Реферат по предмету "История"


Восточные славяне, авары, болгары, венгры в V–IX вв.

Восточные славяне, авары, болгары, венгры
В заглавии названы главные действующие лица историческихсобытий V–IX вв., происходивших в украинских степных и лесостепныхрегионах. В этот период продолжалось Великое переселение народов с востока назапад. Через территорию современной Украины в Карпато-Дунайский регион прошлиавары, болгары и венгры. Активными участниками процессов переселения на новыеземли в эти века были также славяне.
Византийские источники называют большой союз антов – какчасть восточных славян, которые, согласно Иордану, жили между Днестром иДнепром. «Анты же – сильнейшее из обоих [племен] – распространяются от Данастрадо Данапра, там, где Понтийское море образует излучину». Прокопий Кесарийскийразмещал неисчислимые племена антов на север от народов, обитавших в СеверномПричерноморье и Приазовье.
Из информации византийских историков Прокопия и Маврикияявствует, что анты – оседлый народ, занимавшийся хлебопашеством искотоводством, нередко подвергавшийся опустошительным набегам кочевников. Посвоему общественному устройству анты соответствовали стадии военной демократии,при которой ведущая роль в обществе принадлежала народному собранию, а такжевождям и старейшинам. При описании борьбы славян с аварами в середине VI в.византийский историк Менандр упоминает антских властителей во главе сМезамиром. Последний принадлежал к знатному роду и пользовался большимавторитетом среди антов.
Анты, судя по известиям «Стратегикона», приписываемогоимператору Маврикию, были умелыми воинами, легко переносившими трудностивоенного быта.
Исследования археологов последних лет позволилиотождествить с антами так называемую пеньковскую археологическую культуру. Онаохватывает значительную территорию лесостепного пограничья от Северского Донцана востоке до Нижнего Подунавья на западе. Весь облик материальной культурыподтверждает сообщения византийских авторов о земледельческо-скотоводческомукладе жизни антов.
/>
На территории распространения пеньковских древностейобнаружено большое число кладов третьей четверти I тыс. н.э., близких междусобой по вещевому комплексу. В свое время А.А. Спицин определил их как«древности антов». В дальнейшем исследователи больше склонялись к мысли о связиэтих кладов с кочевниками. Широкомасштабные археологические исследования этойкультуры, осуществленные Д.Т. Березов-цом, П.И. Хавлюком,О.М. Приходнюком и другими археологами, позволили убедиться в корректностиэтнического определения владельцев этих кладов, данного А.А. Спициным.Оказалось, что некоторые из кладов (в селе Вильховчик) были найдены в типичныхпеньковских лепных горшках или на пеньковских поселениях.
/>
Сказанное, разумеется, не означает, что все вещи этихкладов имеют антское происхождение. Многие из них, как, например, пальчатыефибулы, браслеты с утолщенными концами, поясные наборы пластин, имели широкоеевроазиатское распространение.
Хронология кладов мартыновского типа, определенная в рамкахсередины VI–VII вв., совпадает с заключительной фазой существованияпеньковской культуры. Есть все основания связывать гибель последней с аварскимвторжением в южнорусские степи.
Будучи этнически родственны гуннам, авары с средины VI в.приняли активное участие в событиях на юго-востоке Европы. В 557–558 гг.они вышли к границам Византийской империи. По пути на Дунай авары покорилиболгарские племена утигуров и кутригуров, а затем и антов. Как сообщаетМенандр, авары вторглись в земли антов и принялись их опустошать. Антскиевластители оказались в тяжелом положении. Они направили к аварам посольство воглаве со знатным вождем Мезамиром. Однако, не считаясь с традиционнойпосольской неприкосновенностью, уважавшейся во все времена, авары убилиМезамира, полагая, что славянский вождь не оказал им должного уважения. Послеэтого они с еще большим ожесточением продолжали грабить славянские селения,угонять в рабство жителей. Свидетелями пребывания аваров на территории Украиныявляется, по-видимому, группа погребений, раскопанная у сел ВиноградноеЗапорожской области, Костогрызово, Сивашовка, Сивашское Херсонской области,Портовое в Крыму. Они совершены по обряду трупоположения либо в широкой яме сконем на уступе, либо в узкой яме овальной формы с заплечниками и останкамиконя на деревянном перекрытии. Инвентарь погребений сравнительно богатый –поясные наборы, колчаны, удила, палаши.
