Реферат по предмету "История"


Петр Великий - человек и государственный деятель

НовосибирскийГосударственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра истории отечества
 
 
 
 
 
 
Петр Великий — человек и государственный деятель.Петровские реформы.
 
Выполнила студентка 1 курса Черкашина А. Е.,факультет ВИЗо, 
 
 

Новосибирск
2000г.

План.                                                                              2
1.   Введение.                                                                     3
2.   Содержание:
а) точка зрения Гумилева                                                        3
б) точка зрения Ключевского                                                  4
в) точка зрения Соловьева                                                      5
г) учебник истории .                                                                 7
3.   Заключение(вывод).                                                   8
4.   Источникилитературы.                                              9
Введение.
Петр  I был описан многими историками как выдающийся политическийдеятель, яркая личность, справедливый и демократичный царь, правление которогобыло настолько богато событиями и противоречиво, что явилось причиной существованияна эту тему массы научной, научно-популярной и художественной литературы.Обратимся лишь к некоторым, достаточно известным, источникам.
Петр I — сын царя Алексея Михайловича Романова и НатальиНарышкиной, дочери боярина Кирилла Нарышкина. Родился он 30 мая 1672 года вКремле. Петр был первым ребенком от второго брака. Среди его братьев и сестертолько царевна Софья, дочь Марии Милославской, отличалась особой энергичностью,чем напоминала своего отца, а еще более — прадеда, патриарха Филарета.
ТОЧКАЗРЕНИЯ ГУМИЛЕВА
В 1682 г.,после смерти царя Федора Алексеевича, старшего сына Алексея Михайловича и М.Милославской, осталось два претендента на престол: царевич Иван, Милославский,и царевич Петр, Нарышкин. Поскольку ни боярская Дума, ни народ не моглиопределиться с решением, какому из царевичей отдать предпочтение, этот вопросрешил патриарх Иоаким, предложив избрать Петра Алексеевича, объяснив выборгосударственными соображениями: царевич Иван был болен.
УчастьМилославских была бы решена, не вмешайся стрелецкие войска. Несомненно, Милославские способствовали этому вмешательству. С точки зрения Л. Н. Гумилева,на тот момент стрелецкие войска почти сплошь состояли из субпассионариев, людейбессовестных, беспринципных, так называемых «отбросов общества», для которыхбесплатная еда и выпивка были всего важнее в жизни.
Очень многородственников и сторонников Нарышкиных погибли от рук озверевших стрельцов. Но,тем не менее, власть получили не Милославские, как они на то рассчитывали, аэти самые стрельцы, которые и после провозглашения правительницей «при великихгосударях» Иване и Петре Софье продолжали громить усадьбы и погреба бояр.Поскольку стрельцы в таком состоянии представляли собой удобное оружие дляавантюриста, он нашелся. Это был князь Иван Хованский, по прозвищу Тараруй.
ЭтотХованский, заигрывая со стрельцами, настраивая их против правительства ипобуждая их к новым требованиям и шантажу, побудил и правительницу Софью крешительным действиям. Софья, сбежав с Иваном и Петром в Коломенское, приказаласобраться дворянскому ополчению.
Кончилось этотем, что, по приказу Софьи, Хованский был казнен, и начальником Стрелецкогоприказа был назначен думный дьяк Федор Шакловитый.
С этогомомента открыто стала править Софья.
Правила онадо 1689 года, когда вернулся из крымского похода князь Голицын. Л. Н. Гумилевсчитает, что политика поддержки европейских католических государств, проводимаякнязем Голицыным, вызвала недовольство русского народа и знати, и это привелоих к поддержке Петра и последующему восхождению его на трон.
Л. Н. Гумилевтакже считает, что «петровскую легенду» создала Екатерина II,немка по происхождению, в целях пропаганды.
ПолитикаПетра I была также, как политика князя Голицына,ориентирована на Европу, но не на католическую, а на протестантскую ее часть,как то: Англия, Голландия, Бранденбург. Все его попытки изобразить из РоссииГолландию не могли ни к чему привести, т.к. фазы этносов даже близко несовпадали.
Послеуничтожения стрелецких войск, подавления восстаний башкир и донских казаков, уПетра не было постоянной и многочисленной армии.
И емупришлось ее создать с помощью «рекрутов», которых призывали в армию на 25 лет,т.е. практически навсегда. Войска эти обходились казне дорого.
Вкупе срасцветшей в управлении страной коррупцией это вызывало постоянный дефицитгосударственного бюджета. Что, по-видимому, поспособствовало введению в 1714году подушной подати — налога с жителей России за то, что они существуют. Дляболее качественного получения этого налога пришлось провести перепись всегонаселения. В следствие чего за налог с бедных стали отвечать более богатые:отцы города, губные старосты, а также, как это ни странно, помещики-дворяне,которые должны были платить подушную подать со своих крестьян. В результатечего появилась особо гнусная форма крепостного права, которая была упраздненатолько в 1861 году.
Выводы из этого таковы: во-первых, Петр I являлся пассионарием,что соответствовало тогдашней акматической фазе российского этногенеза, и всеего действия и поступки диктовались в первую очередь именно этимобстоятельством; во-вторых, деятельность этого царя не являлась стольвозвышенной, благородной  и необходимой для страны, как ее описывали иописывают и по сей день историки. А некоторые последствия этого правления, указываетГумилев, оказались впоследствии даже пагубными.
Это былорассмотрение правления Петра I в соответствии с теориейэтногенеза Льва Николаевича Гумилева. (Л. Н. Гумилев «От Руси до России»)
