Реферат по предмету "История"


Египетская книга мертвых

Министерство юстиции Российской Федерации
Российская Правовая Академия
Иркутский юридический институт (филиал)
Кафедра гражданского права и процесса
Египетская книга мертвых.
Курсоваяработа студентки
1курса заочного отделения
ПожидаевойСветланы
Геннадьевны
Научныйруководитель:
НижечекЕ.В.
Москва 2006 г.
План
Введение. 2
Глава 1. Древнеегипетская Книга мертвых. 4
1.1 История создания «Книги мертвых». 4
1.2 Человек и его семь оболочек. 7
1.3 Магия и религия. 14
1.4 Учение о Царстве мертвых. 16
Глава 2. Древнеегипетские представленияегиптян о загробном мире. 20
Заключение. 23
Список литературы… 26
Введение
  
Более 6-ти тысяч летназад начала свое развитие цивилизация Древнего Египта, одна из древнейших вмире. Она оставила человечеству великое культурное наследие, охватывающеепрактически все области человеческих знаний, таких, как медицина, математика,астрономия, астрология, всевозможные виды искусства и богатуюрелигиозно-мифологическую систему.
    Уже два столетияЕгипет осаждается учеными со всего мира. Археологические раскопки ведутся повсей территории страны. В прессе постоянно появляются сообщения об очередномоткрытии. Но чем больше мы узнаем об этой цивилизации, тем больше всплываетнепонятного и необъяснимого. Это в большей мере касается египетскойрелигиозно-мифологической системы.
        Цель моей работы– показать неразделимость добра и зла, характерную для древнеегипетскихрелигиозных воззрений, которые особенно ярко проявились в вере в загробнуюжизнь, проанализировать египетскую «Книгу мертвых».
    Древнеегипетскаярелигия представляет собой сложное соединение часто противоречащих, а иногда ивзаимоисключающих друг друга верований, воз-никших в разное время в разныхчастях страны. В свои задачи по написанию данной работы я поставила проследитьизменения в погребальных обрядах древних египтян на протяжении всей истории,которые помогут получить представления о загробном мире, а затем выявить общиечерты древнеегипетской религии и христианства, доказывая тем самым их связь.
    В качестве источниковдля работы были использованы произведения древнеегипетской заупокойнойлитературы. Особый интерес представляют магические заклинания, заговоры, воснове которых лежат древние мифы, а также труды античных авторов, созданные в5 – 1 вв. до н. э.
    Древнеегипетскиепредания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. — со времен Древнегоцарства: «Тексты пирамид», начертанные на стенах гробниц фараонов,повествуют о том, как усопший царь в барке ночного Солнца свершает путь в глубинахподземного царства, возрождаясь вместе с Солнцем к новой жизни. Затем в Египтепроизошло то, что историки называют «демократизацией загробныхверований». В середине II тыс. до н.э., в эпоху Нового царства,усложненные, гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже вгробницах людей средней руки. Эти творения египетской религиозной мысли иназывают обычно «Книгой мертвых».
    Существовали и другиерелигиозные тексты, которые были своего рода дополнениями к «Книге Мертвых».Так в «Книге Двух Путей» (XIдинастия) подробно описывается путешествие умершего по Дуату (загробному миру);тексты сопровождаются своеобразными «картами» потустороннего мира. «Книга Дня иНочи» и «Книга Пещер» содержат подробные описания Дуата. В «Амдуат» и «КнигеВрат» наиболее подробно описывается путешествие Ра в Ладье Миллионов Лет. Всеони содержат подробные описания Дуата, сопровождаемыерисунками-«иллюстрациями».
    Важно отметить, чтобольшая часть древнеегипетских текстов касается бессмертия, «той важнейшей, центральнойидеи, которая существовала в неизменном виде не протяжении тысячелетий исоставляла ось всей религиозной и общественной жизни в Древнем Египте».
    Для раскрытия даннойтемы здесь использованы работы известных исследователей истории Древнего Египта.Наиболее интересна, на мой взгляд, работа М. А. Коростовцева « Религия ДревнегоЕгипта», так как в ней прекрасно описываются и объясняются с научной точкизрения египетские погребальные обряды и связанные с ними религиозные воззрения.Нужно также отметить, что эта книга справедливо считается лучшей отечественноймонографией, посвященной религии Египта.
    Большой интереспредставляет труды Е. А. Уоллиса Баджа «Египетская религия», «Египетская магия»и «Египетская книга мертвых". Это ученый с мировым именем. В своих работахон опирается на источники, дает очень подробные характеристики предметам своихисследований, причем религиозно мифологическая система  Египта – основная егоспециализация.
    В качестве полногоисторического обзора здесь использовался труд известных египтологов Д.Бредстеда и Б. Тураева «История Древнего Египта». Он охватывает всю историюЕгипта, начиная с доисторических времен и заканчивая арабским завоеванием.Авторы подчеркнули специфику развития страны, учитывая особенности ее географическогоположения, национального характера, влияние внешних и внутренних факторов.Глава1. Древнеегипетская Книга мертвых1.1 История создания «Книги мертвых».
 
Языческоеегипетское богословие — явление поистине величественное: оно развивалосьдольше, чем существует вся европейская цивилизация,— более 3600 лет. Влияние,оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения,—огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востоказалегают в грандиозном здании храма египетских культов, таинств и обрядов.
