Реферат по предмету "История"


Древняя Русь в X-XII вв.

Тема:“Древняя Русь в X-XII вв.”

Оглавление/>
Введение
1. Социально-экономический стройДревней Руси
2. Общественно-политическая жизньДревней Руси
Заключение
Литература

Введение
Именно с конца IX в.можно говорить о начале сложения большого государства, которое получилоназвание Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух главныхполитических центров восточных славян — южного с Киевом и северного с Новгородом.Период с X по XII вв., несомненно, очень значимый в истории Руси,изучение оного дает возможность разобраться в особенностях становления русскогогосударства. Кроме того, он объясняет некоторые причины отличия историческогоразвития Руси от других древних государств.
Задачами нашей работыявляется рассмотрение комплекса различных аспектов жизни Руси X-XII вв. сквозь призму государственных проблем и сторонжизни непосредственно русского народа.
В контексте мировойистории следует отметить следующий момент — в становлении государственности Русьзаметно отставала от передовых стран Западной Европы, но шла вровень (или дажеопережая) со странами Восточной Европы, Скандинавии и Балканского полуострова.Русь напоминала раннюю Францию по длительному существованию мощной крестьянскойобщины. Однако на Руси свободное крестьянство, хотя и являлось частьюобщерусского войска в масштабных походах, не стало постоянной основой армии,как у франков, поскольку эти походы были лишь эпизодическими. Между тем как франкскоеобщество, так и германское взросли на перманентных завоеваниях. Именнозавоевания и стали в известной мере, наряду с влиянием феодализирующейсяантичной социально-экономической структуры, материального производства идуховной культуры, доставшейся франкам, лангобардам от античного мира, мощнымкатализатором и ускорителем общественного прогресса западных «варварских»государств. Бурный мир Запада, полный социальных и политических катаклизмов, немог не торопить события. Русь в этом смысле не имела экспансионистских стимуловтаких масштабов. Потому и рост служилой знати шел здесь более медленнымитемпами, потому и поместье не было поставлено в повестку дня и крестьянствонадолго оставалось в состоянии относительной свободы, и не было охвачено такбыстро феодальным поместьем, а потом вотчиной, как на Западе. Да и самоформирование земельного фонда феодалов на Руси шло в основном за счетэкспроприации социальной верхушкой земель разлагающейся сельской общины, атакже за счет расхищения ее князьями, дружиной, церковью.
древний русьгосударственный экономический социальный

/>1. Социально-экономический стройДревней Руси
С распадом родовых связейремесленники оседают в городах, составляя значительную часть посадскогонаселения. Впрочем, от сельского хозяйства русские ремесленники так и неотрываются даже и в более поздние времена. С древнейших времен основнымпредметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, меди др. В большом количестве вывозились рабы — добыча в бесчисленных войнах.Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.д.
Экономика, как известно,особенно в древних обществах, тесно связана с социальной структурой и ссобственностью на землю. Считают, что зарождение крупного феодальногоземлевладения, начинается с X в., феодализм, постоянно развиваясь в КиевскойРуси в XI-XII вв., приводит к феодальной раздробленности.
Славяне в X в. уже жили не родовым строем, иобъединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Согласноновейшим исследованиям, города как такового, т.е. экономического центра, наРуси до конца X в., вероятно, еще не было. Древнерусский термин «град» означалогороженное место, укрепление, которое естественно являлось центром группысельских общин. Расцвет древнерусских городов падает уже на XI—начало XIII в.Более же ранние города представляли из себя либо центры местных князей, либоторговые фактории, ставшие центрами так называемого полюдья (платысоплеменников за отправление общественно полезных функций). На основе полюдьяразвились всякого рода кормления, которыми князья делились друг с другом и сбоярами. Осуществляя в волости управление, князь или боярин получали за этоплату, «кормились» за счет рядовых общинников. Институт полюдья характерен нетолько для Древней Руси, но известен во многих раннеклассовых обществах разныхэпох. Для ранней Руси он имел исключительно важное значение, по сути делаопределяя социальное лицо этого государства.
Таким образом, едва ли неглавной задачей русских князей первой половины X в. была организация полюдья, азатем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдьядобра. Эти экспедиции носили регулярный характер, и их не следует путать сбольшими военными мероприятиями князей Олега и Игоря, результатом которых былизаключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю. Ольга провела рядважных реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: естьоснования полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместнораспространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой дани,которая собиралась в административных центрах (погостах) специальнымичиновниками правительства (тиунами). Кроме того, Ольга прекратила внешниепоходы, стоившие потерь людьми, а самый буйный элемент, заинтересованный втаких походах (прежде всего наемных варягов), отправляла в качествевспомогательных отрядов в Византию, где они сражались с арабами и прочимиврагами империи. Наконец, Ольга приняла христианство, но только лично, а не вкачестве государственной религии. По всей вероятности, княгиня рассчитывала,что ее примеру последуют сын и другие знатные люди. Но этого не случилось.
С начала X до середины XI стабилизировалась экономика страны, осваивались новыепахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговыесвязи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новыегородские центры, а многие старые города быстро набирали силу. Складывающаясягосударственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередьпрогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию исовершенствованию в связи с запросами времени.
В XI в. во главе Руси, как и прежде,стояли великие киевские князья, которые были полноправными правителями страны.Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушкудружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина, гдесостояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугамивеликого князя. Они исполняли его различные поручения — в военном деле,управлении страной, суде и расправе, сборе даней и податей, в областидипломатических отношений с другими государствами.
В услужении князя были иличные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они быличленами младшей дружины. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чистовоенные функции, с конца X в. ив течение всего XI в. все болеесливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти. Вгородах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких,которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.
Сам же великий князьпользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страныи направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шелвпереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления странойи судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.
