Реферат по предмету "История"


Золотая орда. Мифы и реальность

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-
педагогический университет»
Филиал в г.Советском
Кафедра ППО
Контрольная работа по дисциплине
«Отечественная история»
Тема: Золотая орда. Мифы иреальность.
 
Выполнил: студент Гр. Св-211сОП
Ренев С.М.
Проверил:_____________________
г.Советский 2008

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Золотая Орда: мифы и реальность
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

1. ВВЕДЕНИЕ
Монгольский период — одна из наиболее значимых эпох во всейрусской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия, и дажепосле ограничения их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетияони продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкойформе, еще столетие. Это был период глубоких перемен во всем политическом исоциальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Прямо или косвенномонгольское нашествие способствовало падению политических институтов Киевскогопериода и росту абсолютизма и крепостничества.
Положение Руси еще более усугублялось тем фактом, что одновременнос монгольским нападением с востока она подверглась тевтонскому натиску сзапада. Находясь между двух огней, русские должны были временно признатьсюзеренитет хана, с тем, чтобы освободить себе руки для отражения тевтонскогокрестового похода. Монголы, по крайней мере, не вмешивались в религиозные деласвоих подданных, в то время как немцы старались навязать свою собственную верупобежденным «раскольникам». После предотвращения германского нашествияоказалось, что от «монгольского ярма», навязанного ханами с безжалостнойтвердостью, не столь уж легко избавиться. Процесс освобождения русского народаот монгольского владычества был длительным и извилистым. Первоначально, не имеядостаточных сил для отражения захватчиков, русские князья вынуждены былидемонстрировать показное раболепие и использовать хитрость, как единственноеоставленное им оружие. Но дух народа никогда не был сломлен, что явствует изряда дерзких (даже в случае неудачи) восстаний горожан против монгольскихпредставителей власти.
В целом историки, изучающие события этого далекого времени,не могут не находиться под впечатлением несгибаемого упорства, проявленногорусскими людьми в их борьбе за выживание. Несмотря на бедствия и нарушениенормального течения жизни, они продолжали свою каждодневную работу,восстанавливая то, что могло быть восстановлено, и созидая вновь по мере сил. К 1350 г. многие из русских ран были залечены, и нация вновь обрела возможностьрасширять свои экономические ресурсы и утверждать свою культуру. К концустолетия русский промышленный и военный потенциал оказался более передовым,нежели у завоевателей, и освобождение Руси стало лишь делом времени. И к серединеХУ века великий князь московский получил независимость от хана фактически, а в 1480 г. — юридически.
Таким образом, монгольское владычество подошло к концу,хотя оно и оставило на Руси шрамы, которые были заметны еще длительное времяпосле падения Золотой Орды. Неизбежно в своей борьбе против монголов русскиедолжны были принять многие черты монгольской политики и монгольской системыправления и администрации. В то же время тяжелый опыт Руси закалил ее народ исделал его способным к выживанию в дальнейших испы­таниях, которые несло емубудущее.
Поскольку Русь была частью Монгольской империи ирегиональным ханством Золотой Орды в течение столетий, ход русской истории вэтот период не может быть достаточным образом понят без соответствующего исследованиявсего монгольского фона. Многие важные политические решения или административныераспоряжения, которые глубоко затрагивали Русь, принимались великим ханом,живущим в Монголии или Китае. На протяжении всего существования Монгольскойимперии великий князь московский, вассал хана Золотой Орды, являлся такжеподданным правителя Пекина. Основные принципы правления и администрации,которыми руководствовалась Золотая Орда и которым также подчинялась Русь, былиустановлены основателем Монгольской империи Чингисханом — духовным отцоммонгольской нации, чьи последователи верили, что он получил благословение Небана земное правление. Очевидно, что изучение институтов правления Чингисханаявляется предпосылкой анализа административной системы, установленной монголамина Руси. Русь, в свою очередь, хотя и не в качестве свободной силы, многоесделала для усиления и процветания как Золотой Орды, так и в целом Монгольскойимперии. Русские рекруты в монгольских армиях играли важную роль в кампанияххана Золотой Орды, а также великих ханов. В 1330 г. было организовано подразделение русской гвардии в Пекине, ставшее, очевидно, важной опоройимператорского режима Китая в это время. Лучшие русские ремесленники былипризваны на службу хана, множество их работало в Золотой Орде и в Монголии.Характерно, что трон и императорская печать хана Гуюка были изготовлены русскимремесленником. Более того, золото и серебро, собранные на Руси в качестве дани,составили важный источник дохода хана Золотой Орды, помогая ему выплачиватьсвою долю «подарков», посылаемых местными ханами великому хану в Китае. Иважность этой части для благосостояния империи не следует недооценивать.Следовательно, можно сказать, что знание этого периода русской истории, в своюочередь, имеет большое значение для изучающего Монгольскую империю в целом иЗолотую Орду в частности.

