Реферат по предмету "История"


Возникновение текстильной техники в первобытном общинном строе

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Возникновение текстильной техники в первобытном общинном строе
1.1 Характерные черты технического развития
2. Возникновение текстильного производства
Библиографический список

1. Возникновение текстильной техники впервобытном общинном строе
1.1 Характерные черты технического развития
Первобытнообщинныйстрой, представляющий собой первую в историичеловечества общественно-экономическую формацию, охватывает колоссальныйисторический период, насчитывающий сотни тысяч лет. Возникновение людей ипримитивных форм их общественной жизни связано с длительным процессомочеловечения обезьяны, в котором основную и решающую роль играл труд, — это«первое основное условие человеческого существования». Таким образом, «… мы визвестном смысле должны сказать: труд создал самого человека». В своей работе«Роль труда в процессе очеловечения обезьяны» Энгельс показывает, каким образомсовершался выход человека из царства животных, уничтожение его звероподобногосостояния. Постепенное развитие передних конечностей (рук) и усвоение прямойпоходки, как результат обычного образа жизни человекоподобных обезьян,приспособление руки для примитивных трудовых операций — таковы первые этапыэтого процесса. Затем возникает членораздельная речь, выработанная в процессеначавшейся трудовой деятельности обезьяноподобных предков человека. В своюочередь «сначала труд, а затем и рядом с ним членораздельная речь явилисьсамыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепеннопревратиться в человеческий мозг… С развитием же мозга шло параллельноразвитие его ближайших орудий — органов чувств». Хозяйственная деятельностьлюдей, сводившаяся первоначально к собиранию растений, охоте и рыболовству, т.е. к присвоению уже готовых продуктов природы, также способствовала дальнейшемупроцессу очеловечения и все большему удалению человека от животных. Охотавызвала употребление мясной пищи, что «привело к двум усовершенствованиям,имевшим огромное значение: к пользованию огнем и к приручению животных».Прошлосотни тысяч лет, прежде чем человеческое общество навсегда отделилось отживотного мира. Марксистско-ленинская теория происхождения человекаустанавливает следующие отличительные черты человеческого общества: 1) Человекзатрачивает труд, в котором он «своей собственной деятельностью обусловливает,регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой»; это — первое основное условие человеческогосуществования, представляющее сознательно-целеустремленный процесс присвоениявещества природы, в то время как для животных некоторые инстинктивные ихдействия, напоминающие трудовые акты, не имеют перед собой осознанной цели иявляются для них чем-то случайным, а отнюдь не необходимым условием ихсуществования. 2) Человек не только присваивает продукты природы, но и производитматериальные блага, в то время, как у животных может существовать толькохищническое присваивающее «хозяйство». 3) Человек активно приспособляется кприроде, видоизменяет ее в процессесвоей трудовой деятельности; животные же пассивны по отношению к природе. 4)Человек уже на начальных этапах своего развития производит орудия, при помощикоторых он воздействует на предмет труда.
«Процесструда начинается только при изготовлении орудий»,поэтомуматериальное производство и техника появляются одновременно с рождением самогочеловеческого общества, будучи характерным признаком выхода человека иззвероподобного состояния. Животные не знают техники, они в лучшем случае могутиспользовать то или иное орудие, но совершенно не способны его произвести: «Ниодна обезьянья рука не изготовила когда-либо хоть бы самого грубого каменногоножа». «Употребление и создание средств труда, хотя и свойственные взародышевой форме некоторым видам животных, составляют специфически характернуючерту человеческого процесса труда, и потому Франклин определяет человека как«а toolmaking animab, какживотное, делающее орудия».4
Первобытнообщинныйстрой проходит в своем развитии через ряд этапов, но в нем можно выделить двасущественно важных периода, указанных Энгельсом: 1) период дикости — «периодпреимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственныепроизведения человека служат главным образом вспомогательными орудиями такогоприсвоения» и 2) период варварства — «период введения скотоводства иземледелия, период, когда обучаются способам, как с помощью человеческойдеятельности увеличить производство продуктов природы». Таким образом, напервой ступени первобытнообщинного строя хозяйство человека носило еще, восновном, присваивающий характер, и только на второй ступени материальноепроизводство становится преобладающим фактором трудовой деятельности людей.
«При первобытнообщинномстрое основой производственных отношений является общественная собственность насредства производства. Это в основном соответствует характеру производительныхсил в этот период. Каменные орудия и появившиеся потом лук и стрелы исключаливозможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобысобрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, людивынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти,хищных животных или соседних обществ. Общий труд ведет к общей собственности насредства производства, равно как на продукты производства. Здесь не имеют ещепонятия о частной собственности на средства производства, если не считатьличной собственности на некоторые орудия производства, являющиеся вместе с теморудиями защиты от хищных зверей. Здесь нет эксплуатации, нет классов». 1
Опираясь насхему Энгельса, Ленин делит эпоху первобытнообщинного строя на два периода: 1)первобытное человеческое стадо и 2) первобытную коммуну. Первобытноечеловеческое стадо и ранняяпервобытная коммуна соответствует эпохе дикости, поздняя первобытная коммуна —эпохе варварства.
Древнейшиеиз известных нам предков людей появились в эпоху перехода от третичного кчетвертичному геологическому периоду, во времена так называемого Гюнцкогопохолодания, примерно, миллион лет тому назад. Эти, как их называют,питекантропы («обезьяночеловек»), остатки которых найдены были археологическойэкспедицией конца прошлого века на острове Ява, вели примитивное собирательноехозяйство, питаясь растениями и пойманными животными, но применяли уже в своейдеятельности элементарные искусственные орудия (расколотые кости животных и палки).Понадобилось «всего» 600 тысяч лет, чтобы из питекантропов образовалисьсинантропы («китайские люди» — по месту нахождения их черепов и костей всеверо-восточном Китае), выработавшие приемы обработки камня и кости, умевшиеподдерживать огонь на костре и освоившие, в качестве жилища, пещеру. Орудиясинантропа, изготовлявшиеся преимущественно из кварца, представляли собойискусственно отбитые камни, бесформенные и не предназначенные для какой-либоопределенной цели.
На западе(Европа), как и на востоке (Азия), происходил длительный процесс развитияпервобытного человеческого стада. Найденные остатки «гейдельбергского» и«эрингсдорфского» человека показывают, как жили и какими техническими ресурсамирасполагали эти люди в условиях все усиливавшегося похолодания. Кварцевые иизвестняковые орудия заменяются теперь кремневыми которым в целях наилучшегоудовлетворения возросших потребностей придается иногда уже определенная форма.Таковы, например, ударники — найденные в разных частях светадвусторонне-оббитые каменные орудия, имевшие заостренный конец, служивший дляразрыва и скобления мясной и растительной пищи, и утолщенный конец, выполнявшийколющие и дробящие действия. Это наиболее древние из известных нампалеолитических (древнекаменных) орудий.
