Реферат по предмету "История"


Духовная культура тюрков

КазахскийГосударственный Национальный Университет
имени Аль-Фараби
Кафедра Археологии и Истории КазахстанаСамостоятельная работа студента
На тему: «Духовная культура тюркских народов V-XIIвеков»
Выполнил:
Студент МП02Р
Жумаканов Николай
Проверил:
___________________
Алматы 2000
План:
I.         Духовная культура.
II.        Духовная культура тюркских народовV-XII веков.
1.   Язык и письменность
а)Изменение лингвистической карты Казахстана.
б)Развитие письменности.
2.   Доисламская литература и устноетворчество.
3.   Литература исламского периода.
а)Кутатгу Билик.
б)Религиозная литература.
4.   Развитие науки.
а)Аль-Фараби
б)Ал-Кашгари
5.   Религиозные представления.
а)Тенгрианство.
б)Распространение различных религиозных систем.
III.      Заключение.
К духовной культуре мыотносим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередьязык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и«низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятияостались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда всенепонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким»,«отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может,культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культурыне могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культуравыше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященнойдуховной культуре народов, населявших Казахстан в V — начале XIIстолетий.ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Изменениелингвистической карты Казахстана. Всередине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстанагосподствовали языки тюркской группы. Уже в V в. ониделились на две большие ветви — западную и восточную. На языках первой группыговорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор назападе. Группа делилась на ряд локальных языков — кангарский, хазарский,древнебулгарский, гуннский.  Часть гуннов в V-VIвв., продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке,близком к кангарскому, говорили усуни Тянь-Шаня. Часть Жетысу, Алтайские горы истепи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркскихязыках. Это теле, кыргызы, остатки хунну.
Начавшиеся в VIв., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадкуТюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-Xвв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влияниемтюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточнойгруппы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, атакже огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базекангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, абулгарский распадается на два диалекта — камских и азовских булгар.
К XII в. основнымязыком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу,где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этомувремени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, гдена их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты,по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркскихязыков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар,из диалекта азовских — язык карачаевцев, балкарцев и кумыков.
Наряду с тюркскими языками вЮжном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культурыпродолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же средеимелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском иарабском.
Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эрытюрко-язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названногорунической письменностью.
Первые сведения о руническихнадписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежныеученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских руническихнадписей. В 1889г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-0рхон (в 400 км западнееУлан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь Кюль-Тегина иБилге Кагана. Они были изучены финскими (1890 г.) и русскими (1891 г.) учеными,организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавилизвестный ученый Аксель Олай Гейкель, русскую — В. Радлов. В результате этойбольшой работы были составлены два атласа, а в качестве дополнения к атласамизданы шесть сборников трудов экспедиций. После издания рунических надписейматериала оказалось достаточно, для того, чтобы приступить к дешифровкезагадочных надписей, 15 декабря 1893 г, датский ученый, историк, лингвист,скандинавист по своей основной специальности, Вильгельм Томсен (1842-1927 гг.)на заседании Датской королевской Академии наук и словесности прочитал доклад освоем опыте по дешифровке рунической письменности. Одновременно с ним надчтением тюркской надписи работал В. Радлов. Им опубликовано большое количествотрудов, посвященных древнетюркской письменности. Традицию изучения руническихтюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н.Айдаров и др.
Согласно последнимисследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, всакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта руническогописьма — гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VIIвв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названнаяорхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развитиябулгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков.
Основным материалом дляписьма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. 06 этом говоряткыпчакские пословицы  «Бiтi-бiтi, бiтiдiм, бес агачка бiтiдiм» — «писал, писал, пять деревьев исписал», «Узун агач басында улу бiтi бiтiдiм» - «Написал большую надпись на вершине высокого дерева». Эти поговоркисвидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков идругих тюрко-язычных народов. Например, загадку «Салып козiм,сансыз окимын» — «Подняв глаза, без конца читаю», означавшую небо и звезды, могпридумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка былашироко распространена у кыпчаков.
Наряду с использованиемсогдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственнойречи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название«уйгурского», так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XVвв.ДОИСЛАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И  УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устноетворчество. В VI-VIIIвв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическаятрадиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтическойтрадиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе.
