КГНУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Просвещение в Туркестане в конце XIX-началеXX вв.
Выполнила:
студентка4 курса
факультетаистории и
регионоведения
ФаткуллинаЛариса
Бишкек 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
§ 1. Конфессиональные школы и их рольв просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX начале XX вв.
а) Мектебы
б) Медресе
в) Новометодные школы
§ 2. Светское обучение в Туркестане (наматериалах Кыргызстана)
а) Русско-туземные школы
б) Дореволюционные русские школы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение:таблицы
ВВЕДЕНИЕ
Научное освещение историишкол дореволюционного Кыргызстана имеет большое теоретическое и познавательноезначение.
Но, ксожалению, на сегодняшний день у нас еще нет ни одной работы на русском языке,посвященной этой теме и написанной не с позиции марксизма-ленининзма, с новой,современной точки зрения, — когда мы сможем более объективно оценить то, чтоявляется нашей историей.
Актуальность этой темыпроявляется в том, что в последнее время возникла настоятельная необходимостьпересмотра устаревших взглядов, гипотез, концепций о школах в дооктябрьскомКыргызстане, решить вопрос о том, какой вклад внесли в дело просвещениякыргызского народа, какие ставили они цели и задачи, и чего они смоглидостигнуть в деле просвещения дореволюционного Кыргызстана.
Изучение дореволюционнойистории школ на территории Кыргызстана имеет свои особенности и трудности.
По этой теме очень многоработ дореволюционных авторов: С.М. Граменицкого, Н.А. Бобровникова, Н.П.Остроумова, В.П. Наливкина, а также политика просвещения колониальной итуркестанской администрации нашла свое отражение в трудах К.П. Кауфмана, и А.Н.Куропаткина, А.Талызина, К.К. Палена. В них содержится огромное количествофактического материала, но они освещают историю просвещения в Туркестанскомкрае объективистски, в отрыве от социально-экономических условий, при этомпочти не касаются состояния народного образования непосредственно на территориисовременного Кыргызстана. Весь этот материал требует дополнительной переработкии изложения этих данных на современном уровне. В послеоктябрьский периодизучением актуальных проблем просвещения дореволюционного Кыргызстана как частиСредней Азии занимались следующие научные организации и учреждения:
1. Туркестанскийуниверситет (позже Среднеазиатский, затем Ташкентский) возник в 1920 г.
2. Туркестанскийкомитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы –Туркомстарис, а с 1924 по 1928 гг. Средазкомстарис. Создан в 1920 г.
3. Киргизскаянародная комиссия, организованная в 1925 г, при отделе народного образованияКиргизской автономной области.
4. Центральный музейКиргизии, открыт в 1927 г., в доме, где жил М.В. Фрунзе.
5. Киргизскоеобщество краеведения, основано в 1926 г. во Фрунзе, на его основе создается в1928 году Кирг. НИИ Краеведения при СНК Кирг. ССР, в 1936 году, их неговыделился институт языка и письменности, впоследствии был реорганизован в ИЯЛИ(институт языка, литературы, истории).
6. Историческийфакультет Киргизского педагогического института, основанного в 1932 г.
7. Комитет наук приСНК Кирг. ССР, созданный в 1937 г, его деятельность была направлена на созданиеновых научных учреждений, подготовки научных кадров.
Эти учреждения накопилисо временем большой фактический материал, и выпустили компетентных научныхспециалистов, внесших большой вклад в изучение проблем истории Кыргызстана.
Дореволюционной исоветской литературой поднят немалый пласт фактического материала по историидореволюционного Кыргызстана, в этом плане очень ценны аннотированные библиографическиеуказатели дореволюционной и советской литературы по истории, археологии иэтнографии Кыргызстана, разработанные выдающимся ученым З.А. Амитиным-Шапиро,его работа оказала неоценимую помощь в подборе литературы по данной теме.
Подводя итоги квышеизложенному, нельзя не подчеркнуть, что в изучении истории школ Кыргызстанав дореволюционный период можно заметить, что в лучшем случае это былонакопление сырых фактов, отрывочно избранных и отображение отдельных сторонисторического процесса.
Для историографиипросвещения дореволюционного Кыргызстана характерно:
- 1. отсутствиепланомерного и систематического изучения.
- 2. игнорированиесоциально-экономического развития региона Негативная сторона.
- 3. ознакомлениемира с нравами и обычаями, бытом и культурой коренного населения иисторико-социологическими памятниками Туркестанского края — позитивная сторона.
Вопросы в просвещениядореволюционном Кыргызстане ставились и в советское время. Так в книге А.Э.Измаилова «Очерки истории советской школы в Киргизии за 40 лет (1917-1957)»дается краткое освещение истории школы и просвещения в дореволюционный период,т. к. данное исследование посвящено только истории советской школы, опять жевсе факты подаются с марксистской позиции, подгоняются под большевистскоепонимание истории.
С позиции марксизма-ленинизманаписана и книга Д.О. Айтмамбетова «Дореволюционные школы в Киргизии», но оночень подробно и на основе большого количества материала дает сведения о всехтипах школ в дореволюционном Кыргызстане, но, не всегда верно дает оценкусобытиям того времени.
Не нашла сколь-нибудьподробного освещения истории дореволюционных школ и в фундаментальном трудеколлектива института истории АН Кирг. ССР (История Киргизии т. 2.). Там этомувопросу посвящено лишь несколько страниц. Некоторые другие исследователиистории Кыргызстана в своих работах также вскользь касались истории дореволюционныхшкол.
Целью настоящей работыявляется попытка представить сжатое и систематизированное изложение историидореволюционных школ в Кыргызстане. В работе ставятся следующие задачи: краткоеосвещение истории возникновения дореволюционных школ в Кыргызстане. Раскрытиесодержания обучения, дается характеристика мектебов и медресе.
