Реферат по предмету "История"


Инквизиционный процесс в Средневековой Европе: положительный и отрицательный опыт становления западной цивилизации

ИНКВИЗИЦИОННЫЙПРОЦЕСС В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 
Демьянов Вячеслав Владимировичк.ф.-м.н, доцент
 

Содержание
 
Введение
Глава 1. Церковь и каноническое правов Средневековой Европе
Глава 2. Возникновение и эволюцияинквизиции
Глава 3. Инквизиционный судебныйпроцесс: его формы и стадии
3.1 Розыск и арест подозреваемых вереси
3.2 Допрос и следствие
3.3 Вынесение приговора
3.4 Наказания
Глава 4. Деятельность инквизиции вразных европейских странах
4.1 Инквизиция в Германии
4.2 Инквизиция во Франции
4.3 Инквизиция в Италии
4.4 Инквизиция на Пиренеях
Заключение
Библиография

Введение
 
В представлениибольшинства слово «инквизиция» является квинтэссенцией таких понятий, какбесчеловечность, всепроникающая неумолимость, предельная жестокость и полныйпроизвол судьи при решении судьбы подсудимого. Окончательно оформившись вотдельный институт в первой трети XIII в., инквизиция довольно быстро доказала свою исключительнуюэффективность в борьбе с инакомыслием. Но еще быстрее стало ясно, чтоинквизитор, наделенный неограниченной судебной властью, именем Бога и от имениСвятой Церкви способен творить в своей провинции все, что угодно. С однойстороны, инквизиция превратилась в разящий меч римских пап и надежную опору вборьбе с любым проявлением недовольства идеей вселенской власти РимскогоЕпископа и непогрешимости Римско-Католической Церкви. И, вместе тем, будучиподвластной только Риму, инквизиция пользовалась полной бесконтрольностью ибезнаказанностью своих деяний. Вследствие этого, деятельность инквизиционныхтрибуналов стала подлинным бичом общественной и духовной и даже экономическойжизни во многих государствах Европы.
Невольно возникаютвопросы: «Зачем еще раз перелистывать эти кровавые страницы? К чему послужиливсе эти ужасающие своей предопределенностью судебные процессы, чудовищные пыткии казни?». Блестящий ответ на эти вопросы дал выдающийся историк В.О.Ключевской, сказав, что это та история, которая ничему не учит, но наказываетза незнание ее уроков.
Таким образом, актуальностьисследований вопросов организации инквизиционного процесса обусловленанеобходимостью выделить те характерные черты инквизиционного судопроизводства,которые непременно нужно знать, помнить и не допускать их проявления в какой быто ни было форме при организации судебного производства в истинно правовомгосударстве.
Предметом исследований данной работы являетсяинквизиционный судебный процесс в средневековой Европе. Цельисследований заключается в осмыслении роли Церкви в процессе становлениягосударства и права стран Европы, определении основных этапов эволюцииинквизиции и особенностей ее функционирования в разных странах Европы, и,главное, в выявлении основных характерных черт инквизиционного судебногопроцесса.
 

Глава 1.Церковь и каноническое право в Средневековой Европе
Новая религия –христианство, в обстановке разложения и гибели Западной римской империи нерассматривалась вначале как новая идея, способная объединить и возродитьобщество. Во-первых, продолжал жить гордый дух республиканства, не допускающийдеспотической власти ни Бога, ни императора. Во-вторых, умирающий античныйстрой категорически не признавал принципа равенства (хотя бы даже по идее)между рабом и свободным и между гражданином и варваром[1].И, наконец, новые идеи христианства, также попадали в перечень опасныхвольнодумств, и их последователи легко могли поплатиться головой.
Обстановка измениласьпосле распада Империи на Западную и Восточную. Константин I, покинув республиканский по духуРим, принялся энергично создавать институт деспотической имперской власти вВосточной части империи. И вот здесь христианство оказалось в высшей степениподходящей государственной идеологией, способной обожествить и укрепить личнуювласть императора над подданными, которые все равны в своем ничтожестве передобожествленной властью [2].
Кроме поддержки состороны светский власти, успехи новой религии были обусловлены ее сущностью,основанной на идеях любви, милосердия, человечности, братства. Всего этого небыло ни в философских учениях, ни в верованиях античной религии. И, кроме того,старая вера ничего хорошего не обещала человеку за порогом жизни, независимо оттого был ли он велик или ничтожен. Поэтому новому учению жадно внимали тысячи итысячи подданных империи, задавленных чудовищным бременем государственныхповинностей и произволом имперских чиновников.
Германские народы(варвары), жившие у границ Империи ничего нового принести в духовную жизньгибнущей империи также не могли. Ослепленные величием, богатством и могуществомИмперии они стремились к ней, сперва, чтобы служить и перенимать достиженияматериальной культуры, а позднее, чтобы овладеть имперскими землями и всемдостоянием. И под этим натиском Западная римская империя пала.
Но остался идеал – единыймир под единым духовным и светским главой. Этот идеал стал, по — сути, лозунгомвсех Средних Веков. А проводником этой идеи стала правящая Церковь. Идея восстановлениятакой империи воспламеняла воображение всех. И, главное, германцы оказалисьвесьма восприимчивы к новому христианскому учению. Переселившись на землиЗападной империи, продолжая составлять большинство в легионах императоровВостока, германцы хорошо усваивали новое учение. Блаженный Августин в своемтруде «О граде Божьем» писал: «Чтобы соединить различные народы Империи, надосоздать нечто большее, чем мирские узы; эти узы нашлись только в христианстве»[3].
Так христианство явилосьобъединяющим началом для народов Европы. Христианское духовенство внушаловарварам необходимые начала государственного порядка, мира и человечности; оносделало так, что языческое правительство варваров усваивало римскую гражданскуюцивилизацию. Во многом благодаря именно усилиям Церкви, было обеспеченоосновополагающее влияние уже рухнувшей Западной Римской империи на историческоеразвитие Европы. Римское право, сохранившееся во многих странах наряду собычным правом германских племен, легло в основу законодательств Англии,Франции, Германии.
На протяжении всегоСредневековья христианская Церковь проводила в жизнь идею единства светскихвладений под властью единого теократического владыки — Римского Епископа. Иусилия Церкви здесь трудно переоценить. Не будь поддержки Церковью королевскойвласти против буйства вассалов, требования соблюдения условий «Божьего Мира» инеприкосновенности церковных убежищ, продуманной и централизованнойзаконодательной деятельности, что стало бы с нарождавшейся Европейскойцивилизацией?
С другой стороны, всеперечисленные действия Церкви были, в конечном счете, направлены наустановление личной гегемонии римских пап над всем христианским миром. По ихзамыслу эта империя должна была охватить всю Европу и Славянские земли. Этобыла бы империя, которая превосходила бы все самые обширные государства, доселеизвестные в истории. Следствием этих чаяний Св. Престола явилось длительноепротивостояние пап и светской власти (борьба за инвеституру). Эта борьба существенноослабила феодалов и дала большой простор самостоятельности городов, которыевсегда служили источником прогресса в Средневековье. И в этом тоже видитсянесомненная положительная роль Церкви в эволюционном развитии странСредневековой Европы.
Незыблемым основанием дляруководящей и направляющей роли Церкви в судьбах народов Европы на протяжениимногих столетий явилось каноническое право. Еще папа Геласий II во второй половине V в объяснил, что император – сынЦеркви, а не её властитель. Бог дал епископам и священникам право управлятьрелигиозными делами в соответствие с божественными законами (канонами).Светский же владыка обретает свою власть также от Бога и не может, поэтому,поступать вопреки установленному Богом порядку. Таким образом, каноническоеправо содержало не только совокупность религиозно-правовых предписаний,регулирующих отношения внутри церковной организации, но и регламентировалоотношения между церковью и светскими лицами в феодальном государстве и даже всемье[4].
Изначально закрепив засобой авторитет законодателя и учителя в делах не только церковных, но игражданских еще для молодых варварских народов, которые пришли на смену римскойцивилизации, могла ли Правящая Церковь отказаться от связанных с этим выгод вдальнейшем? В отличие от римского права каноническое право с раннехристианскогопериода основывалось на фиксированной письменной традиции. Уже в I в. началипроводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросамуправления. Со временем возникло большое число постановлений крупных церковныхединств, подобных папским декреталиям, которые считались имеющими юридическуюсилу. Таким образом, возникло не устно передаваемое традиционное право, аписьменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в большой степенизависел от того, как оно излагалось в документах. По причине высокойаргументационной ценности и при всеобщей неграмотности населения и светскихвладык Правящая Церковь получила в свои руки универсальное орудие. С помощьюэтого орудия можно было укреплять и развивать церковную власть и перестраиватьсоциальную культуры общества в нужном Церкви направлении[5].
Прежде всего,каноническое право привело к тому, что церковная собственность сталанесравненно лучше администрированной и в связи с этим более экономическирентабельной, чем соответствующие ресурсы мирских владык. Кроме того, церковьполучила большое богатства благодаря добровольным пожертвованиям путём развитияинститутов завещания и дарения в соответствии со своими возможностями оказыватьрелигиозное давление на малограмотное население.
Характерный дляканонических судебных процессов до мелочей регламентированный порядок инстанцийи высокоразвитая процессуальная техника уже в XIII в обеспечивала большуюправовую защищенность духовных лиц, чем светские суды для мирян. Каноническийгражданский процесс признавал только письменный документ как исходный пункт дляоткрытия дела: ”того, чего нет в документах, не существует вообще2.
Таким образом, благодарявысокому техническому уровню канонического права и возможностям церкви какзаконодательной и судебной власти, во многих центральных областях праваразвивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большоезначение для последующей истории права в целом. В качестве примера можноназвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое вобычной обвинительной форме и в форме процесса инквизиции произвело революцию.В то же время мирской правопорядок в большинстве европейских стран оставалсявесьма примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зренияуголовного права.
 

