Федеральное агентство пообразованию
Ярославскийгосударственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра теории и историигосударства и права
Курсовая работа
Государственный механизмгерманской фашистской диктатуры
Поздняков
Александр Сергеевич
студент гр. Юр-15
Научный руководитель
кандидат юридическихнаук,
доцент В.И. Лайтман
Ярославль
2006
/>План
Введение
Глава 1. Созданиемеханизма контроля и управления массами в фашистской Германии
1.1 Приход фашистов квласти и их первые мероприятия
1.2 Идеология фашистскойпартии
1.3 Экономическаяполитика Гитлера
Глава 2. Аппаратгосударственного управления фашистской Германии
Глава 3. Судебная системаи репрессивный аппарат фашистской Германии
Заключение
Список использованнойлитературы
/>/>/>/>/>Введение
Периодфашистской диктатуры – самый страшный, но и самый интересный для изученияпериод в истории Германии. Эти годы приковывают к себе взгляды многихисториков. Хотя фашистская диктатура изучалась огромным количеством советских ииностранных авторов, такими как Л.А. Безыменский, А.С. Бланк, Р. Бурдерон идр., но и по сей день эта тема не потеряла своей актуальности и всё такжеприковывает взгляды многих историков, таких как О.Д. Пленков, А. А. Аникеев идр.
Данная темасейчас очень актуальна, так как вновь возрождается интерес к исследованию механизмафашистского государства, написано много научных трудов по этой теме, инеобходимо обобщить исследования различных авторов в этой области.
Цель даннойработы заключается в том, чтобы подробно изучить государственный механизмфашистской диктатуры и исследовать, как с помощью него Гитлер смог создатьстоль сильную империю и управлять огромным количеством людей.
В даннойработе изучается создание государственного аппарата управления, идеология,экономическая политика Гитлера, изменения в судебной системе и созданиерепрессивного аппарата. Рассматривая все эти звенья государственного механизмагерманской фашистской диктатуры, можно сделать вывод о том, что хотя все ониважны для создания диктаторского режима, но всё же важнейшим для фашистскогоруководства было создание мощного централизованного репрессивного аппарата. Онпозволил им контролировать массы, управлять ими и уничтожать неугодныхГитлеровскому режиму.
Всоответствии с поставленной целью рассмотрение означенной темы исследованияпризвано решить следующие задачи:
проследить запервыми мероприятиями фашистов, экономической политикой и за созданиемидеологии Фашистской Германии;
исследоватьаппарат государственного управления, репрессивный аппарат и судебную систему;
Теоретическаязначимость курсовой работы состоит в том, что изучение данной темы позволяет намне только узнать историю прихода и нахождения у власти Гитлера, не толькоизучить аппарат диктаторского фашистского режима, но позволяет объективносудить о Германии периода фашистской диктатуры.
С точкизрения практической значимости настоящая курсовая работа может помочьисторикам, учёным, работающим в области истории государства и права зарубежныхстран, в изучении государственного механизма гитлеровской Германии и в целомлюбого диктаторского режима.
/>/>/>/>Глава 1. Создание механизмаконтроля и управления массами в фашистской Германии
/>/>/>/>/>1.1Приход фашистов к власти и их первые мероприятия
ИсторияНационал-социалистской немецкой рабочей партии идёт с 1920 года, тогда Гитлервыступил с программой из «25 пунктов», которая и стала основой длядействий НСНРП. “24 февраля «25 пунктов» были объявлены официальной программойпартии, которая тогда же была переименована в Национал-социалистическуюНемецкую Рабочую партию (НСНРП)”. Она была пронизана националистическими, шовинистическимиидеями превосходства германской нации. Организационные принципы фашистскойпартии основывались на неограниченной власти «вождя» (фюрера). В 1923году фашисты предпринимают неудачную попытку захватить власть – “пивной путч”.30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пострейхсканцлера Германии. Фашисты меняют тактику – они начинают бороться за местав рейхстаге. Обещая различным кругам и группам населения все, что они хотели,фашисты обретают симпатии всех слоёв населения. “Националистические лозунгифашистов привлекали немцев больше, чем призывы к «разуму и терпению»социал-демократов или к «пролетарской солидарности» и построению«советской Германии» коммунистов”. Германский фашизм, возможно неприобрёл такой популярности, если бы возник в другой период, а не тогда, когдапротиворечия между классами и слоями общества были особенно сильны: “Германскийфашизм возник в обстановке небывалого в истории этой страны обострениясоциальных противоречий и крайне высокого напряжения классовой борьбы”.
