Древняяиндийская цивилизация
Особенность индийскойцивилизации
Возникновение цивилизации. Хараппа иМохенджо-Даро
Ареал распространения и хронология
Города и поселения
Проблемы этногенеза
Основные занятия населения
Язык и письменность
Упадок Хараппских городов
Образование государств в долине Ганга
Освоение долины Ганга
Возникновение государства
Социальная структура индоариев
Общинно — кастовая система
Северная Индия в середине Iтысячелетия до н.э.
Империя Великих Моголов
Англичане в Индии (XVIII — серединаXIX в.)
Заключение
Литература
Особенностьиндийской цивилизации
Изучение древней Индиипредставляет большой интерес для исследования не только собственно Индии, но иисторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из крупнейшихстран Востока проследить и общие закономерности этого процесса, испецифические особенности исторического развития данной страны, определитьвклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.
Достижения археологии,истории, лингвистики и литературоведения дают возможность по-новому подойти коценке многих исторических событий и фактов культуры прошлого, пересмотретьнекоторые традиционные представления.
Древняя цивилизация Индииотличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традициинепрерывно сохранялись до наших дней. До археологических раскопок крестьянеЕгипта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а их греческиесобратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе Афин временПерикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие эту страну,встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, дажепреувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто быне претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день известнырядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за тысячу лет донашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных молитвповторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с древнейшимив мире непрерывными культурными традициями.
Самые ранние очагиурбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии, преждевсего в долине Инда, возникли в III тысячелетии до н.э. Именно с III тысячелетия до н. э. цивилизация – если понимать подцивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширнойтерритории – почти одновременно начала развиваться в долинах рек Нила, Евфратаи Инда. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-затого, что индийская письменностьХараппы и Мохенджо-Даро до сихпор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариевдолины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почтине касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений.Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том насколько индийская цивилизацияпервична — в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своегопервоначального развития она явно получила извне. Вместе с тем не толькосамобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировойкультуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания вконечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельностии независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ееоблика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов. Возникновениецивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро
Современная археологияпозволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами восновном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI — IVтысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьяхдолины Инда, а примерно XXIVв. до н.э. — величественные памятники развитой городской культуры, известные пораскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.
Более четырех тысяч летназад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, неуступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет,а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппскойкультуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, совр.Пакистан) имели чрезвычайно большое научное значение.
После этих открытий уженевозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия«никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы», чтоона прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резкоуступала им по уровню развития.
Трудно сказать, насколькокультура шумеров повлияла на возникновение центров индийской цивилизации, носам факт воздействия со стороны более развитого Двуречья несомненен. Ещесравнительно недавно хараппская цивилизация порой объявлялась провинциальнымвариантом шумерской.
Раскопки в долине Индаубедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийскойкультуры, сложившейся задолго до появления в стране индоарийских племен. Этимбыл нанесен удар и по теориям, авторы которых связывали происхождениецивилизации в стране с приходом ариев. Ареал распространения и хронология
Поселения хараппскойкультуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромнойтерритории — более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшиецивилизации Египта и Двуречья. Среди многочисленных городов и поселений лучшевсего исследованы два главных города — Хараппа и Мохенджо-Даро, атакжеЧанху-Даро, Калибанган,Банавали, Суркодата и Лотхал.На печатях Мохенджо-Даро и Хараппы имеются надписи, до сих пор недешифрованные. Истолкование этого письма — одна из важнейших археологическихпроблем в долине Инда. Область распространения этой культуры не оставаласьнеизменной: хараппцы двигались на юг и на восток, проникая во все новые и новыерайоны. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения — восточную,северную, центральную, южную, западную и юго-восточную — с характерными длякаждой зоны особенностями.
Таким образом, «периодразвитой Хараппы» обычно датируется 2200 — 2100гг. до. н.э., что позволяетперенести ее начальные этапы на несколько столетий назад — условно к 2500 — 2400гг. до. н.э.
