ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОУВПО «Пермский государственный университет»Кафедра историидревнего мира и Средних вековКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО КУРСУ«История мировых цивилизаций»
на тему: «Государство и религия вдревней Индии»
Выполнила:
студентка2 курса группы ПОЛ-1, 2-04
заочнойформы обучения
историко-политологическогофакультета
(специальность«Политология»)
Крюк Анна Андреевна
Проверил:
Колобов Александр Викторович
Пермь 2006
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение..……………………………………………………………………………………………3
Глава I. ГОСУДАРСТВОВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ…………………………………………….4
1. Особенности развития государства и права…………………………………….4
2. Правовое положение отдельных групп населения……………………………..4
3. Государственный строй и управление…………………………………………...6
4. Республиканскиеобъединения………………………………………………………9
Глава II. РЕЛИГИЯДРЕВНЕЙ ИНДИИ…………………………………………………….12
1. Ведизм……………………………………………………………………………….12
2. Брахманизм………………………………………………………………………...13
3. Индуизм…….………………………………………………………………………13
4. Буддизм……………………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………………………...16
Библиография…………………………………………………………………………………......17
ВВЕДЕНИЕ
Однаиз центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия иуникальности древних цивилизаций, отдаленных от нынешних временем ипространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационноецелое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли наформирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своимидостижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, ихкультурное единство и обретает значимость.
Индия– одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокойдревности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии вековдравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладомжизни, языком, верованиями, культурой.
Первыеизвестные нам центры индийской культуры – Хараппа, Мохенджо-Дарои другие существовали уже в ІІІ тысячелетии до н.э. на берегах Инда. Государственноеустройство древней Индии складывалось в течение многих веков. Постоянная борьбамонарха и республиканских объединений, междоусобные войны между царевичами,волнения среди каст, варн оттягивали становление единого государства. Напротяжении долгого времени вспыхивали противоречия в древнеиндийском народе,что сильно обостряло социально-экономические отношения внутри страны. А это,безусловно, влияло на внешнее положение государства, на культурное наследиестраны, на формирование политической мысли и многое другое. Соответственно, всеэто замедляло темпы развития древнеиндийской цивилизации. Но, несмотря на стольмедленное и тяжелое развитие государства, в древней Индии сформировались многочисленныерелигиозные течения, и появилась такая мировая религия, как буддизм,которая существует и развивается и в наши дни.
Цельданной работы: рассмотреть и изучить государственное устройство цивилизации, исследоватьрелигиозные направления и доказать, что существование и развитиегосударственности и религии в древней Индии во многом повлияло на современнуюобстановку в мире.
Всвоей работе я использовала различные труды таких известных ученых, как В.И.Авдеев, Г.М.Бонгард-Левин, Д.Косамби, Р.Ш.Шарма и другие. Также приисследовании я опиралась на такие древнеиндийские источники, как гимны «Ригведы»,Законы Ману,разнообразныебрахманские сутры и шастры.
ГлаваI. ГОСУДАРСТВОВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1. Особенности развития государства и права
Принципиальные различия восточного и западногоцивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличие отзапада, где частная собственность играла господствующую роль,частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства,ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередьсказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствиина востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которыебыли призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественноесамоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантииего частных интересов, прав и свобод.
Однойиз основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточныхобществ, была сельская община, сохранившая во многом чертыпатриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характерполитической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольныефункции древневосточного государства. Структура замкнутых сельских общин снатуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабымразвитием товарно-денежных отношений составляло основу социальной жизни ДревнейИндии.
Постепенноиз общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовымиобщинниками и не участвующая в производстве. По-прежнемувладельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государствовыступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались вполучении ренты-налога.
Строймногоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый социальныйсостав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая граница(существовали различные категории зависимого населения, занимающиепромежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статусиндивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением.Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёсткимсословным делением на варны, с присущей ему особой общинной организацией, отличающейсявысокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь теснопереплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальнаяприниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн,создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения.
