Внутренняя политика англичан в Индии в XIX в. Факторыколонизации
План
1. Принятие новыхХартий. Изменение статуса Ост-Индской компании2. Последствия культурной политики англичан в Индии. РамМохан Рой
3. Сопротивление народов Индии британскому колониальному гнету. Индийскоенародное восстание 1857—1859 гг.
4. Аграрная политика англичан в Индии во второй половине XIX в.
5. Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский национальныйконгресс и Мусульманская лига
1. Принятиеновых Хартий. Изменение статуса Ост-Индской компании
Экономическийфактор играл не менее значимую роль в колониальном подчинении Индии, чемвоенный. Использование индийских ресурсов являлось одним из важных источниковпервоначального накопления капитала для английской экономики. Средства,получаемые от эксплуатации Индии, играли значительную роль и в периодпромышленной революции в Англии. Механизмы извлечения прибыли, изначальноиспользовавшиеся колонизаторами — налоги с крестьянства, монопольная торговля,ростовщические займы, навязываемые Ост-Индской компанией индийским князьям,военная добыча, дань с вассальных территорий — не потеряли своей значимости впервой половине XIX в. Однако кним прибавились и новые возможности извлечения доходов.
В 1813 г. истекал очередной срок действия Хартии Ост-Индской Компании. Окрепшая к тому временианглийская буржуазия начала наступление на монопольные права Компании ипотребовала введения свободы торговли с Индией. В результате активных прений впарламенте и при поддержке общественного мнения индийские территории былипровозглашены зоной свободной торговли. За Компанией сохранялось правомонопольной торговли с Китаем и возможность иметь в Индии свои торговые конторы.Ее Хартия продлевалась до 1833 г. На подвластных Компании территориях быласохранена система «двойственного управления», введенная парламентским актом 1784 г., и существующий административный аппарат. Несмотря на провозглашение «свободы» торговыхопераций, в Индию по-прежнему не допускались не имевшие отношения к службе вКомпании лица иначе, как по письменному разрешению Совета Директоров.Исключение составили лишь англиканские священники и христианские миссионерыразличных конфессий.
СоветДиректоров сумел сохранить за собой право патронажа, зачастую за деньгираспределяя вакансии в англо-индийской администрации. Продажа должностейприносила директорам немалые доходы (до 14 тысяч фунтов стерлингов в год),однако она причиняла и немалый вред английским интересам в Индии, являясьтормозом для улучшения эффективности работы колониального аппарата. Онаспособствовала росту коррупции на всех уровнях и произволу в отношении местногонаселения.
Несмотряна половинчатый характер, Хартия 1813 г. сыграла существенную роль в расширенииколониальной эксплуатации Индии. Она прежде всего способствовала ближайшиминтересам британских промышленников, стремившихся к овладению индийскимирынками, и правящей верхушки Англии, желавшей де-факто управлять Индией насредства Компании.
В первойполовине XIX в. шел процесс превращения индийскихтерриторий в сырьевой придаток метрополии. Хартия 1833 г. была очередным шагом на этом пути. Она окончательно открыла двери в Индию широким слоямнаселения Англии, пополнивших армию предпринимателей, рассчитывавшихобогатиться на индийской земле. Основные рычаги власти Британской Индии отнынебыли сконцентрированы в руках генерал-губернатора, подчинявшегося строгомуконтролю из Лондона. Состав его советников, который формировался из английскихчиновников, участвовавших в разработке законопроектов, был увеличен до 12человек. Полномочия генерал-губернатора значительно расширялись.
В моментпринятия Хартии этот пост занимал либерально настроенный и имевший значительныйопыт работы в Индии Уильям Бентинк (1828—1835). Под его руководствомпроводились реформы, одним из главных итогов которых стало активное привлечениеместных жителей к работе на низших должностях в англо-индийской администрации.В результате образовательной реформы 1835 г. началась подготовка необходимых для этой цели кадров. Англичане в подавляющем большинстве, типичным представителемкоторого был и автор проекта указанной реформы известный британский историкМаколей, с пренебрежением относились к современным обычаям Индии и к еесамобытной культуре. Лишь единицы всерьез занимались изучением древнейшейиндийской истории и культуры. Желание либеральных реформаторов дать молодежиИндии европейское образование было продиктовано не только рационализмом, но ивысокомерным стремлением продемонстрировать ей превосходство западнойцивилизации над восточной, сделать из нее опору колониального режима. В периодправления Бентинка англичане запретили старинный обычай самосожжения вдов (сати)и фактически уничтожили секту тхагов (душителей), поклонявшихся богине Кали исовершавших ритуальные убийства по религиозным мотивам. Важным экономическиммероприятием этого времени являлась отмена внутренних таможен на территорииИндии. Определенные изменения претерпела также судебная система и организацияколониальной полиции. Все эти меры способствовали укреплению стабильностибританского колониального правления и сокращению средств на содержаниеангло-индийского административного аппарата.
Хартия 1833 г. лишила Компанию права монопольной торговли с Китаем и запретила ей вести торговые операции натерритории Индии. Впрочем, акционеры продолжали получать дивиденды от средств,поступавших в казну Компании. О слагаемых той «дани», которую приходилось нестиИндии, позволяют судить следующие цифры. За пять лет (1834—1839) в Англию изиндийских источников только по официальным каналам поступило 15 408 тысячфунтов стерлингов. Из этой суммы дивиденды акционеров составили 3 160 тысяч,пенсии отставных военных англо-индийской армии — 2 495 тысяч, проценты по«индийскому долгу» Компании — 1 828 тысяч фунтов стерлингов, остальное шло на оплатупенсий служащих колониального аппарата и т. п. К колониальной дани относились иденьги, выручаемые в Китае при сбыте индийского опиума и хлопка, а затемрасходуемые там на закупку чая и шелка.
Однакоосновная масса поступлений из Индии осуществлялась благодаря налоговой системе,которая по сути и раньше являлась главным источником доходов британскихколонизаторов. В первой половины XIX в.в Индии были распространены четыре основные земельно-налоговые системы: «постоянногозаминдари» в Бенгалии, «временного заминдари» в Северной Индии, «райятвари» вчасти Мадрасской провинции, Бомбейском президентстве и Ассаме, а также система «маузавар»(«махалвари» или «малгузари») в Центральных провинциях, Панджабе, Атре инекоторых других районах.
Система «заминдари»была введена генерал-губернатором английских владений Ч. Корнуоллисом в 1793 г. Она устанавливала налог на землю, передаваемую в наследственную собственность заминдарам,которые являлись не только откупщиками налогов, но и местной феодальной элитой.Его размер соответствовал сумме налога, полученного в момент издания закона ификсировался навечно, вне зависимости от урожая и иных условий. Частьсобираемых средств владельцы земли оставляли себе, однако, в случае недоимокгосударство имело право изъять поместье заминдара и продать его с аукциона.Последнее происходило достаточно часто, благодаря чему эти земли оказывались вруках налоговых чиновников и ростовщиков. Заминдары имели возможность извлекатьдополнительные доходы, отдавая часть пустующих земель в аренду, предоставляяправо сбора налога субарендаторам или увеличивая размер запашки и т. п. Врезультате введения нового налогообложения англичанами был создан класснеопомещиков, ставший социальной опорой британского колониального режима.
Система «временногозаминдари» называлась так потому, что земельные налоги не были фиксированы навечные времена, а подлежали пересмотру через определенные сроки. Она отличаласьот бенгальской тем, что право на землю предоставлялось не отдельному помещику,а семье, общинам или группе семей. В северо-западных провинциях размерземельного налога менялся властями каждые 3—5 лет, а его ставка составляла 85%ренты, уплачиваемой заминдару его крестьянами. Размер налога устанавливалсяокружным коллектором (служащим налогового аппарата Ост-Индской компании) послетщательного анализа объема запашки и стоимости полученного урожая.
Наделениезаминдаров земельной собственностью неизбежно вызывало наступление нанаследственные права райятов, у которых после уплаты феодальной рентысохранялось право лишь на долю собственного урожая.
Присистеме «райятвари» верховным собственником земли становилось государство, авладельческие права на нее закреплялись за крестьянами и мелкими феодалами вбессрочную и наследственную аренду на условиях оплаты земельного налога,равного половине стоимости урожая с суходольных и трех пятых — с орошаемыхземель. Эта система была введена колониальными властями в ответ насопротивление райятов введению «заминдари» в Мадрасской провинции, а позднееона была распространена и на Бомбейское президентство.
Необходимоотметить, что в районах «райятвари», как и в районах «постоянного заминдари», господствующейформой получения доходов в аграрном секторе в XIX в. по-прежнему оставалось взимание феодальной ренты.Кроме того, из общинных земель исключались луга, пастбища, пустоши, реки — все,чем пользовались сообща.