ЗахватГитлером власти произошёл в 1933 году. “Приход к власти фашистов не был обычнойсменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократическогопарламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа,создание «нового порядка» — террористического антинародного режима”.
Сначала,когда открытое сопротивление фашизму не было подавлено, после того как вфеврале 1933 г. состоялось несколько антифашистских митингов, Гитлер прибегнул кчрезвычайным мерам: был принят первый репрессивный декрет «о защитенемецкого народа», подписанный президентом Гинденбургом, основанный на ст.48 Веймарской конституции и мотивировался защитой «общественногоспокойствия». Кроме него были использованы другие репрессивные ипровокационные меры: “Для оправдания чрезвычайных мер Гитлеру в 1933 г.потребовался провокационный поджог рейхстага, в котором была обвиненаКоммунистическая партия Германии. Вслед за провокацией последовали два новыхчрезвычайных постановления: «против измены германскому народу и противизменнических действий» и «о защите народа и государства», принятых,как было объявлено, с целью подавления «вредных для государствакоммунистических насильственных действий». Правительству предоставлялось правобрать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушениемтайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, правпрофсоюзов”.
Такимобразом, захват власти фашистами произошёл в 1933 г., он сопровождался жестокимподавлением всех антигитлеровских выступлений, изданием нескольких чрезвычайныхпостановлений, которые свидетельствовали о начале становления тоталитарногорежима в Германии.
/>/>/>/>/>1.2.Идеология фашистской партии
“Изучениеисточников и составных частей нацистской идеологии, её характерных черт иособенностей является необходимым и важным звеном в изучении истории фашизма вцелом”. Фашистская идеология обращалась к массам не с длинными, научнообоснованными высказываниями, а с короткими, понятными народу лозунгами, таккак Гитлер считал, что народам должны управлять не познание и неинтеллектуальное понимание идей фашизма, а ненависть, по его мнению, — самоестабильное чувство. Различалась так же и идеология аристократическая имассовая: “Для идеологии фашистской элиты был характерен аристократизм,основанный на ницшеанском презрении к простому человеку, к плебсу, к больным ислабым. Идеология, рассчитанная на массовое потребление, выдвигала на первыйплан принципы превосходства простого человека, человека труда, социальнойсправедливости и народности”.
Идеологическаяобработка масс в фашистском обществе играли не меньшую роль, чем террор взавоевании Гитлером власти и укреплении фашистского режима. Нацистские идеологиупорно пытались создать впечатление, будто их мировоззрение является законнымнаследником чуть ли не всего возвышенного и высокоидейного, что существовало винтеллектуальной жизни Германии на протяжении её истории. Фашистская идеологиязакрепляла различных философов и политических деятелей в качестве своихклассиков. Среди них мы встречаем и крупнейших философов Германии от Гегеля доНицше, и просветителей типа Ульриха фон Гуттена, и таких всемирно известныхдеятелей национальной культуры Германии, как И.Т. Гердер, Р. Вагнер, ЭрнстМориц Арндт и братья Гримм, и менее известных за пределами страны Яна,Клопштока. Большинство исторических личностей, возведенных нацистами в рангсвоих классиков, не имели никакого отношения к фашизму.
Цельюфашистской идеологии было оправдание установления тоталитарного режиманациональной необходимостью. “Одной из основных задач идеологии Германскогофашизма состоит в обосновании подавления всякой демократии. Речь шла не толькоо ликвидации буржуазно – демократических свобод, прав и институтов.Антидемократизм Гитлера преследовал более широкие цели: устранить массы откакого бы то ни было участия в политической и общественной жизни страны”. Важнейшейчастью идеологии была неограниченная власть фюрера, от которого его помощникиполучали полномочия в иерархическом порядке. Каждый из них долженбеспрекословно подчиняться своему непосредственному начальнику, но при этомимеет неограниченную юрисдикцию в пределах своей компетенции. Власть фюреровраспространялась на все стороны общественной и личной жизни.
