Реферат по предмету "История"


Древнерусское государство (IX-начало XII вв)

ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯРАБОТА
 
По дисциплине«Отечественная история»
на тему «Древнерусскоегосударство (IX-начало XIIвв.)»
Москва – 2010

Содержание
 
Введение
1. Формирование древнерусского государства
1.1 Эпоха первых киевских князей
1.2 «Золотой век» Киевской Руси
2. Разрушение политического единства Киевского государства
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Возникновениегосударства — процесс длительный, отражающий коренные потребности общественногоразвития. Государственность вырастает из естественного стремления общества купорядочению усложняющихся внутри него отношений. С момента своеговозникновения государственная власть всегда решала не только военные, но исудебные задачи, связанные с разрешением межплеменных споров. Вооруженноеурегулирование таких конфликтов становилось все более обременительным дляобщества. Так постепенно шло осознание общей полезности власти, стоящей вышечастного и родового интересов.
Увосточных славян государство возникло тогда, когда имущественная и социальнаядифференциация еще не была глубокой. Поэтому государственная властьпервоначально не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизниобщества. Ее носители, князья и дружинники, выделялись из общества по профессиональномупризнаку.
Целькурсовой работы – рассмотреть предпосылки формирования древнерусскогогосударства и проанализировать политический распад Киевского государства.

1. Формирование древнерусского государства
Государствона Руси сложилось в результате политического объединения двух центров восточныхславян, Новгорода и Киева. С уверенностью о таком слиянии можно говорить лишьпосле 862 г. Но еще задолго до прихода в Киев дружинников Рюрика здесьсуществовало полусамостоятельное протогосударственное образование, номинальноподчиненное хазарам. Поднепровским славянам были присущи элементыгосударственности: они платили дань-налог в обмен на безопасность иторговые привилегии, подчинялись надплеменным нормам права и структурам власти.Историки допускают, что доаскольдово государство в Киеве и державаРюрика возникли независимо друг от друга и почти одновременно. При ихслиянии экономическое и политическое преимущество оказалось на стороне Киева.Он был центром самого развитого племени восточных славян — полян, к тому жедобровольно подчинившихся пришельцам с севера. Киев являлся старым узловымпунктом торгово-экономических связей восточных и западных стран. Наконец, отКиева открывалась дорога на Царьград.
Русьне была исключением в обширном мире славянства, который в VIII—X вв. затронулпроцесс образования государств. В 70-е годы VII в. произошло политическоеобъединение славян на Дунае, положившее начало Болгарскому государству. В VIIIстолетии возникла Сербия. В первой половине IX в. на левом притоке Дуная, рекеМораве, образовался Великоморавский союз чешских, словацких и моравских племен,просуществовавший всего полвека до вторжения венгров. На части его территории вверховьях реки Эльбы (славянской Лабы) сложилось Чешское государство. Всередине Х в. в бассейнах рек Вислы и Варты возник союз племен, ставший ядромПольского государства. В том же столетии появилась и Хорватия.
Процессобразования государств у славян шел двояким путем: либо путем подчинения одномуплеменному союзу (Великая Моравия, Русь, Чехия, Польша), либо в пределах одногосоюза княжеств (Сербия, Хорватия, Словения). И лишь Болгарское государствооформилось путем объединения славянского союза племенных княжеств синноэтнической общностью — протоболгарами, народом тюркского происхождения.Общей чертой для всех славянских государств, за исключением областей к югу отДуная, отвоеванных славянами у Византии, было то, что они складывались в зоне,не входившей в ареал распространения античной цивилизации. Поэтому весь стройжизни и отношений формировался у славян неспешно, с большой долей своеобразия,как принято говорить «бессинтезным путем».
ДляРуси в первую очередь имела значение специфика ее геополитической ситуации:давление степных кочевых народов, агрессивные устремления соседних развитыхевропейских государств, относительно слабые культурные контакты с ними,ограниченность выхода к морским торговым путям. Постепенно Русь превращалась в«оборонное общество». Подвижность общественной жизни, связанная счастыми перемещениями людей, нашествиями кочевников, колонизацией далекихокраин, предопределила преобладание идущих сверху вертикальных политическихсвязей. Если в средневековой Европе государственная власть была слабой иобществу самому приходилось решать свои проблемы, то на Руси, наоборот,государство постепенно превращалось в верховного законодателя общественнойжизни. Здесь слабее, чем в Западной Европе, шел процесс дифференциации посоциальному и профессиональному признакам, медленнее развивалисьтоварно-денежные отношения. Горизонтальные общественно-политические связине могли укорениться здесь и по другой важной причине. Военные расходыгосударства при ограниченных людских и материальных ресурсах тяжким бременемложились на население. Именно на Руси оформилось понятие «половник», ибо нормаэксплуатации трудового люда часто доходила до 50%. Сказывался также характерместности, не позволявший иметь разветвленную систему коммуникаций. Освоениетерритории в зоне рискованного земледелия приучало русского человекадовольствоваться элементарными технологиями и выработала у него«непосредственно-природный умственный взгляд». В этих условиях замедленноформировалось и правосознание, изначально отторгавшее идею о том, чтоприложение труда к земле может выступать основой собственности на нее и продуктыее обработки.
Итак, государственнаявласть на Руси выступала с самого начала как мощная организующая сила, непривыкшая встречать серьезного сопротивления своим начинаниям со стороныобщества. Эto предопределило еепристрастие к спрямленным действиям произвола и насилия. Сказался здесь ифактор иноземного происхождения правящей прослойки. И хотя варяги этническисмешивались со славянами, однако изначально существовавшее разделение науправляющих и управляемых не только закрепилось, но даже углубилось в ходединастических столкновений. Выходцы из Скандинавии сыграли активную роль вформировании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны, хотя ине составляли его большинства. Государь на Руси не привык нуждаться в правовомобеспечении своей деятельности, поэтому идея законности и правопорядка непревратилась в общезначимую ценность. Взгляд на страну как на великокняжескуювотчину не позволял укорениться и понятию собственности даже в среде узкогокруга приближенных к князю лиц
 