Характер этой цивилизациинастолько единообразен, что по всей области ее распространения даже кирпичи дляпостроек имеют обычно одинаковые размеры и форму. Города и поселения
Крупные города состоялииз двух главных частей: цитадели – искусственной продолговатой платформывысотой 30–50 футов и площадью примерно 400x200 ярдов, где, по всей вероятности, размещались местныевласти, а возможно, и жреческая элита. Она была защищена зубчатыми стенами, наней возводились общественные здания. Ниже цитадели располагался собственногород, занимавший площадь не менее квадратной мили. Главные улицы, некоторые до 30 футов шириной, были совершенно прямыми. Они разделяли город на большиекварталы, внутри которых вилась сеть узких переулков. Дома, часто высотой в дваэтажа и более, хотя и различных размеров, все строились по одному и тому жеплану: вокруг прямоугольного двора располагалось несколько комнат. Вход обычновел с бокового переулка, и окна выходили не на улицу, которая из-за этогопредставляла собой, очевидно, однообразное чередование унылых кирпичных стен. Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, зернохранилища),бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенные каналом срекой сооружения типа верфи — все это не только свидетельствует о высокомуровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации,но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включаябронзолитейное дело, а также торговых связей с соседями, прежде всего сшумерским Двуречьем, хотя нет сомнений, что жители индских городов не проявилисклонности заимствовать технические достижения более развитой культуры. Раскопки свидетельствуют о хорошо налаженной системе водоснабжения, а системаканализации, тщательно разработанная, была, пожалуй, самой совершенной надревнем Востоке. Даже римская цивилизация не имела такой системы водопровода.
При больших домах имелисьсвои колодцы, на улицах — колодцы общественного пользования. На улицах городовпомещались лавки и мастерские ремесленников, различные общественные постройки,в частности городской рынок. Тщательная планировка и благоустройство городов,наличие общественных построек могут говорить о существовании централизованнойвласти. Правильная планировка улиц и строгое единообразие на всей территориихараппской культуры таких деталей, как единицы мер и весов, размер кирпичей идаже план расположения больших городов, предполагают скорее одноцентрализованное государство, чем множество свободных общин.
Возможно, наиболее яркаяособенность этой культуры – ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо – Даробыло раскопано девять слоев построек. По мере того как уровень землиподнимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точнона месте прежних, с очень незначительными отклонениями в плане фундамента; напротяжении, по крайней мере, тысячелетия расположение улиц города оставалосьнеизменным.
Письменность индскихгородов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории.
Города долины Инда были,в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцветали истоль же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли слица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками,с конца XXIV до XVIII в. до. н.э. некоторые данные говорят о том, чтоупадок очагов индийской городской культуры начался за долго до их исчезновенияи что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблениемпорядка и администрации и, возможно, с изменением русла Инда и затоплениемгородов. Проблемы этногенеза
В настоящее времянаиболее правильным следует признать мнение о преобладании европеоидных черт врасовых типах древних жителей долины Инда. К тому же известно, что европеоидыпроникли в Северную Индию задолго до сложения индоевропейской общности,возможно еще в эпоху верхнего палеолита или мезолита. Гипотеза о чрезвычайнойтипологической неоднородности населения хараппской цивилизации не соответствуетни морфологическим данным, ни теоретическим представлениям и не может бытьпринята. Оно относилось к средиземноморской ветви европеоидной расы, котораяпреобладает в Северной Индии до настоящего времени. Основной тип населения,судя по результатам антропологических исследований, представлен узколицымидлинноголовыми черепами с резкой горизонтальной профилировкой лицевого скелетаи обычным для европеоидных черепов выступанием носовых костей. Итак, населениеХараппы состояло в своем подавляющем большинстве из темноволосых и темноглазых,длинноголовых людей, антропологически родственных населению Средиземноморья,Кавказа и Передней Азии. Согласно данным антропологов, в расовом отношениинаселение Северной Индии было гомогенным на протяжении огромного периода, ужеза несколько тысячелетий до начавшегося процесса урбанизации в долине Инда.Основные занятиянаселения
Основные занятиянаселения долины Инда, причем не только сельских жителей, но и горожан, былоземледелие. Раскопки свидетельствуют о культивировании пшеницы (двух сортов),ячменя, проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дыни, о развитиисадоводства. Отмечая развитие земледелия, нельзя, однако, недооценить и рольскотоводства: сельские поселения были окружены прекрасными пастбищами.Найденные археологами кости домашних животных свидетельствуют о том, чтонаселение долины Инда разводило овец, коров, свиней, коз, зебу, буйволов,ослов, лошадей, верблюдов; держали также кур и другую домашнюю птицу. Немалуюроль продолжало играть рыболовство, особенно если учесть, что большинствопоселений располагалось на берегу рек.
