Введение… 2
Возникновение государства у франков… 2
Формирование феодального общества игосударства франков. 4
Государственный строй франков. 10
Франкская империя в VIII—IX вв. 14
Заключение… 16
Литература. 16
Введение
На огромной территории Римской империи было рассеяномножество варварских племен: готы, франки, бургунды, аламанны, англосаксы и пр.
Римляне все чаще использовали германцев в качественаемных солдат и поселялиих на своих границах. В V в. высшие званияримских магистратов стали носить вожди варварских племен, возглавлявшие союзныеРиму армии, которые заключили соглашение о переходе под власть Рима.
Упадок императорскойвласти, все возрастающая непопулярность римского правления создавалиблагоприятные условия королям—союзникам Рима для расширения полномочий, дляудовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой наимператорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги сместного населения и пр.
Вестготы, например, поселенные Римом в качестве своихфедератов в 412 году в Аквитании (Южная Франция), впоследствии расширилитерриторию своего Тулузского королевства за счет территориальных завоеваний,признанных в 475 году римским императором. В 507 году это королевство былопокорено франками. В 476 году власть в Западной Римской империи была захваченаодним из варварских военачальников Одоакром. Он был убит в 493 году основателемкоролевства остготов Теодорихом I, установившим свое единоличное правление вовсей Италии. Это королевство пало в 555 году. Возникали и поглощались врезультате кровавых войн, междуусобиц и другие «племенныегосударства» варваров.
Но особую роль в Западной Европе суждено было сыгратьсалическим (приморским) франкам, входившим в союз германских племен,сложившийся в III в. на северо-восточной границе Галлии, провинции Римскойимперии.
Салические франки, воглаве со своим вождем Хлодвигом (481— 511 гг.), в результате победоносных войнв Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширноекоролевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев.Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становитсявластителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориальногокоролевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налогис местного населения и пр.
Галлия, однако, еще долго сохранялась под сеньюВосточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского императорабыл присвоен франкскому королю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима иримской христианской церкви Галлия вопреки географической раздробленностисохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходедлительного эволюционного процесса в ту Франконию, которая сталапрародительницей будущей Франции и Германии, а также территориальной первоосновойразвития западной христианской цивилизации.Возникновение государствау франков
Для Галлии пятое столетие явилось временем глубокихсоциально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима(территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввлениеглубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов,крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторженийиноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В итогебольшая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками(салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германскихплемен в конечном я юге оказались наиболее сильными салические франки(возможно, от Sala так называлась в древности одна изрек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI в. захватить большую часть страны.
Возникновение классового общества у франков, наметившееся уних еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоеванияГаллии.
Каждый новый поход увеличивал богатства франкскойвоенно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли,значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовымифранками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже неиспытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своейновой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всейземли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последниеделились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользованиеотдельных семей.
Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, почисленности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римскаяаристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересовположило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причемпервая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формированииновой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих рукахзахваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняяродоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла.Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации своенным вождем — королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и егоприближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя ещесохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строяфранков. Формируется новая «публичная власть», которая уже несовпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженныхлюдей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учрежденийвсякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новойпубличной власти было связано с введением территориального разделениянаселения. Земли, заселенные франками стали делиться на «паги»(округа), состоявшие из более мелких единиц — «сотен». Управлениенаселением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицамкороля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладалона первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление.Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.
Возникновение государства у франков связано с именемодного из их военных вождей — Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под егоглавенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическимшагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическомуобразцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати игосподствовавшей в Галлии, католической церкви.Формирование феодального общества и государствафранков.
Завоевательные войны франков ускорили процесс созданияФранкского государства. Глубинные же причины становления франкскойгосударственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ееклассовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.
Государство франков по своей форме было раннефеодальноймонархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе,которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это обществохарактеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных,общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основныхклассов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несетна себе значительный отпечаток старой общинной организации, учрежденийплеменной демократии.