1.1 Эпоха первыхкиевских князей
 
Осуществовании Древнерусского государства можно говорить с момента взятия КиеваОлегом в 882 г. До этого справедливее утверждать о наличии началгосударственности у восточных славян. Первый период развития раннефеодальногогосударства Киевская Русь охватывает время от Олега до Святослава, примерностолетие — с 80-х годов IX в. до начала единодержавного правления ВладимираСвятославовича, до 980 г. По словам В.О. Ключевского, «своим мечом первыекиевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центромкоторых был Киев».
Наэтом этапе Русь была объединена только механически, с помощью военной силы. Онане имела устойчивых границ. Власть киевского князя держалась на острие меча,удачливости, личной силе и уме «первого среди равных». В летописной легенде опризвании варягов его функции определялись следующим образом: «володеть исудить по праву». Киевский князь являлся военным предводителем, верховнымсудьей, адресатом и распределителем дани. С IX в. он носил двойной титул: «каган»(«верховный предводитель» у тюркских народов) и «князь». Его принятиесимволизировало независимость Руси от Хазарии и подчеркивало верховенствокиевского князя над князьями крупных племенных союзов, именовавших себя«светлыми» и «великими».
Основуполитического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти.Вече — народное собрание — ограничивало княжескую власть элементамиобщественного самоуправления. Народные старейшины — «старцы градские» —являлись полноправными участниками княжеской думы. Компетенция веча включалаизбрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составлениедоговора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией исудопроизводством. Однако состав веча, порядок его созыва, ход совещаний испособы выработки вечевых постановлений — все было предоставлено случаю.Фактически вече могло играть конструктивную роль только в чрезвычайныхситуациях. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду свече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствиеопределенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для ихчастых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости.
Нарядус вечем продолжало иметь значение народное ополчение — вои — еще одинпережиток родовой старины. Оно формировалось большими торговыми городами,которые имели военное устроение. Каждый из таких городов образовывал отдельныйполк, называвшийся тысячей и подразделявшийся на сотни и десятки. Тысячейкомандовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий.Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские.Выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей емуобласти. Весь старшинский состав летопись называет «старцами градскими».Вооруженные города активно участвовали в военных предприятиях князя наравне сего дружиной.
Ещеодин правительственный орган Киевского государства — княжеская (дружинная)дума — не занимала самостоятельного места в политической структуре. Еезначение всецело определялось положением дружинного слоя. Дружинники жили накняжеском дворе, пировали вместе с князем, делили с ним военную добычу и дань.По всем вопросам князь держал сними совет.
Княжеская дружинаделилась на старшую и младшую. Первая состояла из княжих мужей,или бояр, вторая — из детских, или отроков. «Толковыйсловарь живого великорусского языка» В. Даля приводит три этимологии слова«боярин»: от «бои», «бить», «воевода»; от «боляре», «болеющие о ком-то»,«заботящиеся»; от «болий», «больший». Бояре помогали князьям в делах правленияи начальствовали над княжескими полками в военное время. Древнейшеесобирательное название младшей дружины — «гриди» (от скандинавского grid— «дворовая прислуга») — заместилось позже словами «двор» и «слуги» (отсюдавпоследствии — «дворянство». Гриди, или отроки, чадь, детские, служилина княжеском дворе и участвовали в военных походах под началом бояр, получая откнязя жалование. Вместе со «старцами градскими» они составляли правящий военныйкласс раннефеодального общества. На начальном этапе развития государства он взначительной своей части оставался пришлым, назывался русью и резко отличалсяот славянского простонародья.
Правовоеи идеологическое сознание Руси еще питалось нормами племенных устоев. Закон бытовалв устной форме. Продолжала действовать кровная месть. Византийскийписатель Х в. Лев Диакон в рассказе о болгарском походе Святослава говорит, чторусские в его время имели обыкновение решать взаимные распри «кровью иубийством». Некоторые нормы обычного права были включены в договоры Руси сВизантией 911 и 944 гг. Согласноим, за удармечом или другиморужием, нанесенный русским греку или греком русскому, полагалось денежноевзыскание «по закону русскому». В нем трудно различимы составные его элементы:варяжский и славянский. Так, в соблюдении мира клялись славянскими богами.Вместе с тем в управление и право варяги внесли ряд своих административных июридических понятий; ябетник (судебный исполнитель), тиун (управитель княжескойвотчины), гридь (слуга), вира (денежный штраф за убийство).
Влетописных источниках сохранились следы указаний на то, что задолго до «РусскойПравды», равно как и длительное время после нее, вплоть до ХVII в., на Русибытовала практика поля — особого рода судебный поединок. Арабскийписатель Ибн-Даста нарисовал картину такого поединка в первой половине Х в. «Поего словам, если кто имеет дело против другого, то зовет его на суд к князю,перед которым и препираются обе стороны. Дело решается приговором князя. Еслиже обе стороны недовольны этим приговором, окончательное решениепредоставляется оружию: чей меч острее, тот и берет верх. При борьбеприсутствуют родичи обеих сторон, вооруженные. Кто одолеет в бою, тот ивыигрывает дело».
Нормыобычного права укоренялись в религиозных представлениях язычества. Носителямиих выступали волхвы — вольнопрактикующие жрецы-кудесники, поборники вечевыхтрадиций старины, идейная опора княжеской оппозиции. Именно из их средыпроисходили руководители крупных народных восстаний. Волхвы вдохновлялиплеменной сепаратизм. Особенно усилились позиции язычества при Святославе.
Деятельностьпервых киевских князей охватывала три важнейших направления: 1)объединение восточнославянских племен под властью Киева; 2) защитаграниц от нападения степных кочевников; 3) приобретение заморских рынковдля русской торговли и охрана ведущих к ним путей. Дело собирания восточногославянства под властью Киева начал, по летописному свидетельству, Олег. В 883 г.были покорены древляне, в 884 — северяне, в 885 — радимичи. Дольше всех за своюнезависимость боролись вятичи. Только в 964—966 гг. Святослав освободил их отхазарской дани и включил земли Верхневолжья и Окского бассейна в состав своейдержавы. Подчинение киевским князьям союзов племенных княжеств осуществлялосьна этом этапе посредством выплаты дани. Автономия таких объединений пока ненарушалась.
Наначальном этапе у государства не было устойчивых границ. Территория собственныхземель Руси обрамлялась широкой неславянской периферией из финно-угорских,балтоязычных и тюркских племен. Многие из них выплачивали дань Киеву. Народысеверных и восточных окраин Руси не знали устойчивой государственности, чтооблегчало их вхождение в состав государства восточных славян. На южных окраинахРуси дело обстояло несколько иначе. Здесь раскинул свои владения Хазарскийкаганат. Его данниками были некоторое время восточные славяне, народыПоволжья и Северного Кавказа. Разгром войсками Святослава в 965—966 гг.центральных городов каганата открыл русским дорогуна юг и восток.Одновременно от хазарской дани были освобождены волжско-камские булгары,у которых с этого времени начался процесс государственной консолидации, авместе с ней и военно-политического противостояния Руси. Победа над хазарамипозволила Святославу примерно в те же годы покорить северокавказские племена ясов(предковнынешних осетин) и подчинить своей власти Приазовье с городомТмуторокань». Из русских поселений на Таманском полуострове вскоре образовалосьТмутороканское княжество, куда приобрели обыкновение стекаться князья-изгои впоисках военной помощи против Киева.
Победынад хазарами, булгарами, ясами имели для Руси большое значение, но набегипеченегов были постоянными. Еще Аскольд и Дир, согласно Начальной летописи,ходили в 867 г. «на печенези». Олег, как только утвердился в Киеве, началставить вокруг него города с целью защиты от набегов степняков. Однакоотсутствие пограничной оборонительной системы позволяло печенегам проникатьдалеко вглубь Руси. Первое датированное их нашествие — 915 г. Тогда князь Игорьсумел заключить договор с печенегами. Но он обезопасил русскуютерриторию ненадолго. Степняки подходили к самому Киеву. Наиболее опасной былаосада столицы в 968 г., когда в отсутствие князя Святослава печенеги чуть незахватили его семью, и лишь скорое его возвращение из Дунайской Болгарии спаслостолицу от полного разгрома.
Охранаторговых караванов от печенегов была другой важнейшей заботой киевских князей иих дружин. Подробное описание царьградских торговых поездок русов встречается уКонстантина Багрянородного. Караван княжеских, купеческих и боярскихлодок собирался ниже Киева под Витичевым в июне после завершения сбора дани иотправлялся в путь. Самым опасным препятствием были днепровские пороги, гдесуда приходилось перетаскивать волоком. Тогда на берег высаживался вооруженныйотряд дружинников, который выдвигался в степь для охраны каравана. Попрохождении порогов русы приносили благодарственные жертвы своим богам, затемспускались в днепровский лиман, отдыхали несколько дней на острове св. Елевферия(Березани), где исправляли судовые снасти, готовясь к морскому плаванию. Далее,держась берега, направлялись к устью Дуная, все время преследуемые печенегами.И лишь от устья Дуная путь на Византию был безопасен.
Важнейшимизаморскими рынками для Руси были Византия и Западный Прикаспий. Здесь интересыславян пересекались с интересами греков и арабов, поэтому торговые отношения сэтими регионами развивались лишь вследствие военных походов русов. Самый первыйпоход на Царьград состоялся 18 июня 860 г. Он описан константинопольскимпатриархом Фотием, который объяснял обрушившееся на греков бедствие каккару божию за грехи и непослушание. В результате похода было подписано мирноесоглашение о торговле на выгодных для русов условиях. Текст его до нас недошел.
Этоначинание закрепляли с разной степенью успеха все последующие киевские князьявплоть до Ярослава Мудрого. В 866 г. неудачный поход на Константинопольсовершили Аскольд и Дир. В 907 г. свой знаменитый поход на двухтысячах судов предпринял Олег, приказавший прибить щит на вратах Царьграда,«показующе победу». Итогом стало заключение выгодного торгового договораРуси с Византией в 911 г. После неудачного похода Игоря на Константинополь в941 г., в ходе которого русская флотилия из 10 тысяч кораблей была сожженабоевым «греческим огнем», был подписан новый торговый договор (944 г.).Повторяя многие статьи договора Олега, он тем не менее лишал русских купцов правабеспошлинной торговли — главного завоевания внешней политики Олега.
Теснеедругих киевских князей был связан с Византией Святослав. По просьбевизантийского императора Никифора Фоки он покорил Дунайскую Болгарию. Княжескуюставку Святослав перенес в город Переяславлец на Дунае. В 971 г. престолВизантии захватил Иоанн I Цимисхий, сторонник византийской экспансии вБолгарии, и круто изменил политику Царьграда в отношении Киева. Согласнолетописи, собрав против Святослава войско, численно превосходившее русских,император заставил их принять бой. Русская дружина героически сражалась ипонесла тяжкие потери. Знаменитым стало обращение Святослава к дружине передбоем: «Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать противнеприятеля; так не посрамим же земли Русской, но ляжем костьми здесь: “мертвыбо срама не имуть”; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда; станемже крепко, я пойду впереди вас, а если голова моя ляжет, тогда промышляйте осебе». В 972 г. Святослав заключил договор с Византией, согласно которомудолжен был покинуть свои дунайские владения, Северо-Восточная Болгария вошла всостав Византийской империи.
Вприкаспийских странах, куда в начале Х в. начали проникать русские,политическое господство было в руках арабов. Известие о первых русскихвторжениях дошло до нас благодаря арабскому историку Масуди: «Народ этотмогущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают онибегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит». Первыйзначительный поход в Закавказье был предпринят в 943—944 гг. Русские отрядыдостигли реки Куры и вторглись в Азербайджан, даже овладели г. Бердаа (Партив)и, захватив добычу, ушли на судах.
1.2 «Золотой век» Киевской Руси
 