/>
В 60-е годы VI ст., покорив местные славянские племена, аварына землях бывшей римской провинции Паннонии создали свое государство во главе скаганом Бояном. Оно просуществовало до 30-х годов VII ст., пребывая впостоянной борьбе с Византией и славянами.
Как свидетельствует византийский историк VII в.Феофилакт Симокатта, в 602 г. аварский каган послал большое войско во главе сАпсихом, которое должно было«уничтожить племя антов». Вероятно, именно после этого удара анты уже не смогливосстановить былое могущество своего союза. Характерно, что с этого временианты уже не упоминаются в византийских источниках.
/>
После разгрома антов авары покорили и дулебов. Память обэтом сохранили письменные источники. Согласно сообщению франкского хрониста VII в.Фредегера, авары каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них, там они бралиженщин и детей славян, вынуждали их к изнурительному труду. В завершениенасилия славяне обязаны были платить аварам дань. Подтверждает эти сведениятакже и русская летопись. «Въ си же времяна быша и обры (славянское названиеаваров), иже ходиша на Ираклия царя и мало его не яша. Си же обрывоеваху на слов и примучиша дулЪбы. сущая словЪны, и насилье творяхуженамъ, дулЪбскимъ: аще поЪхати будяще обърину, не дадяше въпрячи коня ни вола,но веляше въпрячи 3 ли, 4 ли, 5 ли женъ в тЪлегу и повести обърЪна, и тако мучаху дулЪбы».
В продолжении сообщается, что обры были «тЬломъ велици иумомъ горди», но за свои грехи понесли Божью кару и «помроша вси, и не остасяни единъ объринь».
Исследователи полагают, что текст «Повести временных лет» овымирании аваров первоначально появился в среде паннонских дулебов. Затем, подвлиянием одного из писем константинопольского патриарха Николая Мыстыкоса кболгарскому царю Симеону текст изменился и уже в такой форме сохранился врусской летописи. Сведения об аварославянскомпротивостоянии сохранили также иностранные источники. Так, Менандр Протекторписал, что авары «начали разорять земли антов, не переставая грабить и порабощатьжителей».
Покорив часть славянских племен, авары привлекли их к своимзавоевательским походам на Византию. Около 626 г. в союзе со славянами они осадили Константинополь. Славяне подступили к городу на ладьях, новизантийцам удалось уничтожить их флотилию. Потерпели поражение в этом бою иавары.
К сожалению, археологических следов прохождения аваровчерез восточнославянские земли сохранилось немного. Разве только в городищеЗимно (неподалеку от Владимира-Волынского) содержатся в археологическомкомплексе отдельные аварские вещи. Можно с уверенностью утверждать, что славянепозаимствовали от аваров организацию конного войска и элементы снаряжениявсадника. Особое распространение в славянской среде VIII в., как и по всейЕвропе, получили аварские стремена. То же самое, вероятно, можно сказать и ометаллических украшениях поясов, которые имели широкое употребление как средиаварских мужчин, так и среди женщин.
Археологические находки дают основания утверждать, чтоавары носили одежды, шитые из полотна и шкур. Это были удобные для верховойезды кафтаны, штаны и сапоги. Украшения из бронзы, серебра и золота имелигеометрический или звериный орнамент.
Аварское конное войско имело совершенное по тем временамвооружение и снаряжение – слабоизогнутые сабли, луки со стрелами, тяжелыекопья, ножи, деревянные седла, украшенные костяными резными пластинами,стремена. Конница аваров была очень быстрой и маневренной, что делало еенеуязвимой для противника.
По укладу жизни авары – типичные кочевники-скотоводы. Ониразводили коней, коров, мелкий рогатый скот. Умерших хоронили по обрядутелоположения, сопровождая покойников богатым инвентарем. Нередко аварскихвоинов хоронили вместе с конем.