Китайские летописи сохранилилегенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшиетотемистические представления племен и их географическое расселение, Широкоизвестны поэтизация легендарных мест, исторические предания о священной земле«0тукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль Бируни,Марвази, Махмуда Кашгари.
Представляет интереспоэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг. Долина рисуетсяместом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена со всехсторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легендаотражала мечту народа о мирной жизни.
На основе древних историческихсказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, егостремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям.
Фольклор находил своевыражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народноготворчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похороннымиобрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки,пословицы, поговорки и загадки.
Вместе с тем в устномнародном творчестве VI-VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традицииэпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видныв текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V-VIIвв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии сталитрадиционными, и переходили из поколения в поколение. С древней поэтическойтрадицией связаны, например, клички боевых коней Кюльтегина: «Ак-оксиз»,«Ак-адман», «Башгу-Боз», эпитеты «синий», «белый», «могучий» характерны дляорхонских текстов.
Надпись Кюльтегина сохраняетмотивы родовой обрядовой поэзии (оплакивание умершего), перешедшие позже вэпос.
Богатыри носят различныеэпические имена: Мойыншор Контери (с панцирной кожей), Арслан-юракли (с сердцемльва), Елтуган-тутык (защитник народа). Общие синонимы богатырей — алып(огромный герой), ер (богатырь).
О развитии народноготворчества того времени дают представление многочисленные пословицы ипоговорки, в которых отражены народная мудрость, культура и жизненный опыттрудового народа. В лаконичных изречениях даны назидания и советы, высмеиваютсялюдские пороки.
Приведем примеры устноготворчества. Пословицы о труде:
«Труд не пропадет даром»,«Камень разбивает голову, труд дробит камень», «Союз, скрепленный у сохи, неисчезает при жатве», «Наступление осени известно с весны». Бытовые поговорки:
«Мышь, рожденная на мельнице,грома не боится», «Человек с кошмой мокрым не станет», «Не рой яму другому, сампопадешь», «Выпущенная стрела не вернется обратно», «Верхом на верблюде нескрыться в стаде баранов» и другие.
Махмуд Кашгари ссылается наакынов и сказителей, оказавших большое влияние на развитие устной поэзии тоговремени. В их числе он упоминает имя древнего сказителя Чоже.
Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложилисьнаиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках – «Коркыт Ата» и«0гыз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник вкьпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VII-X вв.и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он былзаписан в виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскимии турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариантэпоса.
Эпос состоит из 12 поэм ирассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. Событияпроисходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосеСардала). В эпосе упоминаются племена усуней и канглы, говорится о разделенииогузов на внутренних и внешних. Сам Коркут, от имени которого ведетсяповествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени Кият.Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза,эпического жанра и искусства врачевания.
Эпос «0гыз-нама» впервые былзаписан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в XVIII в.Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые ученыесчитают, что этот эпос был составлен в Жетысу или Кашгарии племенами карлыков.Основное действующее лицо эпоса — Огыз-каган, которому приписываютсясверхъестественные силы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана, его подвигам,победе над одноглазым великаном Киятом, его женитьбе и рождению сыновей,носящим имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем народауйгур, Огыз-каган ведет войны с соседями, правителями Алтыном (Китай) и Урумом(Рум-Византия). В эпосе рассказывается о происхождении славян (Урусбек-оглыСаклаб), карлыков (Кагарлык-бек), кангаров (Биллик Кангалук), кыпчаков (УлыгОрду-бек Кыпчак).ЛИТЕРАТУРА ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА
Письменнаялитература в период распространения ислама развивалась преимущественно вгородах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным.
По свидетельству Сюань Цзаня,традиция письменной литературы складывается в начале VII в. Он пишет:«Жители имеют всегда лишь несколько исторических записей. Они читают текстысверху вниз и передают друг другу разумные книги. Таким образом, литературноеобразование продолжается непрерывно». Эти сведения подтверждаются открытиемрукописи, сделанной на диалектах чигилей и аргу, живших в Таласской долине.
В XI-XIIвв. появляются уже крупные литературные произведения. Стремясь приобрести славупросвещенных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученых,архитекторов, строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитиекультуры.
Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этойэпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана ЮсуфомХас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.
Отец Юсуфа был известныймузыкант и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза «ДардиХусани». Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал вовсех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучилсямногим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Крометого, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки.
Около 1069 г. Юсуф написалсвою поэму, обессмертившую его имя, материал для нее автор собирал более 30лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года. Общий объемпроизведения -13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания,связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией,действующие лица — исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун,Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэмапостроена в виде Диалогов, изречений и назиданий.
Глубокое содержание и яркийпоэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгойвсех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том,что знание — единственный источник для благополучия, как правителей, так инарода. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченныйблагодатным знанием, утверждает Юсуф.
Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни городского населениязанимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Средиэтих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XIIвв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-началеXV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «ДиваниХикмет» (Книга о премудрости).
Яссави родился в Испиджабе(Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы(Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сынусвою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан-баба,продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедникасуфизма в Средней Азии. После смерти учителя Ахмет занял его место, затемпереехал в Яссы. Умер Яссави в 1167 г. Гробница, воздвигнутая на его могиле поприказу Караханидов, была разрушена в XIII в. Лишь спустя столетие наэтом месте был построен по приказу Тимура целый религиозный комплекс.
«Дивани Хикмет» — сборник стихов прежде всегорелигиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языкомвыражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма,выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личномублагополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизми смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического,этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерескак древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографииплемен того времени.
Младшим современником, учеником и единомышленникомЯссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Сулеймен родилсяв  Яссы в 1104 г.  По совету Ахмета Яссави он едет учиться в Самарканд, Бухару,Хорезм, Дамаск и другие крупные культурные центры Востока. В конце своей долгойжизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке Бакырган. Умер в 1186 году.
Книга Сулеймена Бакыргани,написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «3амму назир китабы» (Книгао конце света). Основная мысль произведения — все на Земле и хорошее и плохое,создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные исвятые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновьсоздаст мир, и все возвратится к жизни.
0ба сборника в течение столетийслужили учебным пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана. Ихиспользовало мусульманское духовенство в целях пропаганды идей ислама.
«Хибат ул-Хакайк» (Подарокистины) — единственная книга Азиб Ахмета Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас.Ахмет родился в конце XII в. в местечке Жуйнек, недалеко от города Яссы. Сдетства изучал богословие, арабский и персидский языки. Его книга состоит из 14глав, 235 стихов. Основные ее мысли — польза знания, основы морали,человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойнопрожить жизнь, которая достается лишь один раз. Таким образом, в книге Югнекиотразились черты морали, существовавшие в то время среди населения ЮжногоКазахстана. РАЗВИТИЕ НАУКИ
Кроме литературы и устноготворчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научныезнания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукамв средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большаячасть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многихученых — уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу НасырАль-Фараби.
Аль-фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фарабиродился в 870 г. в городе Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакскойсреды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре былабогатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читалнаучные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется введущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше(Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время онпровел в Багдаде — столице Халифата, центре развития науки и культуры тоговремени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт свидными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако этовызвало зависть ученых — богословов, личную неприязнь к нему и его научнымвзглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последниегоды жизни он провел в Аллепо и Дамаске.
Аль-фараби былученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научныхзнаний. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание,математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множествотрактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии,юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля,Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самогоАристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековаянаука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, ОмараХайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Ал-Кашгари. Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двухзнаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре,занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие всоставлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью.Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра.Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегахЕртиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасномулингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору«Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). Махмуд родился на берегуИссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в1072-1074 гг. он и написал свой труд. По его собственному выражению, длянаписания книги он исколесил все земли, населенные тюрками. Записывал живуюречь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки,легенды и обычаи, «Диуани лугат ат-тюрк» — своеобразная энциклопедия жизнитюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведенияо культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре,географической терминологии и многом другом.