Русь IX-XII вв., по мнениюИ.Я. Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений краннеклассовым, период, который можно определить как «раннефеодальный», сходныйс тем, который выделяют на материале Западной Европы. Переходному периодусоответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления в КиевскойРуси часто не поддаются однозначной трактовке, поскольку полифоничны похарактеру, что объясняется сложностью переходной эпохи. То, что мы знаем о IX—Xвв., позволяет констатировать только возникновение земельных владений (личных)великого князя — княжеского домена и, возможно, местных князей. Аналогичныепроцессы происходят в отдельных землях Руси, где на верху социальной лестницыоказывается бывшая племенная знать, начинающая прибирать населенные земли к своимрукам. Появляются данные и о том, что княжеские дружинники также становятсявладельцами земель. Зарождается и вассалитет, который, однако, в это время былсвязан не с земельными пожалованиями, а с предоставлением права получения дани,которая собиралась с подвластных племен, с пожалованных великим князем земель.В рамках единого государства, чье мужание происходило в конце IX — начале X в.прежде всего под воздействием борьбы с сильными и опасными соседями, такими,как хазары, проходящие в Европу венгры, позднее — печенеги, социальные процессыразвивались быстрее. Этому способствовало и то, что, несмотря на постоянноепротивоборство с Хазарией и со степью в IX—X вв., Русь не знала стольмасштабных и опустошительных нападений со стороны степняков, как в прежниевека. И в рамках этой крепнущей государственности проходили свою историческуюэволюцию разложение родоплеменных отношений и появление первых знаков раннегофеодализма. Однако на рубеже X—XI вв. отдельные земельные приобретения великихкнязей, местных княжат, бояр и дружинников тонули в море свободного общинногоземлевладения. Древнерусская знать — князья и бояре — существовали не за счеткрупной земельной собственности, которая носила подсобный характер; свободный,платящий дань лишь государству, смерд был главной фигурой сельского мира Руси.К началу XI в. процесс феодализации на Руси стал уже необратимым. Именно в этовремя общинные земли по существу становятся принадлежностью коллективногособственника — государства, которое начинает их отчуждать по своему усмотрениювместе с крестьянами. Процесс разложения общины, появление в ее рамкахотчуждаемой частной собственности на землю, аллода, ведет к дальнейшемусоциальному расслоению общины; создаются предпосылки складывания феодальныхвотчин. С XI в. можно говорить и о ранних ростках боярской земельнойсобственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Это произошло несразу, и первоначально церковь существовала за счет десятины от княжескихдоходов, как определил еще князь Владимир. Кажется, церковная собственность наземлю возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появлениепоследней.
В чьих интересахдействовал князь? Конечно, прежде всего, он выражал интересы верхушки общества— бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди, этислои были наиболее близки к княжеской власти, были прежде всего заинтересованыв ней для защиты своих привилегий и доходов. В то же время княжеская властьвыражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страныот иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовныепреступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которыхдержалось и прогрессировало общество. К тому же, несмотря на развитие вобществе социальной розни, в нем еще четко не обозначились отдельные классы,социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, икняжеская власть выражала их интересы в целом.
На Руси XI—XII вв. одновременно сохранялось еще немало остатковстарого строя. Так, в городах при решении важнейших вопросов традиционнособиралось вече, куда приходили все свободные жители. Их волеизъявление имелобольшое значение при формировании политики великого князя или его вассалов,стоящих во главе отдельных княжеств. Вече были продолжением старых народныхсобраний. И хотя на них заправляли в основном наиболее влиятельные, богатыегорожане, они сохранили свои народные черты. Судебные разбирательства всельской местности производились непременно в присутствии представителейместных крестьянских общин. А это тоже говорило о сильных корняхродо-племенного быта. Да и в самой великокняжеской власти, в порядке еепередачи от одного властелина к другому не было еще стройности и четкогопорядка: власть в период XI—XII вв. передавалась и по старшинству, ипо завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князяжителями того или иного города — центра княжества. Порой княжеская властьзахватывалась и надолго удерживалась силой. Все это свидетельствовало об отсутствиипрочного и строгого ее регламентирования, говорило о переходном неустойчивомхарактере всего общества.
Все большую ценностьприобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением.
Первым этапом подчинениякнязьям, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было, как ужеговорилось выше, полюдье, а позднее регулярный и упорядоченный сбор дани сподвластного населения. Лично люди были еще свободны, но они уже попадали вопределенную зависимость от государственной власти. Дань являлась первойизвестной на Руси формой зависимости населения от государства. Облагались ею ивновь завоеванные и присоединенные к Киеву княжества, и собственное население —свободные жители сельских общин. Все эти земли превращались в даннические, ажившие на них люди — в данников. Происходило так называемое окняжениеподвластных земель великому князю, государству, так как получаемые дани шли нанужды не только князя, но и всего складывающегося государства. Государство темсамым утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли. Такимобразом, политические права на территорию выражались в притязаниях чистохозяйственных.
Основу принципа обложенияданью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли. Земля — вотчто было главным объектом обложения, земля и хозяйствующий на ней крестьянин.Одновременно с установлением власти великого киевского князя над всемивосточнославянскими землями шел и другой процесс: обогащение одних и обеднениедругих.
В XI в. княжеских доменов было еще не много,но их возникновение знаменовало наступление новых порядков, эта система лишьпоявлялась. И по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязанийфеодальных владельцев. Огромные пространства были заселены свободными людьми,жившими в так называемых волостях, над которыми был лишь один хозяин — самвеликий князь как глава государства. И таких свободных крестьян-смердов,ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.
Одним из путей обогащениядревнерусской верхушки стало предоставление великими князьями в первую очередьместным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Этиземли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы в кормление.Это было средством их содержания и обогащения. Позднее в разряд таких«кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали частьэтих «кормлений» уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Такзарождалась система феодальной иерархии. Слово «феод» (от лат. «feodum») означает наследственное земельноевладение, которое сеньор жаловал своему вассалу за разного рода службу (военноедело, участие в управлении, судопроизводстве и т.д.). Поэтому одной из главныхчерт феодализма как системы является наличие отношений между сеньором и вассаломна многих уровнях. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI—XII вв. В это время появляются первые вотчины бояр,воевод, посадников, старших дружинников.
Вотчиной (или «отчиной»)называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащие владельцуна правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственностьна это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, номог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другомулицу. К концу XI—XII в. многие младшие дружинники также обзаводятся своимиземельными владениями. C XI в. отмечены и появления церковныхземельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархамцеркви — митрополиту, епископам, монастырям, церквам.