Эпохарасцвета Киевского государства пришлась на время княжения ВладимираСвятославовича (980—1015) иЯрослава Мудрого (1019—1054). В конце Хв. сложилась его территория, в первой половине XI в. завершилось оформлениеадминистративной структуры государства и его правящего сословия.
Процессобъединения восточнославянских племен под рукою Киева был завершен послевключения в состав государства западных земель, получивших название ГалицкойРуси и Волыни (982 г.). На всю подвластную Киеву территориюраспространилось название «Русь» и «Русская Земля». Ее пределы простирались отЛадожского озера до устьев реки Роси (правого притока Днепра) и реки Пслы(левого притока Днепра). С востока на запад она шла от устья Клязьмы (левогопритока Оки) до верховьев Западного Буга. Страна древних хорватов Галиция былав X—XI вв.спорным краем между Польшей и Русью и переходила то в одни,то в другие руки. Низовья рек Оки, Днепра, Южного Буга, Днестранаходилисьвне власти Киева, составляя его восточную и южную границы. Удерживала за собоюРусь и отдаленную область — Тмуторокань. Связь с нею поддерживалась по левымпритокам Днепра и рекам Азовского бассейна.
Вначале XI в. была окончательно ликвидирована автономия славянских союзовплеменных княжеств. Местные княжения упразднялись, а вместо них назначалиськнязья-наместники из числа лиц киевской династии. С целью нейтрализациисепаратистских настроений местной знати вместо старых племенных центровстроились новые княжеские города: Владимир-Волынский, Туров, Ярославль.Территории, управлявшиеся князьями-наместниками, получили название волостей(от слова «владеть»). Основанием для определения их границ служили старыеплеменные земли: киевская, черниговская, переяславская, северская, галицкая,волынская, турово-пинская, полоцкая, смоленская, муромско-рязанская,ростово-суздальская и новгородская. В наиболее крупных центрах Владимир посадилсвоих сыновей: в Новгороде (земле словен) — Вышеслава, позже Ярослава, Полоцке(кривичи) — Изяслава, в Турове (дреговичи) — Святополка, в земле древлян —Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) — Всеволода, в Смоленске(кривичи) — Станислава, в Ростове (земля финского племени мери) — Ярослава,позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) — Глеба, в Тмуторокани —Мстислава.
Спецификуполитического строя Киевской Руси составлял очередной порядок продвижениякнязей по столам, определявшийся родовыми счетами членов увеличившегосярода Рюриковичей. Власть над Русью считалась коллективным достоянием рода, апользование долями этого достояния обусловливалось степенью родовогостаршинства князя. Он садился на тот или другой стол временно, впредь доизменения порядка старшинства в роду. Старейшие члены занимали более выгодные,но и более опасные южные княжения. С каждой переменой в личном составекняжеского рода происходило общее перемещение всех князей по столам,соответственно новым степеням старшинства. Конечным пунктом такого очередноговосхождения было Киевское княжество, которое отдавалось князю, бывшему для всехдругих членов рода «в отца место». Политическое главенство Киева во многомопределялось его экономическим значением. Господствуя над средним и нижним течениемДнепра, Киев являлся узлом торговых связей с черноморскими рынками, которыеимели важнейшее значение для благосостояния государства.
Государственноеуправление на местах было организовано на началах кормления.Князьям-наместникам перепоручался теперь сбор дани. Две трети ее они отправлялив Киев, оставшуюся часть получили право распределять между собой и дружиннойадминистрацией. Роль дружинного сословия возросла в деле государственногоуправления. Из числа дружинников князья назначали наместников в крупные города(посадники), предводителей военных отрядов (воевод), высшихдолжностных лиц (тысяцких и сотских), сборщиков поземельных податей (данников),судебных чиновников (вирников, ябетников, мечников, емцев,подъездных), сборщиков торговых пошлин (мытников), мелкихдолжностных лиц (биричей, метельников), управителей княжескихвотчин (тиунов).
Вначале XI в. на Руси завершился процесс оформления господствующего слоя. Онсостоял из земской аристократии, городских старейшин и княжеской служилойаристократии, дружинников и администраторов князей. По распоряжению Владимирана его воскресные пиры в Киеве полагалось приходить боярам, гриди, сотским,десятским и всем нарочитым мужам. Княжеская дружина выступала во главе русскогокупечества, которое выделилось из его состава. Дружинная знать взначительной степени уже ославянилась и обрусела. И хотя в XI в. князьяпродолжали еще призывать на службу варягов, те из них, кто не уходил потом вдругие страны, быстро ассимилировались.
Такимобразом, равноправие догосударственной эпохи постепенно изживалось. На Русипоявилась знать: «лучшие», «лепшие», «большие», «старейте» мужи. Это былипотомки родовых старейшин, племенных вождей, верховные дружинники-бояре,«княжьи мужи» составляли теперь группу «земских бояр», имевших самый высокийстатус.
Формированиечастной собственности на землю было материальной основой социальногорасслоения. Особенно этот процесс усилился в X—XI вв., когда произошлиизменения в системе земледелия.
Переложнаяи подсечно-огневая формы земледелия уступили место пашенной в видесначала двуполья, а затем трехполья. Земледелие стало главной отрасльюхозяйства. Возникла заинтересованность в закреплении земли в собственностиодного хозяина. Родоплеменная знать превращала общинные угодия в частныевладения. Этот процесс получил название «обояривание земель». Так возникла вотчина(отчина) — земельное владение, являвшееся полной собственностью знатной семьи.Ею можно было распоряжаться и передавать по наследству.
Помимородоплеменной знати феодалами становились княжеские дружинники, выделившиеся изобщин «лучшие люди», местная знать, верхушка покоренных племен. Кроме светскихземлевладельцев появились и церковные. Церковное землевладениерасширялось за счет княжеских пожалований и вкладов «на помин души», т.е.завещаний имущества церкви. Княжеское землевладение росло как за счет захватаобщинных земель, так и присоединения пустошей, никем не занятых угодий. Такимобразом, вотчина могла быть княжеской, боярской и церковной. Тремя родамипривилегий пользовались вотчинники: 1) владеть землей; 2)эксплуатировать труд проживавшего на ней населения; 3) осуществлять судпо отношению к нему.
Первоначальновозникла поземельная зависимость. Люди, лишившиеся земли, должны былиотбывать в пользу феодала различные повинности за пользование земельнымиучастками, которые теперь стали собственностью феодалов. Вторая формазависимости — личная. Человек, попадая в нее, прикреплялся к земле, накоторой он проживал, и уже не мог уйти от своего хозяина.
Дляобозначения всего древнерусского общества, народа, мира существовало понятие люди.Все сельское население, противостоявшее феодалам, называлось смердами.Позже его стали употреблять в значении «чернь», «мужик».
Смердыделились на общинников и зависимых от феодалов. Их положение было различным.Смерды-общинники платили подати и отбывали повинности в пользу государства.Находившиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев смердыдолжны были отрабатывать (барщина) или платить натуральный и денежный оброк.
Нои смерды-общинники, несмотря на разность своего достатка, относились к низшему,неполноправному населению и являлись той средой, из которой формировалиськатегории зависимого населения. Превращение свободных общинников вфеодально-зависимых людей осуществлялось: 1) в результате захватаобщинных земель феодалами; 2) путем раздачи князем земель дружинникам; 3)в ходе закабаления смердов в неурожайные годы. Так появились закупы ирядовичи — временно обязанные феодалу люди, попадавшие к нему вэкономическую и юридическую зависимость до момента возврата взятой купы (займа)или истечения срока договора (ряда). Если они, не отработав долга, убегали отсвоего господина, то обращались в рабство. В период раннего феодализма такиеметоды зависимости распространялись сравнительно медленно. Поэтому значительнойоставалась группа лично свободных земледельцев, особенно в отдаленных районахстраны.
ВXI в. на Руси было 60 городов. Это много по средневековым меркам.
