В нашей исторической литературе проблема зарождения идеи самоопределениячувашей как самобытного этноса нова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В Г.ЧЕБОКСАРЫ
Кафедра социальных иправовых дисциплин
Реферат
по дисциплине:История национально-государственного строительства
Чувашской Республики
на тему: «Газета«Хыпар» и ее роль
в чувашском национальном движении
вначале XXвека »»
Выполнил: студент гр. 06 –Г-211
Степанов И.В.
Научный руководитель:
Кодыбайкин С.Н..
Чебоксары 2007
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3 стр.
Глава 1.
Национальное движение в Чувашии
в начале XX века…………………………………………………………..5стр.
Глава 2.
Первая чувашская газета «Хыпар»………..……………………………… 7 стр.
Заключение………………………………………………………..............13 стр.
Список использованнойлитературы…………………………………….15 стр.
Ведение
В нашей исторической литературепроблема зарождения идеи самоопределения чувашей как самобытного этноса нова.Прежняя идеология вообще не допускала углубленных исследований по данной теме,ибо приоритет отдавался не национальному, а интернациональному вопросу, ипроблематика развития «малых» народов считалась неактуальной.
Коммунистическая партия, сохранив воснове своей идеологии руководящую роль одного русского народа иабсолютизировав теорию классовой борьбы, ловко уводила нации и народности отпроблем их возрождения и развития. Наибольшей ложью явилось искусственное«разрешение» национального вопроса в СССР, и огромная страна развалиласькак карточный домик. И что удивительно, так это то, что новые государственныеобразования не отказались от идей превосходства своих наций. Новую волнуподъема переживает великорусский национализм, взявший на вооружение многие атрибутыпрежней царской власти, ставшие снова тормозом в развитии добрыхмежнациональных отношений. Поэтому нам, чувашам, небесполезен небольшой экскурсв прошлое.
Правящие круги многонациональной России во все временапугались возможности какого-либо «сепаратизма» среди покоренных«малых» народов. Поэтому самодержавный строй выработал и утвердил рядоправдавших себя форм управления нерусскими этносами. Особое отношение к Чувашскому народу,к его культуре хотелось бы выделить, процитировав статью из «Казанской газеты» 1903 г.: «книжки на чувашском языке сеют толькосепаратизм и самомнение, крайне несимпатичное и даже вредное", что«чувашской культуры не бывало и не будет». Только на основе большой практической работы в областиразвития просвещения и образования можно было преодолеть подобные предвзятыерассуждения о „природных неспособностях“ чувашского народа. Естественно, в условиях царскойРоссии не могло быть никаких действий по обособлению чувашей от остальногогосударства, хотя бы по языковому признаку, не говоря уже о придании им каких-либоправ в административном отношении. Чуваши, как и другие нерусские народы, не моглив недрах России сложиться в буржуазную нацию: не было заметной промышленно-торговойбуржуазии, крупных землевладельцев, представителей чиновничества и офицерства,технической интеллигенции, деятелей науки и художественного творчества, очаговпредпринимательской деятельности, общественно-политической мысли и культуры.
Лишь кратковременно, в 1906—1907 гг.,на основе манифеста царя Николая II от 17 октября 1905 г. о политическихсвободах предпринимались слабые попытки этнической консолидации чувашей: вышлапервая чувашская газета (1906—1907 гг.), нелегально был создан(профессиональный) Союз чувашских учителей и деятелей просвещения (1906 г.), также нелегальнофункционировала Чувашская организация партии социалистов-революционеров(1906—1910 гг.).
О первой чувашской газете «Хыпар» мнеи хотелось бы рассказать в своей работе. Актуальностью этой темы являетсяогромное значение газеты в становлении чувашской культуры.
Цель реферата поведать об основателяхгазеты, о вкладе, внесенном в развитие Чувашского национального движения.
Задачами работы являютсяисследование:
1. предпосылок возникновения народного движения вЧувашии;
2. биографии Н. В. Никольского-основателя газеты;
3. деятельности газеты;
4. вклада, внесенного в развитие Чувашской нации деятельностьюиздательства «Хыпар».
Глава 1. Национальноедвижение в Чувашии в начале XXвека.
