Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра: государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История органов внутренних дел.
РЕФЕРАТ
по теме: «ОВД Советского государства в 20-е 30-е годы XX века»
Подготовил:
Студент 221 группы
Абдулов Э.Э.
Белгород - 2008 г
|
План
|
|
Вступительная часть
|
|
1. Органы внутренних дел в период НЭПа.
|
|
2. Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930--1941)
|
|
|
Вступительная часть
Необходимо отметить, что рассмотрение данного периода истории органов внутренних дел России является достаточно актуальным, так как в рассматриваемый период происходит реформирование
государственного строя советского государства, проведение Новой экономической политики и образование нового государства - СССР. Этот процесс сопровождается постоянными изменениями в системе ОВД.
Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживает вопрос об изменениях и
тенденциях развития ОВД в предвоенные годы.
Органы внутренних дел в период НЭПа
Органы НКВД РСФСР
По завершении интервенции и гражданской войны важным ру-бежом в процессе организационного развития системы органов внут-ренних дел, оформления их правового статуса стало принятие перво-го
«Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР». Разработка его проекта велась с 1919 г. Однако сложная обстановка в стране и то обстоятельство, что компетенция и организационная
струк-тура НКВД постоянно изменялись, тормозили принятие документа. К тому же многие формулировки его были нечеткими, расплывча-тыми, а нередко противоречивыми.
Проект обсуждался долго. Малый СНК РСФСР утвердил «По-ложение о НКВД РСФСР» 26 мая 1921 г., Президиум ВЦИК -- 10 июня 1921 г. и в тот же день оно было введено в действие. Оконча-тельно же документ
был утвержден ВЦИК на следующий год, 24 мая 1922 г. В соответствии с ним Наркомат внутренних дел РСФСР продолжал выполнять очень широкий круг обязанностей.
В самом общем виде задачи, стоявшие перед наркоматом, формулировались следующим образом: а) наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного ап-парата
Президиума ВЦИК; б) наблюдение за исполнением поста-новлений и распоряжений центральной и местной власти админист-ративного характера и понуждение к их выполнению всеми имею-щимися в его
распоряжении средствами; в) руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.
Для выполнения этих задач в составе НКВД РСФСР были об-разованы Организационно-административное управление, Главное управление милиции. Главное управление принудительных работ. Центрачьное
управление по эвакуации населения, Главное уп-равление коммунального хозяйства, в состав которого входил пожарный отдел. После ликвидации ВЧК на основании постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г. в
НКВД РСФСР было образовано Государственное политическое управление (ГПУ). Тем самым впервые при советской власти были полностью объе-динены органы государственной безопасности и органы внут-ренних
дел.
Как ни долго разрабатывалось и обсуждалось положение о НКВД, качество его так и осталось низким. На это прямо ука-зывали современники. В начале 1923 г. будущий нарком А.Г. Белобородов писал Ф.Э.
Дзержинскому: «Положение о НКВД так составлено, что оставляет желать много лучшего и за все время своего действия полностью в жизнь не проводилось вслед-ствие большой путаницы, которую оно вводит в
организацию наркомата, и полнейшей неясности и условности в формули-ровке задач наркомата». Поэтому уже вскоре началась подго-товка проекта нового положения об НКВД.
В это время продолжала проявляться тенденция сосредоточения в ведении НКВД функ-ций охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных.
Уже в 1922 г. стало ясно, что проблема пленных и беженцев близка к разрешению. Поэтому Центропленбеж НКВД РСФСР был ликвидирован. В связи с созданием ОГПУ при СНК СССР после образования Союза ССР
органы государственной безо-пасности в ноябре 1923 г. были выведены из состава НКВД. В октябре 1924 г. из ведения Наркомата внутренних дел РСФСР была изъята функция приема иностранцев в гражданство
РСФСР и выдачи разрешения на выход из российского гражданства.
С другой стороны, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 3 августа 1922 г. на НКВД и его местные органы (отделы управ-ления губисполкомов) была возложена задача утверждения и регистрации обществ и союзов, не
преследующих целей извле-чения прибыли. Постановление Совета труда и обороны (СТО) от 27 сентября 1922 г. передало в ведение НКВД РСФСР кон-войную стражу, а с сентября 1925 г. она была выделена в
само-стоятельный вид войск, подчиненный Центральному управлению конвойной стражи СССР.
В изучаемый период на НКВД были возложены следующие функции: выдача разрешений на «фотосъемку внутренней жизни»; регистрация и учет охотничь-его оружия; регистрация религиозных обществ и союзов и
не-которые другие.
Одним из важных направлений восстановления народного хозяйства переходом к нэпу стало развитие местного (комму-нального) хозяйства. В мае 1922 г. 3-я сессия ВЦИК IX созыва пришла к выводу о
целесообразности сосредоточения всех ком-мунальных предприятий в ведении коммунхоза НКВД. Во ис-полнение ее решения вскоре коммунальным органам были пе-реданы шоссейные и грунтовые дороги местного
значения, ме-стный транспорт, бойни, лесопилки, электростанции, переправы и т.д.
Реорганизация НКВД в 1923-1927 гг
«Положение о НКВД РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., отразило изменения в системе и структуре органов внутренних дел, произошедшие в изучаемый период. В со-ответствии с ним в
состав наркомата входили: общее управление, Центральное административное управление, Главное управление мест заключения, Главное управление коммунального хозяйства. Однако уже в следующем году
организационная структура НКВД вновь была подвергнута серьезным изменениям. Центральное администра-тивное управление (ЦАУ) было ликвидировано, а на его месте обра-зовано три самостоятельных отдела:
административного надзора, ми-лиции уголовного розыска.
В течение довольно продолжительного времени управление внут-ренними делами составляло исключительную компетенцию союз-ных республик. Однако в то же время постоянно развивались и совершенствовались
контакты между органами внутренних дел со-ветских республик, все четче обозначались тенденции объединения усилий в решении стоявших перед ними задач. Развитие этого со-трудничества прошло ряд
этапов.
После объединения независимых республик в союзное государ-ство Договором об образовании СССР, а затем Конституцией Союза ССР 1924 г. управление внутренними делами было отнесено к ис-ключительной
компетенции союзных республик. Народные комис-сариаты внутренних дел являлись республиканскими и были подчи-нены Советам Народных Комиссаров союзных республик. Однако в условиях единого союзного
государства многие задачи охраны обще-ственного порядка нужно было решать согласованно в масштабе всей страны. В результате потребовались еще большие, чем раньше, коор-динация и объединение
деятельности органов НКВД всех союзных республик. Поэтому после образования СССР основной формой со-трудничества органов НКВД стали всесоюзные совещания наркомов внутренних дел союзных республик,
на которых происходил обмен опытом работы, вырабатывались совместные согласованные меры в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Хотя совещания носили консультативный
характер, они ставили целью выработку единых форм и методов работы органов внутрен-них дел. Решения совещаний были обязательными, поскольку апро-бировались полномочными представителями НКВД (как
правило, наркомами) каждой союзной республики.