Старыегорода, около 20, о которых говорит Начальная летопись, являлись племеннымицентрами и крупными пунктами торговли на пути «из варяг в греки». Новые городавозникали как центры ремесла и управления. Они рождались из ремесленных посадоввокруг монастырей, княжеских и боярских вотчин. Нередко киевский князьприказывал переносить город со старого места на новое. Особенно это касалосьдревних племенных центров — рассадников местного сепаратизма. Основнуюкатегорию горожан составляли ремесленники, купцы и ростовщики.Знатные и богатые люди имели в городах свои резиденции, так что городскоенаселение также подразделялось на привилегированных «белых людей»,свободных от налоговых повинностей государству, и «черный люд», несшийосновное бремя тягла.
Рабовладельческийстрой в Древнерусском государстве не сформировался по ряду обстоятельств.
1.У восточных славян разложение родоплеменных отношений совпало по времени сэпохой крушения античного рабства.
2.Плотность населения на Восточно-Европейской равнине была значительно ниже, чемв Южной Европе — очаге классического рабства, и составляла один—три человека наквадратный километр, тогда как в Западной и Южной Европе в эпоху раннегоСредневековья — до 30 человек.
Необъятностьтерритории и низкая плотность населения, суровые климатические условия, непозволявшие выжить в одиночку, обусловили рассеянность производства иустойчивость общинной организации сельских производителей. Вместе с темэлементы рабовладельческих отношений имели место у восточных славян, как и увсех древних народов. Рабы на Руси были прежде всего товаром. Основным источникомих пополнения был плен, но также в ограниченных размерах и долг, самопродажа,рождение от раба, невыполнение условий ряда. В хозяйстве их использовалинешироко. По правовому положению к ним примыкала низшая категория зависимогонаселения Древней Руси — холопы. Из их числа формировалась двороваячелядь, выполнявшая земледельческие и ремесленные работы. Некоторые холопынаходились на положении слуг или воспитателей господских детей. Все ониполучали содержание натурой. Наиболее высокое положение среди них занимали тиуны— разного рода управляющие вотчинами. Выкупившиеся из неволи рабы, а такжеразорившиеся купцы и поповичи, не выучившиеся грамоте, попадали в категориюмалоимущих и бесправных изгоев или сирот.
Припервых киевских князьях налоги имели формуполюдья. Так они называлисьпотому, что собирались со всех людей путем объезда киевским князем и егодружиной подвластной территории ежегодно с ноября по апрель.
Дань имела натуральнуюформу. В нее входило продовольствие, меха, мед, воск и пр. Размер, сроки иместо ее сбора строго не фиксировались и определялись произвольно не только состороны князя, но и его дружинников.
Послегибели князя Игоря его вдова княгиня Ольга в 945 г. осуществила податную реформу. Она установила уроки — нормы дани, погосты — местаи время ее сбора. Подать, свозившаяся к погостам, получила название повоза.Упорядочение сбора дани выразилось во введении единицы обложения. Ею были либо дым(семья), либо рало (хозяйство).
Помере развития феодальных отношений дань превращалась в подать, взимаемуюнаместниками в пользу государства, в одних случаях и в феодальную ренту— в других. С укреплением государства сборы и повинности, главным образомторговые и судебные, значительно выросли: «таможенный корм», «волостелин корм»,«продажи», «виры».
Спроцессом оформления государства на Руси было тесно связано принятиехристианства. Укрепление центральной власти киевских князей и складываниеединого господствующего слоя требовали новой идеологии. Местные языческиекульты и их служители волхвы, приверженцы вечевых традиций управления,становились опасными соперникамиРюриковичей, носителями сепаратистскихнастроений. Принятие византийского варианта христианства (православия)было предопределено сложившимся к концу Х в. типом государства и общества наРуси. Комплексом имперского величия заражались те, кто принимал православие отВизантии, в которой государственное мышление господствовало над национальнымсознанием. Идея «священного цезаризма» как нельзя более соответствовалаинтересам изоляционистски настроенной правящей верхушки русского общества.
Самакт принятия христианства был связан с перипетиями политических отношений Русис Византией. Владимир по просьбе византийских императоров Василия II иКонстантина разгромил мятежного полководца Варды Фоку и потребовал взаменисполнить обещание отдать за него их сестру, царевну Анну. Однако императорыотказались. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии городКорсунь и тем самым принудил императоров послать к нему Анну. Только послетакой наглядной демонстрации своей политической самостоятельности и силыВладимир принял в 988 г. крещение и женился на царевне Анне. Многие знатныевоины, подражая князю, перешли в христианство.
Повозвращении в Киев Владимир приступил к крещению жителей столицы, а затем идругих своих подданных. Киевляне перешли в «греческую веру», по свидетельствумитрополита Илариона, «аще кто и не с любовию, но страхом повелевшагокрещахуся». Столь же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западныхпределов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной среде. Насевере и востоке Руси религиозные новшества встретили сопротивление. Новгородцывзбунтовались против присланного в 991 г. в город епископа Иоакима. Для их покорения потребовалась военная экспедиция из Киева во главе с Добрыней иПутятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба,заявив о своей приверженности обычаям предков. В Новгородской, Муромской иРостовской землях к моменту крещения успели сложиться элементы языческойорганизации, выделилась и обособилась жреческая прослойка волхвов-кудесников. Вюжных городах и сельской местности языческие верования существовали скорее какнеоформленные суеверия. Христианская религия рассматривалась также как угрозаполитической автономии северных и восточных земель — их подчинение волекиевского князя основывалось на традиции и не было столь безграничным, как наюге и западе.
ПризнаниеРуси христианским государством изменило уровень ее взаимоотношений севропейскими странами и народами. Приобщение многоликого мира Руси к ценностямхристианства способствовало объединению жителей разных земель в культурную иполитическую общность. Миссионерская деятельность среди финноязычных и тюркскихплемен не только вовлекала их в орбиту христианского мира, но и смягчаланеизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.
Вместес христианством на Русь пришли византийские политические идеи и отношения. Пословам В.О. Ключевского, на киевского князя греческое духовенство переносиловизантийское понятие государя, поставленного от бога не только для внешнейзащиты, но и поддержания внутренней гармонии в обществе: «ты поставлен еси отБога на казнь злым, а добрым на милование». Владимир стремился подчинять этомуидеалу свои практические действия в государственной сфере. На первых порах ондаже отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников.Регулярными сделал трапезы на княжеском дворе, куда могли прийти всеголодающие.
Отношениясветской (княжеской) и церковной власти строились изначально на основе тесногосоюза, ставшего традицией русской истории. Порядок согласия («симфонии»)двух ветвей власти предполагал сохранение каждой из них самостоятельности в своейобласти. Вмешательство церковных иерархов в государственно-политические делаимело место лишь в чрезвычайных случаях и осуществлялось обыкновенно по просьбекнязей или населения. В летописях находится несколько свидетельств овмешательстве высшего духовенства в княжеские междоусобицы с целью примирениявраждующих сторон. Этот тип отношений считался нормальным и просуществовалвплоть до эпохи Петра I. Он коренным образом отличался от западноевропейского,при котором власть папы Римского ставилась выше светской власти в делах нетолько церковных, но и мирских.
Пословам В.О. Ключевского, христианские идеалы «глубоко проникли в юридический инравственный склад общества». Церковь восстала против обычая кровной мести.Церковные поучения запрещали господам истязать и убивать рабов. Такие действияне считались преступлением по государственному закону, по церковному жеименовались грехом и подлежали церковному наказанию (епитимии). На Русив связи с этим возник обычай: перед смертью владелец отпускал холопов на волюпо духовному завещанию или завещал их церкви «по душе». Такие люди обыкновеннопревращались в полусвободных земледельцев, прикрепленных к церковной земле.Церковь внесла в древнерусское общество и новое понятие семьи как пожизненногосоюза мужа и жены, только освященного церковным венчанием, и запрещаламногоженство.
Христианствоизменило сознание людей и способствовало рождению новых областей культуры.