Глава 2.Возникновение и эволюция инквизиции
Инквизиция (отлатинского: inquisitio — разыскание, исследование, розыск) – этосудебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированныхврагов, их переубеждения и перевоспитания а в случае их неисправимостиотлучавший их от Церкви. Таким образом, деятельность инквизиции была направленана расследование преступлений против религии. К этим преступлениям, главнымобразом, относились различные ереси, которые заключались в попытках осознать ипровести в массы населения альтернативные представления о религиозноммировоззрении, религиозном культе и отношении к правящей Церкви1.
В Средние Века, когдаменталитет большинства населения значительно отличался от современного, ересьсчиталась намного более серьезным преступлением, чем политические и уголовныепреступления. В те времена христианская идеология была государственнойидеологией, религия рассматривалась не только как основа нравственности, но ивообще, как основа общественного порядка. Отрицание церковного авторитетаявлялось мятежом также и против государственной власти и угрожало целостностигосударства.
До учреждения инквизициидуховные суды находились в ведении епископов[6]. Деятельность епископскихсудов носила характер обособленный временный и несистематический. Епископы обычноожидали, когда народная молва укажет им на отдельного человека или группулюдей, подозреваемых в ереси. Далее необходимо было доказать вину обнаруженногоподозреваемого и наказать его. Однако, после альбигойских крестовых походов,когда открытое сопротивление еретиков было сломлено, они начали тщательноскрываться. Сектанты старательно выполняли все обряды веры и было очень труднонайти внешние доказательства их вины. С другой стороны, духовенство, малосведущее в богословии, зачастую было не в состоянии распознать еретика идобиться у него признания, поскольку еретики, привыкшие к глубокимразмышлениям, были более развиты, чем оно. Для этой цели требовались люди,специально подготовленные к исследованию чужих убеждений.
Оказалось, чтонищенствующие ордены- доминиканцы и францискианцы — наиболее пригодны дляработы, которая была не под силу епископским судам. На их основе можно былосоздать специальные и постоянные суды, предназначенные исключительно дляподавления ересей. Эти суды были изолированы от местных страстей и личныхсчетов. Огромная популярность нищенствующих монахов обеспечивала усердноесодействие населения и могущественных местных сеньоров, чья поддержка быланеобходима. Нищенствующие ордены были особенно преданы римским папам, которыесделали из инквизиции на основе нищенствующих орденов мощное орудие дляусиления влияния Рима и уничтожения остатков независимости местных церквей. Такчто в XIII в устройство инквизиции, быловручено попечению доминиканцев и францискианцев и оказалось весьма действеннымсредством против ереси.
Некоторые историкисчитают, что Инквизиция родилась 20 апреля 1233 г., когда папа Григорий IX подписал две буллы. Первая из нихбыла обращена к епископам, с «просьбой» передать полномочия по преследованиюереси провинциальным учреждениям ордена Св. Доминика, но из «уважения и любви кСвятому Престолу» оказывать им всяческое содействие в выполнении этой задачи.Вторая булла обращается к провинциальным «приорам и братьям орденапроповедников, инквизиторам» с прямым указанием приступить к розыску, испытаниюи наказанию еретиков «призывая на помощь светскую власть, если в этомвстретится надобность» [7].
Таким образом, Григорий IX дал начало системе, которая сталаосновой инквизиции: предоставлять провинциалу монашеского ордена (доминиканцевили францискианцев) права назначать братьев, подготовленных к исполнению своейзадачи и которые в пределах своей провинции для розыска и испытания еретиковпользовались властью, предоставленной им Святым Престолом. В первое времясуществования инквизиции минимальный возраст инквизитора не оговаривался; былислучаи назначения молодых и неопытных людей. Позже этот вопрос былурегулирован: Климент Vопределил минимальный возраст инквизитора в 40 лет[8].
Дальнейшая эволюцияинквизиции заключалась в упорядочении взаимоотношений между полномочиямиинквизитора и епископа, уточнении принципов взаимодействия со светскими властями,распоряжение денежными средствами, поступающими от конфискаций и штрафов. Стечением времени менялся и совершенствовался также состав инквизиционноготрибунала.
На первых порах, когдаинквизиторы получили поручение действовать, их власть, ответственность,обязанности и права оставались совершено неопределенными. В инквизиторах ещевидели епископских помощников в отправлении старой судебной практики противеретиков.
Чтобы определить главныепринципы, которыми должна была руководствоваться инквизиция, в 1243 и 1244 гг.в Нарбонне было собрано большое совещание епископов окрестных провинций.Результатом был длинный ряд канонов, ставший уставом инквизиции. Епископыотказывались от права суда и приведения в исполнение решений. Решение по делудолжно отныне приниматься инквизитором, а если в судебном заседании участвуетепископ или другое важное лицо, то их упоминают как членов суда[9].
Передача юрисдикции поделам еретиков от епископов инквизиторам вела к осложнению отношений междуними. Инквизиторы сначала позволяли себе выносить решения от своего имени, неупоминая епископов, но им было указано не осуждать еретиков и не накладывать наних наказание без согласования решения с епископом. В течение некоторого временипапы продолжали считать епископов ответственными за подавление ереси в ихепархиях и истинным источником духовного правосудия. Иннокентий IV в своих предписаниях в 1245 и 1247гг указывает епископам без устали работать над обращением еретиков, а в случаяхвынесения приговора советоваться с инквизитором и другими сведущими людьми отом, требуют ли спасение грешника и интересы веры, чтобы приговор был вынесенили отменен. Однако, уже в 1248 г Валансьенский собор прямо обязал епископовобъявлять и исполнять решения инквизиторов под угрозой, что им будет запрещенвход в собственные церкви2.
Довольно долго вопрос обучастии епископов в судопроизводственном процессе инквизиции вызывал споры ипротиворечивые папские предписания. Лишь в 1273 г Григорий X указал, чтобы инквизиторы,постановляя приговоры, влекущие тяжелые осуждения, советовались с епископамиили их доверенными. Впоследствии это решение Григория X никогда не отменялось[10]. Несмотря настолкновения, на практике инквизитор и епископ почти всегда действовалисогласно не только в вынесении решения, но и во всем деле. Но в целомдеятельность инквизиторов была поставлена в полную независимость от епископа.
Поскольку инквизиторыназначались из числа братьев монашеских орденов, то в процессе развитияинквизиции подлежал урегулированию и вопрос о подчиненности инквизиторов своиморденским генералам. Францискианцы старались привести своих инквизиторов кповиновению, давая им полномочия на определенный срок. Доминиканцы этого непрактиковали. Главная проблема состояла в том, что инквизиторские полномочиядавались папой, и отнять их мог только он. Таким образом, возниклапротиворечивая ситуация: инквизиторы были ответственны перед своими генераламикак монахи, но как инквизиторы они давали отчет в своих действиях только папе.В 1418 г Мартин V распорядился,чтобы инквизиторы, назначенные самим папой, не подчинялись своим орденскимначальникам и даже могли их преследовать. В 1439 г Евгений IV, а в 1474 г Сикст IV подтвердили постановление Климента IV, согласно которым инквизиторы, еслиони не назначены самим папой, могли перемещаться решением генералов ипровинциалов орденов. За генералами орденов было признано право перемещать инаказывать своих инквизиторов [11].
Еще одной проблемой былорешение вопроса о покрытии расходов инквизиции и распределение средств,поступавших от штрафов и конфискаций. Касательно расходов на содержаниеинквизиции, в разных землях установилась разная система. В Италии все расходына инквизицию несло государство. К северу от Альп это было не принято, нокороль заботился о содержании инквизиции. Эта забота, по большей части,выражалась в строительстве и содержании инквизиционных тюрем за королевскийсчет. Иногда эту обязанность брал на себя соответствующий епископ.
Система распределениядоходов от штрафов и конфискаций со временем также менялась. В 1288 г папа Николай IV предписал все суммы, получаемые отштрафов и конфискаций передавать людям, избранным с согласия епископа иинквизитора и постановил, что эти суммы могут расходоваться только с разрешенияепископа и с предоставлением ему подробного отчета об их расходовании1.Однако уже в 1304 г Бенедикт XIзапретил епископам требовать отчеты; отныне инквизиторы должны былипредоставлять их только в папскую канцелярию или особым папским уполномоченным1.Это решение открыло широкое поле деятельности для инквизиторского произвола повыколачиванию денег у населения.
Если имели местоколебания при упорядочении отношений между церковными судебными властями, то вотношениях инквизиции со светской властью неопределенности не было. Уже спервых шагов инквизиция оказывала услуги светской власти, подчиняя еретиковсветским законам. Поэтому светская власть стремилась дать инквизиции прочнуюорганизацию, чтобы она могла еще эффективнее помогать раскрытию и наказаниюрелигиозных преступлений. Иннокентий III на Латеранском соборе 1215 г рядом постановлений определил отношениеЦеркви к еретикам, а также обязанности светской власти уничтожать их подугрозой обвинения в вероломстве[12].
Правителями католическихземель издавались суровые эдикты против еретиков. Из них наиболее знамениткодекс Фридриха II, изданный впериод с 1220 по 1239 гг рядом указов, и регламентировавший преследованиееретиков на основе канонов Латеранского собора. После учреждения папскойинквизиции, Фридрих II предоставил вее распоряжение все силы государства. Инквизиторы имели право требоватьвмешательства чиновников, чтобы схватить тех, кого они признавали еретиками идержать их под арестом вплоть до произнесения приговора. Законы Фридриха быливнесены в Corpus Juris (Собрание законов), как основные положенияканонического права и номинально не отменены до XIX в[13].
Иннокентий IV 15 мая 1252 г издал буллу «Об истреблении», устанавливающую систематическое преследование еретиков каксущественный элемент каждого государства и каждого города. Государство былообязано задерживать всех подозреваемых в ереси и заключать их в тюрьму,препровождать их к инквизитору и в течении пятнадцати дней приводить висполнение любое решение, вынесенное по обвинению в ереси. Светская власть былаобязана по первому требованию применить пытку к тем, кто отказывается выдатьеретиков. Любое воспрепятствование или даже проволочка со стороны светскихдолжностных лиц с приведением в исполнение решений и требований инквизиторов поделу о ереси влекло подозрение в сочувствии еретикам. Следствием этого моглобыть как минимум отрешение от должности. Таким образом, и частные лиц игосударство становились помощниками инквизиции под угрозой наказаний вплоть дообвинения в ереси. Любые светские законы и постановления, мешавшие исполнениюинквизицией своих обязанностей, объявлялись не имеющими силы. Поэтому можноговорить также, что инквизиция стала со временем подлинной хозяйкойзаконодательства всех стран Европы, которые она могла изменять по своемуусмотрению.
Вначале деятельностьинквизиции ограничивалась пределами провинций нищенствующих орденов, из которыхкаждая охватывала большое число епископий и провинциалы которых назначалипростых монахов, чтобы преследовать еретиков и выяснять степень их вины. Делавелись одним инквизитором, иногда двумя. Поскольку провинции были обширны,возникала необходимость разделять работу инквизитора. Однако право назначатьвместо себя полномочных представителей- комиссаров или викариев — было признаноза инквизитором только в 1262 г. Эти представители инквизитора были облеченыполной инквизиторской властью, и не могли только выносить решений, влекущихкостер для осужденных. Еще позднее в состав инквизиционного суда был введенсоветник. Его официальное положение не было определено, но для судилища он былкрайне полезен в качестве эксперта, позволяющего избежать ошибок, которые моглибы повредить доброму имени инквизиции [14].
Все судопроизводствоинквизиции, вопросы и ответы свидетелей записывались. Всякий свидетель иобвиняемый были обязаны удостоверить правильность своих показаний. Такимобразом, текущие дела инквизиционных трибуналов давали груду бумаг, их все надобыло переписывать и удостоверять для архивов и пересылки в другие инквизиции. Всвязи с этим состав инквизиционного судилища был дополнен нотариусом, которомув помощь иногда приглашались писцы. В городах, где происходили постоянныезаседания судов инквизиции, нотариусам было определено постоянное жалование.
В конечном итоге,систематическая работа по упорядочению и развитию института инквизиции привелак тому, что всю континентальную Европу покрыла сеть инквизиционных судов, вкоторых заседали люди, не имевшие прочих занятий. Их деятельность была профессиональна,непрерывна и постоянна. Благодаря своим отлично составленным исистематизированным регистрам инквизиция образовала прекрасно отлаженнуюмеждународную полицию. История любой еретической семьи за несколько поколенийлегко могла быть извлечена из архивов разных судов инквизиции. Приметы бежавшихеретиков незамедлительно рассылались по всей Европе. Об арестах подозрительныхлиц трибуналы немедленно оповещали друг друга, и у несчастных не былопрактически никаких шансов скрыться. Папская инквизиция стала всеведущей,вездесущей и всемогущей.