Другойсоставной частью фашистской идеологии был антимарксизм. Нацисты призывали кборьбе с коммунистическими странами, что позволило им привлечь большоеколичество людей, ненавидящих советский режим. “Антимарксизм нацистскойидеологии позволял создавать видимость её цельности. Но главное состояло в том,что только под лозунгами антимарксизма и можно было в тех условиях объединить винтересах правящих слоёв различные социальные группы тогдашней Германии с ихпротиворечивыми экономическими и политическими интересами”.
Важнейшей жесоставной частью фашистской идеологии была расовая теория. Она позволила людямарийской расы уничтожать других лишь на основе биологических факторов. “Всяистория человечества рассматривалась фашистами как история борьбы двух рас:иудейско–сирийско-римской и арийско-нордической. В основе различий между нимилежат не только биологические факторы (кровь), но и разные расовые ценности.Другие народы, например романские, славянские, Розенберг относил к«промежуточным расовым образованиям». Их историческая судьба будет решена витоге борьбы двух основных рас”. Как прямое продолжение расовой теории нацистамибыла создана «евгеника» — наука о расовой чистоте и способах её сохранения, атакже о расовой гигиене. Примером расовой теории может служить то, что длязачисления в СС требовалась «расовая чистота» и отсутствие неарийских примесейне менее, чем в пяти поколениях предков. “Расовое безумие в нацистской Германиипрошло несколько стадий. Первую надо считать теоретической, подготовительной.Как говорили сами гитлеровцы, они проводили разделение всего народа на расовополноценных и неполноценных особей. После того, как полноценных отобрали, анеполноценных отделили, последних стали поэтапно лишать всех гражданских прав,превращать в изгоев. Ну а потом настал следующий этап – поголовное уничтожение,ликвидация сначала евреев. Затем расовое безумие перебралось на многие другиенароды. Но всё это проходило под непрерывную идеологическую трескотню.Следовало подготовить идеологически и палачей и даже жертвы”.
/>/>/>/>/>
1.3 />/>/>Экономическая политикаГитлера
Агрессивныецели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных,ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственноговмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующихгруппировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности восуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральныйсовет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общиенаправления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлениюцентрализованной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей ссередины 30-х до середины 40-х гг.
Для Гитлераэкономическая политика была второстепенным делом. “Экономика и экономическаяполитика для Гитлера была только средством достижения политических целей, акакая-либо определённая экономическая программа являлась лишь макулатурой, еслиона не соответствовала политическим целям”. Он не воспринимал всерьёзэкономические теории и считал экономику простым делом. Единственно, чтозаставляло его считаться с народом, это боязнь недовольства. “Гитлер боялсянедовольства рабочих: он знал, что психологическая мотивация может бытьскоротечной и нельзя долго терпеть материальные лишения и жертвы. Он также былубеждён, что экономика – простое дело совершенно не нуждающееся в какой-либотеории. Гитлер писал в «Майн Кампф»: “Государство не имеет ничего общего сконкретной экономической концепцией…Государство является расовым органом, а неэкономической организацией”. Ещё одним доказательством страха Гитлера переднедовольством народа является то, что перед лицом проблем в продовольственномснабжении в 1935-1936 гг. он готов был даже отказаться от ввоза важных дляразвития программы вооружения товаров, лишь бы не вводить продовольственныекарточки и не провоцировать народ на проявления недовольства.
Закон «Оподготовке органического построения народного хозяйства» принятый 27февраля 1934 г. предписывал образование хозяйственных объединений, которыестановились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства.Все отрасли хозяйства были разделены на «имперские группы», числокоторых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков,торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельносоздавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные группыпромышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальныепромышленные группы возглавлялись «фюрерами» — представителямимонополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общееруководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперскогохозяйства. Систему самоуправления экономикой устранил введённый 24 марта 1933г., парламентский контроль над бюджетом.