Христианствопоставило перед человеком задачу личного самосовершенствования. Его телесныймир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Культурнаядеятельность человека приобрела черты анонимности. Художник стал рассматриватьсебя лишь проводником образа истины, а не ее создателем. Вместе с христианствомна Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное песнопение,христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры:летописи, поучения, жития святых, повести. Среди древнерусских литературныхшедевров выделяются «Житие о Борисе и Глебе», «Слово о законе иблагодати», «Поучение Владимира Мономаха». Выдающимися образцамизодчества стали три Софийских собора: в Киеве, Полоцке и Новгороде.Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киево-Печерский иИльинский подземный монастырь в Чернигове.
Религиозноесознание Киевской эпохи облеклось в форму двоеверия,христианско-языческого религиозно-культурного синкретизма. Особенно наглядноэто проявилось в той легкости, с которой древнерусский народ вошел вхристианский годичный богослужебный круг. Он оказался точно наложенным насвященный календарь древних славян. Наследие архаики отложилось в мелодическомстрое песнопений и фресковых орнаментах церквей.
Правоваясистема государства получила письменное оформление в годы княжения ЯрославаМудрого. Летопись связывает этот факт с событиями 1016 г., когда в самомразгаре было междоусобие сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. После тогокак Ярослав занял Киев, отпуская верных ему новгородцев домой, он дал им«Устав» и «Правду» со словами: «По сему ходите и держите, якоже списав вам».Так возникла «Правда Ярослава» — древнейшая часть «Русской Правды» —первого общегосударственного нормативного сборника. Дополненная позже «ПравдойЯрославичей», она составила так называемую Краткую редакцию «РусскойПравды».
Наиболееразработанной ее частью была система наказаний, характер которых доказывает,что в XI в. еще живы были некоторые нормы родового строя. «Правда Ярослава»допускала кровную месть, однако ограничивала ее путем точного определения кругаблизких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, племянник.«Правда Ярославичей» взамен запрещенной к тому времени кровной мести вводиладенежный штраф за убийство (виру), который подразделялся в зависимостиот социального положения убитого в очень широких пределах: от 80 до 5 гривен.
«РусскаяПравда» родилась в среде церковной юрисдикции. Она являлась не самостоятельнымсудебником, а сборником статей, дополняющих «Кормчую книгу» и составленных подвлиянием памятников церковно-византийского права. Как образец древнерусскойкодификации «Русская Правда» не утверждала новых юридических норм, а толькоприводила в порядок правила, установленные юридическим обычаем изаконодательством. Она не была произведением княжеской законодательной власти,хотя и получила обязательное действие как законодательный свод в той частирусского общества, на которую простиралась церковная юрисдикция по нецерковнымделам.
Досередины XI в. княжеские суды в силу крепости древних обычаев могли вполнеобходиться без письменного свода законов. Однако укоренение христианской церквив русском обществе, новизна юридических понятий и отношений, привнесенных ею,вызвали необходимость в письменном изложении действовавшего судебного порядка,соответствовавшего изменившемуся положению дел. Это объясняет, почему «РусскаяПравда» игнорирует судебный поединок, широко практиковавшийся вдревнерусском судопроизводстве, и не знает смертной казни. Самые тяжелыепреступления, такие, как душегубство и татьба с поличным, церковныйсудразбирал с участием княжеского судьи, который, по всей вероятности, ивыносил смертный приговор. К тому же христианский нормативный памятник не могпринять мысль о казни в силу несовместимости ее с евангельским воззрением начеловека.
Итак,«Русская Правда» не вполне полно и верно отразила юридический порядок ДревнейРуси. Она просто умалчивала о том, что считала необходимым устранить изсудебной практики и чего не принимал церковный суд: судебный поединок и частнуюрасправу. С другой стороны, она дополняла действовавшее право, формулируя такиеюридические случаи и отношения, на которые это право прямых ответов не давало:статьи о наследовании и холопстве. «Поэтому Русскую Правду, — писал В.О.Ключевский, — можно признать довольно верным, но не цельным отражениемюридического порядка ее времени. Она не вводила нового права взамендействовавшего; но в ней воспроизведены не все части действовавшего права, ачасти воспроизведенные пополнены и развиты, обработаны и изложены такотчетливо, как, может быть, не сумел бы сделать этого тогдашний княжескийсудья. Русская Правда — хорошее, но разбитое зеркало русского права ХI—ХIIвв.».
Первыехристианские князья, Владимир и Ярослав, выступили как государи-правители. Ониположили конец практике отдаленных военно-разбойных экспедиций в Византию иПрикаспий, а войну со степняками-кочевниками на пограничье сменилисистематической обороной границ и регулярной военной колонизацией опасныхокраин. Владимира еще связывали военно-политические отношения с Византией. Ноуже при Ярославе Мудром был совершен последний русский поход на Царьград подпредводительством одного из сыновей князя, который закончился поражениемрусской дружины. Ярослав предпочитал упрочивать международные связи Руси путемзаключения династических браков.
Особымобразом складывались отношения Руси с ее ближайшим соседом Польшей,образовавшейся в середине Х в. Первое столкновение русских с ляхамиимело место в самом начале княжения Владимира, в 981—982 гг. Тогда князьотвоевал у них город Перемышль на реке Сане и так называемые «червенскиегорода» в бассейне правого притока Вислы реки Вепри. В начале XI в.польский король Болеслав I Храбрый в ходе войны с Германией захватил Чехию исовершил три похода на Киев (1013, 1015, 1018 гг.). Причем два раза приводилполяков на Русь Святополк Окаянный, сын Владимира, боровшийся за Киевский столс братом Ярославом. В ходе этой усобицы была вновь потеряна «Червонная Русь». Илишь укрепившись на Киевском престоле, Ярослав в союзе с братом Мстиславом в1031 г. сумел завоевать Ляшскую землю и возвратить Галицию. Пленных поляковЯрослав расселил на порубежной территории по реке Роси. Первый устойчивыйдолговременный союз между Русью и Польшей был заключен в 1039—1047 годах.
Большуюроль в военно-политической деятельности Владимира и Ярослава играли походы вприграничные с Русью земли. Так, Владимиром были усмирены в очередной разволжские булгары и заключен в 1006 г. торговый союз с ними. Ярослав в 1029 г.ходил «на ясы» (осетин), а в 1030 г. совершил походы на ятвягов(литовцев) и земли прибалтийской чуди. Так летописи называли племенаэстов, живших по рекам Онеге и Северной Двине. К западу от Чудского озера онвозвел город Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава Мудрого), северный форпостРуси (позже названный немцами Дерптом, а эстонцами — Тарту). Земли между рекойПечорой и Уральским хребтом, населенные юграми (хантскими и мансийскимифинноязычными племенами), подвергались в этот период активной колонизацииНовгорода. Продвижение русских не всегда было мирным. Так, в 1032 г. югрыпобили новгородцев. В даннические отношения с Новгородом вступила в 1042 г. ямь— прибалтийско-финское племя, проживавшее с глубокой древности на территориивнутренней Финляндии.
В1036 г. в последнем значительном сражении русские разгромили печенегов, частькоторых затем ушла на Дунай в Венгрию, а другая часть осела в порубежныхземлях. Здесь еще при Владимире началось возведение пограничных городков длязащиты от кочевников. Строительство сторожевых крепостей велось вдольпограничных со степью рек: Десны, Сейма, Сулы, Роси, Трубежа, Стугны. Вукрепленных городках-крепостях в качестве гарнизонов стало жить население,призванное из северных областей. Кроме того, в районе Сулы были возведеныизвилистые многоверстные земляные валы с широкими и глубокими рвами.Пограничными центрами считались город Переяславль на реке Трубеж и ЮрьевПоросский. Последний был возведен Ярославом Мудрым на реке Роси. Плотнозаселенной страной Поросье стало со времени Ярослава. Здесь жило смешанноенаселение. Рядом с пленниками-ляхами, которых сажал сюда Ярослав, селилисьрусские выходцы и мирные кочевники: берендеи, торки и даже печенеги,примкнувшие к Руси для борьбы с половцами. Русские в отличие от диких степняковзвали их «своими погаными».

