Рубцовский КолледжПрава
Регистрационныйномер______________________
«___»__________________2006г.
Реферат
Подисциплине: История
Тема:Власть и общество в годы Великой Отечественной Войны
Выполниластудентка ___________ группы
Специальность«Правоведение»
КотенкоИрина Александровна
Домашнийадрес:______________________
_____________________________________
_____________________________________
Телефон:____________________________
Преподаватель________________________
_____________________________________
_____________________________________
Оценка______________________________
«___»________________2006г.
Подпись_____________________________
Рубцовск 2006 г.
Содержание
Введение
Деятельность Советского государства и общественныхорганизаций в условиях войны
Заключение
Список литературы
Введение
22 июня 1941 г.гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получилиусловный сигнал «Дортмунд», по советским пограничным заставам и укреплениям былвнезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражескиеполчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушилитысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железныедороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. Вприграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советскогонарода началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.
Поистории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе ифундаментальные многое томные издания, в которых всесторонне отражаются событиявоенных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второймировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историейвойны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основныхнаправлений деятельности советского тыла и боевых действий советскихВооруженных Сил в военно-стратегических операциях на фронтах войны.
ДеятельностьСоветского государства и общественных организаций в условиях войны
Первостепенную роль ввойне сыграло Советское социалистическое государство с разветвленной системой общественныхорганизаций, то есть советский политический строй.
Война есть продолжениеполитики средствами насилия. Политика пронизывает и определяет все содержаниевойны — ее цели, направление, источники сил.
В годы войны внутри классов советского общества произошли существенныеперемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети ихушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались навременно занятой врагом территории. Среди нового пополнения рабочих и служащихпреобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производствезначительно увеличился.
Изменилось игеографическое размещение рабочих и служащих. В связи с эвакуациейпромышленных предприятий 30-40 процентов кадровых рабочих, занятых на этихпредприятиях, из европейской части СССРперебазировались за Урал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местногонаселения.
Происшедшие в рабочемклассе перемены не снизили его трудовой и политической активности.Коммунистическая партия провела огромную работу по воспитанию новогопополнения рабочих и служащих. Опорой партии в этом важном деле и костякомзаводских коллективов были старые кадровые рабочие, имевшие хорошуюреволюционную закалку, высокую квалификацию и большой жизненный опыт. Под их руководствомвновь пришедшие на производство быстро овладевалиспециальностью и показывали образцы самоотверженного труда.
Существенные измененияпроизошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужскогонаселения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрикии заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г.сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 14 млн.человек. Особенно резко уменьшилось числотрактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированныхспециалистов. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков,составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах. Между тем трудв сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так кактехническая его вооруженность в связи с войной стала намного слабее.
Перестройка всей жизни страны на военный лад началась спервых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка ВерховногоГлавнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководствоВооруженными Силами.
29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б)партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всейопределенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, инамечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад.Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистскимагрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такаяформа организации власти в военных условиях была найдена в лицеГосударственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. подпредседательством И. В. Сталина. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П.Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточенався полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские,комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения ираспоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрациивласти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовойполосы местные чрезвычайные органы власти — городские комитеты обороны. Онивозглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городскиекомитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальныхресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народногоополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпусквооружения и боевой техники.
Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, чтоподобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве.Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны ииностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.
Однако чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны иВеликой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностьюСовета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собойпартийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведениявооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, назаседаниях Совнаркома.
В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездовпартии не проводилось, все кардинальные вопросы решались ГосударственнымКомитетом Обороны (ГКО).
Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично егопредседателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, чтодаже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительствазачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил ксубъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно,что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных ивоенных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), ПредседателемСовета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим ВооруженнымиСилами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку ВерховногоГлавнокомандования.
В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации былооперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникалидесятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельностиГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г.по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военногопроизводства.
Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени иподлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Оборонынепосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием,укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий,флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному ицелесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Дляоперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты,образовывались комиссии.
Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся вмирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчиненияСовнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны:военная экономика, и, прежде всего военное производство, укрепление и снабжениеВооруженных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО иСтавки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы обороннойпромышленности и многие другие ведомства и управления, имевшиенепосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнаркомсосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственносвязаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственнымпроизводством.
Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и вВооруженных Силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно ссозданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские ифлотские органы политической пропаганды в политические отделы, которыеруководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. Сначалом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шестьмесяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советовармий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупныхпартийных и государственных деятелей.
С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт —институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК, компартий союзныхреспублик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводыи предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а наболее мелкие — парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторгиявлялись одновременно секретарями заводских партийных организаций,осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Этусистему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополнялисозданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов.Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолетьтрудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В тоже время параллельное существование наркоматов, местных советских органов ипартийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, кнекомпетентным решениям.
Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловыхорганизаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистовперешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армиюнаправлялись видные партийные работники с большим опытом организационной имассово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию ина флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик,краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы ВеликойОтечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тысячруководящих работников.
Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых днейвойны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны навоенные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦКВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройкенародного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй деньвойны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственныйплан на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались стольнеудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюсяобстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке новогоплана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителемпредседателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенским поручалось разработать «военно-хозяйственныйплан обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов ипредприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале». Эта комиссияза две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала,Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья,Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимымперевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов,Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.
Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществлялиобщее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросамипроизводства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов иавиационных моторов — Г. М. Маленков, танков — В. М. Молотов, продовольствия,горючего и вещевого имущества — А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматывозглавляли: А. И. Шахурин — авиационной промышленности, Б. Л. Ванников —боеприпасов, И. Ф. Тевосян — черной металлургии, А. И. Ефремов —станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев — угольной, И. И. Седин —нефтяной.
Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являласьперестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означалрадикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменениеего направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически всемашиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения былпреобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войнынаркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов вначале войны были образованы два наркомата — танковой и минометнойпромышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленностиполучали специализированное централизованное управление. Было начатопроизводство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытныхобразцах. Их изготовление было организовано на московском заводе «Компрессор».Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название «Катюша».
В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственныхресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военныхдействий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабженияКрасной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране былавведена карточная система.
Военная перестройка потребовала централизованногоперераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в страненасчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. ихчисленность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрамивоенную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рациональнораспределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слоинаселения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образованКомитет по распределению рабочей силы.
Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы иотменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузкупроизводственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. Виюле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономнымреспубликам, исполкомам краевых и областных Советов переводить принеобходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо отих ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволиломестным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепленияоборонных отраслей промышленности.
Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большуюработу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1942 г. вотрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс.человек.
Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадровчерез систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему дляработы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.
В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума ВерховногоСовета СССР «О мобилизации в период военного времени трудоспособного городскогонаселения для работы на производстве и в строительстве», которыйпредусматривал соответствующую мобилизацию. Впервые же дни войны было приняторешение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении ихдеятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходеперестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработканаучных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности вулучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны,замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследованийпо наиболее актуальным для военного времени вопросам.
Таким образом, осуществленное с самого начала войныперераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыгралорешающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменениенароднохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств наобслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики вусловиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военнойэкономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая былазначительно расширена и укреплена с началом войны.
В годы Отечественной войны наряду с социалистическимгосударством, как главным орудием защиты страны, большую работу вели различныемассовые общественные организации и добровольные общества трудящихся:профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные,научно-технические, культурные, спортивные общества и другие.
Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они имелись навсех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою деятельностьинтересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и правительству вперестройке всего народного хозяйства на военный лад, добивались укреплениягосударственного и хозяйственного аппарата, организовывали рабочих и служащихна борьбу за повышение производительности труда, выполнение военно-хозяйственныхпланов, за полное использование всех резервов для победы над врагом.
Деятельностьпрофессиональных союзов в период войны была тесно связана с другими массовымиобщественными организациями, среди которых особенно большая роль принадлежалаленинскому комсомолу. ВЛКСМ, насчитывавший в годы войны более 9 млн. членов,дал Красной Армии и Флоту 3 500 тыс. человек[1].Некоторые части целиком создавались из комсомольцев.