Система «маузавар»в общих чертах напоминала систему «райятвари». Здесь налог собирался сотдельных земледельцев, но за его своевременный взнос отвечала вся община попринципу круговой поруки. В данном случае община являлась и фискальнойединицей, и формальным владельцем земли. В районах распространения «маузавар»,так же как и в других регионах, подвергнутых той или иной форме налогообложенияв пользу англичан, шел процесс обезземеливания индийского крестьянства. Землиобщинников обычно скупались судейскими или налоговыми чиновниками, которыепревращались таким образом в заминдаров, отличавшихся от бенгальских лишь тем,что их взносы в казну периодически увеличивались. Таким образом,земельно-налоговые системы англичан привели к укреплению феодальной иполуфеодальной эксплуатации крестьянства.
Еще вконце XVIII в. Ост-Индская компания добиласьмонополии на производство селитры в Бенгалии, добычу соли, опиумной монополии.Все это приносило в ее казну огромные средства. Возросшая потребностьметрополии в колониальных продуктах привела к тому, что в первой половине XIX в. в Индии появились первыеплантации по разведению кофе и чая, на которых использовался полурабский трудзаконтрактованных рабочих. Колониальные власти предпринимали различные, в томчисле внеэкономические, меры и для расширения посевов технических культуриндиго и опиума, пользовавшихся большим спросом в Европе. Однако наибольшейэффективности в этом удалось достичь только снизив ставку поземельного налога иудлинив срок его взимания до 30 лет. Отныне он исчислялся не от размераполученного урожая, а с количества земли в зависимости от качества облагаемогоучастка. Кроме того, колониальная администрация обложила пустующие землиспециальным налогом, что создавало предпосылки для расширения посевныхплощадей.
Указанныемероприятия стимулировали рост товарного производства на селе. Увеличение срокавзимания налогов позволило части крестьянства несколько интенсифицироватьспособы ведения хозяйства — использовать более качественный посевной материал,обустраивать системы орошения, поднимать целину. В результате экспортсельскохозяйственной продукции из Индии с середины 30-х до середины 50-х годов XIX в. вырос в два раза.
Однако вцелом производительность труда на селе была низкой в сравнении с XVII в. Производствосельскохозяйственного сырья на экспорт подрывало натуральную замкнутостьиндийской сельской общины, что нашло отражение прежде всего в социальной сфере.Ускорился процесс имущественной дифференциации крестьянства, зачастуюотдававшего свою землю либо налоговым органам за долги, либо закладывавшего ееместным ростовщикам под большие проценты, что в конце концов вело к ее потере.В Индии появился новый слой мелких арендаторов, получавших землю на условияхиздольщины у колониальных властей. Крестьянство стремительно разорялось. Этоприводило к голоду и гибели миллионов людей и делало фактически невозможнымсбор налогов в размерах, установленных англичанами. Чтобы обеспечить процесспоступлений средств в казну, сборщики налогов применяли жесточайшие пытки, нещадя
дажеженщин: райятов били палками, оставляли связанных без воды и пищи умирать подлучами палящего солнца и т. п. Однако и это не приносило необходимыхрезультатов. Тогда власти вынуждены были пойти на введение новых налогов, вчастности, с инамов.
Существенныеизменения претерпела в этот период индийская торговля. В первой половине XIX столетия местные купцы фактическибыли вытеснены из крупной торговли. Однако мелкая торговля в Южной Индии даже в40-х годах XIX в. еще сохранялась в руках индийцев.Шло также закабаление ткачей, им запрещалось работать на частного купца или нарынок. Происходил общий упадок ремесла. Родина хлопка фактически пересталаэкспортировать готовые ткани из этого сырья. Снизился вывоз и другихвысококачественных тканей ручной выделки. Сырье постепенно становилось основнойстатьей экспорта из Индии. Кроме этого английские торговцы стремились наполнитьвнутрииндийский рынок готовой продукций ланкаширских фабрик, хотя онапо-прежнему мало покупалась местным населением. Можно сказать, что индийскийрынок был открыт, но англичанам многое еще предстояло сделать для егоокончательного освоения.
Постепенноепревращение Индии из поставщика тканей для Европы в их покупателя объяснялосьне только техническим превосходством фабричной системы, но и таможеннойполитикой британского правительства, установившего грабительские 75% пошлины наввозимые в Англию индийские ткани. В период 1836—1844 гг. пошлины на хлопокбыли отменены, и его стали ввозить в Англию в более значительных размерах, но(что немаловажно) преимущественно в качестве сырца или пряжи. АдминистрацияОст-Индской компании тоже внесла свою лепту в таможенную дискриминациюиндийских ремесленников. В 30-е годы XIX в. был введен 5% налог на потребляемое сырье, 7,5% — на пряжу, по 2,5% —на ткани и на их окраску вне мастерской. Все это удорожало стоимость индийскихручных тканей на 15—17% и, в конечном итоге, приводило к их проигрышу на рынкепри конкуренции с дешевой английской продукцией. В 50-е годы XIX в. хлопчатобумажные ткани составили2/3 английского экспорта в Индию и свыше 1/4 всего экспорта товаров изВеликобритании. Дискриминационная политика в отношении ткачей вела к упадкугородов. Значительно снизилась численность населения таких известных в прошломтрадиционных центров ремесла и торговли, как Масулипатам, Муршидабад, Дакка.
Денежнаясистема Индии также постепенно оказалась в руках англичан. В 1805 г. был создан Мадрасский правительственный банк (объединивший несколько более мелких банков),который выдавал кредиты и выпускал банкноты. Развитию национально-банковскойсистемы Индии препятствовало господство торгово-ростовщического капитала,который по существу превратился в агентуру британского капитала. Местныеростовщики нередко кредитовали торговые фирмы англичан, активно участвуя ввывозе сырья и сбыте английской продукции.
Становлениекапиталистических отношений шло в Индии крайне медленно и неравномерно.Ведущими регионами стали подвластные англичанам провинции. Особую роль в этомпроцессе играло развитие здесь текстильной промышленности, преимущественно вобласти производства пряжи. Первую хлопчатобумажную фабрику в 1854 г. построил в Бомбее гуджаратец Давар. Это была, пожалуй, единственная отрасль, в которойпревалировал индийский капитал, в то же время ряд других отраслей, в частности,чайная и джутовая промышленность, возникли и развивались как монополиианглийского капитала.
Как и вдругих странах мира, генезис капитализма в Индии был невозможен без созданиятранспортной системы и других средств коммуникации. В этом английскаяинициатива сыграла безусловно прогрессивную роль для Индии несмотря на то, чтоупомянутые нововведения имели своей целью удовлетворение прежде всегоколониальных нужд. Изначально строительство железных дорог осуществлялосьчастными британскими компаниями, наживавшими на этом большие капиталы. Перваяжелезнодорожная линия была пущена на территории Бомбея в 1853 г., а к 1856 г. было построено уже более 600 км железных дорог. В 1855 г. первая телеграфная линия связала столицы президентств, а также Калькутту с Агрой и Аттоком.Более быстрыми темпами пошло развитиекоммуникационных систем на территорииИндии уже во второй половине XIX в.
В целомэкономическая политика англичан в Индии не только нарушила равновесиетрадиционных укладов, но и уничтожила зачатки тех рыночных отношений, которыеначали складываться здесь еще до рокового вмешательства Запада. Колонизаторыстремились приспособить индийскую экономику к нуждам индустриального обществаметрополии. После разрушения сельской общины при их непосредственном участии вИндии началось развитие капиталистических отношений, но уже на новой основе. 2. Последствия культурной политики англичан в Индии. РамМохан Рой
К началуXIX столетия сказались первые последствиябританского влияния на общественную жизнь Индии. Результаты этого воздействиябыли весьма противоречивыми. С одной стороны, был нанесен непоправимый ущерб нетолько индийскому традиционному земледелию и ремеслу, но наметился и общийупадок в сфере национальной культуры. Англичане с самого начала своегопроникновения не представляли себе Индию в качестве единого целого ни вэкономическом, ни в этническом, ни в социокультурном отношениях. Она таковой ине являлась. Однако британцы всячески поддерживали исторически сложившуюсяпестроту индийского субконтинента, консервируя кастовую систему и ряд другихтрадиционных установлений.
Вколониальной администрации были люди, начинавшие смутно осознавать опасностьсложившейся ситуации и попытавшиеся исправить положение, исходя изпатерналистских настроений и европоцентристских представлений о прогрессе. Своеидеологическое оружие англичане направили в первую очередь на старейшееприобретение Ост-Индской компании — Бенгалию. Сюда в первую очередь иотправлялись европейские миссионеры, надеявшиеся «спасти» несчастных туземцев,«погрязших во грехе и невежестве». Помимо проповедей и надежды на обращение вхристианство они несли с собой сведения о европейской науке, культуре ипросвещении. Именно миссионеры открыли в Индии первые школы, в которыхпреподавание осуществлялось на английском языке и по европейскому образцу, ониосновали и первую газету на бенгальском языке (1818 г.).
