Реферат по предмету "История"


Дети в концлагерях и за колючей проволокой

Содержание
Введение
1. Лагеря смерти
2. Дети вконцентрационных лагерях
3. Послевоенная судьбапленных и узников концлагерей
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
В годыВеликой Отечественной войны фашисты установили на территории СССР жестокийоккупационный режим, который отличался исключительной жестокостью и зверствамипо отношению к населению – массовыми репрессиями, и уничтожением советскихграждан, разрушением и разграблениям народного хозяйства, культурных ценностей.Сущность немецко-фашистского оккупационного режима вытекала из целейгерманского фашизма в войне против СССР: политической — уничтожитькоммунистическую идеологию и Советское государство; экономической — превратитьСоветское страну в аграрно-сырьевой придаток, источник дешёвой рабочей силы, вовнутреннюю колонию фашистской Германии. Эти цели были намечены задолго донападения на СССР. Идеологической основой оккупационной политики являлсяантикоммунизм и расизм. План «Барбаросса» — агрессивной войны фашистскойГермании против СССР — имел экономический раздел под названием «Ольденбург». Сначала войны фашистский генеральный план покорения Восточной Европы «Ост» былконкретизирован для оккупируемой части СССР и распространён на неё. Ещё довойны началось создание специального Восточного министерства для управленияпредполагавшейся к захвату территории СССР.
С первых днейвступления на советской территории войск фашистской Германии и её сателлитовстал устанавливаться жестокий оккупационный режим, создавались различныефашистские лагеря смерти и гетто, повсеместно проводились аресты и расстрелыпартийных, советских работников, деятелей науки и искусства, передовых рабочихи колхозников. Захватив значительную часть советской территории, оккупантыуничтожили суверенитет и территориальную целостность союзных республик,советское административно-территориальное деление. В районах боевых действийвся власть была сосредоточена в руках главнокомандующего немецко-фашистскимисухопутными войсками, командующих группами войск и армий. На остальнойоккупированной советской территории политическое управление и вся полнотавласти передавались немецко-фашистской оккупационной администрации, входившей всостав Восточного министерства.
Наоккупированных территориях гитлеровцы осуществляли массовый террор, который былрезультатом заранее продуманной политики истребления части советскогонаселения. Особую жестокость оккупанты проявляли по отношению к коммунистам,подпольщикам и партизанам. Фашистские захватчики на территории СССР,подвергшейся оккупации, уничтожили около 11 млн. советских граждан, из нихоколо 7 млн. мирных жителей, стариков, женщин, детей и около 4 млн.военнопленных. На территории УССР погибло свыше 5 млн. человек, в БССР — 2,2млн. человек, в Литовской ССР – 0,7 млн. человек. Гитлеровские изверги расстреливалисоветских людей, отравляли их газом в душегубках, вешали, заживо сжигали итопили, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям. Однако ни зверства, нипроизвол, ни грабёж, ни социальная демагогия и фашистская пропаганда не смоглизапугать советских людей, привлечь их к поддержке оккупантов. Советские людиактивно вели борьбу в тылу врага, срывая все его политические, экономические,военные и идеологические планы и мероприятия оказывая тем самым большую помощьСоветской Армии, которая принесла им освобождение от фашистского ига иуничтожила оккупационный режим.
Тема исследовательскойработы: «Дети в концлагерях или за колючей проволокой».
Цель работысостоит в том, чтобы на основе исторических фактов и очевидцев, участниковсобытий раскрыть реальную ситуацию, которая складывалась в фашистских концентрационныхлагерях, рассказать о зверствах, которые чинились над пленными, в том числеженщинами и детьми.
Предметисследования: концентрационные лагеря, которые находились на территории СССР идругих оккупированных стран.
Структура исследовательскойработы включает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение,список использованных источников. Исследовательская работа выполнена на 32 листахкомпьютерного текста.

1. Лагерясмерти
Само по себепонятие «концлагерь» изначально означало специально оборудованное местомассового содержания заключенных, гражданских и военнопленных, чаще всего, ввоенное время. Однако вторая мировая война навсегда изменила мнениечеловечества по поводу подобных учреждений [5. с. 78].
А началосьвсё задолго до начала войны. Сразу же после прихода Гитлера и НСДАП к властистихийно начали возникать места содержания идейных и политических противников,которые спешно и недисциплинированно организовывали штурмовики СА (SturmAbteilung). Они размещались, где приходилось. Под них приспосабливались любыеболее-менее пригодные помещения. Век свой никому ненужная старая казарма с выбитымиокнами обносилась колючей проволокой, бралась под охрану по периметру истановилась концлагерем. То же «новое» назначение могли получить с лёгкой рукиштурмовиков цеха, древние крепости и любые подходившие здания.
С другойстороны, в том же 1933г. стали появляться специально задуманные и построенныепод нужды партии стационарные лагеря, получившие после войны всемирнуюизвестность. Были созданы главные внутригерманские лагеря в непосредственнойблизости от крупнейших городов: Дахау (Мюнхен), Бухенвальд (Веймар),Заксенхаузен (Берлин). Именно лагеря такого типа стали образцом, для сотен,появившихся в течение всей войны других. В этих лагерях изначально содержалисьнелояльные к режиму и простые уголовники. На раннем этапе многим удавалосьотбыть определенный срок и беспрепятственно покинуть лагерь, подписавшись онеразглашении информации о происходивших за оградой событиях.