Глава 3.Инквизиционный судебный процесс: его формы и стадии
В качестве судьиинквизитор охранял веру и карал оскорбления, нанесенные Богу ересью. Такимобразом, преступления, которые подлежали инквизиторскому преследованию, быличисто духовными. Поэтому инквизитор рассматривался как духовник, которыйпризван бороться за спасение душ «заблудших» от вечной погибели. Он стремилсявыполнить свою миссию, не стесняясь в выборе средств.
Из трех форм возбужденияинквизиционного преследования – обвинение, донос и розыск- третья очень быстрообратилась в правило. Обвинение, как форма возбуждения судебного преследования,была устранена, поскольку она могла вызвать пререкания и дать обвиняемомувозможность защиты. Это было недопустимо, т.к. Святая Церковь не моглаошибаться, а на обвиняемого заранее смотрели, как на виновного, уже по одномутому, что он вызван на суд Инквизиции. Задача инквизиционного судопроизводствазаключалась только в уточнении степени уже установленной вины обвиняемого и,главное, в принуждении его к раскаянию и отречению от ереси[15].
Донос на практике не былшироко распространен и являлся, скорее, следствием розыска, который энергичнопроводил инквизитор. Поэтому розыск явился единственной формой возбуждения делаи с него начинался процесс инквизиционного преследования.
Инквизиционный судебныйпроцесс можно разбить на следующие стадии: арест подозреваемого на основаниирезультатов розыска, допрос и следствие, приговор, наказание. Рассмотрим этистадии более подробно.