ВИндии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление общин.Правители Древней Индии не располагали неограниченными законодательнымиполномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (IV– IIв.в.до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти,такие как совещательный орган при царе – раджасапхаи совет сановников – мантрипаришад.
2.Правовое положение отдельных групп населения
Правовые памятники дают яркую картинусословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесьнаиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не кформированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особыхсословных групп – варн.
1. Варно-кастовыйстрой
Жесткаядифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальнымпроисхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутыхобщественных групп.В основе этойдифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступеньразделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный отдуховного, производительный от управленческого. Здесь уже были заложены основысоциально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократиейпростого народа. Всего существовало две группы:
· по сословиям – варны (их 4);
· по профессиональной деятельности – касты (3,5тысячи).
Их обобщенноназывают варно-кастовый строй. Варны, позднее их стали называть джати,делились на:
· брахманов– родоплеменная аристократия,представители знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством иуправляющих государством;
· кшатрии– военная знать;
· вайшьи– часть трудового населения, занимающаясяхозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей;
· шудры– слуги. Их долей было безропотно служить членамдругих каст. Они были бесправны и лишены собственности.
Особосильным было влияние брахманов в идеологической сфере и культуре. Брахманы занималипосты главных советников при царских дворах, в суде. Многие из них были оченьбогаты, владели крупными земельными поместьями.
Политическаявласть была в руках кшатриев, особенно усиливших свое влияние при созданиисильной империи Маурьев. Цари, как правило, были из кшатриев, в их рукахнаходилась армия. Наиболее значительной была власть кшатриев в республиках.
Внекаст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, современем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». В законах Манууказаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб засодержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб всилу наказания). Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб – неправоспособен.
Обозначившиеся со временем границы между варнами, кастами возводилизапрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую; у каждойкасты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.
Владельческиеправа общин в Индии были не ограничены. Право распоряжаться общинной землёй:продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Такжеправящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.
Такимобразом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление наэксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейныеграницы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовуюобщность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальнойструктуры Древней Индии.
2. Семья и формы брака
Вгосударствах Древней Индии существовала большая патриархальная семья. Главойсемьи считался муж. Постепенно меняется положение женщины, которая становится полностьюзависимой от своего супруга и сыновей. Брак превращается в своего рода имущественнуюсделку. Мужчина «покупал» себе жену, она становилась его собственностью. В некоторыхписьменных источниках встречаются упоминания о продаже жен и их проигрыше.
Положениеженщины было очень тяжелым. В детстве ей полагалось быть под властью отца, вмолодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей: так говорят о женской доле «ЗаконыМану». Жена должна быть терпеливой и строго соблюдать спои обязанности. «ЗаконыМану» прямо требуют от жены почитать своего мужа, как Бога, даже если он лишендобродетелей. Лишь муж мог развестись с женой. Жена же не могла покинутьсемью, даже если муж ее продал или оставил. Она продолжала считаться его женой. За изменужена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Мужчина мог иметьнесколько жен, и это не считалось грехом. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к тойже варне, что и муж.
Мужчинамразрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из болеенизкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшейгруппы запрещалось! Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры набрахманке.
Всесильнойбыла власть отца над своими детьми. Он даже мог их подарить.
Всегосуществовало восемь форм брака: дарение дочери (брахман), дарение дочерижрецу (дайва), покупка невесты за корову или быка (арша), женитьба на равных условиях (праджапатья), покупка невесты по договору о выкупе (асура),похищение невесты (ракшаса), захват женщины силой, когдаона находится всостоянии сна (пайшача),добровольный союз (гандхарва).
Втечение очень долгого времени в семейно-брачных отношениях сохранялись весьма архаичные пережиткии обычаи. Например, в случае смерти мужа, не имевшего детей, его жена должна была,если того требовали родственники мужа, иметь потомство от брата мужа или другогоблизкого родственника.
Этиправила исходили из старых норм, связанных с принципом сохранения родовогоимущества. Не допускались браки между кровными родственниками вплоть до седьмого колена.
