Министерствообщего и профессионального образования
РоссийскойФедерации.
УлГТУ.
Реферат натему:
«Военнаяреформа Александра II»
Выполнил: студент группыЭВМд-11
АфанасьевС.А.
Научныйруководитель: К.И.Н. доцент
ВязьметиноваИ.П.
Ульяновск.2005.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
СМЯГЧЕНИЕ ТЯГОТ СОЛДАТСКОЙ СЛУЖБЫ 7
РЕОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННЫМ ВЕДОМСТВОМ 8
ПЕРЕВООРУЖЕНИЕАРМИИ 12
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХОФИЦЕРОВ 18
ВОЕННЫЕ ЭМЕРИТАЛЬНЫЕ КАССЫ И ОФИЦЕРСКИЕ ЗАЕМНЫЕ КАПИТАЛЫ 21
ВОЕННЫЕКЛУБЫ 23
ЗАКОН О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ, РАСШИРЕНИЕ ПРАВ И ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСАВОЕННОСЛУЖАЩИХ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение
"…сила государства не в одной численности
войска, но преимущественно в нравственных и
умственныхего качествах, достигающих высшего
развития лишь тогда, когда дело защиты
Отечества становится общим делом народа,
когда все, без различия званий и состояний,
соединяютсяна это святое дело"
Милютин Д.А.
Правление императора Александра II (Освободителя) ознаменовалось событиями в большей степени переломными вистории России, способствовало укреплению её могущества, росту экономики иподъёму международной значимости. Отмена крепостного права; предоставлениеуниверситетам права самостоятельно решать научные, учебные иадминистративно-хозяйственные вопросы; проведение реформы местногосамоуправления (земская реформа); отмена предварительной цензуры; проведениекурса на отмену условий Парижского мира 1856 года; улучшение отношений с Китаем иукрепление позиций России на Дальнем Востоке; проведение русификаторскойполитики в Прибалтике – вот неполныйперечень тех особо значимых направлений в деятельности императора и егопросвещённого окружения.
Это было время быстрого и успешногоразвития в стране естественных наук, вселяющее уверенность в возможностьрешения разного рода социальных проблем средствами рассудка.
И, конечно,наряду с отменой крепостного права, в числе самых значимых стоит военнаяреформа: введение всесословной воинской повинности, образование военныхокругов, сокращение воинской службы, реорганизация системы военногообразования, решение социальных вопросов (в т.ч. материальное обеспечениевоеннослужащих) и т.д.
Вопрос о реорганизации армии, о радикальномпреобразовании всех средств обороны страны поставлен был чрезвычайно серьезно и даже,можно сказать, грозно после поражения России в Восточной (Крымской) войне (июнь1853 г. – март 1856 г.) с коалицией государств (Англия, Франция, Турция,Сардинское королевство) за господство на Ближнем Востоке. Война воочию показала, докакой степени Россия в военном отношении отстала технически и организационноот цивилизованных государств, до какой степени, несмотря на могущество империи в части людских ресурсов,слабо поставлено было дело ее обороны. Заключение невыгодного для РоссииПарижского мира 1856 года подчеркнуло на тот период времени и экономическую отсталость страны.
Крымская кампания, кроме чисто военныхвопросов, обнажила совершенное отсутствие дорог, которое делало невозможнымбыстрый и своевременный подвоз войск, провианта, боеприпасов к месту военныхдействий. Людской состав передвигался в пешем строю, тяжёлое вооружение – наконной тяге. В то время в России действовало только два участка железнойдороги: Санкт-Петербург – Царское Село протяжённостью 25 вёрст (1837 год) иНиколаевская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, открытая в 1851году.
Решение этих и других вопросов военнойреформы требовало огромных финансовых средств, а финансовые ресурсы страны былиподорваны в результате Крымской войны. Положение усугублялось тем, что военноеведомство было занято приведением армии в состояние мирного времени. В России к1856 году под ружьё было поставлено 2200 тыс. человек, на обеспечениедовольствием которых затрачивались огромные средства. На роспуск этой махины ис доведением численности до 1,5 млн. человек ушло 2 года.1Предполагалось и дальнейшее снижение численности армии, но 1859 год в Европеознаменовался рядом международных осложнений, а польское восстание 1862-1863гг. грозило возможным вмешательством иностранных держав. Это потребовало дажедополнительной мобилизации войск – на западной границе было развёрнуто 5армейских корпусов.