2. Разрушение политического единства Киевского государства
 
Вовторой половине XI в. начался распад Киевского государства. Это время ещенельзя вполне считать периодом феодальной раздробленности. Правильнее будетназывать его этапом острых княжеских междоусобий, предшествующих окончательномуразрушению политического единства Руси, которое наступило лишь во второй третиХII в.
Оставляя«ряд» (завещание) своим сыновьям, Ярослав Мудрый поступил согласнотрадиции. Он рассадил их по разным городам, а киевский престол отдал старшему.Так, Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль, Игорь— Владимир-Волынский, а Вячеслав — Смоленск. Старший сын Ярослава Владимир умереще при жизни отца, поэтому сын Владимира, Ростислав, уделом наделен не был(изгой). Владения сыновей Ярослав расположил чересполосно в надежде преодолетьвозможность будущего раздробления страны и создать условия дляколлективного правления князей. Разделив земли, Ярослав завещал детям «непреступать предела братня, ни сгоните», а старшего почитать «в отца место».
МладшиеЯрославичи — Вячеслав и Игорь — вскоре умерли, и управление Русью сталосуществлять триумвират старших сыновей Ярослава — Изяслава, Святославаи Всеволода. На первых порах он действовал вполне согласованно и успешно.Единым фронтом боролись старшие Ярославичи против двоюродного брата князя-изгояРостислава Владимировича, захватившего Тмуторокань, и двоюродного племянникаВсеслава Брячиславовича Полоцкого, пытавшегося овладеть Новгородом и Псковом.Внесли они и важное изменение в законодательство об отмене кровной мести изамене ее «вирой» в пользу князя и «головничеством» в пользу родственниковпострадавших.
Однакотриумвират существовал недолго. Прологом его распада стали события 1068 г.Половцы разбили Ярославичей на реке Альте (под Переяславлем Киевским). Киевлянепотребовали у Изяслава оружия для самообороны. Отказ князя послужил началомвосстания киевлян. Изяслав бежал в Польшу, а горожане провозгласили княземВсеслава Полоцкого, освободив его предварительно из «поруба», подземной тюрьмы,куда он был посажен Ярославичами. Всеслав удерживал Киев семь месяцев и былизгнан Изяславом, вернувшимся в Киев со своим двоюродным братом, польскимкоролем Болеславом II Смелым, который и помог ему привести киевлян кпослушанию.
В1073 г. усобица вспыхнула уже между Ярославичами, и триумвират распался. Послегибели Изяслава в 1078 г. и смерти Святослава в 1075 г. великим киевским князем стал третий сын Ярослава Мудрого Всеволод. Его довольнопродолжительное правление (до 1093 г.) было наиболее беспокойным. В «которы»,т.е. споры из-за владений, включились внуки Ярослава Мудрого. Порядок иправосудие окончательно пришли в упадок. Как никогда усилились половецкиенабеги. Киевский«стол»до 1113 г. занял сын Изяслава СвятополкII, старший из внуков Ярослава Мудрого, хотя киевляне звали сына Всеволода,Владимира Мономаха. Святополк был непопулярен в народе. Свой авторитетпредпочитал поддерживать силой. Неразборчивый в средствах обогащения, онспекулировал солью и хлебом, покровительствовал ростовщикам-евреям. КончинаСвятополка ознаменовалась мощным народным восстанием в Киеве, которое и привелок власти Владимира Мономаха.
Итак,характер междоусобий второй половины XI в. качественно отличался отпредшествующих. Если раньше борьба между братьями-претендентами кончаласьпобедой и единовластием одного, то столкновение сыновей и внуков ЯрославаМудрого привело к другим результатам — образованию обособленных княжескихвладений. Каждый князь теперь стремился сохранить за собой «отчину»,т.е. землю своего отца. Поскольку возобладал авторитет простой силы, постолькукиевские князья предпочитали владеть лишь ключевыми городами, рассаживая в нихсвоих сыновей и союзников. Потребность к расширению киевских пределоввстречалась с противоположным желанием остальных князей не только отстаиватьсвои отчины, но и увеличивать их размеры. Поскольку «стол» в одном и том жегороде могли последовательно занимать разные князья, отчинные права их детейпереплетались между собой. Усугублял ситуацию вопрос о князьях-изгоях, которыестремились укреплять за собой княжения своих отцов. Представителями изгоев вэтой борьбе были черниговские князья, сыновья Святослава Ярославовича и сыновьяРостислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого, отец которого, старший сынЯрослава, Владимир, умер при жизни отца, не успев получить своей долинаследства. Претензии князей-изгоев сталкивались с законными притязаниямикнязей, основанными на правилах очередного восхождения по старшинству. Сами этиотношения старшинства начали путаться во втором и третьем поколенияхЯрославичей. Например, возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимуществостаршинства — младший по возрасту дядя или старший по годам племянник, сынстаршего брата? Спор князей разрешался «судом божиим» — вооруженнойусобицей. Она в свою очередь подрывала авторитет родовой традиции, ставила силувыше права, заставляла видеть источник княжеской власти в насильственныхдействиях. Усобицы приучали князей не гнушаться в выборе средств. Так, попризыву самих русских князей в междоусобной борьбе участвовали новые степныекочевники — половцы.
Итак,во второй половине XI в. старый политический порядок очередного восхождениякнязей по «столам» в соответствии со степенями старшинства постепенновытеснялся новым, вотчинным, в силу роста запутанности родовых счетов.Отдельные княжеские линии обособлялись в пределах фамильных владений,наследовавшихся по нисходящей линии. Однако новый принцип не распространялсяпока на обладание киевским великокняжеским столом, который продолжал считатьсяколлективным владением Рюриковичей и занимался, как правило, в порядкеочередности по старшинству.
Принципнаследственного владения столами являлся определяющим, но не единственным.Волости могли распределяться по договорам между князьями — князья «рядились с братьеюо волостех». Иногда завещание сильного князя передавало престол его сыну илибрату. Так, Владимир Мономах «посадил Мстислава сына своего по собе в Киеве».Часто случалось и так, что население старших волостных городов решало на вечевопрос о приглашении князя («поиди, княже, хочем тебе») или его изгнании(«поеди, княже, прочь, не хочем тебе»), не обращая внимание на родовые счетыкнязей. Наконец, широко бытовала практика «добывания» столов «головою своею»,т.е. вооруженным путем.
Приотсутствии сильной центральной власти в условиях политической нестабильности сконца XI в. большую роль начали играть съезды князей. Договорное началов межкняжеских отношениях превратилось в важнейший политический устой эпохифеодальной раздробленности и просуществовало на Руси вплоть до Московскогогосударства. Первый княжеский съезд состоялся в 1097 г. в Любече (на Днепре)«на устроение мира» по предложению Владимира Мономаха. Князья говорили: «Зачемгубим русскую землю, сами возбуждая смуту, а половцы раздробляют нашу землю ирады тому, что мы боремся друг с другом. Пусть с этого времени мы будем иметьединое сердце и сообща охранять русскую землю. Пусть каждый владеет своейотчиной (каждый да держит отчину свою)». Любеческий съезд князей призналобособление земель как наследственных княжеских владений и закрепил тем самымполитическую раздробленность Руси. Она более не считалась единым владениемкняжеского рода Рюриковичей, а представлялась совокупностью отдельных «отчин»,наследственных владений ветвей княжеского дома. Съезд постановил владетьСвятополку Изяславовичу Киевом, Владимиру Мономаху — Переяславлем,Святославичам — Черниговом, Давиду Игоревичу — Владимиром-Волынским.
Стольважные для политического благоденствия Руси решения Любеческого съезда вскоребыли нарушены. Это потребовало нового съезда князей. Он состоялся в 1100 г. вВитичеве. Поводом к нему послужило ослепление Василька Ростиславовича,требовольского князя, сына Ростислава Владимировича. На его владенияпретендовал Давид Игоревич, который совместно со Святополком заманил Василька вКиев и выколол ему глаза. Княжеское собрание обвинило Давида в том, что онпервый «бросил нож» между князьями, и в наказание отняло у негоВладимир-Волынский.
В1103 г. состоялся съезд князей Владимира Мономаха и Святополка Изяславовича сдружинами у Долобского озера под Киевом перед походом на половцев. Владимирпредложил по весне предпринять совместный поход в половецкую степь. ДружинаСвятополка возражала, что поход помешает пахоте смердов: «Хочем погубити смердыи ролью их». На это Владимир Мономах отвечал: «Странно мне, что вы жалеетелошадь, а не жалеете самого смерда. Ведь придет половчанин, убьет смердастрелою, захватит его жену, детей и имущество. Не будет ли тогда жаль самогосмерда». Предпринятый по весне поход закончился разгромом половцев и нанекоторое время обезопасил Русь от их вторжений.