В процессе сотрудничества органов внутренних дел советских республик были выработаны основы объединения сил и средств по многим направлениям деятельности, заложены предпосылки для пе-рехода к
созданию единой общесоюзной системы органов внутрен-них дел.
Следует сказать, что в 20-е годы не утихали жаркие дебаты о НКВД. Вызваны они были прежде всего тем, что круг возложенных на это ведомство обязанностей был чрезвычайно широким. Нарко-маты
объединяли в своем ведении разнородные функции, нередко дублировавшие обязанности других государственных органов.
Начало дискуссии положила статья секретаря Президиума ВЦИК Т.В. Сапронова в журнале НКВД РСФСР «Власть Советов», в кото-рой совершенно справедливо говорилось о том, что если в условиях войны еще
можно было мириться с тем, что вопросами советского строительства занимается орган отраслевого управления -- НКВД, то обстановка мирного социалистического строительства от подобной практики
заставляет решительно отказаться. Сапронов предлагал ру-ководство советским строительством передать в ведение органов об-щей компетенции -- исполкомов (и их президиумов) Советов соот-ветствующего
уровня. Эта идея была реализована, как уже отмеча-лось, в конце 1923 г. Однако в данном случае важно обратить внимание на другие последствия инициативы Сапронова. Функция руковод-ства советским
строительством с полным основанием рассматрива-лась как центральная, объединяющая все остальные функции нарко-матов внутренних дел. Поэтому сразу возник вопрос о судьбе НКВД. Идею его упразднения
поддержало большинство наркоматов, ве-домств и местных исполкомов. Вопросом реорганизации НКВД за-нималось несколько комиссий, и он был даже внесен в повестку дня одной из сессий ВЦИК. Предложения
сводились в основ-ном к тому, чтобы полномочия Наркомата внутренних дел распределить между другими государственными органами. Руко-водство местным (коммунальным) хозяйством предлагалось пе-редать в
совнархозы. Исправительно-трудовые учреждения -- в Наркомат юстиции. Милицию и уголовный розыск -- в Наркомюст или в ОГПУ.
В последнем случае (а именно за передачу милиции в ОГПУ высказалось большинство участников дискуссии) это означало бы централизацию руководства милицией в общесоюзном мас-штабе, а следовательно,
ущемление прав союзных республик в этой области. Но ведь совсем недавно был утвержден Союзный договор, только что принята Конституция СССР, которые ру-ководство внутренними делами, в том числе
милицией, относи-ли к исключительной компетенции союзных республик. Это стало одной из причин того, что Политбюро ЦК РКП(б) в апреле 1924 года высказалось против идеи упразднения нарко-матов
внутренних дел союзных и автономных республик. Воп-рос о реорганизации НКВД был снят с повестки дня сессии ВЦИК.
Некоторые изменения системы органов внутренних дел объясняются сменой руководства наркомата. В конце 1927 г. был снят должности наркома внутренних дел А.Г. Белобородов, возглавлявший НКВД с 1923 г.
Белобородов имел значительный опыт партийной, советской, военной работы. В октябре 1921 г. он был назначен заместителем наркома внутренних дел, но, как уже отмечалось, в силу огромной загруженности
Дзержинского другими обязанностями, по сути, выполнял обязанности наркома. Возможно, это во многом предопределило его назначение по рекомендации Ф.Э. Дзержинского наркомом внутренних дел в 1923 г.
В 1927 г. Белобородов оказался в оппозиции правящему режиму. Почти все из выступивших на XV съезде ВКП(б) не упустили возможности «заклеймить» Белобородова, за то, что, бывая в городах Урала,
выступал на фабриках и заводах с призывами к активному сопротивлению проводимой политической линии.
Сменил Белобородова на посту наркома В.Н. Толмачев. Достаточного опыта для руководства сложной системой органов внутренних дел ему не хватало. Об этом, в частности свидетельствует тот факт, что он
настойчиво пропагандировал и проводил в жизнь идею свертывания милиции как штатного государственного органа и введения вместо нее так называемой «милиционной повинности», т.е. возложения охраны
общественного порядка на самих трудящихся. Это влекло за собой снижение эффективности деятельности милиции и в итоге лишь увеличивало число сторонников коренной реорганизации системы органов
внутренних дел.
Подталкивали к радикальному решению вопроса о судье Наркомата внутренних дел и его местных органов состояние кадров, низкая эффективность их деятельности.
Что касается различных звеньев системы органов внутренних дел, то особо значимых изменений в рассматриваемый период не произошло. Постановлением СТО от 27 сентября 1922 г. ГПУ были переданы
пограничные войска и конвойная стража, на него же была возложена охрана предприятий и учреждений Наркомфина, охрана ценностей при транспортировке. Согласно Положению о НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г.
лишь охрана промышленных предприятий и учреждений, имевших важное государственное значение, остава-лась за милицией. Конвойная стража передавалась в НКВД на ко-роткое время: с 26 июня 1924 по 30
октября 1925 г.
Таким образом, все основные звенья системы органов внутрен-них дел: милиция, исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), по-жарная охрана -- каждое по-своему -- обнаружили тенденцию к децентрализации,
передаче соответствующих функций в другие ве-домства. Отсутствие объединяющего начала особенно хорошо было видно при рассмотрении системы органов внутренних дел в целом: наряду с подразделениями,
призванными обеспечивать обществен-ный порядок и безопасность, бороться с преступностью в НКВД, сохранялись звенья, занимавшиеся местным хозяйством, общеорганизационными вопросами, выполняющие
функции учета, контроля и т.п.
Органы милиции
С переходом к новой экономической политике существен-ные изменения претерпела система органов советской милиции. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная ми-лиция, упразднена
следственно-розыскная милиция, прекрати-ли существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.
В «Положении о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР» от 24 мая 1922 г. содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись струк-тура и основные
направления деятельности, функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской мили-ции, а также губернских, городских и уездных управлений ми-лиции.
Главное управление милиции состояло из трех отделов: ми-лиции, уголовного-розыска и материального отдела, ведавшего обеспечением милиции различного вида довольствием.
В августе 1923 г. вместо прежде существовавших Организа-ционно-административного управления, Главного управления милиции и Отдела уголовного розыска было создано Централь-ное административное
управление (ЦАУ) НКВД РСФСР, в ре-зультате чего более чем вдвое были сокращены штаты и на 30% -- расходы на содержание аппарата.
ЦАУ состояло из административного отдела, отдела мили-ции, отдела уголовного розыска и секретариата. Администра-тивный отдел ЦАУ, в отличие от отдела милиции, наблюдал за правильностью применения
мер административного воздействия к нарушителям обязательных постановлений. К его ведению были отнесены вопросы правового положения иностранцев, ру-ководство деятельностью органов ЗАГС.
В условиях мирного строительства несколько изменяется основное направление работы милиции. Необходимость в ее вое-низации отпадает. По «Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР» от 24
мая 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обес-печение проведения в жизнь декретов, законов и постановле-ний органов Советского государства, охрана
гражданских уч-реждений, фабрик, заводов, рудников и т.д.