Постепеннообразовательная политика в Индии стала проводиться англичанами болеецеленаправленно. В 30-е годы ими были открыты десятки средних школ севропейской программой обучения, а в 1857 г. появились и три университета в столицах президентств. В результате этих мероприятий сложилась вначаленемногочисленная, но продолжавшаяся увеличиваться, прослойка индийскойинтеллигенции, воспитанная в европейском духе и на средства колонизаторов.Последние рассматривали ее в качестве будущей интеллектуальной опоры режима.Индийцы получили возможность познакомиться с новейшими естественнонаучнымиоткрытиями и достижениями европейской культуры, литературными произведениямитаких авторов, как Мольер, Байрон, Мильтон и др. Это открыло им новый миревропейских ценностей, с его рационализмом и критическим подходом к анализуокружающей действительности. Стало возможным и знакомство с книгами многихвосточных авторов, и с произведениями древности в английских переводах.Наконец, английский язык по существу стал средством общения для европейскиобразованных выходцев из различных регионов Индии.
Однакопроанглийская направленность образовательной системы имела для колонизаторов инежелательные последствия. Политика так называемого «языкового колониализма»,проводимая ими как на гражданской службе, так и в армии (где команды отдавалисьна английском языке), в конце концов обернулась против британцев. Она дала мирутакой феномен, как англоязычная литература Индии, благодаря которой проблемаразвития родного языка и родной литературы в XIX в. приобрела для индийских писателей социальнуюостроту и политическую окраску. Получаемое индийцами европейское образованиепорождало у них критическое отношение к иноземным хозяевам и способствовалопониманию необходимости изменений в общественной жизни. Новая интеллигенциястала резервом и питательной средой бенгальского Просвещения и буржуазногонационализма в Индии.
Яркимпредставителем новой интеллигенции был религиозный реформатор и общественныйдеятель Индии Рам Мохан Рой (1772—1833). Выходец из семьи брахмана, юные годыон провел при дворе Могольских императоров. Получив образование в мусульманскойшколе в Патне, он не только изучил догматику ислама, но овладел персидским иарабским языками, был знаком с геометрией Евклида и читал Аристотеля в арабскихпереводах. Позднее к ранее изученным им языкам прибавились английский,греческий, латинский, древнееврейский и санскрит. Знание последнего позволилоРам Мохан Рою углубиться в изучение индусской философии и заняться переводамиВеданты.
Рам МоханРой 10 лет провел на службе в административном аппарате английской Ост-Индскойкомпании и только, выйдя в отставку, получил возможность, наконец, занятьсяобщественной деятельностью. Цель своей жизни он видел в преодолении отсталостиродины и приобщении индийского общества к культуре и знаниям буржуазной Европы.Эта задача нашла у него религиозное воплощение. Рам Мохан Рой известен нам какодин из реформаторов индуизма, противник кастовой системы и ряда индийскихкровавых обычаев — сати, убийства девочек в радж-путских кастах и т. п. Нарационалистической основе он разработал универсальную религиозную систему,признававшую бога в качестве первопричины вселенной и утверждавшую равенствомежду людьми, в том числе — между мужчинами и женщинами. Критикуя основыиндуизма и феодального строя, Рам Мохан Рой опирался на взгляды индийскихсредневековых религиозных реформаторов — бхактов, — и развивал их идеи вестественно-правовом ключе, говоря о природном и гражданском равенстве. К 1815 г. вокруг него сплотился кружок единомышленником, на основе которого в 1828 г. в Калькутте было основано общество монотеистов «Брахмо Самадж», что в переводе означает «ОбществоБрахмы». Члены этого кружка занимались пропагандой новой религии, пытаясьпредложить ее в качестве основы для объединения разобщенных народов Индии.Однако сам Рам Мохан Рой не был последовательным противником индуизма: до концажизни он так и не снял брахманского шнура и повсюду возил с собой слугу, готовившегоему «чистую» пищу. В 1831 г., нарушив традиции своей касты о запрете морскихпутешествий, он посетил Англию, где нашел покровителя в лице лорда Бентама ибыл принят при дворе. Однако попытки Рам Мохан Роя обратить внимание британскойобщественности на реальные проблемы индийской жизни не увенчались успехом.В1833 г. он умер вдали от родины, и был похоронен в г. Бристоле.
Вслед за«Брахмо Самаджем» в Калькутте в 30—50-е годы XIX в. начали возникать и другие общественно-политические илитературные организации просветительского толка: «Литературное общество»,«Общество познания истины», «Бенгальское общество Британской Индии», «Обществопоощрения бенгальского языка», «Общество Бетюна», «Собрание, стимулирующееизучение наук». Среди крупнейших просветителей того времени выделяются именасоратников Рам Мохан Роя — Дварканатха Тагора (1794—1846), его сына Дебенд-ронатхаТагора (1817—1905), пропагандиста народного образования ИшшорчондроБиддегишагора (1820—1891), редактора журнала «Познание истины» (печатногооргана общества «Брахмо Самадж») Окхойкумара Дотто. Сторонником ипропагандистом взглядов французских просветителей был современник Рам Мохан Рояи организатор группы «Молодая Бенгалия» Генри Вивьен Дерозио (1809—1831). Всеони видели в науке двигатель общественного прогресса и выступали за развитиенародного образования в Индии.
С именемРам Мохан Роя связано также появление национальной публицистики — нового дляИндии жанра. Его считают реформатором бенгальского литературного языка. В 1821—1823 гг. при активном участии Рам Мохан Роя в Бенгалии было открыто две газеты— «Луна новостей» («Шомбад коумуди»)на U бенгали и «Зеркало новостей» («Мират-ул-ахбар») на персид- f ском языке, — которые онредактировал и в которых публиковал собственные статьи на религиозные и острыесоциальные темы.
РамМохан Рой являлся поборником просвещения и отстаивал необходимость преподаванияестественных наук. При его содействии в 1817 г, в Калькутте была открыта первая светская школа — Индусский колледж. Он также написал ряд учебников по геометрии,географии и астрономии, а в 1833 г. опубликовал «Грамматику бенгальскогоязыка». Большой поклонник европейского образования, Рам Мохан Рой считалнеобходимым не только повсеместно ввести его в Индии, но и сделать доступнымдля женщин.
Несмотряна передовые взгляды ни Рам Мохан Рой, ни члены его кружка, ни другиепредставители молодой индийской интеллигенции никогда не выступали противанглийского колониального режима, однако их просветительская деятельность,прежде всего, благодаря яркой антифеодальной направленности способствовала делуиндийского национального возрождения.
3. Сопротивление народов Индиибританскому колониальному гнету. Индийское народное восстание 1857—1859 гг.
Наиболеесущественным негативным последствием укрепления британского колониальногомогущества в Индии стало ухудшение уровня жизни коренного населения. Обнищаниекрестьянства приводило к голоду, который периодически охватывал то одну, тодругую провинцию и приводил к многомиллионным смертям. В 1806 г. произошло первое вооруженное выступление сипаев в Веллуре, подавленное с помощью специальновызванных из Арката английских войск. В 1816 г. вспыхнуло кровопролитное восстание в Рохилканде, в котором участвовало не менее 10 тысяч человек, также жестокоподавленное властями. В 1817 г. началось крестьянское движение в Ориссе,вызванное усилением английского налогового гнета и длившееся более 7 лет.Волнения охватили также юг Деканского полуострова, где основными выразителяминедовольства стали феодалы, чьи частнособственнические права на землю былиущемлены колониальными налогами.
В 20-егоды XIX в. в Северной Индии развернулосьдвижение так называемых индийских ваххабитов, призывавших к джихаду против«неверных». Также они выступали за очищение ислама и требовали равноправиячленов мусульманской общины. Вождем ваххабитов стал Сейид Ахмед, ранееслуживший в войсках князя Индора. Под его знамена стекались тысячикрестьян-мусульман, из которых он сумел сколотить военизированную организацию.В 1831 г. Сейид Ахмед погиб в стычке с сикхами на границе Панджаба, и центрдвижения переместился в г. Патну. Однако выступление ваххабитов также, как ивсе прежние антианглийские восстания, было обречено на поражение, поскольку ихорганизация носила изолированный, сектантский характер. Это оттолкнуло от них нетолько других мусульман, но и адептов индуизма. Но деятельность ваххабитовпродолжалась, и их проповедники сыграли определенную роль накануне и в ходеИндийского народного восстания.
В30—50-е годы XIX в. по стране прокатилась новая волнаантиколониальных выступлений. В 1838 г. вспыхнуло восстание в Колхапуре, в1839—1846 гг. антианглийские движения охватили также север Бомбейскойпровинции. В 30— 40-х годах значительные волнения были зарегистрированы и натерритории Мадрасского президентства. Крупные выступления, среди которых однимиз самых массовых было восстание мусульман-фараизитов, охватили старейшеевладение англичан — Бенгалию. Накануне индийского народного восстания самымкрупным проявлением недовольства местного населения колониальным режимом сталиволнения племени санталов в Бихаре в 1855—1857 гг.