С течением времениправители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но иправо суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадалипод полное влияние своих господ — вассалов великого князя, которые затем жаловаличасть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась эдакаяпирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, атакже живущего в городах ремесленного люда. За право пользоваться собственнымиучастками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великимкнязем своему вассалу со всеми правами на эти территории, люди должны былиплатить владельцу земли определенные платежи натурой. Дело в том, что торговоеи денежное обращение в сельской местности было еще не развито и хозяйствоявлялось натуральным, т.е. оно потребляло в основном то, что производило. Вотэту «натуру» — зерно, пушнину, мед, воск и другие продукты жители и должны былипредоставлять в виде платежей своему господину. Они также обязаны былиисполнять подводную повинность — предоставлять по требованию господина телегилетом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполнять различные работы, связанныес починкой дорог, мостов и т.д. Все обязанности, которые ранее населениевыполняло на великого князя, на государство, теперь выполнялись на новогогосподина — боярина, дружинника, церковь, монастырь. Но оставались иобщегосударственные поборы и повинности.
Наиболее неполноправнымилюдьми, как в городе, так и в сельской местности были холопы; в XI—XII вв. их стали привлекать к сельским работам, «сажать»на землю и заставлять работать на своего господина. Холопами становились всебольше и больше людей: свободный человек мог продать себя в холопы от великойнужды; он превращался в холопа, если женился на холопке, заранее не оговоривсвою свободу; если поступал на службу к господину без специального договора.Холопами становились также дети холопов; проворовавшиеся и нарушившие договор«рядовичи» (заключавшие с хозяином «ряд» — договор), или «закупами», (бравшие ухозяина «купу» — долг); в состав холопов попадали и пленники. На господскойземле трудились и «наймиты», нанимавшиеся за плату; на Церковных земляхтрудились «прощеники» — те, кому были прощены их долги или преступления, илите, кого церковные организации выкупали у государства, заплатив за нихнеобходимые штрафы. Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовнойзнати были полны такими людьми, которые исполняли многие работы по дому и вполе. И все же русские холопы отличались от рабов в античном мире. Они имеликое-какие права. Их убийство каралось законом. Иногда, в случае отсутствия иныхсвидетелей, холопы могли давать показания в суде. Церковь стремилась смягчитьбесправное положение холопов, что ей и удалось сделать к концу XI— началу XII в.
Города.
В X — начале XI в. по мере развития хозяйственной жизни на Руси,совершенствования ремесла, торговли, сельского хозяйства, по мере созданияединого государства и затухания прежних родоплеменных порядков городская жизньстала заметно меняться. Зачахли прежние городки, где жила племенная знать, затонабирали силу города, которые стояли на оживленных торговых путях, где оседаликупцы, куда тянулись ремесленники, стремящиеся выгодно продать свои изделия.Однако наибольшую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города,которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они былиполитическими и административными центрами. Там жили князь, его бояре,размещалась княжеская дружина. Там князь со своими помощниками правил суд,отсюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялиськак торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредоточивалась религиознаяжизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли своихристианские службы митрополит и епископы, стояли крупные монастыри. В то жевремя эти города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегическиепозиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, номасштабы их были неизмеримо больше. Такие города были и центрами культуры. Вних расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки.Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определялогородскую жизнь. Точно так же возникали известные города Западной Европы.Однако развитие их городской жизни определялось еще одной весьма важной чертой,которой не знала Русь. Многие западные города возникали на месте старых римскихгородских поселений или римских крепостей. Таким центром римского владычества вБритании был Лондон. В таких центрах сосредоточивалось наиболее подготовленноев хозяйственном отношении население, наиболее грамотные люди, военные, юристы.С переходом римских городских центров под власть варваров весь экономический икультурный потенциал этих городов был поставлен на службу новым властям./>/>
2.Общественно-политическая жизнь Древней Руси
Образование государствпроисходило двумя основными путями. В первом случае государственная структураформировалась в рамках одной крупной догосударственной общности. Сложившиеся втаких условиях государства либо быстро теряли независимость, либо вынужденыбыли время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями(Хорватия, сербские княжества). Более результативным оказался другой путьгосударствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупнойдогосударственной общности, игравшей роль ядра формирующейся государственнойтерритории, переходили другие крупные или мелкие общности.
Рассматривая период сконца IX в., можно отметить, что князь Олегпостепенно так или иначе присоединил к Киеву большую часть восточнославянскихземель. Ему к концу правления подчинились поляне, словене (новгородские), чудь,кривичи, меря, древляне, радимичи, северяне, белые хорваты, дулебы и тиверцы. Подвластью Киева оказался прежде всего «путь из варяг в греки» с его ответвлениямина Десну и Западную Двину. Скорее всего, русско-византийских договоров было дваи второй подтверждал первый, который явился результатом похода Олега наКонстантинополь. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге этипришельцы быстро ославянились, очевидно, вступая в брачные связи с местнымнаселением и сливаясь с ним уже в следующем поколении. Однако термин «русы» ещев первой половине X в. имел, скорее, социальное значение, охватывая княжескуюдружину и его ближайшее окружение. Вместе с тем в это же время с утверждениемпостоянной столицы в Киеве складывается понятие «Русская земля, Русь» (увизантийцев «Россия»). К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю,кроме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью.
Государство. РаннееКиевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерациюкняжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точкизрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин сэлементами родовых отношений.
Княжества подчинялисьвеликому князю киевскому. Киевскому же князю подчинялись местные князья ибояре, т.е. высшая знать государства. Олег пытался в ряде подчиненных городовпоставить своих наместников («мужей»). Такую же политику проводили и егопреемники. Сам великий князь опирался прежде всего на дружину. Наконец, великийкнязь все больше обязан был считаться со знатью Киева. На местах же тамошниекнязья опирались на местную знать и местные собрания общинников (вече). Местнаязнать была также заинтересована в военно-торговых мероприятиях Киева, ноодновременно не упускала случая попытаться вернуть самостоятельность.
Условия союза славянскихплемен, очевидно, сводились, во-первых, к праву великого князя на полюдье вземлях союзных князей; во-вторых, последние были обязаны поставлять военныеополчения в случае больших внешнеполитических акций, типа походов на греков илина восток. В остальном местные князья, по-видимому, еще долго сохранялинезависимость. Киевские правители стремились укрепить свою власть и привозможности ликвидировать такие местные княжения, но борьба за это была долгой.Даже беглый взгляд на историю второй половины X в. показывает, что на Руси шлаборьба между старыми языческими кланами, которые в случае необходимостиобращались на север страны, к варягам, и той частью знати (преимущественноюжной, киевской), что давно поняла необходимость реформ, которые, приобщили бытогдашнюю Русь к наиболее цивилизованным странам эпохи. К этому вели и реформыОльги и, очевидно, Ярополка.