В последующем были утверждены следующие документы: «Дисциплинарный устав милиции»; «Инструкция участковому надзирателю»; «Инструкция волостному милиционеру»; «Инст-рукция постовому милиционеру»;
«Инструкция о порядке со-ставления протоколов»; «Инструкция о порядке наложения ад-министративных взысканий» и др.
Во всех нормативных актах содержалось требование уваже-ния прав трудящихся. Так например, «Инструкция участковому надзирателю» требовала «строжайше соблюдать установленный законом порядок, допуская
действия, стесняющие граждан, лишь в случаях, когда такие действия будут безусловно необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей...».
Реформа местных органов внутренних дел, прежде всего ми-лиции, была проведена поэтапно. До 1923 г. они действовали на основании Положения об отделах управления, утвержденно-го СНК РСФСР в январе
1920 г. 7 июля 1923 г. Вторая сессия ВЦИК десятого созыва, приняла постановление о ликвидации отделов управления уездных исполкомов, передав администра-тивно-исполнительные функции в управления
милиции. Вмес-то отделов управления в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 августа 1925 г. при губернских и областных ис-полнительных комитетах были созданы административные от-делы,
состоявшие из подотделов: общего, милиции, уголовного розыска, инспекции мест заключения.
На уездном уровне аналогичная реформа была осуществлена в ноябре 1926 г. Вместо уездных управлений милиции при ис-полкомах были образованы административные отделы с подот-делами: общим, милиции и
уголовного розыска. В 1926 г. в крупных городах начали создаваться городские органы мили-ции (управления, отделы).
Если численность общей (уездно-городской) милиции в вос-становительный период резко сократилась, то службы ведом-ственной милиции, наоборот, значительно пополнились новы-ми сотрудниками и
расширились структурно. Продиктовано это было экономическими и социальными причинами. Губернские исполкомы стали активно формировать подразделения фабрич-но-заводской, горно-приисковой,
промысловой, торгово-про-мышленной ярмарочной, портовой и других видов ведомствен-ной милиции. Опыт работы на местах был обобщен, и 6 февра-ля 1924 г. СНК РСФСР принял постановление о ведомственной
милиции. Создавалась она на договорных началах с админист-рацией тех народнохозяйственных объектов, которые охраняла, и содержалась за их счет.
Основными задачами ведомственной милиции являлись ох-рана государственных предприятий, организаций и учрежде-ний; поддержание общественного порядка на их территории; производство дознания по
уголовным делам, возникающим на охраняемых объектах.
Одной из самых острых проблем, стоявших перед органами внутренних дел РСФСР в рассматриваемый период, была про-блема кадров. Решение ее существенно затруднялось тем, что острейшая нехватка ресурсов
не позволяла обеспечить отбор в органы внутренних дел людей, отвечавших необходимым тре-бованиям. Эта же причина делала невозможным создание школь-но-курсовой сети, адекватной потребностям
практики. Един-ственный в тех условиях источник пополнения рядов органов внутренних дел сколько-нибудь квалифицированными сотруд-никами -- привлечение старых специалистов, бывших работни-ков МВД --
практически не использовался из-за крайне поли-тизированного подхода к данному вопросу.
В апреле 1922 г. был установлен порядок, по которому на работу в милицию могли приниматься лишь те служившие ра-нее в полиции и жандармерии лица, которые представят доку-менты о восстановлении их в
правах гражданства. При этом особое внимание обращалось на необходимость максимально осторожно решать вопросы о восстановлении в правах граждан-ства указанных лиц, ибо «каждая ошибка в этом
отношении будет дискредитировать Советскую власть в глазах широких трудя-щихся масс. Ввиду этого к более или менее ответственной советской работе могут быть допускаемы те из лиц, служивших в
полиции при царском режиме, в отношении которых уже состоялось постановле-ние Президиума ВЦИК о восстановлении их в правах гражданства». В результате вместо привлечения «старых специалистов» стала
про-водиться линия на их выявление и увольнение из органов внутрен-них дел. Общее число бывших служащих полиции оказалось нич-тожным. Так, в 1922 г. в уголовном розыске Крыма из 78 сотрудни-ков
уголовного розыска только один ранее работал в полиции. На 1 октября 1924 г. в РСФСР (данные по 43 губерниям и областям) в уголовном розыске было 79 бывших служащих полиции, что состав-ляло 1,7%
личного состава. Еще более поразительны данные о харак-тере их занятий: среди административного (руководящего) состава бывшие полицейские составляли 1%; инспектора и агенты уголовно-го розыска --
1,7%; канцелярские служащие -- 1,4%; а среди вспомо-гательного состава (сторожа, курьеры, дворники и т.п.) -- 3%.
В 1921-1922 гг. численность милиции Российской Федерации была сокращена более чем в 2 раза -- на 60%. В 1922-1923 гг. основные звенья системы органов внутренних дел (пожарная охрана, ИТУ, милиция и
др.) были переведены на местный бюджет. С этого времени финансовое и материальное положение органов внутренних дел в подавляющем большинстве регионов значительно ухудшилось, поскольку из-за острого
дефицита бюджета на местах их потребнос-ти не могли быть удовлетворены. На протяжении 20-х годов суще-ствовала значительная разница в ставках зарплаты для одних и тех же категорий сотрудников
органов внутренних дел соседних губер-ний и даже соседних уездов одной губернии. Тогда же возник и сохранялся в последующем большой разрыв в ставках зарплаты не только работников органов внутренних
дел, но и других государ-ственных служащих, а также лиц, занятых на производстве. Повсе-местно наблюдалась несвоевременная выдача обмундирования, за-держки зарплаты, пайков и т.д.
Нарушение принципа социальной справедливости, выразившее-ся в неадекватной в сравнении с другими категориями занятого насе-ления оценкой труда работников органов внутренних дел, стало при-чиной
ряда негативных явлений: снижение дисциплины, рост преступности среди сотрудников, большая текучесть кадров, хроничес-кий некомплект (несмотря на прогрессировавшую безработицу в стра-не, до 30%
штатных мест в ИТУ были вакантными). Чтобы удер-жать в рядах милиции хотя бы часть сотрудников, на местах пошли по пути сокращения штатов милиции, чтобы увеличить оклады ос-тавшимся. В милиции
РСФСР на 1 сентября 1923 г. насчитывалось строевого состава 74 240 чел., административного состава -- 18 056, на 1 мая 1924 г. -- соответственно 52 690 и 14 649, на 1 января 1926 г. - 39 842 и 9
011, на 1 января 1927 г. - 36 208 и 6 105. Кадры уголовного розыска сократились с 10500 чел. по состоянию на 1 мая 1923 г. до 5 151 на 1 октября 1925 г., а в 1929 г. -- до 4 722 чел. Однако в 1929
г. в открытой печати явно в идейно-пропагандистс-ких целях как о значительном достижении сообщалось, что штаты советской милиции составляют (с учетом прироста населения) 40% штатной численности
царской полиции.
На деле же это привело к значительной перегрузке работников милиции (почти повсеместно «нормы обслуживания» -- 4-5 тыс. чел. населения на работника в сельской местности -- были превыше-ны в 2 и
более раз) и, как следствие, к ухудшению состояния охраны общественного порядка и борьбы с возраставшей преступностью.