С приходом куправлению лагерями и их охраной Теодора Айхе, его «хозяйство» становилось всёмощнее, и всё более систематизировалось, совершенствуясь в своих методах работыс узниками. Охранники становились более и более дисциплинированными, а средствавлияния на инакомыслящих — всё изощреннее. Он так же провёл централизацию,закрывая мелкие лагеря, концентрируя мощь своего «хозяйства» в более крупных«учреждениях». Появился новый крупный лагерь Лихтенбург, а следствием аншлюса(присоединения Австрии) стало появление Маутхаузена.
С началомвойны «учреждения» стали работать по двум основным направлениям: ликвидациярасово низших субъектов и трудовая деятельность. Особенно чётко это делениестало происходить после того, как в 1942г. было принято решение про«окончательное решение еврейского вопроса». Многие заключенные (чаще всего понациональному – т.е. расовому признаку) подлежали немедленному уничтожению.Других постигала та же участь в связи с их неспособностью к труду. Но оченьмногие работали в лагерях на производстве необходимых для воюющей Германииоружия, сырья и прочего. За саботаж на подобных производствах грозиланемедленная смертная казнь.
Заключенныебыли разделены на определенные категории и носили на своей одеждесоответствующие признаки различия. Людей различали по национальному признаку,по виду преступной деятельности (политический противник режима или уголовник),по сексуальной ориентации. Каждому присваивался порядковый номер. Политическиепротивники режима отмечались красным треугольником, уголовники – зеленым. Социальнои политически неблагонадежные лица носили черный треугольник, гомосексуалисты –розовый, а цыгане – коричневый. Евреи дополнительно отмечались шестиконечнойзвездой Давида.
Обычнолагерем руководили старшие офицеры СС, но бывали и исключения. Так, например,комендантом Освенцима был Рудольф Гесс, заместитель фюрера по партии, улетевшийв мае 1941г. в Англию. Именно на основании его показаний, а также показанийдругих проходивших по делу обвиняемых, свидетельств очевидцев, трофейныхдокументов и составлена приведенная в статье карта концлагерей Рейха.
Менее важныедолжности занимали младшие офицеры, унтер-офицеры, рядовые, непосредственноработавшие с узниками и проживавшие в казармах, по условиям лишь ненамноголучше лагерных бараков. В среде заключенных руководством лагерей искусственнонагнеталась вражда на любой пригодной почве для того, чтобы обезопаситься отвозможных бунтов. Будь то национализм, прежняя страна проживания, но чаще всегоуголовники назначались барачными старостами (т.н. «капо») и силой страханаказания руководили запуганными сильными сокамерниками. Очень часто в лагеряхпостоянно находились работники Гестапо (Geheine Staats Polizei), которые неподчинялись руководству учреждений.
Документациявелась очень скрупулезно. Возможно, именно по этому Нюрнбергский процесс и смогтак убедительно доказать преступность подобной практики, опираясь на документыи архивные материалы самих же обвиняемых. Как один из примеров, можно привестиобозначение в документах причину смерти специальным шифром:
14 f 1:естественная смерть;
14 f 2:самоубийство или смерть от несчастного случая;
14 f 3:расстрел при попытке к бегству;
14 f I:экзекуция;
14 f 13:Особое распоряжение по поводу больных и слабых заключенных (акция 14 f 13,согласно которой слабые и больные заключенные умерщвлялись).
Медицинскиеэксперименты над пленными являются еще одним страшным примером методов работы сузниками. Известны случаи умерщвления испытуемых (зачастую – советскихвоеннопленных) инъекциями бензина.
Частозаключённых лишали фамилий, заменяя их номерами, размещёнными на лагернойодежде. С 1942 г. было введено клеймение пленных. Заключённые лагерейиспользовались преимущественно на тяжёлых, вредных и опасных работах. Рабочийдень продолжался 12-18 часов. В лагерях царила массовая смертность от голода,холода, непосильного труда, избиений, эпидемий. Для выявления и уничтожения ослабевшихузников проводилась регулярная «фильтрация» (отбор). Расправы над заключённымисопровождались пытками и носили особо мучительный, садистский характер(сожжение или закапывание живых людей, травля их собаками, казни под музыку ит.п.), многих советских граждан гитлеровцы направляли в концентрационные лагеряв Германию и Польшу. В некоторые лагеря, находившиеся на оккупированныхтерриториях СССР, привозились военнопленные и мирные граждане из других стран,захваченных фашистами.
За годы войнына оккупированных территориях СССР действовало несколько сотен фашистских лагерейсмерти (в Белоруссии – около 260, на Украине только лагерей для военнопленных180). Крупнейшие фашистские лагеря смерти в Белоруссии – Тростяницкий (околоМинска погибло свыше 200 тысяч человек), Гомельский (около 100 тысяч человек),Витебский (около 90 тысяч человек), Минский (свыше 80 тысяч человек). НаУкраине – Яновский (на окраине Львова, погибло 200 тысяч человек), Славутинский(так называли Гросс лазарет в Хмельницкой области, 150 тысяч человек),Дарницкий (68 тысяч человек), Сырецкий в Киеве (25 тысяч человек), в городеХорол Полтавской области (53 тысяч человек) и др., а также в Латвии –Саласпилский, около Риги (свыше 100 тысяч), в Даугавпилсе (160 тысяч человек);в Литве – лагерь Панеряй около Вильнюса (100 тысяч человек), в городе Аметус(60 тысяч человек), в Каунасе (в 6-м форте – 35 тысяч человек, в 9-м форте – 80тысяч человек); в Эстонии – лагеря в городе Нарва (30 тысяч человек). Рядкрупнейших фашистских лагерей смерти действовал и на территории РСФСР. Внечеловеческих условиях советские люди под руководством подпольных партийных иантифашистских организаций и комитетов стойко сопротивлялись фашизму: спасалисвоих товарищей от уничтожения, совершали побеги, совершали диверсии напредприятиях, где работали заключённые. Население оккупированных районов,рискуя жизнью, помогало бежавшим из лагерей (их укрывали, кормили, лечили,одевали, связывали с партизанами). Подпольщики и партизаны провели многоопераций по освобождению советских граждан из немецко-фашистских лагерей.Злодеяния гитлеровцев в лагерях расследовались чрезвычайной государственнойкомиссией. Ряд немецко-фашистских военных преступников и их пособников, зверствовавшихв фашистских лагерях смерти, были преданы суду в СССР [6 с. 32
К концу1944г., когда немцы стали оставлять захваченные районы восточной Европы, гдебыло очень много лагерей, огромные массы заключенных перегонялись на запад,чтобы и в дальнейшем служить рабочей силой, а следы зверств оккупанты старалисьтщательно устранить. В этом движении людей участвовали порядка 700 000 человек,из которых 200 000 были евреями. Многие из них погибли от голода и холода попути, а те, которые дошли до пунктов назначения еще были обречены на участие вагонии Рейха, когда всем было очевидно, что конец близок, но не было понятнонасколько. Охрана тогда особенно свирепствовала и очень часто, убегая, убиваластолько измученных людей, месяцами не получавших и куска картофельной ботвы, наскольких хватало патронов. Когда советские войска и союзники то и дело находиливсё новые и новые лагеря, полные не похожих на людей узников, их охватывал ужаси недоумение, как люди могли так обращаться с людьми.