Итак, В X в. молодаярусская государственность решала в основном вопросы объединения страны,централизации власти, изживания племенного сепаратизма и древних форм отношенийс подданными, вроде «полюдья».
В древнерусскомгосударстве X в. при всем его своеобразии имелись и атрибуты раннейгосударственной власти. Трудно сказать, действовали ли в Киеве X в. вече; обэтом источники молчат. Поэтому можно предполагать, что роль этого института встолице в ту пору не была значительна, хотя в других землях (например, удревлян) вече функционировало. Источники упоминают некий Закон русский, накоторый ссылались князь и его окружение. Что это за закон, мы, однако, незнаем. Скорее всего, это местное право Киевской земли.
С начала X до середины XI столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятныхусловиях. Создание мощного государства способствовало освобождению частивосточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ.Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на Дону и Таманскомполуострове.
Летопись отмечает войнуВладимира (980-1015гг.) с причерноморскими булгарами, подавление восстания вземлях вятичей и радимичей. Именно указания на эти действия князя даютоснование утверждать, что объединение вокруг Киева восточнославянских «племен»не было устойчивым, и нужны были какие-то более действенные меры для сплочениядержавы. Необходимо было принять какую-то монотеистическую религию, по своейсути укреплявшую власть единого государства. Это тем более следовало сделать,так как такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианскаярелигия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет.Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она быламогущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (противарабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почтинеограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, вотличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную системуи полностью зависела от императора.
Религия.
Принятие христианстваДревней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянскойцивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные,хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом,политическом и культурном развитии Руси. В плане этническом принятиехристианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предкасовременных русских, украинцев и белорусов. В целом же к рубежу X-XI в. местные этнополитическиеединицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля»,а ее обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках — русы, росы,рутены. Русь к этому времени была уже полиэтническим государством, в котороминые, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправнымижителями огромной страны. Этому, несомненно, способствовало создание и единойгосударственности и единой церковной организации, заменившей разнообразныеместные культы. Роль принятия христианства в возникновении и укрепленииземельной собственности на Руси: освящая частное владение (пожалования князейцеркви) и собственные богатства, христианская церковь активно способствовалаимущественному расслоению древнерусского общества и утверждению власти имущих.Превратившись в крупного феодала-землевладельца, получая презенты от светскихземлевладельцев, древнерусская церковная организация стала могущественнойопорой феодального строя, активнейшим образом способствуя его дальнейшемуутверждению и развитию.
В иностранных источникахотсутствуют сведения о крещении Владимиром Руси. Это объясняется тем, чтовпервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялсяв 860 г., при Аскольде. И хотя после убийства последнего в 882 г. христианствоутратило значение государственной религии, в глазах Эйкумены (обитаемая частьсуши, включающая все заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные ворбиту жизни общества территории) Русь оставалась христианской страной.Временная потеря новой верой своих позиций не могла расшатать общепринятоепредставление, а обращение Владимира в 987-989гг. окончательно решило спормежду религиозными системами в пользу христианства. (Выступления против новойверы имели место в разных частях страны на протяжении, очевидно, всего XI в. Номожно сказать, что в целом в городах процесс христианизации шел успешно, тогдакак в сельской местности население упорно держалось за старых богов еще и вXIII—XIV вв.)
Немногое мы знаем и оборганизации ранней русской церкви. До сих пор неизвестно имя первогомитрополита Руси, однако, очевидно, при сильных киевских князьях шла борьба замитрополичью кафедру в Киеве, и, например, Ярославу Мудрому удалось в последниегоды жизни поставить митрополитом русского человека — Илариона. Русская церковьизначально зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельнылишь в чисто церковных делах.
Вырисовывается влияниепринятия христианства на политическую структуру Древнерусского государства.Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя,несомненно помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Нозатем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшимвосточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать вповиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.).Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они наместную знать. Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциациядревнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегосявокруг киевского князя и его представителей на местах. Эта консолидирующаясядревнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковныеканоны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковныеуставы Владимира, Ярослава и т.д.).
К началу XI в.христианство затронуло лишь верхний слой древнерусского общества. Вековаяборьба язычества против христианства закончилась формальной победой последнего,по это вовсе не означало, что с язычеством было покончено. Напротив, ужевведение новой религии в Новгороде показало глубокую приверженность народастарой вере. И хотя на Руси утверждались новые епископства, множился церковныйклир, возводились храмы и в селах, и в городах, большинство населения молилосьеще старым языческим богам. Языческие пласты были тем глубже, чем дальшеотстояла та или иная земля от центров миссионерской деятельности — Киева,Новгорода, Переяславля, Чернигова. Главная же трудность для поборников новойрелигии заключалась в том, что Русь пока еще усваивала лишь внешние формы христианства;овладение его философской сущностью, гуманистическим началом лишь начиналось.Поэтому древнеславянское язычество с его давно и тщательно разработаннойсистемой взглядов, с его изощренной сказочной фантазией, отвечающей какприродному окружению, так и натуре восточного славянства, не собиралось такбыстро сдаваться. По мере утверждения новой религии и упорного сопротивлениярелигии старой на Руси стал формироваться своеобразный духовный феномен — двоеверие,которое обещало вылиться в синтез двух религий и способствовать не только ихвзаимному духовному обогащению на чисто бытовом уровне, но и остромусоперничеству и ожесточенной борьбе на уровне государственном, политическом. ВXI век Русь вступала полная драматических религиозных и духовных коллизий,которые шли рука об руку с обостряющимися социальными процессами.
Во времена Ярослава (XIв.) христианская церковь получила на Руси более широкое распространение иприобрела определенный вес в обществе. Монастыри стали появляться повсеместно ив больших городах, и в сельской местности, знаменуя собой дальнейшеераспространение христианства и упрочения роли церкви в обществе. В середине50-х годов XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь.