ТОЧКАЗРЕНИЯ КЛЮЧЕВСКОГО
По описаниюКлючевского,  Петр 1 «был добрый по природе как человек, но груб как царь, непривыкший уважать человека ни в себе, ни в других». При всем своем уме,любознательности и трудолюбии, Петр не имел хорошего воспитания, не умел вестисебя в обществе, как подобает члену царской семьи.
При поездкахза границу, несмотря на то, что он старался сохранить инкогнито, одевался ипредставлялся Петром Михайловым, по многим приметам его все равно узнавали, какрусского царя, и удивляясь его уму и знанию множества ремесел в совершенстве,удивлялись также его грубости, бестактности, незнанию хороших манер и даженеумению пользоваться за столом ножом и вилкой.
С ранних летПетр тянется к новым знаниям. Не умея толком грамотно писать, Петр изучаетарифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию, овладевает астолябией,изучает строение крепостей, умеет вычислять полет пушечного  ядра. В амбарахсела Измайлова, которые Петр осматривал вместе с Тиммерманом, он находитзавалявшийся английский бот, который, по рассказу самого Петра, послужилродоначальником русского флота, пробудил в нем страсть к мореплаванию, повел кпостройке флотилии на Переяславском озере, а потом под Архангельском. Позже,после проведенных 4 месяцев в Голландии, где «Петр узнал, «что подобало добромуплотнику знать», но, недовольный слабостью голландских мастеров в теориикораблестроения, в начале 1698 г. отправился в Англию для изучения процветавшейтам корабельной архитекутуры, радушно был встречен королем, подарившем ему своюлучшую новенькую яхту, в Лондоне побывал в Королевском обществе наук, где видел«всякие дивные вещи», и перебрался неподалеку на королевскую верфь в городокДептфорд, чтобы довершить свои познания в кораблестроении и из простогоплотника стать ученым мастером.» При этом, съехав после трехмесячногопроживания в частном доме, Петр со своей свитой оставили после себя такойужасный разгром, что хозяин предъявил счет повреждений на 350 фунтовстерлингов. Внимательно изучая техническую науку на Западе, Петр не счел нужнымприсмотреться к тамошним нравам и порядкам. Ключевский пишет, что английскогоепископа Бернета «Петр одинаково поразил своими способностями и недостатками,даже пороками, особенно грубостью, и ученый ангилйский иерарх не совсем набожноотказывается понять неисповедимые пути провидения, вручившего такомунеобузданному человеку безграничную власть над столь значительною частьюсвета.»
В войнах Петробычно не участвовал лично, ведя за собой полки. Но и не сидел во дворце,рассылая повсюду указы. Он был, по замечанию Ключевского, «чем-то вродегенерал-фельдцейхмейстера, генерал-провиантмейстера и корабельногообер-мастера». И далее следует его вывод о Петре, как о человеке игосударственном деятеле: «Такая безустанная деятельность, продолжавшаяся почтитри десятка лет, сформировала и укрепила понятия, чувства, вкусы и привычкиПетра. Петр отлилссся односторонне, но рельефно, вышел тяжелым и вместе вечноподвижным, холодным, но ежеминутно готорым к шумным взрывам — точь-в-точь какчугунная пушка его петрозаводской отливки.»
Властность ижестокость Петра не имели границ. Скорее всего, это было следствием детскихвпечатлений жестоких событий 1682 года. Когда в июле 1698 года, находясь вВене, он получает сведения о готовящемся новом стрелецком мятеже,подготавливаемом сестрой, то сразу же скачет в Москву, отказавшись отпланируемой поездки в Италию. И там, в Москве, замечает Ключевский, «на многодней погрузился в раздражающие занятия со своими старыми недругами, вновьподнятыми мятежной сестрой.… Недаром Петр был совершенно вне себя во времяэтого розыска и в пыточном застенке, как тогда рассказывали, не утерпев, самрубил головы стрельцам.»
ТОЧКАЗРЕНИЯ СОЛОВЬЕВА
Петр 1 былдействительно Великим, как и прозвали его в народе. Он жил и трудился на благонарода и заботился только о народе. Это проявилось во многих его деяниях. ВМоскве были открыты 8 аптек и закрыты «зелейные лавки», в которых продавалилечебные травы, «от коих люди умирали скорою смертию», а также запрещаетпродажу в этих аптеках вина. Запрещает ношение холодного оружия, т.к. во времяпьяных драк люди режут друг друга ножами, иногда насмерть. По просьбе народаже, для борьбы с частными пожарами, крыши кроют черепицей вместо тисовых, адома строят каменные, и строят их вдоль улиц, по европейскому обычаю, а невнутри дворов, как раньше, по азиатскому. 
Петр издаетуказ о наказании смертной казнью за умерщвление младенцев, родившихся сфизическими недостатками.
Женщин отнынезапрещено запирать дома, а надобно вывозить в общественные собрания. Соловьевпишет, что при женщине мужчины обычно сдерживают свои дурные или неприличныенравы, но когда женщина заперта в доме, т.е. не имеет права выходить на улицу,то и мужчина не имеет сдерживающих причин. И вследствие этого в России вдопетровское время нравы были низменные.
В заботе онароде Петр проводил и другие реформы. Как-то: введение коллегиальногообластного управления (решение всех вопросов не только воеводами, но ещедвумя-тремя людьми из дворянства), учреждение Сената, создание школ, переводаиностранных книг, причем перевод, приказывал царь, должен быть не дословный, асмысловой. Введение обязательного обучения грамоте хотя бы дворянства.
С цельюподнять потерявшую уважение церковь в глазах народа, было проведено несколькоцерковных реформ. Введена обязательная грамотность духовенства. Учрежден Синод.Уклад жизни в монастырях был коренным образом пересмотрен, т.к. монастыристановились уже средой порока. Теперь монахам вменено было в обязанность вестиблагочестивый и самоотреченный образ жизни, а также заниматьсяблаготворительностью.