Фашистскиелагеря смерти создавались гитлеровцами на оккупированной территории СССР длямассового уничтожения советских людей, подавления их сопротивления,использования их для принудительного труда. При подготовке нападения на СССРфашистским руководством ещё в марте 1941 г. были даны директивы об организациилагерей для предполагаемых советских военнопленных и гражданского населения:коммунистов, семей военнослужащих, евреев, жителей партизанских районов, мужчинпризывного возраста и др. Фашистские лагеря смерти были неотъемлемой частьюжестокого оккупационного режима, установленного гитлеровцами на захваченныхсоветских территориях. По официальным назначениям фашистские лагеря смертиделились: для военнопленных, гражданского населения, женские, пересыльные,штрафные и др. Лагеря для военнопленных находились в ведении военногокомандования, остальные — в ведении СС и гестапо. Во всех фашистских лагеряхсмерти был установлен жестокий режим террора.
2. Дети вконцентрационных лагерях
Европа до сихпор содрогается, вспоминая об ужасах последней войны. Тяжкие испытания,выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной идетей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когдафашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирноенаселение, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы.Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого напринудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию. И еще долгиегоды после войны люди, по чужой недоброй воле ставшие заложниками колючейпроволоки, скрывали прошлое, боясь не то что говорить, но даже думать о том,что с ними произошло. Ведь многих ждало обвинение в измене родине и очереднойэтап, теперь уже в сталинские лагеря. Дети-узники не были исключением, на нихтоже распространялся позор измены.
У них не былодетства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннемвозрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствиеэтого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни [7 с. 12].
Фашистыпригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая всеужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это былиеврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных игосударственных работников.
Но, например,антифашистам концлагеря Бухенвальд удалось поместить многих детей в отдельномбараке. Солидарность взрослых защищала детей от самых ужасных издевательств,чинившихся бандитами-эсэсовцами, и от отправки на ликвидацию. Благодаря этому904 ребенка смогли выжить в концлагере Бухенвальд.
Война – этоне только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это,прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Вовсе времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так нестрадали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженнаягитлеровская машина уничтожения людей перемалывала всех с одинаковой аккуратностьюи беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорожденных младенцев.День и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти на территории самойГермании и на территориях оккупированных государств. Словно черная сыпь,покрыла тело Европы сеть этих лагерей.
В годы второймировой дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить наоккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во времябомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без нихоказались в концентрационных лагерях и в гетто.
Детский труднещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретныхзаводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинскихэкспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.
Вот реальнаяистория Пахомова Павла Дмитриевича – узника концентрационного лагеря. Родился в1936 году в селе Сетуха Орловской области. И вот в 1941 году началась война. Иуже в октябре 1942 года в село Сетуха ворвались фашистские банды СС. Врезультате их село было сожжено, скот убит. Мать Павла Дмитриевича былапотеряна, рядом с ним из родных людей осталась только тётя Мавра Захаровна идругая тётя со своими детьми. На третий день после налёта их отправили наЗапад. Вагоны, в которых их везли, из воспоминаний Павла Дмитриевича были похожина вагоны для скота. По пути следования эшелон постоянно подвергался бомбёжкам.Во время очередного обстрела в Белоруссии Павлу Дмитриевичу и его роднымудалось сбежать. Ночами они шли домой, а днём отсиживались в каких-нибудьсараях, в стоге сена, на чердаках. В село Сетуха они пришли спустя несколькомесяцев. За такой длительный путь Пахомов перенёс корь и с тех пор у негопроблемы со слухом. Деревня была уничтожена, и они поселились в землянке. Виюне 1943 года снова облава немцев. Павел Дмитриевич спрятался под печку, ноего нашли и снова посадили в вагоны, которые направлялись в концлагерь подназванием Саласпилс. Саласпилс — посёлок близ Риги. Ещё в октябре 1941 годанемецко-фашистские оккупанты создали в этом посёлке лагерь смерти. Начиная смая 1942 года в Саласпилс доставляли заключенных из рижской центральной тюрьмы,советских военнопленных из других лагерей, мирных жителей, заподозренных в связяхс партизанами. Сюда попал и Пахомов П.Д. со своими родственниками. Фашистыуничтожили в Саласпилсе свыше 100 тысяч человек. В октябре 1944 года, стремясьскрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь. Как вспоминал Павел Дмитриевич,в этом лагере они жили в трехъярусных бараках. Однажды во время завтрака МавраЗахаровна попыталась незаметно поделиться кашей со своим племянником, нонадзирательница, увидев это, подошла к тёте Павла Дмитриевича и ударила её поголове. По воспоминаниям Павла Дмитриевича кормили очень плохо, давали брюкву(которой обычно кормят скот), кружку кипятка и таблетку сахара.