Неудовлетворительное состояние кадров органов внутрен-них дел и его основные причины не составляли секрета для высшего руководства. Об этом можно судить по одному из постановлений Оргбюро ЦК РКП(б)
(апрель 1923 г.): «Обязать губкомы всемерно стремиться к искоренению наблюдающегося отвлечения внимания милиции от прямого своего долга на изыс-кание побочного заработка на почве их
необеспеченности и свя-занных с этим проявлений взяточничества и иных преступле-ний по должности, путем всемерного улучшения материального положения строевого состава милиции, дабы реально
прибли-зить размеры получаемого ими содержания к прожиточному минимуму...».
Однако именно в этом направлении было сделано явно не-достаточно. Укрепить кадры милиции пытались другими мера-ми. Прежде всего это партийные мобилизации, выдвиженче-ство («рабочих от станка,
крестьян от сохи», как говорилось в печати), чистки личного состава милиции. В рассматриваемый период были приведены две общегосударственные чистки: в 1922-1923 гг. было уволено около 20%
проверенных, в 1929-1930 гг. «вычищено» около 15% состава.
Это свидетельствовало о том, что на практике органы внут-ренних дел, и, прежде всего милиция, рассматривались как органы вспомогательные, второстепенные. В связи с этим уместно процитировать
резолюцию XI съезда РКП(б) «О финансовой по-литике», на основании которой и был осуществлен перевод со держания органов внутренних дел на местный бюджет: «Необ-ходима жесткая урезка
административного аппарата, сокращение правительственных учреждений в центре и на местах, отнесе-ние ряда расходов на местный бюджет, изгнание из государственного бюджета, всех расходов, которые
не связаны с непос-редственным поддержанием существования пролетарского госу-дарства».
Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. пыл о издано постановление Совета труда и обороны о проверке численного состава
милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав ми-лиции, добиться его качественного улучшения и более рацио-нального использования.
В ряду широкого круга мероприятий, проведенных в целях улучшения качественного состава кадров, особое место принад-лежит чистке рядов милиции, осуществленной в соответствии с декретом ВЦИК от 23
ноября 1922 г. «О пересмотре и доуком-плектовании личного состава милиции». В соответствии с дек-ретом в уездах, губерниях и областях были образованы специ-альные комиссии, в которые вошли
представители НКВД, ВЦСПС, НКЮ, Наркомата труда РСФСР, партийных органов. Они тщательно проверили весь личный состав милиции, выя-вили и уволили нарушавших законность, дискредитировавших милицию,
морально неустойчивых, недобросовестных, не отве-чающих предъявляемым требованиям лиц. Одновременно ве-лась работа по пересмотру и доукомплектованию личного со-става милиции со строго классовых
позиций. Успех чистки, как говорилось в газете «Известия» 4 апреля 1923 г., обеспечивал «исключительно пролетарско-классовый подход». Поэтому ко-миссиями предписывалось в первую очередь выявлять и
изго-нять из милиции бывших сотрудников полиции.
В подавляющем большинстве случаев комиссии после изу-чения личных дел и материалов оперативно-служебной деятель-ности сотрудников организовывали обсуждение личности каж-дого работника милиции в
цехах фабрик и заводов, клубах, на сельских сходах. О подобных открытых заседаниях комиссий сообщалось в печати.
Типичными публикациями в газетах были сообщения при-мерно такого содержания. Тогда-то и там-то состоялось откры-тое заседание комиссии по чистке милиции. Рабочие привели убедительные факты пьянства
и неэтичного поведения таких-то сотрудников и потребовали их увольнения как несоответ-ствующих своему назначению.
Часто трудящиеся высказывали мнение о необходимости по-вышения в должности работников милиции. На открытом засе-дании комиссии на табачной фабрике города Харькова рабочие и жители района отмечали
добросовестное исполнение своих обязанностей милиционером Смирновым и ходатайствовали о повышении его в должности. Решение комиссии о назначении Смирнова участковым надзирателем рабочими было
встречено одобрительно.
В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.
28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «По-ложение о службе рабоче-крестьянской милиции». Закрепляя основные права и обязанности работников милиции. Положе-ние подчеркивало, что в
осуществлении задач «по охране рево-люционного порядка и народного достояния и борьбе с посяга-тельствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не
останавлива-ясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни».
Довольно распространенным видом правонарушений в 20-е годы было хулиганство, которому во многом способствовали пьянство и самогоноварение. Хулиганство нередко принимало дерзкие формы,
сопровождалось поножовщиной, массовыми драками. Для эффек-тивной борьбы с ним усилий одной лишь милиции было недоста-точно.
С пьянством органы милиции вели самую решительную борьбу. Приведем несколько примеров из деятельности столичной милиции, о которых сообща-лось в газете «Рабочая Москва». Только за период с 1 ноября
по 15 декабря 1922 г. Московской милицией «произведено в целях искоренения самогонки 5 807 обысков, из них более 3 тысяч с результатом (найден самогон и самогонные аппараты). За это время обнаружен
целый ряд самогонных трестов» (18 января 1923 г.)- В ночь на 15 января 1923 г. оперативная группа проверила рестораны «Саратов» и «Ливорно». «При их появлении официанты начали прятать бутылки
из-под самогонки, а сидевшие посетители кабинетов выбрасывали бутылки из форточек во двор. В подвалах ресторанов обнаружено 13 пустых метал-лических бидонов с запахом спирта, а также бутылки из-под
коньяка и водки. Рестораны закрыты... В ресторане «Палиха найдено 4 бутылки спирта. Ресторан закрыт» (15 января 1923 г.). Некоторые самогонщики прибегали к хитроумным ухищрениям, чтобы
замаскировать свою преступную деятель-ность. Тогда за дело брался уголовный розыск. Так, оперативным путем выявлен в поселке Реутово некий Левин, «производивший» до 15 ведер самогона в сутки (26
октября 1926 г.).
Важным условием повышения эффективности деятельности со-ветской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули
были организованы во всех республиканских, крае-вых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах,
во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.
Большое место в деятельности милиции занимало обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губер-нский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность -- инспектор по
регулированию уличного движения. На него возлага-лись следующие обязанности: рациональное распределение транс-портных потоков; установление мест стоянок такси; непосредствен-ное наблюдение за
уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движе-ния. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.
Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по ре-гулированию уличного движения. В крупных центрах стра-ны образовывались специальные
подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан от-дельный отряд, в Харькове -- команда, в Баку и Тбилиси -- дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г.
состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пеше-ходов. Оно рекомендовало при всех управлениях мили-ции союзных и автономных республик, краев и
областей создать отделы или отделения регулирования уличного дви-жения (ОРУД).
Органы внутренних дел Советского государства в период коренной ломки общественных отношений (1930--1941)
Органы НКВД РСФСР/СССР
Эффективность работы НКВД по всем основным направле-ниям оставляла желать лучшего. Именно плохие показатели де-ятельности органов внутренних дел являлись наиболее вескими доводами в пользу
многочисленных предложений о передаче милиции в НКЮ или ОГПУ, ИТУ -- в НКЮ, пожарной охра-ны -- в военвед или ВСНХ, коммунхоза -- в ВСНХ и т.д. Кроме того, не только руководство НКВД оказалось в
числе оппозиционеров, но и в целом органы внутренних дел, по оценке партийного и государственного руководства, оказались не на высоте во время проведения кампаний 1929-1930 гг. (ан-тирелигиозная,
коллективизация).