2. Золотая Орда: мифы иреальность
В начале 13 века монгольские племена, объединенные властьюЧингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромнойсверхдержавы. Уже во второй половине 13 века пространство от Тихого океана доДуная оказались под контролем потомков Чингисхана — Чингизидов. Сразу послесвоего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы),крупнейшим на которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), кудавошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и НижнееПоволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов.Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила названиев русских летописях «Алтын Орда»,«Золотая Орда» или просто«Орда».
Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князьЯрослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана заярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государствсредневековья. Ее военная мощь в течении долгого времени не имели равных Дружбыс ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территории ордыпроходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. В научной иучебной литературе — как и на уровне обыденного сознания — утвердилисьнекоторые стереотипы и заблуждения связанные с Золотой Ордой. Это относится кразвитию культуры, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и«татары», некоторым моментам русско-ордынских отношений. Долгое времяЗолотая Орда была нежелательной темой в науке, любой положительный факт поотношению к ней казался сомнительным. Термин «татарщина» в трудахклассиков марксизма был синонимом варварства и нес исключительнопренебрежительный смысл. Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда сэтнической точки зрения представляла собой весьма пеструю смесь самых разныхнародов -монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы,грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы, в среде которыхуже в 14 веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык,письменность (подобные процессы характерны были и для других государств,созданных монгольскими завоевателями). Многонациональный характер Ордынаследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранеегосударствам сарматов, готов, Хазарии, Поволжской Булгарии. В литературе самоеширокое хождение получило наименование населения золотой Орды«монголо-татарами». После знакомства с историческими фактамиусловность этого термина становится очевидной. Этноним «монголы»является самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, гдепоявлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связаноисключительно с китайской летописной традицией, с 12 века упорно именовавшейвсех монголов «татарами», что соответствовало европейскому понятию«варвары». Это название китайцы распространяли не только на монголов.За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая иохранявшим ее от монголов, этноним «татары» закрепился каксамоназвание. Татары постоянно враждовали с монголами, в 12 веке отравили отцаЧингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однакокитайцы продолжали применять термин татары по отношению к монголам. Оно и былопринесено в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношениюк населению Золотой Орды употребляли слово «татары», хотя на Руси хорошознали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Словесный гибрид«монголо-татары» возник в 19 веке и укрепился в российскойисториографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было.Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до 13века на границеМонголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических контактов ивзаимодействий.
Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит втом, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этотстереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Ужеприемники Чингисхана отчетливо поняли, что «нельзя управлять Поднебесной,сидя на коне». В Золотой Орде было создано более сотни городов,выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров.Столица государства — город Сарай — насчитывала 75 тыс. жителей. Посредневековым масштабам это был огромный город. Нельзя, однако, забывать итого, что эти города были построены сотнями тысяч пленных, которых монголысгоняли из завоеванных территорий. Подавляющее большинство монгольских городовбыло разрушено Тимуром в конце 14 века, но некоторые сохранились до наших дней- Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территориистроились го-рода с преобладанием русского населения — Елец, Тула, Калуга. Этобыли резиденции и опорные гарнизоны баскачества («Калуга» переводитсяна русский язык как «застава»). Благодаря союзу городов со степьюразвивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал,длительное время способствовавший сохранению могущества Орды. Культурная жизньОрды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого иоседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась вомногом за счет потреблений достижений завоеванных народов. Это не значит, темне менее, что монгольский субстрат золотоордынской культуры не имелсамостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов быласложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации всоседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой былароль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойноеотношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом дажев одном семействе уживались приверженцы различных исповеданий, к примеру, вроду самих Джучидов хан Батый был язычником, его брат — Берке мусульманином,сын Сартак — христианином. Развивалась традиционная народная культура — особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера, атакже орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертоймонголов-кочевников было наличие собственной письменности. Строительствогородов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. Послепринятия ислама в качестве государственной религии в 14 веке стали интенсивностроиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разныхрайонах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влиянияразличных градостроительных традиций — булгарских, хорезмских, крымских и т.п.Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись водно целое,перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной иматериальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. А отличие отИране и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась беззаметных следов, в Золотой орде в один поток слились культурные достиженияразных народов. Одним из самых полемичных в отечественной историографииявляется вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести такназы-ваемого «монголо-татарского ига» и его последствиях для ходарусской истории. В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношенииРусские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголовпо Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили всознании русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия воВладимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двухтретей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские исельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы вподавляющем большинстве российские историки. Трудно сомневаться, что агрессиямонголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографииимелись и другие оценки. Так, в 1930 г. М.Нечкина писала: «Жестокости и»зверства" татар, на описание которых русские историки — националисты,не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любыхфеодальных столкновений…
Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривалоих в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей — русскихкнязей и половецкой аристократии". Смягченную оценку Батыева погромапытался дать Л.Н.Гумилев, но и он не мог затушевать жестоких расправ монголовнад русскими в конце 30-начале 40-хгодов 13 века. Монгольское нашествие нанесложестокую рану русскому народу. Завоеватели в течении первого десятка лет посленашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такаяпрактика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголыосознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постояннымисточником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемыеи устойчивые формы — рождается явление, получившее название «монгольскогоига». При этом, однако, практика периодических карательных походов непрекращалась до 14 века. По подсчетам В.В. Каргалова, в последнюю треть 13 векаОрда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглисьтеррору и запугиванию с цельюне допустить с их стороны антиордынскихвыступлений. Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только тотальномудавлению на Русь было бы заблуждением. Еще С.М. Соловьев четко и однозначно«развел» период опустошений русских земель монгола-ми и последующийза ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани, Приобщей негативной оценке «ига» советский историк А.К. Леонтьевподчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, и не была прямовключена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историюА.Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительнонаказывали… те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило,находили с ними общий язык и даже более того — роднились, подолгу гостили вОрде». Многие русские князья становились — по выражению Юрганова — «служебниками» монгольских ха-нов. Н.М.Карамзин считал, чтонезависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русскойземли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимостиобъединения. Разделяя эту мысль, В.О.Ключевский выделял еще одну сторону властимонгольского хана над русскими князьями — он полагал, что она выступала для Русив качестве объединительного фактора, и что без арбитража Орды«князьяразнесли бы Русь в клочья» своими усобицами. Возникновению термина«иго» мы обязаны Н.М.Карамзину, который писал: «Государи нашиторжественно отреклись от прав народа независимо гои склонили выю под иговарваров». Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие «монголо-татарскоеиго», называя его мифом. При этом он утверждал, что "… говорить озавоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России,и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великимкняжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение АлександраНевского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой". ПисательБ.Васильев одну из своих статей прямо озаглавил «А было ли иго ?»,приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о даникак законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русскихвойск в организованных монголами военных походах. (Действительно, русскиеотряды участвовали в завоевании Северного Кавказа, Южного Китая и др.).