3.1 Розыск и арест подозреваемых вереси
 
После успешного искоренения массовых еретических движений кконцу XIII в, еретики и еретические обществастали более редки и научились хорошо скрываться перед организованнымбеспощадным преследованием. Поэтому для успешного проведения розыска инквизиторбыл принужден совершать постоянные объезды подведомственной ему провинции.Приезжая в тот или иной населенный пункт, он объявлял, так называемый, срок милосердия(от 15 до 30 дней), в течение которого все окрестные еретики могли прийти,покаяться перед лицом инквизиции и получить снисхождение. Это снисхождениеиногда могло быть полным, а иногда только смягчало окончательную мерунаказания.
По окончанию срока милосердия инквизитор уже никому не давалпощады и начинал розыск, который должен был привести к выявлению и арестуеретиков или подозреваемых в ереси. Никто из достигших возраста ответственностиза свои поступки не мог отказаться от обязанности давать показания перединквизитором. Этот возраст в различных землях колебался в очень широкихпределах: от 7 до 25 лет. Иногда даже назначали взрослого опекуна, подприкрытием которого несовершеннолетнего пытали и казнили уже с 14-ти летнеговозраста[16].
Вообще розыск вошел в практику духовных судов еще доучреждения инквизиции. В каноническое право было внесено положение, что вслучаях неявки подозреваемого, для его обвинения без прений и защиты вполнедостаточно сведений, добытых розыском. Если инквизитору указывали на некоелицо, подозреваемое в ереси, то он начинал негласное расследование и собиралвсе возможные свидетельства (даже сплетни и слухи) на сей счет. Если имелисьпокаявшиеся еретики, то он заставлял их выдать своих бывших единоверцев. Еслиже таковых не оказывалось, то инквизитор принуждал под присягой всех местныхжителей указать подозрительных или еретиков. Подозреваемого в ереси тайнотребовали в назначенный день и час явиться на суд. Если были подозрения, чтообвиняемый имеет намерение скрыться, с него брали поручительство или неожиданноарестовывали и держали под стражей до суда.
 
3.2 Допрос и следствие
Арестовав вновь выявленных еретиков, инквизитор под конвоемпрепровождал их в центр епископии, где и начиналась вторая стадияинквизиционного процесса – допрос и следствие. Почти с первых же шаговинквизиция начала применять шантаж и пытки, как физические, так ипсихологические[17].
Инквизитор был уполномочен и подготовлен к тому, чтобы судего был короток. Он не стеснялся в методах дознания и не позволял, чтобы емумешали юридические правила и хитросплетения адвокатов (если таковые, что почтиневероятно, находились). Он сокращал процесс судопроизводства, лишаяобвиняемого обыкновенной возможности сказать хотя бы слово в свою защиту. Он недавал обвиняемому право на апелляции и отсрочки.
Еще одной важной особенностью инквизиционногосудопроизводства, способствовавшей беззаконию, являлась глубокая тайна, которойинквизитор облекал дело. Даже вызов подозреваемого в суд делался тайно, а отом, что происходило после его явки туда, знали очень немногие «скромные люди»и эксперты, которых приглашал инквизитор. Все эти люди обязывались инквизиторомхранить молчание обо всем, что им стало известно по делу[18].
Главной целью допросов было добиться от обвиняемогопризнательных показаний. Признание всегда сопровождалось изъявлением обращенияи раскаяния. Наиболее убедительным доказательством искренности раскаяния былавыдача единомышленников (особенно друзей и близких родственников). Отказкающегося еретика выдать своих единомышленников принимался, как попытка нераскаявшись избежать наказания. Это квалифицировалось как закоренелая ересь, аобвиняемый передавался в руки светской власти на сожжение. Также не допускалосьнастаивать на своей невиновности. Если при наличии свидетельств против него,обвиняемый продолжал упорно настаивать на своей невиновности, его рассматриваликак закоренелого еретика и выдавали светской власти. Так что единственнымсредством спастись для обвиняемого было «чистосердечное раскаяние» и согласиена любую епитимью (духовное наказание), которое на него могли наложить1.
Как правило, только одно признание самого обвиняемого ужеустанавливало факт его ереси. Поэтому инквизитор стремился любой ценой вырватьэто признание уже заранее установленной вины у обвиняемого. При этом широкоприменялись методы психологического давления, запутывания и запугивания.Обвиняемого расспрашивали о разных незначительных подробностях и вдруг внезапнообъявляли ему, что он лжет и о нем все известно. К нему в камеру подсаживали«сочувствующих», которые должны были войти к нему в доверие и натолкнуть его надачу этих показаний. Бывало даже, что в темницу к несчастному подсылали жену идетей, чтобы они своими слезами смягчили его упорство и привели его к«чистосердечному покаянию» перед «милосердным» отцом-инквизитором1.
Еще одной эффективной формой оказания психологическогодавления на обвиняемого было испытание забвением. Между первым и вторым вызовомобвиняемого, который упорствовал в своей невиновности, на допрос могло пройтинесколько лет, и все это время несчастный мучался в одиночной камере, мечасьмежду надежной и отчаянием и пребывая в полнейшем неведении относительно своегодела и своей участи. И, наконец, если все перечисленные меры не склонялиобвиняемого к сознанию своей вины, то инквизитор прибегал к последнему и самомунадежному средству — пытке. Причем пытке можно было подвергать и свидетелей поделу, если имелись подозрения, что они скрывают правду от следствия.
Пытка противоречила основополагающим принципам христианства,а также традициям Церкви. За исключением порочных и изнеженных благодатнымюжным климатом вестготов, варвары, создавшие государства современной Европы непризнавали в своем законодательстве применения пыток. Однако в 1252 г Иннокентий IV одобрил применение пытки дляраскрытия ереси, но не уполномочил инквизиторов или их помощников личноприменять пытку к подозреваемым. Эта роль перекладывалась на светские власти,которые должны были пыткой принуждать всех схваченных еретиков признаться ивыдать соумышленников. Церковные каноны запрещали духовным лицам даже присутствоватьна пытке. Но в 1256 г Александр IV далинквизиторам и их помощникам право взаимно отпускать грехи за «неправильности»:отныне сам инквизитор и его помощники могли подвергнуть подозреваемого пытке[19].
В отношении законного обоснования условий применения пытки кобвиняемому четкого установления не было. Одни считали, что человека с хорошейрепутацией можно пытать, если против него есть не менее двух свидетельских показаний,а если репутация у обвиняемого дурная, то достаточно и одного неблагоприятногодля него свидетельства. Другие полагали, что независимо от репутацииобвиняемого, достаточно свидетельских показаний одного уважаемого лица. Третьивообще настаивали на том, что для применения к обвиняемому пытки довольно иодной «народной молвы». В итоге, решение этого вопроса оставалось наокончательное усмотрение самого инквизитора1. В этом можно указатьеще одну негативную особенность инквизиционного судопроизводства, которая такжевела к судебно-следственному произволу.
Применению пытки предшествовали угрозы намерением ееприменить. Обвиняемому объявляли о намерении подвергнуть его пытке, если он непризнает своей вины. Далее ему демонстрировали камеру и орудия пыток. Еслиобвиняемый упорствовал, его раздевали и готовили к применению пытки,демонстрирую каким орудием и как его будут пытать. В случае упорстваобвиняемого пытка начиналась.
По закону пытка могла применяться к обвиняемому только одинраз. Но достаточно было просто приказать продолжить, а не повторить пытку и этозаконодательное ограничение на ее повторное применение снималось. При этом, какбы ни был велик перерыв в пытке, ее можно было продолжать «один раз» добесконечности. Признательные показания, вырванные пыткой, заносились в протоколс обязательной отметкой, что оно сделано добровольно, без угроз и принуждения[20].
Если позже обвиняемый отказывался от признания, вырванногопод пыткой, то пытку в его отношении можно было «продолжить». Но в любом случаеинквизиторы считали признание правдивым, а отречение — клятвопреступлением.Такое клятвопреступление свидетельствовало о том, что обвиняемый –нераскаявшийся еретик, которого следует выдать светским властям на сожжение.Если вырванное пыткой, но взятое обратно признание обвиняло третьих лиц, толибо оставляли в силе первое признательное показание или же наказывалисделавшего это признание как лжесвидетеля.
Отдельно стоит сказать об использовании свидетельских показанийв инквизиционном судебном процессе. Для сбора материалов, подтверждавшихстепень виновности обвиняемого, инквизитор не гнушался заведомой клеветой, атакже слухами, сплетнями и доносами, которые вымогал у свидетелей и обещаниямии угрозами. Свидетельским показаниям придавали большое значение, если онидавали повод к задержанию и обвинению, а также если они могли служить средствомустрашения. С самого начала деятельности Святых Трибуналов действовало правило:«Обвиняемые не могут быть осуждены, если только сами не сознаются или не будутуличены свидетелями. Но при этом надо сообразовываться не с обычными законами,как при обычных преступлениях, а с частными узаконениями и привилегиями,предоставленными инквизиторам Святым Престолом, ибо есть много иного такого,что свойственно одной только инквизиции» [21].
Проблема добычи и квалификации свидетельских показанийсостояла в том, что не существовало четкого определения ереси. Поэтому добытыесвидетельские показания были настолько же ничтожны и неосязаемы, как и тефакты, которые ими требовалось подтверждать. Инквизиторы не толькопредоставляли свидетелям право, но даже и убеждали их говорить все, чтовздумается. Все, что могло повредить обвиняемому тщательно собиралось изаписывалось, а это могли быть даже самые вздорные слухи и сплетни. Все, чтонельзя было истолковать благоприятно для обвиняемого, обращалось против него.
В качестве свидетелей могли привлекаться и люди заведомонечестивые и опороченные и даже еретики (если они свидетельствовали противдругих еретиков), хотя таковые не допускались законом в качестве свидетелей пообычным уголовным делам. Этот принцип был принят повсеместно в католическихстранах и внесен в каноническое право. Если бы было иначе, то инквизицияпопросту бы лишилась одного из наиболее действенных приемов для преследованияеретиков[22].
Возраст свидетелей, привлекаемых по делам о раскрытии ересей,также не был четко определен и этот вопрос оставался на усмотрение инквизитора.В деле об открытии гнезда еретиков в Монсегюре в 1244 г имел место случай, когда осуждение целой группы еретиков из более чем 70 человек произошло вомногом на основании показаний 10-летнего ребенка. Жены, дети и слуги обвиняемыхне могли свидетельствовать в их пользу, но если их показания былинеблагоприятными для обвиняемых, то эти показания безусловно принимались1.
При таком дифференцированном отношении к свидетельскимпоказаниям осуждение за ересь выносилось намного легче, чем по любым другимделам и все, опять таки, практически полностью зависело только от волиинквизитора.
Единственным поводом отвода свидетелей являлась егосмертельная вражда к обвиняемому. Но здесь нужно отметить еще одну характернуючерту инквизиционного судопроизводства: уже в 1244 и 1246 гг соборы в Безье иНарбонне запрещают инквизиторам объявлять имена свидетелей, мотивируя это якобызаботой об их безопасности[23]. Таким образом,обвиняемый не мог точно назвать в числе свидетелей своего злейшего врага.Единственным шансом здесь было называть своих смертельных врагов, надеясь, чтосвидетель попадет в их число.
Тайна свидетелей и свидетельских показаний отражалась и втом, что обвиняемого судили на основании показаний, которых он не слышал иисходили они от неизвестных обвиняемому свидетелей. Если свидетель обвиненияотказывался от своих показаний, то это держалось в тайне от обвиняемого. Такаятаинственность освобождала свидетелей от всякой ответственности, вызвала массузлоупотреблений и дала всем и каждому полную возможность удовлетворять своюличную ненависть. Даже если такой свидетель уличался в лжесвидетельстве иподвергался за это наказанию, то его показания все равно сохранялись и моглииметь решающее влияние на вынесение приговора.
Указанное отношение к свидетелям и свидетельским показаниям –яркий пример характерной тенденции в любом инквизиционном судебном процессе:создавать как можно меньше преград инквизиционным трибуналам и давать им в делепреследования ересей неограниченные полномочия.