“С 1935 годаначалась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось нетолько в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленныхотраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачамподготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельностихозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились ипредставители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона«Об имперской обороне» был учрежден Совет имперской обороны и особоеведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике”.Также для военных целей необходимо было принимать меры экономии валюты. Этимимерами руководил президент рейхсбанка Шахт: сначала он объявил о частичном,затем о полном моратории по немецким долгам, но и это не помогло справиться сэкономическим кризисом.
В 1936 годубыло создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана по производствужелеза, стали, синтетического топлива, буны и эрзац-шерсти, во главе котороговстал Геринг. Этот план был введён в целях Борьбы с нехваткой валюты.Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивалопредпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устранялоконкуренцию.
Уже в годывойны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, котороеформировало применительно к своим целям новые промышленные объединения,существующие параллельно с имперскими. 18 августа 1939 г. были созданыимперские инстанции, в целях регулирования и планирования определённых секторовпроизводства, а также подчинения ремесленного производства. Новое министерствов соответствии с общей линией всеобъемлющей, милитаризации государственногоаппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства,Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счетколоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращениянародного потребления. Вследствие всех этих мер был создан огромный, путаныйаппарат управления экономикой. Функции некоторых ведомств пересекались, и этоприводило к несогласованности и бюрократизации.
Милитаризацияпромышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели кпересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового,«народного» гражданского кодекса. Основополагающим принципом проектанового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г, сталаформула: «право — это то, что полезно народу и рейху». В соответствиис этим пересматривались понятия: «собственность», «юридическоелицо», отвергалась такая его форма, как «общество с ограниченнойответственностью», непременным условием деятельности акционерного обществастановилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона«Об акционерных обществах», принятого в 1937 г., прямо указывалось,что правление акционерного общества «должно руководствоваться сознаниемответственности перед общим благом народа и рейха».
Целямподготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению крабочим — политика тотального контроля над ними. “2 мая 1933 г. профсоюзы былиликвидированы, и участие организованных интересов рабочих в распределениисоциального продукта было устранено; это избавило милитаризовавшуюсяпромышленность от стачек и требований повышения зарплаты”. Предпринимателиобъявлялись «вождями» предприятий, на основании Закона «Опорядке национального труда» 1934 г. и других нормативных актов импредоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафови пр. Следило за всем этим Министерство труда, но не вмешивалось в отношенияработников с работодателями. Для отдельных экономических районов этоминистерство назначало из крупных предпринимателей «опекунов труда».
Главнымдовоенным экономическим достижением фашистской Германии было достижение полнойзанятости. Но она была обеспечена принудительными мерами. В 1934 году былвведен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военныезаводы, если этого требовали задачи «особого государственно-политическогозначения». А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено правопривлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободноеот основной работы время. Но были приняты и другие меры для обеспечениязанятости:
10 апреля1933 г. был принят «закон об изменении налога на автомобили», по которомупокупатели нового автомобиля или мотоцикла освобождались от уплаты налога.
1 июня 1933г. – закон «Об ослаблении безработицы».
Программастроительства имперских автобанов.
Закон «оналоговых льготах» предпринимателям, если они занимались ремонтными работами.
29 сентября1933 г. – «Закон об ослаблении безработицы»
Такимобразом, обращая большее внимание на политические, чем на экономическиевопросы, фашистское руководство для достижения своих целей, путём централизацииэкономики и принудительных мер создали мощную, милитаризованную экономическуюсистему.
/>/>Глава2. Аппарат государственного управления фашистской Германии
Придя квласти, фашистской партии было необходимо изменить весь государственный аппаратГермании. Подверглись изменениям или уничтожались практически все органыгосударственного управления. После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934г. по постановлению правительства должность президента была уничтожена, а всеполномочия сосредоточились в руках Гитлера — «вождя» и пожизненногорейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперскоеправительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника. Этобыл прямой шаг к установлению тоталитарного режима, дальше начинаетсяпостепенное уничтожение всех оппозиционных партий и любых путей возникновенияоппозиции. Это включалось в программу фашистов и носило одну цель –установление фанатичного, слепого подчинения воле «фюрера германскогонарода».