3. Государственный строй и управление
Примитивные государственные образованияскладывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племёнили союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собойнебольшие государственные образования, в которых роль государственного управлениявыполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую рольвыполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военнойсилой кшатриев.
1. Царская власть
ВДревней Индии, несмотря на их исторические особенности, цари возвеличивались.Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись всесильнымидеспотическими полномочиями.
Правителипервых государственных образований – раджи, выполняли простейшие функцииуправления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжалисьфондом земель и собирали ренту-налог.
В Древней Индии, особенно в эпоху Маурьев,происходило усиление монархической власти и постепенное падение роли институтовплеменного управления. Царь считался основой государства. «Государство – это царь»,и такова вкратце суть всех элементов государства, как гласит об этом «Артхашастра».
Принцип наследования соблюдался оченьстрого. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей (обычно старшего)наследником престола, хотя захват престола сопровождался, обычно, остройборьбой между царевичами. При вступлении на престол совершалась особаяцеремония воцарения – абхишека, котораясопровождалась пышными празднествами.
Древнеиндийский царь стоял во главегосударственного аппарата и обладал законодательной властью. Он сам назначалкрупных государственных чиновников и являлся главой фискальной администрации,верховным судьей.
Большую роль при дворе играл царскийжрец, которых принадлежал к влиятельному брахманскому роду. Царь сам выбиралсебе надежных помощников и строго следил за своей безопасностью. В целом службенадзора придавалось большое значение. Под надзором находились не толькодолжностные лица, но и жители городов и деревень. Под особым наблюдениемнаходились царевичи.
Царь считался и командующим армией. Центральныйадминистративно-военный аппарат в Индии был слаб. Причина – сохранение важнойроли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать,что власть древнеиндийских царей не была деспотической.
2. Армия
Армия играла огромную роль в Древней Индии. Войныи грабёж других народов рассматривались как важный источник процветаниягосударства. Почитался царь – мужественный воин, добывающий «то, что он неимеет». Царю переходила и большая часть награбленного имущества, остальноеподлежало дележу среди солдат.
Армиякомплектовалась из наследственных воинов, наёмников, воинов, поставляемыхзависимыми союзниками. Численность царского войска была огромной. Например, ввоенном лагере Чандрагупты находилось 400тысяч солдат. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие.Другие могли браться за оружие, когда для них «наступает время бедствий».
Армиявыполняла и функции охраны общественного порядка. Она должна была защищатьгосударственную целостность. Вот почему отряды помещались «среди двух, трех,пяти, а также сотен деревень».
3. Паришади сабха
Большую роль в управлениигосударством играл совет царских сановников – паришад.Совет занимался проверкой всей системы управления и выполнения приказов царя.Кроме паришада существовал узкий тайный совет,состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных делмогли вместе собираться члены обоих советов.
Количественный состав паришада зависел от нужд государства. Паришадконтролировал выполнение норм дхармы и устанавливал обязанности для чиновников,выезжавших в инспекционные поездки по стране. Он мог собираться и без царя.
Паришадкак политический орган состоял из знати – военнойи жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютнуювласть правителя. Постепенно количественный состав паришадауменьшался, он аристократизировался, роль его всеболее сводилась к выполнению совещательных функций при царе.
Широкое по составу собрание знати и представителейнарода, выполнявшее очень важные политические функции называлось сабхой. Постепенно состав сабхизначительно уменьшился, она тоже приобретает характер царского совета – раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительныморганом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельскогонаселения.
Все это говорит о том, что даже впериод особенного усиления монархической власти сохранялись институты итрадиции древней политической организации, которые определенным образомограничивали власть царя.
4. Сбор налогов
Сбор налогов считался одной из важнейшихфункций царя. В различных политических трактатах многократно подчеркивалось,что казна составляет основу сильной власти, и царю рекомендовалось постоянноследить за ней. Доля собираемых налогов была весьма велика, но существует идея,что царь собирает налоги ради защиты самих подданных, что это своего роданебольшая награда ему за заботу о населении страны.
