Тема урока
Интервенция и гражданская война вРоссии (1918—1922)
Цели:
А) образовательные
-рассмотреть расстановку политическихсил в России в годы гражданской войны;
-познакомить учащихся с основнымилидерами белого и красного движения;
— рассмотреть основные событиягражданской войны.
— охарактеризовать понятия белыйи красный террор.
Б) развивающие:
— развивать умение оценивать значениетого или иного исторического явления на основе изучения текста учебника.
В) воспитательные:
— на примере событий гражданской войны показатьпагубность подобных явлений на развитие любого государства.
Оборудование
— Всемирная история ХIX– XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл.общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар.асвета, 2002.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания по теме «Октябрьскаяреволюция в России».
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока (д/з и выставлениеотметок).
Ход урока:
1. Организационный момент.
— приветственное слово;
— проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания по теме«Октябрьская революция в России».
1.Опишите ситуацию в стране весной — осенью 1917 г. Обратите внимание на деятельность основных политических сил, партий, на исторические повороты27 февраля, 4 июля, 25 — 30 августа.
2.Назовите основные причины успеха большевиков в октябре 1917 г.
3.Охарактеризуйте большевистский политический режим.
4.Какие мероприятия, на ваш взгляд, могли бы вывести страну из кризиса?
5.Докажите, что главным вопросом IIВсероссийского съезда стал вопросе власти.
3. Изучение нового материала
Интервенция и гражданская война в России(1918 — 1922). Сползание страны к гражданской войненачалось в 1916 г. Непримиримость политических сил, амбиции и диктаторскиезамашки лидеров партий стали отчетливо проявляться во время кризиса 1917 г.
Захват власти в столице большевиками,запрещение деятельности правых партий и ограничение деятельности левых,введение цензуры, свержение Временного правительства и разгон Учредительногособрания, сепаратный Брестский мир — все это необратимо вело страну к гражданскойвойне. Экономические и социально-политические мероприятия Советскогоправительства восстановили против него не только дворян, буржуазию,состоятельную интеллигенцию, духовенство, офицерство, но и часть рабочих икрестьян.
В историографии нет единого мнения овремени начала гражданской войны. Установление Советской власти осенью 1917 — весной 1918 г. сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений вразных районах России, но все они были разрозненными и имели локальныйхарактер. Поэтому одни историки относят начало гражданской войны к октябрю —ноябрю 1917 г., другие — к апрелю — маю или лету 1918 г., когда сложилисьсильные политические и хорошо организованные антисоветские очаги.
Против большевиков боролись разнородныесилы: Антанта и Четверной союз, белое движение и национально-государственныеобразования, монархисты, республиканцы и социалисты. Они не только нестремились к согласованию своих политических и военных акций, но нередкоборолись друг против друга или специально приостанавливали наступления, чтобыдать возможность большевикам расправиться с их политическими противниками.Основные противники большевиков — белогвардейцы не имели общего центра, алидеры белого движения – Л. Г. Корнилов, М. В. Алексеев, А. И. Деникин, П. Н.Врангель, Е. К. Миллер, Н. Н. Юденич не смогли скоординировать свои действия.Руководители белых совершили множество стратегических и тактических ошибок. Онинеохотно сотрудничали с либеральными и социалистическими партиями, что сужалосоциально-политическую базу движения, не признавали Декрета о земле и обещаливозвратить земли прежним владельцам, что восстановило против них крестьян —основное население России. Лозунги единения всех политических сил до победы надбольшевиками и сохранения «великой и неделимой России» могли лишь временнопримирить лидеров белого движения и воодушевить небольшую часть общества.
Большевики победили в гражданской войнеи отразили иностранную интервенцию потому, что им удалось мобилизовать всересурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь. Они использовалидоступные и привлекательные для масс лозунги. ЦК РКП (б) и Совнарком создаликрупную маневренную военную силу – Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Вней служило почти столько же бывших генералов и офицеров, сколько и в белойармии. Среди них такие известные военные деятели, как М. Д. Бонч-Бруевич, А. И.Верховский, А. И. Егоров, С. С. Каменев и др.
В годы гражданской войны белый и красныйтеррор унес тысячи человеческих жизней. ВЧК брала заложников и проводилапоказательные массовые расстрелы представителей так называемых «чуждых классов»-- дворян, купцов, зажиточных крестьян, мещан, служителей культа и дажеофицеров и солдат, которые сдались, поверив обещаниям о помиловании.
После гражданской войны основная частьтерритории бывшей Российской империи была сохранена и находилась под контролембольшевиков. Вместе с тем политическую независимость отстояли Польша,Финляндия, Литва, Латвия, Эстония.
Война была страшным бедствием дляРоссии. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, кполной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб.золотом. В боях, от голода, болезней и террора погибло около 8 млн. человек,около 2 млн. были вынуждены эмигрировать. В конечном итоге именно народ, воюяпо обе линии фронта, определил победу одних и крах других политических сил,выйдя из войны и жертвой и победителем.
4. Закрепление нового материала.
1) Назовите причины гражданской войны вРоссии?
2) Назовите лидеров белого и красногодвижения?
3) Что такое «белыйи красный террор»?
5.Итог урока (д/з и выставление отметок).
Д/з — §34 ( п. 4 ).
Учительистории Кушаева С. Е. ________________
Методистпо истории Вабищевич А. Н. ________________