Реферат по предмету "История"


Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки

Реферат
Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки.
Калининград 2010.

План
Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки
Список литературы
Возникновение феодальных отношений в странах Азии иАфрики
Феодальные отношения развивалисьво всех странах мира и господствовали в течение многих столетий. Особеннодлительным было их существование у народов Азии и Африки, где они сохранилисьполностью или в форме значительных пережитков еще в нашем веке. Общиезакономерности феодальной формации проявлялись во множестве разнообразных форми видов и обладали в каждой из стран специфическими чертами. Эти отношениявозникали и складывались у отдельных народов в разное время и в различныхусловиях, причем темпы и формы их развития были неодинаковы.
Еще в древние века значительныеплощади земли в Азии и Африке, особенно в долинах рек и у морских побережий,были превращены в районы высокоразвитого по тому времени земледелия. Трудчеловека создал продуктивное полеводческое хозяйство, зачастую основанное наискусственном орошении с его большими и малыми каналами, водоемами и плотинами.Древнее общество достигло высокого мастерства в обработке металлов. СтраныДальнего Востока славились своим шелкоткачеством. На Ближнем и Среднем Востокеизготовляли превосходные хлопчатобумажные ткани и искусно выделывали кожи. Значительногосовершенства в Азии и Африке достигло строительное дело, а также изготовлениепредметов роскоши.
Древний мир оставил большиедостижения в области научных знаний и искусства. Многие открытия были совершеныв математике, астрономии, медицине; накоплены важные географические иисторические сведения. О высокой культуре свидетельствуют литературныепамятники и остатки древних храмов с их скульптурными украшениями и роскошьюотделки. На обширных пространствах Азиатского и Африканского континентовкочевые и полукочевые племена занимались высокоразвитым для того временискотоводством и осуществляли оживленный обмен с оседлыми народами.
На карте Азии и Африки в первыевека новой эры выделялись крупные государства — Ханьская империя в Китае, царствоСасанидов в Иране; Малая Азия и Египет входили в состав Византийской империи; вИндостане существовало значительное Кушанское государство на севере полуострова.Отдельные мелкие государства или города-государства, возникшие еще в древности,существовали на Аравийском полуострове, в Северной Африке и других районах. Нопредки некоторых современных народов Азии и Африки к началу средневековьянаходились на уровне первобытнообщинного строя, переживавшего разные стадииразложения.
Проблема возникновения феодальныхотношений в странах Востока слабо изучена. Генезис феодализма датируетсяисториками весьма различно. Примером могут служить дискуссии по истории Китая. Большинствосоветских историков относит начало складывания этой формации к III в. н.э., историки в КНР датируют начало феодальныхотношений V и даже XI в. до н.э.Некоторые советские востоковеды относят зарождение феодализма в Индии кдревности.
Историки-марксисты сходятся втом мнении, что начало складывания отношений, характерных для средневековья, вряде крупных стран Востока хронологически предшествовало возникновениюаналогичного процесса на Западе. Это не исключает и того факта, что в Другихстранах Азии и Африки генезис и развитие феодализма происходили значительнопозже.
Элементы феодализма зарождалиськак в условиях первобытнообщинного доклассового строя, так и врабовладельческом обществе. Однако история восточных народов не знает примеров,где бы складыванию зачатков феодальной формации не предшествовали различныеформы порабощения свободных, преимущественно в виде патриархального рабства. ВИране и Китае новый уклад зарождался в недрах рабовладельческой системы, вызвавзатяжной кризис в экономике и политической жизни. В то же время во многихрайонах этих стран господствовали тогда доклассовые отношения. В Индиисложились крупные центры высокоразвитого рабовладения, но значительная частьнаселения жила в условиях доклассового общества или патриархального рабства. ВАравии, Корее, Японии, на Индокитайском полуострове феодальные отношения возниклив недрах первобытного общества оседлых земледельческих и скотоводческих племен;существование отдельных центров рабовладения не опровергает того факта, что этирайоны в целом миновали стадию развитого рабовладения. Известное влияние насравнительно ранний переход народов Кореи, Японии, арабских и некоторых другихплемен к феодализму оказали более крупные страны с высоким для той эпохиуровнем производства и культуры.