/>
Этнический состав Аварского каганата был пестрым.Исследователи полагают, что кроме собственно аваров, которых насчитывалосьоколо 100 тысяч, в нем проживали покоренные славяне-анты, болгарские племенаутигуров и кутригуров. Антропологический материал их могильников содержит сериичерепов – как монголоидных, так и европеоидных.
Как свидетельствует Феофилакт Симокатта, аварское войскосостояло не только из собственно авар, но также и славян. Когда в 601 г. византийцы разгромили на реке Тиссе аварское ополчение, среди плененных только пятая частьбыла аварами, половина – славянами, остальные – разные другие варвары.
Полководец Тиверий при заключении мирного договора саварами предпочитал получить в качестве заложников детей не аварского кагана,но «скифских» (то есть славянских) князей. Последнее свидетельство указывает,по-видимому, на то, что славяне были федератами аваров, что, впрочем, не мешалопоследним жестоко угнетать своих славянских союзников.
Последнее упоминание аваров в письменных источникахотносится к 822 г. К этому времени, потерпев сокрушительное поражение от КарлаВеликого, они окончательно сходят со сцены истории.
Еще одним кочевым народом, судьба которого в VII–VIII вв.тесно переплелась со славянами, были болгары. Вот что об этом пишет «Повестьвременных лет»: «Когда же славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришлиот скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и былинасильники славянам». Из цитированного отрывка явствует, что летописецпредставлял себе болгар как часть хазарского сообщества, покинувшего прежниеместа обитания и ушедшего на Дунай. Вероятно, по пути на новую родину болгарысталкивались со славянами, грабили их, как и д-ругие кочевые народы. Память обэтом, как явствует из цитированного текста, сохранялась на Руси еще и в XI в.

/>

/>
До своего ухода на новые земли болгары занимализначительные территории Нижнего Подонья и Приазовья, Северного Кавказа и Крыма,где проживали совместно с хазарами и аланами. Общей была и их культура,известная в археологии как салтово-маяцкая. Исследователи этих древностей –В.А. Бабенко, В.А. Городцов, Д.Т. Березовец, С.А. Плетнева,В.А. Михеев, К.И. Красильников и другие выявили различные типыпамятников: открытые поселения, городища, катакомбные и ям-ные могильники,следы кочевий, города.
/>
Городища – остатки некогда значительных укрепленных центров– находятся преимущественно в лесостепенных районах Подонья, Северского Донца,Оскола. Все они размещены на высоких плато береговых террас и сохранили донаших дней остатки невысоких валов, иногда каменных стен, а также рвов свнешней стороны. Размеры их укрепленных частей достигают 15–20 га.
Хорошо исследованное Верхнесалтовское городище (неподалекуот Харькова) имело в древности мощную цитадель с каменными стенами толщиной до 4 м и высотой 10–12 м, а также башнями, прямоугольными в плане, размерами 6x3 м.Другая часть поселения была укреплена земляными валами. Многолетние раскопкиверхнесалтовского археологического комплекса (кроме городища здесь исследуетсятакже катакомбный могильник) показали, что мы имеем дело с остатками большогогорода VIII–X вв., раскинувшегося на площади 120 га. Судя по характеру обнаруженного материала, это был крупный ремесленный, торговый и, возможно,административный центр.

/>
Материальная культура его представлена орудиями труда – косы-горбуши,тесламотыжки, резцы, кузнечные инструменты, ножи; предметами вооружения – сабли,боевые топоры, наконечники копий и стрел, кистени; предметами конскогоснаряжения – удила, стремена, пряжки; украшениями – кольца, перстни, серьги,браслеты, декоративные бляшки для кожаных поясов и конской сбруи.
Практически вся керамика – кухонная, столовая и тарная – изготовленана гончарном круге. Особым разнообразием форм и высоким качеством отличаетсястоловая керамика. Поверхность ее всегда лощеная, цвет – серый, черный, режежелтый или красный. Преобладают кувшины, кружки, кубышки и миски. Своеобразны инеповторимы в формах салтовские кувшины – одноручные и двуручные, украшенныелощеными или рифлеными линиями.