Появившиеся во 2 п. XIX в. новометодные школы, не изменяярелигиозного содержания обучения, давали учащимся некоторые элементы светскихзнаний, но в целом эти школы были подвержены влиянию панисламизма ипантюркизма, поэтому не могли внести много нового в дело просвещения, так какво многом они придерживались старых методов обучения. В последней части этойработы дана характеристика русско-туземных школ, которые в 80-х годах XIX в начали возникать в Кыргызстане.При всех своих недостатках они имели прогрессивное значение — знакомиликыргызскую молодежь с русским языком, и через него и с русской, а затем имировой культурой.
Там же рассматриваетсяистория дореволюционных русских школ в Кыргызстане, которые были созданы длядетей переселенцев, но там обучались и дети кыргызов, хотя и в незначительномколичестве. Этим объясняется тот факт, что процент грамотности в национальнойсреде был очень низким — около 2%, а среди женщин азбучную грамотность зналилишь единицы.
Эта работа должнапоказать состояние народного образования на территории современного Кыргызстанав дореволюционный период.
Но сама работа непретендует на исчерпывающее освещение истории дореволюционных школ и требуетдальнейших исследований.
§ 1. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕШКОЛЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОСВЕЩЕНИИ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ И КЫРГЫЗСТАНА В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВВ.а) Мектебы
Первые историческиесведения о мектебе и медресе относятся к VIII в. По данным В.В. Бартольда, у мусульман с моментаутверждения ислама были известны два типа школ: — начальная школа и медресе — высшая духовная школа.
Мектеб — в буквальномсмысле означает «место, где пишут». Медресе, как место, где проводили лекциизнатоки ислама, возникли у арабов еще в VII-VIIIвв. при халифах-омейядах. По мере распространения ислама, при некоторых мечетяхобразовывались своего рода богословские факультеты — из них наиболее известнашкола при мечети Азхар в Каире (Х в.), а также при Каабе (в Мекке). Позднееначали строить специальные здания для учебных занятий, с кельями студентов иаудиториями для лекций. Эти школы получили название «медресе» — «место учения»(от глагола «дараса» — «изучать»). Ислам быстро распространяется из Аравии навосток и запад, а вместе с ним, распространяются медресе и мектебы. «Мектебы имедресе, — писал директор Казанской учительской семинарии Н.А. Бобровников, — до недавнего времени были во всем мусульманском мире, от Марокко до Китая,одной застывшей в неподвижных формах организацией. Еще 25 лет назад, входя вмектебу или медресе в Алжире, Константинополе или Бруссе, я чувствовал себя какбы перенесенным в приволжские местности: до такой степени общая картина былатождественна. Эта однородность организации школ в столь взаимно отдаленных странахбыла обусловлена безраздельным господством религиозных начал над умами исердцами мусульман и их полным подчинением авторитету прочно сложившихсятрадиций»
Первые сведения о медресев Средней Азии относятся к Х в. Большое распространение они получили в XV-XIX вв. Такие крупные медресе, как медресе Улугбека вСамарканде, Мир-Араб в Бухаре и др., были основаны в XV-XVI в. натерритории же современного Кыргызстана медресе возникли значительно позже — восновном во второй половине XIX вмедресе создавались там, где проживало оседлое население, а кочевники-кыргызыобучали своих детей в юртах». Англичанин Дж. Вуд, в верховьях реки Оксуса(Аму-Дарьи) в 30-х гг. XIX в.описывает так киргизскую юрту-мектеб «В одной юрте дети занимались уроками поднаблюдением муллы: одни учились писать, другие бормотали над истрепаннымилистами засаленных экземпляров Корана…» У кыргызов-кочевников мектебы обычно неимели определенного места: они помещались в юртах кочевников или под большимидеревьями — чинарами или карагачем.
Очень сложно былоподсчитать точное количество мектебов у кочевников-кыргызов. Так, например, врапорте Токмакского уезда Семиреченской области от 12-13 декабря 1891 года вканцелярию степного генерал-губернатора сказано: «Киргизы кочуют небольшимиаулами юрт в 10-15, таких соседних аулов иногда собираются до двух-трех сотен.Между ними появляется мулла из своих же киргиз, а иногда из узбеков. Каждыйжелающий обучать своих сына или дочь, входит в частное соглашение с муллой обоплате и приводит ученика. Если собирается 10-15 учеников, то начинаетсяобучение. Число таких школ определить весьма трудно, ибо они определенногохарактера не имеют. По отчетам за последние три года на уезд приходится у кыргызв среднем выводе 50 школ с учениками, а население уезда по переписи 1891 года — 84522 душ обоего пола.
Киргизы как кочевникиопределенных сел и деревень не имеют, случайная ссора может увеличить, илиуменьшить аул и потому отношение школ к аулам определить нельзя». Из сообщенийначальника Ошского уезда за 1888 год следует, что в Гульчинской, Алайской иАк-Бууринской волостях нынешних школ вообще не было. Такое положениеобъясняется тем, что никакой не было записи учащихся в мектебе, следствиеперекочевок аулов, в результате переходов самих мулл на другое место, числоучеников постоянно менялось. Наиболее организованные мектебы на территорииКыргызстана были в оседлых поселениях — на юге Кыргызстана, где преобладалиузбеки, и на севере — в городах Токмаке, Пишпеке, Пржевальске. Условия обученияв мектебе были очень тяжелые. В кочевых районах это были обычные юрты.
Мектеб в оседлыхпоселениях — обыкновенная постройка, очень пыльная, часто антисанитарныеусловия вызывали у учеников глазные и накожные заболевания. Обучение начиналосьс изучения арабского алфавита, очень сложного для изучения и употребления послезапоминания арабского алфавита ученик переходил к заучиванию абджада — 8вымышленных слов — абдажд, гавваз, хутти, кальман, сагфас, карашат, саххасс,саззага — в эти слова включен весь арабский алфавит, и только потом ученикприступал к чтению по словом «Хафтьяка». «Хафтьяк» — сборник избранных мест изКорана, посвященных основным положениями вероучения.