Крупнейшимдвижением против колониального режима в Британской Индии стало народноевосстание 1857—1859 гг. Его основной причиной была жестокая и грабительскаяполитика Ост-Индской компании, восстановившая против себя не только народныенизы, но и многих представителей местной феодальной знати, вынужденнойотказываться от власти и части доходов в пользу англичан.
Пригенерал-губернаторе английских владений Дальхаузи (1848—1857 гг.) обстановка вИндии накалилась. Помимо присоединения Ауда, Панджаба и Пегу (в 1852 г.), владениями Компании в этот период стал ряд вассальных государств, правители которых умерли,не оставив прямых наследников. Следующим шагом стал отказ Дальхаузи в 1851 г. платить приемным сыновьям пенсии, которые получали их знатные родители — наваб Карнатика,раджа Танджора и пешва. Колониальные власти значительно урезали и привилегиидуховных феодалов. Часть их земель была конфискована, а остальная обложенаналогом на общих основаниях. Таким образом, число врагов английскогоколониального режима значительно увеличилось. В 1853 г. в очередной раз была продлена Хартия Ост-Индской компании, лишившая директоров права патронажаи вводившая конкурсные экзамены при занятии вакантных должностей. Она улучшалаколониальный аппарат, но ничем не ограничивала его политического иэкономического произвола. Несмотря на ряд положительных преобразований —снижение податей в присоединенных территориях, проведение телеграфных линий,начало прокладки железных дорог, завершение в 1854 г. строительства Большого Гангского канала, упорядочение пароходного сообщения между Англией иИндией — недовольство индийцев нарастало. Антибританские настроенияподогревались горячими проповедями ваххабитов, призывавших мусульманскоенаселение к войне против «неверных». Центром организованного сопротивлениябританскому колониальному режиму стали си-пайские отряды.
Всередине 50-х годов XIX в. в индийскойанглийской армии насчитывалось около 45 тыс. европейцев и более 230 тыс.туземцев разных каст и различного вероисповедания. Сипаи занимали приниженноеположение по сравнению с белыми офицерами: они получали гораздо меньшеежалование (порядка 8 рупий в месяц), доступ к офицерским должностям был закрытдля них. Англичане высокомерно, а подчас и презрительно относились к сипаям, вобиходе используя оскорбительное обращение «ниггер». Кроме того, колониальнаяполитика Дальхаузи и религиозная пропаганда британских миссионеров породили всипайских частях страх насильственного обращения в христианство. Индийскиеправители, пострадавшие от английских властей, подстрекали сипаев к бунту.
Бенгальскаяармия, ставшая ядром восстания, формировалась из мусульман и представителейвысших каст брахманов, раджпутов и джатов, относившихся к числу мелкихфеодальных землевладельцев и верхушки крестьянства. В процессе обезземеливания,вызванного налоговым гнетом, интересы этих слоев населения сильно пострадали.Накануне восстания в армии были отменены надбавки к жалованию за службу запределами Бенгальской провинции и введен новый воинский устав, предписывавшийиспользовать эти части не только в Бенгалии, но и за пределами Индии. Последнеебыло недопустимо для индусов высших каст, которым запрещалось пересекать море.
Непосредственнымповодом к восстанию послужила раздача в сипайских частях патронов к новымружьям Энфилда, смазанных коровьим салом. Этим грубо оскорблялись религиозныечувства индусов. Вера предписывала им изгонять из касты всякого, чьи губыкоснутся вещества, взятого от животного, в особенности, от коровы, считавшейсяв Индии священной. Сипаи отказывались не только надкусывать патроны, но и прикасатьсяк ним руками. Недовольство росло также и в рядах сипаев-мусульман, которыенадеялись на восстановление исламского государства с центром в Дели.
Вапреле—мае 1857 г. колониальная администрация приняла решение распустить дваполка, отказавшихся использовать новые патроны. 9 мая суд в Мируте (ключеваякрепость в северо-западных провинциях) приговорил к каторжным работам 80сипаев, не подчинившихся решению английских властей. 10 мая вспыхнуловооруженное восстание. Сипайская конница освободила арестованных и двинулась наДели. Присоединившееся к повстанцам мусульманское население города уничтожилооколо 500 европейцев и провозгласило падишахом потомка Великого Могола Бахадур-шаха,бывшего до этого времени пенсионером Компании. Созданное падишахомправительство оказалось неспособным грамотно организовать сопротивлениеангличанам, и в конце концов реальная власть в Дели перешла в руки новогоповстанческого органа — административной палаты, состоявшей из 10 человек, 6 изкоторых избирались сипаями. Палату возглавил прибывший из Рохилканда нектоБахт-хан. Однако и этому органу, несмотря на все усилия, не удалось обеспечитьни должной организации движения, ни существенно улучшить жизнь местногонаселения. По городу поползли небезосновательные слухи о предательстве средичленов военного руководства, и часть повстанческого войска к сентябрю 1857 г. покинула Дели.
Почтиодновременно, начиная с июня 1857 г., восстание охватило и такие важные центры,как Канпур и Лакхнау (столица Ауд а). Движение в Канпуре возглавил Нана Сахиб (настоящееимя Данду Пант), приемный сын пешвы, лишенный английской администрациейнаследственных привилегий. Восставшие окружили находившихся в городе европейцеви их семьи; после 19-дневной осады гарнизон сдался на милость победителя.Правительство Нана Сахиба попыталось установить порядок в Канпуре, по мере силорганизуя доставку продовольствия и препятствуя стычкам между мусульманами ииндусами. Стремясь обеспечить себе опору среди состоятельных слоев населения,оно активно наделяло новой землей местных заминдаров, чем вызвало недовольствокрестьянства, отказывавшегося платить земельные налоги, громившего поместьяфеодалов и сжигавшего долговые расписки. В результате к концу месяца в городеначала ощущаться острая нехватка продовольствия. Купеческая верхушка, используяфакт коронации Нана Сахиба на престоле пешв, распускала слухи о том, что онмечтает только о безграничной власти. Тем временем англичане концентрировалисвои силы по подавлению восстания. Из Ирана была отозвана армия, переброшеннаятуда для участия в англо-иранской войне, а английская флотилия, направлявшаясяв Китай, взяла курс на индийские берега.
Движениев Ауде, подогреваемое проповедями Маулави Ахмадуллы (Ахмад Шаха), призывавшегок джихаду против неверных, началось еще в январе 1857 г. В начале июня в Лакхнау восстал сипайский гарнизон, и было создано правительство во главе с ХазратМахал, регентшей юного наваба, возведенного на престол. Сипайские части,расквартированные в большинстве городов Ауд а и Бенгалия, присоединились квосставшим, однако мадрасские и бомбейские полки остались верными англичанам ив дальнейшем использовались колониальными властями для подавления мятежа. Такимобразом, восстание охватило территорию, находившуюся преимущественно в долинеГанга. Такие индийские государства, как Хайдарабад и Маратхские княжества неподдержали повстанцев. Англичанам также удалось склонить на свою сторону сикховтолько что присоединенного Панджаба, используя их антимусульманские настроения.В Центральной Индии к движению примкнуло лишь несколько местных князей.
Британскаяадминистрация попыталась подавить восстание, направив для этой цели отряды наДели, Канпур и Лакхнау. 14 августа начался штурм делийских укреплений,длившийся целую неделю и закончившийся успешно для англичан. Против 30 тыс.сипаев сражалось 8 тыс. английских солдат и отряд панджабских сикхов; половинаналичного состава европейского отряда при этом погибла. После взятия Дели всетуземное население на некоторое время было изгнано из города. Англичане жестокорасправились с мятежниками, многие из которых были казнены, после чего городеще целый год оставался на осадном положении. Бахт-хан отошел к Ауду, аБахадур-шах был сослан колониальными властями в Бирму, где и умер в 1862 г.
Операцияпо подавлению восстания в Канпуре и Лакхнау затянулась. В июне-июле 1857 г. англичане под командованием генерала Нила и сменившего его затем Хэвлока, двигаясь на Канпур,жестоко расправились с повстанцами Бенареса и Аллахабада, устроив тамчудовищную резню мирного населения. Высланное вперед войско Нана Сахибапотерпело поражение у Фахитпура и вынуждено было отступить. После длительногоперехода английский отряд в составе приблизительно 1 тысячи человек занялиКанпур, покинутый накануне Нана Сахибом, который отошел к Битхуру, а затем вАуд. Часть повстанческих войск отделилась и во главе с Тантия Топе отправиласьв Кал пи. Отступая, повстанцы уничтожили находившихся в их руках европейскихзаложников — детей и женщин. Английский гарнизон в Лакхнау выручили английскиечасти под командованием Хэвлока, в конце сентября с трудом пробившиеся кгороду. Столица Ауд а осталась в руках восставших, однако осажденных в крепостиевропейцев удалось спасти.