Основным видом налога был бхага – доля царя, обычно составлявшая 1/6 сельскохозяйственнойпродукции. Царь по своему желанию мог уменьшить эту долю или вообще освободитького-то от налога, но это бывало очень редко и лишь в особых случаях. Царь даженазывался «шадбхагин», то есть «получающийшестую долю». Некоторые области с особо хорошей почвой, где выпадали обильныеосадки, могли облагаться значительно более высокими налогами – до 1/4 и даже1/3 урожая. Доля царя могла быть увеличена и при финансовых затруднениях вгосударстве.
Основной податной группой былиземледельцы – свободные общинники, владельцы небольших участков земли. Кромених налоги царю уплачивали также ремесленники, торговцы, владельцы скота.
Некоторые слои населения былиосвобождены от налогов. Брахманы, как знатоки священных текстов и какпредставители высшей варны, освобождались от уплаты налогов. Более того, завзимание налога со знатоков Вед, с отшельников и царских жрецов полагался штраф.Это объяснялось тем, что брахманы уже своей деятельностью и религиознымизаслугами вносили свой вклад в государственную казну и способствовали расцветустраны.
В список освобожденных от налогов такжевходили «люди царя», то есть находящиеся на царской службе. Такимобразом, основное бремя налогов ложилось на земледельцев и ремесленников, чтоеще более обостряло противоречия между сословиями и различными социальнымигруппами.
5. Городское управление
Многиегорода складывались в результате войн, покорения ряда племён и народов (империяМаурьев – война Кошалы и Магатхии разгром Александром Македонским).
Города возникали как центры торговли, управленияхозяйством, средоточия ремесел, концентрации идеологической активности. Каждыйгород имел свое лицо, свою индивидуальность, свою атмосферу и свой стиль жизни.Ритм жизни в таком городе был близок к природному, и человеку было несложновключиться в него и сочетать его с ритмом своего труда.
Вначале древнеиндийские города были городами –государствами. Это была самостоятельная политическая единица, состоявшая изгорода с окружающей его территорией, которую возделывало население города иприлегающих селений. Город – государство мог включать в себя и несколькозависимых от него городов
Древнеиндийские города делились навнутренние, то есть находившиеся в виджите, ивнешние. Существовали специальные городские чиновники – астиномы,в функцию которых входило создание шести небольших советов по пять человек вкаждом, осуществлявших надзор за определенной сферой жизни народа: заремесленниками, за чужеземцами, за регистрацией рождений и смертей городскихжителей, за торговыми операциями, за клеймением товаров ремесленников и,наконец, шестой совет собирал десятину с продаваемых товаров. Заслуживаетвнимания сам факт существования в городах коллективных органов управления.Городской совет фактически был главным органом власти в городе, хотя члены его,не выбирались, а назначались или утверждались центральной или провинциальнойадминистрацией.
Центральная власть стремилась лишитьгородские советы независимости, но определенную автономию им удавалось все жесохранять. Известно, например, что некоторые города имели свои собственныепечати, городские знаки; городские советы заключали сделки с ремесленнымиорганизациями.
Каждая группа населения в зависимостиот варны и профессии жила в определенной части города, что, возможно, былосвязано с пережитком очень древней традиции племенной организации. Городскиечиновники осуществляли контроль за общественными постройками, за чистотой вгороде, за святилищами и храмами. Большинство построек в городах былидеревянными, поэтому противопожарный контроль приобретал особую актуальность.Например, в летнее время нельзя было разводить огонь, за нарушение этогоправила взимался большой штраф. Всем домохозяевам надлежало иметьпротивопожарные средства. Множество сосудов с водой выставлялось на улице. Жизньв городе строго регламентировалась. Хождение по улицам города послеспециального ночного сигнала запрещалось, а если кто-либо проходил мимоцарского дворца, его арестовывали и штрафовали.
6. Суд и судебный процесс
В Древней Индии существовали 2 системы судов: царскиеи внутриобщинные.
Высшейсудебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь (вместе с брахманамии опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия. Как высшему судьецарю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию.
Вовсех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначатьсясудебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьиразбирали уголовные дела. Большая ответственность лежала на городских властях,которые боролись с преступностью.
Большинстводел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные кастовые судысохранились в Индии и до наших дней.
Судопроизводствопо своему характеру процесса, что по уголовным, что по гражданским делам, восновном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи заявления и показаний всуде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторонвыставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда. Ответчик приэтом не имел права выдвигать встречного иска (исключая дела о ссорах, кражах,соглашениях торговцев). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавалсвою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: первый раз –3-7 дней, второй раз – 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истецдолжен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, онподлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика – признание вины.
Действовалобщий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне,в процессе относительно которой он даёт показания. Эти требования недействовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство считалосьпреступлением, наказываемым штрафом равным десяти кратной сумме иска или изгнаниемиз страны.
Вдревности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водойпростой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и приотсутствии доказательств.
7. Система провинциальногоуправления
Ядром государства считалась виджита (в пер. «завоеванное»), куда входилсобственно царский домен и некоторые области, находящиеся под особо строгимконтролем центрального управления. Территория государства делилась напровинции, из которых особым статусом обладали четыре главные провинции –Северо-Западная со столицей в Таксиле,Западная со столицей в Уджаяни, Восточная(провинция Калинга) с главным центром в Тосали и Южная с центром в Суварнагири.Во главе этих провинций находились царевичи. Столь высокий статус именно этихобластей был связан с их особым положением и ролью в политической, экономическойи культурной жизни страны.
Главные провинции обладали немалойавтономней. Царевичи во всех провинциях (кроме Калинги)посылали специальных инспекторов по управляемой ими территории для проверкидействий местных чиновников. Правитель же Калинги необладал этим правом: по его территории инспектирующие поездки организовывал самимператор.
Наряду с делением на главныепровинции существовало деление на джанапады(обычные провинции), прадеши (области), ахале (округа). Низшей единицей провинциальногоуправления считалась грама (деревня). Во главеджанапад стояли крупные государственные чиновники – раджуки (в пер. «держащий веревку»). В подчинении раджуков находились окружные махаматры,стоявшие во главе ахале.
В главных городах округа имелиськанцелярии, где регулярно должны были собираться чиновники. Отсюда посылалисьуже по всему округу распоряжения.
8. Местное управление
Лишь часть территории империи находилась поднепосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административнойединицей была провинция. В функции правителя провинции входила защита еётерритории, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.
Менеекрупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником(«думающим обо всех делах»). В его обязанности входил контроль над сельскойадминистрацией. Он получал доход «с города».
Артхашастра выделяет четыре вида сельских областей,состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений. Жалование давалось управителю начинаяс 10 деревень. Это свидетельствует о том, что староста деревни-общины не былцарским чиновником. В его обязанности входили сбор налогов, наблюдение запорядком в общине. На общинных сходках решались наиболее важные вопросы.
4. Республиканские объединения
1. Ганы и сангхи
В ведийскуюэпохупод ганами и сангхами понимали племенные образования, затем –объединения немонархического типа (республиканские объединения), стоящие на разной ступениразвития. Например, в грамматике Панини (V– IVв.в. до н.э.) упоминалосьнесколько разрядов сангх: «сангхи, живущие оружием» – военные объединения и сангхи, где процесс развития государственности зашел уже очень далеко.В различных буддийских сочиненияхвыделяются два типа государств – монархиипод властью одного правителя и страны под властью ганы. Если у первых вся полнота власти находиласьв руках одного человека, то в ганах, даже решение десяти может быть пересмотренодвадцатью, то есть зависит от мнениябольшинства. Примечательно, что древниеиндийцы не считали власть ганы правлением, где лишь временно отсутствует единоправитель.Более того, они сопоставляли обеформы власти – монархию и республику, отмечая, что в своих странах соответственно и царь и ганакак высший орган власти обладаютисключительными полномочиями.