3.3 Вынесение приговора
Судопроизводство инквизиции, по сути, было формальным,поскольку инквизитор имел все возможности представить любое дело так, как самего понимал. Для вынесения приговора он обычно созывал так много сведущихлюдей, что детальное рассмотрение многих дел в короткий срок было невозможно.Инквизитор, строго соблюдая внешнюю форму, всегда считал себя вправедействовать по своему усмотрению. В приговорах, выходивших после протоколовсудебных заседаний, частенько встречались имена осужденных, о которых назаседании речи не было.
Еще более усугубляло произвол инквизиции то, что обвиняемоголишали права иметь защитника. Хотя ранее, в епископских судах, бедным частопредоставляли бесплатного защитника. Декреталий Иннокентия III, внесенный в каноническое право,запрещал адвокатам и нотариусам оказывать содействие еретикам и сочувствующим,а также выступать за них в суде. Принципом канонического права стало: адвокатеретика должен быть отрешен от своих обязанностей и навсегда заклеймен пятномбесчестия. К помощи защитника можно было прибегнуть только для отводасвидетелей на основании установления факта их смертельной вражды к обвиняемому[24].
Приговор выносился на основании установленной степенипричастности обвиняемого к ереси. Различали три вида еретиков и лиц,подозреваемых в ереси[25]:
а) Еретики, отказавшиеся от ереси, раскаявшиеся и вернувшиесяв Церковь, а также лица оказавшиеся под легким или сильным подозрением в ереси,подвергались наложению духовной епитимьи на усмотрение инквизитора.
б) Еретики, в обращении которых были обоснованные сомнения(когда сознание и раскаяние было дано из страха перед наказанием) и лица,попавшие под тяжелое подозрение в ереси — пожизненно заключались в тюрьму.
в) Еретики, упорствующие в ереси (закоренелые еретики) илиотказавшиеся от нее, но опять вернувшиеся к ней (еретики-рецидивисты),передавались светским властям для сожжения живыми.
Из приведенного перечня видно, что виной в инквизиционномсудопроизводстве признавался не только факт причастности к ереси, но иподозрение в ереси. Юридические права инквизиции распространялись на защитниковереси и людей ей сочувствующих. Все, кто давал еретикам пристанище, милостынюили покровительство, кто просто своевременно не доносил на них властям, все этилюди, как бы не была известна их преданность католицизму, навлекали на себяподозрение в ереси. Если подозрение в ереси было тяжелое, то оно приравнивалоськ ереси, если же оно было сильное или легкое, то это также представлялозначительную опасность для обвиняемого.
Степень подозрения в ереси предоставлялось определятьинквизитору. Вообще считалось, что подозреваемые в ереси еще не суть еретики ипри вынесении приговора на них следует налагать более легкие наказания. Но этоправило не распространялось на случай тяжелого подозрения в ереси. В последнемслучае обвиняемый, даже если он совершенно не был еретиком, не мог выставитьсвидетелей, подтверждающих его правоверие. И если он имел неосторожность неотречься от ереси, настаивая на своей невиновности (т.е. косвенно сознавался всвоей мнимой вине), то он подлежал выдаче в руки светской власти, какзакоренелый еретик. Если же обвиняемый сознавался и просил о воссоединении сЦерковью, то его следовало пожизненно заключить в тюрьму1.
В случае легкого или сильного подозрения в ереси обвиняемыйдолжен был представить несколько соприсяжников, которые клятвенно быподтвердили его невиновность. Эти соприсяжники должны были принадлежать кодному сословию с обвиняемым, а их число менялось на усмотрение инквизитора исогласно степени подозрения.
Признание подозрения в ереси виной значительно облегчилоинквизиции процесс вынесения обвинительных приговоров. Эдиктом Фридриха II предписывалось, что подозреваемые вереси должны были в течение года доказать свою невиновность, в противном случаеих уже на законном основании осуждали как еретиков[26].
При оправдании от подозрения в ереси, от обвиняемого в любомслучае требовали отречения от ереси вообще, в частности и от той ереси, вкоторой его обвиняли. Это отречение хранилось в деле обвиняемого и есливпоследствии против него снова возникало обвинение, то при вынесении приговорапредыдущая вина учитывалась и являлась основанием для вынесения более суровогоприговора. Более того, если позднее обвиняемый привлекался к ответственности,как еретик, но на следствии не сознался в своей предыдущей вине, от которойочистился соприсягой и отречением, то это рассматривалось как закоренелаяересь, влекущая костер[27].
Не ускользали от суда инквизиции и мертвые. Если устанавливалось,что покойный был подозреваем в ереси, то его останки подлежали выкапыванию иразбрасыванию. Если же, умерший оказывался нераскаявшимся еретиком илиеретиком-рецидивистом, его останки подлежали сожжению. При возбуждении делапротив умершего на суд для его защиты вызывались его дети или наследники.
При вынесении приговора инквизиционная системапредусматривала: если обвиняемый отказывается защищаться, это признавалосьравным отказу явиться в суд. В этом видели акт признания и обвиняемого выдавалив руки светской власти на сожжение. Нельзя было оправдываться и невежеством.Того, кто упорно отрицал свою вину, хотя и выражал полную готовностьисповедовать веру и во всем повиноваться Церкви, считали закоренелым еретиком ивыдавали светским властям. При всяком положении дела обвиняемый должен былполностью признать обвинительное заключение, в противном случае его немедленновыдавали в руки светским властям на сожжение.
В теории можно было обжаловать судопроизводство инквизитораперед Св. Престолом. Но жалобу нужно было подать до вынесения приговора,который был окончательным. Вообще папское вмешательство противоречилоканоническим законам и было исключением. Осуждение в той или иной форме всеравно было неизбежным. Даже если все доводы обвинения падали совершено (чтоиногда случались), то выносился вердикт: «Обвинение не доказано». Эта формуладавала инквизитору возможность в любое время вновь возбудить преследование иосудить обвиняемого уже как закоренелого еретика или, по — меньшей мере, каклицо, находящееся под тяжелым подозрением в ереси.
Таким образом, при вынесении приговора общее правилоинквизиционного судопроизводства состояло в том, что никто не должен бытьоправдан. Инквизиторов обязывали никогда и никого не объявлять невиновным,поскольку это стало бы помехой впоследствии возбуждать дело на основании новыхобвинений. И еще, все приговоры инквизиции заканчивались стереотипнымвыражением, оставлявшим за инквизитором право по произволу изменять, смягчать,увеличивать и возобновлять наказания. Уже в 1241 г Нарбоннский собор предписал инквизиторам оставлять за собой это право, и с течением времениэто вошло в неизменное правило[28].
 