Все это вместе взятое и предопределило ликвидацию народ-ных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных рес-публик и распределение их функций между другими ведом-ствами.
Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господству-ющей идея победы
социализма в одной, отдельно взятой стра-не. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую рево-люцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализ-ма в Советском Союзе. В результате нэп
стал сворачиваться и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Первым звеном в проведении этой политики стала индуст-риализация, которая проводилась на основе сверхвысоких тем-пов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как получение непосильной
«дани» с крестьянства, применение де-шевого труда большого числа спецпереселенцев и заключен-ных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.
Происходило также свертывание товарно-денежных отно-шений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными.
Из госаппарата «вычищались» не только старая интеллиген-ция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрокра-тизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руково-дителей на работу
государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бю-рократический аппарат становится
все более надежной опорой режима личной власти; Значительно возрастала роль репрессив-ных органов. В таких условиях «аморфный» Наркомат внутрен-них дел не удовлетворял Сталина, тем более что он
увидел в нем едва ли не центр оппозиции.
Непосредственным поводом для ликвидации НКВД РСФСР явился его отказ, поддержанный правительством РСФСР и СНК СССР, передать в исправительно-трудовые лагеря ОГПУ из колоний (подведомственных НКВД)
всех, кто был осужден на срок более 3-х лет. Когда об этом доложили находящемуся в отпуске на юге Сталину, он дал Молотову следующее поруче-ние:
«... Говорят, что хотят отобрать у ОГПУ уголовных (свыше трех лет) в пользу Нквнудел. Это -- происки прогнившего насквозь Толмачева. Есть кое-что от Сырцова, с которым заигрывает Рыков. Я думаю,
что решение Политбюро надо проводить, а Нквнудел -- закрыть».
В декабре 1930 г. народные комиссариаты внутренних дел союзных республик и автономных республик были ликвидиро-ваны. Эта мера официально преследовала цель усилить специа-лизацию в управлении
отдельными отраслями, входившими в ведение НКВД. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось: «На новом этапе в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства
комиссариа-ты внутренних дел союзных и автономных республик, объеди-няющие руководство различными, органически не связанными между собой отраслями управления и народного хозяйства, -- коммунальным
делом, милицией, уголовным розыском -- стали излишними звеньями советского аппарата».
Надо сказать, что ликвидации наркоматов внутренних дел предшествовала широкая кампания по их дискредитации. Об этом можно судить хотя бы по заголовкам статей, помешенным в 1929-1930 гг. в
центральных газетах: «НКВД должен быть расформирован», «НК РКИ РСФСР за ликвидацию Наркомвнуделов», «Чуждые люди в Наркомвнуделе», «Бывшие свили гнездо в НКВД», «Спертый воздух в Наркомвнуделе» и
т.д.
После упразднения НКВД РСФСР было учреждено Глав-ное управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров республики, преобразованное впоследствии в нар-комат коммунального хозяйства.
В президиумы исполкомов со-ответствующего уровня передавались функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советс-кое гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету
лиц, лишенных избирательных прав, контролю за обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административно-му устройству, наблюдению за деятельностью низового советс-кого аппарата и т.д.
Руководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без со-держания под стражей передавалось наркоматам юстиции рес-публик.
После ликвидации наркоматов внутренних дел выполняв-шиеся ими задачи, как отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. В результате сложилась кар-тина, когда основные звенья
государственного механизма, при-званные обеспечивать порядок и безопасность, оказались в разных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их
организа-ционного объединения. Но определяющими началами реорга-низации явились иные обстоятельства: изменения в политической системе и укрепление режима личной власти. Началось за-конодательное
оформление командно-административной систе-мы во главе с узкой группой лиц, стоящих на верху партийной и государственной власти. С этой точки зрения образование Наркомата внутренних дел СССР было
вполне объяснимым, а для укрепления режима власти -- необходимым.
10 июля 1934 г. на основе постановления ЦИК СССР был со-здан союзно-республиканский Народный комиссариат внутренних дел. В подчинение ему передавались органы государственной безо-пасности и
милиции. На НКВД СССР были возложены следующие обязанности: обеспечение «революционного порядка и государствен-ной безопасности»; охрана социалистической собственности; запись актов гражданского
состояния; пограничная охрана.
Согласно постановлению правительства и приказам Наркомата внутренних дел СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были образованы республиканские НКВД. В РСФСР республиканс-кий Наркомат
внутренних дел не создавался, здесь был учрежден институт уполномоченного НКВД СССР. В автономных республи-ках, краях и областях были образованы управления НКВД.
Постановлением на НКВД СССР возлагалось:
а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности;
б) охрана общественной (социалистической) собственности;
в) запись актов гражданского состояния; г) пограничная охрана.
В соответствии с этим в составе НКВД СССР были образованы подразделения:
а) Главное управление государственной безопасности (ГУГБ);
б) Глав-ное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ);
в) Главное управление пограничной и внутренней охраны;
г) Главное управле-ние пожарной охраны;
д) Главное управление исправительно-трудо-вых лагерей и трудовых поселений;
е) Отдел актов гражданского состояния;
ж) Административно-хозяйственное управление.
В последнем из названных работало более половины всех со-трудников центрального аппарата. Среди отраслевых подразделений самым многочисленным было ГУГБ. В нем было 1410 сотрудников -- в 4 с лишним
раза больше, чем в ГУРКМ (336 единиц).
В соответствии с пунктом 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание (ОСО). Согласно названному постановлению, ОСО предоставлялось
право применять к признаваемым общественно опас-ными лицам, следующие меры наказания:
а) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, согласно специальному списку;
б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор, с запрещением прожи-вания в столицах союзных республик и крупных городах Союза ССР по специальным спискам;
в) заключение в ИТЛ на срок до 5 лет;
г) высылка за пределы Союза ССР иностранных подданных, «являющихся общественно опасными».
Кроме того, руководствуясь указанным постановлением, Особое совещание могло выносить такие решения как:
а) применение глас-ного надзора по месту постоянного жительства;
б) применение при-нудительного лечения к лицам, признанным невменяемыми;
в) за-чет в наказание срока предварительного заключения;
г) освобожде-ние с прекращением дела.
3 апреля 1937 г. ОСО было предоставлено право применять заключение в ИТЛ сроком до 8 лет.
Указанные меры Особое совещание применяло на основе рас-смотрения следственных дел, поступающих из органов НКВД.
В состав Особого совещания входили заместители наркома внут-ренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, на-чальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции, народ-ный комиссар
внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присут-ствовал Прокурор СССР или его заместитель.
Решения Особого совещания оформлялись протоколом, который подписывается председателем, членами совещания, секретарем и про-курором.
Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет советской власти действовали как органы внесу-дебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г. --
Комиссия по административным высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы -- «тройки» в соста-ве первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайко-ма, обкома), начальника управления НКВД и прокурора
соот-ветствующего уровня, а без секретарей партии -- «двойки».)
Для предварительного рассмотрения дел, передаваемых на Осо-бое совещание, на местах были образованы «тройки» УНКВД, так называемые милицейские. Они имели право разбирать дела об уго-ловных и
деклассированных элементах и злостных нарушителях по-ложения о паспортах. «Тройки» эти создавались на уровне союзных, автономных республик, краев и областей в следующем составе: пред-седатель
«тройки» -- начальник УНКВД или его заместитель, члены -- начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела, представляющего материал на рассмотрение «тройки». Ин-струкцией
предусматривалось обязательное участие в заседании тройки прокурора и привлекаемого к ответственности. Отмечалось, что ре-шение «тройки» приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется
на утверждение Особого совещания НКВД СССР.
Первые два наркома внутренних дел СССР -- Г. Г. Ягода и Н.И. Ежов -- возглавляли ведомство недолго: первый с 1934 по 1936 г. и второй с 1936 по 1938 г. Но именно в эти годы, как известно,
последовательно расширялись масштабы репрессий, которые в 1937-1938 гг. достигли своего пика. Наиболее существенным для характе-ристики НКВД СССР является то, что он оказался вне контроля
вышестоящих государственных органов, вне партийного контроля, превратившись в руках Сталина в инструмент необоснованных реп-рессий и нарушений законности. В одном из директивных документов НКВД
СССР борьба с врагами «партии и Советского государ-ства» определялась как главная «в новых условиях утонченнейшей и ожесточеннейшей борьбы остатков разгромленных классов, подон-ков
троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации и белогвардейщины...».
В органах внутренних дел насаждался режим строжайшей секретности, замкнутости, оторванности от масс, ставка дела-лась на принудительные, силовые методы, органы внутренних дел были превращены в
послушный аппарат проведения в жизнь репрессивной политики. 2 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, предусматривающее, что наиболее враж-дебно настроенные «бывшие кулаки и
уголовники» должны быть немедленно арестованы и расстреляны, а «менее враждебные» высланы. Во исполнение данного постановления НКВД СССР был разработан проект специального приказа. Круг лиц,
подле-жащих репрессиям, наркоматом был расширен: дополнительно в их число включались «члены антисоветских партий», «антисо-ветские элементы» и др. Все репрессируемые разбивались на две категории.
Отнесенные к первой подлежали расстрелу, ко второй -- заключению в лагерь. Число потенциальных жертв фактически предписывалось каждой республике, краю, области. Всего же «по разверстке»
предусматривалось репрессировать около 300 тыс. человек, из них примерно 75 тыс. было намечено рас-стрелять. Материалы на попавших в списки рассматривались «особыми тройками». 31 июля 1937 г.
Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило представленный НКВД СССР проект приказа, уста-новило сроки операции, выделив на это 85 млн. рублей. Есть многочисленные свидетельства, что установленные нормы были
перекрыты минимум в два раза.
Хотя в ноябре 1938 г. «тройки» были ликвидированы, вне-судебные репрессии продолжались. 5 марта 1940 г. Политбюро одобрило предложения НКВД о вынесении во внесудебном по-рядке решения о расстреле
25 700 польских граждан (военноп-ленных, арестованных и находящихся в тюрьмах западных об-ластей Украины и Белоруссии офицеров, жандармов, полицейс-ких и осадников, чиновников, фабрикантов,
помещиков, а также членов шпионских и диверсионных организаций). Из них было расстреляно 21 857 человек.
Всего же по делам НКВД СССР со времени его образования до 1939 г. было осуждено (в основном во внесудебном порядке): в 1934 г. - 78 989, в 1935 - 267 076, в 1936 - 274 607, в 1937 - 790 665, в 1938
г. -- 554 258 человек, причем за последние два года к высшей мере наказания было приговорено 681 692 человека.
На основании решений февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б) о реорганизации аппарата НКВД, «учи-тывая важнейшее народнохозяйственное и оборонное значение железнодорожного транспорта».
Транспортный отдел ГУГБ НКВД СССР освобождался от «охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте, от несения дежурств на вокза-лах, от борьбы с хищениями социалистической
собственности, хулиганством и детской беспризорностью». Эти обязанности возлагались на вновь создаваемую железнодорожную милицию, а за Главным управлением государственной безопасности (ГУГБ)
сохранялись функции борьбы с «контрреволюцией на транс-порте». Отдел железнодорожной милиции в составе ГУРКМ был образован на основании совместного приказа НКВД и НКПС от 26 июня 1937 г.
Чаще всего реорганизации подвергалось ГУГБ. В декабре 1936 г. одновременно с изменением структуры ГУГБ его подразделениям в целях конспирации были присвоены номера. В ходе очередной ре-формы в
середине 1938 г. в составе 1-го управления (государствен-ной безопасности) создан 6-й отдел для «оперативно-чекистского об-служивания» милиции, пожарной охраны, военкоматов.
В 1939 г. в структуру НКВД СССР, возглавлявшегося к тому времени Л.П. Берией, входили:
1) Руководство наркомата с несколькими секретариатами;
2) ГУГБ с отделами: а) охраны руководящих партийных и совет-ских работников (24 отделения); б) секретно-политическим (12 отде-лений); в) контрразведывательным (19 отделений); г) особым (12
отделений); д) иностранным (17 отделений); е) шифровальным (8 отделений);
3) Главное экономическое управление с 6 отделами по основным отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, оборонные отрасли, Гознак и тд.);
4) Главное транспортное управление с 3 отделами.
Кроме того, в составе НКВД СССР имелось 5 специальных отделов, ведающих учетом, статистикой, связью, техникой и т.п.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД было разделено на 6 управлений:
1) Главное управление пограничных войск;
2) Главное управление войск по охране железнодорожных сооружений;
3) Главное управление по охра-не особо важных предприятий пром ышленности;
4) Главное управление конвойных войск:
5) Главное управление военного снабжения;
6) Главное военно-строительное управление.
В составе НКВД СССР также находились: Главное архи-вное управление, Главное управление пожарной охраны, Глав-ное управление шоссейных дорог, Главное управление лагерей. Главное тюремное управление,
Центральный отдел актов граж-данского состояния, Управление коменданта Московского кремля. Управление по делам военнопленных и интернированных, Глав-ное управление рабоче-крестьянской милиции.
Штаты центрального аппарата НКВД СССР увеличились к 1940 г. почти в четыре раза по сравнению с 1934 г. и превыси-ли 32 500 человек.
В феврале 1941 г. из системы НКВД СССР были выделены органы государственной безопасности. При этом был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР.
Органы милиции
После упразднения в декабре 1930 г. НКВД РСФСР руко-водство милицией и уголовным розыском было возложено на созда-ваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного
розыска.