Государство франков прошло в своем развитии дваосновных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж,разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий(на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокойсоциально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходекоторой постепенно складывалось собственно феодальное государство в формесеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается созданиекрупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодальногообщества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанноговассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемогоим зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизациираннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.
В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовыесвязи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты,немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящуюверхушку в ходе военных походов Хлодвига.
Наиболее ярко социально-классовые различия враннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда,правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов.Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие отсвободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к кражеживотного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у франковдругих социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) иполусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими,сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождениеми правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало.Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность ккоролевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственномуаппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещений,которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.
Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободныелиты, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов.Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося вличной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать вдоговорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военныхпоходах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своимгосподином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литуполагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казньза похищение свободного человека.
Право франков свидетельствует и о начавшемсяимущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится огосподской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасахи даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.
Вместе с тем Салическая правда свидетельствует одостаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля,луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельныйнадел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правдеотсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая правопередачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовыхразличий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода впервоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод —отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков —сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал воснове возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а сдругой — земельного держания зависимых от них крестьян.
Процессы феодализации у франков получают мощный импульсв ходе завоевательных войн VI—VII вв., когда в руки франкских королей,служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная частьгалло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той илииной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжениязавоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов,колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходитна службу к франкским королям.
Столкновение общинных порядков франков и позднеримскихчастнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействиестоль различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых,феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинаетскладываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую(домен) и крестьянскую (держание). Расслоение «рядовых свободных» впериод завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки вмелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.
Процессы феодализации в VI—VII вв. на юге Галлии неполучили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкскойколонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместьягалло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, ноглубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счетповсеместного роста крупного церковного землевладения.
V—VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощногоидеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновьвозникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческомбратстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.
Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей,возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские догматы,идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретенияпрощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений,повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознаниявнимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть,посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковьстала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет иправителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе иземельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви отХлодвига.
Возрастающая идеологическая и экономическая рольцеркви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях.Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имелаединой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей,руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима,получивший впоследствии звание папы римского.
В деятельность церкви в качестве «христовыхнаместников» на земле все больше вторгались и короли, которые в целяхукрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своихприближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступаяиногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанскомцерковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть введенв церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанскогоцерковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королейконтролировать назначение епископов.
Это было время все более тесного переплетения светскойи религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали вправительственных органах, а гражданская администрация на местахосуществлялась епархиальными управлениями.
При Дагобере I в начале VII в. отправление церковныхфункций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенныекороля становились местными правителями — графами и епископами одновременно;нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающимиихсельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащихналогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.
Сами же епископы, владея большими церковными хозяйствами,стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии,чему способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами,представителями феодальной верхушки.
Бурным ростом феодальных отношений характеризуютсяVII— IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот,приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельнойсобственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной властифеодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов.Начавшийся с VI—VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрямиземлевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором тотут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновенияместной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концуVII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой иРейном.
Одной из попыток решить проблему укрепления государственногоединства в условиях повсеместного неповиновения центральным властям сталцерковный собор «прелатов и знатных людей», прошедший в Париже в 614году. Эдикт, принятый собором, призвал к «пресечению наисуровейшимобразом мятежей и наглых вылазок злоумышленников», грозил наказанием за«хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов наторговых местах», но одновременно ограничивал и право гражданских судей исборщиков налогов на церковных землях, закладывая, таким образом,законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению соборадолжны были впредь избираться «духовенством и народом» присохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.
К ослаблению власти франкских королей привело преждевсего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований,предоставления новых прав землевладельцам, установления новыхсеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевскойвласти и восстановление единства франкского государства. Такую политику истали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к нимкоролевской короны в 751 году.
Реформа КарлаМартелла
Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал своюдеятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своихполитических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Онвоспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей.За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знатиземельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиции (отлат. beneficium — благодеяние, милость) при несении той или инойслужбы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королюи приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собойпотерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которыенесли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формыпожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношенийсюзеренитета—вассалитета между крупными и мелкими феодалами.
