Реферат по предмету "История"


Два подвига св. Александра Невского

Г.В. Вернадский
Вовремена императора Николая Павловича в Париже напечатана была получившаягромкую известность книжка о России «La Russie en 1839» маркизаКюстина. Эта книжка представляет собою — в форме путевых впечатлений — озлобленный памфлет, направленный против России, Русской Церкви, РусскогоГосударства, Русского Народа. Книга Кюстина — одно из звеньев большой цепиевропейского руссофобства, одно из проявлений ненависти Европы к России истраха Европы перед Россией (1). Кюстин не ограничивается нападками насовременную ему Императорскую Россию, он стремится при случае развенчать ирусское прошлое, подорвать исторические основы русского бытия. В числе нападокКюстина на русское прошлое, обращают на себя внимание иронические слова,посвященные памяти святого и благоверного князя Александра Невского. Кюстинговорит: «Александр Невский — образец осторожности; но он не был мученикомни за веру, ни за благородные чувства. Национальная церковь канонизировалаэтого государя, более мудрого, чем героического. Это — Улисс средисвятых». (2) Так в XIX веке западноевропейский писатель-латинянин,стремился развенчать русского святого князя, вся деятельность которого быланаправлена на борьбу с Западом и латинством.
Мечомнападали на Александра европейцы XIII века; литературною насмешкою заменил мечевропеец XIX века; впрочем и это «бескровное» орудие было, какоказалось, лишь подготовкою к мечу (ведь через несколько лет за книгою Кюстинапоследовали Крымская война и Севастополь!). Высмеиваемые Кюстином«мудрость» и «осторожность» Александра Невского насмешке,казалось бы, не подлежат: отмеченные Кюстином качества соединялись в личностиАлександра с самым подлинным героизмом и подчас безрассудною смелостью.Александр доказал это своею борьбою против Запада. Подвиг брани Александрсвершил на берегах Невы и на льду Чудского озера; печать этого подвига онвозложил мечом на лицо Биргера. Но перед силою Востока Александр действительносчел нужным себя смирить. Мудрость Александра, по слову летописца, была отБога; его осторожность была, на самом деле, подвигом смирения. XIII векпредставлял собою знаменательную эпоху в русской истории. В предшествующие векасложилась и ярким цветом зацвела русская культура как своеобразное сочетание ипышное возрастание на славянской почве богатых ростков Православной Византии,Востока степных кочевников, Севера варягов-викингов. Киевская Русь (3) поражаетблеском и роскошью жизни материальной и духовной, расцветом искусства, науки,поэзии. Складывается и мощное национальное самосознание (епископ Иларион илетописец Никон Великий — все равно, одно ли это лицо под двумя именами, илидва лица с одинаковым горением и одинаковым устремлением мысли и чувства). КXIII веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самое ее существование — еесвоеобразие и самобытность — поставлены на карту. Развернувшаяся на великойвосточно-европейской равнине, как особый культурный мир между Европой и Азией,Русь в XIII веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападениюобеих сторон — латинской Европы и монгольской Азии. В 1206 г. в сердце Азиипроизошло событие, во многом определившее дальнейшие судьбы истории. В ДелигунБулак на истоках Орхона курултай (собрание старейшин) монгольских народовпровозгласил местного завоевателя окрестных племен, воинственного князькаТемучина — Самодержцем (Чингисханом).
Началосьмонгольское движение на Китай, Туркестан, Малую Азию, Европу. Меньше, чем черездвадцать лет после того, передовые кавалерийские отряды Чингисхана уже нанеслирусским князьям страшное поражение на Калке. Почти одновременно — всего за двагода до Дели-гун-Булакского курултая — не менее значительное событие произошлои в Европе; в 1204 г. западноевропейские крестоносцы взяли приступом Царьград истрашно разграбили его; Православное Византийское Царство было ниспровергнуто;на месте его основана Латинская Империя. Вслед за Византией, казалось, пришелчеред и Руси. Наступление началось по всему фронту. Венгрия и Польша бросилисьна Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале XIII в. в Риге(Ливонский орден) и Пруссии (тевтонский орден) и оттуда повели наступление наПсков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечом иогнем немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов ифиннов, так и православных — русских. Годы высшего напряжения двустороннейопасности для Руси — конец 1230-х-1240 год. Зима 1237-1238 г.г. — первыйтатарский погром Руси (преимущественно северо-восточной); в 1240 г. татарамивзят Киев (6 декабря); в том же году, побуждаемый папой на крестовый походпротив «неверных», шведский правитель и полководец Биргер высадилсяна берегах Невы (июль). Русь могла погибнуть между двух огней в героическойборьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла.
Предстояловыбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших русских князей этого временисделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощьюпопытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и подего защитою решил отбиваться от Запада. Политика Даниила Галицкого не была,впрочем, последовательной и прямолинейной. Даниил лавировал между римскимпапою, Уграми (Венгрией), Чехией, Польшей, Литвою, татарами, собственнымибоярами и родственниками-князьями. Первый страшный удар нанесен был татарамиюго-западной Руси в конце 1240г. (взятие Киева); вся Волынь и Галиция былизатем опустошены; к Берестью нельзя было подойти от смрада гниющих трупов; воВладимире не осталось живой души. Даниил не пытался оказывать сопротивления.Еще до взятия Киева он уехал в Угры, ища против татар помощи у короляУгорского. Хлопоты Даниила оказались тщетны. Как известно, монгольская волназалила всю восточную и среднюю Европу — Венгрию, Силезию, Моравию, Хорватию,Балканы. Волна схлынула (в 1241 г.) не потому, чтобы монголы встретилисерьезное военное сопротивление — наоборот, они побеждали повсюду (при Легницев Силезии; на р.Солоней в Уграх) — а вследствие внутренних осложнений в глубинахмонгольской державы (смерть великого хана Огодая и связанные с этим вопросыпрестолонаследия и внутренней монгольской политики, живо волновавшие Батыя,руководителя европейского похода монголов). Даниил вернулся на Русь, где емупришлось вести длительную борьбу с галицкими боярами, перемышльским владыкою,бывшим черниговским князем Ростиславом, уграми и поляками. Борьба шла успешно изавершилась решительною победою Даниила над польскими и угорскими войскамиРостислава (под Ярославом, 1249 г.). Между тем уже в следующем 1250 годумонголы вновь заинтересовались юго-западною Русью. Батый прислал сказатьДаниилу: «Дай Галич». Не чувствуя себя опять в силах боротьсяоружием, Даниил решил подчиниться и поехал сам к Батыю.
Противожидания Даниил был встречен ласково. Войдя в вежу (палатку) Батыя, Даниилпоклонился по монгольскому обычаю. Батый сказал ему: «Данило, чему есидавно не пришел? А ныне оже еси пришел, то добро же. Пьеши ли черное молоко,наше питье — кобылий кумыс?» Даниил: «Доселе семь не пил — ныне же тывелишь — пью». Батый: «Ты уже наш татарин, пий наше питье».Даниил выпил и поклонился по обычаю. Потом Батый прислал Даниилу вино, сказав:«не обыкли (вы) пити молока, пий вино». Даниил пробыл в орде почтимесяц и достиг цели: Батый оставил за ним все его земли. Немедленно сказалосьмеждународное значение Даниилова шага: Запад начал заискивать перед ним,угорский король Бела IV прислал послов с предложением мира и родственногосоюза. Сын Даниила Лев женился на дочери угорского короля. На стороне БелыДаниил вмешался в дела и распри Средней Европы — спор из-за австрийскогогерцогства, дела чешские и моравские. В поход 1252 г. войско Даниила (вероятнолучший полк, гвардия) было вооружено и обучено на татарский лад. «Немцыже, дивящиеся оружью татарскому, беша бо кони в личинах и в коярех кожаных илюдье во ярыцех, и бе полков его светлость велика»… Подчинениеммонгольскому влиянию Даниил приобщался к мировой силе монгольской экспансии — попадал как бы в русло исторического потока.