Культура. В пору ужесвоего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседнейВизантии, которая для своего времени была одним из наиболее культурныхгосударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала каксинтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлении,стилей, традиций. Но Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безогляднозаимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшемуиз глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлениюо прекрасном. Характерными чертами русской культуры являются стремление кмонументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельностьи простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало вархитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульсаисканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большаяслитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастностивсему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
Письменность илитература. Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии иформировании единой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идет ораспространении письменности и литературы. То, что письменность появилась наРуси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать. Деятельность просветителейКирилла и Мефодия имела в ту пору практически общеславянское значение, онистали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то частиосновывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных,южных и западных славян задолго до их христианизации. Известны единичныенаходки надписей на Руси дохристианской поры, накануне христианской реформыВладимира, упоминается о переписке русского князя с каким-то кавказскимвладетелем.
Однако письмо, пришедшеена Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудьширокого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Русидо Владимира литературы.
Так что широкое внедрениеписьменности и появление литературы, сначала переводной, затем оригинальной,следует отнести к христианскому времени. И в этом распространении славянскогописьма и появлении древнерусской литературы несомненна ведущая рольхристианства и ранних деятелей русской церкви. Общий подъем Руси в XI в.,создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованныхлюдей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской средеопределили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась,складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованностиобщества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды нажизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своимжизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени:нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятномкультурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели,средневековые публицисты, поэты.
Если переводная литературапоступала в основном первоначально из Болгарии, то первые оригинальныепроизведения принадлежат перу русских духовных лиц. Есть немало свидетельств ошироком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв. Однако она былараспространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатыхгорожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. Всельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошьнеграмотным.
Летописи. Летописание, понаблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введенияхристианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Уже с этого времени право иобязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Ученые считают, что,прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения, охватывающиенесколько веков русской истории, — существовали отдельные записи, в том числецерковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первыхобобщающих сочинений. Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ееидеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейшихпамятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Засоставление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самыеграмотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год загодом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видениеэпохи так, как ее понимали летописцы. Летопись была делом государственным,делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самомуграмотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкиетой или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самымобъективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мыназываем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своегозаказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, болеенадежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождаласьуже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.
Архитектура. Архитектура— это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторойпоправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура,языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереверусский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточнымиславянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций,слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревяннаяархитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменнаясвязана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа,издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянныепостройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел донас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Длярусской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений,увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей,переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционнымукрашением русских деревянных строений. Мир Византии, мир христианства, странКавказа привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняласооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат,расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие кподкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времениВладимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициямрусской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу.
В XI в. князь Ярослав был крупнымградостроителем. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и Киевнамного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В товремя в Киеве уже числилось около 400 церквей. В честь побед над врагамиЯрослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавшие иностранцев своимвеликолепием. Основан Печерский монастырь, а также Софийский собор — огромныйпятинефный храм с крестовокупольной системой сводов. Внутренняя поверхностьсобора была покрыта великолепными мозаиками и фресковой живописью. И по сейдень Софийский собор поражает своим величием и красотой.
Ярослав основывал городана Волге и берегах Балтики, на южных границах Руси, например, Ярославль иЮрьев.
Великий князь Ярослав былревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нембыли созданы первые библиотеки, получила признание и поддержку переводческаядеятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церквии историков были переведены на славянский язык.
Древнерусское искусство —живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимыеперемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом,народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные икаменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стеныязыческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялисьремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах,увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ. Христианская церковьвнесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусствоподчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых,деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» иутверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусствовоспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческойдуши ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве,считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том,что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном поцерковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианскимпринципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска),возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, самхрам, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это былосвойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословскаятема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение вискусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз инавсегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителемканонов, которые диктовала церковь. И вот перенесенное на русскую почвуканоническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византиистолкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостнымкультом природы — солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями одобре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковноеискусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры инародных эстетических представлений. На протяжении долгих веков на Русиразвивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню.Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. Художественные ремесла: подлинныешедевры создавали древнерусские ювелиры. Они делали браслеты, серьги, подвески,пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценнымикамнями утварь, посуду, оружие. С особенными старанием и любовьюмастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Составной частьюискусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство; существовал и народныйкукольный театр. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культурыявлялся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.
На рубеже X—XI вв посравнению со Средним Поднепровьем значительно отставали в своем цивилизационномразвитии северо-восточные земли Руси в междуречье Оки — Волги — Клязьмы, атакже северные районы с центром в Белоозере.
Ко времени смертиВладимира (1015г.) Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну изсильнейших держав Восточной Европы. Владимир наследовал вместе с киевскимпрестолом по меньшей мере уже вековую и славную историю объединенногогосударства восточных славян. Сцепленные воедино государственной волей киевскихкнязей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостьюобороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские ииноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетийсуществовали в составе единого государства, деля с ним его историю, достижения,успехи и неудачи. Но это единство было еще непрочным, относительным, как иединство других европейских раннесредневековых государственных образований.Давали о себе знать прежние племенные распри, стремление вновь присоединенныхплеменных конфедераций во главе со своими крупными городскими центрами к былойсамостоятельности. Иноязычные народы еще не стали органической частью страны,нередки были их волнения, колебания. Давало о себе знать и старинноесоперничество Киева и Новгорода за политические влияния на Руси. Одно за другимследовали восстания подчиненных Киеву земель, бывших ранее племеннымиконфедерациями. В конце X — начале XIвв. одна за другой следовалибратоубийственные войны со сменой правящего князя, т.к. у Владимира было 11сыновей, не считая племянника-пасынка. Только в 1017г. Ярослав сел на русскийпрестол, но результатом противодействия с братом Мстиславом стал раскол Руси в1024г., с двумя центрами – Киевом и Черниговом, хотя братья жили достаточномирно, после смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась.
В XI в. после смерти Ярослава Мудрого(1054 г), казалось, была выработана новая и прочная система единства Руси —передача великокняжеской власти по старшинству. Старший в роду становилсявеликим князем. Наследие по прямой линии отступило перед патриархальным, чистосемейным принципом. Однако и такой подход к престолонаследию имел своисерьезные изъяны. Великие князья старались передать свой престол не старшимпосле них братьям, а своему старшему сыну. К тому же передвижение князей извладения во владение по старшинству не всегда совпадало с желанием населения,что порождало острые общественные конфликты. Наконец, пока были живы сыновьяЯрослава, все было ясно. Но после их смерти старший в роду порой вовсе неявлялся сыном великого князя. Династия дробилась, что создавало невероятнозапутанные ситуации с наследием великокняжеского престола.