Далее, дляконтроля за деятельностью органов на местах Гитлеру нужно было создатьдолжности, позволявшие централизовать управление в стране. Так 7 апреля 1933 г.был издан закон «О слиянии областей с империей», по которому во всеземли стали назначаться наместники, облеченные огромными властнымиполномочиями, выбираемые из членов нацистской партии. “30 января 1935 г. был принятновый Закон «Об имперских наместниках». Имперские наместники,согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях «представителямиимперского правительства», в задачу которых входило «наблюдение завыполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера». Фюрер ирейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководствоземельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель онсохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.”Таким образом, демократические принципы, выборность должностей и независимостьорганов на местах уничтожались с самого возникновения фашистской Германии.
Продолжаяцентрализацию органов управления, Гитлер сначала отстраняет Ландтаги земель от формированияземельных правительств, а затем и вовсе законом от 30 января 1934 г. они былиуничтожены. Правительства земель были полностью подчинены имперскомуправительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел. “24марта 1933 г. рейхстаг издал закон о наделении Гитлера чрезвычайнымиполномочиями – закон «к устранению бедственного положения народа игосударства». Имперские законы,- указывалось в акте,- могут издаватьсяимперским правительством. Специальная статья к тому же разъясняла, чтоправительство без ведома рейхстага может заключать договоры с иностраннымигосударствами. Таким образом, не только по существу, но уже и юридически рольрейхстага как высшего законодательного учреждения была сведена на нет.Одновременно с рейхстагом, гитлеровцы покончили и с Веймарской конституцией.Законы, принятые имперским правительством,- говорилось в актеЮ- могутуклоняться от имперской конституции”. Гитлером был упразднён также органпредставительства земель в имперском парламенте — рейхсрат Законом «Оликвидации рейхсрата» от 14 февраля 1934 г. “В 1935 г. положением «О германскихобщинах» были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Всебургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет изкандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялосьправо верховного надзора за всеми общинами.” Таким образом, происходила полнаяцентрализация органов власти, но центральные органы так же были подчиненыодному человеку – фюреру. Рейхстаг превратился в ничего не решающее, бесправноеучреждение, так как стал формироваться на партийной основе. Помимо уничтоженияорганов власти, стали уничтожаться и чиновники. Начались чисткигосударственного аппарата от «несоответствующих лиц», от всех тех,кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц «неарийскогопроисхождения», запрещались браки чиновников с «неарийками» ипр. Происходила общая бюрократизация государственного аппарата, создавалисьновые органы власти, но все они непосредственно зависели от личной волиГитлера. “Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетениемежду тем не означало их полного слияния.
Управленческийаппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивалсяпо воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера,фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду спродолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии былисозданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегиятрех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальникимперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, взадачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой цельюобширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиесянепосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями”.
Особоевнимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи,контроль над которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями(Юнгфольк, «Гитлерюгенд» и др.). Лидер «Гитлерюгенда» официальноименовался «лидером молодежи Германского рейха» и нес персональнуюответственность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцлером. После 1937 г.участие в гитлеровских молодежных организациях стало обязательным. Этиорганизации включались в разветвленную систему разнообразных нацистскихорганизаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.
С приходом квласти Гитлер стал бороться с оппозиционными партиями Германии. Самаяожесточённая борьба велась с Коммунистической Партией Германии (КПГ). “2февраля 1933 г. приказом Геринга по всей Пруссии были запрещены собрания идемонстрации КП. Декрет от 4 февраля дал гитлеровцам юридическое основание дляразгона антифашистских демонстраций и митингов, запрещения любого органапечати”. Таким образом, в Германии была установлена однопартийность иуничтожена оппозиция.
Такимобразом, в фашистской Германии был создан огромный государственный аппарат,произведена централизация органов управления на местах, все государственныеорганы формировались на партийной основе, что исключало попадание к властичленов оппозиции или лиц неарийского происхождения. Рассмотрев преобразованияфашистов в отношении органов государственной власти, мы можем сделать вывод осоздании в Германии диктаторского режима с властью одного ярко выраженноговождя – Гитлера.