  Все, что было высказано великими учителями других народов после угасанияегипетской цивилизации, меркнет в сравнении со светом древнейшего ученияегипетских посвященных. Все позднейшие учения последователей Моисея, Иисуса,Адонирама и Мухаммеда — лишь невнятные недомолвки; вся позднейшая обрядность —лишь неловкое приспособление древнего ритуального наследия; все таинства — лишьподобие или даже профанация.[4]
  Многие учения обильно черпали из озера божественного знания Египта имена,сюжеты, мифы, концептуальные понятия, фундаментальные положения и целыетекстовые фрагменты. Гак поступали орфики, ближе всех стоявшие к первоистокам.Так поступал Моисей, создавая свое Пятикнижие. Давно известно все «египетское»в христианстве. Остаются незамеченными иные египетские влияния в эклектичныхдоктринах Мухаммеда и вольных каменщиков, но их опознание — лишь дело времени.[8]
  Египетская мифология вовсе не нуждается в «научной реконструкции генезиса идревнейшего своего состояния». Все лежит на поверхности, обо всем имеются ясныеуказания и пояснения как самой египетской, так и других древних традиций. И привсем этом конкретные формы возникновения и развития египетской религии далеконе ясны европейским ученым-египтологам. Возникновение и ранние этапы развитиямногих мифов и культов теряются во тьме веков додинастического периода Египта.
   Погребальные действия доисторических аборигенов Нила (меламподов) коренились вих инстинкте социальной привязанности. Поэтому общая линия развития формпогребения в долине Нила шла от стремления сохранить тело умершего (черезмумификацию) к хранению его поблизости своего жилья сначала в обычнойполуземлянке, пещере или в земляной могиле, а затем в специальном склепе.
  Позднейшая практика мумификации породила и развитие особых видов урн дляхранения внутренностей умершего (так называемые каноны) и особых футляров дляхранения самой мумии (так называемые саркофаги).[2]
  Осмысление и словесное сопровождение этих погребальных действий в течение вековпревратились в особый погребальный культ Древнего Египта.
  Древние египтяне имели прочно укоренившийся обычай хоронить вместе с умершимпроизведения заупокойной литературы (Саху), целью которой было обеспечитьумершему блаженное существование в мире ином.
  С конца III династии (около 2625 г. до н. э.) жрецы заупокойного культа читалипо свитку папируса панихиды, а следовательно, уже существовал письменный канонзаупокойной службы.
ФараоныV и VI царских домов (2355—2155 гг. до н. э.) повелели начертать художественноисполненными иероглифами, окрашенными в зеленый цвет, заупокойные тексты настенах внутренних помещений их пирамид.
Полагают,что стремление обеспечить себе заупокойный культ магическими надписями внутрипирамиды возникло у фараонов, ощущавших признаки распада Древнего царства иненадежность существовавшего заупокойного культа.[18]
Сводвсех заупокойных царских панихид Древнего царства получил условное название«Тексты Пирамид».
Первыйпериод междуцарствия и раздробленности Египта (2150—2040 гг. до н. э.) породилновый канон заупокойных магических текстов, предназначенных для местной знати иудельных правителей различных округов-номов. Он получил наименование «ТекстыСаркофагов». Эти тексты содержат некоторое количество речений из «ТекстовПирамид», но в основном состоят из сочинений жрецов того времени, как правило,в форме диалогов.[10]
Магическиетексты, открывавшие умершему потусторонние обители и сообщавшие ему, какправильно обрести бессмертие, начали записывать на папирусе при фараонахСреднего царства (около 2010—1785 гг. до н. э.).
Состенок саркофагов тексты панихид перешли на свитки папирусов, которые клаливнутрь гроба. Заупокойные тексты Нового царства (1550—1070 гг. до н. э.),записанные на папирусах, и получили наименование «Книга Мертвых».
  «Книга Мертвых» включает древнейшие речения из «Текстов Пирамид», речения состенок саркофагов и речения жрецов заупокойного культа Нового царства. Такимобразом, свод «Книги Мертвых» создавался приблизительно с 2325 по 1700 гг. дон. э., а ее окончательная редакция, дошедшая до наших времен, относится к эпохеСаисской династии (663—525 гг. до н. э.).[3]
  С учетом того, что традиционные заупокойные речения существовали в устной идаже письменной форме задолго до их фиксации на стенах царских пирамид, «КнигаМертвых» отражает развитие египетской заупокойной службы III — первой половиныI тысячелетия до н. э. и является одной из самых долгоживущих книг магическогои божественного содержания в мире.
  «Книга Мертвых» создавалась преимущественно в округах Среднего и Нижнего Египтажречеством Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Ге-лиополя,Бусириса и Буто. Фиванские жрецы не имели отношения к ее созданию, так как имяАмона в ней прямо не упоминается.
  «Книга Мертвых» разделяется приблизительно на четыре крупных раздела:
  Первый раздел включает главы с 1 по 16, сопровождавшие шествие погребальнойпроцессии к некрополю, молитвы о «выходе (умершего) днем» и гимны богам Ра иОсирису.
  Второй раздел (главы 17—63) содержит описание обрядов «выхода (умершего) днем»и возрождения его, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего,приобретения им власти над стихиями.
  Третий раздел (64—129 главы) включает описание следующих обрядов,сопровождавших «выход (умершего) днем»: превращение умершего в божество,приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение вгробницу и Загробный Суд.
  Четвертый раздел охватывает главы с 130 по 162, где описываются магическиеобряды, имевшие целью обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты,прославляющие имя умершего. Эти речения читались в течение года после смерти вопределенные праздники и в дни подношения даров умершему.[2]
  Со временем «Книга Мертвых» была вытеснена новыми заупокойными сводами типакниги «Амдуат»4 («[Книга] о том, что в Дуате»), «Книги Врат» и т. п. Все онибыли начертаны на стенах царских скальных гробниц XVI—XIII вв. до н. э.Заупокойная литература Египта развивалась и позже, в персидские, македонские,эллинистические и римские времена. Помимо «Книги Мертвых» появилось немалоболее кратких и стройных заупокойных книг, но авторитет «Книги Мертвых»сохранялся до времен Клеопатры, Антония и Цезаря.[20]1.2 Человек и его семь оболочек
  
Результатомтысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремлениясохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативногопознания сущности человеческого существа является учение великих посвященныхЕгипта о человеке.
  Посвященные Древнего Египта считали, что человек — это многомерное существо,которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующихсеми уровням его существования.
  Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) — его вещественное тело, видимая частьчеловеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом делепредставляет собой человек.
  Главное назначение оболочки Сах — входить в соприкосновение и взаимодействие свещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей,чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многимдругим.
  По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочекчеловека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовнойчистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетическихоболочек.
  Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, азагрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, чтозагрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественноетело, где проявляются в виде физических недугов.
  Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведениемобрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей,а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т.п.
  Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились осохранности головы — «седалища жизни». Обезглавливание и сожжение считались вЕгипте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось бытьрастерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.[4]
  Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и бальзамировали.Первые, еще несовершенные попытки мумификации тел имели место уже при царяхпервых династий (начало III тысячелетия до н. э.).
  Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтянеустанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, вкоторые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.
Считалось,что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел,созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленными  людьми— изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.
  Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собойего жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека,душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин«биополе».
  Ка — это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, ас другой — Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, еготелесными и духовными чертами.
  Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокругвещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человекане разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении иливозбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результатеэтого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.
  Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно ввещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явлениепривидения-двойника — многие видят своих двойников перед смертью.)
  После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобывстретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в миреином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего,и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимаетэнергетические двойники-Ка яств и напитков, ладана и проч.)[17]
  Уже в гробницах вельмож Древнего царства ставились каменные или деревянныепортретные изваяния умершего, которые в случае уничтожения или повреждения егомумии должны были стать пристанищем для Ка умершего. Портретное сходствоизваяния было очень важно, чтобы душа-Ка узнала его и вселилась в него.
  Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14Ка — по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждогосветила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).
  Третья оболочка человека (др.-егип. Би, поз/7.-егип. Ба, Бэ) — сущностьчеловека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочкаподсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральнымтелом».[2]
  Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба судивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействияощущении, чувств, желаний и мыслей.
  В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари ипервосвященники, то есть великие посвященные.
  Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великогопосвященного. Б а изображалось в виде сокола с головой человека. Полагалитакже, что Ба — это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, илимумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).
  Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонноеоцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Бастранствия в различные места и даже в мир иной.
Вместес тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице,изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно быловозвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногдасидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременноспускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.
  Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершегообладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другуювещественную сущность.[19]
 В«Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотогоястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.
  Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба,астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры,Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (КрасныйГор), Юпитер — Ба Гора и Ба Сета, Сатурн — Ба быка Гора.
  Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру,созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездиеБольшого Пса (звезда Сириус) — Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Баопределенных богов.[22]
  Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстахБа Нуна, Апис — Ба Птаха, Сокарис — Ба Осириса.
  Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) — душа-сердце,вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходитсовременное понятие «ментальное тело»).
  Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобра-зами. Эб чрезвычайно подвижно,прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитииЭб приобретает сияющую неземную красоту. Эб — это бессмертная душа.[15]
  Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце.Отсюда — единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце».После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику — Эббога Осириса.
  Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслахчеловека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб моглостать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизниумершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.[23]
  «Книга Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эбне свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.
  В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце ввиде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабеяпеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершемублагоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.[3]
  Данная символика иносказательно описывает Эб как энергию Солнца, ведь скарабей— символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра — бог восходящего Солнца).
  Пятая оболочка человека — также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшеесовременное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причинабессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанныхустремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все еговрожденные телесные пороки и заболевания.[16]
  Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде,племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связии в прежних воплощениях.
  Шестая оболочка человека — также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетскимпонятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать затечением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматриватьсокровенный смысл своей жизни.[7]
  Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуютдуше-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мглапрепятствуют Солнцу (Оку Уажат) воспринять поверхность Земли.
  Седьмая оболочка человека — дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновывселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный,освещенный, блаженный».
  Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует вовселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всюинформацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в миребестелесного, он вездесущ.[11]
Ах— один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний,—перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.
  Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра,а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которыегостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба,Ах).
ДухАх изображался в виде хохлатого ибиса.
  Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было приниматьво внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященныеуделяли и подлинному имени (др.-егип. Рин, позд.-егип. Рен) и тени (др.-егип.Шуит) человека.
  Началом древнеегипетского похоронного обряда считали мумификацию первойоболочки (Сах) умершего.
  Стремление предохранить тело от разложения привело египтян к изобретениюмумификации — своего рода консервации тела при сохранении его целостности.[17]
  Поначалу мумификация достигалась путем бинтования всех членов и торса пеленамильняной ткани.
  Затем процесс работы с Сах покойного усложнился. Из полостей тела удалялисьвнутренности. Для сохранения тела использовали различные минеральные ирастительные средства, прежде всего соли натрия, ароматические смолы кедра,кипариса, кассии и т. п.
  Наивысшего совершенства искусство мумификации достигло в XVI—XIII вв. до н. э.
  Позднее, во времена Семи греческих мудрецов и Пифагора, мумификацияпроизводилась примерно так.
  Умершего приносили к бальзамировщикам, которые показывали родственникам навыбор деревянные раскрашенные изображения усопших. При этом мастера называлисамый лучший способ бальзамирования, который, как считалось, некогда применялиИсида и Нефти-да к Осирису.
  Это был наиболее дорогостоящий способ. Существовал и второй, более простой идешевый способ бальзамирования. Наконец, имелся и третий способ — самыйдешевый.[19]
  Потом бальзамировщики опрашивали родных усопшего, каким способом и за какуюцену те желали бы мумифицировать умершего. Договорившись о цене, родственникивозвращались домой, а мастера немедленно и самым тщательным образом принималисьза работу.
  Три способа бальзамирования в ново- и позднеегипетский периоды выгляделиприблизительно следующим образом.[5]
Первыйспособ. Сначала железным крючком через ноздри из тела Сах извлекали мозг. Такимспособом удаляли только часть мозга; остальную часть выводили путемвпрыскивания растворяющих растворов. Затем острым эфиопским камнем делалиразрез в паху и очищали всю брюшную и грудную полость от внутренностей (кромесердца!), которые собирали в четыре специальных сосуда — канопа.