Реформатормозилась и тем, что во главе военного ведомства стоял николаевский генералСухозанет – человек твёрдый, но весьма заурядный и неспособный для того, чтобывозглавить разработку и внедрение преобразований. Важные реформы начались вармии после назначения в 1861 году военным министром генерал-адъютанта Дмитрия АлексеевичаМилютина, который ранее был профессором академии генерального штаба и служилначальником штаба кавказской армии. В нём сочетались высокая теоретическаяподготовка и отличная боевая выучка вместе с выдающимися личнымидарованиями. Это был видный общественныйи государственный деятель, примыкавший к кругу либеральной бюрократии, близкийк великому князю Константину Николаевичу и великой княгине Елене Павловне.«Едва ли можно было найти для преобразования военной части лицо, — писал позжеА.Ф. Кони, — к которому с большим правом можно было применить английскуюпоговорку о «настоящем человеке на настоящем месте».
Первым шагом в подготовке военной реформыстал «Свод
_______________
1 КорниловКурс истории России XIX века. 1993. 296 c.
главных правил и мнений обобязанностях и духе военного звания",
увидевший свет в 1862 г.«Свод» провозглашал здравый рассудок главнейшим из требований,предъявляемых каждому, состоящему на воинской службе. Далее следовали:«Добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность к службеЕго Императорского Величества, усердие к общему делу, радение о должности,честность, бескорыстие и воздержание от взяток». В документепредусматривались также «правый и равный суд всякому состоянию» и«покровительство невинному и оскорбленному».1
В этой связи стоит заметить, что, наверное, первым предвестникомреформы, чётко обозначившим возвышенное и патриотическое отношение к военнойслужбе, можно считать Указ Александра II от 19 марта 1856 г. о разделении знакаотличия военного ордена Св. Георгия на 4 степени, который подчёркивал особуюзначимость этой награды, чётко и высоко оценивал заслуги награждаемых,воспитывал гордость за тяжёлый ратный труд и воздавал славу за военные подвиги.
Поскольку в “Своде” были провозглашеныстоль высокие цели, основной задачей военного ведомства, как бы ни важно и существенно являлось само техническое устройствоармии, было коренное изменение самой системывоинской повинности, полное уничтожениетогдашней рекрутчины, котораявозлагалась на сословия мещан и крестьян. В1762 году от неё были освобожденыдворяне, а затем купцы, почётные граждане и духовное сословие.
Крепостное право способствовало тому, чтослужба в русской армии из почетной обязанности постепенно превратилась внаказание. При тяжести тогдашней солдатской службы, которая продолжалась 25 лет и представляланастоящую каторгу, всеобщее сознание было таково, что быть сданным в солдаты или, как тогдавыражались, «быть забритым» или «попасть под красную шапку»2,считалось самым тяжелым видом уголовного наказания даже для крепостныхкрестьян, и сдачи в солдаты все боялись как огня.
Это обстоятельство, не говоря уж осамой тяжести солдатской службы, делало положениесолдата и чрезвычайно приниженным,так как он приравнивался в сознании общества почти что к каторжнику, куголовному преступнику. Это соответственно должно было отражаться и на духевойска, на его развитии и, несомненно, понижало, независимо от плохоговооружения, боевую способность армии.
Поскольку воинская повинность была неличной — допускались замена одного призывника другим, а впоследствии и выкуп, — общество и помещики использовали ее в качестве средства
избавиться от нерадивых, порочных илисовершивших преступление
__________________
1Зуев М.Н. «История России с древностидо наших дней» М.1998 год. 269 c.
2Корнилов Курс истории России XIXвека. 1993. 298 c.
подопечных. Учитывая такой составрусской армии, в ней «по необходимости должны были применяться самыетяжкие телесные наказания, а это еще более отстраняло от ее рядов людей,сколько-
нибудь образованных и сознававших своедостоинство".1
17 апреля 1863 года Указом Александра II были отменены телесные наказания посуду, но он не распространялся на крестьян, штрафных солдат, ссыльных иприговорённых к каторге.
Под влиянием идей европейскогопросвещения реформирование воинской повинности являлось важнейшим с точки зрения общенародных интересов,ибо оно вносило в русскую жизнь демократизирующее начало огромного значения.
С другойстороны, эта же самая реформа воинскойповинности была и технически необходимадля формирования наиболее сильной армии при наименьшей затрате средств,которая отвечала бы в большей степени устройству армии цивилизованныхстран. В то время в Европе рекрутчина,вербовка, или другие архаическиесистемы комплектования армий былизаменены системой всеобщей воинской повинности.Эта система важна была не только теми условиями равноправия, которые соответствовалиновому строю общества, повсеместно введенномув XIX в., но и втехническом, военном и экономическом отношениях она представляласьгораздо более выгодной.
_____________
1Форсова В.В. Военная реформаАлександра II//Вестник российской академии наук, 1995, том 65, №9. 821c.
