--PAGE_BREAK--5.Опричнина, 1565-1572 г.
Предпосылками к опричнине было то, что правительство Грозного состояло из бояр, объединившихся в одной цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. “Избранная рада”, состоя из потомков удельных князей, “княжат”, вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем сознающим свое полновластие; а так же правительство царя не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия.
Так, уже в 1553 году, во время тяжелой болезни Грозного, обнаружилось, что рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Димитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича. В 1557-1558 годах у царя вышло столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которой боярская рада не желала. А в 1560 году, с кончиной жены Грозного Анастасии Романовны, у Грозного с его советниками произошел прямой разрыв. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть повели к репрессиям; однако эти репрессии еще не доходили до кровавых казней. Гонения получили решительный и жестокий характер только в связи с отъездами (“изменой”) бояр. Заметив наклонность недовольных к отъездам, Грозный брал с бояр, подозреваемых в желании отъехать в Литву, обязательства не отъезжать за поручительством нескольких лиц; такими “поручительными грамотами” он связал все боярство. Но отъезды недовольных все-таки бывали, и в 1564 году успел бежать в Литву князь Андрей Михайлович Курбский, бросив вверенные ему на театре войны войска и крепость, оправдывая свой побег “нестерпимою яростию и горчайшей ненавистью”. Потомки старой русской династии, “княжата”, превратившись в служилых бояр своего сородичи московского царя, требовали себе участия во власти; а царь мнил их за простых подданных, которых у него “не одно сто”, и потому отрицал все их притязания.
В полемике Грозного с Курбским вскрывался истинный характер “избранной рады”, которая, очевидно, служила орудием не бюрократически-боярской, а удельно-княжеской политики, и делала ограничения царской власти не в пользу думы, а в пользу известной общественной среды (княжат).
Сосредоточение все большей полноты власти в руках Ивана Грозного, стремление добиться беспрекословного подчинения феодалов своей власти, заставило их становиться в оппозицию царю. Бояре по-прежнему стремились сохранить свои права и привилегии и претендовали на разделение власти с царем. Усиление оппозиции толкало властного, подозрительного и жестокого Ивана Грозного к укреплению своей самодержавной власти. Борьба за власть царя, считавшего, что его власть, божьего избранника, должна быть неограниченной, а все люди в государстве являются его холопами, приняло ужасные и кровопролитные формы.
Такой характер оппозиции привел Грозного к решимости уничтожить радикальными мерами значение княжат, пожалуй, даже и совсем их погубить. Совокупность этих мер, направленных на родовую аристократию, называется опричниной.
В декабре 1564 года Иван IVпокинул столицу, а в январе следующего года прислал в Москву два послания. В одном, обращенном к духовенству и служилым людям, царь обвинял в измене князей и бояр и из-за этого он отказывается от престола. В другом послании, адресованном посадским людям, он повторил тоже самое, но добавил, что на посадских людей у него гнева нет. А поскольку после реформ 50-х годов (взятие Казани и Астрахани) народ был всецело на стороне царя, борющегося за него против бояр, то была направлена делегация, просившая Ивана IVвернуться на царство.
Переговорив с делегацией, царь соглашается остаться на царстве, но оговаривает ряд условий: власть его будет неограниченной, он сам будет карать изменников по своему усмотрению, казнить бояр без суда и следствия.
Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях. Из покоренных земель выводили наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а на их место посылали поселенцев из коренных московских мест. Лишаемый местной руководящей среды и получаемый такую же среду из Москвы, завоеванный край начинал тяготеть к общему центру – Москве. То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним. Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их владельцев – княжат и поселить их в отдаленных районах от Москвы; на место же высланной знати он селил служебную мелкоту на мелкопоместных участках, образованных из старых вотчин.
Для этого он устраивает государев удел – “опричнину”, в которой действовала Опричная дума, ставшая полумонашеским, полуцарским орденом, основанным на денежных и земельных подачках и беспрекословном подчинении царю. Опричнина стала мощной военно-карательной машиной в руках Ивана IV.