В свою очередь, публицист В.Кожинов, не отрицаямонгольского ига, отвергая тезис о его чрезвычайной обременительности длярусского народа. При этом он ссылается на исследование историка П.Н.Павлова«К вопросу о русской дани в Золотую Орду», опубликованное в 1958году. Согласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднем надушу населения годовая дань составляла всего лишь один — два рубля в современномисчислении. Такая дань не могла быть слишком тяжелой для народа, но сильноударила по казне русских князей. Но справедливости ради следует отметить и то,что дань («выход») далеко не во все времена была одинакова. Так внекоторых документах говорится о сумме в пять тысяч рублей, собираемых ссеверо-восточных княжеств. В весовом значении эта цифра превышала тонну серебра.В масштабе цен 14 века — огромная сумма. В Золотой Орде в середине 14 веканасчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вневсякого сомнения значительная часть городов золотоордынских была построена нарусское серебро и руками пленных мастеров. После же похода Тохтамыша на Русь в1382 году дань стала крайне тяжелой — по полтине золотом с деревни. В 30-70годах 15 века низший предел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромнаясумма. Крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило в тевремена всего несколько десятков рублей. Специфику составляло и то, чтоугнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренногонарода. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личныеинтересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетениетеряло остроту. Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятнымтолько в контексте той исторической эпохи. В середине 13 векадецентрализованная Русь подверглась двойной агрессии — с Востока и Запада. Приэтом западная агрессия несла несчастья никак не меньше: она была подготовлена ифинансирована Ватиканом, заложившего в нее заряд католического фанатизма. В1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры кПрибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкиерыцари уничтожали сорбов, пруссов, ливов. В 1224 году они вырезали русскоенаселение города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случаеуспешного продвижение немцев на восток, Цель крестоносцев — разгром православия- затрагивала жизненные интересы славян и многих угрофиннов. Монголы же быливеротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И вотношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались отзападной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы то шли назад встепь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое женаступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь,немцы — на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы. Как писалрусский историк, работавший в эмиграции, Г.В.Вернадский,«Русь моглапогибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбеодновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком иЗападом». Разные варианты выбора олицетворялись деятельностью двух русскихкнязей — Даниила Галицкого и новгородского военачальника Александра, названногоНевским. Даниил — он по версии Вернадского — поначалу лавировал между Западом имонголами. Ему удалось получить поддержку Батыя, после чего еговнешнеполитический вес резко вырос. «Запад начал заискивать передним» (по словам Вернадского). Однако Даниилу показалось унизительнымрасположение к нему ордынцев: «злее зла честь татарская»- отразил егочувства летописец. Даниил вступил в переговоры с папой римским, рассчитывая навоенную помощь Запада. Никакой помощи он не получил. Разменявшись наповседневные политические мелочи, он упустил из рук главные нити историческихсобытий, открыл Венгрии, Польше, Литве дорогу в Юго-Западную Русь. Волынь иГалиция на долгие века попалив сферу влияния католичества, оторвавшись отобщерусского культурного потока. Вернадский писал: "… используй Даниил стыла поддержку монгольской силы, — он достиг бы результатов совершенно непредвиденныхи непредсказуемых. Он мог прочно утвердить Русь и Православие в восточной исредней Европе. Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкого прошлавпустую". Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики«нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать — инстинктом,нутром, так сказать, — исторический смысл своеобразия русской культуры — Православие»(Вернадский). Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкоймонголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть вземли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим- он выделил в них те стороны, которые могли помочь сохранить и утвердитьрусскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада.