Весь XI в. княженияпотомков Ярослава характеризуется сходной внутренней и внешней политикой. Нарубеже XI-XII вв. при Святополке (1093-1113) борьба между волостямии их представителями — князьями разворачивается с новой силой. Положениеусугублялось неурожаями и постоянными набегами половцев. Понимая пагубностьмеждоусобиц, князья пытаются договориться. В 1097 г. в г. Любече состоялсякняжеский съезд – По некоторым источникам — договоренность князей в Любечезафиксировала то, что стало фактом исторической действительности — распадсуперсоюза на города-государства. Но в тексте соглашения, князья возвращались кпорядку, установленному Ярославом. Ничего иного, а тем более узаконенногополитического распада русских земель, здесь прочитать невозможно. И хотядальнейшие события поколебали этот порядок, но их преодоление и последующееединство Руси при том же Святополке и особенно при Владимире Мономахе иМстиславе лишь подчеркивают ошибочное традиционное толкование значенияЛюбечского съезда в историографии прошлых лет. Съезды позволили Руси сплочатьсяперед лицом степной угрозы. Удача сопутствовала русским в 1106, 1107, 1109 гг.,а в 1111 г. они одержали грандиозную победу, которая отбросила кочевниковдалеко на восток (крестовый поход). Правление в Киеве Владимира Мономаха(1113-1125) — успешная попытка установить социальный и политический мир,остановить продвижение половцев. Он положил конец бесконтрольному ростуростовщического процента, нельзя было брать более 20% годовых запредоставленный долг, отныне расчеты процентов за взятый долг были изменены.Эти статьи освободили от долгов многих должников, ограничили произволростовщиков. «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов,закупов, рядовичей, холопов. В то же время он не чурался ни войны, ни охоты.Довольно сложные отношения сложились с Византией. Со временем отношения сИмперией наладились. По существу, Мономах выступил в истории Руси как первыйсерьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвыскладывающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир иупрочены основы самого этого развивающегося строя русской жизни.
Его сын Мстислав(1125-1132) как и отец совершает ряд победоносных походов против половцев,воюет с литовцами и чудью; поддерживает союзнические отношения с Византией.Годы его правления были плодотворны для развития русской культуры: в Киевевозводится целый ряд монументальных храмов. Однако ни Мономах, ни его сын немогли воспрепятствовать дальнейшему росту городов-государств, в том числе иКиевского. Более того, реформы, укрепив изнутри киевскую общину, способствовалиее дальнейшему оформлению в город-государство. Именно усиление последнего всочетании с сильной еще традицией популярности киевского престола среди князейопределяет политическую ситуацию в середине XII столетия. Весной 1155 г. ЮрийДолгорукий стал Великим Киевским князем. Оказавшись на киевском престоле, Юрийвел традиционную борьбу с половцами. Но отношения с половецкими ханами онстарался урегулировать также и мирным путем. Такая политика оказалась весьмарезультативной. При Юрии были установлены тесные дипломатические отношения сВизантией.
Если внимательновсмотреться в исторический путь Руси со второй половины XI в. до второй третиXII в., то окажется, что смуты перемежались в ней с длительными периодамиполитической стабилизации, когда политическое единство возрождалось. Болеетого, в эти годы стабилизации Русь набирала еще большую силу, чем во временаВладимира I и Ярослава Мудрого. Это касалось внутренней целостности русскихземель и их внешнеполитической безопасности.
Однако прекратитькняжеские распри съезды не смогли. После смерти Юрия (1157г.) война за киевскийпрестол длится до начала XIII в. иодновременно идет антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси.
К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств,которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их стало уже около 50. Конечно,одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянныекняжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войныи новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этогоявления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельныеэкономические районы с бурным развитием производительных сил общества,прогрессом сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли,усиливавшимся обменом товарами между отдельными русскими землями. Выросли новыегорода, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырейи церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие исплотившиеся феодальные кланы — боярство со своими вассалами, богатая верхушкагородов, церковные иерархи. Усложнилась и социальная структура русскогообщества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах:крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включаяхолопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев. Вся этановая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Дляновой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства.Огромная Киевская Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым,прежде всего, для обороны от внешнего врага, для организации дальнихзавоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов сих разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями,нуждами вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, — и не вКиеве, и даже не в лице киевского наместника, а близкую, здесь на месте,которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.
Зарождалось дворянство, воснову жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен наземельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укреплялапозиции местных князей. Они также нередко опирались в борьбе со своеволиембоярства на возросшую политическую активность горожан. Городские слои сталипревращаться в определенный противовес в отношениях между князьями и боярством.Все это определило смещение исторических акцентов с центра на периферию, сКиева на центры отдельных княжеств.
Потеря Киевом своейисторической роли была в известной мере связана и с перемещением основныхторговых путей в Европе и Передней Азии. В связи с 'бурным ростом итальянскихгородов и активизацией итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморьетеснее стали связи между Западной и Центральной Европой, между Византией иМалой Азией. Крестовые походы приблизили Ближний Восток к Европе. Эти связиразвивались, обходя Киев стороной. В Северной Европе набирали силу германскиегорода, на которые все более стал ориентироваться Новгород и другие городарусского северо-запада. Померк былой блеск некогда славного «пути из варяг вгреки».
Не могли для Киева иРусской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками —печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедлялаобщий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных иполитических условиях на отставание. Преимущество получали те районы страны,которые, хотя и находились в менее благоприятных природных условиях(Новгородская земля, Ростово-Суздальская Русь), не испытывали такогопостоянного и изнуряющего давления со стороны кочевников, как СреднееПоднепровье. Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, властивеликих князей и обусловило начало политического распада Руси. Ожесточеннаяборьба князей друг с другом, нескончаемая междоусобица являлись лишь внешнимвыражением глубинных процессов развития русских земель. Если раньшемеждоусобицы являлись отражением тенденций либо племенного сепаратизма, либобыли связаны с кризисами власти после смерти великих князей, то теперь этивойны были следствием новых обстоятельств русской жизни. В них отстаивалосьправо князей решать судьбу своих владений. А за князьями стояли выросшие,сформировавшиеся общественные миры.