Жестокий, маниакально подозрительный, часто впадавший в приступы бешеного гнева, склонный к аморальности, одним из проявлений которой был чудовищный садизм, взлелеянный боярами в далеком детстве, и одновременно с этим глубоко религиозный Иван IV, развязал в стране массовый террор, который был направлен против всего ее населения. Царь стремился укрепить личную власть путем нагнетания в стране всеобщего страха. Террор в России был тотальным. Грозный казнил и правых, и виновных, сторонников, и противников.
Опричнина вызвала недовольство и озлобление против царя. Церковь отказалась поддерживать Ивана Грозного в его деяниях. В 1556 году на Земском соборе было довольно весомо высказано недовольство опричниной, после чего последовали новые казни.
В 1569-1570 года Иван Грозный совершил с опричным войском поход на Новгород по доносу в измене. По пути опричники жгли города, грабили, убивали жителей. Разгром Новгорода длился 40 дней. Потери, которые понесла наиболее развитая в хозяйственном отношении часть России, были огромны. Из 6000 дворов (круглым счетом) опустошили около 5000 и навсегда ослабили Новгород. А вернувшись в Москву, Грозный опалился на тех, кто внушил ему злобу на Новгородцев.
Недовольство опричниной в стране нарастало; росло оно и в самой опричнине, так как казни “изменщиков” начались в ней самой. Опричная политика все больше ослабляла страну изнутри. Ухудшалось положение России в шедшей тогда Ливонской войне.
В 1571 году последовал удар Крымского ханства. Хан Давлет-Гирей вторгся в Россию и сжег Москву. Все это привело к тому что, в 1572 году Иван Грозный отменил опричнину и под страхом смерти запретил даже упоминать это слово.
Субъективно Иван Грозный, вводя опричнину, преследовал одну цель – укрепление своей самодержавной власти. Объективно она способствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Однако цель не оправдывает средства. Последствия опричнины для России были трагичны. Наряду с Ливонской войной она способствовала тому, что в конце века Россия оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. Кровавая неразбериха террора унесла множество человеческих жизней, погромы опричнины сопровождались уничтожением производительных сил. Бесчинства опричников были беспрецедентны и не имели оправданий.
6.Внешняя политика.
6.1. Казань.
Основными направлениями внешней политики России оформились еще при Великом князе Иване III: балтийское (северо-западное) направление, литовское (западное), крымское (южное), а так же казанское и ногайское (юго-восточное).
Объединение русских земель делало возможным активизацию внешнеполитической деятельности. После присоединения к Москве Пскова и Смоленска при Василии III, основным направлением становится юго-восточное, восточное и западное.
При Иване IV, особенно в период Избранной рады, главным направлением оставались восточное и западное. Казанская проблема (постоянные набеги на Россию казанских ханов) отвлекало силы от решения балтийских проблем. Волжский торговый путь, плодородные поволжские земли так же были очень привлекательны для московского правительства.
Первые походы против Казани (1547/48 и 1549/50гг.) окончились неудачей. В 1551 году Иван IVначал подготовку к решающему походу на Казань, построив предварительно крепость Свияжск у реки Свияж при ее впадении в Волгу, сыгравшую роль опорного пункта для наступления. В августе 1552 года московские войска подступили к осаде Казани, исход которой решил подкоп, разрушивший участок крепостной стены и 2-го августа после ожесточенного сопротивления Казань пала. Пало и казанское ханство.
Взятие Казани, избавившее русских людей от воинственных набегов татар, стало народным торжеством, воспетым народными сказаниями и песнями. После взятия Казани, татары, входившие в казанское ханство, мари, чуваши, удмурты, продолжали сопротивление еще в течение нескольких лет. Окончательно оно было подавлено в 1556 году. Московские власти начали проводить в Казани политику русификации: обращение в христианство местное население, выселение татар за пределы города в болотистые пустыни. Казань была превращена в русский административный и торговый центр.