Во времясвоих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил детей. И уже никогда небудет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях.
Первые детипопали в лагерь уже в нюне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе сматерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них — двух-и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второймировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистскойоккупации, — сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом – из Голландии,Бельгии, Франции и Югославии. Часто мать умирала, и ребенок оставался один.Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбургили Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах.
10 июня 1942года банды СС сровняли с землей деревню Лидице в Чехословакии. Мужчинрасстреляли, большинство детей отправили в «детские приюты», где их уничтожили.Около двухсот женщин, девушек и маленьких детей – четыре поколения – в началеиюля прибыли в Равенсбрюк. Самой старой женщине – прабабушке – было девяностодва года.
Для лагерногоначальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания.Никто из них не смел, покидать блок; появляться на Лагерштрассе они могли лишьв сопровождении блоковых или штубовых. Лагерное начальство полагало, что детямдостаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и вечерних аппелях. Имне разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении.Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущегоребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если приэтом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи засвоим ублюдком!».
Плакать детямзапрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви.Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалосьпеределывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеруогромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовалонаказание [8. с. 95].
Еслиосиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считаласебя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Ихотношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И еслиребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери,сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многихженщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться оребенке. И когда их лишали ребенка — лишали смысла жизни.
Все женщиныблока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные и лагерныематери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети охотно помогалиим. Как велика была радость ребенка, когда ему позволяли «помочь» принестихлеб! Игрушки детям были запрещены. Но как мало нужно ребенку для игры! Егоигрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные ниточки,катушки из-под ниток. Оструганный кусок дерева был особенно дорог. Но всеигрушки нужно было прятать, ребенок мог играть лишь тайком, иначенадзирательница отбирала даже эти примитивные игрушки.
В своих играхдети подражают миру взрослых. Сегодня они играют в «дочки-матери», в «детскийсад», в «школу». Дети войны тоже играли, но в их играх было то, что они виделив окружавшем их страшном мире взрослых: селекция для газовых камер или стояниена аппеле, смерть. Как только их предупреждали, что идет надзирательница, онипрятали игрушки в карманы и убегали в свой угол.
Детейшкольного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников,конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточнойбумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры,сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имелипредставления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большоетерпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредкапопадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении,объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы иучились с большим интересом.
Рассказ о празднованиидней рождения в семье звучал для них как сказка. Они не знали, как выглядитобычный дом, комната или кухня. Они не знали иной посуды, кроме коричневыхжестяных мисок, а ярко разрисованной чашке дивились бы как чуду.
Дети не зналиживотных. В лагерях они, правда, знакомились с кровожадными собаками. Большаялошадь, которая вывозила очистки и потому часто стояла перед кухней, казаласьим огромным чудовищем. Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем,провожали внимательным взглядом. А когда детям рассказывали сказки и тамвстречались звери, то приходилось их подробно описывать. Дети не знали ифруктов. Они вертели в ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать.Наконец угощавшая разрезала яблоки и сунула каждому по кусочку в рот. Ониосторожно стали жевать, потом их глазёнки засияли от необычного лакомства. Изцветов они видели только несколько анютиных глазок.
Особеннострадали дети более старшего возраста, которые еще помнили прежнюю жизнь народине. У взрослых были определенные политические убеждения, они верили впобеду социализма. Но какую моральную опору взрослые могли предложить этимдетям? Если они понимали, что война скоро кончится и власть фашизма рухнет, товзрослые были рады, что у них тоже появлялась надежда, которая могла ихподдержать. Ведь сильнее всего они тосковали по родине.
С самойбольшой заботой относились к старшим девочкам. Уже с двенадцати лет их посылалиработать на производство. От непосильного труда большинство из них заболевалитуберкулезом и многие умирали. Товарищи пытались устроить этих девочек на болеелегкую работу, но это не всегда удавалось. Если видели, что девочка слишкомслаба для работы на производстве, то говорили об этом с коммунистками, которыев управлении лагеря вели списки заключенных, и они уменьшали ее возраст.
Мальчиков ещедо исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали наработу в мужской лагерь.
Антисемитизмстал официальной политикой фашистского государства, хотя евреи составляли менее1% населения, нацисты обвинили их в том, что они якобы стали хозяевамиГермании. Для достижения своих целей гитлеровцам необходимо было лишить еврееввозможности участвовать в жизни общества. Этот процесс начался в апреле 1933г., когда нацистская партия и власти призвали к бойкоту еврейских магазинов ифирм. В результате многие евреи бежали из Германии, но в целом бойкот не достигпоставленной цели. Нацистские лидеры поняли, что антиеврейская политика требуетболее тщательной разработки. С этого момента они пытаются заручиться либоактивной поддержкой населения, либо, по меньшей мере, его молчаливым согласием.