/>/>/>/>/>Глава3. Судебная система и репрессивный аппарат фашистской Германии
Захватывая всвои руки одни звенья государственного аппарата и ликвидируя другие, гитлеровцыодновременно в первые же месяцы после прихода к власти развернули лихорадочнуюдеятельность по созданию широко разветвлённого аппарата фашистского террора. Аппаратнасилия, имевшийся в Веймарской республике, явно был не в состоянииудовлетворить фашистов, поднявших террор в отношении всех демократическихэлементов на уровень государственной политики. Для создания мощного механизманасилия необходимо было, чтобы к власти в центре и на местах пришли членынацистской партии. Нацификация коснулась в первую очередь городских управленийи земельных властей.
Базой дляразвёртывания фашистского аппарата террора стали, возглавляемы Гиммлером отрядыСС и штурмовые отряды СА, которые получили практически неограниченныеполномочия. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — «службапорядка» фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских собраний.Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингахлевых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. «службапорядка» получила название «штурмовых отрядов» (СА). В отряды САпривлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры,разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда. Наряду с погромнойдеятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистскойидеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованныепропагандистские отряды. К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн.человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены вармейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей «партийной армией»,чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочиясобственной «партийной полиции», усилив ее специальными отрядами СС, которымбыло поручено истреблять «внутренних врагов». В состав СС (Службубезопасности) входили «общие отряды», включающие руководствонацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины,верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные «специальныеотряды», созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полкличных телохранителей Гитлера и подразделений «мертвая голова», осуществляющихразнообразную деятельность по подавлению противников
фашистскогорежима. Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. “22 февраля 1933 г.фашистские банды – отряды СА и СС были наделены правами вспомогательнойполиции. Тем самым вооружённые отряды нацистской партии стали по существучастью государственного аппарата и получили неограниченные права для нападенияна собрания и демонстрации нефашистских организаций”. 26 апреля 1933 г. подруководством СД в Пруссии была создана тайная государственная полиция –гестапо. Руководителем её стал Геринг, но фактически всем управлял Гиммлер,который 17 июня 1936 г. был назначен начальником всеё немецкой полиции. В 1935– 1936 гг. аппарат тайной полиции значительно разросся, число чиновников,работавших в штабах Гиммлера, превысило 55 тыс. человек. С весны 1935 г.служащие тайной полиции (гестапо) и уголовной полиции (крипо) были официальновключены в ряды СС. Руководящий центр состоял из двенадцати главных управлений.Над всем этим был поставлен «генеральный штаб» — СД, служба безопасности,которую возглавил группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих. Также был созданцентральный орган СС – газета «Дас Шварце кор» («Чёрный корпус»). Газета сталаважным органом эсэсовской пропаганда. Далее произошла дальнейшаяцентралполицейских органов. “26 июня 1936 г. Гиммлер издал декрет обобъединении гестапо, политической полиции и существовавшей ранее уголовнойполиции в так называемую полицию безопасности, которая в свою очередь была подруководством Гейдриха объединена с СД. Это объединение было оформлено затемспециальным декретом от 27 сентября 1939 г…Управление безопасности состояло изсеми отделов”.Гестапо, а затем полиция безопасности и СД охватили всю Германию.Их агентура имелась на каждом заводе, в каждом учреждении. На каждые пять домовимелся специальный наблюдатель, который доносил о малейшем недовольствефашистским режимом.
Неотъемлемойсоставной частью фашистского механизма террора являлись концентрационныелагеря, куда гитлеровцы стремились бросить всех противников фашистского режима.В концлагеря сажали людей без приговора суда, без разбирательства, без указаниясрока заключения. Первые концлагеря стали создаваться в Германии сразу послеприхода Гитлера к власти. Уже в феврале 1933 г. каждый полк СС создалсобственный концлагерь. В дальнейшем система концентрационных лагерей быларасширена и узаконена. К началу второй мировой войны сеть лагерей охватила всюГерманию. Насчитывалось 6 крупных лагерей (Дахай, Бухенвальд, Ревенсбрюк,Ораниенбург, Флоссенбург и Нейнгамм), каждый из которых представлял собой целуюсистему, включавшую от трёх до десяти лагерей. “Формально концлагеря делилисьна ряд категорий: трудовые, лагеря для больных, экспериментальные, тренировочныеи т.д. Однако на деле все концлагеря были «фабриками смерти», главнымназначением которых являлось уничтожение содержащихся в нём заключённых”.