В начале XX века Чувашия представляласобой аграрно-сырьевой придаток к промышленнымрайонам России. На ее территорииимелось около трех десятковфабрично-заводских предприятий, носреди немногочисленного промышленногопролетариата чувашей было мало.Сельские капиталистические промыслынаходились еще в стадии мануфактурыи держались главным образом наэксплуатации надомников, рабочих снаделом. Крестьяне Чувашии в большинствесвоем пролетаризировались на отхожихпромыслах вне края. Чувашскаяторгово-промышленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойказажиточных крестьян. У чувашей не былонациональных партий. На территориикрая из всех политических партий Россиинаибольшую активность в революционномдвижении проявила партия большевиков.Среди крестьян вели также работувыразители интересов мелкойбуржуазии — социалисты-революционеры(эсеры).
Процесс политического иэкономического развития определялся действием тех же объективныхзаконов, что и по всей России. Что касаетсянекоторых особенностей в областисоциально-экономического развития(патриархальные пережитки в общественном быту, полуколониальное положение, слабое развитие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь усложняли процесс, не меняя его основ.
Чуваши активновключились в революционное движение. Массовые стачки и демонстрациирабочих промышленных центров России, в том числе Поволжья, имелибольшое значение для развития политического самосознания трудящихсямасс Чувашии. Развитие рабочего движения под руководствомреволюционных социал-демократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало кореннойперелом в революционной борьбе всех народов России. Отэкономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политическим:стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой царскоесамодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».
Важное значение в повышенииреволюционной активности масс имело распространение социал-демократических прокламаций.18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда местнымивластями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП— «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормовскогозавода», «Отчет Сормовской социал-демократической организации» и другие,а также один экземпляр ленинской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература быладоставлена в село Полянкикрестьянами-отходниками,работавшими на нижегородских предприятиях.
Назреванию революционного кризиса способствовала русско-японская война, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия общественной жизни, усилила недовольство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабочих и крестьян Чувашии политике царизма и произволу его местных властей. Крестьяне начинают проявлять интерес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политическойлитературы. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохраниласьтакая запись: «Народ открыто сталвосставать против существующих порядков в государстве. Появились и газетныестатьи, в которых выражаласьнеобходимость преобразования государственногостроя, свободы печати… Простолюдины вместе с интеллигентными лицами собирались на улицах и производили разные беспорядки… читали разные прокламации и пелиреволюционные песни...»
Глава 2.Первая чувашская газета «Хыпар»
После поражения декабрьскоговооруженного восстания начался постепенный спад революционной волны, сталаусиливаться реакция. Но революция в России еще продолжалась. Пролетариатотступал организованно, с боями.
В сложной обстановке разгула реакциии военно-полицейского террора большевики перестраивали работу партийныхорганизаций, расширяли связи с массами, отстаивали и развивали героическиереволюционные традиции пролетариата. От непосредственной подготовки масс кштурму царизма путем вооруженного восстания большевики перешли к тактикеиспользования легальной и нелегальной форм работы. В Чувашии вели революционнуюработу социал-демократические группы в Алатыре, Буинске, Козьмодемьянске,Курмыше, Чебоксарах, Ядрине и социал-демократические кружки в МалыхЯль-чиках Тетюшского уезда, Мариинском осаде Чебоксарского уезда, Цивильске.
В 1906 году большевики проводили собранияи митинги трудящихся, усиленно распространяли нелегальные листовки,прокламации, газеты и брошюры. Казанский комитет РСДРП еще в начале 1906 года,наладив работу двух подпольных типографий, улучшил дело издания революционной литературына языках нерусских народов, в том числе и на чувашском. В городах и селахЧувашии распространялись также листовки и прокламации, изданные Нижегородской,Симбирской, Самарской, Саратовской и другими органиациями РСДРП.
Для агитационной работы большевикишироко использовали и возможности легальных изданий. Благодаря деятельностиКазанского комитета РСДРП в Чувашию в1906—1907 годах доставлялись произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.Местные социал-демократические группы и кружки изучали работы В. И. Ленина «Кдеревенской бедноте», «Две тактики социал-демократии в демократическойреволюции», «Победа кадетов и задачи рабочей партии». Большое количество революционнойлитературы привозили в край рабочие-отходники и студенты. Часть литературыпереводилась на чувашский язык и размножалась на гектографах.