Почтинеобозримые дипломатические перспективы открывались перед Даниилом в восточнойи средней Европе. Он сам закрыл их перед собою своим неуменьем постигнутьзначение исторического момента. Его подчинение монгольской силе не былопродуманным и последовательным; это был лишь случайный ловкий ход политическогооппортунизма. Все политические и культурные симпатии, навыки и вкусыотталкивали Даниила от монгольской Азии. Среди своей снаряженной по татарскомуобразцу гвардии Даниил в упомянутом походе 1252 г. не изменил византийскомуодеянию русских князей. «Сам же (Даниил) еха подле короля (Угорского) пообычаю Руску, бе бо конь под ним дивлению подобен, и седло от злата жжена, истрелы и сабля златом украшена и иными хитростями якоже дивитися, кожух жеоловира (шелка) Грецкого и круживы златыми плоскими ошит и сапоги зеленагохьеза (кожи) шиты золотом, немцем же зрящим много дивящимся». Блестящему ичестолюбивому князю должно было нравиться играть роль среди западных государейи рыцарей, вызывать восхищение и удивление в их среде. Тем более должна былаему казаться унизительною зависимость от диких — с его точки зрения — кочевников и варваров. Милостивое отношение Батыя было поэтому Даниилуоскорбительно и тяжело. Эти чувства ярко отразил летописец (4): «О злеезла честь татарская: Данилови Романовичу князю бывшу велику, обладавшу Русскоюземлею, Киевом и Володимером и Галичем… ныне седит на колену и холопомназывается… О злая честь Татарская — его отец (5) бе царь в Русской земле,иже покори Половецкую землю и воева на иныя страны все». Оскорбленноесамолюбие Даниила заставило его искать новых путей, чтобы высвободиться из-подмонгольской зависимости. Византийское царство было низвергнуто: оставалсялатинский Запад. Чтобы рассчитывать на помощь Запада — новый крестовый поход — нужно было обратиться к формальному главе Запада — папе. Даниил это и сделал:он вступил в переговоры с папою Иннокентием IV о соединении церквей. (6) Папаобещал различные льготы и милости; русскому духовенству разрешено служить наквасных просфорах; признан был законным брак Даниилова брата Василька наблизкой родственнице; крестоносцам и духовным лицам запрещено приобретатьимения в русских областях без позволения великого князя; самому великому князюобещан королевский титул.
Наконец,посланы были (1253 и 1254 гг.) от папы всем государствам средней и восточнойЕвропы призывы о крестовом походе против татар на помощь Даниилу. Рассчитываяна помощь Запада, Даниил начал деятельно подготовляться к борьбе с монголами:собирать войска и деньги, укреплять города, населять их (7), возвеличиватьвласть свою. В 1255 г. в гор. Дрогичине Даниил короновался присланною ему отпапы королевскою короною. Даниилу нужна была однако не только корона, а преждевсего военная помощь. Помощь эта не приходила: призывы папы остались безпоследствий. Тогда Даниил прервал с папою сношения. Между тем надвигалась грозас Востока. Даниил увидел, что не в силах справиться с этою грозою — предотвратить начавшееся опустошение своей земли татарами. Ему пришлосьуступить и бросить все свои мечты. По требованию приднепровского татарскогобаскака Куремсы Даниил приостановил все свои военные приготовления против татари срыл укрепления волынских городов (1261). Через несколько лет после тогоДаниил умер (1264). Вся «большая политика» его таким образомкончилась неудачею; он имел успех только в «малой политике» — борьбес непосредственными соседями литовцами, которых против него не поддерживали нимонголы, ни крестоносцы — латиняне. Даниил разменялся на повседневныеполитические мелочи и упустил из рук главные нити исторических событий. Онвыиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное — ПравославнуюРоссию. Результатом его политики были долгие века латинского рабстваюго-западной Руси.
Непрошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина — Галицко-Волынскаяземля — была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинскоерабство в отдельных частях Руси не изжито было до наших дней — до началамировой войны 1914 г., а ныне, кажется, возобновилось все в той же многострадальнойВолынской земле с прежнею тяжестью или даже тяжелее прежнего… Полнуюпротивоположность деятельности Даниила Романовича представляет собойдеятельность Александра Ярославича. С гораздо меньшими историческими даннымиАлександр добился больших и несравненно более прочных политических результатов.Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкого прошла впустую. Глубокая инастойчивая политическая работа Александра Невского привела к великимследствиям. Даниил имел в своем распоряжении исключительно благоприятныеисторико-географические силы: несравненный плацдарм в сердце средней Европы;используй Даниил с тыла поддержку монгольской силы, он достиг бы результатовсовершенно непредвиденных и необыкновенных. Он мог бы прочно утвердить Русь иПравославие в восточной и средней Европе. Александр наоборот имел данныеисторико-географические из рук вон плохие. Северо-западный угол европейскойРоссии не открывал перед ним широких международных перспектив. Но еслиАлександр мало мог приобрести, он мог очень много — если не все — потерять. Онмог потерять не только «окна в Европу» — Новгород и Псков: речь шла осамом существовании Руси, ее культуры и самобытности, о срединном очаге этойкультуры. Предстояло поддержать живую энергию русской культуры — Православие — и обеспечить сохранность основного уже в то время источника этой энергии — родины русской народности.