Падение Казанского ханства предопределило судьбу другого Астраханского, имевшего важное стратегическое и торговое значение. В августе 1556 года Астрахань была присоединена.
1556 год был очень благоприятным для России. Помимо Казани к ней было присоединено Астраханское царство, а так же в состав Российского государства вошли башкиры. В том же году присягнул России глава Большой Ногайской Орды – Мурза Исмаил, приняв вассальную зависимость от России. Таким образом, земли Поволжья и торговый путь по Волге оказались в составе России.
В разных пунктах инородческого Поволжья (мордва, черемиса, чуваши, вотяки, башкиры) были поставлены укрепленные города как опора русской власти и русского населения. Народ потянулся на богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской властью и освоены народным трудом.
Заселение нижней Волги и в дальнейшем Западной Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым было для русской колонизации Казанское царство.
Все завоевания 1556 года уменьшили крымскую опасность. Иван IVпонимал, что за спиной Крыма стоит Османская империя, и не спешил вести военные действия против него, ограничившись строительством оборонительной черты из лесных завалов (засек) – “засечные черты” и крепостей, что несколько сдерживало набеги крымских татар.
Завоевание Казани создало оплот для дальнейшего продвижения на восток к богатствам Урала и Сибири, издревле привлекавших внимание россиян: Земли, луга, леса, пушнина, лесного зверя, рыбы, в городах золото, серебро, железо, каменья самоцветные.
Большую роль в продвижении за Урали в Сибирь сыграли купцы и промышленники Строгоновы, переселенцы из Новгорода, получившие в 1574 году грамоту от Ивана IVна обширные владения по рекам Каме и Чусовой и по реке Тобол для обеспечения торгового пути в Бухару. Для охраны своих владений они построили ряд городов-крепостей и заселили их переселенцами и казаками. Сибирский же хан Кучум не давал им спокойного житья. И тогда Строгоновы пишут Ивану Грозному, чтобы он дозволил им воевать “Сибирскую землю ради обороны от татарского хана и русским людям на прибыток.” Государь разрешил, прислав им жалованную грамоту и освободил их будущие сибирские земли от податей, повинностей и всяких поборов на 20 лет.
В 1581 году они снарядили на свои средства экспедицию казаков (около 1000 человек) во главе с Ермаком Тимофеевичем, снарядив их всем необходимым. В 1582 году Ермак двинулся вглубь Сибири и, достигнув Тюмени, пошел на Иртыш и Тобол, в центр Сибирского ханства. Поздней осенью, после штурма, казаки овладели Чувашевой горой, укреплением Сибирского хана Кучума, охранявшим подступы к его столице. Разноплеменное ханское войско не выдержало казачьего натиска. Кучум бежал и Ермак без боя взял столицу Сибирского ханства Кашлык. Однако победа не принесла окончательного установления контроля над обширными сибирскими землями.
Несмотря на разгром Кучум не прекратил сопротивления и постоянно нападал на отряд Ермака. Весной следующего года Ермак продолжал свой поход. “По рекам Оби и Иртышу пошел он воевать дальних татар, остяков, вогуличей.” Везде Ермаку была удача, везде добывал он царю новых данников. Но численность отряда уменьшилась уже до 300 человек и далее продолжать поход было невозможно, так как их постоянно окружали мелкие отряды татар. И тогда Ермак посылает гонцов за подмогой к Строгоновым и к царю. Прочитав присланную грамоту, Иван Грозный был очень обрадован. Простил казакам все их прошлые провинности, хвалил Ермака и всех его людей и велел по церквам служить молебны. Гонцов царь пожаловал деньгами, сукном, указал послать в Сибирь казакам больше жалованье, а Ермаку – богатую шубу со своего царского плеча, сребряный ковш и два дорогих доспеха. Еще велел величать Ермака князем Сибирским и снарядил в помощь казакам 2-х воевод с 500 стрельцами, которые прибыли к Ермаку 1 марта 1583 года. А в 1585 году, попав в засаду Ермак погибает. Остатки казаков, потеряв атамана, ушли на Русь.