31 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК приняли постановление «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик», которым на созданное при СНК РСФСР Главное
управление милиции и уголовного ро-зыска было возложено руководство и управление органами милиции и уголовного розыска, осуществление охраны общественного поряд-ка и безопасности и осуществление
охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества, осуществление охраны государствен-ного и общественного имущества и специальной охраны имущества учреждений и предприятий, имеющих
государственное значение, а также борьба с преступностью и производство расследований пре-ступлений в пределах, указанных УПК РСФСР, руководство приве-дением в исполнение судебных приговоров,
организация ссылки без принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых, оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей и подготовка кадров милиции и
уголовного розыска.
Согласно этому постановлению, местные административные от-делы (управления) реорганизовывались в управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих
Советов.
Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликви-дации НКВД союзных и автономных республик ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью
милиции и уголовного розыска». На основании этого постановления ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих ра-ботников органов
уголовного розыска и милиции, их инспектирова-ния и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и
фотографии.
В конце 1931 г. подобные взаимоотношения милиции и органов ОГПУ были «легализованы» путем создания в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции и уголовному розыску. Таким обра-зом, была
обеспечена жесткая централизация руководства милицией. Про-изошло то, к чему ОГПУ стремилось еще в 20-е годы и что отверга-лось как не соответствующее Конституции.
Столь существенные из-менения в системе органов милиции позволили подвести под строи-тельство милиции в масштабе всей страны единую правовую базу. 25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое
общесоюзное «Положе-ние о рабоче-крестьянской милиции» (действовало до 1962 г.), устанавливавшее, что центральными органами являлись главные управ-ления милиции союзных республик, созданные при
совнаркомах, а местными -- районные, городские, краевые и областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик.
Положение обобщило опыт формирования советской мили-ции с момента ее создания. Главная задача рабоче-крестьянской милиции, согласно Положению, состояла в том, чтобы «охра-нять революционный порядок
и общественную безопасность».
«Рабоче-крестьянская милиция, -- говорилось в Положении, -- наблюдает за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих рево-люционный порядок и
общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество».
4 октября 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР. В этих правовых актах открыто об организационной связи милиции с ОГПУ не
упоминается. Но уже 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об обра-зовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при Объединенном Государственном Политическом управлении
(ОГПУ) Союза ССР». Тем самым впервые был создан общесо-юзный центральный орган отраслевого управления, на который возлагалось общее руководство милицией всей страны. Одно-временно ЦИК и СНК СССР
утвердили «Положение о Глав-ном управлении рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР». В нем подробно регламентировались права и основные обязан-ности общесоюзного милицейского главка.
Дальнейшее организационное развитие советской милиции, совершенствование ее структуры, форм и методов деятельности было связано с упомянутым выше образованием на основе по-становления ЦИК СССР от
10 июля 1934 г. союзно-республи-канского Народного комиссариата внутренних дел СССР.
23 июля 1935 г. СНК СССР постановил, что «в целях ре-шительной борьбы с аварийностью, неправильным использо-ванием и хищническим отношением к автотранспорту» в сис-теме Центрального управления
шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная ав-томобильная инспекция. В союзных и автономных республи-ках, краях и областях, Москве и Ленинграде был учрежден
институт уполномоченных ГАИ, в районах -- госавтоинспек-торов. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была передана в веде-ние Главного управления рабоче-крестьянской милиции.
В июле 1936 г. СНК СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления ра-боче-крестьянской милиции НКВД СССР». Согласно этому По-ложению сотрудники ГАИ
наделялись всеми правами, установ-ленными для работников милиции. Они могли налагать на на-рушителей правил эксплуатации автотранспорта денежные штрафы, а также ставить перед квалификационной
комиссией вопрос о лишении шоферов права вождения автотранспорта за систематическое грубое нарушение установленных правил уп-равления автомобилями.
Многие изменения в системе органов милиции были связа-ны с принятием Конституции СССР 1936 г., установившей, что социалистическая собственность, являясь экономической основой советского строя,
нуждается во всемерной охране.
Для решения этой задачи были созданы специальные под-разделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты
БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР.
Быстрое развитие транспорта поставило перед милицией но-вые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало
совершенствования организационных форм деятель-ности и определенных структурных изменений органов мили-ции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной ми-лиции. Несколько позже отделы
(отделения) милиции были со-зданы в портах и на пристанях.
Самое серьезное внимание органы милиции по-прежнему уделяли борьбе с детской безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. 31 мая 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное
постановление о мерах по усиле-нию борьбы с детской беспризорностью. В нем были вскрыты недостатки в этой работе, намечены меры по коренному ее улуч-шению. В основном они были ориентированы на
профилактику детской беспризорности и безнадзорности, предупреждение и пресечение правонарушений среди подростков.
Поиск новых организационных форм борьбы с преступнос-тью приводил к созданию специализированных подразделений. В 30-е годы вслед за Москвой в крупных промышленных цен-трах стали формироваться
команды (отряды) ночной охраны. В столице такая команда численностью в 150 человек была обра-зована в 1931 г., она содержалась за счет отчислений от домо-владений. Сотрудники осуществляли
патрулирование по уста-новленным маршрутам пешком или на автомобилях. С 1 апреля по 6 июля 1931 г. ими были задержаны за хулиганство 1993 человека, на месте совершения преступления -- 574
правонару-шителя.
Новые существенные изменения произошли в предвоен-ный период в системе уголовного розыска. В конце 30-х годов отделы уголовного розыска областных управлений ми-лиции насчитывали в среднем около 20
сотрудников и струк-турно состояли из трех отделений, создававшихся по терри-ториальному принципу. Однако в июне 1940 г. работа аппа-ратов уголовного розыска вновь была перестроена по линейному
принципу. Отдел УР стал включать четыре отде-ления (одно из них -- по борьбе с детской преступностью), в его составе создавалась также и следственная группа.
Расширение работы по расследованию преступлений заста-вило искать пути организационного обеспечения этого важного направления борьбы с преступностью. На местах пошли по пути разделения аппаратов
уголовного розыска на части: оператив-но-розыскную и следственную. Обобщив этот опыт, Наркомат внутренних дел СССР принял решение об организации в отде-лах уголовного розыска и отделах БХСС
следственных групп. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1939 г. в отделах уголовного розыска управлений милиции республик, краев, областей и дорожных отделов милиции создавались
след-ственные группы из наличного штата. Руководство ими возла-галось на заместителей начальников отделов уголовного розыс-ка. В следственные группы включались наиболее подготовлен-ные сотрудники.
Аналогичным образом строился и созданный в апреле 1941 г. отдел по борьбе с бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР. Он состоял из пяти отделений: четыре -- по зонам СССР, пятое -- следствен-ное.
Со временем последовательно усложнялась и структура са-мого Главного управления рабоче-крестьянской милиции. В 1941 г. ГУРКМ включало в себя отдел уголовного розыска, отдел БХСС, отдел наружной
службы, политический отдел, отдел ГАИ, отдел железнодорожной милиции, паспортный стол, отдел мес-тной противовоздушной обороны, научно-технический отдел, отдел по борьбе с бандитизмом (создан в
апреле 1941 г.). 30 сентября 1941 г. он стал самостоятельным отделом НКВД СССР, а 3 декабря 1944 г. на его базе создано Главное управление.