Хараппская культура былакультурой эпохи бронзы. Наряду с медью бронза широко употреблялась в хозяйствеи ремеслах. Из этих металлов производили орудия производства и оружие. Хараппцыхорошо знали плавку, ковку и литье металлов. Железо не было известно: следы егоне обнаружены в самых верхних слоях хараппской культуры. Кроме того,употреблялись золото, серебро и свинец.
Высокого развития вхараппскую эпоху достигла внутренняя и внешняя торговля, которая велась посуше, по рекам и морю. Индские города, несомненно, торговали с поселениямиБелуджистана, куда продвинулись форпосты хараппской культуры, но многие металлыи полудрагоценные камни они получали из более далеких стран. Из Саураштры иДекана сюда шли раковины, использовавшиеся в декоративных целях, и некоторыевиды камней. Серебро, бирюза и ляпис – лазурь ввозились из Ирана и Афганистана,медь – из Раджастхана либо из Ирана, а жадеит, вероятно, из Тибета илиЦентральной Азии.
Морем или сушей товары сИнда достигали Месопотамии, главным из них был хлопок.Язык и письменность
Характерной чертой этойцивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существованиеписьменности. Найдено более 20 тысяч надписей, содержащих 400 различных знаков.Надписи наносились не только на особые печати, но и на керамику, медныепластинки, бронзовые ножи, изделия из слоновой кости и т. д. Все это говорит ошироком развитии грамотности в эпоху Хараппы. Основная трудность в правильнойдешифровке надписей из Мохенджо-Даро состоит в том, что наука не даетправильного ответа на вопрос о языке создателей хараппской цивилизации.Хараппская письменность насчитывает около 270 знаков, очевидно,пиктографического происхождения, но имеющих уже характер идеографический илисиллабический. Хараппские письмена имеют мало сходства с письменностямидревнего Востока. Наиболее разительно их сходство с письмом, которымпользовались до сравнительно недавнего времени жители острова Пасхи, норасстояние в пространстве и времени между обеими культурами так велико, чтовозможность контакта или влияния едва ил допустима. Мы не знаем, какимисредствами пользовались в хараппских поселениях при письме, хотя высказывалосьпредположение, что маленький горшочек, найденный на небольшом городище Чанху –Даро, представляет собой чернильницу. Во всяком случае, жители не писали своихдокументов на глиняных табличках, иначе они были бы найдены среди руин индийскихгородов. Упадок Хараппских городов
После нескольких столетийрасцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. До недавнего времени упадокиндийских центров обычно объясняли внешними факторами: вторжением иноземныхплемен, отождествляемых, как правило, с ариями. В северных районах наступлениекризиса было более быстрым; на Юге же, вдали от крупных центров, хараппскиетрадиции сохранялись дольше. Таким образом, процесс протекал по-разному в разныхрайона. Немалое значение имело, вероятно, и ослабление торговых контактов сМесопотамией. С этой сферой хозяйственной деятельности были непосредственносвязаны не только торговцы, но и ремесленники и земледельцы.
Советские ученые,работавшие над дешифровкой хараппской письменности, пришли к выводу, что многиемифологические и космографические представления эпохи Хараппы вошли в составиндуизма и джайнизма, хотя, конечно, претерпели значительную трансформацию. Сэтой цивилизацией можно связывать и такие, имевшие затем широкоераспространение культы, как культы матери-богини, священных растений, животных.
Но, как бы то ни было,одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно:хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенноговоздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуруиндоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагуцивилизации. Новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районахотстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячикилометров. Но хараппская цивилизация дала значительный импульс развитиюматериальной культуры индоариев. Образованиегосударств в долине Ганга
В Северной Индии во II тысячелетии до н. э.распространились индоарийские языки, носители которых, называвшие себя ариями,пришли в страну и принесли элементы иной культурной традиции.
Цивилизация в долинеИнда, несмотря на высокий уровень развития, которого оно достигла, оставаласьвсе же явлением регионального значения. Формирование этого жизненного уклада,который придал древней Индии единство при всем многообразии, началось с конца II тысячелетия до н. э. и было связанос возникновением государств в долине Ганга. Именно этим районам было сужденостать центром культуры и государственности. Освоение долины Ганга
Основным достижениемведийских индийцев было хозяйственное освоение и прочное заселение большейчасти долины Ганга, до того покрытой джунглями. Возникшие здесь ранее очаги(например, Чиранд в Бихаре) были крайне редки. Наступление в долину Гангавелось с юга, откуда проникали земледельческие племена дравидов и мунда,и с севера — племена предгорьев Гималаев. Но главное направление колонизации,завершившейся созданием постоянных поселений и городов, — с северо-запада наюго-восток, из Пенджаба и Раджастхана.