Одна из характерных черт историифеодального строя в странах Азии и Африки — его многоукладность, длительноесуществование пережитков патриархальных отношений и рабовладельческого уклада. Особеннодолго пережитки патриархального общества сохранялись в Африке и среди некоторыхкочевых народов Азии. Что касается рабства, то В.И. Ленин говорил об этом в1919 г.: «У наименее развитых народов следы рабства остались еще и теперь,и учреждения рабства, например, в Африке, вы найдете и сейчас». В Китаепоследний императорский указ об отмене рабства был издан незадолго до революции1911 г., что еще не означало полной ликвидации рабовладения; в Эфиопииофициальная отмена рабства произошла в 1942 г., в Саудовской Аравии рабствоотменено лишь в 1962 г.
О значительном использованиитруда рабов при зарождении феодальных производственных отношений свидетельствуетмножество исторических документов. Это вызвало в наше время споры междуисториками в связи с проблемой определения характера общества. Так, некоторыепрогрессивные японские историки считают аграрный строй Японии VII-IX вв. рабовладельческим. Не совпадают взгляды ученых и нахарактер социально-экономического строя арабского общества во время образованияхалифата. Наименее изучено значение рабовладения
в истории племен и народов,обитавших южнее Сахары. Все это не опровергает того факта, что основными иведущими среди производственных отношений средневековья стали отношенияфеодальные.
Поскольку основой феодальнойэкономики было сельское хозяйство, в раннее средневековье велась острая борьбаза установление монопольной собственности господствующего класса на землю иутверждение экономической и внеэкономической зависимости непосредственногопроизводителя. Для феодальных производственных отношений характерно господствокрупной земельной собственности, сосредоточенной в руках класса феодалов. В тоже время одна из важнейших черт феодализма заключается в сочетании крупнойземельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством крестьян, которымфеодалы или феодальные государства передавали в держание свои земли. Крестьянинпри феодализме владеет основным средством производства — землей и являетсясобственником орудий труда и рабочего скота, причем объем его прав на землюварьировался от краткосрочной аренды до наследственного владения.
В связи с тем, что тольконаходящаяся в руках крестьянина земля приносила доход, и феодальныегосударства, и отдельные феодалы непосредственно были заинтересованы в том,чтобы землю передавать крестьянам для обработки. Доход феодала от его земельзависел от исправности и благосостояния крестьянской общины и крестьянскогохозяйства. Эти важные обстоятельства обусловили необходимость заботыфеодального государства и отдельных феодалов о состоянии крестьянскогохозяйства, а в целом заботы об общественных работах по строительству исодержанию оросительных систем.
Крупная феодальная собственностьскладывалась в течение длительного времени различными способами, чащеродоплеменная верхушка или богатые общинники захватывали сверх наследственныхнаделов земли и изымали их из общих переделов или же обеспечивали обработкунови или земель общего пользования (выгонов, пастбищ) и превращали всобственность. Например: в Индии в законодательных актах II-V вв. появились статьи, согласно которым человек,пользующийся землей в течение 20 лет, становился собственником. В Аравииосновным условием установления собственности было оживление мертвой земли иобеспечение ее обработки в течение трех лет.
Были нередки случаи, когдаправители дарили земельные владения отдельным лицам за различные заслуги наопределенных условиях. Кроме того иногда в ходе народных движений участникивосстаний присваивали земли бывших хозяев.
К категории привилегированныхвладений относились земли храмов, различных духовных, благотворительных иобщественных заведений.
Крупные монастырские хозяйствасложились в Китае и Японии. В Индии во владении храмов и духовенства находилисьпо несколько тысяч деревень.