В 1240 году Александр разбил на Неве войско шведского ярлаБиргера, получившего благословение на крестовый поход от Римского папы. Ещечерез два года он изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгромив их нальду Чудского озера. В 1245 году он победил литовцев в районе Витебска иТоропца. Папа Римский за признание католичества пообещал Александру помощьливонцев против татар. Но Невский остался верным избранному курсу. Он помогБатыю в решении внутри ордынских династических споров. В 1252 году уже монголыподдержали Александра в усмирении его противников среди русской знати. В 1262году Александр воевал против ливонцев и укрепил дипломатический союз смонголами, миром уладив возможный конфликт с ордой после избиения монгольскихбаскаков во многих северорусских городах, предотвратив тем самым кровавыйпогром Руси. А в 1269 году монгольский отряд помог новгородцам отогнатькрестоносцев от стен города. В некоторых публикациях подчинение Александра Ордерассматривается как предательство христианского мира, а его сотрудничество сЗолотой Ордой как одна из важный причин установления ига… Эта позиция являетсяпрозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада,сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасениясамого ценного наследия — культурной традиции. Здесь уместно привести мнениеКостомарова который отмечает, что как раз «духовенство более всего уважалои ценило этого Александра Невского. Его угодливость хану, умение ладить с ним,твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонятьот русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякойпопытке к освобождению и независимости, — все это вполне согласовывалосьсучением, всегда проповедуемым православной церковью: считать целью нашей жизнизагробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения,покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой».После его кончины (14 ноября 1263), как сообщает летописец, «бысть вовсемъ народе плач неутешен». В литературе можно встретить предположение,что подобно его отцу, Александр был отравлен в Орде татарами. Эта версия несочетается с реальными фактами. Можно предположить, что длительное пребывание внепривычных климатических условиях (почти год — 1262/63) отрицательно сказалосьна здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. К тому же Александр,по-видимому, железным здоровьем не отличался: под 1251 годом летописи упоминаюто тяжелой болезни, едва не сведшей его в могилу в тридцатипятилетнем возрасте.Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических идипломатических отношений. С одной стороны русские князья по-лучалиподтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались сполитической арены. С другой же стороны и Русь имела каналы политического идуховно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русскаяправославная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголамина Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены впокое. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, что позволилочерез миссионерскую и проповедническую деятельность распространятьдуховно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищать интересы православныхпленников. 18 лет спустя ордынский хан Менгу — Темир первым выдал ярлыкрусскому духовенству на имя митрополита Кирилла. «Мы жаловали, — писалон,- попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за насБога, и за наше племя без печали, благословляют нас, да не клянут нас… Ащекто имать неправым сердцем за нас молити Бога, то грехна нем будет». Ярлыкпризнавал неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества.
Мы не знаем до конца монгольского владычества на Руси, до 1480 г., ни одного случая посягательства ханов на установившиеся привилегии русской церкви. Свободнаяот выплаты дани монголам православная церковь имела возможность исподвольформировать материальную базу для начала освободительной борьбы. Однако вопросо формировании освободительной идеологии окончательно вышел на повестку днялишь в 1318 году после объявления ханом Узбеком ислама родовой династическойрелигией Орды. Но тем не менее, по выражению арабского историка Абульгази, иУзбек «правил землею своею по закону отцов и дедов своих». Оченьважно и то, что принятия Ордой ислама события развивались так, что Золотая Ордамогла стать если не прямо русским, то монголо-русским государством, как было монголо-китайское,монголо-персидское, а с другой стороны — литовско-русское. Существенным длятакого слияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос.Культурное слияние было полным, когда правящая монгольская знать принимала верубольшинства населения страны, как это в Китае (буддизм) и в Персии (ислам). Приусловии, что монгольские ханы приняли бы православие, духовным и культурнымцентром русской земли мог оказаться Сарай, а не Москва. Деятельностьправославной епархии в Орде не прошла даром. После1318 года на Русь двинулсяпоток православных татар. Они в большинстве своем принимались на военную службук московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москвазатмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевшихсебе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности.Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало имвозможности для финансового и политического маневрирования. Иван Калита идругие потомки Александра Невского продолжали проводить политику«смиренной мудрости», постепенно накапливая предпосылки для переломав происходящем. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом полемосковское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земельвыступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русьокрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невскогоестественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское игооказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский,«подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическомотношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихогоокеана до Средиземного моря».Через 200 лет после создания ханом Батыеммонгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду,Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то жесамое время Московская Русь — напротив — консолидировалась и набирала мощь. Послераспада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно былокому-то перейти — оно перешло к Руси. Л.Н.Гумилев утверждал, что россияне(великороссы) — этнос, сложившийся из трех компонентов: славяне, угрофинны итатары («татары» -т.е. смесь тюрок с монголами). Он называл этотэтнос очень сильным и свободным от вражды на национальной почве. Уважая точкузрения Гумилева, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголови жителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтническихконтактов, следует признать, что их уровень не определял качественныехарактеристики великорусского этноса, что особенно проявляется при сравнении состепенями монгольского влияния на булгар, половцев, башкир, чувашей. Влияниеордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую имело,бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие. Русскийисторик-эмигрант В.А.Рязановский писал еще в 30-е годы:"… КультураВостока, несомненно, оказала довольно значительное влияние на русскую культуру,но, конечно, не только культура монгольская… но и иранская, арийская, иглавным образом эта последняя. Влияние скифо-сарматской культуры, персидской,индийской, угрофинской, тюркской, монгольской и даже отдаленной китайскойсказались на русской культуре. Но в этом влиянии элемент монгольский не игралне только исключительной, но и какой-либо особо значительной роли".
Потеря государственной независимости и выплата дани былинелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорилапроцесс централизации Русского государства, заложила основы для созданияроссийской государственности, послужила стимулом для укрепления национальногосамосознания и общественной консолидации. Несмотря на всю неоднозначностьрусско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическуюпамять народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыяпо Руси. «Наши летописи красочно описывают нашествие монголо-татар и егорезультаты. Киев и Владимир подверглись почти полному разгрому, воВладимире-Волынском не осталось ни одного живого человека, в Переяславле (южном)была перебита половина жителей, а другая отведена в плен, в Торжке истребленывсе жители, в Козельске — также и т.д. и т.п. Едва ли есть надобность повторятьобщеизвестное: об уничтожении огнем и мечом городов и селений, о тяжком иге,наложенном на Русь в виде подчинения чужой и низшей по культуре народности ивозложении тяжелой дани, вызывавшей неоднократно местные восстания, тонувшие взареве пожарищ и потоках крови. Все это имеется в наших летописях. Быть может вних есть и преувеличения. Но общая картина тяжкого бедствия, выпавшего на долюгосударства и остановившего на значительное время его развитие -верна...»- писал В.А.Рязановский. Поэтому после получения независимости в общественномсознании особое место заняла «идеология выживания», которойподчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная жизньРуси. Формировалась установка на особую осторожность в выборе путей развития,что граничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватизма.Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, который в частиисториографии не совсем точно назван «моделью догоняющего развития».

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда Восточная Русь освободилась из-под власти хана, онастала значительно сильнее, нежели до монгольского вторжения. Вся «Великая Русь»была теперь объединена под предводительством великого князя московского. Чтобыподчеркнуть свою независимость от иноземного правления, а также свои полномочияво внутренних делах страны, он присвоил себе титулы царя и самодержца. Следуетвспомнить, что титул «царь» русские впервые применили по отношению к византийскомуимператору, а затем — и к монгольскому хану. Случилось так, что ко времени,когда Русь освобождалась уже от наполовину разбитых оков ханского правления,Византийская империя пала под натиском оттоманских турок. Иван III, женившисьна Софии Палеолог, племяннице последнего византийс­кого императора, находившейсяпод опекой папы, смог претендовать на права византийских царей. Папа ивенецианцы, рассчитывавшие получить от русских помощь для борьбы с османами, нетеряли времени даром, всячески подчеркивая значимость такого брака для ИванаIII. Сами русские прекрасно понимали истинные причины этой женитьбы, но несчитали это событие столь уж значительным.Однако они использоваливизантийские традиции во многих других случаях. Русская политическая мысльиспытывала влияние византийских доктрин со времени обращения Руси вхристианство. В киевский период русскими еще не была тщательно выстроена теориямонархии, поскольку русская политическая почва того времени сильно отличаласьот византийской. Затем условия изменились, в Московии возникло сильноецентрализованное государство, и русские образованные люди могли теперьобратиться за вдохновляющими идеями к тем течениям византийской мысли, которыеони упускали из виду ранее. Нет сомнения в том, что московские монархическиетеории XVI века во многих отношениях отражали византийскую доктрину.