И поэтомунеудивительно, что еврейские дети страдали на войне больше остальных. УзникаОсвенцима – Биркенау Залмана Левенталя заставили работать в зондеркоманде. В1961 г. в тайнике неподалеку от места, где был один из лагерных крематориев,был найден его дневник. Вот запись о событиях 20 октября 1944 г.:
«Среди беладня к нам на площадь привели шестьсот еврейских мальчиков в возрасте отдвенадцати до восемнадцати лет. На них были длинные, очень тонкие арестантскиеробы и башмаки на деревянной подошве… Начальник лагеря приказал им раздеться.Дети заметили валящий из трубы дым и сразу поняли, что их собираются убить. Вужасе они начали бегать по площади и от безысходности рвать на себе волосы.Многие рыдали и звали на помощь.
Наконец,подавленные страхом, они разделись. Голые и босые, они жались друг к другу,чтобы избежать ударов охранников. Один смельчак подошел к стоявшему рядомначальнику лагеря и попросил сохранить ему жизнь – он был готов выполнять любуюсамую тяжелую работу. Ответом ему был удар дубинкой по голове.
Некоторыемальчики подбегали к евреям из зондеркоманды, бросались к ним на шею, умоляли оспасении. Другие нагишом разбегались в разные стороны в поисках выхода.Начальник подозвал еще одного эсэсовского охранника, вооруженного дубинкой.
Звонкиемальчишеские голоса становились все громче и громче, пока не слились в одинжуткий вой, который, наверное, был слышен далеко вокруг. Мы стояли буквальнопарализованные этими воплями и рыданиями. А на лицах эсэсовцев блуждалисамодовольные улыбки. С видом победителей, не выказывая ни малейших признаковсострадания, они загоняли мальчишек в бункер страшными ударами дубинок.
Многие детивсе еще носились по площади в отчаянной попытке сбежать. Эсэсовцы, раздаваяудары направо и налево, гонялись за ними до тех пор, пока не заставилипоследнего мальчика войти в бункер. Надо было видеть их радость! Неужели у нихнет собственных детей?»
Бесчинства изверства творились не только на территории Германии и Советского Союза. На всехоккупированных территориях создавались лагеря смерти, в том числе и для детей.Так, после своего третьего неудавшегося наступления на освобожденныепартизанами территории Югославии весной и летом 1942 года немцы с остервенениемобрушились на безоружных людей. Массовое уничтожение населения они назвали переселениембеженцев из «районов, находящихся под угрозой».
Карательныеотряды, действовавшие на всей территории Боснии и Герцеговины и Хорватии,арестовывали и угоняли в лагеря не только целые партизанские семьи, но и всенаселение некоторых сел и даже краев.
Только стерритории Босанска-Крайны, из района предгорий Козары они отправили в лагеряболее 5 тыс. стариков и женщин, но больше всего детей. В концентрационныелагеря был превращен целый ряд небольших городов и сел, расположенных по обестороны рек Сава и Уна поблизости от лагерей Ясеновац и Стара-Градишка.
В результатеэтого «переселения беженцев» погибли тысячи югославских детей, пострадалитысячи семей.
Изконцентрационных лагерей узников «переселяли» группами, как правило,насчитывавшими тысячи людей, в лагеря «ожидания смерти» Уштице,Ябланац, Млака и другие известные места массового уничтожения людей.
Оттуда«нежелательные элементы» — женщин и мужчин, больных и немощныхстариков — «переселяли» в Ясеновац с целью ликвидации. Остальных же,прежде всего женщин и детей, отправляли в лагерь Стара-Градишка, а с июня 1942года преимущественно в новый концлагерь для матерей и детей, в так называемый«центр по переселению беженцев» в Сисаке.
Это началосьв лагере Стара-Градишка. Отобрав около 70 детей, усташи (хорватское фашистскоедвижение) разместили их на чердаках и в подвалах, лишив их пищи и ухода. Детизаболевали и умирали.
При этомусташи оставляли больных детей рядом со здоровыми, мертвых — рядом с живыми.Истощенных и ослабленных детей они затем стали ликвидировать в массовомпорядке. Только в течение нескольких месяцев 1942 года в Стара-Градишке былоуничтожено более 7 тыс. детей-узников [4. с. 65].
В июле влагерь прибыла немецкая комиссия по набору рабочей силы. Было объявлено, чтодети тех матерей, которые добровольно изъявят желание поехать на работу вГерманию, будут освобождены из лагеря и переданы до их возвращения под опекуКрасного Креста.
Дляпартизанских детей были созданы специальные концентрационные лагеря. Менее чемза месяц в эти лагеря из смешанных лагерей было переселено 10 тыс. детей ввозрасте от нескольких дней до 14 лет. В результате и без того измученные детиостались совершенно одни, без матерей и близких, в лагерях, где их ожидаланеизбежная смерть.
Переселениемдетей занималась социальная служба усташского правительства, а также КрасныйКрест, который использовался, как прикрытие с целью успокоить матерей иобщественность. Но обман скоро обнаружился, и матери стали отказыватьсяотдавать детей, предпочитая умереть вместе с ними. Тогда усташи стали отниматьдетей силой.
В старомзамке в селе Горня Риека, в хорватском Загорье, с первых дней оккупации располагалсяизвестный лагерь для евреев, преобразованный в июне 1942 года в лагерь длядетей. Он получил название «детский дом» и находился подпокровительством ведавшего социальной службой усташского министра Ловре Сушичаи под управлением фашистской организации «Усташская молодежь». Здесьв помещениях, зараженных сыпным тифом, было размещено 300 партизанских детей,мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет, которых доставили тремя партиями — 24июня, 13 июля и 2 августа 1942 года. К 13 августа 1942 года в «детском доме»умерло 150 детей, а 150 было отправлено в больницы Загреба. Благодаряпрофессору Камило Бреслеру, которому вместе с группой женщин удалось вовремявывезти их из «детского дома», было спасено около 100 детей.