Еслибы латинский Запад разгромил Новгород, Псков, Тверь — могло бы оказаться, чтоостаток северо-восточной Руси был бы уже слишком слаб для самостоятельнойжизни, мог бы вовсе раствориться в татарской стихии, а не ее претворить в себя(как это произошло затем в действительности). Историческая задача, стоявшаяперед Александром была двояка: защитить границы Руси от нападений латинскогоЗапада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Для решения той идругой задачи нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать — инстинктом, нутром, так сказать — исторический смысл своеобразия русскойкультуры — Православие. Спасение Православной веры и было основным камнемполитической системы Александра. Православие для него не на словах, а на делебыло — «столп и утверждение истины». Раз основа была неколебимая ипрочная — Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобыэту основу утвердить. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьемАлександр понял, что в его историческую эпоху основная опасность дляПравославия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, отлатинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе.Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозноюсистемою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделатьПравославную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозною системою,а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические(Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Мы привыкли ставить знак равенствамежду понятиями татарин и мусульманин, но первоначальная монгольская волнаотнюдь не была мусульманскою. Лишь через сорок лет после битвы на Калке ханЗолотой Орды Берке принял мусульманство (ок. 1260). Но сам Берке был лишьместною властью, областною, а не имперскою. Он подчинялся Великим ХанамМонгольским (своим двоюродным братьям): Менке, а после смерти этого последнего- знаменитому Кубилаю, мудрость и терпимость которого так прославляет МаркоПоло.
Основнымпринципом Великой Монгольской Державы была именно широкая веротерпимость, илидаже более — покровительство всем религиям. Первые монгольские армии, которыесоздали своими походами мировую монгольскую империю, состояли преимущественноиз буддистов и христиан (несториан). Как раз во времена князей Даниила иАлександра монгольские армии нанесли страшный удар мусульманству (взятиеБагдада, 1258 г.) Именно отсюда проистекало то принципиально сочувственноеотношение ко всякой религиозно-церковной организации, которое составляет такуюхарактерную черту монгольской политики и которое удержалось потом взначительной степени даже в мусульманской Золотой Орде. В частности, иПравославная церковь в России сохранила полную свободу своей деятельности иполучала полную поддержку от ханской власти, что и было утверждено особымиярлыками (жалованными грамотами) ханов. С этой стороны Александру Невскому не тольконе нужно было опасаться монголов, но он мог рассчитывать даже на их помощь.Поэтому и подчинение Александра монголам не было чисто механическим, тольковынужденным. Александр видел в монголах дружественную в культурном отношениисилу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурнуюсамобытность от латинского Запада.
Всяполитика подчинения монгольскому Востоку была, таким образом, у Александра неслучайным политическим ходом, как у Даниила, а осуществлением глубокопродуманной и прочувствованной политической системы. Александр Ярославич,подобно Даниилу Романовичу — богато одаренная личность в отношении и духовном ифизическом. Житие Александра (8) восхваляет качества его ума и сердца, красотуи храбрость. «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, якоСоломону». С юных лет «вселися в сердце его страх Божий, ежесоблюдати заповеди Господни и творити я во всем… Во все же время юности своеясмиренномудрие вседушно держаше, кротость же стяжа и от тщеславияотвращашеся… Во устех же его безпрестанно бяху божественные словеса,услаждающа его паче меда и сота». Эти словеса он читал «со усердием,и вниманием, и желаше сих речения и делом исполняяй». Душевным качествамАлександра соответствовали телесные. «Бе же розрастом (ростом) велик зело,красота же лица его видети, яко Прекраснаго Иосифа, сила же его бе, яко частьот силы Самсоновы, глась же его слышати, яко труба в народе; храбрость же его — яко Римскаго царя Веспасиана». Александр Ярославич сел на княжеский столперед самым монгольским нашествием. В 1236 г. князь Ярослав, отправившисьпоходом из Новгорода на Киев, посадил сына князем в Новгороде. В Новгородесидел Александр и во время первого монгольского нашествия на Русь зимою1237-1238 гг. Как известно, в это первое нашествие татары до Новгорода недошли. «И тамо дойти поганым возбрани некая сила божественная, — говоритСтепенная Книга,- и не попусти им ни мало приближитися не токмо ко пределамВеликаго Новаграда, но идеже и инде прилучится им тогда пребывати ивоиньствовати супротивных и враждующих Литву и Немец». Тем не менее, иНовгород с остальными русскими городами и землями вошел в подчинение татарскойвласти. В 1239 г. отец Александра Ярослав должен был лично ехать в Орду длявыражения покорности. Батый принял его с «великою честью» и сказал:«Ярославе! буди ты старей всем князем в русском языце (народе)». СынаКонстантина Ярослав отправил в Азию в ставку Великого хана. (9) Под прикрытиеммонгольского мира на Востоке другой сын Ярослава Александр в эти именно годыблистательно отбивал все нападения с Запада.