Половцы(кипчаки, куманы) — тюркоязычный народ, появившийся в южнорусских степях всередине XI в. Русь боролась с ними почти 150 лет, с 1061 по 1210 г. За этовремя русские летописи насчитали 46 больших половецких вторжений, не считаятех, которые были результатом приглашения половцев самими русскими князьями.Половцы нагоняли страх на Русскую землю неожиданностью нападений и жестокостьюпогромов. «В один миг, — сообщал очевидец, — половец близко, и вот его уже нет.Он вихрем несется, как бы желая перегнать быструю птицу. Еще его не успелиувидеть, а он уже скрылся из глаз». Половцы умели незаметно подкрадываться ксамому Киеву. В 1096 г. хан Боняк «шелудивый» чуть не въехал в столицу,ворвался в Печерский монастырь, когда монахи спали после заутрени, ограбил исжег его. Степняки прорывались через укрепленные линии юга, вторгались вПереяславское княжество и при удачном стечении обстоятельствподходили кКиеву. Пустели не только отдельные города, но и целые области. Особенно этокасалось Поросья и Переяславской области. Так, совсем обезлюдел центрПоросья город Юрьев, все жители которого ушли в Киев в 1095 г. Половцы сожглипустой город, а князь Святополк построил для беженцев новый город на ДнепреСвятополк. Южная часть Переяславского княжества (Посулье) сновапревратилась в дикую степь.
Врезультате нападений уничтожалось сельское хозяйство, разрушались города,русские люди уводились в рабство. Половцы продавали их в разные страны.Русскими пленниками были полны невольничьи рынки Южной Европы, Передней Азии иСеверной Африки. Летописец не жалеет мрачных красок, описывая положение русскихпленников: «Печальные, измученные, почерневшие от пыли, с лицами, побледневшимиот голода, жажды и разных невзгод, шли они по незнакомым местам босые и едваприкрытые лохмотьями, причем ноги их были исколоты терновником. Со слезамиговорили они друг другу: я из такого-то города, а другие: я из такого-то села.Так они со слезами расспрашивали один другого, вздыхали и возводили очи нанебо...»
Наиболееопасными для Руси были нападения конца XI в., которые усугублялись остроймеждоусобной борьбой князей. Лишь Владимиру Мономаху удалось на время ослабитьих натиск. Он был инициатором создания антиполовецкого содружества русскихкнязей. В 1092—1094 годах под его руководством шла организованная война споловцами. Половецкие вторжения временно прекратились после поражений отрусских князей в 1103—1116 годах. В своем «Поучении» сыновьям Владимир Мономахзасвидетельствовал, что в ходе боев с половцами он захватил в плен более 100 ихкнязей. Во второй половине ХII в. половецкие вторжения на Русь возобновились.Рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 г. сталосновой сюжета великого произведения древнерусской литературы «Слово о полкуИгореве». Окончательно разгромлены половцы были в начале XIII в.монголо-татарами. Часть их ушла в Венгрию.
Перваятреть ХII в. вошла в историю Киевского государства как период политическойстабилизации, которая была исключительной заслугой выдающегося деятеля ДревнейРуси киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125). Вгоды его правления были усмирены непокорные князья и бояре. Он заставилповиноваться себе большинство русских князей. В главных городах — Новгороде,Переяславле, Смоленске и Суздале — он держал своих сыновей. Под егонепосредственным влиянием находилась Волынская земля. Властно вмешивалсяВладимир в дела Полоцкого княжества. В своей политике Владимир стремился кобразованию союза князей под главенством Киева для совместной защиты Руси отвнешних врагов и прежде всего половцев. Сила и популярность князя заставилиутихнуть народные волнения и междоусобия князей. Он осуществил удачные походына половцев, обезопасив на время Русь от них. Строил крепости, города, церкви.В 1116 г. был заложен названный в его честь город Владимир на Клязьме. Онрассматривался как крепость для защиты Ростово-Суздальской земли с юго-востока.
ВладимирМономах ознаменовал свое княжение важнейшими мерами в области социальногозаконодательства. Принятый при нем закон устанавливал максимальный процент позаймам и предотвращал обращение в полное рабство полузависимых людей,отрабатывавших свой долг у заимодавца. Так, в результате дополнений ипереработки Краткой редакции «Русской Правды» сложилась ее Пространнаяредакция. Она включила в свой состав «Устав (закон) Владимира Мономаха»,касавшийся взимания процентов (рез) по займам, и законодательство озакупах, смягчавшее их положение и дававшее им право жаловаться князю на обидысо стороны их господина. Новые законы были приняты под влиянием событий 1113 г.— киевского восстания против ростовщиков-евреев и корыстной администрациигорода — тысяцкого Путяты и сотских.
Вгоды княжения Владимира Мономаха наблюдался расцвет культуры. Была составленапервая русская летопись «Повесть временных лет», куда вошло «Поучениек детям» Владимира Мономаха — яркий социально-политический документ егоэпохи. «Поучение» рисует образ добродетельного князя в духе религиозныхтребований его времени. Про себя он говорит, что «худого смерда и убогойвдовицы не дал сильным обидеть». Князь за свою жизнь совершил 83 большихпохода. Его любимым занятием была охота. Описывая свою боевую и охотничьюжизнь, Мономах наставлял сыновей личным примером: «И с коня много падал, —говорит он о себе, — голову свою разбивал дважды, и руки и ноги свои повреждалв юности, не жалея жизни своей, не щадя головы своей».
СынВладимира МономахаМстислав I (1125—1132) пытался продолжать дело отца вплане поддержания политического единства русских земель под главенством Киева.Как и отец, он вел войну с половцами, совершил удачные походы на Литву,окончательно ликвидировал независимость Полоцкого княжества. Его правлениеосложнилось большим голодом 1128 г., захватившим Новгородскую, Суздальскую,Смоленскую, Полоцкую и Псковскую земли. После его смерти усобицы возобновилисьс новой силой.
Итак,Владимиру Мономаху и Мстиславу I удалось приостановить распад Киевскогогосударства лишь на короткое время. Причина его заключалась не в политикекиевских князей, а в новых условиях, возникших в результате развития феодальныхцентров на местах. Единое Киевское государство уходило в прошлое. Оно оказалобольшое влияние на последующую историю всех населявших его народов. Недаром К.Маркс его значение для народов Восточной Европы сравнивал со значением империиКарла Великого для народов Западной Европы. Как империя Карла предшествовалаобразованию нынешних Франции, Германии и Италии, так и государство Рюриковичейпривело к образованию Московии, Польши, Литвы и прибалтийских стран. КиевскаяРусь была крупнейшей державой Европы. Со многими государствами она находилась втесных династических связях. Уровень ее социально-политического развития вцелом соответствовал общеевропейскому. Европейская цивилизация — городская.Русь также развивалась в этом направлении, скандинавские источники называли ееГардарикой — страной городов. Широкие династические, экономические,политические, культурные связи Руси позволяют причислить ее всецело к европейскойцивилизации. «Русская Правда» свидетельствует о высоком уровне правовогосознания Руси и его тесной связи с византийским законотворчеством.
Нарядус наличием общих тенденций с Европой Древняя Русь демонстрировала и своеобразиечерт развития. По сравнению с Европой слабее были выражены процессысоциально-классовой дифференциации. Вотчина не играла ведущей роли в экономикеДревней Руси и держалась преимущественно на труде рабов и полусвободных.Государственная власть строилась на договорных началах князей и земель в лицеих органов народного самоуправления — вече. Знать не располагала еще силой дляподчинения этого института своей власти. Но уже вече утрачивало главенствующуюроль, хотя еще очень долго существовало как политический институт. При обилии городовна Руси характер их отличался от западноевропейских. Там города складывалиськак центры ремесла, торговли, культуры. На Руси они играли такую же роль, нопрежде всего были центрами политической консолидации, к которой тяготелаокруга. Городская демократия носила ограниченный характер. Из ее средыисключались женщины и рабы. Под влиянием опасности со стороны кочевниковсложилась традиция всеобщего вооружения народа — народного ополчения.
Такимобразом, особенности развития Древней Руси на этом этапе вполне сопоставимы севропейским типом развития.