  На крышке каждого канопа было изображено «дитя Гора» (сыновья бога Гора): Имеет(Амсет) — хранитель канопа с печенью; Хани — хранитель канопа с легкими;Дуамутеф — хранитель канопа с желудком; Кебехсенуф — хранитель канопа скишечником.
  Вычистив полость и промыв ее пальмовым вином, мастера вновь прочищали еерастертыми благовониями. Наконец полость тела наполняли чистой растертоймиррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и зашивали.
  После этих операций тело клали на 70 дней в натровый щелок, ведь Исида тоже втечение 70 дней собирала тело своего мужа Осириса и мумифицировала его.
  По истечении этого срока тело обмывали, высушивали особым образом, обвязывалипеленами из разрезанного на бинты очень тонкого полотна виссона и скреплялиповязки камедью вместо клея.
  Считалось, что все материалы, используемые бальзамировщиками, получены из слезИсиды и Нефтиды по убитому мужу-брату Осирису. 11елены для мумии должны былиизготовить бог ткачества Хедихати и богиня Таитет. Бог виноделия Шесему долженбыл дать
Анубисуи сыновьям Гора масла и притирания для бальзамирования.
  После этого родственники забирали тело, изготавливали деревянный саркофаг ввиде человеческой фигуры и помещали туда мумию. Этот саркофаг хранили всемейной усыпальнице, где приставляли его стоймя к стене.
  Таким способом бальзамировали своих умерших состоятельные и знатные люди.
  Второй способ. Если родственникам из-за дороговизны первого способа пришлосьвыбрать более дешевый, то мастера поступали так.
  С помощью трубки для промывания впрыскивали в брюшную полость покойногокедровое масло, не разрезая при этом паха и не извлекая внутренностей. А затем,плотно закрыв все отверстия тела, чтобы масло не вытекло, клали тело в натровыйщелок на 70 дней.
  На больший срок, однако, оставлять тело в щелоке было нельзя. В последний деньвыпускали масло из тела. Масло это действовало столь сильно, что разлагало всевнутренности, которые вытекали вместе с маслом. Натровый щелок разлагал жир,так что от усопшего оставались лишь кожа да кости.
  Затем, тщательно омыв и просушив тело, его возвращали родственникам, больше уженичего с ним не делая. Аоронили покойника в яме, иногда в глиняном гробу илибольшом сосуде.
  Третий способ. Третий способ бальзамирования, применявшийся к беднякам, былпрост и дешев. В брюшную полость вливали сок редьки и клали тело в натровыйщелок на 70 дней. После чего, омыв и высушив тело, возвращали его родным дляпохорон в обычной земляной могиле.[5]
  Если для совершения действий над Сах покойного достаточно было навыков иумелости рук, то для воздействия на остальные, неощутимые и невидимыеэнергетические оболочки человека, требовались другие способы и приемы. Тутневозможно было обойтись без действенного слова. Отсюда и начинается наш путь кправильному толкованию «Книги Мертвых».
 1.3 Магия и религия.
 Магияокрашивала весь круг мышления древнего египтянина. Посвященные Египта полагали,что магию людям даровала Исида, чтобы при жизни отводить от них удары судьбы,болезней, сновидений, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в миреином, а также для установления контактов живых с умершими, духами и божествами.
  В основе магии лежит принцип, на котором основана и наука: убеждение впостоянстве и единообразии действия сил природы, в незыблемости взаимосвязипричин и следствий.
 Однако магия, в отличие от науки, основана на вере человека в свою способностьвоздействовать на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам.[20]
  Мы не разделяем стремления современной науки разграничить магию и религию. Длянас очевидно, что в древнем сознании область магических действий неограничивалась воздействием жреца на того или иного субъекта или вещь.Магические свойства имели и приемы принудительного воздействия на души, духов ибожеств посредством заклинаний, а также всякого рода восхвалений, молитв иумилостивления высших существ.
  Вся «Книга Мертвых» являет собой именно такое единство магического сознания:она описывает и обыкновенные колдовские воздействия на «священные вещи»(изваяния, изображения, кристаллы, камни, предметы, глиняные и деревянныеизделия и т. п.), исчерпывающе доносит содержание необходимых заговоров,заклинаний духов и божеств, содержит вдохновенные молитвы и восхваленияверховным богам. То есть все то, что необходимо знать умершему или тем, ктосовершает похоронный обряд.[14]
Помере знакомства с «Книгой Мертвых» мы обнаруживаем в ней описания простейшихспособов передачи магической силы через непосредственное соприкосновениеисточника или носителя этой силы с той вещью, на которую направлена магия. Этоприкосновение руки посвященного, изготовление и установка, ношение «святыхпредметов»: фетишей, амулетов и талисманов.
  Изредка заметны намеки на приемы начинательной магии, когда реальнопроизводились только начала желаемых действий, окончание же их предоставлялосьмагической силе. Это, скажем, установка и направление «святых вещей», которыевпоследствии будут оберегать четыре стены (стороны) погребальной камеры от злыхдухов.
  Немало примеров, когда действие магической силы направлялось не на предметнепосредственно, а на его заместителя, и уже через последний — на сам объект.Изготовление копий, фигурок, портретных изображений живых людей, душ умерших,следов ноги, «работника-заместителя» ушебти — вот краткий перечень такихслучаев в «Книге Мертвых».[13]
  Меж погребальными пеленами бальзамировщики должны были поместить амулет в видеОка Уджат, а на сердце — амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснутьдля вечной жизни было невозможно.
  Неисчислимы примеры отгоняющей магии — разнообразные способы отогнать,отпугнуть враждебные умершему силы, не допустить их приближения или нападения,так или иначе уклониться от соприкосновения с ними, укрыться и спрятаться отних.