К внешним, правовым признакамфеодализма относится условность феодальной собственности на землю. Государствоили вышестоящие феодалы устанавливали различные повинности, которыми былаобусловлена земельная собственность, ибо феодальный строй поземельных отношенийоснован на несении повинностей в пользу государства. В странах Азии и Африки враннее средневековье право феодала на владение землей было связано собязательным обеспечением ее обработки и уплатой поземельного налога, снесением военной или чиновничьей службы в государственном аппарате и т.д. Вразных странах, в зависимости от конкретных условий, на первое место выступалите или иные обязанности.
Процесс формирования основныхантагонистических классов феодального общества происходил в странах Азии иАфрики неодинаково. Класс феодалов пополнялся представителями родовойаристократии, потомками племенных вождей и жречества. В некоторых странахгосподствующий класс формировался как из крупных рабовладельцев, так и общиннойверхушки. Наконец, средние и низшие слои этого класса пополнялись выходцами изобщинников, рядовых земледельцев, скотоводов и воинов.
Класс феодалов подразделялся нагруппы и категории людей, которые чаще находились в вассальной зависимости неот своего сюзерена, а от императора или чинов бюрократического аппарата. Принадлежностьк различным социальным категориям класса феодалов закрепляласьаристократическими титулами или рангами военных и гражданских служащих. Скаждым титулом или рангом было связано право на землевладение определенноготипа и размеров (в странах Дальнего Востока, например, размер землевладенияувеличивался соответственно повышению титула или ранга). Таким образом,иерархия в землевладении лежала в основе иерархической организациигосподствовавшего при феодализме класса.
Вторым основным классом прифеодализме выступало крестьянство. Историческое место крестьянства определяетсятем, что в средние века оно представляло основной класс трудящихся. Крестьянствосоздавало, материальные ценности, необходимые для существования всего обществаи для развития культуры. Усовершенствование способов труда, орудий труда,приемов обработки полей — все это происходило непосредственно в крестьянскомхозяйстве. Понятие крестьянства включает мелких собственников, или мелкихземлевладельцев, ведущих на основе собственного труда мелкое хозяйство как вземледелии, так и скотоводстве.
Класс крестьянства складывалсяиз ранее свободных, закабаляемых общинников. Разложение общины, распространениесферы феодальной эксплуатации на ранее свободное население представляет самыйосновной источник формирования класса феодально зависимого крестьянства. Этотпроцесс происходил по-разному. Были случаи, когда общины были вынуждены отдатьсебя под покровительство сильных и богатых, за что несли соответствующиеповинности. Иногда рядовых общинников подчиняли себе выросшие внутри общиныбогатые семьи. Нередко феодальное государство устанавливало общие для всехранее свободных трудящихся государственные повинности. Господствующий классборолся не только за установление монопольной собственности на землю и воду, нои за прикрепление крестьян к их держаниям. Тем не менее за крестьяниномоставалась некоторая свобода хозяйственной деятельности и довольно большойобъем личной свободы.
Вторым источником формированияфеодально-зависимого крестьянства были бывшие рабы, которым предоставлялисвободу и средства производства. Уже в первые века новой эры повсеместнонаступил кризис рабовладения, и рабский труд не удовлетворял возросшиепотребности общества. Встала необходимость в более заинтересованном в своемтруде работнике. Начался процесс предоставления рабам воли и наделения ихземлей на разных условиях. В Иране рабы, посаженные на землю, имели право пользоватьсядолей продукта своего труда. В арабском регионе сложилась системавольноотпущенничества, при которой владельцы рабов своим вольноотпущенникам вобязательном порядке предоставляли денежные и иные средства, необходимые дляучастия в торговле, в ремесленном производстве или в земледелии, за что бывшиерабы или отрабатывали волю, или делились со своими хозяевами частью доходов. ВКитае, Корее, Японии феодальные правители наделяли рабов землями, постепенноприравнивая их в экономическом отношении со свободными и предоставляли имопределенные льготы.