В сознании последующихпоколений политический распад Руси на отдельные части понимался как большоенесчастье, как откат общества назад. Тем более, что такой распад привел кактивизации противников Руси — половцев. В дальнейшем раздробленная Русь несмогла противостоять полчищам монголо-татар. Все это так. Но история меряет негодами и даже не десятилетиями, а столетиями. С точки зрения общеисторическогоразвития политическое дробление Руси — лишь закономерный этап на пути к будущейцентрализации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже нановой цивилизационной основе. Об этом говорит и бурный рост городов ивотчинного хозяйства в отдельных княжествах, и выход этих практическисамостоятельных государств на внешнеполитическую арену: собственные договоры сприбалтийскими землями, с немецкими городами заключали позднее Новгород иСмоленск; Галич активно вел дипломатические сношения с Польшей, Венгрией и дажес папским Римом. В каждом из этих княжеств-государств продолжала развиватьсякультура, строились замечательные архитектурные сооружения, создавалисьлетописные своды, расцветала литература, публицистика.
Внешняя политика. X веквывел Русь на путь международного признания. Внешнеполитические мероприятияпервых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбытатоваров, собранных во время полюдья, с другой — это уже чисто государственныеакты, имеющие и политическую подоплеку.
Особенно успешными в этомсмысле были годы правления Ольги, Святослава и Владимира. Но это было лишьпризнание Византии, восточноевропейского мира. В орбиту отношений с Русью давнои прочно были втянуты Польша, Венгрия, Болгария, скандинавские королевства,Хазария, Волжская Булгария, т.е. страны, имевшие с Русью общую границу. Однако«большая» Европа и прежде всего быстро развивающиеся Франция, Германскаяимперия, государства Аппенинского полуострова были еще вне сферы прочныхмеждународных связей Руси, и киевские правители по мере усиления Руси,возрастания ее роли в восточноевропейском и ближневосточном мире должны былирасширять и далее свои внешнеполитические контакты, стремиться к возвышениюевропейского престижа и к участию в делах всего европейского региона.
В случае войны, кромедружины, собирались ополчения со всех подвластных Киеву земель. Возглавлял их,по всей видимости, общерусский воевода, который в X в. был вторым лицом вдержаве после великого князя. Древнерусское войско, состоявшее, помимокняжеской дружины, из свободных славян-общинников, славилось своей храбростью инеустрашимостью, о чем неоднократно писали очевидцы из разных стран.
В начале XI в. четкоопределились внешние границы государства. В состав Руси вошли практически всекрупные восточнославянские союзы племен, а также населявшиеВосточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востокеугро-финские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские. На севереземли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финскогозалива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские иполоцкие земли граничили с владениями балтских племен по среднему течениюНемана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась посреднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин — Берестье — Червен— Перемышль. «Червенские города» отошли к Руси, а по ту сторону простиралисьМазовия и Малая Польша с городами Люблиным и Сандомиром, Далее граница шла посреднему течению Южного Буга, Днепра и Прута. Эта часть границы была скреплена«любами» (договорами) с польским королем. На юге владения Руси упирались воборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром в борьбепротив печенегов. Эта часть границы была непостоянна, изменчива; здесь шлаизвечная борьба с кочевниками. На юго-востоке и востоке русские владениядоходили до верховьев Дона, Сейма и Сулы, а далее от верховьев Дона упирались врязанские леса. Южнее и здесь шла степь, откуда постоянно осуществлялись набегикочевников на черниговские земли. На северо-востоке владения Руси выходили вмеждуречье Оки, Клязьмы и Волги, где жили вятичи, и подходили к границам ВолжскойБулгарии. Здесь, в северо-восточном углу Руси, в суровых лесах вперемешку жилиугро-финские племена, которые были своеобразной «исторической прокладкой» междуРусью и Булгарией. К концу X в., несмотря на постоянную опасность с юга состороны кочевников, Русь сумела отвоевать себе форпосты на Таманскомполуострове, где появилось русское Тмутараканское княжество, и в устье Днепра,в районе Олешья.
К началу XI в. Русь,стабилизировав свои границы с соседями и обозначившись как единое, сцентрализованным управлением, восточнославянское государство, определило и своидолговременные интересы, из глубокой древности обозначилось стремление Руси ковладению восточной частью пути «из варяг в греки», стратегически важнымиземлями в устье Днепра и всем юго-западным побережьем Черного моря, котороебыло ключом, открывающим торговые пути в сердце Европы по Дунаю и через землиБолгарии в Византию и на Балканы. Активную политику в этом направлениипроводили Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Но если Днепровское устьебыло завоевано и русские владения порой простирались до подступов к Дунаю, тосамо Подунавье оставалось за семью печатями. В XI век Русь вступила, так и нерешив этой своей внешнеполитической и военно-стратегической задачи. Не удалосьРуси поставить под свой контроль и торговый путь, идущий из Прибалтики черезновгородские земли и далее в северо-восточные русские земли на Волгу и Каспий.Ключи от этого пути держали Волжские Булгары. Кочевники контролировали торговыйпуть, осью которого были Дон, Азовское море, Волга и берега Каспия, — такназываемый Восточный путь, по которому открывались дороги на Восток — в Хорезм,Бухару, к «железным воротам» — Дербенту, в Закаспий, в Хорасан. Хотя Хазария игосударство Булгар и были значительно ослаблены Святославом, но постояннаяопасность со стороны кочевников не дала возможность Руси закрепиться навосточных путях. Со времени Владимира во внешней политике Руси четкообозначилось и новое направление — западное: борьба за русско-польскоепограничье, позволявшее контролировать западные торговые пути, ведущие вПольшу, Чехию, Германию, и сохранять владычество над славянскими землями вмеждуречье Западного Буга, Прута, Днестра и Южного Буга. К началу XI в. Русьовладела этими землями, но Польша готова была продолжать противоборство.Поэтому на всех этих внешнеполитических направлениях, за исключениемсеверо-западного, где Руси противостояли отдельные балтские и угро-финскиеплеменные союзы, для великих киевских князей вся борьба была еще впереди.