  Широко практиковали египетские маги и всякого рода приемы очистительной магиипри воздействии на покойного и его душу — зажжение очистительных огней,воскурение благовоний, каждение ладаном, омовения и т. п.[13]
  Все это неизменно сопровождалось магией слова. «Книга Мертвых» — это всего лишьписьменная фиксация тысячелетней традиции использования магии речи в похоронныхобрядах. Ведь произнесение, иногда спонтанное, иногда намеренное, тех или иныхслов: пожеланий, заговоров, заклинаний, приказов, запретов,— составляло ссамого начала неотъемлемую часть любого обряда или магического действия.
  К арсеналу погребальной магии Египта относились амулеты, изображения частейтела, божественных существ, миниатюрные модели разных предметов, «священныезнаки» — иероглифы, обозначающие богов, жизнь, животных и человека.[4]
  Магическое значение имели числа — единица, двоица, троица, четверица, семерка,восьмерка, девятка, десятка, двенадцать, четырнадцать, двадцать один, тридцатьи сорок два. Магической символикой обладал цвет. Белый, красный, зеленый,лазурный, черный нередко упоминаются в «Книге Мертвых». Зеленый цвет, кпримеру, символизировал жизнь и все живое. Магическую ценность приобретали исоответствующие природные поделочные камни — красный сердолик, зеленый малахит,голубые лазурит или бирюза.[17]
Следующимуровнем магического воздействия на богов являлись их подробные заклинания. Наэтом уровне воздействия исполнители похоронного обряда обращались не к безликойвсеобщей энергетической подоснове мира, а к особенным, частным ее проявлениям,имеющим личностный облик и священное имя (Рин).[10]
  Заклинаний такого вида в «Книге Мертвых» множество — ряд глав передаютзаклинания души умершего (его Ка, Ба, Эб, Ах), заклинание враждебных ему духови божеств, заклинания всякого рода препятствий, преград, ворот, пилонов,Чертогов Храма Осириса, стоящих на пути душ умершего к Обители Блаженных,заклинания охраняющих их губительных духов и строгих богов, заклинания чудовищ,пожирающих души грешников, заклинания 42 богов инобытия и самого царяЗагробного Царства — Осириса.
  Чтобы облегчить умершему странствие, боги создали в Дуате (Царстве Мертвых)ариты — места отдыха, остановки, где душа могла остановиться и передохнуть.Однако войти в ариту мог не каждый, а лишь знающий имена богов и определенныезаклинания.[18]
  Заклинание предполагает точное знание имени. По представлениям египтян,восходящим к доисторической эпохе, имя-Рын человека, духа или божества являлосьсоставной сокровенной частью его сущности. Сам великий Ра творил мир силойслова. Давая вещам и существам имена-Рмн, он тем самым определял их сущность иместо в мироздании. Знание подлинного, сокровенного имени давало власть над егообладателем.
 1.4 Учение о Царстве мертвых
Вещь,не имеющая названия, для египтян не существовала. Увековечивание имени человекав надписях увековечивало его жизнь. Поэтому вредоносное колдовство прежде всегостремилось предать имя поруганию, проклятию и даже уничтожению надписи имени.
  Картины переселения душ умершего в мир иной, которые рисует «Книга Мертвых»,завораживают своей ясностью и детальной разработанностью. Откуда у египтянпоявилось такое знание об инобытии?
  Материалистическая наука ничтоже сумняшеся обозначила сложный комплексегипетских знаний об инобытии «примитивной идеей о загробной жизни как онепосредственном продолжении жизни земной». Навязчивое стремление во всемегипетском ритуале усматривать лишь «превратное» отражение в сознании людейземной жизни приводит к педантичному изучению частных изменений, которыеегипетские представления о загробной жизни претерпевали во времени, а не кизучению вневременной сущности этих представлений.[2]
Наиболеерасхожий взгляд на сокровенное египетское учение о Царстве Мертвых выглядитприблизительно так. Человек продолжает жить после смерти при условии сохраненияв целостности его тела и заботы о его насущных потребностях в пище и питье состороны  живых родственников. Культ умерших сводится к «борьбе против смерти завечную жизнь».
  Односторонняя ограниченность подобных представлений становится очевидной признакомстве с египетской заупокойной литературой (Саху).
  Прежде всего следует помнить, что народные верования весьма далеки от жреческихпредставлений; и различие здесь залегает в самих способах обретения знания обинобытии.[22]
  Простой народ во все времена был склонен к упрощенному, зачастую бездумномуисполнению общепринятых обрядов, относящихся к заупокойному культу. Дляразмышлений и осмысления сущности явления смерти у непосвященных никогда небыло ни способностей, ни желания, ни времени.
  «Книга Мертвых» создавалась, без сомнения, великими посвященными Египта,имевшими совершенно иной, «мистический», опыт. Именно посвященные,причастившиеся храмовых таинств или получившие посвящение не от людей, нетолько размышляли над явлением смерти, но и обретали сверхъестественное знаниео ней. Свои познания они передавали словесно и даже письменно, но почти всегдабогобоязненно иносказательно.
  «Книга Мертвых» представляет собой большой сборник подобных иносказаний,благочестивых откровений «мистического опыта» нескольких поколенийпосвященных.  Все они были выходцами из среды жрецов, участвовавших ируководивших мистериями.[2]
  Посвященные в таинства подразделялись на три группы по степени посвященности.[20]
  Посвященные первой степени (ее имела большая часть младшего храмовогоперсонала) вследствие слабого здоровья или сильного душевного потрясенияиспытывали хоть раз в своей жизни «непреднамеренный» выход, странствие ивозвращение души-проявления Ба. Их душа странствовала в инобытии и запоминалавсе виденное там.
  Посвященные второй степени от природы и вследствие особых упражнений имелиспособность по своему желанию отправлять свою душу в странствие по инобытию.Они исследовали весь доступный их душам путь многократно, запоминая малейшиечастности и подробности.
  Посвященные третьей степени, иначе именуемые чудотворцами, были одарены богамиспособностью не только самостоятельно отправлять свою душу в мир иной, но ипомогать душам других людей совершать подобные странствия для познанияинобытия.