Делает Петрмного и для науки. Поручает ученому Поликарпову написать русскую историю и в тоже время переводить книги о событиях всеобщей истории, как-то:  книгу оТроянской войне, Квинта Курция о деяниях Александра Македонского.
С 1703 г. вМоскве начинают издаваться  «Ведомости о военных и иных делах, достойных знанияи памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».Также Петр делает общедоступным театральное искусство — «на Красной площадипостроена была деревянная комедиальная храмина — для всех».
Для страны вцелом Петр тоже делает немало, а возможно, даже больше. При его правленииразвивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенноепроизводство, кораблестроение, военное ремесло.
Военныедействия ведутся Петром умело и четко, без излишней самоуверенности, но сцелеустремленностью. Чтобы противостоять Турции, берет со второго раза Азовскуюкрепость. Чтобы пробить «окно в Европу», т.е. выход на Балтийское море, ведетвойну со шведами. Решающая битва происходит под Полтавой 27 июня 1709 года. В1710 году были взяты и присоединены к России города Выборг, Рига, Ревель. Послеих взятия Россия становится могущественным государством, имеющим для Европыбольшое значение. В 1713 г. присоединили Финляндию. В 1716 г. царь Петрвыступает посредником в примирении между Речью Посполитой и королем Августом.30 августа 1721 года в Ништадте был заключен мир, и 4 сентября в Петербурге вТроицком соборе состоялся молебен по случаю празднования заключения мира. И 22октября того же года Петру 1 был поднесен титут Отца Отечества, Великогоимператора Всероссийского. После этого Россия стала империей, второй империей вЕвропе. И, наконец, в 1723 году в Петербурге был заключен договор с Персией,после чего Россия получила западный берег Каспийского моря и стала ужеокончателно могущественной морской державой.
Также, вовремя войны со шведами, донские казаки во главе с Кондратием Булавиным поднялибунт против царя, призывая вражеские народы, а также беглых и каторжных,присоединяться к походу на царя. Петру удалось подавить этот мятеж, Булавинвследствие неудач под Азовом застрелился, его товарищей истребили, аЗапорожскую Сечь разорили.
Можно идальше говорить о свершениях Петра, но уже и без того ясно, сколь многосовершил этот человек для народа и для страны. И по сей день на протяжении 3веков в России празднуется Новый год, праздник, введенный Петром в 1699-1700году. И многие, в те далекие времена новые и непривычные, обычаи настольковросли в русскую культуру, что уже неотделимы, и кажется, что они существоваливсегда.
Как человекПетр 1 был, возможно, не самым совершенным, но как государственный деятель иреформатор добился очень много, если наследие это сохранилось на протяжениивеков.
По признаниювсех историков, да и по его собственному признанию, Петр был царь-работник,который постоянно трудился, узнавал что-то новое и пытался научить этому новомуокружающих.
УЧЕБНИКИСТОРИИ
НаселениеРоссии унифицируется. Этому способствует создание «Табели о рангах» и введениеподушной подати при переписи населения.
В Россииправит абсолютная монархия. Государственный аппарат становится насквозьбюрократическим. В Сенате, для управления им, вводится должностьгенерал-прокурора. Для пресечения злоупотреблений вводится фискальный институт.Фискалы подчиняются генерал-обер-фискалу. Царь назначает на эти значительныедолжности своих любимцев, которые позже не оправдают его доверия. Нестеров,которого Петр сделал обер-фискалом, будет позже казнен за те самыезлоупотребления.
Впредпринимательстве получает приоритет государство, которое создает мощныемонополии, тем самым контролируя промышленность. В качестве работниковпредприятиями приобретаются крепостные крестьяне, называемые посессионными,продать которых имеют право только с предприятием. Намного позже получаетразвитие частное предпринимательство, но наемный труд все равно не имеетраспространения.
В странеразвивается культ монарха. Все сферы жизни пропитаны абсолютизмом. Государствовторгается в частную жизнь своих граждан.
Ломается иуправленческая система. Вместо приказов появляются коллегии по сферамдеятельности, аналоги современных министерств, со своим чиновным аппаратом.Россия делится на 8 губерний, позже на 10. Губернии делятся на провинции,провинции — на дистрикты. Губернаторы обладают широкими полномочиями, но властьна местах укрепляется. Одной из таких мер явилась система расквартированиявойск.
Какзамечается в учебнике, «не впадая в преувеличения, надо видеть, что Петр былсуровым, жестоким человеком. Характеристику Петра можно закончить егопортретом, который донес до нас датский посланник: «Царь очень высокростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольнобольшие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен иумен».»
Какой вследствие всего вышесказанного можносделать вывод?
Петр 1 былчеловеком, полным противоречий, и вследствие этого вызывающий противоречивыесуждения, иногда диаметрально противоположные по смыслу.
Нельзя незаметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя отрицать ито, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени, должнымпоявиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за 100 и не через100 лет.
Ясно также,что он, жестокий или добрый, был очень энергичный человек, с живым умом ибольшой силой. Поражает воображение его крайне разностороннее развитие ибурная, но целенаправленная деятельность почти в любых сферах общественной игосударственной жизни.
Народ по сейдень день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким кнароду по духу, чем другие цари.
ИзречениеПетра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понежепропущение времени смерти невозвратной подобно» наиболее всего характеризуетэту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.