Широкими были международныесвязи Киевской Руси во времена правления Ярослава. Порой война определялажесткий характер этих отношений, но контакты с соседними государствами крепли,принимая часто характерную для Средневековья форму — династических браков.Оживленные контакты с самыми разными странами Западной Европы развивались, аотношения с могущественной Византийской империей ухудшались.
Крестовый поход 1111 г.Был организован Мономахом и Олегом, разбили и истребили большую частьполовецкой армии. После 1111г. донские половцы надолго потеряли способность кведению активной войны против Руси, затихли и приднепровские половцы. Покойнадолго воцарился на южных границах.
Армия. Время, когда навойну мобилизовалась почти вся мужская часть страны, прошло. С созданиемсильного и относительно единого государства военное дело оказалось в рукахпрофессиональных воинов, для которых война стала смыслом жизни.Профессиональные воины служили князю и находились на его содержании. Длястаршей дружины это, как уже говорилось ранее, была раздача «кормлений»,позднее земель, для младшей — содержание на довольстве, выплата денег, частизахваченной добычи и т.д. Дружина отныне становилась ядром армии, наиболеесильной и хорошо вооруженной частью княжеского войска. У киевского великогокнязя дружина насчитывала от 500 до 800 человек. Эти воины передвигались либона конях, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Вооружены они былимечами, копьями, саблями. На голове у них были «шишаки» — изящные остроконечныешлемы, щит, броня или кольчуга защищали их тела. Каждая дружина дралась рядомсо своим князем, а князь или боярин сам руководил во время боя своей дружиной.Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, защищалиего своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.
Но дружина была лишьчастью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вой» —смерды и ремесленники. Великий князь и другие князья привлекали их к военнойдеятельности либо тогда, когда государству, всему населению грозила смертельнаяопасность, как это бывало во время страшных набегов печенегов, а позднееполовцев, либо тогда, когда вся Русь поднималась на большой поход, как это былово время войн с Византией, Польшей, Хазарией. В этом случае горожане приходилив «полк», где они делились на десятки и сотни во главе со своими десятскими исотскими. Сельские жители являлись в «полк» во главе со своими старостами итоже затем делились на десятки и сотни. Всем «полком» командовал, как ужеговорилось выше, тысяцкий. Вооружение «воев» было попроще: лук, колчан сострелами, копье либо тяжелый боевой топор, который пробивал насквозь крепкуюброню, у каждого на поясе был нож на случай рукопашных схваток. Броню «вой» неносили. Она была слишком дорогой. Кольчуга была тоже редкостью. Зато щиты имелисьв руках у каждого.

Заключение
После рассмотрения двухвеков русской истории, можно сделать несколько основных выводов.
Прежде всего, именно вначале вышеозначенного периода – в конце IX – начале X вв.произошло зарождение самого русского государства, пришедшего на сменуразрозненным союзам сообществ славян. Такое раннее государство было образованов большой степени в связи с необходимостью защиты славянских сообществ откочевых племен и представляло собой содружество мало зависимых друг от другакняжеств, подчинявшихся киевским князьям и своим правителям. Местные князьядолго еще сохраняли независимость.
С X в. идет становление и развитие Русикак государства, начиная с того, что молодое государство решало только вопросыобъединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма иархаичных форм отношений с подданными, вроде «полюдья». Слабость объединениякняжеств требовала укрепления содружества.
Назрела необходимость вмонотеистической религии, коя и была принята в конце IXв. И официально – во время правления князя Владимира.Несомненно, принятие христианства явилось переворотным моментом русскойистории, давшим мощный толчок политическому, экономическому развитию страны,этническому объединению, но социальной дифференциации и определившим уникальноелицо русской культуры. По времени совпало и централизованное объединениерусских земель киевскими князьями, сажавшимися на княжество своих сыновей,таким образом, вся Русь оказывалась под контролем княжеской фамилии.
Изменения в жизни страныпривели к тому, что в X-XI вв. Русь резко улучшила своеэкономическое положение, возросли обороноспособность и международное значение,Россия стала одной из сильнейших стран Восточной Европы. Но все преобразованияи улучшения шли на фоне непрекращающейся борьбы князей за киевский престол,вплоть до братоубийства.
Кроме того, нарастаниевоенной мощи, обороноспособности страны, экономическое развитие, в том числе,возросший экспорт, требовали большого количества производимых и добываемыхтоваров. Это в свою очередь привело к возрастанию ценности земли ипроизводительного человеческого труда на ней. Российский народ прошел путь отсвободного смерда, работавшего на земле, принадлежащей княжеству, и платившегоежегодное полюдье, а потом дань князьям, до полного наследственногораспределения земель среди правящей верхушки – господствующего слоя и высокогоуровня бесправия простого народа вплоть до лишения личной свободы в том числе ипоследующих поколений.  
В начале XI в. начинается постепенное усилениезначения роли городов в экономике страны, кроме того, города становятсясредоточием административной, судебной, церковной, культурной жизни общества.Первым таким городом становится Киев при Мономахе, далее, однако, несколько растерявшийсвои качества параллельно с усилением значения других городов. Следствиемтакого высокого значения городов и непрекращающегося дележа власти среди князейстановится возникновение городов-государств. К концу XI в. наступает закономерный исторический периодраннефеодальной раздробленности. И нашествие монголо-татар страна встретитименно в таком состоянии, что обусловит тяжесть и продолжительность ига. Тем неменее, как феодальное общество, являющееся по сути своей угнетением одногокласса другим, стало закономерным и необходимым этапом исторического развитияРуси после общинного строя, так и раздробленность явилась следствием развитиягосударства и соответственно рано или поздно вывела его на другой уровеньцивилизации.

Литература
1. Боханов А.Н., Горинов М.М.“История России” (в 3-х книгах). М.: АСТ, 2001. — 543с.
2. Брайчевский М.Ю. “Утверждениехристианства на Руси”, 1989 г.
3. Геллер М. “История российскойимперии” в 3т. М., 1997
4. А.А. Горский «Ветвиславянского дерева». М., Родина, 2001
5. Гусев С.П. Еськов Г.С. Жуков В.И.“История России”, РГСУ, 2006г.
6. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г.,Флоринский М.Ф. “Отечественная история (до 1917 г.)”: Учеб. пособие. М.,“Гардарики”, 2002г.
7. “История России от древнейшихвремен до начала XX в”. Учебникистории для ВУЗов. Под.ред. И.Я. Фроянова, 1992г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.