Реферат по предмету "История"


Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I
 
Изменения в государственном управлении
Изменения в положении сословий
Изменения в сфере образования
Общественные движения
При Николае I роль Государственного совета значительно уменьшалась.
 
Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов.
Эти комитеты подчинялись лично царю.
 
Система министерств была частично подменена Собственной Его Императорского Величества канцелярией.
 
Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан), которая имела двоякий результат:
1.на некоторое время могла обеспечить порядок в стране;
2. привела к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.
 
В целом высшее государственное управление России перестраивались по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации.
Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя.
Николай  I проводил продворянскую политику. Ряд указов способствовал консолидации господствовавшего сословия.
 
Было ограничено  получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. Был введен институт «почетных граждан».
 
Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставить исключительно дворянам.
 
Крестьянский вопрос
При Николае I несколько раз создавались Секретные комитеты, деятельность которых свелась к бесплодным дискуссиям.
 
Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.
 
В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», новый указ имел рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За надел крестьяне должны были работать на барщине или платить оброк. Все это были  частичные меры, которые не меняли сути крепостнических отношений в деревни.
 
В 1837-1841 г. под руководством графа П.Д, Киселева была провидена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано Министерству государственных имуществ, которое заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семейной фонд и продовольственные склады на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревни начальные школы и больницы. Так же вводилось выборочное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села.
 
В целом крестьянский вопрос сохранял свою социально-политическую остроту, а крепостное право оставалось незыблемым.
 
 
В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы правительственно политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и ограничение в получении образования представителям низших сословий составляли сущность созданной при Николае I системы образования. Это был один из главных рычагов сохранения государства дворян и удерживания народа в покорности.
 
Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила развитие науки и образования.
 
В 1826 г. был издан новый цензурный Устав («чугунный»). Был учрежден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвение искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия. Цезура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашало всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ.
 
Западники
Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, западники полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские страны. Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются Чаадаев, Грановский, Белинский, Герцен, Огарёв, Кетчер, Боткин, Анненков, Корш, Кавелин.
 
Славянофилы
Националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского. Основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом был литератор Хомяков, деятельную роль в движении играли Киреевский, Аксаков, Аксаков, Самарин.
Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева, содержащего резкую критику устоев русской жизни. Если западники настаивали на том, что страны Западной Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал.
 
Теория официальной народности -
государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой был С.С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие,  Самодержавие,  Народность».
Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела».
 
Либерально- революционные течения
Либерально течение основывалось на теории Чаадаева, который отрицал возможность общественного прогресса в существующей России, прогресс и спасение же он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность. На рубеже 30-40-х годов среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофилы и западники.
Радикальное направление же возникло во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов. Характеризовалось это течение созданием антиправительственных кружков. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии. Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Однако правительство жестоко расправлялось с участниками кружков. Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытие ряда передовых журналов.  В 40-х годах начался новый подъем радикального движения, который был связан с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева и др.
Петрошевцы
Оживление общественного движения выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М.В. Буташевича — Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревавшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Кружок был раскрыт агентами правительства в апреле 1849 г. Его участники были жестоко наказаны.
В 30-40-х годах началась литературная деятельность Герцена А.И. и Огарева Н.П., но основная их деятельность развертывалась  уже после смерти Николая I.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методики швидкого запам’ятовування великого обсягу матеріалу
Реферат Государственный аппарат Российской империи 20-60-х гг. XVIII в.
Реферат Мифы и мифология ХХ века традиция и современное восприятие
Реферат Язык программирования Норма
Реферат Класс Млекопитающие (Звери)
Реферат Финансовое планирование на предприятии 14
Реферат Первые дни ВОВ
Реферат Writing Styles Of Good Earth Compared To
Реферат Анализ рентабельности предприятия трикотажной фирмы Виктория и ее влияние на конкурентноспособность 4
Реферат Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии
Реферат Наследственные заболевания связанные с нарушением липидного обмена Болезнь Гоше
Реферат Флаг Нью-Джерси
Реферат Програмне забезпечення фінансово-економічних установ
Реферат Проверка соответствия огнестойкости конструкций здания противопожарным требованиям СНиП и разработка технических решений по ее повышению
Реферат Фінансові важелі управління державним боргом