Процесс освоения долиныГанга был длительным и стихийным. Индоарийские племена вступали в контакт с«аборигенным» населением, приспосабливались к местным условиям жизни ихозяйственной деятельности. Если судить по историческим преданиям и мифам, втот период они уже считали себя жителями Индии. Продвигаться по территории,сплошь поросшей лесом, было весьма затруднительно, но индоарии знали железо, былимобильны. Они двигались и по рекам.
К середине I тысячелетия до н.э. долина Гангабыла в основном освоена, несмотря на то, что значительные площади ещеоставались под лесами и болотами, особенно в нижнем течении реки. Раскопки вАтранджикхере, Джодхпуре и в районах, прилегающих к Гангу с запада, показывают,что железо в этом районе вряд ли появилось ранее XI в. до н.э.; широкое же распространение орудий из негонаблюдалось в первой половине Iтысячелетия до н.э. Благодаря своей дешевизне и доступности оно быстровытеснило камень и медь как материал для производства оружия и орудий труда.
Носители «культуры серойрасписной керамики» изготовляли из железа наконечники стрел и копий, гарпуны,ножи, домашнюю утварь, а также строительные инструменты (долота, иглы, гвозди,пластины, щипцы, прутья), земледельческие орудия (серпы, топоры, очевидно, длярубки леса), украшения (кольца). В целом добыча и обработка железа были главнымтехническим достижением этого периода, имевшим определяющее значение для всейхозяйственной деятельности. Более совершенные орудия труда позволили осваиватьновые площади. Это требовало больших усилий, но зато щедро вознаграждалоземледельца. Архелогические раскопки свидетельствуют о знакомстве создателей«культуры серой расписной керамики» с рисом, пшеницей, ячменем. В позднейведийской литературе рис фигурирует как одна из основных культур, причем былиизвестны различные его сорта (черный, белый, скороспелый и др.). Наряду с ним втекстах встречаются упоминания о ячмене, пшенице, разных видах просяных ибобовых. Индийцы в то время знали сахарных тростник. Из масличных выращиваликунжут, из технических — лен. Земледелие этого периода уже нельзя считатьпримитивным: при пахоте часто употреблялся плуг, несмотря на то, что и мотыгапродолжала играть важную роль. В плуг впрягали волов.
Довольно значительным былудельный вес скотоводства. Из домашних животных были известны коровы, буйволы,овцы, козы, ослы, верблюды, лошади. Главным богатством индийца считался скот,прежде всего быки, которые были тягловой силой, и коровы, дававшие важнейшиепродукты питания. В верованиях постепенно корова начинает занимать особоеместо. Важное значение ее в хозяйстве было решающим фактором, приведшим кпоявлению культа коровы как одного из основных элементов религиозной практикииндуизма.
Ведийские индийцы несоздали таких развитых и мощных городских центров, как хараппцы. Хотя жителибассейна Ганга иногда и основывали свои поселения на месте бывших хараппскихгородов, прежние традиции строительного искусства были в значительной мереутрачены. Постепенно города превратились в центры сосредоточения ремесла,выделившегося в самостоятельную отрасль экономики. В них производилисьсельскохозяйственные орудия, транспортные средства, ткани, посуда из металла,камня, дерева и глины, разнообразные украшения. Раскопки показали высокий уровень керамического производства в древних городах долины Ганга. Ведийскийпериод отмечен ростом обмена между отдельным племенами, регулярной торговли. Возникновение государства
Процесс образованиягосударств в древней Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно ивырастали, как правило, из племенных органов управления. Сами государствадолгое время были некрупными — охватывали территорию одного племени или союзаплемен. Название свое они получали по наименованию самого сильного из них. Ксередине I тысячелетия до н.э. в наиболееразвитых областях долины Ганга процесс превращения органов племенногосамоуправления в государственные завершился. Племенной вождь — раджа в этовремя нередко выступает как единодержавный правитель. Правитель обычнопринадлежал к самому знатному, богатому и многочисленному роду. Известно, что введийский период уже существовали царские династии. Царская власть в основномбыла наследственной, переходила от отца к старшему сыну. Народное собраниепривлекалось к обсуждению вопроса о престолонаследии только тогда, когда этотпорядок, теперь уже считавшийся обычным, по разным причинам нарушался. Раджабыл верховным распорядителем государственного имущества, в первую очередьземли. Он командовал войском. Царь возглавлял аппарат управления, видимо, он был и верховным судьей, сам разбирал некоторые дела и даже мог лично наказыватьвиновных.