Заключение
 
Вистории евразийских народов толчок к образованию государств дало Великоепереселение народов IV—VI вв. Восточные славяне, вовлеченные в миграциикочевых народов, расселились по Восточно-Европейской равнине. Нарушение родовыхсвязей и необходимость противостоять враждебному окружению привели кобразованию не этнических, а военно-территориальных союзов племен. Это былапредгосударственная форма власти, которая получила у наших предков максимальноеразвитие в VII — первой половине IX в.
КиевскаяРусь на начальном этапе политического распада не выработала строгоопределенного порядка распределения волостей между князьями. Принцип родовогостаршинства хотя и декларировался, но фактически редко когда соблюдался.Наиболее яркий случай произошел в 1093 г. После смерти Всеволода Ярославовичакиевляне звали к себе его сына Владимира Мономаха. Но тот, не желаястолкновений с двоюродным братом Святополком, сказал: «Если я займу стол отца,то мне придется вести войну со Святополком, потому что его отец занимал ещераньше этот стол». Почетное название великого киевского князя «в отца место»не обладало к началу ХII в. реальным политическим содержанием, тем более чтокиевские князья не всегда были действительно старшими в роду.

Список использованной литературы
 
1. КиреевП.Р. Отечественная история государства. – М., 2001
2. Нуруллаев А. А.Отечественная история. Сб. стат. – М., 2000
3. http://ru.wikipedia.org- Википедия — свободная энциклопедия
4. Лекциипо дисциплине «Отечественная история государства» 2010г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.