2 сентября 1906 года в Самарепроисходила конференция поволжских окружных организаций, в которой участвовалии делегаты Казани и Симбирска. Основными вопросами повестки дня конференциибыли организаторская работа среди крестьян, массовые выступления крестьянства иих формы, пролетариат и крестьянство и др. Крестьяне, как показали отчетыделегатов с мест, начали понимать необходимость революционной борьбы совместнос рабочими.
После конференции Окружнаяорганизация Казанского комитета РСДРП провела в уездах значительнуюполитическую работу. Её представители выезжали в Алатырь, Козьмодемьянск, Тетюши,Чебоксары и другие места, где распространяли прокламации, листовки, проводилисобрания социал-демократических групп и революционных кружков. Один из руководителейОкружной организации, Н. С. Фролов, прибывший в Тетюшский уезд для веденияреволюционной работы, 13 ноября 1906 года писал в Казанский комитет из селаМалые Яльчики, что листовки, брошюры везде читали на собраниях, и от них «ввосторге не только русские, но и татары, и чуваши».
В селениях Чебоксарского и Цивильокогоуездов вела активную работу небольшая группа левого крыла эсеров(максималистов) под руководством Т. Н. Николаева—студента Казанскоговетеринарного института, выходца из деревни Большие Крышки Воскресенскойволости Чебоксарского уезда. В группу входили учитель Н. Беляев, братья Дмитрийи Иван Кадыковы (из деревни Шахчурино Чебоксарского уезда) и др. При участииагитаторов из Казани и Чебоксар они часто проводили массовые митинги и собрания,распространяли революционную литературу, организовывали местные отделенияКрестьянского и Учительского союзов, призывали крестьян к революционным выступлениям.Однако, увлеченные индивидуальным террором, максималисты не уделяли должного'внимания организации массовых выступлений крестьян,
В борьбе против царизма большевикивступали во временные соглашения с имевшимися в Чувашии крестьянскими и другимиреволюционно-демократическими организациями и стремились привлечь их к общенароднойреволюционной борьбе. Вместе с тем большевики разоблачали и критиковаликолебания и непоследовательность этих организаций, в особенности эсеров.
Казанские и симбирские большевикидобивались единства действий трудящихся русской, чувашской, марийской,татарской и других национальностей края.
Представители чувашской интеллигенции вдекабре 1905 года добились от властей разрешения на издание в Казанилегальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» (Вести).Выход в свет первого номера газеты «Хыпар» 8 января 1906 года явился крупнымсобытием в жизни чувашского народа. Доиюня 1906 года редактором-издателем газеты был преподаватель Н. В. Никольский. Родился7 мая 1878года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики) в крестьянскоймногодетной семье.
Окончив Чебоксарское духовное училище, Николай в 1893 г. поступил в Казанскую духовную семинарию, а затемпродолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь темой своего выпускного сочинения Никольский выбрал «Христианствосреди чуваш», которое было признанолучшим.
После окончания академии Н. В. Никольскийзанимался преподавательскойдеятельностью, совмещая ее с занятиями наукой. Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуы и христианизации чувашей и других народовПоволжья. Получая материалы от корреспондентов, своих учеников, работая в архивах и библиотеках, Н. В. Никольский создал богатейшеесобрание источников, состоящее из 249 томов, включающихисторические документы, памятники письменности и художественной литературы, чувашскиесловари, этнографические и фольклорные материалы (15 тысяч куплетовчувашских народных песен, 10 тысяч сказок, около 8 тысяч пословиц, 5 тысяч поговороки загадок). Современники оценивали рукописное собрание Никольскогокак «драгоценнейшее культурное сокровище чувашского народа».В 1913 г. Н. В. Никольский защитил магистерскуюдиссертацию, стай первым чувашом, получившим ученую степень.