Следующий этап — изучениеКорана, затем, «Чар-Китеб» («четверокнижия») — описание мусульманских обрядов –при чтении «Чар-Китеба» ученик обучался к письму. Учителя мектебов не упражнялисвоих учеников в письменных работах. Даже те лица, которые прошли медресе, неумели писать литературно вообще, а на родном языке — в особенности. Арифметикене обучались, арифметические действия производили с помощью камешков. Курсобучения в мектебе продолжался в среднем четыре года. Закончившие его моглилишь читать механически знакомые книги, выводить буквы, списывать с оригинала.А нередко не умели и этого. После всего этого очень немногие одаренные ученикив возрасте не менее 14 лет поступали в медресе.
б) Медресе
В Кыргызстане не получилоособого распространения. Это объясняется тем, что здесь влияние мусульманскогодуховенства не было столь сильным как, например, в соседнем Узбекистане. Поданным 1892, было всего 7 медресе, но уже в 1904 г. их только в Ошском уезденасчитывается 88 с 1178 учащихся. Медресе готовили мелких духовных лиц — служителей мечетей и мулл для мектебов. Содержание медресе обеспечивалосьвакуфом (вакф) — имуществом, доходы с которого на вечные времена посвящалиськакому-либо религиозному учреждению. Следует указать, что в северной частиКыргызстана вакуфов не было, так как согласно с т. 100-й «Степного положения»вакуфы не допускались. Видимо, экономические условия кочевой жизни кыргызов непозволяли установить вакуф в пользу медресе, и это явилось одной из причинотсутствия медресе у северных кыргызов.
Конкурса при поступлениине было, условием поступления служило получение кельи (худжры), а значит и доливакуфного дохода. Учащиеся жили артелями, под руководством старшего ученика.Сами готовили себе пищу, пекли хлеб и пр. Медресе представляло собойчетырехугольник, огороженный высокой кирпичной стеной, к внутренней частикоторой пристраивались худжры где жили учащиеся (муллы), а иногда ипреподаватели (мударрисы), дарс-хана — классные комнаты для занятий, мечеть. Посередине двора — маленькая комната для омовений (даарат-хана), а за стеной — баня для зимних омовений. Передний фасад наружной стены медресе украшалсякуполом, расположенным над главными входными воротами. Устава медресе несуществовало. Учебная часть медресе была отделена от хозяйственной. Первую велимударрисы, вторую – мутавали. Принятые в медресе учебные программы в общихчертах были выработаны около 10 веков назад. Учебный год начинался в октябре изаканчивался в апреле. Занимались в субботу, воскресенье, понедельник, вторникв остальные дни не учились. Кроме того занятия не проводились вовремя поста и впраздники Рамазан (у кыргызов называют Орозо-айт) и Курбан-айт, и в летниеканикулы — с мая по октябрь. Ученики медресе по степени подготовки разделялисьпо трем разрядам: младший (адна), средний (аусат) и старший (ала). Ученики былив младшем разряде до тех пор, пока не изучали книги Акаид, в среднем разряде –до перехода к книге Мулла-джалял, начав ее они переходили в старший разряд. Вопределенное время ученик изучал одну книгу, и переходил к другой, никакихэкзаменов при переходе из одного отделения в другое не было. Обучение вмедресе, по традиции, состояло из трех главных разделов:
Грамматика арабскогоязыка — курс изучался в течении 2.5-4 лет, кроме этого учащие знакомились сизложением мусульманского и гражданского права.
1. Курс масаля(фикх) — прохождение книг заключающих в себе полное мусульманское право.
2. Курс мушкилят(логика) состоял в прохождении на арабском языке отвлеченного богословия издревнегреческой мудрости, в отрывках, часто искаженных.
3 курс был настолькотрудным и непонятным, что только то, кто рассчитывал в дальнейшем стать казиемили муфтием, проходил его.
Из общеобразовательныхпредметов изучали: ильм–и-хисаб — науку исчислений, медицину на крайнепримитивном уровне, географию по книге на фарси – Маглюмат-уль-фан. Учащие,закончившие медресе, выходили с ничтожным багажом знаний, сущность воспитания вмедресе заключалось в систематическом и настойчивом приучении к внешнейдисциплине и порядочности, к тому, чтобы во всех случаях сообразовываться,прежде всего с изученными и общепринятыми правилами так называемой благопристойнойжизни, а не соображениями собственного разума. Поэтому слащавая вежливость,молчаливость и напускное смирение, стремление говорить только приятное длясобеседника, употребление книжного языка и цитирование какого-нибудь авторазаменяли собой естественную живость, наблюдательность и общительность учащихсяв медресе. Все эти, вначале напускные качества с течением времени превращалисьв естественные свойства характера.