Особое положение раджиеще в ведийский период привело к тому, что государственная власть сталавосприниматься как священная, а ее носитель объявлялся воплощением того илииного божества. Царь опирался на сородичей, которые обычно занимали важныедолжности в государственном аппарате, им доставалась большая часть военнойдобычи. Вокруг двора группировались другие могущественные роды.
Государственный аппаратеще не был разветвленным, однако уже определился ряд постоянных должностей:придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов и др. Социальнаяструктура индоариев
Племена индоариев — этоколлективы выступающие как единое целое, но уже знакомые с социальными иимущественными различиями. Это племена типа протогосударств во главе свождями. В них выделялись две влиятельные прослойки — жрецы-брахманы, хранителиритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции ипользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, иправители-военачальники, которые возглавляли коллективы и управляли ими. Правителипротогосударств выступали в качестве верховных распорядителей общественногодостояния. Правители возглавляли аппарат администрации, существовавший за счетредистрибуции избыточного продукта (ренты-налога), причем значительная доляэтого аппарата комплектовалась из близких родичей правителя, составлявших егоопору. Власть правителей еще была не очень прочной. Во многих протогосударствахона была выборочной, в других уже был заметен акцент на наследование властиправителя. Но в любом случае власть правителя не была абсолютной. Царь вынужденбыл считаться с мнением членов совета, не говоря уже о привычных нормах итрадициях коллектива в целом; бывали случаи, когда не поладившие с подданнымиправители изгонялись. Для древней Индии спецификой было постепенное обособлениев привилегированной группе социально-политических верхов двух важнейших слоев — жрецов-брахманов и аристократов-кшатриев. Противостояние их друг другу с острым взаимным соперничеством, равно как и зримое противопоставление двухверхних социальных слоев третьему и основному, общинникам-производителям, велок формированию кастового общества.
Община ведическогопериода состояла из большесемейных групп, глава которых («домохозяева» вдревних индийских текстах) имели немалую власть над женами, детьми идомочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленныхиноплеменников. По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина иликого-либо из взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Детиот этих рабынь не обязательно были рабами: статус их в зависимости отобстоятельств колебался от зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числародни тоже не были абсолютно независимы: отец-патриарх имел право заложитького-либо из них в случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения.
По данным археологии,первые города в долине Ганга появляются примерно в IX — VIIIвв. до н.э. Видимо это было время, когда консолидировались на базе первыхпротогосударств более или менее крупные ранние государства и в связи с этим активноразвивались ремесла и торговые связи. Для политической жизни древней, да исредневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременныхгосударственных образований, которые легко появлялись на свет, быстро приходилив упадок, сменяя одно другого. Есть основания полагать, что относительнаяслабость политической власти в истории Индии определялась прежде всегоспецификой индийского общества с его системой строго фиксированныхстатусов-сословий, раз и навсегда определявших место человека среди других.Жестокая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политическойвласти, а быть может, и главной ее причиной.Общинно — кастоваясистема
Восходящая кдревнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле былаосновой социальной структуры Индии. Слово «варна» соответствует понятиям«вид», «разряд», «цвет». Уже с глубокой древности в Индии использовали его длявыделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества.Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение обществана противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пурушивозникла варнажрецов-брахманов, из его рук -варна кшатриев,из бедер — варна простых земледельцев и скотоводов, т. е. рядовых общинников вайшья.А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих инеполноправных, варнашудр. Три высшие варны, генетическисвязанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них.Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо поотношению к ним исполнялся обряд второго рождения. Обряд второго рождения давалправо на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином,т. е. отцом своего семейства. Четвертая варна шудр возникла и формироваласьпозже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению непринадлежал первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере вначале, варнойнеполноправных. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение,порой даже на самостоятельное хозяйство, не имел права изучать веды иучаствовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителямиостальных варн. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемымивидами труда — вот был его жребий.