Таким образом,мы видим, что на низших ступенях человеческой техники орудия труда суть слегкаизмененные предметы, которые человек находил в окружающей его природе. «Являясьпервоначальной кладовой его пищи, земля является также и первоначальнымарсеналом его средств труда. Она доставляет ему, напр., камень, которым онпользуется для того, чтобы метать, производить трение, давить, резать и т. д.».
В условияхледникового периода, настудившего около 50000 г. и продолжавшегося до 15000 г., первобытное человеческое стадо превращается в раннюю коммуну, характернымичертами технического развития которой становится употребление по преимуществукаменных и костяных орудий определенной формы, появление специальных орудий,иногда составной формы (с рукоятью), и создание средств защиты от суровойприроды (одежда из шкур животных, пещеры для жилья). Из каменных орудий напервом месте стоят кремневые орудия, вырабатываемые приемами так называемойсколотой техники, заключавшейся в том, что от каменного желвака при помощидругого твердого камня отбивался отщеп, который вторично оббивался до нужнойформы и подправлялся «ретушью». Наиболее распространенными видами орудийударного и резального действия были наконечники, скребла, скребки, проколки,шилья и лощила (последние из кости).
Позднеледниковыйпериод отмечен крупными антропологическими изменениями — превращениемнизкорослой породы людей в среднерослую. Для техники развитой ранней коммуны(25000— 20000 гг. до н. э.) типичным становится отчетливо выраженнаяспециализация и диференциация орудий, начало производства орудий производства,рост значения костяного орудия, переход к изготовлению каменных орудий нетолько из отщепов, но и из новой формы заготовки — широких удлиненных пластин,откалываемых от ядрища призматической формы, и появление орудий ротационногодействия (сверла-проколки). Резцы, скребки, наконечники со стержнем, ножевидныеострия (метательные орудия) — все эти средства труда, распространенные врассматриваемый период, свидетельствуют об усилении значения охоты,преимущественно на быстробегущую дичь. Начинает играть важную роль и обработкадерева для строительных целей (хижина) и для выделки рукоятий для дротиков икопий. Часто заметно стремление делать эти рукояти определенного диаметра, длякакой цели их пропускали через отверстия так называемых костяных выпрямителей(пластин с круглыми дырами). Однако величайшим достижением техники развитойранней коммуны следует признать открытие способа добывания огня при помощитрения и сверления, в связи с освоенными уже примитивными ротационнымидействиями. Это открытие «… впервые дало человеку господство над определеннойсилой природы и благодаря этому окончательно оторвало его от животногоцарства».
В самомделе, широкое использование огня: 1) обусловило возможность перехода от сыройпищи к проваренной, что существенным образом повлияло на физиологиюпищеварительных органов и кровеносной системы человека; 2) отеплило жилищечеловека ледникового периода, что означало огромную победу над суровымклиматом, от которого гибли многие поколения людей; 3) явилось мощным средствомзащиты человека от диких зверей (костры). Наконец, получив огонь новымспособом, человек впервые научился превращать механическую энергию в тепловую.Обратное превращение было достигнуто человеческим обществом только в последнейтрети XVIII в. н. э. с изобретением паровой машины. С этой точки зрения,говорит Энгельс, «всю протекшую историю можно рассматривать как историю периодавремени от практического открытия превращения механического движения в теплоту,до открытия превращения теплоты в механическое движение». В другой своей работеЭнгельс дает следующую оценку этому «гигантскому открытию» первобытногообщества: «Как бы ни были велики предшествовавшие этому открытия, — в видеизобретения орудий и приручения животных, — но только научившись добывать огоньс помощью трения, люди впервые подчинили себе неорганическую силу природы».3
Последнийэтап ранней коммуны (20000—15000 лет), характеризующийся кратковременным наступлениемледников с его резким и холодным климатом и полярной флорой и фауной, довелтехнику общества охотников-собирателей до высших ступеней, возможных в пределахгосподствующего присваивающего хозяйства. Развитие орудий труда в этот периодхарактеризуется: а) оттеснением на второй план каменных орудий, место которыхзаняли костяные и роговые орудия, особенно в деле охоты и зарождавшейся рыбнойловли (гарпуны и крючки), б) более тщательной отделкой рабочих краев орудий(так называемая «мадленская» ретушь), в) преобладанием в заготовочныхматериалах узкой пластинки (вместо широкой), г) освоением трудно обрабатываемыхгорных пород (горный хрусталь и др.), д) производством в большом количествеоднородных орудий (например, одинаковой формы костяных игл), е) все болеешироким использованием «отходов» производства, остававшихся после оббивкиотщепов и пластин, бесформенных желваков (к чему толкало человека истощениезапасов кремня), ж) употреблением сравнительно сложных орудий охоты и рыбнойловли (копьеметание, огромные луки с дротиками в качестве стрел, гарпуны). Большиеуспехи обнаруживает строительное дело. Применение для одежды шкур начинаетдополняться использованием для той же цели древесных материалов (коры, травы,сухожилий и т. п.). Зарождается корзиночно-плетеночное дело. Возникающиевпервые на почве хищнической охоты уменьшение запасов «живой пищи» и, в связи сростом потребностей, вооруженные столкновения между охотничьими коммунами имелисвоим следствием появление оружия, функцию которого сначала выполняли орудияохоты.
Присваивающеехозяйство ранней коммуны должно было, в конечном счете, привести человечество ктакому положению, когда потребление готовых материальных благ (охота исобирание растительной пищи) стало происходить быстрее, чем их естественноевоспроизводство, и, таким образом, пищевая база человека оказываласьподорванной. Это противоречие, грозившее в своем развитии людям полнымвымиранием, было разрешено единственно возможным способом — переходом кпроизводящему хозяйству по преимуществу, знаменовавшему собой гигантскийэкономический переворот, определивший окончательно активный характер борьбычеловека с природой и воспроизводство людьми их материальной жизни. Наступаетэпоха варварства или поздняя первобытная коммуна.
Переходныйпериод характеризуется наступившим потеплением и установлением, в связи с этимсухого и жаркого климата в южных областях Европы и умеренного — в северных еечастях. Степи, хвойные и лиственные леса заменяют тундру, происходят резкиеизменения в животном и растительном мире. Приручение животных (собак, коров,коз, свиней) и примитивное мотыжное земледелие закладывают основу производящегохозяйства. Каменные топор и мотыга, наряду с крупными метательными орудиями(палицы, бумеранги), начинают играть решающую роль в арсенале средств труда,сосуществуя первое время с отмирающими элементами старой техники. Расширяютсяформы хозяйственной деятельности человека: быстро растет корзиночно-плетеночноедело, использующее шерсть домашних животных и грубо скрученные нити, появляетсягончарное производство (глиняные остродонные сосуды) и элементарные средстваводного транспорта (челноки, весла).