Пришлых людей, бывшихдружинников, членов вооруженной стражи крупных землевладельцев, также сажали наземлю, и они превращались в непосредственных производителей, становясь частьюфеодально зависимого населения.
Естественно, что полного слиянияэтих групп производителей в монолитный класс не произошло. Среди земледельцевДальнего Востока податные крестьяне (добрый народ) отделялись от бесправныхрабов и зависимых, которые не платили налогов. В странах, завоеванных арабами,между земледельцами и скотоводами, принадлежавшими к разным народностям,существовало различие и по религиозному принципу, что в первую очередьсказывалось на размерах налогового обложения. Низшие общественные категориииндийского крестьянства, например, были и вовсе бесправны. Напротив, в рядестран отдельные лица из податных при определенных исторических обстоятельствахпроникали в ряды господствующего класса.
И все же в странах Востокабольшинство эксплуатируемого класса составляло податное крестьянство, котороеоставалось как бы лично свободным, но прикрепленным к земле. Именно этогоприкрепления к государственным наделам (Китай, Корея, Япония), к земле общины (Индия),отчасти к землям отдельных феодалов (Иран, а также Китай) добивались в раннеесредневековье феодалы. Многие источники содержат сведения о поимке беглых, озапретах переходов с места на место, о строжайшем учете населения и припискекаждого «свободного» к месту рождения.
Изменение статусанепосредственных производителей — предоставление средств производства бывшимрабам, выделение индивидуальной крестьянской семьи из родовой общины безусловноспособствовало росту производительных сил, который отчетливо замечен припереходе от древности к средневековью.
В ранний период феодализмаосновной формой эксплуатации была рента продуктами, будь то продуктыземледелия, скотоводства или домашней промышленности. Чаще всего она вносиласьзерном и тканями. В отдельных случаях вносили деньги. В странах, где земля быласобственностью государства, крестьяне считались податными и вносили ренту вформе налога. К. Маркс отмечал, что если непосредственным производителямпротивостоит непосредственно государство, как это наблюдалось в Азии, то тогдане существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельнойренты.
Помимо налога крестьяне быливынуждены ежегодно отрабатывать определенное число дней в качестве обязательнойтрудовой повинности в пользу государства, феодала, монастыря. Там, где сельскоехозяйство базировалось на искусственном орошении, крестьяне рыли каналы иводоемы, насыпали плотины. В иных случаях они прокладывали дороги, возводиликрепости, дворцы и храмы, перевозили или переносили тяжести, строили корабли илодки. В некоторых странах число дней, которое крестьянин должен был ежегодноотработать, определялось законом.
Рента-налог и отработки, как бытяжелы они ни были, охватывали прибавочный труд крестьянина, по-прежнему незатрагивая необходимого труда и, следовательно, необходимого продукта; этообеспечивало простое, а в иных случаях и расширенное воспроизводство. Последнеемогло особо поощряться после жестоких опустошений и гибели массы людей во времявнутренних войн и нашествий кочевников; усилению эксплуатации препятствовалотакже упорное сопротивление крестьян и общин в целом. К тому же складывавшийсякласс феодалов еще не приобрел достаточно сил, чтобы, как это случалось позже,свести жизненные средства земледельцев и скотоводов во всех обитаемых иосвоенных людьми уголках земли до крайних пределов нищеты. Несмотря на общуюскудость человеческого быта, у крестьян имелись резервы для воспроизводстварабочей силы, семьи, личного хозяйства. Именно это обстоятельство, т.е. заинтересованностьи экономическая возможность основного производителя — крестьянина — в расширенномвоспроизводстве, стало основой подъема земледелия и развития культуры в века,соответствующие раннему периоду феодализма.