Вобщем, объединения ганы и сангхи были автономными и независимыми, где нетвласти царя, а выбирается предводитель. И индийские источники рисуют этинемонархические объединения как процветающие страны с налаженной системойуправления, с высоким уровнем культуры.
2. Система управления
Общимв республиках ганы и сангхи было отсутствие наследственного правителя сединодержавной властью. Глава обычно выбирался (или назначался) ганой, но вособыхслучаях мог быть ею и смещен. Гана назначала своего, по ее мнению уважаемого,кандидата, заявляя, что она оставляет за собой право смещения его, если он не будетсогласовывать с ней свои действия. Глава ганы обладал в основном исполнительнойвластью, законодательная же оставалась у ганы как высшего органа власти (под ганойпонималась,таким образом, и страна с немонархическим правлением, и высший орган властигосударства).
Ганапринимала основные решения, которые имели форму обязательных постановлений для всехжителей, в том числе и для самых влиятельных. Кто осмеливался нарушить эти законы,подвергался наказанию: на него накладывали большой штраф. Иногда виновника ждала исмертная казнь. Гана сама назначала должностных лиц, которые рассматривались в качестве еепредставителей.
Внекоторых республиках гана являлась своего рода народным собраниемвсех полноправных свободных жителей. При принятии решений основывались намнении большинства. От состава и роли ганы как высшего органа власти в значительной степенизависел общий характер этих республиканских государств. Там, где народноесобрание сохраняло ведущую роль, состояло из полноправных жителей, республикуможно охарактеризовать как демократическую, хотя и здесь большую рольиграл совет знати. Некоторые объединения представляли собой переходную форму от демократическойк аристократической республике. Там же, где народное собрание уже утратилосвое первенствующее значение, и фактическая власть сосредоточилась в руках аристократическогосовета кшатриев, республики являлись аристократическими.
3. Власть кшатриев и социальная структура
В ганах и сангхах кшатрии были господствующейпрослойкой, отграниченной от всего остального населения. Поэтому многиенемонархические объединения назывались кшатрийскими. Особым положением варистократическихреспубликах пользовались наиболее богатые и влиятельные кшатрии, носившиетитул «раджа». Для получения этого титула нужно было пройти особый обряд посвящения всвященном водоеме. За незаконное совершение обряда даже кшатрия ждала смертнаяказнь.
Кшатрии,имевшие титул раджи, заседали в специальном зале – сантхагаре, обсуждаяважнейшие вопросы управления. Представителям других варн, даже брахманам, неразрешалось присутствовать на этих заседаниях. Можно предположить, что в некоторыхреспубликах обсуждение вопросов шло сначала в народном собрании, а затем советраджей выносил окончательное решение. Но взаимоотношения между этими двумя институтами целикомзависели от характера республиканской власти. Из кшатриев назначались и должностныелица – предводители армий, чиновники, судьи и так далее.
Всоциальной структуре ган и сангх, даже наиболее развитых, были весьма сильныпережитки родоплеменных отношений. Сохранялось, например, влияние готры(рода), хотя основным делением была кула (семья).
Значительнымсвоеобразием в ганах и сангхах отличалась сословно-кастовая организация. Здеськшатрии были отделены от всего остального населения, и даже брахманы могли достичь равного сними положения лишь в исключительных случаях. Если в монархиях большимиземельными поместьями владели преимущественно брахманы, то в республиках крупными земельнымисобственниками являлись кшатрии. Они же сосредоточивали в своих руках и политическую власть. Здесь брахманы не могли, как в монархиях,претендовать на верховенство и частовынуждены были занимать положение, близкое к привилегированной группе вайшьев.Несмотря на определенную спецификуварновой структуры, в республиках, каки в монархиях, самым угнетенным слоем были шудры. Таким образом, форма политической власти неопределяла сословной структурыобщества.
Особенностиполитической организации ган и сангх, где по сравнению с монархией болееширокие слои населения были вовлечены в политическую жизнь, делали этиобъединения весьма прочными. Сангхи были неодолим