Жилища памятников салтово-маяцкой культуры делятся на тригруппы: юрты, полуземлянки и наземные жилища. Юрты исследованы преимущественнов степных районах Пояонья и Приазовья, полуземляночные и наземные жилища – влесостепных. Учитывая, что традиционным жилищем степных народов была юрта,можно предположить, что появление в их среде прямоугольных полуземляночных иназемных жилищ было результатом влияния оседлых соседей, в том числе и славян.
Весь облик материальной культуры салтово-маяцких памятниковсвидетельствует, что одним из основных хозяйственных занятий аланоболгарскогонаселения было земледелие и оседлое скотоводство. Наличие пашенного земледелияподтверждают находки лемехов и чресел на городище Маяки, орудий уборки ипереработки урожая, а также находки зерна или отпечатков различных злаковыхкультур.
Важное место в жизни носителей салтово-маяцкой культурызанимала торговля. Об этом, в частности, свидетельствует большое количествовосточных монет на поселениях и могильниках, находки бус, серег, браслетов,зеркал, которые поступали с Востока и Кавказа. В сферу торговых интересоваланоболгар, по-видимому, входили и сопредельные с ними восточнославянскиеземли, куда поступала продукция салтовских кузнецов, ювелиров и керамистов.
В письменных источниках VI в. упоминаний этнонима«болгары», по существу, нет. Прокопий Кесарийский, Иордан и другие авторынаследниками гуннов на юге Восточной Европы считали оногуров и кутригуров,обитавших по обоим берегам Дона. В период 60-х годов VI в. – 30-х годовVII в. приазовские и причерноморские племена создают первоегосударственное образование, так называемую Великую Болгарию. Это былоразноэтническое образование, в состав которого, по-видимому, входили кромеболгарских также и венгерские племена. Как полагают исследователи, связь болгарс утрами отражена уже в самом этнониме «булгары», где первая часть «булга»является тюркской, а вторая восходит к утрам.
После разгрома Великой Болгарии хазарами в 60–70-х годахVII в. часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала черезвосточноевропейские степи на Дунай. Это событие нашло отражение в хазаро-еврейскойпереписке. «Они [болгары] оставили свою страну и бежали, а те [хазары]преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна».
Вызывает сомнение, что это сообщение адекватно отражаетсобытие. Конечно, хазары могли преследовать болгар после нанесенного импоражения, но предположить уход значительных масс населения в виде бегстваобычного воинского соединения вряд ли возможно. Процесс переселения болгар сДона на Дунай был сравнительно длительным. Как полагают некоторыеисследователи, вначале они пытались закрепиться в районе Поднепровья, но послетого, как их и здесь настигли хазары, ушли на Дунай.
Археологически путь болгар в Подунавье прослеживается оченьслабо. Попытка связать с ними знаменитый Перещепинский клад, отождествив его спогребением хана Куврата, о чем уже упоминалось выше, не может быть признанабезусловной. Во-первых, глухих свидетельств о каких-то «деревяшках», возможно,от гробовища, а также о находке человеческих костей (фрагменте черепа иколенной чашечки) не достаточно для утверждения, что мы имеем дело с погребениемхана-кочевника. А во-вторых, весь ритуал захоронения никак не согласуется свыводом исследователей о христианстве Куврата. Не определенной остается такжеэтническая принадлежность кладов-погребений возле сел Келигея – в дельтеДнепра, Зачепиловка – на Полтавщине, Глодосы – на Кировоградщине, Вознесенка – наДнепре. Кроме общего вывода о том, что названные древности оставленыкочевниками, ничего более конкретного исследователям установить не удалось.
Набор золотых и серебряных вещей в памятниках типа МалаяПерещепина имеет, по существу, интернациональный характер. Это серьги, витыегривны, плетеные цепи, ожерелья из бус, медальоны, лунницы, кресты, имевшиевизантийское происхождение. Поясные наборы, пряжки с прямоугольными илиовальными дужками и щитовидными обоймами, плоские поясные наконечники,накладные бляшки имели распространение в дружинной среде практически всехевразийских кочевников, а также их оседлых соседей. Это относится и к предметамснаряжения всадника: удилам, стременам, седлам, пряжкам и бляшкам от конскойсбруи.
Оружие представлено саблями, кинжалами, боевыми топорами,наконечниками копий и стрел.