Весной 1858 г. началась полномасштабная операция по подавлению восстания, возглавляемая приехавшим для этойцели из Англии главнокомандующим генералом Колином Кэм-пбеллом. Его 30-тысячнаяармия, состоявшая из прибывших на помощь из метрополии регулярных войск, вкоторую влились и освободившиеся после разгрома делийского очага восстанияанглийские части, непальские гуркхи и сикхи-наемники, захватила Ауд. Ауд екаякнягиня вместе с Маула-ви Ахмадуллой и остатками войска отступили в Рохилканд,куда стекались и поредевшие части отрядов других вождей. Последняя вспышкавозмущения в Ауде была связана с решением генерал-губернатора Каннинга о конфискацииадуских земельных владений. Однако местные феодалы прекратили сопротивлениепосле того, как этого решение было отменено.
Герояминационально-освободительной борьбы народов Индии против колониального гнетастали участники партизанской войны, которая развернулась уже после подавленияосновных очагов восстания. Ахмад Шах (Ахмадулла) дрался с англичанами вРохилканде и погиб в результате предательства одного из аудских тулукдаров (землевладельцев).
ТантияТопе (1814—1859) —бывший военачальник Нана Сахиба — возглавил большой отряд, действовавший вЦентральной Индии. Вместе с ним сражалась юная Лакшми Баи — вдова князяДжханси, командовавшая кавалерийским отрядом и павшая 18 июня 1858 г. в бою под стенами Гвалио-ра. Тантия Топе совершил ряд удачных рейдов в Бунделк-ханд иРаджпутану, а в начале 1859 г. безуспешно пытался поднять антианглийскоевосстание в Махараштре, откуда его измученный боями отряд вновь отступил насевер. Как и Ахмадулла, он был схвачен в результате предательства одного иззаминдаров 7 апреля 1859 г. и повешен колониальными властями.
Весной 1859 г. сопротивление мятежников было окончательно сломлено. Нана Сахиб погиб на границе с Непаломпри; невыясненных обстоятельствах/Отдельные очаги восстания в центральныхобластях Индии были уничтожены бомбейскими войсками в течение 1858—1859 гг.
Одной изпричин поражения народного движения в Индии 1857—1859 гг. было отсутствие уповстанцев четкого плана действий. Большинство офицерских должностей вангло-индийской армии занимали англичане, не принимавшие участия в востании.Лишившись их руководства, сипайские полки потеряли ряд военных преимуществ. Ихновые командиры, за исключением редких эпизодов, в частности, захватаГвали-орской крепости отрядами Тантия Топе и Лакшми Баи, ничего не смоглипротивопоставить хорошо организованным британским регулярным войскам. Средивосставших не было и идейного единства. Лидеры движения в различных частяхИндии выдвигали противоречивые требования и лозунги, облеченные преимущественнов религиозную форму. Если мусульмане хотели восстановления государства ВеликихМоголов, то у индусов были совершенно иные чаяния. Многие индийские государства(прежде всего, маратхов и сикхов), обладавшие наиболее организованной армией ивоинскими традициями, вообще оказались в этом противостоянии на сторонеангличан.
Неподдержала народных требований и новая индийская интеллигенция. Ассоциируяангличан с «прогрессом», ее представители полагали, что победа восставшихприведет к возрождению в Индии «мрачного феодализма». Достаточно частыми были ислучаи предательства в повстанческой среде, а позиция крестьянства и феодалов входе восстания являлась крайне непоследовательной. В этот период экономическаямощь Англии и ее военно-стратегическое преимущество были неоспоримыми всравнении с тем, что могла предложить раздробленная и ослабленная вторжениембританцев Индия. Все это обрекло народное восстание на поражение.
Егопрямым последствием стало упразднение в 1858 г. Ост-Индской компании. «Актом об улучшении управления Индией» от 2 августа 1858 г. устанавливалось непосредственное коронное управление страной. Функции упраздненныхКонтрольного Совета и Совета директоров были переданы назначенному членуанглийского кабинета — статс-секретарю (министру) по делам Индии, при которомбыл создан совещательный орган — Индийский совет, состоявший из крупных военныхи гражданских чиновников англо-индийской службы. Вместо должностигенерал-губернатора был введен пост Вице-короля с аналогичными полномочиями.Манифестом королевы Виктории от 1 ноября 1858 г. была объявлена амнистия участникам мятежа, не замешанным в убийстве английских подданных. 8 июля 1859 г. был провозглашен мир на территории теперь уже в полном смысле слова«Британской» Индии, а индийские правители вынуждены были присягнуть на верностьангличанам. 4. Аграрная политика англичан в Индии во второй половине XIX в.
политика колониальная индия восстание
Начинаясо второй половины XIX в. всоциальном, экономическом и политическом развитии Англии все явственнееначинают проявляться характерные черты империалистического развития,свидетельствующие о ее переходе к империализму. Это повлияло на новые формы иметоды колониального управления в Индии. В первую очередь это отразилось наземельно-налоговых мероприятиях, проведенных англичанами в Индии в 50—70-хгодах XIX в. В этот период завершаетсяпроведение земельного кадастра и земельно-налоговой системы. Это было особенноважно для стабильности земельных отношений в регионах недавнего восстания.Права на земельную собственность были юридически подтверждены законами,изданными в 1869 и 1870 гг.
Сохраняяизвестное дробление владельческих прав между различными группами феодальныхземлевладельцев, англичане имели в виду расширение и укрепление социальной базыколониальной администрации.
Аграрнаяполитика колониальных властей была внутренне весьма противоречивой. С однойстороны, земельно-налоговые преобразования, проведенные англичанами с конца XVIII в., способствовали завершениюпроцесса становления частной феодальной и парцеллярной крестьянскойсобственности (в районах райятвари), разрушив систему общинного землевладения иземлепользования. С другой стороны, сохранение в системе сбора земельногоналога пережитков государственной земельной собственности и ограничение взаконодательном порядке возможностей хозяйственного использования земли (на этобыло объективно направлено, в частности, арендное законодательство 50—80-хгодов XIX в.) обусловили консервацию аграрногостроя Индии на стадии, предшествовавшей конечному этапу разложения феодальнойсобственности.
Укрепляяфеодально-помещичье землевладение заминдарского типа, колониальные властиоказались также вынужденными учитывать интересы верхней прослойки прежнейсельской общины в Панджабе. Поэтому верхние группы панджабских феодальныхземлевладельцев (например, талукдары и ала-малпки) превратились в пенсионеровказны. При оформлении владельческих прав привилегированных в налоговомотношении групп феодальных землевладельцев (джагирдаров и инамдаров) ихсобственность была даже урезана.
Джагирдарыв некоторых провинцияхпревратились в землевладельцев привилегированного типа, уплачивавших земельныйналог, как и инамдары, по пониженным ставкам (например, в Бомбее и Бераре). ВСинде джагирдары (ранее держатели условных пожалований) были утвержденыангличанами в правах собственности на сохраненные за ними земельные владения.Однако большинство джагирдаров, а также некоторые другие группы феодалов былипостепенно отстранены от участия в сборе земельного налога. Более того, впроцессе работы комиссий по инамам и джагирам часть инамдаров и джагирдаров лишиласьсвоих земельных и денежных пожалований. Это было характерно для тех районов,где колониальный режим подвергся наименьшему испытанию во время восстания1857—1859 гг. и где поэтому англичане чувствовали себя относительно болеепрочно (Панджаб, Синд, Западная и Южная Индия). Особенно уменьшилось число инамови джагиров в Бомбейском президентстве. Сокращение земельных держаний инамдаров иджагирдаров явилось одной из причин недовольства и оппозиционных настроенийсреди части маратхских мелких и средних помещиков и помещичьей интеллигенции впоследней трети XIX в.
Английскаяаграрная политика была обусловлена не только необходимостью экономическиукрепить феодально-помещичье сословие Индии, опору колонизаторов, но иизменениями в системе колониальной политики в стране. Усиление эксплуатациистраны, как аграрно-сырьевого придатка капиталистической Англии, потребовалосоздания более благоприятных условий для роста сельскохозяйственногопроизводства и особенно повышения его товарности, что в свою очередьпредполагало закрепление частновладельческих прав на землю.
Вовторой половине XIX в. в основномбыло завершено превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии.
Врезультате постепенной утраты Англией роли «мастерской мира», а также усилениягерманской и французской экспансии в Африке, Юго-Восточной Азии и Океании,ограничивавшей позиции Англии как крупнейшей колониальной державы, повысилосьзначение Индии в деле развития британской экономики. Этому процессуспособствовал хлопковый бум 1860-х годов, когда английские капиталисты резкоувеличили вывоз из Индии сырья, в первую очередь хлопка. Гражданская война вСоединенных Штатах (1862—1865 гг.) вызвала сокращение экспорта американскогохлопка на европейский рынок, что сразу подняло спрос на индийский хлопок.Удельный вес его по отношению ко всему ввозимому в Англию хлопку увеличился в1860—1868 гг. втрое. Индия становилась главным поставщиком хлопка для Англии.