С течением времени вположении варн происходили некоторые изменения, суть которых сводилась кснижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них.Гораздо более жестким был наследственный статус брахманов: его очень труднобыло утратить, даже когда брахман переставал быть жрецом и занимался иными,гораздо более мирскими делами, но еще труднее, практически невозможно былообрести заново. Сильно возросла доля внекастовых изгоев, неприкасаемых(хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязныеработы. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н. э. две высшие варны уже достаточно отчетливопротивостояли двум низшим.
Сложившаяся такимобразом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для члененияиндийского общества на незыблемые категории-сословия. Человек рождается в своейварне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. В своей варне он беретжену, его потомки навечно остаются в его варне, продолжают его дело. Рождение втой или иной варне — результат поведения человека в его прошлых рождениях.Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система современем не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче,сильнее, разветвленнее. Оказаться вне системы значило практически быть внеобщества, в известном смысле вне закона, т. е. на положении раба.
Пришедшая на сменучетырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новыхусловиях гораздо более удобной. Каста (джати, т. е. род) — это замкнутаяэндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфередеятельности. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанногобрака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в системукаст. Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходныхзанятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями.Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст исчитались неприкасаемыми, теми, чье прикосновение способно осквернить членовдругих каст, особенно брахманских. Принципиальным отличием новых каст от старыхварн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннююорганизацию. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнениюс прежними варнами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов. Ноглавный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмомправило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и долженоставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться. Но и выбирать жену из своейкасты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он не стал, какбы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегдаостанется брахманом, а неприкасаемый-чандала всегда неприкасаемым. Северная Индия в середине Iтысячелетия до н.э.
В этот период в СевернойИндии была замечена тенденция к политической консолидации. Возникали мелкиегосударства, которые постепенно становились более крупными и трансформировалисьв ранние государства, соперничество между ними становилось все болееожесточенным. К середине Iтысячелетия до н.э. в долине Ганга и поблизости от нее существовало примерно 16сравнительно крупных государств, в большинстве которых уже установиласьнаследственная монархия и лишь в некоторых практиковались различные формыолигархического либо аристократического правления с выборными политическимилидерами. Возвышение политических центров в долине вело к росту и укреплениюгородов, к развитию ремесла и торгового обмена. Города, бывшие прежде всегоукрепленными крепостями, начинали играть заметную роль в экономике. В сфереаграрных отношений тоже очень большую роль играло государство, которыйвыступало как верховный распорядитель земельного фонда. Государстворегулировало подати и повинности населения. Основной формой землевладения былаобщина.
Империя Великих Моголов
В 1526 г. тимурид Бабур, выходец из Моголистана и в прошлом правитель Ферганы, затем Кабула,вторгся в Индию. Его хорошо вооруженная мушкетами и пушками армия в двухбольших сражениях разгромила последнего из делийских султанов, после чегозаняла значительную часть долины Ганга. Так было положено начало империиВеликих Моголов, объединившей под своей властью в пору расцвета почти всюИндию.
Сам Бабур правил Индиейнедолго. В 1530 г. его сменил на троне сын Хумаюн, войны которого сбратьями за наследство отца настолько ослабили его власть, что влиятельныйправитель из Бираха и Бенгалии Фарид Шер-хан сумел захватить власть вДели, заставить Хумаюна искать убежище в Иране.
Приняв титул шаха,Шер-шах за недолгие шесть лет своего правления немало сделал для укрепленияцентральной власти. Он упорядочил земельные отношения, систему налогов, провелнесколько магистральных дорог, связавших Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом ит.п.
После смерти Шер-шахаХумаюн вернул себе трон в Дели, но уже через год он в результате несчастногослучая погиб, а власть досталась его 13-летнему сыну Акбару.
Правление падишаха Акбара(1556 — 1605) было золотым веком империи Великих Моголов. Укрепив власть насевере, включая Пенджаб, Акбар заручился поддержкой значительной частивоинов-раджпутов и вскоре овладел практически всей Раджпутаной. Затем к империибыли присоединены Гондвана, Гуджарат, Бенгалия, Кашмир, Орисса. Почтився северная индия оказалась под властью Акбара, проявившего себя умелымправителем.
Продолжив реформы,начатые еще Шер-шахом, Акбар провел ряд новых, заложивших прочные основыуправления страной.Все земли были объявлены государственными. Былзакончен генеральный земельный кадастр и четко определены суммы налоговогосбора с каждого из районов. Небольшое количество земли, около 3%, было всобственности мусульманского духовенства, но некоторое количество земельнаходилось и во владении индуистских храмов. Акбар отменил, ущемляющую праванемусульман, джизию.