в) Новометодные школы
Капиталистический путьразвития России, политические события в стране во второй половине XIX в и особенно в ХХ в. привели вдвижение все слои общества и дали небывалый толчок развитию политической икультурной жизни. В это время татарская национальная буржуазия Поволжья и Крымарешила стать просветителем «своих» туркестанских единоверцев. Эти реформаторымусульманской жизни стремились в первую очередь взять в свои руки школы, чтобы,не меняя религиозного содержания приспособить школу к новым реалиямисторической действительности. Эти задачи были положены в основу так называемыхновометодных школ — «усули-джадид». Учредителями и первыми учителями были, восновном, приволжские татары, проводившие в жизнь идеи джадидистов. Программыдля этих школ были выработаны на мусульманских съездах 1905 и 1906 гг. в НижнемНовгороде. Реформа мусульманских учебных заведений была тесно связана сбуржуазно-националистической нарождающейся мусульманской буржуазии. Джадидистыстарались включить в учебный план школ некоторые светские дисциплины, используяих в помощь богословию и с целью подготовки миссионеров для укрепления ислама. Натерритории Кыргызстана новометодные школы стали распространяться в начале ХХвека. Начиная с 1901-1902 3 школы в г. Пржевальске, 2 школы в г. Пишпеке, однашкола в Токмаке перешли на новый метод обучения. Позже они появились вотдельных районах Кыргызстана, где учителями были кыргызы, окончившие медресе вгородах Уфе, Казани. Новометодные школы начали с замены буквослогательногоспособа обучения грамоте звуковым, и введения в курс обучения объяснительного чтения.Кроме того, имелись в этих школах парты, доски, географические карты и столыдля учителей. Типичный новометодный мектеб «Экбаль» был в Токмаке, тамобучались дети разных национальностей. Так, например, в 1904 г. обучалось татар- 36, узбеков — 30, дунган — 9, кашгарцев — 5, кыргызов — 200. В этом мектебеработало 8 учителей. Срок обучения 4 года, учащиеся делились на 3 класса.Учение шло по следующей программе:
1 класс — одногодичный. Чтениеи письмо по звуковому способу. Учебники Максудова «Мугаллим авваль» («Начальныйучитель») и «Мугалим сани» (2 часть) для чтения арабского текста. Затем книга«Тарбияли бала» («Воспитанное дитя») Фахруддинова. Затем первоначальныесведения о религиозных обрядах (ибадат исламия). Писание цифр до 100.
2 класс — одногодичный.Чтение по книге Максудова «Акиат исламия» (вероучение). Чистописание (язу).Арифметика (Хисяб зегни) — четыре арифметических действия: джам — сложение,тарх — вычитание, зарб — умножение, таксим, тафрик – (деление) чисел до 1000 иболее. По родному языку (кырати тюркия) — объяснительное чтение по книгеЗубаирова «Раабар-и-сыбьян» — «Руководитель детей». Священная история «Тарихуанбия» по учебнику Зубаирова. Чтение Корана с тадживидвом (учение о правильномпроизношении слов). Начальные сведения о географии (джаграфии).
3 класс — двухгодичный.Грамматическое правописание под диктовку (иила). Чтение и пересказ(маглуматы-шафагия). Чтение корана с тадживидвом. Догматическое вероучение(зарурату диния). История ислама (тарихи ислами) Идрисова. История народа(тарихи милли) — тоже Идрисова. Арабский язык (араб лиссани) Максудова.География Хариса «Джаграфия» при помощи глобуса и карт. Логика (мантык).Стилистика (инша). Арабская литература (магат-бадиг-баян) Саддудина. Арифметикана 4 действия (маджгуль). Геометрия (ашкаль). Гигиена (хифзу сиха) — каксохранить здоровье. Весь этот материал проходился частью по учебникам, частьюво время бесед.
Окончившим курс выдавалсядиплом на татарском языке.
В 1914 году программаизменилась: учащиеся уже делились на 5 отделений, на старших отделенияхпреподавались новые предметы: анатомия, география России и др. Постепенномектеб «Экбаль» в Токмаке сделался центром подготовки мусульманских деятелейдля всей Северной Киргизии. Здесь учились многие учителя (для местных мектебов)и подготавливались учащиеся для поступления в медресе Казани и Уфы. Позднее,новометодные школы начинают распространяться в отдаленных районах Кыргызстана.Например, в 1909 году в Чон-Кемине открылась новометодная школа «Шабдания» впомещении, построенном сыном Шабдана, она просуществовала только до 1912 г. В1912 г. открылся мектеб манапа Канаата в Кочкорке: 1914 г. — манап Калпа-ажы наКуртке открывает свой мектеб, а также возникают много других мектебов в разныхрайонах Кыргызстана. Как мы видим, под влиянием татарских просветителейкыргызские манапы стали их последователями в школьном деле — они открывалишколы, оплачивали учителей для обучения своих детей, и детей своих сородичей поновому методу, где детей учили читать, писать, считать, давая наряду срелигиозным воспитанием сведения по истории и географии других стран. Но,несмотря на эти прогрессивные достижения новометодных школ их конечная цельзаключалась в том, чтобы сделать школу орудием объединения мусульман на почверелигиозно национальной идеологии.
§ 2. СВЕТСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ВТУРКЕСТАНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КЫРГЫЗСТАНА)
а) Русско-туземныешколы
После присоединенияТуркестанского края к России, царская администрация приступила к организациишкол для совместного обучения русских детей и детей «инородцев». Согласнопроекту, предполагалось открыть, во-первых, уездные народные училища с 4 летнимобщеобразовательным курсом и ремесленным классом, и во-вторых, начальные школыграмотности. Первый тип школ предназначался для уездных городов и вообще пунктовс оседлым населением, а второй для детей русских «простолюдинов» и кочевогонаселения.
Школы грамотностисоответствовали младшему отделению уездной школы — то есть ограничиваютсяобучением чтению и письму на русском и местном языках и счету. А в программууездных школ входило преподавание закона божьего (для русских), русского языка,землеописания, счета целых, простых, дробных и десятичных чисел, элементарноечерчение в применении к ремеслам, и «туземный язык» для детей местногонаселения.
При уездных школах должнобыло быть по 20 вакансий для детей кочевников — будущих учителей степных школ.