В июне 1942года был создан специальный лагерь для детей в Сисаке, функционировавший и в1943 году. Он назывался «приютом для детей беженцев», находился подопекой Женского союза усташского движения и должен был служить местомпребывания только для детей, матери которых находились в концентрационномлагере в Сисаке. Однако сюда доставлялись дети и из других лагерей, а также изсел.
Лагерю вСисаке принадлежит особое место среди всех лагерей, так как в нем нашли приютноворожденные, грудные и малолетние дети. Здесь жесточайшим пыткам подвергалисьматери и их дети — самые невинные создания на свете.
Детский дом,существовавший в Яске еще до войны, использовался до июня 1942 года в качествеконцентрационного лагеря. Затем он был расширен и превращен в специальныйлагерь для детей. Он функционировал с 11 июля до конца октября 1942 года подназванием «сборный пункт для детей беженцев». Управление лагеремнаходилось в руках монахинь конгрегации св. Винко Паульского. Здесь детейподвергали самым изощренным пыткам, в чем особое рвение проявляли монахини.
На основаниитого, что писал в самом начале войны официальный усташский орган«Хорватский народ» в N 116 от 10 июня 1941 года, можно утверждать,что речь шла о целой программе:
"… Вседети, в отношении которых будет установлено, что у них нет родителей иликормильцев либо родители или кормильцы о них не заботятся, ввиду чего детипредоставлены улице, будут размещены вначале в сборных пунктах. Из этих пунктовуроженцы г. Загреба будут направляться в село Клинча, дети родом из любогодругого края на территории Независимого Государства Хорватии — в детские дома вОсиеке, Яске и Орославле. Дети, определенные в исправительные дома, разместятсяв Глине и Госпиче, где сейчас имеется достаточно мест. Будет также решен и вопросо беспризорниках в возрасте от 14 до 17 лет. Их отправят на принудительныеработы, для чего уже сейчас создаются специальные трудовые лагеря по образцулагерей великих дружественных соседних стран — Германии и Италии. В этихлагерях беспризорникам в возрасте от 14 до 17 лет будет предоставленавозможность заниматься полезным трудом, овладевать каким-либо ремеслом и такимобразом стать полезными членами общества. Органы государственной власти всемиимеющимися в их распоряжении средствами решают этот вопрос, полицейскиеуправления всех областей уже получили необходимые указания на этот счет. Темсамым будет полностью и окончательно решен вопрос о малолетних беспризорниках..."
Но даже и впоследние годы войны, когда, казалось бы, ее исход предрешен, жизнь детей вконцлагерях не улучшилась. К тому времени лагеря, находившиеся на освобожденныхтерриториях, переносились на пока еще оккупированные территории. Так, например,в конце осени 1944 года начались первые этапы из Аушвица (фашистский лагерь вПольше) в Берген-Бельзен, Гросс-Роден, Заксенхаузен и другие лагеря. В то времякак в армиях союзников продолжалась дискуссия о «возможной пользе воздушнойбомбежки Аушвица» — лагерь «разбирали». Сначала перевезли вукромное место в Германию ценности, скопившиеся на складах, т.е. личные вещи иодежду убитых, после этого переправили и узников.
12 января1945 года Гиммлер принял Миси на вторую беседу и обсудил с ним необходимостьрешения еврейского вопроса. Они пришли к договоренности, что каждую неделю ввагонах 1-го класса 1200 евреев, в том числе и детей, будут переправляться вШвейцарию. В обмен на это Гиммлеру, среди прочего, было обещано уменьшениеантинемецкой пропаганды в мире (пробный поезд прибыл из Терезиенштадта вШвейцарию 5 февраля, и о его прибытии было опубликовано в Берне и в Нью-Йорке,в New York Times). По версии Шелленберга, об этом стало известно Гитлеру, и«операции Миси» прекратились. Через несколько дней, в серединеянваря, Гиммлер издал приказ об эвакуации узников, «способныхшагать». Этот приказ оказался смертным приговором для тысяч обессиленных,ибо коменданты лагерей и эсэсовцы делали свое дело как следует. В этой ситуацииопять же больше всего страдали старики и дети. Именно им сложнее всего былопроделать столь долгий и нелегкий путь.
Об этих«походах» нам известно из свидетельств спасшихся, по описаниямслучайных очевидцев. Эти муки застали узников уже в последние месяцы войны — вереницы призраков, колонны человеческих скелетов, прокладывали себе дорогу вГерманию. Дни и ночи двигались длинные процессии людей по заснеженным дорогам,без пищи и нужной одежды. Ослабевших и больных добивали выстрелом в затылок,другие умерли, замерзая на обочинах или обессилев там от голода. Лишь немногиедошли до цели.
По данным на15 января 1945 года, число узников концлагерей — 714211 человек, из них 511537мужчин 202674 женщины. Предполагается, что, по крайней мере, треть всех этихузников настигли муки насильственной эвакуации.
«Онишли… женщины и дети, мужчины и подростки из всех стран света… преследуемыенароды, подгоняемые окриками сумасшедших, свистом пуль, лаем собак. Шли,обессилевшие от холода и голода, и от их деревянных башмаков вздрагивала земля.Шли, и шаги по спящей земле отдавались жутким эхом и болью пяти лет мук влагерях...»
Приказ обэвакуации был отдан в середине января 1945 года, после приближения Краснойармии к Висле. 16 января был освобожден город Ченстохов, и два дня спустяначалась окончательная эвакуация 58 тысяч узников Аушвица. На месте осталисьлишь больные и обессиленные с группой врачей и медсестер — всего около 7 тысяччеловек, в основном, евреи. 27 января лагерь был освобожден войсками Первого украинскогофронта маршала Конева. Аушвиц, этот город ужасов, стал своеобразным символом — «планетой, наполненной трупами», который лежит тяжким грузом насовести всего мира.