Кучум вернулся в столицу и все стало по-прежнему в Сибирском ханстве. Но ненадолго.
Поход Ермака не привел к непосредственному присоединению Сибири (даже западной ее части), но начало этому было положено с благословения Ивана IV.
В последствии в Сибирь отправились военные отряды, которые на пути своего следования строили города и крепости, способные выдержать натиск неожиданных нападений: Тюмень, Сургут, Томск, Тобольск, который становится административным центром Сибири.
На новые земли двинулись колонизационные потомки русского крестьянства, принесшие с собой и традиции русского земского самоуправления.
Все дальше в Сибирь продвигались торговые люди, казаки, свободные люди и беглые крепостные, крестьяне и посадские в поисках лучшей жизни и спасавшиеся от растущего крепостного гнета, от царской власти с распрями, междоусобицами и кровопролитиями. В результате к концу ХVIстолетия к России был присоединен весь бассейн реки Обь от Иртыша до Ледовитого океана.
6.2. Ливонская война. 1558-1583года.
После победы над Казанью и присоединения Астрахани основным вопросом во внешней политике для Ивана IVстановится балтийский вопрос. Хозяйственное развитие страны требовало выхода к берегам Балтийского моря. Это было необходимо, прежде всего, для развития торговли и усиления политических и культурных связей с передовыми странами Западной Европы. Когда-то Русь имела свободный выход к Балтийскому морю, но постепенно шведы и Орден ливонских рыцарей захватил все морское побережье.
Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными товарами. Иван IVрешил отвоевать старые русские города на Балтике, так как во второй половине ХVIвека сложилась благоприятная обстановка для войны за Ливонию. Обеспечив безопасность своих восточных границ России, могла приступить к решению балтийского вопроса.
Война началась в январе 1558 году успешными действиями русских войск. Были взяты Нарва, Тарту и к лету 1559 года русские вышли к балтийскому побережью, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Но вскоре под влиянием внешних и внутренних обстоятельств, ход войны начал меняться.
Русское дворянство поддерживало войну, так как было очень заинтересовано в прибалтийских землях. Феодальная знать выступала против войны, так как ее мало интересовали балтийские берега. Они считали, что война на Западе отвлекает от борьбы с крымскими татарами. Бояре считали, что необходимо нанести удар по Крымскому ханству и обеспечить безопасность своих вотчин.
Учитывая сложную обстановку внутри страны, Иван IVв самый разгар военных успехов согласился на летнее перемирие в 1559 году и предпринял поход в том же году в Крым, который закончился ничем, но за это время резко изменилась обстановка в Прибалтике. Соседние с Россией государства не хотели ее усиления на Балтике, а потому предприняли меры к тому, чтобы не допустить Россию к балтийским берегам. В результате Россия оказалась лицом к лицу с Литвой, Швецией, Данией, Польшей.
В 1560 году военные действия возобновились, но русские стали терпеть поражения. В это же время Крымский хан совершил набег на Россию.
Неудачи в войне были усугублены изменой в 1564 году князя А.М.Курбского, военачальника и приближенного Ивана IV, который бежал от царя в Литву, опасаясь за свою жизнь.
В 1566 году для обсуждения условий заключения мира Иван Грозный созвал Земский собор. Дворянское большинство собора настояло на том, что мир нельзя заключить без присоединения к России ливонских городов с Ригой и Полоцкой землей. Такое решение Земского собора означало продолжение войны. Война принимает затяжной характер.
Во второй половине 70-х годов началось русское наступление в Прибалтике, приведшие к овладению ее территорией. Однако успехи были недолгими. С 1578 года по 1582 год русские потерпели ряд поражений. И в 1582 году было заключено перемирие с Речью Посполитой (Польша+Литва), а в 1583 году – со Швецией. За Россией сохранился небольшой участок балтийского берега с устьем Невы. 25-ти летняя война закончилась, во время которой крестьянство изнемогало под бременем наборов и налогов. Неудача в войне была следствием отсталой экономики России, не выдержавшей 25-ти летней войны, набегов крымских татар, опричной политики внутри страны, которая сильно подорвала военную мощь России.