Но вначале лишьнезначительное число детей из числа местных жителей поступало в эти школы. Однаих главных причин этого заключается в том, что в русских учебных заведениях непреподается ни языка, ни религий туземцев, а потому киргизы предпочитают дляобучения своих детей туземной грамоте обратятся к муллам из киргиз, узбеков итатар, имеющихся в волостях, муллы эти кочуют с аулами1. Другаяпричина заключалась в том, что родителям-кочевникам трудно было содержать своихдетей в городе или поселке. Для устранения этого положения администрациейТуркестанского края было предложено военным губернаторам областей позаботитьсяоб устройстве в уездных городах за счет местных средств приготовительныхпансионов для кыргызских детей. Устройство такого пансиона намечалось в г.Токмаке еще 1870 г., но он открылся в г. Пишпеке. Перед этими пансионамиставилась задача подготовить из местного населения переводчиков иписьмоводителей в которых местная администрация очень нуждалась. Для подготовкитаких лиц с 1 октября 1874 г. открылся пансион в г. Караколе, который назваликиргизской школой или же ученической квартирой. Здесь обучалось 10 мальчиков — по одному из 9 кыргызских, и 1 калмыцкой волостей уезда. Содержание школы быловозложено целиком на кыргыз. По общественным приговорам кыргызских волостей былвведен 15-ти копеечный сбор с каждой юрты, дававший ежегодно 1840 рублей. Крометого, киргизы пожертвовали на школу 2000 рублей.
Ученики жили и питались,одевались при школе. Их обучали татарской грамоте, они посещали русскую школудля изучения языка. Но 1 октября 1878 г. из за недостатка средств эта школабыла ликвидирована. Первоначальное предположение о возможности совместногообучения детей русского и местного населения в одних и тех же школах напрактике не осуществилось. Так как местное и русское население жилиобособленно, что не давало детям возможности посещать одну и ту же школу, да исама задача обучения, методы занятий не могли быть одинаковы. Это отмечал всвоем протоколе от 29 мая 1907 г. попечительский комитет Туркестанского края,подытоживая там свою деятельность. Возникла необходимость открытия особых школдля местного населения, соответствующих его взглядам: то есть открыть особыешколы, где наряду с прохождением «родной грамоты» и основ мусульманства, потрадициям местного населения, учащиеся изучали бы русский язык, такие школымогли бы стать приемлемыми для местного населения и отвечали бы интересамцарской администрации. И по распоряжению от 20 июня 1886 г. в Туркестане длядетей коренных национальностей официально стали открываться и распространятсятак называемые русско-туземные школы, перед которыми ставилась двойная задача:во-первых, научить детей местного населения русскому языку, и во-вторых,сохранить то «образование» которое давалось ранее мектебах и укоренилось средиместного населения. Туркестанская администрация стремилась устранить недовериеместного населения и рассеять опасения по поводу вытеснения из школ религиозныхвероучений. В начале в этих школах учились дети бедняков, богатые дети тудаходили крайне неохотно, предпочитая отдавать в эти школы детей бедняков — ихотправляли насильно. «1895 г. из Заукинской волости в русско-туземное училищебыли направлены дети бедняков а в одном официальном сообщении сказано, что вэтих школах «отдает детей только бедняк, которому некуда их давать» Один иззаведующих русско-туземных школ писал, «…7/8 уходящих раньше окончания курсашколы были дети состоятельных кочевников их любимые сынки, а дети бедныхнаоборот, крепко держались за свои вакансии». Только в дальнейшем, когдакыргызская знать и нарождающаяся торговая буржуазия поняли выгоду, которуюможно было извлечь из полученного в русско-туземных и русских школахобразования. Они стали отдавать в эти школы и своих детей.
Первые русско-туземныешколы находились в очень тяжелых условиях: не хватало денег для их содержания,не было учебных пособий и зданий. Это отразилось на их деятельности: так в 1888г. было 22 таких школ, то их число не менялось до 1894 года., число учащихсяколебалось от 375 до 464, в течении первых 9 лет школу окончило всего 113учеников в среднем по 12 учеников в год.
Первая русско-туземнаяшкола в Кыргызстане была открыта 3 октября 1884 г. недалеко от г. Токмак — здесь жили в основном дунгане, перешедшие в пределы России в 1877 г. изКашгара. Но эта школа не дала результатов — за 11 лет обучения только 2человека научилось русскому языку. Вторая русско-туземная школа была открыта в1887г. в Оше, только затем были открыты школы в г. Токмаке, в Сокулуке,Джумгале, в селе Панфиловском, в урочище Кетмен-Тюбе, на юге в Суусамыре и вАрымской волости. В 1911 г. в Пржевальске открывается женская русско-туземнаяшкола с 23 ученицами, затем такая же школа открывается в Токмаке. Перед 1917 г.на территории Кыргызстана существовало 16 русско-туземных школ, во всех этихшколах обучалось 750 учащихся — 670 дети местного населения в том числе 614мальчиков и 56 девочек. Занятие учащихся в русско-туземных школах проходилиодновременно в двух классах: русском и туземном. Каждый ученик проводил 2 часав одном классе, 2 часа в другом. Обучение с ними вели 2 учителя, русский,назначенный администрацией и туземный, избранный из местного населения.Работали они совершенно обособленно друг от друга, каждый по своему особомуметоду. Согласно утвержденному в 1895 г. расписанию занятий, дети не учились ввоскресные дни, а по пятницам занятия только для желающих. Таким образом, всеучащиеся занимались в русском классе по 11 часов еженедельно. Занятияначинались 1 августа и заканчивались 1 июня, а в степных областях с 1сентябряпо 1 мая. Праздники, как мусульманские, так и христианские считались свободнымиот учебы. По содержанию обучения русско-туземные школы были отнесены к низшемутипу русских школ. В одном из циркуляров было сказано: «в отношении учебнойпрограммы ограничить преподавание сообщением основных начал русской грамотности,т.е. приучением к правильному чтению, письму, и счету (математики) в пределахстрогого необходимых для элементарных потребностей инородческого быта, аглавное — направить усилия к возможно более совершенному усвоению туземцамирусской речи и наибольшего навыка в употреблении обыденного, разговорного языка.