В целяхосуществления фашистского террора была перестроена вся судебная система. Вкачестве высшего суда по делам о государственной измене в Берлине был учреждённародный трибунал. Его приговоры обжалованию не подлежали, а защитников дляподсудимых назначал сам председатель трибунала. Для судебной расправы сантифашистами в каждом судебном округе в марте 1933 г. были созданычрезвычайные суды. Их количество в каждом округе определялось масштабомантифашистского движения в данном районе. Члены чрезвычайных судов:председатель и два заседателя назначались из людей, доказавших свою преданностьфашистскому режиму. В одном из своих решений имперский суд прямо утверждал, чточрезвычайные суды «как по своему наименованию, так и по своей сущности стоятвне публичного судопроизводства». В то же время фашистское правительствозапретило судебным органам рассматривать какие-либо дела, касающиеся зверств ипреступлений, касающихся гитлеровцев. Таким образом, с изменением судебнойсистемы был уничтожен главный принцип судопроизводства — независимость суда.
Такимобразом, гитлеровцы, широко применяя методы расправы и террора, захватили однозвено государственного механизма за другим и сосредоточивают в своих руках всюполноту государственной власти в стране. Одновременно с этим фашисты, опираясьна захваченные органы власти лишили народные массы германии демократических прави свобод, установив диктаторский режим. Таким образом, государственный механизмГермании периода фашистской диктатуры можно считать «идеальным» для любогототалитарного государства.
/>/>/>/>Заключение
Итак, рассматриваяисторию создания и функционирования государственного механизма фашистскойГермании, мы изучили деятельность фашистского руководства во многих сферахобщественной жизни страны. В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
Все мерыруководителей фашистской диктатуры были насильственны и были нацелены лишь наодно: завоевание тотального контроля над массами, путём уничтожения любогопроявления демократии. Фашистское руководство пыталось сделать из людейпослушных рабов, которые были готовы гибнуть для осуществления его целей.
Фашистскиеидеологи создали такую национальную и государственную идеологию, котораяпозволило привлечь как аристократию, так и народные массы. Они возводили в рангнациональной идеи расовую чистоту, что позволило им направить народные массыпротив всего остального мира.
Гитлеризменил не только идеологию, но и весь государственный аппарат Германии. Вфашистской Германии был создан огромный государственный аппарат, произведенацентрализация органов управления на местах, все государственные органыформировались на партийной основе, что исключало попадание к власти членовоппозиции или лиц неарийского происхождения. Таки образом в Германии был создандиктаторский режим под властью вождя – Гитлера.
Также вданной работе исследована и экономическая политика Гитлера. Хотя он обращалбольшее внимание на политические, чем на экономические вопросы, фашистскоеруководство для достижения своих политических целей, путём централизацииэкономики и принудительных мер создали мощную, милитаризованную экономическуюсистему, что позволило им успешно вести войну практически против всего мира.
/>/>/>Список использованной литературы
1. История государства иправа зарубежных стран / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. Т. 2. М.,1998. 588 С.
2. Бланк А.С. Из историираннего фашизма в Германии. М., Мысль, 1978. 412 С.
3. Розанов Г.Л. Германияпод властью фашизма; М., Международные отношения, 1964. 276 С.
4. Пленков О.Ю. ТретийРейх. Социализм Гитлера. СПб., Нева, 2001.
344 С.
5. Мельников Д.Е., ЧёрнаяЛ.Б. Империя смерти: аппарат насилия в нацистской Германии. М., Политиздат,1988. 600 С.
6. Галкин А.А. Германскийфашизм. М., Наука, 1989. 430 С.
7. Бурдерон Р. Фашизм:идеология и практика. М., Прогресс, 1983. 332 С.
8. Деларю Ж. Историягестапо. Смоленск, 2000. 560 С.
9. Гинцберг Л.Н. На путив имперскую канцелярию. М., Наука, 1972.
470 С.
10. Грюнберг К. Гитлер:биография фюрера. М., Республика, 1995. 370 С.