Войнаналожила свой отпечаток и на деятельность пионерских организаций. Пионеры ишкольники помогали взрослым во многих делах. Прежде всего, они самоотверженнотрудились на полях колхозов и совхозов. Пионеры участвовали также ввосстановлении разрушенных школ и других зданий, вместе с комсомольцамивыходили на воскресники, отдавая заработанные средства в фонд Красной Армии. Вомногих школах были созданы различные мастерские, выполнявшие заказы фронта инародного хозяйства. По инициативе ЦК ВЛКСМ пионеры и школьники успешнособирали лекарственные и другие полезные растения. Учащиеся активношефствовали над лечебными учреждениями. Они украшали цветами госпитали, читалираненым книги, помогали им писать письма, показывали художественнуюсамодеятельность.
Важнуюроль в годы войны сыграла потребительская кооперация. На нее было возложеноснабжение рабочих и интеллигенции в сельской местности, заготовка некоторыхвидов сырья и встречная продажа колхозникам промышленных товаров. Черезпотребкооперацию снабжалась шестая часть всего населения деревни, в том числедетские сады, ясли, интернаты инвалидов войны, эвакуированные граждане.
Высокуюактивность в годы войны проявил Союз обществ Красного Креста и КрасногоПолумесяца СССР. Организации Красного Креста делали все возможное, чтобыпомочь раненым и больным воинам скорее вернуться в строй. Кроме того, ониучаствовали в подготовке среднего и младшего медперсонала. Благодаря этомуфронтовые и тыловые лечебно-профилактические учреждения не испытывалинедостатка в медперсонале.
Значительныйвклад в дело защиты Родины внесла инженерно-техническая общественность,организованная во всех отраслях народного хозяйства в научныеинженерно-технические общества. В них входила лучшая часть технической интеллигенциии многие рабочие — новаторы производства. Руководящим ядром этой разветвленнойсистемы являлся Всесоюзный совет научных инженерно-технических обществ(ВСНИТО), в котором имелось несколько отраслевых комитетов, объединявшихродственные отрасли науки и техники. Каждому комитету поручалась разработка какой-либокомплексной проблемы. Комитет обычно расчленял ее на отдельные темы, привлекаяк их разработке отраслевые общества, научно-исследовательские и проектныеорганизации, виднейших ученых и инженеров-практиков.
Вцелом, несмотря на трудности военного времени, общественные организации идобровольные общества трудящихся в период войны расширили и укрепили связи смассами, усовершенствовали методы своей деятельности и обогатились новым опытомработы. Роль общественных организаций значительно возросла, а их участие вжизни страны стало еще более эффективным.
Заключение
За годыВеликой Отечественной войны Советское государство и общественные организациипроделали колоссальную работу во всех областях жизни и борьбы нашего народа.Они обеспечили руководство хозяйством, концентрацию средств для нужд фронта имобилизацию масс на достижение победы. Многие мероприятия и преобразования,проведенные органами государственной власти и управления в период войны,сохранили определенное значение и для послевоенного мирного строительства.
Будучисамыми массовыми организациями трудящихся, Советы с их аппаратом управленияоказались лучшей в истории формой мобилизации масс на разгром врага. Сотнитысяч депутатов и активистов-общественников помогли Советскому государству внеимоверно трудных условиях военного времени проводить мероприятия,охватывавшие все население страны. />
Списоклитературы
1. Горинов М. М., Данилов А. А.,Дмитриенко В. П. История России. Часть III. XXвек6 выбор моделей общественного развития. – М.: Общество «Знание» России,1994.
2. Дмитриенко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997.
3. Исаев. И. А. история государства иправа России: Полн. курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.
4. История государства и права СССР. Ч.2 (Советский период): Учебник /Под ред. Г. С. Калинина, Г. В. Швекова. – М.:Юрид. Лит., 1981.
5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. ИсторияРоссии: Учебник для вузов. – М.: издательство НОРМА, 2001.
6. Похлебкин В. В. Внешняя политикаРуси, России и СССР за 1000 лет именах, датах, фактах: Вып. II. – Войны и мирные договоры. Книга3-я: Европа в 1-й половине XX в.Справочник. – М.: Междунар. отношения, 1998.