Послеэвакуации Аушвица пришел черед и других лагерей — началась отправка узников всаму Германию. Точная формулировка приказа об этой переправке неизвестна,сохранился текст приказа от 22 января 1945 года, отданный позднеештурмбанфюрером СС Хоппе, коменданту лагеря Штутгоф. Опираясь на приказ своегошефа, генерала СС Кацмана, он приказал переправить узников пешком, оставивбольных и неспособных идти на месте и добавив к ним немного рабочей силы для разрушениялагерных построек. Для выполнения последнего задания было приказано мобилизовать,по возможности, узников-немцев.
Можнопредположить, что сам первоначальный приказ об эвакуации лагерей был болееподробным, соответствующим инструкциям полиции безопасности от 20 июля 1944года, когда там начали обсуждать судьбу узников тюрем и лагерей в окрестностяхКракова. В этих инструкциях говорилось, что «необходимо разбомбить тюрьмыи трудовые лагеря, если переправить их в другое место невозможно», азаключенных и евреев ни в коем случае не отдавать живыми в руки врага, то естьКрасной армии или польских партизан.
Заметим, чтоВислицени сообщил о приказе Эйхмана комендантам лагерей в Польше«строжайшим образом» карать любую попытку сопротивления во времяэвакуации. По его мнению, эсэсовцы отлично поняли этот намек и во времяпереходов убивали как можно больше узников. Вислицени же рассказывал, что в егоприсутствии в кабинете Эйхмана в Берлине пришла телеграмма от Гунше с запросом,что делать с Терезиенштадтом в случае вторжения русских. Эйхман мгновенноответил, что «евреев нужно уничтожить полностью».
По-видимому,незадолго до поражения нацистское руководство занималось проблемой узниковлагерей, и евреев, в частности. Эта проблема возникла в ходе беседы Гитлера,Гиммлера, Кальтенбруннера и Риббентропа. Известно, что сам фюрер приказалуничтожить узников лагерей, «чтобы они не стали победителями в концевойны». Некоторые из его приближенных стали свидетелями его гнева, когдаон узнал, что узники Бухенвальда были освобождены американской армией,практически в лагере осталось меньше половины узников. 28 тысяч, в основном,евреи, были переправлены в другие места до освобождения. Он потребовал оставлятьв лагерях только больных и «переводить» всех остальных.
Имеютсядоказательства, что в начале апреля 1945 года, по мере приближения американскойармии к Цюдхарцу, Гиммлер приказал уничтожить в одной из подземных газовыхкамер узников лагеря Дора-Мительбау. Лишь случайные обстоятельствапредотвратили исполнение этого распоряжения, и в середине апреля их перевели влагерь Берген-Бельзен, где бушевала эпидемия тифа! К планам уничтожения лагерейдобавили операции «Облако А-1» и «Дымовая завеса»: приказКальтенбруннера разбомбить лагеря Дахау, Маутхаузен и Терезиенштадт со всеми ихобитателями.
«Уничтожениеузников» хотя и упоминалось на Нюренбергском процессе, но Кальтенбруннерна допросе отрицал отданные им приказы, самоубийство Гиммлера сделалоневозможным для Международного трибунала проведение основательного следствия поэтому вопросу — и потому, за отсутствием документов, этот эпизод обвиненияостался невыясненным до настоящего времени.
Давление наГиммлера прекратить эвакуацию лагерей заставило его 12 марта 1945 года датьсвоему личному врачу Феликсу Керстену письменное обещание прекратить эвакуациюузников и передать их в целости и сохранности армиям союзников. Но «урокБерген-Бельзена», публикации в мировой прессе об ужасах, увиденных тамбританцами, убедил его в том, что лучше переправлять узников, чем оставлять ихживым свидетельством происходившего — и этапы продолжались вплоть до приходаосвободителей [3. с. 19].
В январе ифеврале длинные колонны заключенных шагали по дорогам к предназначенным имзаранее путевым пунктам, но в апреле связи между руководителями и конвоями былипрерваны, и узники продолжали кочевать с места на место, не имея определеннойцели своего пути. Открытые вагонные платформы, набитые замороженными скелетами,бесцельно скитались по дорогам, а освобождение запаздывало.
Нет точныхданных о количестве спасшихся евреев в общем списке лиц, вызволенных изгитлеровских лагерей — примерно две трети миллиона человек. Считается, чтопримерно их было около ста тысяч: еще 80-100 тысяч погибли буквально впоследние месяцы войны. Только в одном Берген-Бельзене погибло 40000 человек! Впослевоенные годы ужасы «маршей смерти» потускнели, по-видимому, наобщем фоне ужасов Уничтожения — газовых камер, медицинских опытов — потрясшихобщество.
И сегодняисторики склонны видеть в «акциях эвакуации» побочное явление общейанархии в Германии. Возможно, это покажется парадоксом, но некоторым узникамудалось спастись, благодаря беспорядку и растерянности, возникавшим вследствиеприближения армий союзников и поступавших в конвой противоречивых указанийначальства.
Итак, даже вэтот самый последний период войны, вопреки данным обещаниям «сохранитьжизнь еврейским узникам», в подсознании нацистских руководителей и рядовыхнацистов все еще продолжала господствовать идея «ликвидации еврейскоговируса» и «очистки Европы от евреев» — перед самымосвобождением.
Акция истреблениябыла огромной, в ней участвовало множество исполнителей. Вопреки этому,информация о происходившем просачивалась лишь по крохам, и полная картина небыла известна долгое время, даже после Холокоста. Причиной этого феномена былиобширные акции по маскировке и заметанию следов, предпринятые организаторами«окончательного решения».