Набор золотой и серебряной посуды из погребения-клада усела Малая Перещепина – блюда, тарелки, кувшины, вазы, кубки, амфоры, ритоны,ложки – произведены в мастерских Византии и Ирана. Наличие здесь 89византийских монет, чеканенных между годами 582-м и 668-м, позволяетотносительно точно датировать время, когда эти ценности зарыли в землю.
Значительный интерес представляет находка богатого клада усела Вознесенка Запорожской области. Как удалось установить В.А. Гринченко,он находился в одной из ям внутри прямоугольного укрепления, насыпанного изземли и камней. В состав клада входили ювелирные изделия издрагоценных металлов, дружинное снаряжение, две серебряные фигурки орла и льва,навершия знамен. Все это находилось вперемешку с золой и пеплом, а такжепережженными человеческими костями. Это наблюдение позволило В.А. Гринченкосделать вывод о том, что открытый объект является коллективным сожжением воинови полководца, осуществленным в военном лагере. А.К. Амброз полагал, чтоперед нами – поминальный комплекс, который можно датировать первой половинойVIII в. и связывать с тюрками.
Временем прохождения болгар через южнорусские степидатируется целый ряд единичных захоронений, помещенных в насыпи курганов. Онивыявлены на Днепре, в Херсонской и Николаевской областях. Погребения возле селХристофоровка, Новая Одесса Николаевской области и Черноморское Херсонскойобласти по погребальному обряду, характеру инвентаря и форме могильных ям вцелом очень близки к ямным могильникам Подонья, Дунайской и Волжской Болгарии.
Описанная выше группа богатых погребений с конем, имеющаяаналогии в позднеаварских могильниках, рядом исследователей связывается также сболгарами, а появление погребений богатых воинов с конем в самой Паннонии, поих мнению, вызвано участием кутригурского союза племен в аварских походах 30-хгодов VII ст. на Византию.
Истории было угодно, чтобы тюрко-болгары превратились вславяноболгар. Византийский церковный деятель и хронист Феофан Исповедник (760–818)и патриарх Никифор (758–829) свидетельствовали, что болгары во главе с ханомАспарухом, придя на Балканы в 680 г., обнаружили здесь много славян, с которымии образовали болгаро-славянское государство. Не исключено, что процессславянизации болгар начался еще в По-донье, где их северными соседями былиславяне, а также во время прохождения их через славянские земли на Дунай. Можнопредположить также, что и переселенческая волна болгар втянула в себя какую-точасть славянского населения, которое уже с VI в. проложило дорогу вБалкано-Дунайские земли Византии.
Вероятно, одним из примеров славяно-болгарского синтезаможет быть известное Пастырское городище. Памятник этот расположен в ареалепеньковской культуры, но выделяется своеобразием археологического комплекса. Всвое время М.И. Артамонов видел в нем ставку кутригурского хана, хотясколько-нибудь убедительных доказательств в пользу такого предположения не привел.
О.М. Приходнюк, осуществляющий стационарные раскопкиПастырского городища, пришел к выводу, что перед нами остатки ремесленного ивоенно-политического центра племен пеньковской культуры конца VII – серединыVIII в. Преобладание в его археологическом комплексе гончарной керамики, в томчисле и с зональным рифлением, наличие большого количества предметов ювелирногоремесла из меди, бронзы, серебра и золота, изготовленных с применением сложной византийской технологиии по дунайским образцам, позволило исследователю высказать мысльо так называемых дунайских выселенцах. Он полагает, что какая-точасть славянского населения была вытеснена из территории Нижнего Подунавья болгарской ордой Аспаруха и переселилась в районПоднепровья. Они же будто бы принесли сюда в конце VII в. не толькопровинциально-византийскую технологию изготовления керамики и ювелирного ремесла, но иопределенные типы вещей, в частности небольшие пальчатые фибулы.
Думается, это слишком сложное объяснение. Встречныйславянский поток в конце VII в., в условиях непрерывного движенияварваров, в том числе и антов, к границам Византии, маловероятен. Да и нетнеобходимости для такой искусственной конструкции. Речь ведь идет не окакой-то необитаемой территории, а о регионе, освоенном славянами задолго до конца VII в. Распространение провинциально-византийскойтехнологии и дунайских типов вещей не обязательно должно связываться спереселением сюда больших групп людей. Для этого достаточно наличияэкономических и культурных связей между регионами.