После Октября 1917 г. он работал вКазанском университете, Восточном педагогическом институте, занималсяподготовкой учебников и словарей и их изданием. В 1947 г. за совокупностьопубликованных трудов ему была присуждена ученая степень доктора историческихнаук. Осенью 1961 г.Николай Васильевич тяжело заболел. Сказав напоследок: «Никто не скажет,что я был лентяем»,ученый тихо скончался.
Ближайшими его сотрудниками ипомощниками были бывшие ученики Симбирской чувашскойшколы Тимофей Семенов (Тайр Тимки), Ефим Трофимов и Василий Волков.Тираж первых номеров «Хыпар» составлял 1500 экземпляров.
В первое время газета«Хыпар» держалась либерального направления и возлагаланадежды на царскую Думу, но вскоре она стала отстаивать революционно-демократическиеидеи.
В росте политического сознания трудящихсяЧувашии и усилении их революционной активности большую роль сыграли стихи, рассказы,фельетоны, пьесы и другие произведения чувашских революционных писателей и поэтов Т. С.Семеново-Тайра, М. Ф. Акимова, Н. И.Полоруссова-Шелеби, Д. А.Демидова-Юлдаша и других, опубликованные в разное время в газете «Хыпар».
«Хыпар» систематически помещала статьио революционном движении в стране, перепечатывала из русских левыхгазет статьи и заметки, рассказывающие о выступлениях рабочихи крестьян России.
С июня 1906 года редакторами газетыбыли последовательно С. К. Кириллов, С. И. Игнатьев, П. А.Алексеев, В.И. Иванов. С августа 1906 года газетавыходила под руководством «Чувашского национального союза учителей и деятелей просвещения*, созданного на нелегальном съезде в Симбирске.
Несмотря нанепоследовательность и ошибки, газета «Хыпар» по ряду основныхвопросов стояла на революционно-демократических позициях. В ней публиковалисьстатьи и заметки о борьбе крестьян за землю, о выступлениях чувашскогокрестьянства. В статьях по аграрному вопросу газета разъясняла массам необходимость безвозмезднойпередачи помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель вобщенародное достояние.
На первом этапе своейдеятельности «Хыпар» освещала национальный вопрос сбуржуазно-националистических позиций, но вскоре стала выдвигать требование установленияравноправия всех народов и языков, пропагандировала идеи дружбы народов.«Умные, образованные русские,— говорится в передовой статье «Хыпар» № 31—32 за1906 год,— никогда не насмехаются над другими: для них и русский, и чуваш—все люди,все равны… У русских, у чувашей, у татар — у всех один враг; нам всем надосплотиться и действовать вместе.… Если мы хотим изменить законы, все народыдолжны быть солидарны с русскими и сплотиться для упорной борьбы».
В ряде статей и заметокгазета распространяла идеи союза рабочего класса с крестьянством,ниспровержения царского самодержавия.
«Хыпар» уделяла большоевнимание публикации переводных и оригинальных брошюр и книг на чувашском языке.В 1906 году был издан «Календарь для чуваш: на 1907 год» тиражом более 7 тысяч экземпляров. Появилась серияполитических брошюр: «О политических свободах» (арестована цензурой), «О налогах», «Необходимые всем сведения», «Современное положение»и др.8 брошюре «Автономия иединство России» выражалось пожелание, чтобы государственный строй в России был построен на началах автономного управления ее народов и областей. Однакоавторы брошюры не понимали того,что создание такого строя невозможно безсвержения самодержавия. В своей деятельности газета испытываласерьезные трудности. Подвергались репрессиям ее редакторы-издатели, сотрудникии разносчики. Революционные статьи, стихи и очерки нередко урезывались и выхолащивалисьцензурой. Полицейские власти и духовенство прилагали много усилий, чтобыпомешать распространению газеты среди населения. Нередко жандармы являлисьв типографию и рассыпали набор, а ряд номеров арестовали.Газета жила под постоянной угрозой ликвидации. 27мая 1907 года она была закрыта. Несмотря на то, что газета«Хыпар» просуществовала лишь окало 17 месяцев ипроявляла непоследовательность, она сыграла важную роль вразвитии и укреплении чувашской революционно-демократическоймысли, в росте политического сознания широких масс чувашскогонарода.