Переводный метод обучения при помощи транскриптированного русского алфавита былвведен во всех русско-туземных школах края. Занятия носили чисто механическийхарактер, и ограничивались изучением отдельных русских слов и фраз, переводамиих на родной язык и заучиванием грамматических правил. Ученики умели читатьпо-русски, но часто только механически, с совершенно произвольной установкойударений. Такая же ситуация складывалась и на занятиях арифметикой — не понимаярусской речи и не имея соответствующих терминов на родном языке, могли толькомеханически вычислять, причем нередко доходили только до деления целых чисел,практика же их в решении задач была совсем ничтожна. Занятия по такой системе велисьво всех русско-туземных школах края в течении 8-10 лет. Так как школы не моглиобучить местное население разговорному русскому языку, то постепенно началразвиваться наглядный или натуральный метод обучения. Впервые он был применен в1894 г. под председательством директора народных училищ С. Граменицкого, быласоздана особая комиссия для выработки программы и учебного плана занятий,соответствующих приемам наглядного метода обучения. По новой программе учебныйматериал распределялся строго по годам обучения и включал в себя элементырусской грамотности, некоторые сведения по географии и естествознанию иистории, которые должны были также усваиваться на уроках русского языка встарших классах. К программе была приложена методика обучения арифметике: в первыйгод обучения положено было пройти счет до 100 и вычислить до 20; во второй годсчет до 1000, вычисления до 100 и решение задач; в третий год — счет домиллиона и решение задач в пределах 1000; четвертый год — нумерацию чисел любойвеличины и ознакомление с простейшими дробями. Но эта программа на практикебыла применена не полностью. Не случайно сенатор К.К. Пален, ревизировавшийдеятельность Туркестанских школ в 1908 г. писал, что «…занятия в этих училищахограничиваются изучением русской азбуки, чтения и переводов на родной языкнекоторых статей и принятых книг для чтения и заучиванием наизусть некоторыхстихотворений и басен. Количество прочитываемых и выясняемых при классныхбеседах статей не значительно, до ознакомления с географией и историей Россииони не доходят, и по арифметике не проходят всего материала, указанного впрограммах. В общем, повторяются недостатки постановки дела, какие наблюдалисьв первый период существования этих училищ, когда в них практиковался переводныйметод обучения». Одновременно с разработкой новых программ велась и работа посозданию специальных учебников для русско-туземных школ. Одним из первыхавторов учебников в Туркестане был С. Граменицкий. К концу XIX векарусско-туземные школы получили первую, вторую и третью книги для чтения С.Граменицкого, составленному по наглядно-разговорному методу. Крупнымнедостатком этих учебников было полное игнорирование родного языка учащихся.Учебными пособиями по арифметике служили «сборник арифметических задач»Малинина и Буренина, а с 1890 г. основным учебником стало «начальнаяарифметика» того же С. Граменицкого. Кроме того, использовались такие учебникикак «Родное слово», «Детский мир», К.Д. Ушинского «Мир в рассказах для детей»И.П. Вахтерова «Книга для чтения» Л.Н. Толстого, они расширили кругозор детей инесколько облегчили усвоение русского языка.
А в туземных классахединой программы не существовало. Так как все учебники были составлены наарабском и персидском языках, то детям приходилось заниматься грамматикой 3-хязыков (русского, арабского, персидского), что не могло не отражаться накачестве обучения и усвоения. Определенных часов не было, муллы занималисьстолько, сколько хотели. Главная цель их состояла лишь в том, чтобы ознакомитьдетей с основами мусульманского вероучения. В качестве учебника использовалсяузбекский словарь «Устоди — Авваль» — «Первый учитель» С. Азизова и«Самоучитель Оракулова». Хаджибеков — учитель русско-туземной школы составил наоснове арабского алфавита «Букварь для киргизских школ в Туркестанском крае»изданный в Оренбурге в 1912 г. Многие русско-туземные школы Кыргызстана имелисвои библиотеки. Например, в Токмакской школе на 1899 г. было 115 книг в 189томах, 1908 году в Ошской школе был от 128 томов, а в Кетмен-Тюбинской 186. Нов основном это были книги религиозно-нравственные или по различным отраслямсельского хозяйства.
Кроме того, врусско-туземных школах были введены классы ручного труда. Так, например, приТокмакской школе обучали сапожному, переплетному и столярно-токарному мастерству:в классах находилось необходимое оборудование — верстаки, станки, машиныинструменты и материалы Обучение ручному труду не способствовало подготовкеремесленников или мастеровых, но оно давало некоторые навыки ручного труда. Таккаковы же общие результаты деятельности русско-туземных школ? Из них, хотя бы ив небольшом количестве выходили переводчики или писари местных царскихадминистраций; некоторые выпускники могли поступить в городские училища, таккак после его окончания могли бы свободно получить какую-нибудь должность иприличное жалование. Но, в городском училище вакансия для детей кыргызов былаочень ограниченной.
После завершения обученияв русско-туземной школе многие выпускники стали впоследствии учителями,советскими работниками, занимали крупные посты в Киргизии, например, А.Сыдыков. Из числа бедных дехкан были З. Кыдырбаев, И.О. Орозалиев, А.Омурзаков, Г. Ульджоватов, А. Чакнаков и многие другие, которых русско-туземныешколы вывели из неграмотности, и если можно так сказать, дали «путевку в жизнь»на том историческом этапе нашей республики Кыргызстан.
б) Дореволюционные русскиешколы
Открывая русские школы вТуркестане, царская администрация, прежде всего, заботилась об образованиидетей русских поселенцев края. Школы были двух типов: начальные — для детей«русских простолюдинов», которым полагалась ограничиться элементарнымобучением, здесь же допускалось совместное обучение русских детей с«инородцами» т. е. кыргызами, узбеками, и представителями других местныхнациональностей; и училища для детей купцов, чиновников и др. состоятельныхлиц, которые в дальнейшем могли получить гимназическое образование. Училищавторого типа открывались в уездных городах или пунктах с оседлым населением.Распространение таких училищ, в основном в Кыргызстане шло с севера на юг, таккак присоединении Кыргызстана к России началось с севера.