  Значительная часть приобретенного египтянами мистического опыта оставаласьнеизреченной, меньшая часть его была высказана и записана иносказательно, илишь незначительная толика была полностью обнародована.
  Сам по себе «мистический» способ получения знаний об инобытии вовсе непротиворечит более доступному «эмпирическому» способу, как это принято думать,а скорее находится в отношении дополнительности к нему. Однако скорее«эмпирический» опыт дополняет «мистический», чем наоборот; переносить намистический способ познания особенности эмпирического способа, безусловно,неверно.[14]
  И хотя мистический способ получения любых знаний имеет меньшее общественноеоснование: людей посвященных в любом обществе немного, а великих посвященныхвообще единицы,— полученные этим способом знания заслуживают не меньшеговнимания и изучения, нежели знания, полученные в результате широкойобщественной практики.
  Заупокойная литература всех времен египетской истории, даже вполне «низовая»,говорит о том, что душа-двойник Ка умершего потребляет не сами заупокойныеприношения, а насыщается их душами-двойниками. Ка умершего ест не хлеб, а Кахлеба, пьет не пиво, а Ка пива. Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообщеудовлетворяются не заупокойными подношениями и дарами родственников, близких идрузей, а их благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, ихритуальной чистотой и отсутствием злого умысла.[2]
  Излюбленный мотив египтологии о том, как магическая фикция (всякого рода устныеи письменные заупокойные заклинания, молитвы и хвалы) избавила египтян отнепосильных материальных затрат на культ мертвых, есть ничто иное, какфальшивый напев маловеров.
  
Египтяне,и непосвященные и посвященные, до гибели их цивилизации сохраняли сильную верув творческую магическую силу слова и прямодушно дополняли вещественныезаупокойные приношения и дары магическими словесными их заместителями, нередкобез всякого своекорыстного намерения.
  В силу своих удивительных познаний об инобытии и о духовном строениичеловеческого существа египтяне, как правило, оказываются, в общем, правыми поотношению к частностям современного научного знания о человеке и смерти.Пройдет немало лет, и окажется, что все добытое изощренной эмпирической наукойслужит лишь подтверждением или даже иллюстрацией к давно изреченным абсолютнымистинам египетского учения об инобытии.
 
Глава2. Древнеегипетские представления египтян озагробном мире.
         Итак, как уже говорилось,вся земная жизнь египтянина представляла собой подготовку к жизни загробной. Нопосле смерти воскресало не физическое тело, а душа человека. Таким образом,можно в полной мере согласиться с Геродотом, писавшим, что «египтянепервые научили людей тому, что душа человека бессмертна» (Геродот. II. 123).[1]
         Но для того, чтобы душапопала в Поля Иалу (своеобразный египетский рай), как сам человек, так и егородственники, должны были сделать очень многое: построить гробницу, заказатьушебти (изображения слуг, которые на том свете будут выполнять всю работу заумершего), должным образом набальзамировать тело покойного, подобающим образомвыполнить все обряды, точнее позвать для этого жрецов. Но для того, чтобы человекнаверняка обрел новую жизнь, было необходимо положить в саркофаг свиток КнигиМертвых. Основное ее назначение – открыть путь к вечной и жизни, помочьпреодолеть препятствия, предупредить о грозящей опасности душу умершего.[6]
          Итак, друзья и родственникипокойного старались в мельчайших подробностях воспроизвести погребальныеобряды, которые, согласно традиции, были проведены над телом Осириса, так какверили, что только так могут обеспечить умершему вечную жизнь.
         Но, несмотря на то, что невсегда все церемонии могли быть выполнены, любая душа оказывалась в ЦарствеМертвых, но далеко не каждой удавалось попасть на Загробный суд, так как а путик нему ее ждали страшные испытания и трудные препятствия. Об этом нам исвидетельствует Книга Мертвых.
         Для того, чтобы попасть насуд Осириса, душа должна пройти через три этапа. Первый – нисхождение вподземный мир, где живут демоны. Необходимо пройти через девять охраняемых имидверей, для этого необходимо знать специальные заклинания-ключи, они былинаписаны в Книге Мертвых. Заклинание-ключ – это молитва-восхваление великихбогов.
Часто в этом качестве выступали гимныбогам. Но демоны, которые охраняют двери – это «ни что иное, как те связи,которые еще существуют у души с земной жизнью». Самое большое испытание –прохождение через девятую дверь, где происходила встреча со змеем, кольцакоторой – привязанность к самому миру живых. Второй этап – пребывание в сердцеподземного мира, где человек встречался со своей собственной тенью. Демоны тьмы– это отражение его недостатков. Они терзали душу, и было необходимо, чтобысила света оказалась сильнее своей тени. Третий этап – преображение. По образуи подобию Ра душе необходимо пройти через двенадцать часов дня (отсюда иегипетское название Книги Мертвых – «Книга выхода души при свете дня»). Еслидуша проходила эти испытания, она оказывалась в чертоге Двух Маат (истины), т.е. на Суде Осириса. На мой взгляд, его можно назвать фильтром праведных душ,поскольку праведность есть «показатель чистоты сердца». На Загробном судеумершего ожидает сам повелитель Царства мертвых Осирис, к которому обращенытакие слова: «Преклоняюсь пред тобой, о ты, великий Бог, ты –повелитель двух богинь Маат! Я пришел к тебе, о мой Владыка, и я заставил себяприйти сюда и созерцать твою красоту. Я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаюимена сока двух богов, живущих с тобой в этом чертоге как стражи грешников ипьющими их кровь, когда решается судьба их пред лицом Твоим. Я пришел к тебе ипринес Маат, и я уничтожил зло» (Книга Мертвых. CXXV).[2] Затем умерший читает так называемую«Исповедь отрицаний», которая считается египетским эталоном моральных норм. Вотее небольшой отрывок:
Я нечинил зла.