Примерно в3-м тысячелетии до н. э. устанавливается в антропологическом отношении типчеловека, уже близкого к современному. Социальная организация обществахарактеризуется завершением матриархата; с точки зрения археологическойклассификации наступает ново-каменный век (неолит). Все большее распространениеземледелия делает землю главным условием труда. Скотоводство переходит отпримитивных форм к стадии одомашнивания. Впервые начинается освоениеметаллических ископаемых и зарождается металлургия и металлическоепроизводство. Истощение поверхностных запасов кремня заставляет людей широкоиспользовать для изготовления орудий различные твердые породы (граниты,песчаники, известняки, нефриты, горный хрусталь) и перейти к открытой, а затеми к подземной выработке залежей кремня путем устройства вертикальных шахт. Такзарождается горное дело, в котором получают применение такие орудия, какроговая мотыга, каменный молот, роговой клин. Использование камня встроительном деле позволяет человеку открыть элементарные законы механики иввести в употребление «простейшие механические средства» (einfachen mechanischen Ро-tenzen), 1вроде наклонной плоскости, рычага, клина, ворота.
Впроизводстве орудий, большинство которых попрежнему принадлежит к категориирежущих, очень важным является переход, к приемам шлифовки, позволявшим,например, изготовить каменный топор с острым лезвием и вообще обеспечившимдостижение, правильной формы в обрабатываемом предмете. Процессы шлифованияначинают вестись на шлифовальных станках с «трубчатыми» сверлами ииспользованием абразивного материала (мелкий песок). Операции сверленияначинают дополняться приемами пиления… В земледельческой технике, наряду смотыгами, появляются серпы и зернотерки, причем действие последних основано напринципе-ротации.
Ростпотребностей в домашней утвари порождает развитие плотничьего дела. Изкорзиночно-плетеночной техники и способов употребления для одежды готовыхматериалов складываются основные элементы текстильного производства (прядение w ткачество).В гончарном деле настоящий переворот производит введение обжигательной печи,при помощи которой стало возможным, изготовлять прочную керамическую посуду.Зарождение первых; форм металлургии относится к этапу сложения раннегоотцовского рода (около 2-го тысячелетия до н. э.), когда в поисках новых пород,кремня человек стал собирать куски самородной меди, медного колчедана и метеорногожелеза (в Африке, Малой Азии и Финляндии) и научился обрабатывать эти материалы(принимаемые им сначала за камень) приемами ковки. Позднее открываютсяплавильные свойства металлов и вводится горячая обработка меди на огне костра ив специальной очажной ямё.«
Развивавшеесяскотоводство, усиливая значение отцовского рода, привело во 2-м тысячелетии дон. э., как указывает Энгельс, к весьма важной социальной революции: к введениюпроисхождения и наследования по отцовской линии, результатом чего был переходпоздней коммуны на этап патриархальной домашней общины. Эта эпохахарактеризуется «первым крупным общественным разделением труда»: отделениемскотоводческих, племен от земледельческих, в каждом из которых слагаются своиособые черты технического развития. Распространение плужного земледелия (плуг,запряженный быками), заменившего мотыжное,, разведение огромных стад рогатогоскота, успехи домашних ремесл — все это повысило производительные силычеловеческого общества до такой степени, что в процессе труда стало возможно производитьприбавочный продукт — некоторый избыток сверх того, что необходимо человеку длявоспроизводства его рабочей силы, т. е. для поддержания его жизненногосуществования и способности к труду.
Появлениеприбавочного продукта было исходным моментом позднейшей социальнойдиференциации общества и привело, в конечном счете, к величайшим последствиям(возникновение классов), поскольку создавались условия для накопления в рукахотдельных общин и семей материальных ценностей. В связи с этим вооруженныестолкновения между общинами теперь нередко заканчиваются превращениемвоеннопленных в домашних рабов: человеческий труд стал не только окупать самогосебя, но и производить избыточный продукт, отчуждаемый в пользу хозяина раба.Так зародилась эксплуатация человека человеком. Чем большую роль (сначалаподсобную) в хозяйстве начинают играть рабы, тем больше развиваются военныеметоды их добычи, тем больше совершенствуется военная техника.
Усилениесредств обороны и защиты, наряду с потребностями прогрессировавшей техникиземледелия, дали новый толчок металлургии и металлическому производству.Быстрое истощение поверхностных залежей руды сделали необходимым переход коткрытым и подземным рудничным разработкам, подобно тому как это имело местораньше в отношении каменных пород. Многие из этих рудников сохранились донастоящего времени (в Испании, Франции, Италии, Австрии, на юге СССР, в Азии,Центральной Африке) и позволяют восстановить технику рудных работ. Шахты имелидеревянное крепление и обшивки и снабжались вентиляцией. Толстые каменные илибронзовые кувалды разбивали породу, предварительно облитую водой и растреснутуювследствие обжигания ее огнем. Раздробление руды на мелкие куски, промывавшиесязатем в деревянных корытах, производилось молотками. Для плавки руды служилинизкие четырехугольные печи с толстыми каменными стенами, обмазанными внутриглиной. Примешивание к медной руде оловянных камней привело к открытию первогосплава — бронзы, отличавшейся большой твердостью и лучшими литейными качествами,чем медь. В связи с этим развиваются методы литья, паяния, и, отчасти, сварки,перенесенные позднее на обработку золотых, серебряных и свинцовых руд. Избронзы начинают изготовляться разные орудия производства (сверла, ножи, долота,пилы, молотки, лопаты, вилы, мотыги) и предметы вооружения (копья, мечи,кинжалы, стрелы). Однако, вследствие трудности получения в достаточномколичестве меди и, в особенности олова, бронза у большинства народов,находившихся на ступени патриархальной домашней общины, не могла вытеснитьокончательно каменные орудия.
Крупнымтехническим достижением эпохи, представлявшим наивысшее в доклассовом обществеразвитие принципа ротации, было изобретение сначала ручного, а затем ножногогончарного круга в керамическом производстве, а также значительное расширениетранспортных средств для передвижения как по воде (постройка парусных и гребныхсудов, лодок), так и по суше (телеги на вращавшихся колесах, вьючные и упряжныеживотные, верховая лошадь, боевые колесницы). Прогресс транспортной техникиобусловливался ростом обмена и торговли между отдельными племенами.
Последнимэтапом в истории первобытнообщинного строя является сельская община, выросшаяиз домашней общины и, в свою очередь, перешедшая — в обстановке разложенияродового общества — в рабовладельческое государство. Ранняя ступень сельскойобщины (1500—1000 гг. до н. э. для крито-микенской культуры в Греции,племенного быта этрусков в Италии, родовых хозяйств юго-западной Азии)характеризуется укреплением единичной семьи, выступающей против родовыхинститутов и родовой аристократии, у которой накапливаются богатства, добытые всфере земледелия, скотоводства и ремесл, и повсеместным переходом к металлургиижелеза («железный век»). Общественный, переворот, сокрушивший власть родовойаристократии, открыл собой позднюю ступень сельской общины (1000—500 гг. до н.э.). Отличительными признаками этой эпохи являются второе крупное общественноеразделение труда — отделение ремесла от земледелия, перерастание домашнегорабства в рабский способ производства, становившийся господствующим ивытеснявший старый первобытнообщинный способ производства, и возникновениеклассовой борьбы. Перерастание борющихся классов в антагонистические, появлениев сфере обмена специального классакупцов и образование государства — таковы конечные исторические грани сельскойобщины.