Важным аспектом продолжения монгольской традиции в московскоймонархии стало монгольское влияние на этикет дипломатических переговоров.Многие западные посланники в Московии жаловались на жесткие и нелепые формальностидипломатического ритуала. Между прочим, когда мы оглядываемся сейчас на тевзаимные обиды, требования и встречные претензии по поводу этикета со сторонырусских и западных дипломатов XVI и XVII веков, некоторые представления гостейкажутся нам столь же абсурдными, как и представления наших соотечественников.Причина взаимного непонимания — в разных системах правил, которым следовали западныеи русские люди. Русский церемониал во многих отношениях являлся отражениеммонгольского образца.
Знакомство москвичей с монгольским способом ведениядипломатии очень помогало им в отношениях с восточными державами, особенно сгосударствами, ставшими преемниками Золотой Орды. В определенном смысле, Русьсама была таким государством-наследником, и после распада Золотой Ордыпредставлялось, что правитель Руси имел право заявлять свои требования налидерство в монголо-татарской сфере. Поскольку, как мы уже видели, такназываемая Золотая Орда на самом деле являлась Белой Ордой, московский царь,как преемник ханов этой Орды, теперь стал именоваться «белым царем».
Освобождение Восточной Руси от монгольского правления былорезультатом совместных усилий московских великих князей, церкви, бояр, дворянства,простых людей — практически всего народа. Новая монархия, которая создавалась впроцессе сложного движения к освобождению, основывалась на принципах, несвойственных русским в киевский период. Все классы восточнорусского обществатеперь подчинялись государству. Можно было бы ожидать, что после достиженияглавной цели — обретения независимости, московское правление станет болеемягким. Но случилось обратное. Неумо­лимо шло жесткое разделение общественныхклассов, которое достигло своего пика примерно к 1650 г., два века спустя после окончания монгольского правления.
Борьба на западе, хотя и не столь затяжная и изнурительная,как процесс сдерживания татар, в целом требовала не меньших усилий, поскольку впериоды особо острых кризисов возникала необходимость в более сильной и лучшеоснащенной армии и в значительных расходах на вооружение. Ситуация вовсе неблагоприятствовала какому-либо ослаблению правительственного контроля. С другойстороны, требовались новые налоги, и система налогообложения скорееужесточалась, нежели либерализировалась. Создание новой армии, основанной напоместной системе, подняло проблему обеспечения поместий рабочей силой, а это,как мы видели, вело к крепостничеству. В результате всего этого расслоениеобщественных классов, которое началось во время монгольского периода и имелопервоначальной основой монгольские принципы управления, продолжалось иокончательно завершилось при московском правлении. Самодержавие и крепостноеправо стали той ценой, которую русский народ должен был заплатить за национальноевыживание.

Список используемой литературы
1. БрековИ.Б. «Мир истории: Русские земли в 13-15 веках». М.: «Молодаягвардия», 1995 г.
2. ВернадскийГ.В. Монголы и русь. Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Гумбана, О.В.Строгановой. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1997. – С.347
3. КирпичниковА.И. «Военное дело на Руси в 13-15 веках».
4. КлючевскийВ.О. «Курс русской истории». Ростов н/Д.: изд-во “Феникс”, 1998.
5. ПресляковА.Е. «Российские самодержцы».
6. ШакмагоновФ.Ф. Москва, «Молодая гвардия», 1988 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.