Ростпроизводства хлопка в стране был вызван в первую очередь потребностямиэкспорта. В 1860-е годы Центральная и Западная Индия (Бомбей, Синд, Раджпутана,княжества Центральной Индии, Берар, Центральные провинции и Хайдарабад)превратились в районы производства товарного хлопка на экспорт.
Завершениегражданской войны в США обусловило окончание хлопкового бума и падение цен наиндийский хлопок, однако рост производства хлопка в стране продолжался. В1870—1890-е годы новая хлопковая база стала создаваться в Панджабе и Синде,особенно на орошаемых землях. Развитие торговли между Индией и Англиейуглубляло процесс дальнейшего разделения труда между английской обрабатывающейпромышленностью и индийским сельским хозяйством, между английским городом ииндийской деревней.
Начинаяс 60-х годов XIX в. английская буржуазия увеличилавывоз из Индии сельскохозяйственного сырья. Главными статьями индийскогоэкспорта были хлопок, шерсть, джут, пальмовое волокно, рис, пшеница,маслосемена, пряности, индиго, опиум. Основная часть всего экспорта (например,80% хлопка) шла в Англию. Индия становится главным поставщиком продовольствия вАнглию. Общая стоимость товаров, вывозимых ежегодно из Индии, увеличилась в1860— 1890-е годы втрое. За этот период ввоз английских товаров в Индиюувеличился в 5 раз. Основную часть ввоза составляли ткани, металлическая посудаи утварь, а также другие виды потребительских товаров.
Колониальныйхарактер внешнеторгового оборота Индии виден из следующих данных: в 1879 г. готовые изделия составляли только 8% всего индийского экспорта, но зато 65% импорта. Вместе стем в системе колониальной эксплуатации Индии значительную роль продолжалоиграть налоговое ограбление трудящегося населения страны, в первую очередькрестьянства.
Ссередины 60-х годов были введены новые налоги на сельское население, началиповышаться ставки земельного налога. При этом, как признавали сами чиновникиколониального аппарата, «земельный налог пунктуально взимался с держателейземли как в урожайные, так и в неурожайные годы».
Доходыанглийского колониального государства, основным источником которых было прямоеи косвенное налогообложение, увеличились с 361 млн рупий в 1859 г. до 851 млн рупий в 1890 г. Рост налогового бремени свидетельствовал о превращении страны ваграрно-сырьевой придаток. Налоги заставляли индийского крестьянина выносить нарынок значительную часть продукции своего хозяйства. Так создавались условия,облегчавшие англичанам выкачку из страны сельскохозяйственного сырья.
Такимобразом, старые методы колониальной эксплуатации с наступлением новойисторической эпохи стали служить и новым целям — выкачке сырья для нуждметрополии.
Усилениеэксплуатации Индии как источника сырья и рынка сбыта промышленных товаров велок дальнейшему развитию товарно-денежных отношений как в индийском городе, так ив деревне. Рост простого товарного производства в период, когдакапиталистический уклад находился в процессе формирования, обусловил дальнейшеевнедрение в сельскохозяйственное и ремесленное производство торгового иростовщического капитала.
Представителиторгово-ростовщических каст, еще в феодальной Индии монополизировавших торговыеи кредитные операции в стране (банъя, Марвари и др.), устремились в новыерайоны экспортных монокультур, в особенности в Панд-жаб, Западную и ЦентральнуюИндию. Индийский торгово-ростовщический капитал образовал нижние и средниезвенья индийской товаропроводящей системы — от крупного английского илииндийского оптовика, ведущего экспортно- импортные операции, до потребителя итоваропроизводителя — индийского крестьянина и ремесленника. Накоплениеденежного капитала индийскими торговцами и ростовщиками имело два важныхсоциально-экономических последствия: внедрение торгово-ростовщических каст вземлевладение, с одной стороны, и образование предпосылок для формированиянациональной промышленности — с другой,
В1860—1870-х годах в районах райятвари были завершены начатые еще до восстания1857—1859 гг. пересмотр и изменение ставок земельного налогообложения. Впроцессе проведения нового земельного кадастра были окончательно юридическиоформлены частновладельческие права райятов.
Укреплениечастновладельческих прав на землю в условиях усилившегося развитиятоварно-денежных отношений привело к тому, что земля приобрела ценность и сталаинтенсивно вовлекаться в рыночный товарооборот. Цены на нее росли довольнобыстро, опережая общий рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Покупказемли в условиях неразвитого капиталистического предпринимательства в странепредставляла наиболее выгодную форму вложения денежных накопленийторгово-ростовщических и феодальных элементов.
Посколькуземля стала рассматриваться как наилучший вид обеспечения ростовщическогокредита, выдача ссуд под заклад земли стала основным каналом захвататорговцами, ростовщиками и феодалами крестьянской земельной собственности.
Так, вСеверо-Западных провинциях в 1840-х — начале 1870-х годов к «неземлевладельцам»перешло около 1 млн акров земли и их доля в землевладении увеличилась с 10 до27% в Пенджабе; в 1860-х — начале 1870-х годов торговцы и ростовщики владели45% всей проданной земли. Особенно интенсивно процесс обезземеливания шел вМахараштре, где, например, в округе Сатара к концу 1870-х годов к ростовщикамперешло около одной трети всей обрабатываемой земли.
Такимобразом, в районах райятвари и Панджабе помимо помещиков-феодалов появилисьпомещики — выходцы из торгово-ростовщической среды.
Переходземли в руки ростовщиков, торговцев, помещиков не приводил к изменениюэкономического базиса индийского земледелия. Крестьянин, лишавшийся правсобственности на свой участок, продолжал его обрабатывать на худших условияхмелкокрестьянской кабальной аренды. Площадь земли под арендой укрестьян-арендаторов увеличилась. В то же время возросло число лиц, основнымдоходом которых была земельная рента; увеличилась численностьфеодально-помещичьего сословия (в 1881—1891 гг., по данным переписи, с 2,5 млндо 4 млн человек).
Нараставшеев 40—60-х годах XIX в.недовольство крестьянства, и особенно восстание 1857—1859 гг., заставилопредставителей колониальной администрации издать в 1860— 1880-х годах законы обаренде в Бенгальском президентстве, Северо-Западных провинциях, Панджабе,Центральных провинциях. Эти законы формально ограничивали феодальнуюэксплуатацию помещиками-заминдарами привилегированных групп арендаторов. Однакона деле помещики повсеместно взимали с крестьян арендную плату, равную половинеи более урожая. Кроме того, крестьяне несли многочисленные феодальныеповинности.
Колониальноеарендное законодательство, направленное на ослабление недовольства индийскогокрестьянства, фактически закрепляло феодально-помещичьи методы эксплуатациикрестьян. Вместе с тем укрепление прав наследственной аренды у верхних прослоекарендаторов, превращение этих прав в объект купли-продажи, некотороеограничение роста арендной платы и стимулирование ее перевода из натуральнойформы в денежную способствовали выделению прослойки зажиточных крестьян.
Имущественнаядифференциация крестьянства, начавшаяся еще в недрах феодальной сельскойобщины, происходила теперь на новой социально-экономической основе, когдапереход земли в руки крестьянской верхушки и владельцев денежного капиталасоздавал предпосылки будущего развития в сельском хозяйстве Индиикапиталистических отношений. Это являлось важным элементом дальнейшегообострения внутренних противоречий в феодальном обществе.
Развитиюкапиталистического уклада в экономике Индии способствовал переходпредставителей английской буржуазии к новым методам эксплуатации с помощьювывоза капитала.
Ссередины XIX в. Индия становится сферойприложения английского капитала. Первым крупным объектом английскихкапиталовложений в Индии были железные дороги. Освоение Индии как источникасырья и рынка сбыта потребовало современных средств связи и сообщения. В1860—1890-е годы протяженность железнодорожных линий возросла с 1300 до 25 600 км. Направленность железнодорожной сети, веером расходившейся от главных портов в глубь страныи связывавшей основные опорные пункты англичан в Индии, была обусловлена,прежде всего, задачами военно-стратегического характера.
Железнодорожноестроительство было подчинено целям эксплуатации страны английским капиталом.Это особенно ярко проявилось в установлении тарифов на грузовые перевозки. Налиниях, соединявших внутренние районы страны, тарифы были выше, а на ведущих изглубинных районов к портам — ниже. Этим стимулировались экспортно-торговыеперевозки и затруднялось развитие товарооборота внутри страны. Железные дорогистроились в трех различных колеях — широкой, метровой и узкой, что такжезначительно удорожало внутренние перевозки, поскольку приходилось перегружатьтовары на узловых перевалочных станциях.
Железнодорожноестроительство оказалось настоящим «золотым дном» для английских дельцов, таккак колониальные власти гарантировали компаниям максимальную прибыль независимоот фактических расходов. Расточительство английских подрядчиков оплачивалоськровью за счет индийских налогоплательщиков.