Таким образом, мы видим, чтосредневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира. И хотяБаласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научныхзнаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитаяОтрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшеедо нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюрко-язычных народовКазахстана.РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Тенгрианство. Многими средневековыми и современными авторамиотмечено существование у тюрко-язычных народов своеобразной монотеистическойрелигии – тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевогообщества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня всознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
Тюрки различали видимое небо«Кок» и Небо — бога «Тенгри». Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящимбожеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющеймиром. «Тюрки говорят «бир Тенгри», — пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим –«един господь», «Если постигнет одного из них несправедливость или случится сним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит «бирТенгри», — свидетельствует ибн-Фадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки,правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: «Тенгри тег, Тенгрийаратмыш» (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почиталисвященные Тюркские Земли и Воду – «Турк ыдук йерсубу». Тюркские каганы в своихнадписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри,Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.
Следующим по значению, быложенское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Кроме того,Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам.Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного изудачных походов тюрок говорится:
«Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суббасы бердi ерiни» (Тенгри, Умай священная Земля-Вода, они даровалипобеду). Культ Умай сохранился у некоторых тюрко-язычных народностей Алтая доконца XIX в.
Важное значение в верованияхвсех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор (ыдыкбаш), бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особопочитали «Священную Отюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считалсяпокровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков», где по тюркскимсказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилосьжертвоприношение.
По представлениям тюрок,землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от временинеобходимо было умиротворить жертвами.Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял богсмерти и владыка подземного мира Эрлик.
Многие арабские авторы пишуто тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магическихманипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания пишут и персидскиеисторики и географы.
Умерших тюрки хоронили подревнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон:покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных вжертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз передвходом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей,одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили вподходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава илистья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступлениялета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел.
После похорон накладываликамни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количествалюдей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головыпринесенных в жертву животных.
Со временем погребальный обрядизменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли иликамня.
Распространение различныхрелигиозных систем среди населения Казахстана. Наряду с собственными верованиями в VI-IXвв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестанаполучили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями — буддизм, манихейство, христианство.
В конце IX-началеX вв. началась исламизация тюрко-язычных этносовКазахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху.
Буддизм раньше всех «великихрелигий» стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркскогокаганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии,способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной посвоему составу державе.
На востоке и западе каганатабуддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение онполучил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиямиустановлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней Азии иКазахстане.
Находки из храмовсвидетельствуют о том, что в буддийские общины входили как согдийцы, так ипредставители тюрко-язычного населения.
Манихейские и христианскиеобщины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелковогопути. В «Священной книге двух основ» (VIII в.), написанной с цельюпробудить веру в стране «десяти стрел», то есть в Западно-Тюркском каганате,упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, вкоторых имелись Манихейские обители. Часть согдийского населения Таразасохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбищев Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимогоогня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которыххорошо знакомы по сасанидским монетам.
В эпоху раннего средневековьярелигиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличалисьмногообразием и синкретизмом. Унаследованные издревне верования и обрядыпричудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами,привнесенными извне.
Итак, со временем произошлизначительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри,Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространениеновая религия – ислам.
В заключение отметим, чтокультура народов, населявших Казахстан в V-XIIвв., была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в своюочередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь вконтексте общемировой цивилизации.
Литература:История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана, 1999г. История КазССР в 5 томах под редакцией А.Н.Нусупбекова. Алматы, 1977г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Organized Labor Essay Research Paper Organized labor
Реферат Українсько-італійське інвестиційне співробітництво у контексті двосторонньої економічної співпраці у кінці 1990-х - початку 2000-х років
Реферат Уникальность повести Чехова "Три года"
Реферат "Одетое тогами племя"
Реферат Нарушение высшей нервной деятельности у животных
Реферат ! Львов – Прага – Париж – Диснейленд Нюренберг Львов в стоимости тура: Волшебная Прага, Париж, Нюрнберг и Старинный Львов …
Реферат На пути к глобальному интеллекту о перспективах интеграции социально-исторических наук, философии и практики
Реферат Nationalism In Germany And Italy Essay Research
Реферат Оценки спектральных радиусов
Реферат Daniel 2 Essay Research Paper DanielThe book
Реферат Equality Essay Research Paper In 1890 less
Реферат Ethics In Sports Essay Research Paper The
Реферат Cathedrals Of The Twelve Centure Essay Research
Реферат Особливості відповідальності за шкоду заподіяну неповнолітніми недієздатними і громадянами не
Реферат Жизнь и творческий путь И. А. Ильина