в) Начальные училища
Начальные училищаделились на высшие и низшие: первые появились позднее по положению от 25 июня1912 года. В низшие училища входили: приходские, церковно-приходские, частные,сельскохозяйственные и городские училища. К числу приходских относилась большаячасть училищ, учрежденных на основании положения 1828 г. В городах большейчастью существовали отдельные мужские и женские училища, в селениях же почтивсе приходские школы предназначены для совместного обучения. В приходскиеучилища допускались все дети, независимо от социального положения ивероисповедания. Мальчики принимались не моложе 8 лет, девочки не старше 11-12лет, от поступающих не требовали платы за обучение. Приходские училищаруководствовались изданными в 1897 г. министерством просвещения программами,согласно которым предметами обучения являлись закон божий, русский язык,чистописание, четыре действия арифметики, пение. Там, где было многоремесленников, в приходских школах мог учреждаться второй класс, гдепреподавались некоторые предметы из программ младших классов уездных училищ,или организовываться ремесленные классы для мальчиков. В женских училищах и вучилищах по совместному обучению, где имелись опытные учительницы, девочкиобучались также шитью, вязанию и вышиванию. Многие сельские училища края такжеимели посевные земли и приусадебные участки, на которых разводились фруктовыесады. В сельских приходских училищах обучение начиналось по окончании полевыхработ и продолжалось до начала их в следующем году. При этом требовалось, чтобыобучение продолжалось ежегодно не менее 5 месяцев или, по крайней мере, 4-хмесяцев. В городах обучение в приходских школах продолжалось весь год, за исключениемобыкновенных летних каникул, а занятия велись по 4 часа ежедневно, кромевоскресных и праздничных дней.
По одним данным 1-яначальная школа, на территории Кыргызстана была открыта в 1874 г. в г.Караколе, а в 1875 г. она была преобразована в двухклассное училище. По другимданным первая школа в Кыргызстане открывается 9 февраля 1870 г. в г. Токмаке, аКаракольская школа была преобразована в двухклассное училище не в 1875 г. а в1879 г. Постепенно приходские одно- и двухклассные мужские и женские училищастали открываться почти во всех городах и русских селениях Кыргызстана.
Наряду с приходскимиучилищами были широко распространены и церковно-приходские школы, которые былиподведомственными Туркестанскому епархиальному училищному совету. Они получилив Кыргызстане довольно большое распространение. Так в начале 1917 г. вПишпекском уезде их было 18, а в Пржевальском 17. Говоря о приходских ицерковно-приходских училищах, нельзя не отметить самый крупный недостаток в ихработе — большую текучесть учащихся, — по бедности родителей или по болезни,очень многие учащиеся вынуждены были оставить школу. Учебные программы училищ вТуркестане часто менялись: в 1885 г. был введен 4-х летний курс обучения, в1885 — 3-летний, а в 1897 г. — опять вводится новая программа, сохраняетсятолько время обучения. Согласно программам, весь учебный материал делится на 3года. В двухклассных училищах курс обучения длился 5 лет. Основой воспитания вучилищах служили нравственные начала: — основная цель заключалась в том, чтобывоспитать в учениках религиозные и верноподданнические чувства. Не случайнозакон божий был первым и главным предметом обучения. В целом постановкаучебного дела в приходских училищах, особенно сельских, оставляла желатьлучшего. Во многих училищах ученики не владели элементарными навыками устной иписьменной речи. Тетради по русскому языку, арифметике и чистописаниюсодержались небрежно, знания по русской истории и географии у многих учениковбыли недостаточными. В большинстве своем дети не могли отвечать самостоятельно,повторяя за учителем или отвечая на отдельные вопросы. Главная причина этогозаключалась в недостаточном уровне подготовки и количестве учителей, а такженехваткой учебников и учебных пособий.
Итак, русские начальныешколы в Кыргызстане получили широкое распространение. Не было почти ни одногорусского поселения, в котором не имелось бы школы. При этом обучение охватывалопочти большинство русских детей школьного возраста и незначительное число«инородцев». Несмотря на ряд недостатков, этих школ, начальные училища игралиположительную роль в распространении элементарных знаний среди основной массынаселения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, наосновании предложенного здесь материала, можно сделать следующий вывод, чторазвитие исторической науки и национальной литературы сдерживалось отсутствиемразветвленной системы народного образования в Кыргызстане.
Ещё в первой половине XIXв. на юге Кыргызстана стали возникать чисто конфессиональные школы: мектебы имедресе, в северных районах они появились во второй половине XIX в. Как и всредневековье, обучение в мектебах по буквослогательному методу сводилось кчтению Корана, других религиозных книг, отрывков из произведений классиковвосточной литературы, письму на арабском языке, простейшему счету. Окончившиеэту школу имели право продолжить учебу в медресе — высшей конфессиональнойшколе в мусульманском Востоке.
Здесь учащиеся изучалимусульманское религиозное и гражданское право, науку исчислений, медицину,арабский язык.
Устройство и содержаниемедресе обеспечивалось за счет доходов вакфов, т. е. земель принадлежащихмечетям. Вакф представлялся в виде дара или по завещанию. Его выпускники восновном являлись служителями мечетей и учителями (муллами) мектебов. Но из ихсреды наиболее способные и пробивные занимали должность мударриса — преподавателя медресе, казия — судьи-толкователя мусульманского права и муфтия- высшего мусульманского духовного лица, имевшего право выносить решения порелигиозным и религиозно-юридическим вопросам.