Техническоеразвитие рассматриваемой эпохи в целом попрежнему определяется специфическимичертами родового хозяйства. Но его новой базой, наряду с земледелием, являетсятеперь металлургия и военная техника, выделившиеся в особые отраслипроизводства. Индивидуализации труда в ремеслах соответствует в сельской общине такая же индивидуализация форм военного дела.Так, развиваются личные средства защиты и нападения воина (железный меч, шлем,панцырь, поножи, предназначенные для рукопашного боя), усиливающие его роль вобщине, и выдвигается на первый план рукопашный бой с применением конницы.Сельскохозяйственная техника включает в себя, наряду с плужным земледелием искотоводством, также производство продуктов питания. Обособившееся ремесло посуществу распадается на ряд самостоятельных отраслей, из которых наибольшеезначение приобретают горное дело (добыча камня и руд), строительное дело,деревообделочное производство, текстильное производство, обработка кож,гончарное дело, металлургия и металлообработка, изготовление транспортныхсредств и производство орудий производства.
Новой,важнейшей областью развивающейся небывалыми еще темпами техники являетсяметаллургия железа, сырьевая база кот торой образуется из собираемых наповерхности земли кусков бурого и красного железняка, из добываемой в открытыхвыработках и подземных шахтах руды и различных видов болотной руды.
Плавкажелезной руды и получение сыродутного железа, как показывают раскопки в Джераре(Сирия), относящиеся к XIV--XIII вв. до н. э., велись в низких кирпичных печах,имевших в пе редней стенке тяговое отверстие и поддерживавших всвоей высокой сводчатой части температуру, необходимую для превращения руды втестообразную крицу, для вынимания которой нужно было разбирать печь. Железо,хотя и не восстановленное в полной мере, годилось для дальнейшей обработкимолотками и для изготовления из него разных предметов, из которых наиболеераспространенными были железные топоры, лемехи, ножи, серпы, напильники,кинжалы, сверла и т. д. Производство этих орудий становится делом специальнойгруппы ремесленников-кузнецов.
Таковы быликонечные достижения техники первобытно-общинного строя, которые вошли частичнов арсенал новой техники рабовладельческой формации, сменившей собой родовойстрой. Данные этнографии, имеющей дело с техникой современных африканских,австралийских и американских племен, находящихся на том или ином этапепервобытной коммуны, позволяют нам более полно восстановить длительныйисторический путь развития техники. Основные законы развития человеческогообщества, установленные марксистско-ленинской наукой, являются общими длянародов разных частей света и эпох, несмотря на все конкретные историкогеографическиеи социально-экономические отличия, вносящие индивидуальные черты в историютехники каждого народа.

2. Возникновение текстильного производства
Согласносовременным археологическим данным истоки текстильной техники обнаруживаются всамых отдаленных эпохах первобытно-общинного строя. Суровые условия природы,окружавшей человека ледникового периода ранней коммуны, заставляла его впроцессе борьбы за существование искать средства предохранения тела от холода, т. е. создаватьсебе одежду.
Сырье
Шкурыживотных. При преобладании охотничьего хозяйства наиболее важным материалом,который находился в распоряжении человека и мог быть использован для этой цели,была шкура убитого животного. Таким образом, техника добывания пищи сделалавозможным переход к меховому производству, т. е. к обработке животных шкур сволосами. Снятую с туши шкуру вычищали от мездры,сначала при помощи каменного скребка, затем тупых ножей и, наконец, гладильныхкамней, разглаживавших всю шкуру, освобожденную от жира. Обезжиренная шкурапросушивалась при помощи провяливания в теплых пещерах, что придавало ей нужнуюгибкость и мягкость; теперь шкура была готова для употребления в качестве одежды. «Одеяния из шкур, носившиеся дикарямидревнего мира, сгнили бесследно уже. много тысяч лет тому назад." Однакопо находимому в земле громадному количеству орудий из острого камня, служившихдля выделки кож, мы можем судить, как распространено было их употребление». Повсеместныйхарактер обработка шкур приобретает с момента появления «сколотой» техникиотделки камня, которая давала возможность производить в неограниченном количестве нужные для данной цели орудиятруда.
Древесныематериалы. Не менее древним, чем ношение шкур, является использование человекомдля одежды древесных материалов, в первую очередь мха и коры деревьев.Деревянные орудия, распространенные в период ранней коммуны наряду с каменными,давали возможность снимать со стволов деревьев кору в виде большихкусков, которые потом размягчались, выбивались деревянными колотушками,кроились, склеивались или сшивались отдельными кусками. Эти технические приемыизвестны и у современных австралийских и полинезейских племен, находящихся настадии ранней коммуны. Так, например, в Бразилии, где произрастает такназываемое рубашечное дерево, «человек отрубает ствол или толстую ветвь в 4—5 футовдлины и снимает кору с нее в виде цельной трубки. Ему затем остается толькоразмочить и разбить ее до мягка, прорезать в ней дыры для просовывания рук,чтобы после этого надеть как готовую рубашку. Из более короткой трубки можно изготовитьженскую юбку». У австралийских племен техника обработки коры сводится кследующему: «сняв кору, ее намачивают, затем при помощи раковин соскабливаютвсе зеленые части; длинные, узкие полосы приготовленной таким образом корынакладывают одна на другую и обколачивают при помощи деревянных молотков снарезками. От ударов кора превращается в мягкуювойлокообразную массу, немного напоминающую грубое сукно».
Получениерастительного войлока привело, по-видимому, к зарождению в дальнейшем зачатковбумажного производства, которое, таким образом, имеет общие корни происхожденияс текстильным производством.
Материальнымипамятниками существования древней одежды являются для нас как различные орудия,находимые в археологических раскопках (скребки, шилья, иглы), так и открытыенаскальные изображения людей с надетыми на тело «костюмами». Знакомство соспособами изготовления войлока из коры вызвало стремление человека расширитьсырьевые ресурсы, перенося освоенные приемы техники на обработку другихволокнистых веществ, например листьев, стеблей растений, жил, прутьев,тростника и т. д., которые могли служить не в качествесамой одежды, а лишь элементами ее.
Примитивнымспособом образования одежды из таких элементов должно было явиться плетение,продукт которого с самых ранних периодов служил, очевидно, не только длятекстильных, но и для строительных целей (плетень из ветвей). С другой стороны,различные плетеные материалы распространялись и в производствепосуды, образуя на этапах позднего родового общества специальноекорзиночно-плетеночное дело. Переход к плетению для текстильных целей былсвязан с необходимостью «заштопывания» случайных дыр и разрывов в одежде издревесной коры, что требовало вплетения узких лубочных полос и прядей восновной материал.
Освоение основныхприемов плетения необычайно расширило ассортимент изготовляемых плетеных вещей.Здесь мы находим и рыболовные сети, и сумки для переноски продуктов, и головныешнурки, и ручные браслеты и многие другие предметы.