Я нетворил дурного.
Я некощунствовал.
Я неподнимал руку на слабого.
Я небыл причиной недуга.
Я небыл причиной слез.
Я неубивал.
Я. Неприказывал убивать.
Яникому не причинял страданий.
Я несовершал прелюбодеяния.
Я несквернословил.
Я неотнимал молока от уст детей
Я нечинил препятствий богу при выходе.
Ячист, я чист, я чист, я чист!  (КнигаМертвых. 125) [2]
         После того, как умершийпроизносил эти слова, происходило взвешивание сердца. На одну чашу весовклалось перо, а на другую – сердце умершего. Если сердце не тяжелее пера, тодуша человека оправдывалась, если же нет, его сердце пожирало чудовище Амма. [15]
         После того, как человекапризнавали праведным, он получал бессмертие и отождествлялся с верховнымибогами – Ра и Осирисом: « Я властелин тех, кто воскрешен из мертвых,Повелитель выходящих из тьмы, чьи обличия – из дома мерт-вых… Повелительсвятилища, стоящего в Центре Земли. ОН – ЭТО Я, А Я – ЭТО ОН. ( Книга Мертвых. LXIV). Таким образом, конечная цельвсей человеческой  жизни – соединиться с Богом и существовать с того момента вэтом единении целую вечность, будучи ею самой: «Я есть День Вчерашний,День Сегодняшний и День Завтрашний, и я способен возродиться к новой жизни» (Книга Мертвых.  LXIV).[2]                   
         Сюжет Загробного суда,представленный нам в Книге Мертвых – это конечный результат многовековогоформирования религиозных представлений древних египтян о добре и зле, учитывая,что земная жизнь для них – это лишь подготовка к жизни вечной. Важно заметить,что в целом, путешествие души в Царстве Мертвых – это ни что иное как борьбачеловека с самим собой, точнее с тем злом, которое есть в каждом. Поэтому яосмелюсь сделать вывод, что в египетских религиозных  представлениях Добро иЗло неразделимы, а лишь являются неотъемлемой частью человеческой сущности.Следовательно, жизнь человека – это борьба со злом внутри себя, что и нашлосвое отражение в древнеегипетских представлениях о загробном мире. [6]
         Нужно сказать, что этипредставления по сути своей очень напоминают христианские верования. Поэтому  унас есть все основания полагать, что между религией Древнего Египта ихристианством существует тесная связь. Доказательством этому служит тот факт,что нигде в мире «христианство не нашло людей, чье сознание было столь хорошоподготовлено к восприятию его учения, как в Египте»[1].Образ Осириса как умирающего и воскресающего бога вливается в образ ИисусаХриста. Даже после принятия христианства они продолжали мумифицировать умершихи на протяжении долгого времени совмещали атрибуты Христа с атрибутами древнихбогов. Тем более что только слепой не увидит связи египетской «Исповедиотрицаний» и библейских заповедей.[2]
Заключение
Для древнихегиптян «Книга Мёртвых» была чем-то вроде Библии для современныххристианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно впериод поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялсяв глубине времени ). Это становится вполне понятным, если учесть, что Египетвремён XVIII династии отличался от государства эпохи первой и второй династийтак же, как средневековая Европа — от современного общества (а может, дажесильнее). Общепринятое название «Книги мёртвых» является ошибочным.Заглавие оригинального  произведения буквально переводится как«Изречения выхода в день». Этот древний текст посвящён жизни послесмерти и необходимой подготовке к этому переходу. Лишь отдельные фрагментыэтого произведения в его нынешней форме посвящены магическим ритуалам илиметафизике как таковой. Большая часть книги является описанием состоянийотлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в болеетонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, чтопроисходит с человеком после смерти, а не нашем духовном состоянии в земной жизни.Несмотря на все унаследованные знания и жреческую мудрость, древние египтянебыли явно практическими людьми. Им нравилось упорядоченное существование,поэтому они трактовали свои религиозные верования как существенную частьжизненного опыта. Нередко современный читатель придаёт чрезмерное магическоеили мистическое  значение внешне загадочным изображениям иероглифов,которые при переводе оказываются всего-навсего  простыми распискамив получение кувшинов масла, пшеницы, рыбы или мяса. Разве что иногда попадаются«красны еизвещения», указывающие, что, если счёт не будет оплачен донаступления «собачьих дней», то виновника ждёт судебноеразбирательство! И всё же: действительно ли известная «Книга мёртвых»способна сообщить нам какуюто информацию? Ответить можно двояко — и да, и нет. [11]
Да- потому что она позволяет нам составить определённое мнение отом, как мыслили египтяне в те далёкие времена.
Нет- поскольку неподготовленный или просто любопытный человек,воспринимающий эту книгу буквально, не найдёт а ней ровным счётом ничего(или почти ничего) интересного.
Зато с точкизрения магии или метафизике «Книга мёртвых» действительно может датьключи к пониманию того, каким образом египтяне получили своё первоначальноезначение (хотя пытливый человек столкнётся с различными наслоениями воригинальном тексте, затуманивающими его первоначальный смысл). СогласноУоллис-Баджу, книга безусловно не египетского происхождения, ибо, не смотря нато, что коренное население этого региона имело довольно определённое представлениео потусторонней жизни, египтян нельзя рассматривать в качестве авторов даженаиболее ранних вариантов «Книге мёртвых». И причина в том, что книгапредполагает наличие у автора идей, которыми аборигены не владели. Далее: вкниге упоминается довольно сложная процедура погребения, которую в тот моментместные жители явно не использовали. Существует три основные редакции«Книги мёртвых», известные под названием  «Исправленныередакции». [23]
Гелиопольскийвариант: а) Использовался во время правления V и VI династий; был обнаружен ввиде иероглифических надписей на стенах и внутри камер пирамиды в Саккаре; б)Был написан курсивными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.
