Запад есть запад, востокесть восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда.
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю
Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западудействительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая нато, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес ктрадициям востока (философии, искусствам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается, преждевсего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: ссередины 2 тысячелетия до н.э. — по 17 век н.э. — 3000 лет. За это время наЗападе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье ит.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политическихи экономических структур. РазвитиеВостока, напротив, предстает каксплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия «варваров» (кочевыхплемен, живших на границах Китая и переживавшихпериод разложения первобытнообщинного строя) нетолько не уничтожили китайское государство, но даже не прервали егосуществования...
И даже в северной части страны, гдеобразовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть«варварскими», превратившись вте же китайские. Коренное китайское население этой части страныассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востокесосуществовало множество религий, и дажеислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойноуживался с традиционными восточнымиверованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основыцивилизации оставались незыблемыми.
Второй важной особенностью Востокаявлялось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.
Любимым доводом европейскихколонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособнысоздать сами (машинами, новейшиморужием и т.д.). Обычно в этом видятлишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в своевремя свято в этом убеждены. Так в чемже здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологиипредставителей двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простымпутем. Свое несовершенство ислабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-товроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе наслужбу. Убедив себя, что человек естьвенец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцыпринялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающейсреды, ни с другими потерями, еще бы — природа ведь «не храм, амастерская», как выражался Базаров в романе Тургенева «Отцы идети».
В отличие от европейцев человек Востоканикогда не терял связи со средойобитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а нато, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единоецелое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составныхчастей. А раз так, то цель человека — невражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востокасчитали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизникоторых нет ничего лишнего, случайного.
Стили различных боевых искусствВостока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра,медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востоказнал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.
Люди Востока были убеждены в том,что лишь тогда человек можетсовершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию ицельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло, и стремление разрушать.
Культура Древнего Китая достиглавысокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в областиастрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическаяписьменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия дон.э. был составлен первый в мирезвездный каталог, насчитывавший 800светил.
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и вЕвропе, однако в цивилизациях Востокабыла возведена в далеком прошлом, вмифическом «золотом» веке.И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудьподобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется,несколько видоизменяясь, но сохраняяобязательно черты сходства. Человекуевропейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и теже размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушениетрадиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов». Поскольку в древности такие праздникимог давать только император,Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то, что же тогда нельзя выносить?!». Онже создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том,что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения.Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуалаприводит к суете. Осмотрительность безритуала превращается в боязнь.
Смелость без ритуала выглядитгрубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишьвозрождением учений прежнихвеков. «Излагаю, но не создаю. Слюбовью и верой отношусь к древности».
Отношение к религии является однимиз важнейших показателей вхарактеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да исами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, кпримеру, конфуцианство. Его называютрелигией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.
Главным в конфуцианстве были вопросыэтики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианскойэтики является понятие жэнь(«гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэньдостигается путем нравственногосамоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — нормповедения, базирующихся на почтительностии уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д.Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемыецзюнь цзы («благородные мужи»), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяэ жэнь (дословно — «мелкие людишки») не всостоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных»простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового характераконфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое вниманиевопросам так называемого гуманногоуправления, опираясь на идеюобожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелениюнеба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианствомсвященной, дарованной свыше, небом.Считая, что «управлять — значит исправлять», конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправленииимен»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанностикаждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен бытьгосударем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Конфуцианствопризывало государей управлять народом нена основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примеромвысоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами иповинностями.
Боги не очень-то волновали Конфуция.Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим,в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей.«Богов я почитаю, но держусь от них подальше» — вотжизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы,родился приблизительно 551 — умер 479 до н.э.) изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с егоближайшими учениками и последователями.
Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм - способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на боговпроклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередкоследуют и сами боги. Только в индуизме можновстретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизньаскета и побирается по дорогам. На этоподаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю(остальные, мол, боги живут в довольстве, а оннищенствует). Однако, понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказываетсяот него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потомучто подаяний он приносит мало и т.д.
Еще одной религией, возникшей наВостоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, скоторым стремятся слиться егопоследователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разныхобликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил вновое качество — неземное.
И, наконец, в даосизме, возникшем вКитае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) — некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становитсясовершенным.
Религии Востока — это, прежде всегопути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.
Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрожденийкаждого человека в разныхобликах, причем будущий человеческийоблик надо было заслужить праведнойжизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живогов замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).
Отсюда происходит и знаменитыйфатализм Востока — вера в невозможность и ненужностьизменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли: «Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне — так и будет. А если нет,то, что могут сделать мне эти разбойники?».
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, аобязан. Причем обязанностью этой нетяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители- дети, муж — жена, вышестоящий — нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из егоподданных. Человек обязан жить строгоопределенным образом, в противном случаелучше ему умереть. В этом планепоказателен пример японских самураев — военного сословия. При любом нарушении самураем «кодексачести» он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.
Социальные структуры Востока причудливы ипестры. Здесь и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной социальной группы в другую путем сдачи государственныхэкзаменов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на самую верхушку общества. Перед нами здесь редкийв истории случай, когда повышениеобразования означало одновременно повышение социального статуса.
Не менее причудливыми были иполитико-экономические формы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальнымгосударством. Однако со своих земелькитайская знать не получала ни гроша. Все доходы поступали вказну, а уж оттуда (в виде жалования) — к феодалам, занимавшим различные постыв государственном аппарате. Этим они низводились фактически до роли простыхчиновников.
Вообще надо иметь в виду, что,несмотря на общие для всей восточнойцивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востокабуддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали своиособые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующимирыцарями Китая, считавшими своимдолгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость?
Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и преобразования на свой лад ихфилософии, военного искусства, традиций, наук и т.д.
Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться сварварскими народами. Она защищаласьот них пассивно, поглощая ипереустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизациейЕвропы, технически болееразвитой, несущей совершенно иную программуи стремящейся к разрушению всегонепохожего на нее, Восток не устоял.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая Советская Энциклопедия,том 13.
2. Всеобщая История Искусств, том 1.
3. Основы современной цивилизации,
под редакцией проф. Л.Н.Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.
Рефератпо культурологии
студентагруппы Т-13
ВоробьеваЯрослава.
«Восточнаяцивилизация»
МГУИЭ,2000 г.