Какбыло уже сказано, в июле 1240 г. шведский ярл Биргер, побуждаемый папою накрестовый поход против неверных (т.е. православных), высадился на берегах Невы.Услыхав об этом, Александр, по словам древнего жития (10) «разгорелсясердцем, вниде в церковь святыя Софьи (в Новгороде), поде на колену передолтарем, нача молиться со слезами… и восприим Псаломную песнь рече: суди,Господи, обидящим мя, возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, стань впомощь мне. Скончав молитву, встав, поклонися архиепископу, архиепископ жеСпиридон благослови же его и отпусти». Александр двинулся в поход «вмале дружине, не сождався со многою силою своею, но уповая на святуюТроицу». 15 июля в 6 часов утра началось сражение («сеча велика надримляны»). Победа Александра была полная и решительная: «избимножество безчисленно их» («римлян», т.е. шведов-латинян).Самому Биргеру Александр «взложи печать на лице острым своим мечем».Невская победа произошла в обстановке величайшего религиозного напряжения. Онасопровождалась чудом: перед боем морской побережный стражник Пелгусий, бывшийязычник, крещеный в православие и нареченный Филиппом, имел видение. Пелгусийстоял «при крае моря, стрежашеть обою пути, и пребысть всю нощь во бденьи;яко же нача всходити солнце, и слыша шумъ страшенъ по морю, и виде насадъ(судно) един гребущь, посреде насада стояща мученику Бориса и Глеба в одеждахчервленныхъ… и рече Борис: брате Глебе! повели грести, да поможемх сродникусвоему Александру».
Вто время, как Новгород подвергся нападению шведов, на Псков напали немцы(ливонские рыцари) и взяли его; немцы вошли затем в Новгородскую землю ипопытались там крепиться, построили крепость в Копорье. В 1241 г. Александрвзял Копорье со всем немецким гарнизоном. В начале 1242 г. Александр занялПсков и тотчас пошел на Чудскую землю во владенья Ливонского Ордена. 5 апреляна льду Чудского озера произошла знаменитая битва, известная под именемЛедового побоища. Немцы и чудь построились свиньей (клином); им удалось былопрорвать линию русской рати, но в это время Александр с отборным отрядом зашелнемцам в тыл и этим решил дело. Разгром неприятеля был полный. «И быстьсеча зельна на немцы и на чудь» — говорит житие Александра — «итрескъ великъ отъ копей ломания и звукъ страшенъ отъ мечнаго сечения… и не бъвидети леду: покрыло бо ся кровию». Один самовидец свидетельствовал, чтовидел «полки Божий на воздусе пришедшима на помощь ему (Александру)».Торжественно было возвращение Александра во Псков: «изыдоша во сретениеему весь освященный соборъ съ честными кресты и со святыми иконами ивсенародное множество, хвалу Богови возсылающе и благодарные песни воспевающе:Пособивый Господи кроткому Давиду победити иноплеменники и благоверномувеликому князю нашему Александру оружиемъ крестный градъ Псковъ освободити отъпоганыхъ иноплеменникъ». После ряда блестящих и славных побед над ЗападомАлександру пришлось воочию ощутить силу Востока: он должен был ехать воВладимир прощаться с отцом своим Ярославом, который отправлялся в Орду к Батыю.За смирением на Востоке опять следовали победы на Западе (несколько побед надЛитвою в 1245 г. в районе Торопца и Витебска). В том же 1245 году из Азии, изставки Великого Хана, вернулся Константин Ярославич. Взамен его вглубь Азиипоехал сам Ярослав. В августе 1246 года Ярослав принял участие в курултае, накотором Великим Ханом провозглашен был Гуюк, сын Огодая и Туракины. Вскорепосле этого Ярослав заболел и умер (там же, в ханской ставке). После смертиотца Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось ужесамостоятельно решать между Востоком и Западом. И Восток, и Запад звали егокаждый на свою сторону…