3.4 Наказания
 
Теоретически, в задачу инквизиции не входило наложениенаказаний. Ее миссия заключалась в спасении душ заблудших и наставлении их напуть истинный. Таким образом, наказания, которые все же накладывались наобвиняемых, вступивших на путь спасения, рассматривались как духовное лекарство- епитимья для очищения и искупления грехов.
Инквизитор никогда не приговаривал к смертной казни, онпросто лишал покровительства Церкви закоренелого и нераскаявшегося еретика илирецидивиста. При этом объявлялось, что для осужденного было сделано все, чтобыспасти его заблудшую душу и, что он безумно отверг протянутую ему милосерднуюруку помощи. Еретик, упорствовавший в своем непослушании, упрямо отказывающийсясознаться в своей ереси и твердивший о своей невиновности, не мог быть спасенпутем наложения на него духовного наказания. Естественным следствием этогоявлялась выдача такого обвиняемого в руки светской власти на сожжение. Но издесь Церковь до последней минуты готова была проявить «милосердие» кобвиненному: если он все же сознавался в последний миг и готов был покаяться,его подвергали удушению, прежде чем запылает очистительное пламя костра[29].
Самым суровым наказанием, которое мог наложить саминквизитор, было тюремное заключение. Это представлялось, как средство длякающегося очиститься от своих заблуждений путем наложения на себя бессрочногопоста на хлебе и воде. Это наказание накладывалось только на обратившихсяеретиков. Сначала срок тюремного заключения был не определен, но позднеерешением Нарбоннского собора стали приговаривать к тюрьме всегда пожизненно.
Существовало два вида тюремного заключения: строгое исмягченное. В обоих случаях заключенный получал только хлеб и воду, содержалсяв одиночной камере и не мог иметь ни с кем общения из боязни, чтобы его несовратили другие или он не совратил кого-либо. Строгое заключение состояло всодержании заключенного в ножных оковах, прикованным к стене, в узкой темнойкамере. Это наказание налагалось на виновных в соблазне или в нарушении присягипутем дачи неполных признаний. Но вообще, выбор вида тюремного заключения,опять же, всецело зависел от воли инквизитора[30].
Если обвиняемый умирал после сознания и раскаяния, он всеравно нес то наказание, которое понес бы, оставаясь в живых. При этомвыкапывание тела из земли заменяло заключение в тюрьму. Наследники умершегоподвергались легкой епитимье, которую можно было заменить денежным штрафом. Вслучае смерти обвиняемого до произнесения им отречения и раскаяния, он попадалв число нераскаявшихся еретиков, его останки подвергались сожжению, а имуществоконфискации. Наказаниям подвергались также дети и внуки умерших инераскаявшихся еретиков, которые подвергались ограничению прав на занятие общественныхдолжностей, отрешались от занимаемых должностей и подвергались конфискацииимущества.
Более легким видом наказания были епитимьи, налагаемые поусмотрению инквизитора. Наиболее легкими считались епитимьи в виде чтениямолитв, посещения храмов, строгого исполнения обрядов, посты, паломничества посвятым местам и благотворительные пожертвования.
Обычным условием епитимьи было самобичевание. Соборы вНарбонне и Безье в 1244 и1246 гг, а также собор в Таррагоне в 1242 г упоминают о бичевании как легком наказании, налагаемом на добровольно обращенных и кающихся втечение срока милосердия. Эта епитимья часто длилась до самой смертиосужденного[31].
Паломничество считалось одной из самых легких форм наказания,но это лишь в сравнении с другими наказаниями. Паломничества, налагаемыеинквизицией делились на большие (Рим, Компостелло, Кэнтерберри и. др) и малые(к местным святыням). За какие преступления налагалось это наказание видно изприговора 1322 г по делу трех обвиняемых. Вся их вина состояла в том, что онивидели вальденских наставников в доме своих родителей, не зная кто это. Впервое время инквизиции назначались паломничества в Палестину, куда кающиесядолжны были отправляться в качестве крестоносцев.
Далее шли епитимьи позорные и унизительные: ношение крестов,нашитых на верхнюю одежду и ношение позорного одеяния еретиков — “санбенито”.Тип санбенито зависел от характера греха, и осужденные должны были носить его вопределенное время. Одним предписано было надевать эту одежду по праздникам ивоскресеньям, другим же постоянно. В практике испанской инквизиции санбенитонадевали на приговоренных к тюремному заключению, когда в праздники их выставлялиу дверей церкви в назидание правоверным католикам[32].
Нарбоннский собор 1229 г предписывал ношение крестов всем обращенным, кто добровольно отрекся от ереси. Собор в Безье в 1234 г грозил конфискацией имущества всем, кто откажется носить эти знаки позора или будет скрыватьих. Собор в Валансьене в 1248 г постановил, что такого рода ослушники должныбудут загладить свою вину, а в случае повторения с ними должно поступить как снераскаявшимися еретиками[33].
И, наконец, существовало еще одно, хотя и не прямое (поприговору инквизитора), но от того не менее тяжкое наказание: конфискация илиштраф. Конфискация не была прямым делом инквизитора, но она сама собой вытекалаиз его приговора. Иннокентий III всвоем эдикте объявил: «Мы повелеваем, чтобы имущество еретиков подвергалоськонфискации; чтобы эта мера применялась светскими князьями под страхомналожения на них духовных наказаний. Имущество еретиков, отрекшихся от ереси,не будет возвращено им, если только не будет кому-нибудь благоугодно сжалитсянад ними…». Когда духовные суды объявляли кого-либо еретиком, то конфискацияделалась сама собой; наложение запрещения на имущество было в обязанностисветской власти и только от нее зависело пощадить имущество виновного.
Конфискация была неотделима от приговора к тюрьме. Посколькуконфискации подвергалось и имущество умерших еретиков, то иногда даже вприговорах умерших объявляли им приговор к тюремному заключению с единственнойцелью лишить наследников права наследования имущества еретиков. Вообщеконфискация применялась повсеместно и с неумолимой жестокостью. Одно ничтожноепроявление ереси автоматически лишало человека права на собственность. Затовозврат имущества и воссоединение раскаявшегося с Церковью был актом милосердияи требовал особого мотивированного постановления[34].
В первое время существования инквизиции не было определено,имеют ли инквизиторы право налагать штраф. Нарбоннский собор 1244 г в своих инструкциях инквизиторам предписывает не подвергать виновных денежным штрафом винтересах сохранения доброго имени монашеского ордена. Иннокентий IV в булле от 1245 г повелевает, чтобы штрафы получали два лица, избранные епископом и инквизитором. Эти средствадолжны были идти на постройку и содержание инквизиционных тюрем. Однако, всвязи с лихоимствами, уже в 1251 г он же запретил инквизиторам накладыватьштрафы во всех случаях, когда можно наложить другое наказание1. Современем инквизиторы добились отмены этого указания и присвоили себе правонакладывать штрафы по своему усмотрению и к своей вящей выгоде.
От штрафа нельзя отделять также замену наложенных наказанийуплатой известной суммы. Иногда такие суммы собирались на нужды Церкви папскимиуполномоченными в обмен на смягчение или отмену наказания. Смерть обвиняемогоне освобождала от уплаты штрафа его наследников. Даже в том случае, если делошло только о легких подозрениях в ереси, наследникам умершего подозреваемоговсе равно вменялось подчиниться всякому денежному наказанию, которое было бы позакону наложено на умершего[35].