В 1914 г. в Ошском уездедействовало 88 медресе с 1176 учащимися (на севере Кыргызстана их почти небыло, только в городе Пржевальске имелось одно медресе при малой узбекскоймечети с 45 учащимися), 229 мектебов с 3,2 тыс. учащимися, и в том числеженских 33 с 511 учащимися. К концу 1912 г. в 28 волостях Пржевальского уездафункционировало 128 мектебов с более чем 2,3 тыс. учащимися (в их числе 42девочки), а в 21 Кыргызской волости Пишпекского уезда соответственно 59 и 1,3тыс. В районах с кочевым населением обучение детей проходило традиционно вобычных юртах. Начиная с 1901 г. представители татарской интеллигенцииорганизовывают новометодные школы на территории Кыргызстана, в которых наряду свероучением изучались общеобразовательные дисциплины. Обучение грамоте велосьна татарском, казахском, узбекском языках с помощью букварей. Преподаваниеотвечало классовым интересам зарождавшейся мусульманской буржуазии. Такие школывозникли в Пишпеке, Токмаке, Пржевальске, Чон-Кемине, Куртке (Ак-Талинскогорайона), в местностях Туура-Суу Тонской волости, Кайнар, Джети-Огуз, Джумгале,Кара-Булак, Куланакской долины. В этих школах обучались дети кыргызской знати. Послеприсоединения Кыргызстана к России местные власти приступили к организации вкрае начальных школ разного типа для детей переселенцев. Первая начальная школабыла открыта в 1870 г. в г. Токмаке, в 1874 г. в г. Пржевальске, в 1876 г. в г.Оше, и др. Затем в 1884 г. стали появляться церковно-приходские школы, которыхнасчитывалось в то время 23 с 1,5 тыс. учащимися. 3 октября 1884г. вКара-Кунузском поселении (около г. Токмак) была открыта первая школарусско-туземного типа. Уже к октябрю 1917 г. на кыргызской земле работало 16русско-туземных школ с охватом 750 учащихся, в их числе 56 девочек. Посодержанию учебной программы они были отнесены к низшему типу русских начальныхшкол. В некоторых школах действовали подготовительные отделения. В двухсменнойшколе по окончанию обычного курса русско-туземных школ дети ещё в течение 2-хлет изучали русский язык, арифметику, географию и естествознание в общем объемеустановленной программы, а в «туземном классе» продолжали зубрёжку арабскихтекстов и основ мусульманского вероисповедания. До революции на территорииКыргызстана действовало только одно среднее учебное заведение — Пишпекская мужскаягимназия и два неполных средних учебных заведения — Пишпекская и Пржевальскаяженская прогимназии, 107 школ (в т.ч. 103 начальные), в которых обучались 7041человек из них 574 кыргыза. Знания им давали 216 учителей. В составе учащихсявсех учебных заведений преобладали дети царских чиновников, русских кулаков,торговцев, бай-манапов. Высших и среднеспециальных учебных заведений не быловообще. По данным переписи 1897 года, грамотность населения Кыргызстанасоставляла 3,1 % в том числе у кыргыз 0,6 % на основании предложенного здесьматериала, можно сделать вывод, что основанные в Кыргызстане после егоприсоединения к России школьные учреждения и профессиональные училища сталиважными источниками проникновения русского языка в среду учащихся из числа кыргызскоймолодежи и представителей других национальностей. Это дало им в дальнейшемвозможность узнать посредством русского языка сокровища мировой культуры. Восновном эти школьные учреждения держались за счет добровольного пожертвованиягородского и сельского населения, в массе своей часто даже не состоятельного,но понимавшего необходимость светского образования и знаний «русской грамоты» ирусского языка.
Источников по этой темедостаточно много и в нашей республике, и в странах ближнего зарубежья – России,Казахстане, Узбекистане. Огромное количество непеработанных данных ждут своегоисследователя для дальнейшего изучения и изложения с современной точки зрения,соответствующих реалиям нашего времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕТРАТУРЫ
Источники:
1. Бобровников Н. А. Русско-туземныеучилища, мектебы и медресе Средней Азии. Путевые заметки. Спб., 1913.
2. Граменицкий С. Очерк развитиянародного образования в Туркестанском крае. Ташкент, 1896.
3. Граменицкий С. Положениеинородческого образования Сыр-Даринской области. Ташкент, 1916.
4. Мадрасы вТуркестане//Туркестанские ведомости, 1871, №9.
5. Остроумов Н.П. Исторический очеркнародного образования в городах и укреплениях бывшей Сырдарьинской линии иТуркестанской области с 1860 – 1867 гг. Ташкент, 1899.
6. Остроумов Н.П. Мусульманскаявысшая школа (Мадрасы). Спб., 1911.
7. Остроумов Н.П. Фон Кауфман.Ташкент, 1899.
8. Пален К.К. Отчет по ревизииТуркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором –гофмейстером, графом К.К. Паленом. Спб., 1910.
9. Пален К.К. Материалы кхарактеристике народного хозяйства в Туркестане. Таблицы. Часть 1-2. Спб.,1911.
Литература
1. Айтмамбетов Д.О. Дореволюционныешколы в Киргизии. Фрунзе, 1961.
2. Айтмамбетов Д.О. Культуракиргизского народа во второй половине XIX начале XX вв. Фрунзе, 1967.
3. Айтмамбетов Д.О. Некоторые данныео лечебных, культурно-просветительных учреждениях и печати в Киргизии во второйполовине XIX начале XX вв. АН Кирг. ССР. Фрунзе, 1959.
4. Айни С. Бухара (Воспоминания) Т.4. Сталинабад, 1957.
5. Асанканов А. Вопросы историиматериальной и духовной культуры Киргизии. Фрунзе, 1987.
6. Бартольд В.В. Ислам. Общий очерк.Спб., 1918.
7. Бартольд В.В. История культурнойжизни Туркестана. Ленинград, 1927.
8. Бактыгулов Дж.С. Историография дореволюционногоКыргызстана. Фрунзе. 1988.
9. Бактыгулов Дж.С., Момбекова Ж.К.История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. Бишкек, 2001.
10. Думенко М.Ф. Русско-туземныешколы Туркестана. Ташкент, 1957.
11.Измайлов А.Э. Очерки по истории советской школы в Киргизии за 40 лет. Фрунзе,1957.