Убедительным подтверждением сказанного явилосьзамечательное открытие И.С. Винокура, сделанное им в селе Бернашовка Винницкой областив 1990 г. Речь идет о ювелирной мастерской конца V – первой половины VI в.,обнаруженной на славянском селище. Среди 64 ювелирных формочек,выполненных из местных пород камня, находилась и двусторонняя формадля отливки пальчатых фибул. Пока это единственная находкатакого рода для памятников серединытретьей четверти I тыс. н.э.Ранее Б.А. Рыбаковым и И. Вернером высказывались предположения, что пальчатые изооморфные фибулы днепровского типа производились в Среднем Поднепровье по болгарским образцам.
По мнению И.С. Винокура, ассортимент ювелирных изделий бернашовской мастерской вполне вписывается в общеевропейскую моду середины – третьей четверти I тыс. н.э. Полноправными соавторами этой модыбыли и славянские мастера, работавшие в Пастерском, Бернашовке и Других, еще не известных нам, ремесленных центрах.
В IX в. на восточных окраинах восточнославянского мирапоявились угры, или мадьяры. Путь их был длительным. Происходили они изугро-финской языковой семьи. Древней прародиной были южноуральские степи,которые в Средние века назывались Великой Венгрией. Примерно в VI–VII вв.венгры двинулись на запад.
Существует несколько точек зрения на то, где проходил ихпуть. Наиболее приемлемым кажется предположение Н.Я. Данилевского, которыйполагал, что венгры из своей прародины переселились вначале в Башкирию, аоттуда, теснимые печенегами, ушли через Волгу и Дон в район Медведицы и Хопра идалее в страну, получившую название по имени вождя венгров, Леведию.
Местонахождение последней до сих пор не имеет точнойлокализации. Большинство исследователей склонны располагать Леведию впричерноморских степях между Доном и Днепром. Э. Мольнар и И. Эрделине согласились с этим выводом и отводят для этой венгерской страны лесостепнуюполосу между Воронежем и Киевом. По мнению М.И. Артамонова, мадьяры поддавлением хазар изначально ушли в Причерноморские степи и заняли крайнююзападную оконечность хазарских владений в междуречье Днепра и Дуная.
Но этот новый район расселения мадьяр получил названиеЭтелькез (Ателькуза), что в переводе с венгерского означает «Междуречье».Следовательно, Леведию надо искать восточнее. Судя по сообщению КонстантинаБагрянородного о том, что мадьяры «жили вместе с хазарами в течение трех лет»,можно с уверенностью локализовать Леведию землями, граничившими с собственноХазарией.
Среди историков нет единого мнения относительно характерахазаро-венгерских отношений. Одним исследователям они представляютсявраждебными. Даже крепость Саркел будто бы была построена против венгров.Другие полагают, что венгры попали под власть Хазарского каганата и находилисьна положении его вассалов. Видимо, это утверждение более отвечает историческимреалиям. Оно находит подтверждение в сообщениях Константина Багрянородного,утверждавшего, что венгры «воевали в качестве союзников хазар во всех ихвойнах». За мужество и военную помощь каган Хазарии «дал в жены первому воеводетурок*, называемому Леведией, благородную хазарку из-за славы о его доблести изнаменитости его рода». В контексте дружественных отношений хазар и венгровможет рассматриваться и акция хазарского кагана по избранию архонта венгров.Вначале этот высокий титул был предложен Леведию, но тот отказался от этойчести в пользу Алмуца (Алмоша) либо его сына Арпада. В конечном итоге именноАрпад был коронован в архонты венгров. Как пишет Константин Багрянородный, этотритуал был исполнен по древнему хазарскому закону – Арпада подняли на щите. «Стех пор и до сего дня они (венгры) выдвигают архонта Туркии из этого рода».
При столь добрых взаимоотношениях хазар и венгров уходпоследних в Ателькузу не вполне объясним. М.И. Артамонов полагал, чтослучилось это под давлением хазар, отчего-то отказавших венграм впокровительстве.