Но война была не единственным содержанием внешней политики Российского государства. В середине ХVIвека Российское государство укрепляет международный авторитет, поддерживает отношения со Швецией, Данией, с Германской империей и итальянскими городами-государствами. В России побывали посольства из Индии и Ирана. С 1553 года Иван IVуделяет большое внимание отношениям с Англией, где с 1555года начинает свою деятельность “Московская компания”, получившая право на беспошлинную торговлю в России через Архангельск, который был построен на устьях Северной Двины, как морской порт для ярмарочных торгов с англичанами, и англичанам была открыта возможность торговых операций на всем русском севере.
7. Культура во времена правления Ивана Грозного.
На развитие культуры в ХVIвеке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единого государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности. Успехи объединенного процесса оказали положительное влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине ХVIвека переживала подъем.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка. Образование единого языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.
Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государства способствовало подъему национального самосознания. Укрепилось единстворусской народности.В государстве все больше утверждалось понятие «Россия» и производное от него “российский”, которые употреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский” стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, а слово “российский” употреблялось для обозначения принадлежности к Российскому государству. Окончательно это утвердилось в начале ХVIIвека.
Значительно меняется сам характер культуры– онастановится болеесветской. В обстановке обостренной политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культуры все теснее связывается с политическими задачами общества. В ХVIвеке падает интерес к повествовательной беллетрической литературе, характерной для второй половины ХVвека. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.
До нашего времени дошли письменные труды Ивана IVбогословского, политического содержания. В них изложены взгляды Ивана Грозного на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цитатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой, римской, византийской истории и литературе, что говорит о всесторонней развитости первого государя всея Руси. Основная же мысль, занимающая Ивана грозного – о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти, о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
Другим литературным сочинением стала “Книга Степеная царскогородословия”, составленная митрополитом Фанасием, которая располагает повествование по “степеням”. Кажной степени (а их всего 17) соответствует правление книзя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалось идея единства царской и церковной власти.
В ХVIвеке была предпринята работа по составлению новых летописныхсводов, куда вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская летописи. По объему и значимости среди летописей этого периода важное место занимает “Никоновский свод”, вобравший обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVIвека, подчиненный идее возвеличивания власти царя.
В середине XVIвека на основе “Никоновского свода” было начато составление иллюстрированной всемирной истории – “Лицевого летописного свода”. Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IVи получил название “Царственной книги”.
Значительным историческим произведением официального характера стала “История о Казанском царстве” (1564-1566г), которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства.
К литературе бытового жанра относится “Домострой” (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Осовременнились былины, в которых богатыри вели борьбу набегами татар. В фольклоре ХVIвека в народе с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядных песен и так далее) расцветает жанр историческихпесенипреданий. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом. Как умный правитель и полководец изображается в исторической песне о походах на Казань сам Иван грозный. Но и властность, и жестокость его народ тоже осудил. В тоже время, возлагая свои надежды на лучшую долю, на справедливость народ связывает их с “хорошим» царем, а потому славил борьбу Ивана IVс “багатишами-боярами”.
Развитие устного народного творчества и литературы, подъем русской публицистики свидетельствовали о дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди читающего населения, что говорит о возрастании грамотности. В связи с развитием государства также вырастала потребность в грамотных людях. Увеличивавшаяся потребность государства нашла отражение в решении Стоглавого собора 1551 года о создании в городах “книжных училищ”. Обучение проходило в училищах при монастырях, церквях. Учителями были духовные лица. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские “мастера грамоты”, открывавшие своеобразные частные 2-х годичные школы. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В ряде школ, кроме обучений непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике (“Беседы об учении грамоте”) и арифметике (“Циферная счетная мудрость”). В XVIвеке высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.
Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так же выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д. в 1565 году вышли два издания другой книги “Часовник”. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг “Священного писания”, приближая их язык к языку своего времени. В Львове, куда переехал Иван Федоров по невыясненным причинам, в 1574году была напечатана первая книга светского содержания: букварь с грамматикой. Но с отъездом Федорова не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине ХVIвека работали типографии в Москве и в Александрийской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до 1000 экземпляров.
Впрочем, печатная книжка не вытеснила рукописную, так как издавалась в основном богослужебная литература. Летописи, сказания и Жития, святых по-прежнему переписывались от руки.
Укрепление Русского государства отмечается расцветом архитектурноготворчества. В ХVIвеке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская остается деревянной. Для формирования общерусского стиля архитектуры большое значение имела перестройка Московского Кремля в конце ХV– начале ХVIвеков. Строительством Успенского собора Московского Кремля, воплотившего в своих торжественно величавых формах мощь молодого Российского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиоровати, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи Возрождения.
В ХVIвеке началось строительство каменных церквей с шатровымзавершением. Великолепным образцом шатрового стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры XVIвека стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного. Десятиглавый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся своеобразные купола приделов, связанных между собой галереей и расположенных на одном помосте.
В течение всего XVIвека ведется строительство каменных городскихкремлей. Огромный размах получило крепостное строительство, так как ведущей в культуре продолжала оставаться идея единства и борьбы с иноземными захватчиками. После свержения ордынского ига Российскому государству пришлось в течение долгого времени бороться с остатками Золотой орды, Литвой, Польшей, Швецией. По всей Руси возводятся каменные крепости-сторожи, в виде монастырей.
Развивается тематика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославич и Дмитрий Донской.
Продолжается процесс накопления прикладных знаний. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала появление руководств и пособий по математическому исчислению площадей, определению качества земельных участков. Рост торговли и денежных обращений способствовал развитию арифметических знаний. Математических расчетов требовало и артиллерийское дело. В конце ХVIвека уже умели производить все четыре арифметических действия, в том числе и с дробями. Математические знания использовались в расчетах астрономического характера: составлялись таблицы пасхалий, лунных фаз и затмений.
Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель.
Умножались познания в практической медицине. 1543 году появился перевод немецкого справочника “Вертоград”. А в 1582 году в Москвеоткрылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью.
В XVI возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рос торговый обмен, он был основан, прежде всего, на естественно-географическом разделении труда. Ведущую роль в торговле играли феодалы и монастыри. Крупным торговцем был князь. Возрастала в торговле роль купечества, которое формировалось из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Купцы часто становились крупнейшими феодальными собственниками.
Большие обороты набирала внешняя торговля. Важнейшим ее направлением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты сельского и промыслового хозяйства, а так же лес. В 1553 году был открыт путь в Англию через Белое море. Внешторговым портом страны стал Архангельск.
Развитие культурных связей с Западной Европой было важным для преодоления экономической и культурной отсталости. Особенно успешно в этот период развивались связи с Италией. Существенно затрудняло их развитие усиление борьбы с “латинством”, развернутая борьба против проникновения светских знаний в Россию.
Две ведущие силы феодального общества – государство и церковь – соперничали друг с другом и в тоже время нуждались друг в друге. В середине XVIвека упрочился компромисс между государством и церковью. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Церкви отводилась огромная роль в укреплении самодержавной власти, а потому ее идеологическая деятельность приобрела широкий размах. Во второй половине XVIвека она развернула борьбу с “латинством”, светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному “самомышлению”, что осложнило развитие культуры и способствовало в это время замедлению темпов культурного прогресса. Этому так же способствовали Ливонская война и опричнина.
Книгопечатание, живопись, архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация мысли. Общий подъем культуры периода образования единого государства, сменился заметным спадом ее развития. Новый подъем культуры происходит лишь в следующем столетии. продолжение
--PAGE_BREAK--