Глава 4. Деятельность инквизиции вразных странах Европы/>
 
Несмотря на кажущуюся вездесущесть инквизиционных трибуналовв Средневековой Европе, ее действие имело неодинаковую силу в различныхевропейских странах. Прежде всего нужно отметить, что наиболее бурнаядеятельность инквизиции наблюдалась в южных странах: Италии, Франции и наПиренейском полуострове. Вместе с тем по мере продвижения на север ееактивность и значимость заметно ослабевает. Хотя римскими папами былипредприняты попытки послать братьев-инквизиторов в страны Скандинавии, ноистория не сохранила никаких следов их реальной деятельности в этих землях. Помере движения на Восток к славянским землям влияние инквизиции также спадает.
Причины такого неравномерного распространения инквизиции потерритории Европы составляют предмет отдельного исторического исследования.Здесь же укажем только основные из них. Во-первых, инквизиция наиболее активнодействовала там, где в ней была наибольшая необходимость: на юге Франции, нахристианских землях Пиренеев и в Италии. В указанных землях (главным образом наюге Франции и в Пиренеях) проживало чрезвычайно смешанное население — от белыхевропейцев-католиков до чернокожих мусульман-арабов. Первым следствием такогосмешения культур и религий была исключительная веротерпимость светских властейи благодатная почва для возникновения всяческих еретических сект и движений. Вто же время в этих землях по той же причине было самое развратное, испорченноеи равнодушное к делам веры духовенство. В Италии шла перманентная борьба заинвеституру, а города очень рано получили большую автономию и сталирассадниками свободной мысли и просвещения. Вторая причина более широкогораспространения инквизиции в южных землях была чисто материальная. Доходы отштрафов и конфискаций делились между духовными и светскими властями, немалаядоля перепадала и для инквизиции. А южные земли были богаты всегда, не в примерсеверным.
В северных станах инквизиция чувствовала себя менее уверенно.С одной стороны, суровый климат меньше располагал к еретическим размышлениям, абольше к труду о хлебе насущном. После того, как под ударами пап Гогенштауфенысошли с политической и исторической арены, на землях Германии забыли оединовластии императора. Множество удельных властителей в борьбе за личноевлияние далеко не всегда уделяли большое внимание вопросам сохранения чистотыверы, а без их поддержки инквизиторы могли не так уж много. В Англии знать,возмущенная позорным подчинением Иоанна Безземельного воле Римскогопервосвященника в 1215 г, потребовала «Хартию Вольностей» и безраздельноеединовластие в Англии также закончилось.
Что касается восточных земель Европы, то эти земли лишьтеоретически находились под духовной властью Рима. Здесь сильно ощущалосьвлияние Православия, а позднее возникла реальная угроза со стороны Османскойимперии. Кроме этого, в славянских землях было много самовластных правителей,на соперничестве которых, конечно Рим мог играть, но ни на кого из них в итогене мог опереться в деле защиты чистоты католической веры. В силу указанныхполитических причин все пытки папства (включая крестовые походы) установить наславянских землях католицизм и привить для его защиты институт инквизиции вконечном счете не увенчались заметным успехом.
4.1 Инквизиция в Германии
 
К 1235 г ереси быстро распространялись в Германии, и туда был назначен папским инквизитором фанатикКонрад Марбургский. Он энергично взялся за дело так, что теперь простонеобдуманного высказывания или общения с тем, кого подозревали в ереси, былодостаточно, чтобы предстать перед папским инквизитором. Жестокие преследованиявызвали волну народных возмущений и Конрад с помощниками был убит.
Папа Григорий IX пришел в ярость и приложил всеусилия, чтобы убийцы его верных слуг были сурово наказаны. Однако по позицияминквизиции был нанесен удар, и, хотя она продолжала формально существовать, вГермании она не стала реальной силой. Папа Урбан V, недовольный положением вГермании, направил туда доминиканцев. Боясь отлучения от церкви, императорпринял новых инквизиторов с почетом и ввел цензуру печати. В XV—XVI вв. влияниеинквизиции было подорвано еще больше. Наступило время таких выдающихсямыслителей, как Иоганн Вессель и, главное, Мартин Лютер. Он продолжал своипроповеди, а после его смерти в 1546 г. его последователи составили сильнуюоппозицию католической церкви. Инквизиция в Германии потеряла всякую силу[36].
4.2 Инквизиция во Франции
 
Во Франции благодаря победе в альбигойских войнах инквизицияимела более твердые позиции. И все же, когда там появился папский инквизитор — Гильом Орно, поддерживаемый папой Григорием IX, его жестокость так обозлилалюдей, что он и его помощники были убиты, как Конрад в Германии. Однако папыбыли полны решимости установить инквизицию во Франции, и началась длительнаяборьба между папами и французскими королями за верховенство в этой стране.
Она достигла высшей точкипри короле Филиппе IV Красивом, занявшем трон в 1285 г. Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем королевстве. Король заявил о своемжелании провести реформу церковного законодательства, и в результате в Рим былоотправлено послание с заявлением о том, что папа лишен права вмешиваться всветские дела государства. После смерти Папы Бонифация VIII, Филипп стал самыммогущественным человеком в Европе. Более того, новый папа, Климент V, перенесрезиденцию из Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, нонаходился во Франции, под контролем короля. Этот период (около 60 лет) прозвали“авиньонским пленением пап”. Так король Филипп установил власть французскихкоролей над папами и сделал инквизицию послушным орудием для достижения своихцелей. Самой яркой иллюстрацией к этому служит известное дело тамплиеров, когда«карманный папа» французского короля подтвердил все нужные ему решенияинквизиционного трибунала для уничтожения ордена тамплиеров и присвоенияфранцузской короной всех орденских богатств[37].
В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при условии, что она будет выполнять волюфранцузской короны. Жестокие преследования еретиков и заподозренных в ересипродолжались. При Франциске I произошла кровавая расправа с вальденсами, но ипрежде были казни еретиков. В 1534—1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека,а многих других ожидала не лучшая участь. Сам Франциск I при всем том не был моралистом. Его жестокости диктовалисьполитическими соображениями, в остальных случаях преследования инакомыслящихбыли не столь частыми. Его гонения на вальденсов получили особенно неприятнуюизвестность1.
Все эти гонения иубийства во Франции отвратительны и преступны, но совершены они были неинквизицией. “Огненная палата” (особый суд при Генрихе II) была учрежденагосударством. Со времен борьбы Филиппа Красивого с папством Священная палатаинквизиции уже не имела прочных позиций во Франции.
 

4.3 Инквизиция в Италии
 
В Италии инквизицияпервоначально обрела большую силу. Ее оплотами стали Рим, а также Флоренция.Было и там немало ревностных преследователей еретиков, но в Италии сутьконфликта не сводилось к борьбе за твердость католической веры, так как он тамосложнялся политическим противоборством между двумя партиями — гибеллинами игвельфами.
Венеция отказаласьучредить у себя инквизицию, и туда стали стекаться беглецы из другихгосударств. Вскоре папа потребовал покончить с этим, и власти Венеции сочли заблаго не идти на конфликт. Правда, там инквизиция подчинялась городскимзаконам, и имущество, конфискованное у еретиков, поступало в городскую казну, аэто ослабляло рвение инквизиторов. Карл Анжуйский, захватив Неаполь, создал таминквизицию, но дал понять, что там она будет под контролем государства, чтотакже ограничило влияние папства.
Однако в Италииинквизиция имела более прочные корни и действовала более продолжительный срок,чем во Франции. Даже в 1448 г. был организован крестовый поход против еретиков.Но он не имел успеха, и вальденсы продолжали процветать в горных районах.Инквизиция в Италии была, все же ослаблена из-за противодействия населения,из-за побегов из районов, ею контролируемых, а также из-за позиции светскихправителей, как, например, в Неаполе или Венеции[38].
 