Расширению феодального землевладения в VIII в.способствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волнафранкской колонизации. Причем если во франкской колонизации VI—VII вв.принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизацииVII—IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлеченызажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарствомкласс феодалов.
С середины VIII в. начинается период, предшествующийзавершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальныхземлевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространениеполучают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие наоснове особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Наразвитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт —клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков быливызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономическойсамостоятельности мелкокрестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежамифеодалов. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественнойзависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавалиим право собственности на свои земельные участки, получая их обратно наусловиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.
В процессах установления власти крупныхземлевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианскаяцерковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующегоположения церкви были монастыри, а светской знати — укрепленные замки, которыестановились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символоммогущества сеньоров.
Договоры коммендации (покровительства) возникли преждевсего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда былинепосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельныйучасток коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления.Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно терялисвою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становилиськрепостными.
Договор прекария был непосредственно связан спередачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли,передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех илииных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать наполях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавалсяпереходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовалитри формы прекария: precaria data («прекарий данный»)— своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный илималоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. Подоговору precaria remuniratoria («прекарийвозмещенный») прекарист первоначально отдавал свой участок землиземлевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал,как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata («прекарий подаренный») прекарист (чащевсего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в экономическуюзависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой идополнительный участок земли, но уже в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защитыпротив третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог бытьвзят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластныхмагнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобретал над ними всебольшую власть.
Государство всемерно содействовало укреплению этой власти.В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать подпокровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенновассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.
Поздние «варварские правды» свидетельствуюти о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящихв связи с развитием новых феодальных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах(VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный наземлю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственнойсамостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.
Вестготы в V—VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Ноостготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например,«если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то онмог вернуть долг из пекулия», то есть из имущества, которым он владел.
Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаясяот прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельныйарендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колонведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви илиотрабатывать барщину 3 дня в неделю.
Происходят изменения и в правовом статусе рабов.Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если поримскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салическойправде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такойженщине право возражать против «рабской работы служанки» (18,2).
И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваютсяправа передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию приходит феод (Наследственное,в отличие от бенефиция, феодальное земельное владение, пожалованное сеньоромсвоему вассалу за службу). Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающихполитической властью в своих владениях.Государственный строй франков.
В процессах становления и развития государственногоаппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление,особенно характерное для начального этапа (V—VII вв.), проявилось вперерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти,в собственно государственные органы. Второе — определялось развитием органоввотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращениемгосударственной власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоровс формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающемэтапе развития франкского общества (VIII—IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсом созданиянового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организацииуправления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкскимкоролем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Изпростого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положениявсеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, другихплеменных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепившихпозиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, былопринятие христианства.
С принятием христианства Хлодвигом церковь становитсямощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в рукифранкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на«истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единогокороля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.
Постепенный переход галльской элиты в христианскуюверу становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развитияособой региональной феодально-христианской, западноевропейской(романо-германской) цивилизации.
Социально-экономические, религиозно-идеологические,этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственноевлияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственногоаппарата франкской империи, поглотившей в VIII—IX в. большинство варварскихгосударств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовойобщины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней итерриториальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит ужео существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе стем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления.Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно былозаменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем(при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжалисуществовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебныефункции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами,знатоками права («выносящими приговор»), были представителямиобщины.
Роль общины в судебных делах была исключительновелика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляласоприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; самиродственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачиваливергельд.
Король выступал прежде всего как «охранительмира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебаронывыполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правдапредусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихсяудовлетворить требование свободного человека и применить власть кправонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельностьобщины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала,например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.
Королевские предписания, согласно Салической правде,касаются незначительного круга государственных дел — призыва в войско, вызовав суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так,например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого вобщинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в еепоземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.