Плетениенесомненно предшествовало являлось исходным пунктом собственно текстильнойтехники, т. е. прядения и ткачества. Так, в способе так называемого«ступенчатого плетения» мы раскрываем тот прием сочетания вертикальных прутьевили полос с горизонтальными, идущими попере менно над первыми и перекрывающимиих, на котором базируется принцип простого ткачества. Развитие техникиплетения, требовавшей приготовления одинаковых по прочности" и однородныхпо форме волокон, должно было привести в результате к открытию способаискусственного образования прочной пряди волокон путем скручивания несколькихестественных и сцепленных друг с другом волокон в единую нить. Переход отиспользования готовых стеблей растений, жил и волос животных к искусственномуполучению нити, ссучиваемой пальцами человека, и можно считать моментомпоявления прядения, как технического приема. Первоначальными объектами прядениябыло, по-видимому, витье веревок и канатов. Таким образом, к концу эпохи раннейкоммуны, когда при все увеличивающейся роли производящего хозяйства продолжалоеще господствовать в системе производительных сил присваивающее хозяйство,человечеством были освоены уже такие элементы текстильного производства вшироком смысле слова, как примитивная обработка кожи, использование древеснойкоры, стеблей, листьев и животных волос, с последующим свойлачиванием их,плетение прутьев, полос и лент, сшивание (иглами, проколками, шильями) одежды,уменье вить веревки и ссучивать элементарным образом нити.
На раннемэтапе поздней коммуны (от 15000 до 5000 г. до н. э.), в связи с хозяйственным переворотом, обусловившим переход к производящему,по преимуществу, хозяйству, с изобретением механических способов полученияогня, гигантски усилившим власть человека над животным царством, а также всвязи с расширением сырьевой базы вследствие укрепления земледелия искотоводства,— возникает текстильное производство в собственном смысле слова,опирающееся на накопленные и развитые в предшествующие эпохи элементы техникиизготовления одежды и различных предметов из волокнистых материалов. Наряду сдикорастущей крапивой — в качестве важнейшего прядильного и масляничногорастения, «одомашненного» из дикорастущих сортов луба, — в хозяйственный обиходазиатских и отчасти европейских племен входит лен. Важнейшими районами развитияльноводства были передняя Азия, Египет, при альпийские и придунайские области, Средиземноморье и южные области нынешней территорийСССР. Другим важнейшим лубочным растением становится конопля, доставлявшаяпеньку, масло и наркотические средства. Развивавшееся мелкое скотоводство(козы, овцы, ламы в Америке снабжало текстильное производство различными видамишерсти.
Прядение. Примитивноепрядение осуществлялось без всяких механических орудий, исключительно путемиспользования естественных органов; человека. Точно таким же образом инекоторые современные племена «берут растительное волокно, или шерсть, иливолос и скручивают их, катая между ладонями или одной рукой по бедру».1 Этотспособ, понятно, отличается крайней медленностью процесса; работы и имеетрезультатом неравномерность крутки нити в разных, ее частях. В других случаяхнить, по-видимому, получалась путем простого склеивания элементарных волокон.На это указывает существующий еще и сейчас в Китае способ образования нитей растениярами при помощи обмакивания волокон в рисовом отваре или клее для ихпараллельного укладывания в нить, концы которой ткач скручивает большим иуказательным пальцем, используя тот же клей.2 Для данного способатакже характерна низкая производительность труда «прядильщика».
Первыммеханическим приспособлением в прядении была, по-видимому, палка, служившая длянамотки нити, свисавшей и спутывавшейся при длительном процессе прядения. Такуюфункцию у современных австралийских племен выполняет, например, палочка скрестообразной перекладинкой, предназначенной для намотки не только пряжи, но ишнура и бичевок.
Недостаточностьупотреблявшихся способов крутки при помощи пальцев руки, ладони и бедраприводит человека поздней первобытной коммуны в длительном (продолжавшемсятысячелетия) процессе накопления хозяйственного опыта к мысли использоватьпалку, служившую раньше лишь наматывающим приспособлением, также и в качествеорудия дополнительной крутки. С этого времени палка начинает превращаться вверетено, которое, получив вращательное движение, не повисало на натянутойнити, а покоилось в руках прядильщика. Такой способ прядения, по мнению рядаэтнографов, существует у бразильского племени бакаири и у некоторых современныхавстралийских племен, которые во время прядения катают веретено левой рукойвзад и вперед по бедру. Индейцы се верных и южных районовамериканского материка прядут нити из овечьей шерсти и хлопка, пользуясьдеревянными спицами.1
В прядениииндейцев Педжестунда наматывающее и крутильное приспособление диференцировано;кручение выполняется веретеном, один конец которого держат высоко над бедром вправой руке и вращают, а намотка производится насаженной на веретено катушкой.Наоборот, в кустарном прядении деревенских прях южной Италии (в частности, врайонах Сицилии и Неаполя) веретено срослось с катушкой в единый инструмент,выполняющий последовательно операции крутки и намотки. Здесь веретено, внешненапоминающее катушку, «имеет вместо заостренной — цилиндрическую форму иснабжено двумя кольцами—одним наверху, а другим посередине, между которыми инаматывается выпряденная нить. На верхнее кольцо надет проволочный крючок,который служит для проведения нити и для прикрепления выпряденного кольца.Пряха приводит веретено во вращательное движение посредством катания концаверетена по колену с помощью правой ладони». Такой •способ оченьнепроизводителен и требует для получения крепкой нити значительно большейзатраты времени, чем при обычном веретенном прядении.
«Работа,нужная для достижения какой-нибудь незначительной цели, бывает часто,вследствие недостатка инструментов, несоразмерно велика и отнимает силычеловека вместо того, чтобы укреплять его». Поэтому переход от катания веретенак свободному его вращению на натянутой нити знаменовал собой очень крупныйсдвиг в текстильной технике доклассового общества. С этого времени процесспрядения при помощи веретена не претерпевает в своих существенных чертахникаких изменений вплоть до настоящего времени. Он ведется следующим образом: кособой деревянной палке пряслу прикрепляется сырой материал кудель, т которойлевой рукой прядильщица непрерывно вытягивает и слегка ссучивает пальцамигруппу волокон, в то время как ее правая рука приводит «щелчком» вовращательное движение веретено, повисающее на вытянутой пряди волокон искручивающее волокно в крепкую нить. Когда нить достигает такой длины, чтоправая рука перестает доставать веретено, прядение останавливается, ивыпряденная нить наматывается на поверхность веретена, причем ненамотавшийсяконец ее захлестывается петлей на веретено. После этого опять начинаетсяоперация вытяжки новой группы волокон, их скручивание и т. д. Таким образомпроцесс веретенного прядения состоял из трех основных моментов, сохраняющихся ив машинном прядении: вытягивания волокон, их скручивания и намотки готовой нитина веретено. Дополнительным моментом при ручном прядении обычно было смачиваниевремя от времени нити слюной, являющейся для волокон клейким веществом,сообщающим нити гладкость и блеск. Прядение посредством свободно вращавшегосяверетена не только ускорило процесс изготовления нити, а следовательно иповысило производительность прядильного труда, но и обеспечивало большуюравномерность крутки нити. Дело в том, что если в вытянутой пряди волоконоказывались участки более растянутые и мелкие, то они благодаря непрерывномувращению веретена скручивались сильнее, чем остальные, и, являясь болеепрочными, вызывали дополнительное растягивание соседних участков, пока этипоследние не уравнивались по тонкости с предыдущими. В результате этого нитьполучалась ровной и прочной во всей ее длине.