Заключение.
В прошлом году отмечалось 100-летиегазеты «Хыпар». Всвязи с этим событиемхотелось бы процитировать обращение президента Чувашской республики Н.В.Федорова, посвященное этомувеликому событию:
«У каждого народа есть явления, которые составляют неотъемлемуючасть его культуры и самобытности. Для нас таким явлением стал «Хыпар». Газетазнакома как пожилому поколению, так и молодежи, и на устах у всех с самогодетства.
Первой чувашской газете — 100 лет.Она самая первая. Самая старшая. Старшему всегда трудно. Если даже родителиочень опекают старшего, ему все равно многое приходится постигать самому, а вотмладшим он уже сам помогает освоить жизненные навыки.
Сегодня, ровно через сто лет послепоявления первой чувашской газеты, мы можем с уверенностью сказать, что,именно:
- с «Хыпара» началасьчувашская журналистика;
— «Хыпар» стал родоначальником формирования и развитиялитературного чувашского языка;
— «Хыпар» — газета, позволившая чувашскому народу осознатьсебя, собственные интересы, начать системное изучение своего родного языка,традиций, обычаев, культуры;
— «Хыпар» – это школа по подготовкевысококвалифицированных кадров чувашских журналистов и литераторов;
— «Хыпар» – газета–интернационалист, сплотившаявокруг себя не только чувашей, но и другие народы России….»
«… Наши исследователи уже далидостойную оценку главной газете республики, которая по-прежнему остаетсявсечувашским печатным изданием. Вклад «Хыпара» в духовное просвещениенарода, расширение мировоззрения, ликвидацию неграмотности среди чувашей,развитие печатного слова и литературного языка неоценим. Семена, посеянныепервой газетой «Хыпар», действительно дали достойные всходы: об этомубедительно свидетельствуют сегодняшние газеты-журналы, выходящие на родномязыке. В передовице первого номера «Хыпара» его основатель и редакторНиколай Васильевич Никольский так определил стратегию газеты: «И НАМ, ЧУВАШАМ,СЛЕДОВАЛО БЫ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ, В КОРНЕ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ».
Какой глубокий смысл в этих словах:«НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ»! В этом направлении мы должны трудиться и сегодня, ибо в этихнаставлениях основателя «Хыпара» заключена и стратегия развития чувашей иЧувашии.
Несмотря на революционные перипетии начала XX века, первые«хыпаровцы» были выразителями глубинных, истинных чаяний чувашскогонарода и били набат для будущих поколений, чтобы они стремились к знаниям, ведущимк добру…»
Газета «Хыпар» находится вавангарде национальной прессы страны. На ее базе создан и успешно функционируетуникальный в своей сфере Издательский дом, в недрах которого издаются 6большетиражных газет на чувашском языке, журнал сатиры и юмора, татароязычнаягазета, а также на русском языке литературно-публицистический журнал«ЛИК». Это живой пример настоящего интернационализма и толерантности.
Во времена Никольского чуваши лишьмечтали о чувашской газете, поскольку не владели русским языком. А теперь, вусловиях двуязычия, чуваши по-прежнему верны газете «Хыпар» и егодетищам. Это говорит о том, что чуваши по-прежнему хотят приобщаться к Добру иДуховности посредством родного языка. И это обстоятельство очень важно. Намнадо его осознавать и оберегать. Можно надеяться: у такого народа с такимнаследством — великое будущее!
А в этом наследии — и величие НиколаяВасильевича Никольского, его учеников и единомышленников. И также значимостьсегодняшнего «Хыпара».
Да будет в веках наш родной народ ида будет востребована всегда всечувашская газета! Да будет так!»
Список использованнойлитературы.
1. Данилов В. Д. История и культура Чувашской Республики (XX век). ЧастьII: Учебное пособие. —Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во,
1997.-112с.
2. Кузнецов И.Д. ИсторияЧувашской АССР. Т.1. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966 г.
3. СергеевТ. С. Культура Советской Чувашии. К 70-летию автономии республики.Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989.—335 с.
4. www.cap.ru официальный портал органов властиЧувашской республики.
5. http://www.gov.cap.ru сайт президента Чувашской республики.