Власть франкских королей стала передаваться понаследству.' В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядковзаконодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не безвлияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, онеограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там жепоявляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.
Однако король в это время — прежде всего военныйпредводитель, военачальник, главной заботой которого является «порядок»в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. Сограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективнодействующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельныхкоролевских судов, обладающих апелляционными функциями.
Складывающийся государственный аппарат отличается ещекрайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий,соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственногоуправления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Срединих выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый графвыполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками,наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранителькоролевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты,предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями вкоролевскую казну, за сохранностью имущества дворца.
В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца,а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом,власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походовкороля, который управлял своими территориями «из седла».
Формирование местных органов власти происходит в этовремя под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графыначинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими,военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почтине упоминается. Понятия «граф» и «судья» становятсяоднозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевскойвласти.
Вместе с тем вновь возникающие органы государственногоаппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки,имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшиеинтересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римскихземлевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так,например, широко использовались на государственной службе дружинники короля.Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франковдружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствиине только романизированными галлами, которые отличались своим образованием,знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшимипридворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевскойвласти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новыхпорядков, суливших им обогащение и социальный престиж.
Во второй половине VII в. складывается новая системаполитического господства и управления, своего рода «демократия знати»,которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося классафеодалов в управлении государством.
Расширение участия феодализирующейся знати в управлениигосударством, «сеньоризация» государственных должностей привели кпотере королевской властью той относительной самостоятельности, которой онапользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когдакрупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большуювласть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий изпредставителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета корольфактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепеннопередаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах.Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административныхи судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшиекрупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебныештрафы.
Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запрещалосьназначение «должностного лица (judex — вероятно, герцога илиграфа), как и подчиненного ему человека», если они не были местнымиземлевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения ХильперикомII этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись закрупными местными феодалами.
В поздних правдах местным правителям—герцогам и графам— уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозитлюбому за невыполнение требований герцога или графа, за «пренебрежение ких повестке с печатью» Специальный титул 2-й Баварской правды посвященгерцогам, «которых народ поставил илиих избрал»; онсвидетельствует о широте тех дел, «которые их касаются». Здесьпредусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение,но и за «небрежность» при выполненииих приказов (2, 13), вчастности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога обубийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, «поступившего противзакона» (2, 2).
Более того, по Аламаннской правде должность герцоганаследуется его сыном, которому, однако, грозит «изгнание и лишениенаследства» за попытку «завладеть ею грабительски» (25, 1—2),правда, король мог «простить сына… и передать ему наследство» (34,4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате сталинаследственными.
Сохранявшееся в той или иной степени повиновениеместной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями скоролевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху так называемых ленивыхкоролей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки,отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли изначения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Яркимпримером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще вVII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомовПипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаряпроведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единствофранкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации,расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признаватькороля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующегоМеровинга в монастырь и занял его престол.
Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшемуразвитию феодального государства, той административной системы, в которойглавную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройкеаппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетныхграмот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета,изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей всудебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получалполитическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило,санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьянот своих сеньоров-вотчинников.Франкская империя в VIII—IX вв.
Система иммунитетов неизбежно должна была повлечь засобой усиление раздробленности, местного сепаратизма. Но при Карле Великом(768—814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, охватываяогромную территорию. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Римеимператорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римскихимператоров. Карлу и поддерживающей его церкви коронация нужна была в качествеполитико-идеологического средства укрепления королевской власти за счетатрибутов Римской империи.
Еще задолго до коронации Карл стал называтьсяхранителем «христианской империи» (imperiumchristianum). Он сам в 794 году созвал во Франкурте Вселенскийцерковный собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине ицерковном праве. Борясь за «чистоту веры», он рассылал во все концыстраны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривающие смертную казнь заоскорбление священников и христианской веры.
Несмотря на все усилия Карла I и церкви, империя нестала единым территориальным образованием. Летопись свидетельствует онепрерывных войнах, мятежах в империи. Множество кланов, племенных, феодальныхполуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личнойвластью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призваныбыли защищать ее от скандинавских, арабских, славянских и др. набегов.