4.4 Инквизиция на Пиренеях
 
В ходе Реконкисты наПиренейском полуострове образовалось несколько христианских королевств. Ноинквизиция действовала и развивалась в каждом из них по разному.
Королевства Кастилия иЛеон, занимавшие большую часть Пиренейского полуострова, почти не испытали насебе тяжести средневековой инквизиции. Эти государства пользовались большейнезависимостью от Рима, чем прочие страны Европы в ту эпоху. Кодексы АльфонсаМудрого от 1255 и 1265 гг считаются с инквизицией и упорядочивают с помощьюсветского закона отношения между Церковью и светской властью. Ересь былаподсудна духовным судам, но Альфонс считал, что забота о чистоте веры этообязанность государства, а дело Церкви — только определить виновностьобвиняемого. Каноническое право в Кастилии не применялось и провинциалдоминиканского ордена не мог назначать здесь инквизитора[39].
В Португалии до 1418 г также нет сведений о сколь либо значимой деятельности инквизиции. Когда в 1418 г в Португалии была образована независимая доминиканская провинция, то все провинциалы, согласнобуллы Бонифация XI становилисьгенерал-инквизиторами. Ряд этих инквизиторов продолжался до 1531 г, когда была основана новая государственная инквизиция[40].
Наиболее активноинквизиция проявила себя в Арагоне, где к середине XIII в наиболее активными еретиками были вальденсы. В 1226Иаков II запретил еретикам въезд вгосударство. Духовник короля Раймунд де Пенафорте в 1228 г убедил его просить папу Григория IX прислать встрану инквизиторов, чтобы очистить ее от ереси. Но здесь еще не шло речи опапской инквизиции. Инквизиторы-доминиканцы появляются в Арагоне по настояниюГригория IX в 1237 г: виконт Кастельбо, ленникУрхельского епископа предоставил инквизиции полную свободу действий в своихземлях. В 1238 г инквизиция в Арагоне была основана официально. Нищенствующиммонахам было приказано энергично расследовать ересь, применяя папские статуты иобращаясь при необходимости за помощью к светской власти[41].
В 1242 г собор в Таррагоне опубликовал кодекс, определяющий отношение Церкви к еретикам, который долгоевремя применялся не только в Испании, но и во Франции. К 1262 г Урбан VI окончательно передал инквизицию вАрагоне в ведение провинциала доминиканского ордена. Однако арагонскойинквизиции удалось отстоять свою независимость. В 1351 г провинциал Арагона получил от Климента VIправо назначать и увольнять инквизиторов[42].
Завершающий этапстановления инквизиции на Пиренеях связан с объединением земель под властьюФердинанда-Католика и его жены Изабеллы. С началом их царствования с середины XV в здесь начинает действовать непапская, а испанская инквизиция, которая обслуживала исключительнорелигиозно-политические интересы испанской короны. При Изабелле и Фердинандепорядок в стране был восстановлен. Им удалось положить конец анархии. Говорят,что Изабелла, как женщина большого благочестия, дала обет своему духовникуТорквемаде, что если придет к власти, то посвятит себя искоренению ересей встране. Вскоре ей напомнили об этом обете. Католические государи считали, что невозможнообъединить страну, если все подданные не будут придерживаться одной веры. Этогоони хотели добиться мирным путем, а если не получится, то путем насилия[43].Так родилась испанская инквизиция, но это предмет отдельного исследования.

Заключение
 
Несмотря на существующееотрицательное представление и в целом негативную оценку итогов 600-летнегопериода деятельности инквизиции необходимо отметить следующее. Самапродолжительность периода деятельности этого института говорит о егоустойчивости и исторической необходимости. В условиях Средневековья ересь несласмертельную угрозу незыблемости системы «Церковь-Государство». Но в Средниевека Церковь, как это показано выше, имела руководящую и направляющую роль вделе развития гражданских законов и образования гражданского общества.Рациональный подход к познанию себя и мироздания не основанный на твердыхморально-нравственных устоях может привести к катастрофе (отчасти мы видим этов наши дни). Правильное понимание идеи непреложной справедливости, котораясоставляет суть римского права, также возможно только при правильномнравственном воспитании. Но на заре Европейской цивилизации массовоенравственное сознание еще пребывало в глубокой темноте и потребовались века,чтобы закрепить в этом сознании основы христианского мировоззрения. А до этогоболее или менее стабильное гражданское общество на большой территории вряд лисмогло бы существовать вне системы «Церковь-Государство».
В начальный период своегосуществования инквизиция выполнила возложенную на нее роль по сохранениюпошатнувшейся централизованной духовной власти Св. Престола, пресечениюразногласий между местной церковью и Римом и, главное, сохранила руководящееположение Церкви в государстве и обществе. Однако для выполнения своих задачинквизиция была облечена чрезмерной властью, и после уничтожения основной силыеретических движений эту власть с инквизиции так и не сняли. Все дальнейшиезлоупотребления инквизиции берут начало отсюда.
В качестве отрицательныхмоментов сторон инквизиционного судопроизводства необходимо отметить следующее.Главное- это презумпция заведомой виновности обвиняемого, на которойосновывался весь процесс инквизиционного судопроизводства. Это давалоинквизитору полную власть творить произвол над любым человеком, попавшим хотьраз в поле зрения инквизиции. Во-вторых, отсутствие четкой квалификациипреступлений и процессуальных положений и, следовательно, полнейшая свободаинквизиторов в истолковании и представлении суду материалов и фактов по делу, атакже при вынесении окончательного приговора. В-третьих, полнейшаятаинственность инквизиционного судебного процесса. Это развязывало инквизиторуруки в выборе методов и средств ведения следствия и практически освобождало егоот ответственности за свои действия. То же касалось работы со свидетелями исвидетельскими показаниями, которые легко можно было передергивать и менять какугодно инквизитору. И, конечно, такая таинственность лишала обвиняемого любойвозможности защиты. И, наконец, серьезную опасность представляло отсутствиесколь-нибудь эффективной системы надзора за деятельностью Святых трибуналов,что неизбежно порождало чудовищные злоупотребления со стороны инквизиции.
Выполнив свою основнуюзадачу и не ограниченная своевременно в своих полномочиях, инквизицияпревратилась в чудовищного монстра. Она опозорила религию, породив болезненноевозбуждение общества против любых отступлений от догмата Церкви. Она дала неограниченнуювласть и возможности беспринципным и алчным негодяям безнаказанно утолять своечестолюбие и жадность. Она извратила понятие правосудия, вины и справедливости,ибо зачастую ее жертвами становились весьма достойные люди. Но она дала намвсем, ныне живущим, необходимый урок. В стремлении к немедленному избавлениюобщества от современных бед и зол нельзя бездумного разрушать существующее социальноездание. Полезно оглянуться назад, чтобы не повторить чудовищных ошибок предкови оценить по — достоинству уже имеющийся прогресс в деле построения правовогогосударства и общества.

Библиография
 
1.        Данилов В.А.Заметки о средневековой инквизиции / священник В.А.Данилов. Сайт РоссийскогоГуманитарного Университета www.i-u.ru/biblio/.
2.        История древнегомира. Упадок древних обществ / Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. — М.: Наука, 1983.- 292 с.
3.        Ли Г.Ч. Историяинквизиции в Средние века / Пер. с франц. А.В. Башкирова. –Смоленск: Русич,2002. – 640 с.
4.        Льоренте Х. А.История испанской инквизиции. Т.1 — М.: Центрполиграф, 2002.- 622 с.
5.        Осокин Н.А.История средних веков / Н.А. Осокин. — Минск: Харвест, 2003. – 672 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.