Источники литературы:
1.   Л. Н. Гумилев «От Руси доРоссии»;
2.   С. М. Соловьев «Чтения ирассказы по истории России» («Публичные чтения о Петре Великом»);
3.   В. О. Ключевский«Исторические портреты» («Жизнь Петра Великого до начала Северной войны», «ПетрВеликий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер», «ПетрВеликий среди своих сотрудников»)
4.   И. Я. Фроянов «ИсторияРоссии от древнейших времен до начала XX в.», учебник истории для ВУЗов(Российская империя. Россия в XVIII в.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Краевые задачи для алгоритмов приближённого построения заданного режима термообработки проволок на встречных курсах
Реферат Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.
Реферат Екологічна оцінка природних умов басейну річки Рудка Волинська область
Реферат Анализ философских идей Фридриха Ницше
Реферат The Crusible Essay Research Paper Social deterioration
Реферат Анализ снабжения хозяйства ветеринарными товарами, порядок приобретения, учета, хранения и списа
Реферат Реалізація фізичного виховання шляхом використання методу організації діяльності і формування досвіду поведінки
Реферат Актуальные проблемы российско-американских отношений
Реферат Иттрий - Находка в заброшенном карьере
Реферат Опыты Саньяка, Майкельсона – Гаэля, Миллера
Реферат Изучение встречаемости и условий обитания животных из отряда «хищные» на территории Ишимбайского района республики Башкортостан
Реферат Оценка эффективности управления персоналом на примере туристического агентства "Русские путешествия"
Реферат Основные методы исследования функционирования нервной системы беспозвоночных
Реферат Детские капризы
Реферат Суспільні функції релігії