Усилению личной власти императора способствовал и бурныйпроцесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищнического захватаземель в VIII—IX вв. король (император) выступает в качестве высшего сеньора,высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светскихфеодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения.
Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевскойвласти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, ониучаствовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась,королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельныхмагнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямыхвассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находились подих непосредственным покровительством. Власть Каролингов становилась все болеесеньориальной, частной, она растаскивалась местными владыками, графами,епископами.
В руках Карла Великого оставалась лишь определеннаячасть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочиям по-прежнемуотносилась «охрана мира», охрана границ, определенная координациядействий центральной власти и вотчинных властей.
В капитулярии, прибавленном к Баварской правде КарломI, указывалось, что император «как охранитель мира» должен пресекать«нарушение власти», обеспечивать «правильный мир для церкви,вдов, сирот и слабых», уделять «особое внимание» наказанию«разбойников, убийц, прелюбодеев и кровосмесителей», строго охранять«права церкви и ее имущество». Формально император обладал и высшейапелляционной властью. «Если кто заявит, что его неправильно судили, —записано в том же капитулярии, — то пусть явится перед нами». Но тут жеуказывалось, что все имущественные споры должны «получать окончательноерешение с помощью графов и судей на местах».
К выполнению этих функций был приспособлен и императорскийаппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной исветской знати, решал все дела, «имеющие отношение к благу короля икоролевства». Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великомуповиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывалимсвою волю.
Во главе местной администрации стояли крупные землевладельцы,губернаторы и графы, делящие власть с епископами. «Епископы вместе сграфами и графы с епископами, — предписывал капитулярий Карла I, —должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнятьсвою службу». Важную роль играли маркграфы, военные начальники впограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.
Карл правил не через имперскую бюрократию, у него небыло даже столичного города, а через рассеянный по империи административно-судебныйаппарат «государевых посланцев», которые призваны были проводить вжизнь королевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одногосветского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающиенесколько графств. Вих компетенцию входило прежде всего наблюдение зауправлением королевскими поместьями, за правильностью совершения религиозныхобрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решенияместных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника,находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновениеепископа, аббата и других грозило им штрафом. Контролирующий тандем светских ицерковных посланцев короля — еще одно свидетельство слабости и неэффективностицентральной власти, не имеющей опоры на местах.Заключение
В начале IX века Франкское государство находилось в зенитесвоего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея насвоих границах противника, равного ему по силам, оно казалось несокрушимым и незыблемым.Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и распада.Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей,ничем кроме военной силы не связанных. Сломив на время массовое сопротивлениепорабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованностьв едином государстве. В это время экономика франкского общества носиланатуральный характер. Соответственно не было прочных стабильных хозяйственныхсвязей между отдельными районами. Отсутствовали и какие-либо другие факторы,способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свойпуть развития от раннефеодальной монархии к государственности периодафеодальной раздробленности.
В 843 году раскол государства был юридически закреплен вдоговоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемникамиимперии стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное(будущие Франция, Германия и отчасти Италия).
В 987 году умер последний каролингский король ЛюдовикV, преемником которого стал Гуго Капет. Титул императора перешел к вождювосточных франков, населяющих территорию, названную много столетий спустяГерманией.
Капетинги сохраняли власть только за счет контроля надвассалами в родовом домене короля. Так, вместе с превращением властимонарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархиипостепенно приходила новая феодальная государственная форма — сеньориальнаямонархия.Литература.
1. История государства и правазарубежных стран / под ред. Жукова О.А., Крашенинниковой Н.А. – М., 1996
2. Всеобщая историягосударства и права / под ред. Батыра К.И. – М., 1993
3. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995
4. Хрестоматия по всеобщейистории государства и права. / под ред. З.М.Черниловского. — М., 1998
5. Хрестоматия по историисредних веков. / под ред. Грацианского и Сказкина. – М., 1993