I.СМЯГЧЕНИЕ ТЯГОТ СОЛДАТСКОЙ СЛУЖБЫ
Идеолог военных реформ Милютин Д.А.наравне с главной целью техническиперестроить армию, привести ее в такое положение, в котором она болеесоответствовала бы потребностям времени, всемерно старался облегчить участьсолдата, понимая огромное значение этого в среде основных носителей тяжёлогоратного труда. Наверное, не сделай этого, военный министр вряд ли мограссчитывать в то время на успешное иэффективное прохождение реформ. Ещё долго было до (1874 г.) установления новогопорядка всесословной воинской повинности и введения нового воинского устава, ноуже было отменено крепостное право, приняты решения по освобождению крестьян отадминистративной и судебной власти помещиков, по устройству жизни крестьян,которые являлись основным поставщиком людских ресурсов для армии.
Милютин, прежде всего, добился сокращения срока службы в армии до 15 лет,исключался прием на военную службу преступников и людей порочных. Только за счет сокращения сроковвоенной службы численность армии былауменьшена с 1132 тыс. человек в 1864 до 742 тыс. человек в 1867.1Части были переведены на сокращенные штаты мирного времени, значительно возрособученный запас.
Были отменены затем всякие телесныенаказания, которые раньше применялись в очень тяжелой форме, начиная с кнута, плетей,кошек, шпицрутенов и до розог, считавшихсятогда самым легким наказанием. Все это было отменено в самом началедеятельности Милютина на посту военного министра.Военное ведомство стремилось изменитьотношение офицеров к солдатам,которое раньше было совершеннонегуманное. Было взято направление на возвышение положения солдата до почетного положения защитника своей родины из того бесправного положения, в котором он был раньше.
Здесь же можно отметить и очень важную реформу по полному преобразованиювоенных судов. В связи с отменой позорных и тяжких наказаний былпереработан военно-уголовный кодекс, а само судопроизводство стало основываться на новыхвоззрениях и гуманных началах, на которых были устроены гражданские суды после реформы 1864г.
В мае1867 г. военно-судебный устав был утвержден императором и получил силу закона.В том же году введено «Положение о военно-исправительных ротах».
Главный смысл военно-судебной реформызаключался в создании постоянных военно-судебных органов в соответствии с новойструктурой армии и введении современных правил военного _______________
1 ПлатоновС.Ф. «Лекции по русской истории», М., 1993. 247c.
судопроизводства и судоустройства.
Ее основыстроились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе отпорочной системы телесных наказаний. Устанавливались три судебные инстанции:полковой, военно-окружной и Главный военный суды. Полковые суды назначалиськомандирами частей и состояли из председателя и двух членов. В их ведениинаходились дела рядовых и унтер-офицеров. Предварительное следствие в этих судах не проводилось, азащитник не полагался. Приговор утверждался командиром полка. Военно-окружныесуды рассматривали дела офицеров и особо важные дела рядовых и унтер-офицеров.В их состав входили председатель, постоянные и временные члены. Председатель ипостоянные члены суда назначались военным министром, а временные – командующимвойсками военного округа сроком на 4 месяца. Аналогичным был состав и Главноговоенного суда (открыт 1868 г.) с той лишь разницей, что временные члены этогосуда назначались лично императором из генералов столичного гарнизона. На флоте,соответственно, вводились экипажные, военно-морские суды (при главных портах) иГлавный военно-морской суд. Определялся также порядок действия военно-полевыхсудов в условиях военного времени.
Согласно военно-судебной реформе судыпризнавались независимыми от административных органов, учреждались должностиследователя и военного прокурора, формально отменялись сословные привилегииподсудимых, устанавливался порядок обжалования приговоров.
Объективности ради, следует сказать, чтовоенные суды во многом еще содержали черты феодального права и сохранялизависимость от военного начальства, что лишало их должностнойсамостоятельности, но в целом военно-судебная реформа была значительным шагомвперед, т.к. она основывалась на принципах “буржуазного судопроизводства”1.
И благодаря тому, что все это находилосьпод личным контролем Милютина,пользовавшегося большим довериемимператора, реформам в военной юстиции не пришлось подвергнуться в реакционное время тем искажениям,какие претерпели в смутные годы реакциигражданские суды.
II. РЕОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННЫМ ВЕДОМСТВОМ
Следующим важным этапом была реорганизация и самого управления военным министерством, его структурами,различными по величине и значимости военными формированиями. Отчасти это делалось в целях экономии, аотчасти и в целях более разумногоадминистративного устройства.