Вторымважнейшим объектом английских капиталовложений было ирригационноестроительство. Ирригационные сооружения строились в тех районах, гдевыращивались экспортные культуры (например, в Синде и Пенджабе, где быласоздана главная база экспортного хлопка и пшеницы). Используя водный налог,англичане не только покрывали за счет крестьян все затраты на ирригационноестроительство, но и получали громадные прибыли. Оросительные сооружения ижелезные дороги являлись, как правило, собственностью метрополии.
Важнейшейсферой приложения частного капитала с середины XIX в. становится плантационное хозяйство. Английскоеколониальное государство в Индии поддерживало развитие плантаций чая, кофе,каучука, продавая пригодные для возделывания этих культур земли в полнуюсобственность или сдавая их в аренду плантаторам на льготных условиях.
Британскиекапиталы стали также вкладываться в строительство предприятий фабрично-заводскойи горнодобывающей промышленности. (Английские капиталисты владели джутовымифабриками в Калькутте, хлопчатобумажными в Канпуре.) Толчком к этому послужиложелезнодорожное строительство: для рельс требовался металл, для паровозов —уголь. К концу XIX в. в Калькуттедействовал принадлежащий англичанам небольшой металлургический завод; уголь,сжигавшийся в топках паровозов, стал добываться в самой Индии. Эксплуатацияоткрытых железнодорожных линий потребовала создания ремонтных мастерских инебольших чугунолитейных и механических предприятий. Английские колониальныевласти использовали все методы эксплуатации региона — налоги, ввоз промышленныхтоваров, вывоз сырья, экспорт капитала. Появление в стране крупныхкапиталистических предприятий (фабрики, железные дороги, плантации и пр.)стимулировало развитие национального капитализма. Расширение сферы деятельноститорговцев и ростовщиков способствовало накоплению денежных капиталов в стране.Крупные денежные накопления были сделаны индийским купечеством в посреднической(компрадорской) торговле.
В этотже период начал складываться и рынок рабочей силы. Разорявшиеся ремесленники ипауперизировавшиеся крестьяне стали источником пополнения первых отрядоврабочего класса (на плантациях, строительстве, первых фабричных и мануфактурныхпредприятиях).
Такимобразом, во второй половине XIX в.в Индии имели место два главных условия для развития капиталистического уклада:появились «свободные» от средств производства работники и было произведенопервоначальное накопление капитала (индийскими купцами-компрадорами).
Развитиекапитализма в Индии шло двумя параллельными путями. На базе ремесленногопроизводства стала развиваться капиталистическая мануфактура, которая моглапротивостоять конкуренции фабричного производства благодаря, во-первых,сверхэксплуатации рабочих, где капиталистические методы сочетались сростовщической кабалой и кастовым гнетом, и, во-вторых, использованию дешевыхимпортных или местных полуфабрикатов. Именно на базе использования фабричнойпряжи в этот период началось быстрое возрождение ручного ткачества в рамкахмануфактурного производства. В различных районах Индии (особенно в Махараштре,Мадрасе, Северо-Западных провинциях) сложились крупные центрыспециализированного кустарного производства. По переписи 1891 г., в кустарной промышленности было занято (с членами семей) 45 млн человек. В конце 90-х годовв кустарном ткачестве перерабатывалось в 2,5 раза больше хлопчатобумажнойпряжи, чем на хлопкоткацких фабриках. Гнет колонизаторов особенно ощущалсяремесленниками, а также владельцами и рабочими мануфактур. Они страдали отконкуренции английских товаров, налогообложения, насилий колониальнойадминистрации. Массы городских и сельских ремесленников, рабочие мастерских и мануфактур,мелкие предприниматели и торговцы были крупнейшей после крестьянства силой внационально-освободительном движении Индии.
Наряду сручным производством в середине XIX в.возникли первые фабрично-заводские предприятия. Важнейшим центром индийскойфабрично-заводской промышленности стал Бомбей. У бомбейских купцов-компрадоров(главным образом из общины парсов и торгово-ростовщической касты марьари) врезультате торговли появились крупные денежные накопления. Они вели операции сбольшим размахом и, участвуя в посреднической торговле опиумом, неплохо позналикак китайский, так и дальневосточный рынок вообще.
В40—60-е годы XIX в. крупные бомбейские торговые фирмыимели своих представителей в Англии и могли ознакомиться с развитиемфабрично-заводской промышленности.
В этихусловиях бомбейские купцы приступили к строительству хлопчатобумажных фабрик,которые вплоть до начала XX в.ориентировались в основном на производство пряжи для Китая и другихдальневосточных рынков.
В 1854 г. была построена первая текстильная фабрика в Бомбее, а в 1861 г. — в городе Ахмадабаде, который стал вторым по значению текстильным центром страны.
Впоследней трети XIX в. былиоткрыты и хлопчатобумажные фабрики, принадлежавшие английским предпринимателямв Бомбее, Канпуре. Однако цитаделью английского частного капитала оставалисьджутовые предприятия, сосредоточенные в Калькутте и ее окрестностях. Крометого, английскому капиталу принадлежали многочисленные предприятия по первичнойобработке сельскохозяйственного сырья.
К концу XIX в. в крупном производстве(фабрично-заводские предприятия и плантации) 2/3 всего акционерного капиталапринадлежало англичанам и только 1/3 — индийцам, что свидетельствует огосподстве англичан в крупнокапиталистическом предпринимательстве в Индии.
Развитиекапитализма в стране положило начало формированию наемного труда. Неравномерноеразвитие крупной промышленности определило концентрацию основной ее части внаиболее развитых провинциях страны: Бомбее и Бенгалии. Общая абсолютнаячисленность рабочих, занятых на фабрично-заводских предприятиях, железныхдорогах и шахтах, составляла к концу XIX в. около 800 тыс. человек. Среди рабочих преобладали текстильщики.
Условияжизни и труда индийских рабочих были ужасными. Заработная плата рабочих нафабриках была настолько низка, что они, как правило, не могли содержать на неечленов семьи. Поэтому в первые десятилетия развития фабрично-заводскойпромышленности среди рабочих преобладали выходцы из крестьян-собственников илиарендаторов мелких клочков земли. Именно этим объясняется также широкоевнедрение на фабриках и шахтах женского и детского труда.
Капиталистическаяэксплуатация дополнялась различными формами внеэкономического принуждения иростовщической кабалой.
Впоследней трети XIX в. рабочаянеделя на индийской фабрике составляла 80 часов (на английской — 56 часов).Рабочий день достигал 16 часов: он начинался обычно за 15 минут до восхода икончался через 15 минут после захода солнца, так как в цехах не былоэлектрического освещения.
Сверхэксплуатацияиндийских рабочих была основой конкурентоспособности индийских фабрикантов в ихборьбе за рынок с английскими промышленниками. Английскиефабриканты-текстильщики, стремясь ослабить конкурентоспособность индийскихпромышленников путем повышения издержек производства, через своихпредставителей в парламенте Англии стали требовать введения в Индии рабочегозаконодательства. Однако этому противились не только фабриканты-индийцы, но иангличане-владельцы фабрично-заводских предприятий в Индии. Принятиезаконодательства существенно не повлияло на степень эксплуатации индийскихнаемных рабочих. Законы 1881 и 1891 гг. вводили возрастной ценз для найма —сначала семь, а затем девять лет. Ограничивался также рабочий день для детей иподростков. Это законодательство, кстати очень плохо выполнявшееся, само посебе свидетельствовало о тяжелом положении рабочих в Индии.
Английскиепредприниматели взимали с развивающейся национальной промышленности в Индиитяжелую дань, поставляя оборудование и материалы по монопольно высоким ценам.Значительно выше, чем в Англии, была также оплата инженерно-техническогоперсонала. Источником для покрытия этих дополнительных затрат быласверхэксплуатация индийских рабочих, которые, таким образом, подвергалисьдвойному гнету — со стороны своей и иностранной буржуазии.
Английскаябуржуазия, используя свое политическое господство в Индии, всемерно тормозиласамостоятельное экономическое развитие страны. В 1879 г. фабриканты Ланкашира добились отмены пошлин на импортные хлопчатобумажные ткани в Индии, чтоставило в неравное положение молодую индийскую и самую мощную в мире английскуютекстильную промышленность. В 1882 г. отменены пошлины и на другие товары. В 1894 г. по фискальным соображениям пошлина на ввозимые ткани была восстановлена, но одновременновведен акцизный сбор на индийские фабричные ткани.
Серьезнымтормозом было также отсутствие организованного капиталистического кредита.Английские банки в Индии кредитовали лишь колониальный аппарат, английскиеторговые и промышленные предприятия и занимались главным образомвнешнеторговыми операциями. В этих условиях индийские фабриканты попадали взависимость от так называемых управляющих агентств — дочерних компаний крупныханглийских монополий. Управляющие агентства предоставляли необходимый кредит,поставляли промышленное оборудование, а после пуска предприятия нередкоруководили его работой, обеспечивая снабжение сырьем и сбыт готовой продукции.В пользу управляющих агентств производились значительные отчисления от прибылейиндийских фабрикантов.