В связи с тем, что одновременно с коллективизацией сельс-кого хозяйства был объявлен курс на «ликвидацию кулачества как класса», это также повлекло новые изменения в организа-ции и деятельности
органов милиции. Все крестьяне-кулаки разделялись при этом на три категории и в зависимости от того, к какой из них они были отнесены, выселялись либо в отдаленные регионы страны, либо в пределах
области (края). В надежде избежать высылки многие крестьяне перебирались в города. 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли поста-новление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и
обязательной прописке паспортов». Официаль-ная цель введения паспортной системы в стране состояла в том, чтобы лучше организовать учет населения в городах, рабочих поселках и на новостройках,
очистить их от лиц, не занятых общественно полезным трудом, ведущих антиобщественный образ жизни. Кроме того, целью паспортизации постановление объявляло «очистку этих населенных мест от
укрывающихся кулац-ких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Порядок выдачи паспортов определялся специальной инструкцией и поста-новлением СНК СССР от 28 апреля 1933 г. «О выдаче
гражданам СССР паспортов на территории СССР». Не подлежавший опубли-кованию раздел инструкции гласил, что лица, которым отказано в выдаче паспортов или прописке, подлежат привлечению к
ответ-ственности во внесудебном порядке через «тройки» Полномочных представительств ОГПУ. Материалы на них оформлялись преиму-щественно работниками милиции.
В рассматриваемый период происходило развитие форм участия общественности в деятельности по поддержанию общественного по-рядка и борьбе с преступностью. Так, еще в ноябре 1928 г. в круп-ном
промышленном центре Урала -- Нижнем Тагиле при рабочих клубах возникли первые ячейки Общества содействия милиции (Осодмила). В задачу членов ячеек Осодмила входило дежурство в клубах, борьба с
хулиганством, пьянством, самогоноварением.
Организационные принципы, задачи, формы деятельности Осод-мила получили единую правовую регламентацию в постановлении СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и
уголовного розыска». Этот нормативный акт определял Осодмил как добровольные организации местного (городского, по-селкового, сельского) значения, состоящие при административно-правовых секциях
Советов. На органы милиции возлагалось опера-тивное руководство и инструктирование членов Осодмила. В корот-кий срок эти общества получили большое распространение. В 1930 г. в РСФСР было уже 4 тыс.
ячеек Осодмила, насчитывавших 45 тыс членов.
В целях дальнейшего укрепления взаимодействия милиции с общественностью в борьбе с преступностью, СНК РСФСР принял 29 апреля 1932 г. постановление, в котором предписывалось реорга-низовать Осодмил
в бригады содействия при органах рабоче-кресть-янской милиции (бригадмил). Постановление подчеркивало, что в целях приближения трудящихся к практической работе милиции бри-гады содействия
организуются и состоят непосредственно при соот-ветствующих управлениях милиции.
Бригады содействия милиции, ставшие основной формой учас-тия трудящихся в охране общественного порядка, оказывали боль-шую помощь органам милиции в борьбе с преступностью. В 1937 г. в рядах
бригадмила в целом по стране насчитывалось 350 тыс. чело-век.
Борьба органов внутренних дел в преступностью в предвоенные годы характеризовалась целым рядом показателей, определявшихся в основном упомянутыми переменами в их организации и деятельно-сти.
О масштабах мер внесудебных репрессий, применявшихся в ад-министративном порядке, свидетельствуют следующие цифры (без данных по Таджикской и Туркменской союзным республикам, Кур-ской области и
Кировскому краю): к 1 ноября 1935 г. по Союзу ССР изъято «социально-вредного элемента» 265 720 человек, из них рас-смотрено тройками УНКВД -- 84 903, заключено в ИТЛ -- 65 274 человек. Приняты
другие меры социальной защиты к 64 483, переда-но в суды НКЮ и другие органы -- 97 920, освобождено 13 630 человек.
Подобные репрессивные меры позволили достичь снижения уров-ня преступности. 17 марта 1936 г. НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 г., в котором говорилось, что по сравнению с
1934 г. в СССР число вооруженных грабежей снизи-лось на 45%, невооруженных грабежей -- на 46, квалифицирован-ных краж -- на 32, конокрадства -- на 66%, что объяснялось каче-ственным улучшением
оперативной работы милиции.
Однако уже в 1938 г. наметились отрицательные тенденции в структуре и динамике преступности. Несмотря на некоторое сниже-ние общего числа преступлений во втором квартале был отмечен рост тяжких
преступлений (грабежей, квалифицированных краж и др.). В циркуляре ГУРКМ НКВД СССР от 5 октября 1938 г. это объяснялось прежде всего существенными недостатками в оператив-но-розыскной работе
аппаратов уголовного розыска. В поисках пу-тей ее улучшения вновь был пересмотрен принцип организации ап-паратов угрозыска. Так, в приказе управления милиции Ленинграда и Ленинградской области от
27 мая 1939 г. отмечалось, что суще-ствующая организационная структура оперативных подразделе-ний угрозыска (по линейному принципу) «не обеспечивает в должной мере надлежащей постановки работы по
борьбе с преступ-ностью и проведения профилактических мероприятий». Громозд-кость оперативно-следственных аппаратов отдела уголовного розыс-ка и его функциональная система привели к тому, что
четыре опера-тивных отделения ОУР занимались лишь узкими, специфическими отраслями борьбы с преступностью, изучение же условий возникно-вения преступности и организация взаимодействия отделений
осу-ществлялись плохо.
Заключение
В целях улучшения оперативно-следственной работы на основа-нии приказа НКВД СССР от 10 мая 1939 г. предлагалось организо-вать работу отделений угрозыска по принципу территориального об-служивания.
В каждом отделении для ведения следствия назнача-лись наиболее квалифицированные работники.
В сложные предвоенные годы одной из ответственных задач органов милиции являлось содействие укреплению обороноспособ-ности страны. На IV внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 сентября 1939
г. был принят закон «О всеобщей воинской обязан-ности», который потребовал организационной перестройки Воору-женных сил страны и комплектования их по единому кадровому принципу. В этой связи
большое значение имело улучшение учета военнообязанных и призывников. В соответствии с новым законом данная работа возлагалась на органы милиции. Для ее выполнения во всех городских, районных и
поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы, с помощью которых с момента создания 1 сентября 1939 и до 1 января 1940 г. были выявлены не снявшиеся с военного учета убывшие в
другие местности 133 567 человек военнообязанных. К марту на воинский учет ими было взя-то почти 9,3 млн человек.
Литература
Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917--1930 гг. Домодедово, 1992.
Мулукаев Р.С., Хоботов Р.Н. Организация взаимодействия уголовно-розыскных подразделений бывших советских республик (1918-1934 гг.) // История органов внутренних дел России: Сборник научных трудов.
Вып. 1. - М.: ВНИИ МВД России, 1999. - С. 93.
3. Суслов В.М., Хоботов Р.Н. Развитие форм и методов предупреждения преступлений аппаратами уголовного розыска (1918-1934 гг.) // История органов внутренних дел России: Сборник научных трудов. Вып.
2. - М.: ВНИИ МВД России, 1999. - С. 31.