В изложении Константина Багрянородного ситуация, вынудившаявенгров уйти из Леведии, выглядит более сложной. И усложнили ее прежде всегопеченеги. Они вторглись в пределы Хазарии. Хазары нанесли им поражение ивытеснили из собственной земли, после чего печенеги населили землю венгров.Произошло ли это с согласия кагана, либо у того не было сил выбить печенегов иоттуда, сказать трудно. Печенеги же на этом не успокоились и нанесли сокрушительноепоражение венграм. «Когда же меж турками (венграми) и пачинакитами (печенегами),тогда называвшимися кангар, состоялосьсражение, войско турок было разбито и разделилось на две части. Одна частьпоселилась к востоку, в краях Персии […] а вторая часть поселилась в западномкраю вместе с их воеводой и вождем Леведией, в местах, именуемых Этелькез». Какполагают исследователи, уход венгров в Ателькузу произошел около 850 г.
ВIX в. союз венгерских племен также находился в постоянномсоприкосновении с восточными славянами. На это время приходится активныйпроцесс формирования Древнерусского государства во главе с Киевом. Восточныеавторы (Ибн Русте, Гардизи) свидетельствуют о частых набегах венгров на землиславян, о захвате ими богатой добычи и пленных.
Глухим отголоском венгеро-славянских отношений IX в.являются сообщения «Повести временных лет». В статье 898 г. читаем: «Идоша угри мимо Киевъ горою, еже ся зоветь нынЪ Угорьское, и пришедъше к ДнЬпру сташавежами; 6-Ьша бо ходяше аки се половци. Пришедше отъ въстока и устремишасячересъ горы великия […] и почаша воевати на живущая ту волохи и словЬни. СЬдяхубо ту преже словЪни, и волохове прияша землю словеньску: Посемъ же угрипрогнаша волъхи, и наслЪдиша землю ту, и сЪдоша с словЪны, покоривше я подъ ся,и оттоле прозвася земля Угорь-ска».
В.П. Шушарин полагает, что традиция, использованнаялетописцем Нестором, не знала о каких-либо военных действиях венгерского союзаплемен против Киевской Руси во время их прохождения на запад. Вдействительности из цитированного выше летописного текста можно сделать выводпрямо противоположный. Замечание летописца – «бЬша бо ходяще аки си половци» – свидетельствуето далеко не мирном прохождении угров по русской земле. О нападении венгров наславян сообщают восточные авторы ал Марвази, Гардизи, Ибн Русте и другие.Согласно им, мадьяры господствуют над всеми соседними славянами, налагают наних тяжелые оброки и обращаются с ними, как с военнопленными. Ибн Русте отмечал,что венгры «отводят этих пленников берегом моря к одной из пристаней Румскойземли, где и продают их в качестве рабов».
Не исключено, что венгры, находившиеся в подчиненииХазарского каганата, выполняли по его поручению роль сборщиков оброка из славянскихплемен.
Как предполагала А.Н. Москаленко, восточные славяне всвязи с венгерской опасностью соорудили на среднем Дону укрепления типагородища Титчиха, первый строительный период которого датируется IX в.
Подтверждением этих сообщений является и рассказвенгерского анонимного хрониста рубежа ХН-ХШ вв. об угрорусской войне конца IX в.После неудачного для русских сражения вблизи Киева между сторонами состоялисьпереговоры, в результате которых был заключен мирный договор. Русские якобысогласились с требованиями венгерского вождя Алмоша об уплате ежегодной дани вразмере 10 тыс. марок, в свою очередь предложив утрам покинуть пределы Руси.Просьба русских князей, как пишет хронист, была удовлетворена.
Упоминание в рассказе Галича и Владимира-Волынского свидетельствуето расширении канвы русско-венгерских отношений в IX в. за счет событийболее позднего времени, в том числе и современных Анониму.
В действительности утверждения хрониста о «подчинении землиРусов» венграм и о выплате им ежегодной дани Русью не должны восприниматьсявсерьез. Они появились в значительной степени под влиянием событий, связанных счастыми походами венгерских королей на Галичину и Волынь в конце XII – началеXIII в. Являясь придворным историографом, Аноним пытался оправдать историческуюправомерность претензий венгров на западнорусские земли.
