько уполномоченными от своего сословия или от своей
корпорации, сколько призванными правительством от такой корпорации. По мнению
Ключевского, выборный представитель «являлся на соборе не для того, чтобы
заявить перед властью о нуждах и желаниях своих избирателей и потребовать их
удовлетворения, а для того, чтобы отвечать на запросы, какие ему сделает
власть, дать совет, по какому делу она его потребует, и потом воротиться домой
ответственным проводником решения, принятого властью на основании наведенных
справок и выслушанных советов».[6]
Эта точка зрения, принижающая роль участников земских соборов,
аргументировано поправлена Черепниным, Павленко, Тихомировым и другими
современными исследователями, показавшими, что выборные представители земских
соборов играли куда более самостоятельную роль.
Для более детального изучения характера представительства рассмотрим еще
состав собора 1598 г. Это был избирательный собор, возведший на царский
престол боярина Бориса Годунова. Сохранился полный акт этого собора с
перечислением его членов. По количеству его участников у историков есть
разногласия — считают от 456 до 512 человек. Эта некоторая разница может быть
объяснена техническими причинами несходства списка земских соборов со списком
рукоприкладства по приговору об избрании Бориса Годунова царем —
«утвержденной грамоте».
Для данной темы главный интерес представляет социальный состав участников
собора. Классификация представительства на этом соборе гораздо сложнее, чем та,
что относится к земскому собору 1566г.[7]
И на этом соборе было приглашено высшее духовенство, всех духовных лиц на соборе
1598 г. было 109 человек. В состав собора, разумеется, входила Боярская дума.
Вместе бояр, окольничьих, думных дворян и душных дьяков было 52 человека. Были
призваны дьяки из московских приказов в составе 30 человек, от дворцовой
администрации было призвано на собор 2 бараша, 16 дворцовых ключников.
Военно-служивых людей на собор было призвно268 человек, в составе собора они
представляли несколько меньший процент, чем в 1566 г., а именно 52% вместо
прежних 55%. Зато на этом соборе они представляли более дробную иерархию.
Соборный акт 1598 г. делит их на стольников, дворян, стряпчих, голов
стрелецких, жильцов и выборных из городов.[8]
Представителями торгово-промышленного класса на соборе являлись 21 человек
гостей, 15 старост и сотских московских сотен гостинной, суконной и черных.
Эти старосты явились на земской собор 1598 г. вместо представителей
столичного купечества, которое ранее, на соборе 1566 г., обозначалось званием
торговых людей московских и смолян.
Таким образом, в составе собора 1598 г. практически присутствуют те же четыре
группы, которые были на соборе 1566 г.:
— церковное управление
— высшее государственное управление
— военно-служивый класс, представляющий дворян-феодалов
— торгово-промышленный класс.
Это типичный состав полного земского собора, на нем никогда не были
представлены крестьяне и городская беднота, городские ремесленники.
На неполных соборах, которые историки иногда называют не соборами, а
совещаниями, присутствовали обязательно первая и вторая группы, но третья и
четвертая группы могли быть представлены в ослабленном, урезанном виде.
Состав соборов выявляет, с кем царь и правительство имели совет, к кому
обращали острые насущные государственные вопросы, чье мнение выслушивали, в
опоре на кого нуждались.
Сколько было земских соборов в XVI — XVII в.в.? все ученые первым земским
собором называют собор примирения 1549 г. Однако о прекращении влияния
земских соборов единого мнения нет. Одни историки считают практически
последним земским собором собор 1653 г. о войне с Польшей и присоединении
Украины к России, другие последним собором считают созыв и роспуск собора о
вечном мире с Польшей в 1683 г.
Интересно отметить, что в полном перечне соборов Черепнина значится и собор,
освятивший своим решением двоецарствие Ивана и Петра Алексеевичей и возведение
в сан правительницы Софьи. Однако при описании этих событий в учебниках истории
нигде не встречается слово «собор» или ссылка на решение земского собора.
Интересна позиция по этому вопросу авторитетного современного историка Павленко
Н. И. Выше уже было сказано, что он серьезно занимался проблемами земских
соборов. Но он, с одной стороны, не опровергал мнение Черепнина о последних
соборах, а с другой стороны, во всех своих книгах о Петре I он никогда не
упоминает о соборах, освятивших двоецарствие. В лучшем случае речь идет о том,
что имя царей выкрикнули из толпы на площади.
[9]
Очевидно, наиболее обоснованным является мнение Л. В. Черепнина, на которое
мы и будем в основном опираться. Черепнин в своей книге «Земские соборы
русского государства XVI — XVII в.в.» перечислил в хронологическом порядке 57
соборов, из них 11 соборов в XVI веке и 46 соборов в XVII веке.
Однако Черепнин, Тихомиров, Павленко, Шмидт и другие историки полагают, что
соборов могло быть и больше, сведения о некоторых могли не дойти до нас,
возможны еще открытия историков при изучении архивных источников. В число
перечисленных 57 соборов Черепнин включает и три церковно-земских собора, в
том числе Стоглавый собор. Анализ представительства и решаемых вопросов
делают включение Стоглавого собора в общее число земских соборов совершенно
обоснованным и закономерным.