В1248 году составлена была папская булла, в которой папа обещал Александру запризнание Римского престола помощь ливонских рыцарей против татар. (11) Сдругой стороны, Батый прислал Александру сказать: «Иже въ русскихъдержателяхъ пресловущий княже Александре, вемъ яко разумно (известно) ти есть,иже мне Богъ покорилъ многие языки (народы), и вей повинуются державе моей. Ипаче ли всехъ единъ ты нерадиши покоритися силе моей? Внимай убо себе; ащемыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене, иузриши честь и славу царствия моего себе же и земле твоей полезнаяприобрящеши». Александр поехал к Батыю с братом Андреем. От Батыя братьяотправились к Великому Хану Гуюку (поездка в Азию заняла у них два года).Андрею дан был Владимир, Александру — Новгород и Киев. В Твери княжил третийбрат — Ярослав. Александр, как старший, требовал от братьев подчинения. Цельюего политики было объединение всей Руси под одним великим князем. Не встречаяпокорности в братьях, Александр не останавливался перед тем, чтобы смирять их спомощью татар. В 1252 г. татарский отряд Неврюя изгнал Андрея из Владимира; великокняжескийстол передан Александру. В 1256 г. Александр силою выгнал из Новгорода другогобрата Ярослава (который из Твери перешел в Псков, а оттуда в Новгород). Вследза этим Александр жестоко наказал новгородцев, не хотевших платить татарам дань(«число»). В 1259 г. Александр лично присутствовал при взятиитатарами этого «числа». В 1262 г. Александр последний раз воевалпротив Запада: он послал в поход (на Юрьев-Ливонский) сына своего Димитрия исмирившегося брата Ярослава. Русские осилили немцев и сожгли посад (крепостивзять не смогли).
СамомуАлександру пришлось в это время ехать в Орду умилостивлять хана, разгневанногомятежом: во многих северо-русских городах в 1262г. народ избил татарскихоткупщиков дани, не понимая, что за каждым баскаком стояла грозная сила всеймонгольской империи. Александру удалось уладить дело благополучно: хан Беркеудовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности. Спасениерусской земли от нового разорения было последним политическим актом Александра.В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в НижнемНовгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 г.). Перед смертьюАлександр призвал: «вся свои князи и боляре и все чиновники даже и допростыхъ, и оть коегождо ихъ прощение просяще, и всемъ имъ тако же прощениеподаваше, и вей горьце плачущися о разлучении господина своего. Ужасно бевидети, яко въ толице множестве народа не обрести человека не испусти слезъ, новей со восклицаниемъ глаголаху: Увы нам, драгий господине нашъ! Уже къ тому неимамы видети красоты лица твоего, ни сладкихъ твоихъ словесъ насладитися! Къкому прибегнемъ и кто ны ущедрить? Не имуть бо чада отъ родителю такова благаприяти, яко же мы отъ тебе воспримахомъ, сладчайший наш господине!».Митрополит Кирилл был во Владимире, когда пришла весть о кончине Александра.Выйдя к народу, митрополит объявил: «Уже заиде солнце земли Русския».Потом помолчал, прослезился и сказал: «Благоверный великий князьАлександръ преставился отъ жития сего». «И бысть во всемъ народе плачънеутешимъ». Деятельность Александра определялась не только чистополитическими планами и расчетами. Политика его тесно связана была со всеми егонравственно-религиозными понятиями. Вернее сказать, в основе его политикилежали принципы религиозно-нравственные. Политическая система Александра есть вто же время система религиозно-нравственная. Александр Ярославич не толькополитик и воин: он прежде всего глубоко верующий человек и знающий богослов.