Напрашиваетсявопрос: почему же они так старались замести следы, если уничтожение евреев былоофициально провозглашенной целью, причем гордо провозглашенной! На этот вопросимеются три ответа:
а)Тактическая цель: для того, чтобы акция убийства проходила упорядоченно, приминимуме сопротивления со стороны евреев и других «чувствительных»(по терминологии нацистов), нужно было сохранять ее в тайне до самой последнейстадии.
б) Личныецели: некоторые ответственные лица, особенно к концу войны, опасались, чтораскрытие их преступлений нанесет тяжелый урон Германии, ее солдатам, попавшимв плен, и особенно, конечно, самим исполнителям, в случае если они будутпойманы. Об этом свидетельствовал Дитер Вислицени, помощник Эйхмана, в 1946году, и то же мы читали в статье Роткирхен в предыдущем параграфе.
в) Но главнуюпричину нужно искать в ином направлении. Руководители «окончательногорешения» считали, что большая часть германского общества еще не готовадуховно и идеологически «понять этот необходимый шаг».
В известнойречи Гиммлер изложил эту причину так: «Еврейский народ будет уничтожен, — говорит каждый член партии, — это ясно написано в нашей теории: ликвидацияевреев, уничтожение их — и мы это исполним». Но вдруг они все приходят,восемьдесят миллионов честных немцев, и у каждого — свой порядочный еврей.Разумеется, все остальные свиньи, но тот, его, один — это еврей отличный".
Исполнителиистребления считали себя идеологическими лидерами, исполняющими важнейшуюидеологическую миссию, смысл которой большинство понять все равно неспособно,оно до этого не дозрело и, может быть, никогда и не дозреет.
Не меньшуюжестокость фашисты проявляли к еврейским детям. Из художественной литературыизвестны многочисленные факты героического спасения еврейских детишек русскимиженщинами: когда малышей выдавали за своих. Так вот, эти рассказы опираются нреальные факты военных дней.
3. Послевоеннаясудьба пленных и узников концлагерей
По статистике,которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии — 5,7 млн. человек).
Причиныпленения были самыми различными. По всей видимости, Германия включила в эточисло и так называемых перемещённых лиц. Это было в основном гражданскоенаселение оккупированной территории СССР.
Судьба этихлюдей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо«предатели». Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в объятия ГУЛАГА.Репрессиям подвергались их родственники и дети. Глубокий страх засел в душахэтих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания навсю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом неговорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этомзнать.
Привозвращении на Родину при пересечении границы их не посчитали необходимымвнести в списки, а считали, как скот, по головам, по этой причине многие не моглиполучить необходимых документов. Малолетних узников считали в чем-товиноватыми, они находились под подозрением, как будто добровольно остались наоккупированной территории, добровольно поехали в Германию, пошли в концлагеря,поэтому «лишены голоса».
В результатеосуществления на оккупированной территории по отношению к детям геноцида вживых не оказалось целого поколения, которому надлежало стать будущим страны.Произошел разрыв в «демографической цепи». Этим, по мнению ученых, объясняютсямногие сложности послевоенного развития. Особо трагична судьба родившихся в1924-1926 годах. Надо, чтобы новые поколения знали о героизме своих ровесников,шагнувших из детства в бессмертие, вечно оставшихся подростками. Чтобы ихбиографии стали для подрастающих поколений не только легендой, но и высокимобразцом любви к своему Отечеству, достойным восхищения и подражания. За честьОтчизны они отдали свои юные жизни. Эти герои ходили теми же улицами, покоторым прогуливаются нынешние школьники, учились в тех же школьных классах.
Самоезаветное наше желание узников «лагерей смерти», чтобы они были последнимпоколением, у которого война отняла детство и здоровье.

Заключение
С каждымгодом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей ВеликойОтечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну отфашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал вфашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромноеколичество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашейРодины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженныхмужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни,ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смогвыжить.
Многимжертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уженикто не сможет вернуть этим людям их детство и уже никто не вернёт загубленныедетские души.Бытьпрактически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условияхоккупационного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый ребёнок.
ВеликаяОтечественная война унесла миллионы жизней, а как сделать так, чтобы этоникогда не повторилось? Это одна из важнейших проблем нашего времени и мыдолжны её решать.

Списокиспользованных источников
1.    Великая Отечественнаявойна: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р.— М.: Политиздат, 1984.
2.    Великая Отечественнавойна 1941-1945: энциклопедия. — Гл. ред. М.М. Козлов. — М.: Сов. Энциклопедия,1985.
3.    Всеобщая историягосударства и права: Учебник/ Под ред. проф. К. И. Батыра – М., 2002.
4.    Дмитренко В.П., ЕсаковВ.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век: Пособие для общеобразовательныхшкол. — М.: Дрофа, 1997.
5.    Краткая история Второймировой войны — («Тема») /Смирнов В.П.; Смирнов В.П.; 2009.
6.    Кто был кто в ВеликойОтечественной войне 1941 – 1945г. Краткий справочник. Изд. Республика. М.1995г.
7.    Летопись ВеликойОтечественной 1941-1945. Краткий справочник. Москва «Молодая гвардия» 1985г.
8.    С.С. Авдеев. Немецкие ифинские лагеря для советских военнопленных в Финляндии и на временнооккупированной территории Карелии 1941—1944 г.г. Петрозаводск, 2001.
9.    Энциклопедия «ВеликаяОтечественная война 1941-1945». М., 1985г.
10.  Художественная книга«Слесарная команда Равенсбрюка». Воспоминания заключённой № 10787. М., 1985г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.