Социальный заказ, как это нередко бывает, обусловил многиеанахронизмы хроники. В действительности венгерский союз племен, проходивший вIX в. через восточнославянские земли в Подунавье, не был настолько мощным,чтобы попутно превратить Киевскую Русь в своего данника. Возможно, имел местофакт разовой выплаты Русью венграм какой-то денежной суммы, в качестве откупаза мир, но это обычная практика межгосударственных отношений Средневековья.
Исторические события третьей четверти IX в. обернулисьтак, что венграм было не до завоеваний русских земель. Печенеги, которыеизгнали венгров из Леведии, вынудили их покинуть и Ателькузу. КонстантинБагрянородный сообщает, что «через некоторое время пачинакиты, напав на турокизгнали их вместе с их архонтом Арпадом». В X в. Ателькуза – это уже земляпеченегов.
Разумеется, русско-венгерские отношения IX в. несводились только к военным столкновениям. Были периоды и вполне мирныхконтактов. Некоторые исследователи полагают даже, что киевский князь Аскольд ивенгерский вождь Алмош находились в дружественных отношениях. К сожалению,каких бы то ни было источников, которые бы подтвердили это предположение, нет.
Наши знания венгерских древностей основываются на исследованияхархеологов, осуществленных преимущественно в Венгрии. К сожалению, по путиследования венгров на Дунай сколько-нибудь значительных памятников выявить неудалось.
До сих пор на территории Восточной Европы известно всегонесколько венгерских захоронений. Одно из них обнаружено в конце XIX в. вселе Воробьеве на Воронежщине. Это было погребение всадника и его боевого коня.При погребенном находились: меч, два железных наконечника копья, железныенаконечники стрел, перстень, серебряные бляшки от поясного набора. Сохранилисьудила, железное кольцо, часть железного стремени. Венгерские погребенияраскопаны на берегу Днепра возле села Волошенское, а также у села Твердохлебына Полтавщине. В последнем сохранились серебряные портупейные бляшки,украшенные пальметами, мотивами звериного стиля.
В свое время С.А. Плетнева выявила в Приазовье и внизовьях Дона поселения кочевников VII–IX вв., которые она связала сболгарами. Среди немногочисленных материалов, собранных на этих поселениях,выделяются котлы с внутренними ушками. Примечательно, что такие сосудыхарактерны для венгерской материальной культуры. На территории современнойВенгрии они продолжали бытовать и в последующие времена. И. Эрдели выделилобразцы венгерской посуды с внутренними ушками на Карнауховском поселении, атакже в Саркеле. Отдельные находки венгерских вещей встречены при раскопкахБольшого Боршевского и Архангельского городищ. Речь идет о круглых бронзовыхбляхах со следами позолоты и пальметочным орнаментом./> /> /> /> /> /> /> />

Как и другие народы, входившие в сферу хазарского влияния,Древне-венгерский союз основой своего хозяйственного уклада имел кочевоескотоводство и плужное земледелие. Такой быт называется полукочевым. Живойвенгерский язык сохранил группу слов аланского и болгаро-тюркскогопроисхождения, которые связаны отчасти с земледелием, а отчасти – и с торговойдеятельностью.
Судя по раскопкам венгерских могильников IX – первойполовины X в., исследованных к востоку от Дуная, наиболее характернымиобразцами их вещественного материала являются серебряные, часто позолоченныелитые бляшки, которые украшали мужские пояса, конскую сбрую, женскую одежду. Посвоему узору и технике изготовления они входят в круг салтовских исеверокавказских ювелирных изделий.
Массовая категория вещей из венгерских могильников – этопредметы вооружения (железные наконечники копий, боевые топоры, наконечникистрел, луки), конское снаряжение (стремена, удила, седла). Типологическиесистемы этих вещей, художественный стиль и технические традиции также сложилисьна восточноевропейских степных просторах.
В целом, материальная культура венгров в период их обитанияв Восточной Европе, несмотря на ряд отличительных черт, имела салтово-маяцкийоблик. Этим, видимо, объясняется трудность вычленения ее специфики и этническойатрибуции конкретных памятников именно как венгерских.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.