Господствов сельском хозяйстве феодальных пережитков, преобладание в деревне и мелкомпромышленном производстве торгово-ростовщического капитала весьма ограничиваливозможности капиталистического развития страны.
Молодаяиндийская буржуазия с самого начала своего формирования как класса столкнуласьс экономическим и политическим гнетом англичан. Однако в наибольшей степениэтот гнет в сочетании с феодальной и торгово-ростовщической эксплуатациейощущался в мелкотоварном секторе, в сельскохозяйственном и ремесленномпроизводстве.
Колониальная,феодальная и торгово-ростовщическая эксплуатация вызвали массовое разорениекрестьян и ремесленников, обнищание трудящихся масс, в неурожайные годысопровождавшееся массовым голодом. Если в 1825—1850 гг. голод дважды поражалстрану и унес 0,4 млн человеческих жизней, то в 1850—1875 гг. — 6 раз, а в1875—1900 гг. — 18 раз, причем смертность увеличилась соответственно до 5 млн и26 млн человек.
Усилениеколониальной эксплуатации, сопровождавшееся утяжелением феодального иростовщического гнета, развитие капитализма в стране, вызванное формированиембуржуазного общества, привели к обострению социальных противоречий внутристраны, к столкновениям с английскими колониальными властями.
Капиталистическийсектор являлся островком среди моря полунатуральных хозяйств крестьян иремесленников, представлявших докапиталистические уклады. Этим определялисьособенности социально-классовой структуры колониально-феодального общества. 5. Формирование идеологии национального обновления Индии.Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига
Образованиюантиколониальных политических организаций в Индии предшествовала своеобразная«революция идей», Очагами распространения новых веяний становилисьрелигиозно-реформаторские центры в наиболее развитых провинциях Индостана.
Наибольшуюизвестность в качестве распространителей идей национального обновления в Индиии за рубежом получают Рамакришна Парамахаса и его ученик Свами Вивекананда.
Важнейшимположением моральной проповеди Парамахаса был не уход от мира, а моральноеобновление через разумное самоограничение жизненных потребностей, участие вобщественной жизни. В своих «беседах» он осуждал власть англичан над Индией,критиковал деятельность слуг чужеземцев индийцев, пособников англичан, тех, ктоподражал колонизаторам и предавал национальные традиции.
Вивеканандапошел дальше своего учителя, очистившись от неприятия западных культурных иидейных заимствований. В нем органически сочеталось европейская образованностьи глубокое знание древнеиндийской религиозной традиции. Вивекананду отличалапоистине подвижническая деятельность по разъяснению идей национальногообновления индийского общества. Роль Вивекананды в развитии идеологиииндийского освободительного движения не раз подчеркивали
егопризнанные лидеры. По оценке Махатмы Ганди, Вивекананда был одним изоснователей современного национального движения в Индии.
Развитиебуржуазно-демократического, политического движения современного типа в Индии вомногом было обусловлено социальной политикой британского колониальногоправительства в этой стране на протяжении XIX в. Видный британский колониальный чиновник Маколейпризывал соотечественников через приобщение определенной части индийскоготрадиционного общества к морально-политическим ценностям западной культуры,через англизированное образование, нормы быта, политическую идеологиюсформировать «прослойку, состоящую из людей, способных быть посредниками междунами и миллионами индийцев, которыми мы управляем, прослойку, состоящую излюдей с индийской кровью и темным цветом кожи, но с британскими вкусами, убеждениями,моральными нормами и методом мышления». Такая политика вскоре дает заметныерезультаты. С середины XIX в.формируется англизированное сословие интеллигенции и чиновничества. Однакобританская корона не получила в полной мере того, что хотела. В новойсоциальной среде под влиянием британского либерализма и прагматизма, идейногозаимствования других западных систем политической философии начинаетразвиваться идеология и политическая организация индийскогонационально-освободительного движения.
В 70—80-егоды XIX в. в Индии начинается движение повозрождению древних индийских этических и духовных ценностей на основе синтезакультур Востока и Запада. Формируются центры этой идеологии в Бенгалии,Махараштре, на Северо-западе Индостана. Появляются и страстные проповедникинового понимания культурного взаимодействия разных народов. Это РамакришнаПарамахаса, Даянанда Сарасвати и бенгальский брахман Свами Вивекананда, которыйвынес новые идеи за пределы своей родины во время длительного лекционного турнепо США и Западной Европе во второй половине 1890-х годов. Проблемасоциально-политического положения Британской Индии, ее национальногоосвобождения становится одной из международных проблем того времени. Идеииндийских религиозных возрожденцев, пропагандистская икультурно-просветительская деятельность таких общественных организаций, как «БрахмоСамадж» (Общество Брахмы) и «Арья Самадж» (Общество ариев), способствовалиформированию первого поколения индийских политиков и общественных деятелей.
В 80-егоды XIX в. социально-политическая обстановкав Индии и вокруг нее в британских правящих кругах поставила вопрос о созданииполитической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лордРипон (1880—1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийскихобщественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.«Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, — заявил главабританской администрации, — выразившийся в постепенном и безопасном внедренииполитического образования среди населения, которое само по себе есть объектполитики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того,как это образование станет более полным и распространенным».
Подоброму согласию индийской и британской сторон в декабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой вистории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской,общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии еепредседатель Б.Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказалследующую мысль: «Искоренение всех расовых, религиозных и национальныхпредрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личноеобщение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национальногоединства, которые берут свое направление во временах незабвенного правлениялорда Рипона». В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированыосновные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту:ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение составадействующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле засчет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальныхсоветах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться сзапросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформироватьпостоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегатыбомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право назамещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только вЛондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеровИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходилиза рамки действующих в их стране законов.
ОснователиКонгресса — Г.К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи — были отнюдь непротив сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологамибританского либерализма Берком, Маколеем, Глад-стоном, а также перед столпамианглийского утилитаризма Бентамом и Миллем. Руководство ИНК развернуло бурнуюполитическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве,добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентскойлегальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах накуриальной основе в центральный и местные законодательные органы БританскойИндии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей всостав нижней палаты британского парламента и добиваться через этотпредставительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британскогодоминиона, через серию политических реформ в течение длительного периодавремени. От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д.Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системыуправления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представительбомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных игармоничных индийско-британских отношений.
Несмотряна определенные политические успехи Национального конгресса в конце XIX — начале XX в., стала очевидной недостаточность одного толькополитического диалога партии с британской политической системой для дальнейшегопродвижения по пути конституционных реформ Индии. В такой ситуации вконгрессистских рядах происходит определенное идейно-политическое размежевание.На политической арене Индии появляется группировка радикалов, которыхсовременники называли «крайними». Это были Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, Л. Рай и др.Они не отказывались от парламентских конституционных целей и методовполитической деятельности, но считали их недостаточными, предлагая опереться намассовое движение индийского народа. Активизировать и политизировать крестьян ижителей городов радикалы собирались через апелляцию к национальнойрелигиозно-этической традиции индийцев. Это были близкие индусскому большинствудревние методы «ненасильственной борьбы» против власти. Выдвигались лозунги «сварадж»(самоуправление), «свадеши» (собственное производство) и бойкот иностранныхтоваров населением, главным образом английских. «Крайние» добивалисьутверждения своих основополагающих принципов в программе и политике ИНК. Впериод подъема антиколониального движения в Индии в 1904—1908 гг. такие методыприменялись конгрессистами-радикалами. Однако умеренное руководство партии нерешилось пойти на развертывание массового движения в масштабах всей страны.Бойкот британских товаров осуществлялся только на территории Бенгалии. Вдальнейшем идейно-политический конфликт между двумя фракциями достиг фазыострого противостояния, и на годичном съезде ИНК 1907 г. в Сурате произошел окончательный раскол. Радикалы во главе с Тилаком вышли из партии.Параллельно британские колониальные власти развернули политические репрессиипротив патриотов. На шестилетний срок тюремного заключения в 1908 г. в Бомбее был осужден Тилак. Были вынуждены эмигрировать Л. Рай и Б.Ч. Пал. У руля ИНК осталисьлибералы, сторонники исключительно парламентско-политических методовполитической борьбы.
Одновременнобританское колониальное правительство поддерживало политическую консолидациюмусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих политическихинтересах индусско-мусульманские противоречия. В 1906—1907 гг. была образованалегальная партия индийских мусульман — Мусульманская лига. Но в начале XX в. она не имела серьезныхрасхождений по вопросу парламентских реформ и будущего политического статусаИндии с Национальным конгрессом.
Послесобытий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления конституционных реформсистемы колониального управления в Индии. Развивались международныепротиворечия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условияхвозрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британскойимперии. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительстворешило продолжить политику реформирования системы управления Индией.Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали,что промедление с конституционными уступками растущей индийской политическойэлите может привести к радикализации позиции ИНК и других политическихорганизаций индийской националистической оппозиции.