Веретенноепрядение требовало от прядильщика значительной сноровки и искусства, так какнеобходимо было постоянно сообразовывать количество вытягиваемого волокна итемп вытяжки с меняющейся скоростью вращения веретена, приводимого в движениепальцевым импульсом.
Изобретениеверетена представляло собой, с точки зрения развития принципов механическойтехнологии, огромное достижение первобытнообщинного строя. Наряду сосверлильными инструментами, колесом, воротом и ручным жерновом оно явилосьодним из важнейших объектов применения вошедшего в арсенал техники позднейродовой коммуны ротационного принципа.
В связи спроисшедшим первым крупным разделением труда в обществе отделением земледелияот скотоводства в отдельных зонах намечается диференциация текстильногопроизводства по видам сырья. У скотоводческих племен преобладает использованиеволокон животного, у земледельческих волокон растительного происхождения. Удревних перуанцев в Америке, выращивавших породы лам, развиваются методыизготовления шерстяных материй, так же как и у кочевых народов средней и южнойАфрики.
Древниеегиптяне, после того как они осели в долине Нила, специализируются втекстильном деле главным образом на обработке льна. Их полотняные изделия ещеза два тысячелетия до н. э. пользуются всеобщей известностью в странах Востока.В Сирии,. где рядом со льном и коноплей произрастал дикий хлопчатник, оченьрано появляются изделия из хлопчатой бумаги. По свидетельству греческого историкаГеродота (V в. до н.э.) в Индии в его время изготовлялись прекрасныехлопчатобумажные ткани, еще совершенно неизвестные странам Средней Европы.В римскую эпоху знаменитый ученый — естествоиспытатель Плиний (I в. н.э.) отмечает существование специальных хлопковых плантаций у финикиян иегиптян.2 Американские племена, находившиеся в период испанскихзавоеваний на последних стадиях родового строя, были уже хорошо знакомы скультурой хлопчатника.
Развитиеорудий прядения шло параллельно с прогрессом приемов и методов, применяемых вприготовительных операциях обработки волокон. Эти операции складываются напоследних ступенях поздней коммуны (домашняя и сельская община) в определеннуюсистему работ, отличную в производствах пряжи из лубяных волокон и из шерсти.Так, при обработке льна процесс работы состоял из следующих звеньев.
Созревшиестебли льна выдергивались вручную, затем — после обрезки головок —вымачивались, сушились на солнце и подвергались колочению. Орудием дляпоследней операции были деревянные рубчатые колотушки с длинными рукоятками.Выколоченный (мятый) лен трепался при помощи сучкообразных палочек илиножей-трепал, в результате чего волокно разрыхлялось и освобождалось отпримесей. Полученный после трепания продукт распадался на три группы: 1) костру (древесные частицы), 2) паклю и очесы (короткиеволокна, перемешанные с мелкой кострой, пылью и т. д.), 3) длинные волокна,беспорядочно расположенные в пучке.
Толькопоследние две группы шли на дальнейшую обработку, причем главное значение имелов производстве пряжи использование длинных волокон. Для того, чтобы расположитьпоследние в пучке параллельно и освободить от оставшихся коротких волоконец,лен подвергали дальше многократной проческе, для каковой цели служили различныеорудия, например ребра и расщепленные кости животных, деревянные пластинки сдырочками или зубьями и ручкой (найдены в свайных постройках), деревянные иликостяные гребни, шишки ворсянки (репейника) и деревянные карды. После чесанияволокно было готово к прядению.
Культуральноводства восходит в Египте к 4-му тысячелетию до н. э.; расцвет льняногопроизводства здесь отмечен приблизительно 22 в. до н. э. Не менее древней былаобработка льна в Месопотамии.
Чтокасается изготовления шерстяной пряжи, то оно с самого своего возникновенияотличалось некоторыми специфическими чертами. Шерсть выщипывалась из овец, коз,лам и т. п. животных руками, в связи с чем эта операция была весьма мучительнойдля животного, кожа которого обливалась при этом кровью. У туземцев Фарерскихостровов этот варварский способ сохранился до настоящего времени. После разборапо сортам шерсть разрыхлялась крючковатыми деревянными или костяными орудиями изатем расчесывалась теми же примитивными приспособлениями, которыеупотреблялись и для льняных волокон.
Готоваяпряжа (как из льна, так и из шерсти) перематывалась в мотки при помощикрестообразных деревянных палочек-мотовил. В некоторых случаях пряжу, дляпридания ей более чистого вида, по-видимому кипятили, отбеливали золой ивысушивали.
Ткачество. Переходя квопросу о возникновении ткачества, необходимо прежде всего подчеркнуть, чтонаиболее примитивные формы его, непосредственно выросшие из техники плетения,остаются нам до настоящего времени в точностинеизвестными. Несомненно, что первоначальное плетение вовсе не требовалоискусственной пряжи и осуществлялось при помощи сырых материалов, находимых вготовом виде в природе. О переходных ступенях от плетения к ткачеству даетпредставление вертикальная ткацкая рама, употребляемая племенем бакаири. Всесооружение состоит из двух врытых в землю деревянных столбов, вокруг которыхобматывается толстая хлопковая нить, образующая основу. Поперечные нити уткапродеваются через, основу при помощи палочки, на, которую эти нити намотаны.Здесь «ткань представляет род циновки, сделанной из ниток. Но так как последниене могут сами оставаться вытянутыми подобно твердым Камышевым стеблям, топриходится натягивать их на раме, откуда получается основа, и затем обвивать ихпоперечной нитью утка, продергивая или выдергивая ее при помощи пальцев илипалочки». Такой тип ткацкой рамы существовал в древней Мексике, как видно изстаринного ацтекского изображения, и в древнем Египте, как показывает
При большомколичестве нитей основы работа по продергиванию каждой нити утка представляласобой очень длительную процедуру. У племени баттаков на Суматре призаготовлении материи на такой раме «половина этих нитей (основы, Е. Ц.)у поодиночкечередуясь с другой половиной, вытягивается рукой работницы и отделяетсяпоперечной перекладиной от второй половины, чтобы протянуть между обоими рядамипоперечную нить; после вплетения поперечной нити начинается та же работа сотделением другой половины продольных нитей; она повторяется столько раз(несколько сот), сколько раз вплетается поперечная нить, — работа эта оченьутомительна».