Фиванскийвариант: а) был нанесён на саркофагах XVIII и XXII династий, а также написанкусках папируса; б) был написан иератическим письмом на папирусах эпохиправления XXI и XXII династий.
Сайтскийвариант: Был написан на папирусе и саркофагах иероглифами, иератическим идемотическим письмом (XXVI династия и последующие). Именно этот вариант широкоприменялся во времена правления Птолемеев и его можно считать окончательнойформой «Книги мёртвых». Судя по имеющимся описаниям, начало созданиякниги относится к периоду, когда берега Нила буквально кишели опасными для человекаживотными. Там же сказано, что в те времена местный климат значительноотличался от соответствующих описаний в египетских исторических хрониках, атакже  в анналах соседних стран. Теперь уже получены геологическиеподтверждения данных факторов. Наиболее древняя из написанных на папирусе копия«Книги мёртвых» была создана для  Ну, сына «хозяина дома,хранителя печати Амен-Хутепа и госпожи дома Сенсенеб». Этот имеющийбольшую ценность документ датируется началом правления XVIII династии. В нёмприводятся два варианта 64-й главы, один из которых значительно длиннеедругого. Каждый вариант снабжён примечанием, в котором указана дата созданияосновного текста. В книге утверждается, что один из вариантов был обнаружен…Главным каменщиком в основании храма Хенну во время правления Его Величества,царя юга и севера, Семти (или Хесепри), а более полный вариант был обнаружен вгороде Хеменну (Гермополь, город Тота) под блоком из «железа юга»,который находился под ступнями статуи бога (Тота) и был выложен буквами изляпис-лазури во время правления Его Величества Мен-кау-ра (Мекерина).[13] Впервом из утих утверждений находка относится ко времени правления I династии.Во втором — к IV династии. В одном из наиболее богато иллюстрированныхсуществующих папирусов — «папирусе Ани» — пропущен достаточно большойфрагмент текста. Возможно, что эту совершил писец, хотя она не повлекла засобой изменения доктрины и  не вызвала вмешательство жрецов. Именноблагодаря этим формам искусства мы во многом обязаны имеющейся информации относительносцен суда и египетских представлений о карме. Во времена XXI и XXII династийнаступает постепенный упадок искусства художников. Как форма, так и содержание«Книги мёртвых» демонстрируют явные изменения к худшему. В частностив текстах встречается множество неточностей. Действительно период XXII-XXVIдинастий принёс крайне мало полезного в религию и магию Египта, а причинойэтому были смуты и восстания, охватившие в то время  египетскоегосударство. Многие считают «Книгу мёртвых» вдохновённым трудом Тота,писца богов, который, согласно египетским представлениям произнёс словасотворения, воплощенные затем в действительность Птахом (замедление времениявляется основным фактором,  определяющим образование сингулярности,которая в конце концов и стала нашей Вселенной!). Если исходить из того, чтоданное утверждение верно, то в таком случае «Книга мёртвых» должнасодержать в себе некоторые элементы сириусианской мудрости, но жрецы древностистарались тщательно скрывать свои наиболее священные тайны от непосвященных. Поэтомунужно с особой осторожностью выискивать на страницах древних документов крупицыреального знания, которым удалось дойти до нас несмотря на неуловимое время иневежество людей.
/>/>/>Списоклитературы 
1.  Аполлодор. Мифологическаябиблиотека.— М.: Ладомир, Наука, 1993. — 214 с.
2.   Бадж У. Египетская книга мертвых. –М.: Эксмо, 2004. – 768 с. (Великие посвященные)
3.  Бредстед Д.Тураев Б. История Древнего Египта: Т. 1. – Мн.,2002.
4.  Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. сангл. под ред. и послесл. А. А. Тахо-Годи.— М.: Прогресс, 1992.— 624 с.
5. Замаровский В. Ихвеличества пирамиды. – М., 1986.
6. Коростовцев М. А.Религия Древнего Египта. – СПб., 2000. – 464 с.
7.  Лазарев Е. Египетская «Книгамертвых».Книга Амдуат. – М.,2005. – 57 с.
8. Мережковский Д.С. Тайна трех. Египет – Вавилон. – М., 2001.
9. Мертц Б. ДревнийЕгипет. Храмы. Гробницы. Иероглифы. – М., 2002.
10. Перепелкин Ю. Я.Египет // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ ипервые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет.—М.: Наука, 1988. — С. 293-325.
11. Перепелкин Ю. Я.История Древнего Египта.— Под общей редакцией д-ра филос. наук проф. А. Л.Вассоевича.— СПб.: «Летний Сад», 2001.— 608 с., илл.
12. Перепелкин Ю. Я.Переворот Амен-Хотпа IV. Часть 1.— М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1967.
13. Перепелкин Ю. Я.Переворот Амен-Хотпа IV. Часть 2.— М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1984.— 288с.
14. Плутарх. Исида иОсирис.— Киев.: УЦИММ — ПРЕСС, 1996.
15. Рак И. В.Египетская мифология. – СПб., 2000.
16. Рак И. В. МифыДревнего Египта. — СПб.: Изд.-во «Петро-РИФ», 1993.— 270 с. (Древний Восток:Религия. Мифология. Культура).
17. Савельева Т. Н.Храмовые хозяйства Египта времени Древнего Царства (III— VIII династии).— М.:Наука. Издательская фирма «Восточная Литература», 1991.— 180с.
18. Сказки древнегоЕгипта// Сост. и общ. ред. Г. А. Беловой, Т. А. Шерковой — М.: Алетейа, 1998. —352 с., ил.
19. Тураев Б. А.Древний Египет. — СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2001.— 192 с.
20. Тураев Б. Историядревнего Востока. – Л., 1967.
21. Уоллис Бадж Е. А.Египетская религия. Египетская магия. – М., 2003. 
22. Хомич А.Комментарий к переводу египетской Книги мертвых. – Нева. — №3. – с.23 — 25
23. Шапошников А.Древнеегипетская Книга Мертвых. Слово устремленного к Свету. – М., 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.