Когдаримский папа прислал к Александру двух кардиналов для убеждения в латинскойвере, Александр — «совещавъ съ мудрецами своими» — составилобстоятельное возражение. «Исписавъ къ нему отъ Адама и до потопа, а отпотопа и до разделения языкъ и до начала Авраама, а отъ Авраама… до Августакесаря, а отъ Августа царя до Христова Рождества и до Страсти и до ВоскресенияЕго, отъ Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства КонстантинаВеликаго и до Перваго Вселенскаго Собора святыхъ отецъ, а отъ Перваго и доСедьмого Собора. Сии вся добре сведаемъ, сия суть въ насъ, учения сиицеломудрствуемъ, иже во всю землю изы-доша вещания ихъ и въ концы вселенныяглаголы их, якоже проповедашеся отъ святыхъ апостолъ Христово Евангелие вовсемъ мире, по сихъ же и предания святых отец Седми Собор Вселенскихъ. И сия всяизвестно хранимъ, а отъ васъ учения не приемлемъ и словесъ вашихъ неслушаемъ». Религиозно-нравственная философия Александра Невского былавместе с тем и политическою его философией. В житии Александра приводятся дваглавных основания для его «хождения во Орду». Александр «умыслиитти во Орду»: 1) «подобяся благой ревности благочестиваго сиотца» и 2) «избавы ради хритианския». Объяснением ко второмумотиву являются слова Батыя: «аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму,то потщися немедленно прити до мене». Что касается первого мотива, житиепоясняет его следующим образом: «Богомудрый же великий князь Александрразсуди, яко святый отецъ его Ярославъ не ради (не заботился) о временномцарствии, но шедъ во Орду и тамо положи живот свой за благочестие и за вся своялюди и темъ измени (обезпечилъ) себе Небесное Царствие». Готовностьположить живот свой за люди своя — это то же, что иначе выражено словами«избавы ради христианския». Готовность положить живот свой «заблагочестие» — это вполне отвечает стойкости Александра в православнойвере и стремлению его — во что бы то ни стало обеспечить существованиеправославной церкви.
Сложнеесмысл слов «не ради о временном царствии». Подобными словами в нашихлетописях выражается обычно мысль о готовности властителя без боязни и безколебаний принять в борьбе с врагомъ смерть и мученический венец, променяв«временное царствие» на «вечное». (12) Но в применении квосточной политике Ярослава и Александра — политике не вооруженной борьбы, иливосстания, а подчинения и покорности — слова эти должны иметь другой оттенок исмысл. Их можно сопоставить опять-таки со словами Батыя: «узриши честь иславу царствия моего». То, о чем говорит Батый, — блеск земной славы(«временного царствия»): о нем-то и не радел Ярослав. О нем раделзато Батый, о нем радел и Даниил Галицкий. Этим внешним блеском и величаньемземного царствия и пожертвовал Александр ради глубины понимаемых им истинныхоснов царской власти: «за благочестие и за вся своя люди»,«избавы ради христианския». «Злее зла честь татарская» быладля самолюбия Даниила: Александр принял эту честь со смирением. Невыносимо былодля Даниила стать подручным («холопом») — татарского хана: Александрперенес и это со смирением. Александр — «побеждая везде, а не победимъниколиже (никогда)» — устоял перед искушением — подобно Даниилу — путемкомпромисса с латинским Западом искать себе союзников против Востока.Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения.Неслучайно в видении Пелгусия в помощь Александру являются именно Борис и Глеб- святые смирения, по преимуществу. Недаром и Степенная Книга говорит, что«смиренную мудрость» Александр «стяжа паче всехъ человекъ».
Христианскийподвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, внутреннее: нетолько брань видимая, но и «брань невидимая», борьба с соблазнамидушевными, подвиг самодисциплины и смирения. И этот подвиг может быть присущ нетолько частному лицу, но и властителю. Сан государя — божественноеустановление. Но перед каждым государем возникают и соблазны и увлечения земнымокружением власти — внешнею пышностию и суетным («временным»)величием. Подвиг власти может состоять в том, чтобы достойно отстаивать внешнююнезависимость и величие сана — отстаивать даже до смерти. Но подвиг властиможет состоять также и в том, чтобы выполняя основные задачи сана, защищая«благочестие и люди своя», внутренне преодолевать, когда это нужнодля исполнения основной задачи, земное тщеславие власти. «Тот, ктоуказывает и распоряжается», — говорит в одном из своих оглашений преп.Феодор Студит — «должен соблюдать умеренность и смирение, ибо Творецестества поставил его выдающимся и более почетным членом тела». Таков ибыл по отношению к Востоку подвиг св.Александра Невского. По отношению же кЗападу это был подвиг не сложный, а простой, брань не только невидимая, нотакже и видимая. Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе иподвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение православия какнравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута:возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованнойАлександром. Племя Александра построило Московскую державу. Когда исполнилисьвремена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот — измельчала, ослаблаи обессилела (13) тогда стала уже ненужною Александрова политика подчиненияОрде: Православное Царство могло быть воздвигнуто прямо и открыто, Православныйстяг поднят без опасений. Тогда политика Александра Невского естественно должнабыла превратиться в политику Дмитрия Донского. Внутренняя необходимость такогопревращения наглядно подчеркнута в «Сказании чудес по преставленииблаженного Александра», именно — в «чуде о Донской победе».«Яко же въ животе, тако и по преставлении, — свидетельствует Сказание, — сей чудный самодержецъ Александръ не оставляетъ, ни забываеть свою паству, новсегда въ нощи и во дни снабдевая и заступая отъ врагъ видимыхъ и невидимыхъ…
Вопреименитомъ граде Владимире во обители Пречистыя Богородицы честнаго ЕяРождества у честныя раки блаженнаго великаго княза Александра во едину отъ нощи(на 8 сент. 1380 г.) пономареви церкви тоя спящю въ паперти церковней и виде въцеркви свещи о себе возгоревшася; и два старца честна изыдоста отъ святогоолтаря и приидоста ко гробу блаженнаго князя Александра и глаголаста: Огосподине Александре, востани и ускори на помощь правнуку своему, великомукнязю Димитрию, одолеваему сущу отъ иноплеменникъ. И въ часъ святый великийкнязь Александръ воста изъ гроба и абие со обема старцы вскоре невидимы быста».Так, положник подвига смирения по отношению к татарам, когда нужно оказалось,взамен смирения подвигся на брань. Исторически, конечно, так и было: ратьДмитрия возросла на смирении Александра. Московское Царство в значительнойстепени плод мудрой Александровой политики. Степенная Книга, подводя под этоЦарство духовно-исторические основы, обнаружила глубокое понимание истории,когда среди основателей Царства уделила св. Александру Невскому такоезначительное место в «граняхъ» своего повествования. АлександрНевский и Даниил Галицкий олицетворяют собою два исконных культурных типаистории русской, и даже шире того, мировой (14): тип «западника» итип «восточника». В XIX веке в русском обществе получило большуюизвестность разделение на «западников» и «славянофилов».Это видоизменение тех же основных типов.
Розньмежду западниками и славянофилами в середине XIX века проявляласьпреимущественно в рамках литературных мнений. Осознание культурных противоречийЗапада и Востока должно выйти за пределы литературы, должно стать действенным.Не одни только литературные мнения, а также деяния, чувства и подвиги прошлогодолжны быть нами по новому поняты и оценены. Яркими маяками двухмирочувствований светят нам образы двух русских князей — Даниила Галицкого и АлександраНевского. Наследием блестящих, но не продуманных, подвигов одного былолатинское рабство Руси юго-западной. Наследием подвигов другого явилось великоеГосударство Российское.
Примечания:
(1)Отвечало бы интересной социологической задаче проследить историю этой ненавистии страха хотя бы за XVIII -XIX века. Книга Кюстина у меня имеется в 3-м издании(Paris, 1846).
(2)La Russie en 1839, par le marquis de Custine. t.1 (1846) p.265.
(3)Термин «киевский» употребляется здесь не как территориальный, а каккультурно-хронологический.
(4)Здесь, как и раньше, имеется в виду Галицко-Волынская летопись в Ипатьевскомсписке (под 1249 и 1250 г.).
(5)Великий князь Роман Мстиславич (Волынский и Галицкий).
(6)Переговоры начались еще до подчинения Даниила Батыю при посредстве ездившего вОрду от папы монаха Плано-Карпини (1246-1247).
(7)При этом новыми поселенцами в городах явились большею частью немцы, поляки,евреи; последствия сказались в дальнейшем развитии этих городов.
(8)Пространное — Степенная Книга, 8-я степень.
(9)В это время Великого Хана вовсе не было. Управляла Империей вдова ОгодаяТуракина.
(10)Лаврентьевская летопись под 1263 г.
(11)Доставлена была эта булла Александру ок. 1251 г., к какому времени относится иответ Александра папе, занесенный в житие.
(12)См. статью М.В.Шахматова в третьей книге «Евразийского временника».
(13)Роковую роль для турко-монголов сыграл религиозный их раскол — обращениезападных турко-монголов в мусульманство.
(14)Мировой — в смысле Старого Света, — Евразии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.safety.spbstu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.