Для уяснения роли земских соборов, их существа, их влияния на историю этого
периода — периода сословно-представительской монархии и формирования
абсолютной монархии, проведем их классификацию по нескольким признакам.
Ключевский классифицирует соборы по признакам:
· Избирательные. Они избирали царя, выносили окончательное решение,
закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора
(рукоприкладство).
· Совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя,
правительства, высшей духовной иерархии.
o Полные, когда земские соборы имели полное представительств, подобное
тому, которое было рассмотрено на примерах соборов 1566 г. и 1598 г.
o Неполные, когда на земских соборах были представлены Боярская дума,
«освященный собор» и лишь частично дворянство и третье сословие, а на
некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому
времени обстоятельств могли быть представлены символически.
С точки зрения общественно политической значимости соборы можно разделить на
четыре группы:
— созванные царем;
— созванные царем по инициативе сословий;
— созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
— избирательные на царство.
К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится
собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью
царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К
третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об
опричнине и соборы 1611—1613 г.г. о «совете всей земли», о государственном
устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа)
собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия
Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также
предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.
Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором,
представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в
территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно
призвать в расчете на поддержку политики царя.
В число соборов включено и три церковных собора в силу следующих обстоятельств:
1. на этих соборах все же присутствовал земской элемент;
2. решаемые религиозные вопросы в те исторические времена и мели и
светское «земское значение»
Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание
деятельности соборов.
Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну
классификацию:
— Соборы, решавшие вопросы реформ;
— Соборы, решавшие внешнеполитические дела Руси, вопросы войны и мира;
— Соборы, решавшие дела внутреннего «устроения государства», в том числе
способов усмирения восстаний;
— Соборы смутного времени;
— Избирательные соборы (избрание царей).
II.4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ
В учебнике «История государственного управления в России» под редакцией А. Н.
Марковой земские соборы XVI — XVII в.в. названы принципиально новым органом
государственного управления. Собор действовал в тесной связи с царской
властью и Думой. Собор, как представительный орган был двухпалатным. В
верхнюю палату входил царь, Боярская дума и освященный собор, которые не
избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Члены
нижней палаты были выборными. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам).
Каждое сословие подавало сове письменное мнение, а потом в результате их
обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом собора.
Соборы собирались на красной площади, в Патриарших палатах или в Успенском
соборе Кремля, позже — в Золотой палате или Столовой избе.
Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была
активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал
челобитчиков, практически осуществлял все руководство соборного действия.
В источниках того времени есть сведения, что на некоторых соборах царь
обращался и к челобитчикам за пределами палат, в которых проводилось
совещание по сословиям, то есть не к членам собора. Есть также сведения, что
на некоторых соборах царь в ходе очень острых ситуаций обращался к мнению
людей на площади, примыкающей к дворцовым палатам.
Открывался собор традиционным молебном, возможно, в некоторых случаях
крестным ходом. Это было традиционное церковное торжество, сопровождавшее
важнейшие политические события. Заседания собора продолжались от одного дня и
до нескольких месяцев в зависимости от обстоятельств. Так. Стоглавый собор
проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 г., Собор примирения проходил 27-28
февраля 1549 г., земский собор о походе в Серпухов для отпора войскам
крымского хана Казы-Гирея проходил 20 апреля 1598 г. в течение одного дня.
Не существовала никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва
соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и
внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды
соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.
Приведем для примера вопросы внутренних дел, рассматривавшиеся на соборах:
— 1580 г. — О церковном и монастырском землевладении;
— 1607 г. — Об освобождении населения от присяги Лжедмитрию 1, о прощении
клятвопреступлений в отношении Бориса Годунова;
— 1611 г. — Приговор (учредительный акт) «всей земли» о государственном
устройстве и политических порядках;
— 1613 г. — О посылке по городам сборщиков денег и запасов;
— 1614, 1615, 1616, 1617, 1618 г.г. и др.
[10] — О взыскании пятинных денег, то есть о сборе средств на содержание
войска и общегосударственные расходы.
Примером того, как царю и правительству пришлось прибегнуть к помощи земского
собора в результате тяжелой внутренней смуты, является период 1648 — 1650
г.г., когда вспыхнули восстания в Москве и Пскове. Эти факты проливают свет
на влияние волнений в деле созыва земских соборов.
Московское народное восстание началось 1 июня 1648 г. с попыток подачичелобитной царю, возвращавшемуся богомолья из Троицко-Сергиевского монастыря. Суть жалоб состояла в изобличении «неправды и насилия, какие над ними (челобитчиками) учиняются». Но надежды на мирный разбор и удовлетворение жалоб не оправдались. 2 июня, после новых бесплодных попыток вручить челобитную царю во время крестного хода народ прорвался в Кремль, громили дворцы бояр. Для данной темы интересно содержание одной из челобитных, от 2 июня 1648 г. царю Алексею Михайловичу, дошедшей до нас в шведском переводе. Челобитная составлена «от всяких чинов людей и всего простого народа». В тексте есть обращение к царю «выслушать нашу и московского простого дворянства, городовых служивых людей, больших и меньших чинов в Москве жалобу». Этот перечень чинов воспроизводит обычный состав земского собора. По содержанию — это петиция, главным образом, служилых людей, говорящих от имени всего населения Московского государства, проникнутая идеями возмущения 1648г. В ней подданные взывают в последний раз к чувству чести и страха молодого царя, угрожая ему за допускаемые в стране насилия и грабежи божьей карой и карой народного возмущения.