При Александре II существовало три основных рода войск:регулярные, иррегулярные (главным образом казачьи) и государственное ополчение,созываемое при чрезвычайных обстоятельствах. Регулярные войска включали:полевые, тыловые (крепостные, запасные — формируемые в военное время,резервные, местные) и вспомогательные (учебные, жандармерия).
Военный министр предложил упразднить существовавшие тогда в мирное время штабы отдельных армий, указывая, что деление войска на армии вовсе не нужно для мирного времени, так как в военное время отдельные частиразличного подчинения приходится формировать в более крупные соединения, и они выходят из того командования, в котором были до начала военных действий.
В начале 60-х годов полевые войска состоялииз корпусов, которые также были ликвидированы. Считалось, что такая структура,как корпус, слишком большое военное формирование для мирного времени. Принято было, что наибольшей военнойединицей вмирное время станет дивизия (в четыре полка каждая).
Позднее в 70-е годы корпуса были вновьвосстановлены. В каждый из корпусов (их было 16) входили две — три пехотные иодна кавалерийская дивизии.
Появилась возможность устроитьболее целесообразно и саму военную администрацию.
Военное министерство к началуреорганизации, по словам Милютина, представляло собой «орган неудобств,проволочек и пререканий». Оно включало в себя ряд департаментов. Так,Генеральный штаб занимался вопросамиразмещения войск и разработкой дислокационных карт. Императорский департамент, не подчинявшийся военному министру, ведалличным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские иинженерные части. Провиантский департамент осуществлял снабжение армии;комиссариатский ведал денежным и вещевым снабжением войск, организациейгоспиталей и их обеспечением.
Медицинским и ветеринарным обслуживаниемзанимался медицинский департамент. Военно-судебные дела находились вкомпетенции аудиторского департамента.
Артиллерийский и инженерный департаментыведали лишь хозяйственными вопросами. Общее же руководство артиллерийскими иинженерными войсками осуществляли соответственно генерал-фельдцейхмейстер игенерал-инспектор инженерных войск. Эти должности традиционно предназначалисьвеликим князьям, которые не подчинялись военному министру и имели правонепосредственного доклада царю.
Подготовка военных кадров была в рукахглавного начальника военно-учебных заведений, также независимо от военногоминистра.
В 1863 г. состоялась реорганизациядепартамента Генерального штаба, который стал называться Главным управлениемГенерального штаба. Однако уже к концу 1865 года Главное управлениеГенерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одноуправление — Главный штаб. В его компетенцию входили вопросы управлениявойсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военнойразведки, военно-научной работы и другие. Начальник Главного штаба назначалсяимператором, был первым помощником и заместителем военного министра ивозглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус.
1 января 1869 г. Александр II утвердил новое «Положение о Военномминистерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силамиимперии сосредоточивалось в особе государя-императора.
Военное министерство по новой структуресостояло из Императорской Главной квартиры и Военно-походной канцелярии еговеличества, Военного совета, Главного военного суда, Канцелярии Военногоминистерства, Главного штаба, 7 главных управлений (вместо отдельныхдепартаментов). В состав министерства вошли также Военно-ученый комитет,управления генерал инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов икомитета о раненых.
К Военномуминистерству был также причислен главный священник армии и флота.
Реформы, начатые в 60-х гг., коснулись иГенерального штаба. Основная цель преобразования его состояло в том, чтобыГенеральный штаб охватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упраздненгвардейский генеральный штаб.
Ранее служба офицеров, причисленных кГенеральному штабу, не давала им преимуществ. Самое большее, на что моглирассчитывать генштабисты, — это должность обер-квартирмейстера корпуса. В большинстве же случаев ониназначались дивизионными квартирмейстерами (обер-офицерская должность, накоторую допускались сначала подполковники, а затем полковники). ОфицерыГенерального штаба были оторваны от войск и не могли претендовать на высшие должности в армии.Переход их в строевые части, где окладыбыли выше, представлял определенныетрудности.
Ввиду этого желающих служить в Генеральномштабе становилось все меньше.
В 1865 г. вышло «Положение дляГенерального штаба», дававшее право причисленным к нему офицерам заниматьдолжности, не только относящиеся по штату к Генеральному штабу.
По положению устанавливалось правило:прежде чем получить назначение командиром полка, необходимо не менее годакомандовать отдельными частями. Это, с одной стороны приближало к войскам, а с другой, — давало более широкуювозможность продвижения по службе.
В свою очередь предъявляли повышенныетребования к подготовке офицеров Генерального штаба.
Д.А. Милютин добился уравнения в чинах между гвардейскими иармейскими офицерами, причисленных к Генеральному штабу.
Такие меры подняли значение офицераГенерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а армия, всвою очередь, получила высокообразованных офицеров в области военного дела.
Одновременно с преобразованием вцентраль