Сын АкбараДжахангир (1605- 1627) продолжил активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане ивыступил против сикхов в Пенджабе. Наибольшим успехом Джахангира, а точнее, егосына Шах Джахана, командовавшего армией, была победа над сильной армиейсултана Ахмаднагара. Взойдя на трон отца, Шах Джахан (1627 — 1658) пыталсяпродолжить свой успех и в 1632 г. добился удачи: Ахмаднагар был подчиненполностью, Биджапур и Голконда признали себя вассалами Моголов. Это означало,что практически вся Индия попала под власть империи.
Преемником Шах Джаханабыл его сын, кровавый деспот Аурангзеб, заключивший в темницу отца.Аурангазеб правил долго (1658 — 1707) и оставил по себе дурную память. С егосмертью империя фактически распалась, перестала существовать как влиятельнаясила.
Аурангазеб преследовалкак индусов, так и шиитов, вплоть до попыток разрушить храмы и заново ввестиотмененную Акбаром подушную подать для немусульман, джизию. Религиозныепреследования вызвали резкое сопротивление населения. Всему этому сопутствовалинеудачи в попытках подавить сопротивление и сепаратистские движения на окраинахимперии.
Сразу же после смертиАурангзеба его империя стала агонизировать, чем не преминули воспользоватьсявсе те, кто не был заинтересован в сильной власти в Индии. Англичанев Индии (XVIII— середина XIXв.)
Еще в XIV — XV вв., когда мусульманские и иные купцы стали вести активнуюторговлю индийскими товарами, на побережье субконтинента было построеномножество удобных морских портов. Расширение морской торговли было одним изфакторов, предопределивших быстрые темпы развития Южной Индии. В это время сюга Индии и через морские порты ее стали проникать в Европу многочисленныередкие экзотические товары и пряности, столь высоко ценившиеся там. Вслед заэтим в Европе сложилось представление о сказочных богатствах индии, о еенесметных сокровищах, об «Индии чудес».
Достигшие Индииевропейцы, прежде всего португальцы, стали сосредоточивать в своих рукахконтроль за торговыми путями и торговлей, затем строить многочисленные склады ифактории и т.д. Вслед за португальцами в этом районе мира появились голландцы,после этого пришла очередь французов и англичан. Завоевание Индии англичанамипривело к решительной ломке ее традиционной структуры. Богатые доходы восновном шли в казну компании и в немалом количестве вывозились в метрополию.Вмешиваясь со своими европейскими мерками и представлениями, англичане отчастинарушили стабильный баланс отношений. Причем это не могло не сказаться насостоянии традиционной индийской структуры в целом.
На смену традиционнымпришли новые формы отношений. Индия активно включалась в мировой рынок.
Заключение
Древняя Индия по рядуосновных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесьтакже господствовали власть-собственность и централизованная редистрибуция,отсутствовали свободные по-европейски рынок и частная собственность. Индиявсецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего сантичностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам. Междуближневосточным и индийским регионами есть существенная разница. Разница заключаетсяв цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формахорганизации социума, во всем, что нашло свое отражение в виде варно-кастовой иобщинной систем.
Литература
1. Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. Индияв древности.- М.: «Наука», 1985., 637с.
2. Б.И. Вайнберг, Б.Я. Ставиский.История и культура Средней Азии в древности.- М.: «Наука».
3. Л.С. Васильев. История Востока.- М.:Высшая школа, том 1.- 1993., 495с.
4. Артур Л. Бешем. Чудо, которым былаИндия.- М.: «Наука», 1977., 319с.
5. Индия в древности. Сборник статейпод редакцией А.В. Струве и Г.М. Бонгард-Левина. — М.: «Наука», 1964., 637с.
6. Антонова К.А. и др. История Индии.– М.: «Мысль», 1979, 608 с.
7. История и культура Древней Индии:Тексты – М.: Изд-во МГУ, 1990, 351с.
8. Луния Б.Н. История индийскойкультуры с древних веков до наших дней
М.: Изд-во «Иностранная литература»,1960, 567с.
9. Косамби, Д. Культура и цивилизациядревней Индии: Исторический очерк.
М.: «Прогресс», 1968, 226с.