Несмотря навсю элементарность этого первобытного способа ткачества, самый факт эмансипацииткацкой техники от плетения имел огромное значение, являясь первой ступенью ксозданию ткацкого станка, изобретение которого Энгельс считает одним изважнейших достижений последних этапов родового общества, средних ступенейварварства.2
До сих порточно не установлено, какая форма ткацкого станка вертикальная илигоризонтальная предшествует исторически одна другой. По-видимому, мы не имеем вэтом отношении единообразия, если речь идет о различных народах. Так, усовременных африканских племен, как это засвидетельствовано многочисленнымипутешественниками и этнографами, первоначальной формой является станок свертикальной рамой. Зато в древнем Египте, например, конструкция станка сгоризонтальной рамой существовала за тысячелетия раньше, чем с вертикальнойрамой. Это объясняется тем, что, как указывает Энгельс, у различных кочевыхпастушеских племен различные бытовые условия жизни порождали и соответствующуюформу ремесленных орудий.
Главнымнеудобством станка с вертикальной рамой была необходимость продергивать нитьутка снизу вверх, что заставляло вырабатывать ткани очень незначительнойширины. Для получения широких материй приходилось сшивать вместе несколькоузких полос, выработанных на вертикальной раме. Этот первоначальный типвосточного или с вертикальной рамой станка заменяется в дальнейшем у народов,ремесленная техника которых быстро прогрессировала, станком с основой, натянутойв вертикальной плоскости, но прикрепленной к горизонтальным перекладинам,положенным между двумя вертикальными столбами. Здесь уток пропускался уже слеванаправо и обратно, вследствие чего ширина ткани определялась только длиной рукткача и возможностью его передвижения вдоль рамы.
Такой станокдля периода свайных построек в Швейцарии был реконструирован известнымэтнографом доктором Гейерли. в нем, привязанные к верхнему горизонтальномубрусу, натягивались при помощи глиняных грузил, подвешенных к концам всехнитей. При ширине ткани в 50—80 см, получить нужную для одежды длину ее в3—4 м былоневозможно. Это побудило в дальнейшем ткачей оставлять известный запас нитейосновы на верхнем брусе, так чтобы их легко было по мере выработки материиотматывать и спускать вниз, натягивая посредством перетянутых вверх грузил. Таквозникает приспособление, из которого вырастает значительно позднее (в эпохузападноевропейского феодализма) навой ткацкого станка. Наличие этого приспособлениясделало, в свою очередь, необходимым съемку готовых частей ткани в процессеработы, для чего стал употребляться, в конце концов, нижний брус,превратившийся, таким образом, в товарный навой (товарный валик).
Значительнотруднее было устранить другой недостаток примитивных ткацких станков свертикальной рамой — их крайне низкую производительность вследствиетребовавшегося при каждом пропуске нити утка перебора пальцами или палочкой (аиногда и иглой) половины всех нитей основы. Одним из наиболее простыхприспособлений, имевших целью облегчить отделение четных нитей основы отнечетных, т. е. образование зева, было натягивание основы на раме в два ряда заднийи передний. Такой прием наблюдается в ткацкой технике бакаиров, а также вкустарном производстве украинских ковров — килимов и рогож. Другой способзаключался в оставлении в зеве специальных палочек, позволявших сразу подниматьвсе четные или нечетные нити. Гейерли так описывает этот способ: «Возьмем тотмомент работы, когда ткач или ткачиха при помощи уточной палочки поднимает всенечетные нити основы, чтобы пропустить уточную нить; тут под ними возникаетклинообразное пространство, так называемый «зев». Если теперь, прибив нить,оставить палочку в том же положении, то приходилось только по одиночкеподнимать четные нити. Когда очередь вновь доходила до нечетных нитей, топалочку просто поднимали вверх, а вместе с ней сразу поднимались и все нечетныенити. Это уже на целую половину облегчало всю работу тканья. Еще удобнее было,если палочка делалась широкой и плоской. Когда поднимали четные нити ивплетался уток, то палочка клалась на плоскую сторону. Наоборот, когда надобыло поднять нечетные нити, то палочка становилась на узкую сторону, т. е. посвоей высоте, и образовывался зев. Больше трудностей представляло искусственноеполучение второго зева. Нельзя ведь было просто ввести еще одну вторую палочкудля поднимания четных нитей, потому что первая палочка лежала на пути и мешалаобразованию зева».
Эта проблемабыла разрешена с изобретением особой гребенки, в зубьях которой были просверленыотверстия. Через последние пропускались все четные нити основы, нечетные жесвободно проходили между зубьями гребня, подвешенного на подобие качелей наверхнем брусе станка. Когда нужно было выдвинуть на первый план четные нити,ткач тянул («дергал») к себе гребенку; при образовании второго зева гребеньотодвигался назад от своего нормального положения, чем и достигалась переменанитей основы. Это устройство сохранилось в настоящее время в рогожномпроизводстве, где образование зева осуществляет бердо с глазками для одногоряда нитей и со щелями — для другого.
Еще удобнее,чем в вертикальной раме, было применение гребня в горизонтальном станке,вследствие того, что здесь для подъема берда с одной группой нитей приходилосьтолько тянуть за веревку, необходимое же затем опускание этой группы нитейосуществлялось простым падением берда, оттягивавшим своей тяжестью нити,продетые через глазки, вниз.
Переход кпроизводству более плотных тканей из тонкой пряжи, не выдерживавшей дерганиягрубым гребнем, и невозможность при значительном увеличении количества нитейосновы приспособить для образования зева гребень достаточной величины,заставили ткачей перейти (вероятно в эпоху сельской общины) к ремизномуаппарату в форме нитяных планок. Однако развитие этого принципа относится уже кэпохе рабовладельческого общества, поэтому мы сейчас на нем не будетостанавливаться.
Если изгребня развились ремизки, то это же орудие явилось исходным в создании берда,как инструмента для прибоя протянутой уточной нити. Первоначально прибойосуществлялся плоской дощечкой, которую ткач держал за рукоятку и котораяслужила, вероятно, одновременно и для пропуска уточной нити и для последующейее забивки (концом дощечки). Затем эта последняя функция перешла к гребню. Длялучшей раскачки гребень стал прикрепляться к батану, подвешивавшемуся кверхнему брусу станка. Что касается палочки, на которую наматывалась нить утка,то она представляла собой на первых этапах развития ткацкой техники простоеверетено. Неудобство, связанное с задеванием такой палкой нитей основы прибыстрой прокидке утка, заставляло делать ее как можно более узкой, в результатечего наиболее употребительной становится, в конце концов, игла, применявшаясяуже раньше в операциях сшивания тканей. Один конец ее заостряется (для лучшегоскольжения), другой — более толстый — служит для намотки утка.
Дальнейшаяэволюция выражается в заострении обоих концов иглы и в устройстве в них ушков, черезкоторые пропускаются нити утка попеременно при прокидке вперед и назад. В этой двустороннейигле, применение которой значительно ускорило темп работы на ткацком станке, мыимеем по существу уже прототип будущего* челнока. Такой примитивный челнок, всочетании с устройством для образования зева, встречается, например, у племенибаттаковна Суматре. В их ткацком деле «существует более сложное приспособление,где соединение продольных нитей… и вплетение поперечных нитей совершаетсясразу, и где челнок, с которым женщины баттаков очень ловко обращаются, веселобегает туда и назад».