Для данной темы представляют интерес позитивные предложения челобитной, касающиеся реорганизации государственного аппарата. Особое внимание челобитная уделяет обоснованию судебной реформы. К царю обращаются следующие слова: «Ты должен. повелеть всех неправедных судей искоренить, неразумных сместить и на их место выбрать справедливых людей, которые бы за свой суд и за службу перед богом и перед твоим царским величеством отвечать могли». Если царь не выполнит этот наказ, то он «должен указать всяким людям самим всех служащих и судей назначить своими собственными средствами, и для того людей выбирать, которые бы их по старине и по правде ведать могли и от сильных (людей) насилия оберегать».
Для понимания характера деятельности соборов можно привести краткую характеристику войскового собора января 1550 г. Иван Грозный собрал войско во Владимире, направлявшееся в поход под Казань.
По данным документа, называющегося Хронографом, Иван IV прослушав молебен и обедню в Успенском соборе, обратился в присутствии митрополита Макария с речью к боярам, воеводам, княжатам, детям боярским, дворовым и городовым Московской и Нижегородской земель с призывом отказаться от местнических счетов на царской службе во время похода. Речь имела успех и воины заявили «Твое царское наказание и повеление службе восприемлем; как ты государьповелишь, так и делаем».
С речью выступил и митрополит Макарий. Этот собор освятил готовность земли идти на Казань. Большой исторический интерес представляет собор 1653 г., на котором обсуждался вопрос о принятии Украины в русское подданство по просьбе украинских представителей. Источники свидетельствуют, что обсуждение этого вопроса было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади, пока шли заседания собора).
В результате была высказано единодушное положительное мнение в присоединении Украины к России. В Грамоте о присоединении выражено удовлетворение добровольным характером этого присоединения со стороны украинцев. Некоторые историки собор 1653 г. о принятии Украины в русское государство считают практически последним собором, дальше соборная деятельность была уже не так актуальна и переживала процесс отмирания. Для полной характеристики содержания деятельности соборов и их влияния на общественно-политическую жизнь страны, на историю России, рассмотрим для примера деятельность трех соборов: Стоглавого собора, Собора, принявшего решение об опричнине и Уложенного собора. Большинство специалистов считает, что Стоглавый собор нельзя исключать из соборной системы XVI — XVII в.в.[11], хотя и подчеркивают, что это был церковный собор. Однако в общую соборную систему он должен быть включен по трем причинам:
1) он был созван по инициативе царя;
2) на нем присутствовали светские представители от Боярской думы;
3)принятый на соборе сборник решений в определенной мере касался и мирян. Собор заседал в Москве в январе-феврале 1551 г., окончательное завершение работ относится к маю 1551 г. Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на сто глав — «Стоглав». Инициатива правительства в созыве собора была обусловлена стремлением поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическим движениями и одновременно подчинить церковь светской власти.
Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и
исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию
церковных иерархов правительство отменило подсудность духовных лиц царю. В
обмен на это члены Стоглавого собора пошли на уступки правительству в ряде
других вопросов. В частности, монастырям запрещалось основывать новые слободы
в городах.
Решениями собора были унифицированы церковные обряды и пошлины по всей
территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью
повышения морального и образовательного уровня духовенства и правильного
исполнения им своих обязанностей. Предусматривалось создание училищ для
подготовки священников. Был установлен контроль церковных властей над
деятельностью книжных писцов и иконописцев и др. На протяжении второй
половины XVI и в XVII в.в. вплоть до Соборного Уложения «Стоглав был не
только кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия, но и его
взаимоотношений с обществом и государством.
Значительную роль в укреплении абсолютной монархии сыграл собор 1565 г. В начале
60-х годов XVI в. Иван IV стремился к активному продолжению Ливонской войны, но
натолкнулся на оппозицию некоторых лиц из своего окружения. Разрыв с Избранной
Радой и опалы на княжат и бояр 1560—1564 г.г. вызвали недовольство феодальной
знати, руководителей приказов и высшей феодальной знати, руководителей приказов
и высшего духовенства. Некоторые феодалы, не соглашаясь с политикой царя,
изменили ему и бежали за границу (А. М. Курбский и др.). В декабре 1564 г. Иван
IV уехал в Александровскую слободу под Москвой и 3 января 1565 г. объявил об
отречении от престола из-за «гнева» на духовенство, бояр, детей боярских и
приказных людей. По инициативе сословий в этих условиях собрался земский собор
в Александровской слободе. сословия были обеспокоены судьбой трона.
Представители собора заявили о своей приверженности монархии. что же касается
гостей, купцов и «всех граждан Москвы», то они, помимо заявлений монархического
характера, проявили антибоярские настроения. Они били челом, чтобы царь «их на продолжение
--PAGE_BREAK--