Наиболеепоздним изобретением в ручном ткачестве, выходящем уже из рамок первобытнообщинногостроя был, по-видимому, навой, большей частью отсутствующий в ткацких станкахнародов, находящихся на ступенях сельской общины, и даже в римском станкерабовладельческой эпохи. Очевидно, вплоть до последних этапов родовогообщества, основа привязывалась в ткацких станках к задним перекладинам (вгоризонтальном типе) или к верхнему брусу (в вертикальном типе).
Итак,основные элементы ручного ткачества: рама, товарный валик, ремизный аппарат,батан с бердом и примитивный челнок, созданы были техникой доклассовогообщества.
Необходимоостановиться еще на вопросе о происхождении не простых (миткалевых), а болеесложных ткацких переплетений, образуемых подъемом определенных групп нитейосновы. По мнению некоторых археологов производство таких тканей моглопредшествовать изготовлению миткалевых материй, так как при отсутствииремизного аппарата оно требовало в операции перебора нитей основы меньшейзатраты труда, чей при отборе всех четных и нечетных нитей. Для образованиянескольких зевов приходилось отбирать нити, находящиеся друг от друга в равныхинтервалах: например, 1, 5, 9, 13, 17, 21; 2, б, 10, 14, 18, 22; 3, 7, 11, 15,19, 23; 4, 8, 12,16, 20 (4 зева) и т. п. «Ткач, который работает более чем двумя зевами, ткеткиперную или атласную ткань. По видимому, обитатели свайных построек уже дошлидо этого, потому что в Иргенгаузене у Преринона найдены киперные ткани».
С развитиемремизного аппарата в простых ткацких станках тот же принцип получил применениеи в производстве киперных тканей; стали привязывать отобранные группы нитей котдельным палочкам, попеременным дерганием которых и достигалось образованиенескольких зевов. В простом ткачестве такой способ употребителен, например, уплемени даяков с острова Борнео. На их ткацких станках с вертикальной рамой«при вплетении так называемой уточной: нити — ткачихи не принимают своимипримитивными ткацкими челноками одну продольную нить за другой, но этипродольные нити» е 1,3, 5, 7, 9, 11 таких нитей связываются маленькими узламипри помощи поперечной палочки, так что при протягивании этой палочки междучетными и нечетными продольными нитями образуется свободное пространство, черезкоторое проводят ткацкий челнок рукой. Далее, уточная нить крепко прижимаетсягребнеобразным инструментом к протянутым прежде уточным нитям, а затем ткачихапринимает деревянным ткацким станком продольные нити 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. ипротягивает их вперед, так что теперь между этими нитями и нитями 1, 3, 5, 7, 9и т. д. образуется свободное пространство, через которое протягивают ткацкийчелнок с новой уточной нитью. Как видим, этот способ очень утомительный иотнимает много времени. Он требует от ткачихи большой находчивости и ловкости».
Крашение. Если происхождениеосновных областей текстильного производства — прядения и ткачества, опирающихсяна механические орудия, мы можем восстановить в довольно последовательнойсвязи, то о технике крашения тканей, имеющей дело с химической аппаратурой ихимическими веществами, в родовом обществе мы знаем гораздо меньше.
Несомненно,что первоначально переход от простой одежды к крашеной был связан с развитиемразнообразных форм татуировки тела, служившей целям украшения. Приемы окраскитела переносились в дальнейшем на одежду, и это стало принимать систематическийхарактер с появлением тканей в качестве постоянного вида одежды.
Мы должныразличать разрисовку материй от ее крашения, причем первая, по-видимому,зародилась раньше, чем второе.
Изминеральных красок, употреблявшихся у племен поздней коммуны, наиболеераспространенным был красный глинистый железняк, находившийся в большомколичестве на поверхности земли, и некоторые другие цветные минералы.
Древнимкитайцам (приблизительно за 4000 лет до н. э.) были известны некоторыекрасители естественного и животного происхождения, например растительноеиндиго, кермес (красный краситель, входящий в один из видов червеца) и такназываемый китайский зеленый или локао, встречающийся в некоторыхразновидностях крушины и принадлежащий, согласно новейшим исследованиям, кфлавоновым производным. Черной краской для тканей, как показываютмикроскопические анализы остатков древних материй, служил растертый уголь,смешанный с жиром, или черные споры грибов. Желтая краска добывалась из дикойрезеды, синяя из растения, известного под названием синильника. Посвидетельству Геродота (V в. до н. э.) племена, населявшие в то время Кавказ,употребляли в качестве красильного вещества раздавленные и растертые в воделистья, содержащие, по видимому, какие-то бродящие жидкости. Красным красителемнередко служила кровь убитых животных или павших в бою врагов, которойпропитывали одежду или намазывали свое тело. В качестве клеющих веществ(прикрепляющих красок) пользовались жирами и различными соками растений,содержащими сахар.
Наилучшимобразом требованиям стойкости окраски удовлетворяли хлопчатобумажные ткани;поэтому, наибольшие достижения в красильном деле мы наблюдаем у народов жаркихклиматических поясов, давно знакомых с культурой хлопчатника. Малая Азия,Египет и, в особенности, Индия являются, по видимому, родиной разрисованных икрашеных тканей, распространившихся отсюда в эпоху рабовладельческого обществако всему культурному Востоку и в странах южной Европы.
Вероятноздесь, как и в Китае и Японии, зародились первые способы набивки тканей, т. е.нанесения на них стандартных рисунков путем специальной подготовки подлежащихокраске и неокрашиваемых мест. Переход к этим методам от простого вырисовываниявсех линий узора вызвал огромное повышение производительности трудакрасильщика.
Другой,распространенный главным образом в южной Азии, прием носит название бандана изаключается в завязывании при помощи узелков тех мест ткани, которые желаютпредохранить в дальнейшем от действия краски. При этом уже после нанесенияузора одной краской можно новой комбинацией узелков и последующим опусканиемткани в чан со второй краской получить другой по цвету и форме узор. Этот методпозволял производить разноцветные ткани, отличавшиеся порою высокими художественнымидостоинствами.2
Способывосковой набивки и бандана в настоящее время применяются малайскими племенамина острове Суматра и острове Ява. Первый способ широко распространен и всовременной Индии. Узорчатые ткани, изготовленные при помощи восковой набивки,называются в Японии «шибори», а на острове Ява — «икат».

Библиографическийсписок
1. Богаевский, Б.Техника доклассового общества, Изд. Акад. Наук Москва
2. Богаевский, Б.Техника первобытно-коммунистического общества. Москва „Очерки истории техникидокапиталистических формаций',
3.Энгельс, Диалектикаприроды, Партиздат, Москва.
3. Тейлор, Э.Первобытная культура, Гос. соц.-экон. издат. Москва,
4.ЕЛипперт. История культуры,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.