В истории стран Азии и Африкивесьма важен вопрос о взаимоотношениях оседлых и кочевых племен и народов, таккак именно в этих странах кочевое хозяйство сохранилось в течение веков. Еслиобмен между земледельцами и скотоводами стимулировал развитие общества, торазрушительные набеги и нашествия кочевников на страны, основой хозяйственнойжизни которых стало трудоемкое и сложное полеводство, несли массовое разрушениепроизводительных сил и гибель части населения. Так, завоевания в IV в. кочевыми племенами Северного Китая, нашествиегуннов-эфталитов на Северную Индию в V в. привели копустошению и запустению обширных сельскохозяйственных районов, разрушениюдревних городов с их школами и библиотеками. Многие тысячи земледельцев погибливо время военных действий или были обращены в рабство. В то же время врезультате завоеваний кочевников часть населения освобождалась от старых формэксплуатации: так, при вторжении арабских войск в Иран местные крестьянечастично и временно освободились от тяжелого гнета, созданного режимомСасанидской державы.
Для стран Востока был наиболеетипичен путь феодализации общества в рамках большого государства, гдебюрократический аппарат вмешивался в поземельные отношения. Достаточно отметитьзначение таких государственных организаций, как Арабский халифат в Азии иСеверной Африке, крупные империи Китая, государство Силла в Корее и т.д. В тоже время на территории Индостана и Индонезии, в ряде районов Африкигосударственные образования оказывались в раннее средневековье нестойкими инедолговечными, и складывание феодальных отношений шло преимущественно в рамкахотдельных владений или княжеств.
Большую роль как средствоидеологического воздействия на массы, содействовавшее упрочению феодальныхотношений, сыграла религия. В VII-VIIIвв. на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке широко распространилосьтолько что возникшее мусульманство. На Дальнем Востоке и отчасти вЮго-Восточной Азии главной религии ей стал буддизм, принесенный сюда индийскимипроповедниками. С распространением феодальных религий не отмирали старые,анимистические религии, культы.
/>Складываниеантагонистического феодального общества вызывало острые классовые столкновения.Захват земель общин или мелких собственников, прикрепление к земле основныхпроизводителей и обложение их податями или повинностями, дробление общины,превращение ее в административную организацию, наконец, неоднократные попыткивозродить рабство — все это приводило к восстанию крестьян. Чаще всего феодаламприходилось делать эксплуатируемому классу различные уступки. Как правило,крестьянские движения в раннее средневековье не были столь длительнымимассовыми, как в последующие столетия.
В целом наделение крестьянземлей и резкое сокращение использования труда рабов, т.е. феодализацияобщества, создали условия для развития и усовершенствования сельскогохозяйства, роста населения, освоения и заселения ранее необитаемых земель, длязначительного подъема культуры. Нашествия варварских племен или молодыхгосударственных образований не прервали преемственность древних культур. Такбыло в Китае, Корее, Индии, Малой Азии и Северной Африке.
В эпоху, когда складывалисьфеодальные отношения, значительно расширилась оросительная сеть, были придуманыпримитивные водоподъемные сооружения, улучшились способы обработки полей,повысилась урожайность. Происходило освоение новых сельскохозяйственных культур.Шелководство, которым в древности занимались лишь в Китае, нашлораспространение в Индии и странах Ближнего Востока. На Дальний Восток изСредней Азии распространились некоторые виды овощеводства. Лучший способсахароварения, изобретенный в Индии, стал известен в Китае.
Производительные силы — развивалисьи в городе. Значительно усовершенствовалось ремесленное производство истроительное искусство. Выросли громадные по тому времени города — Дамаск иБагдад, Чанъ-ань и Нара. Были построены великолепные мусульманские храмы имногоэтажные буддийские пагоды, величественные дворцы феодальных повелителей. Вначале VII в. в Китае было закончено сооружениеВеликого канала, имевшего шлюзовую систему. Ученые накопили новые знания вастрономии, математике, химии, медицине, но особенно в географии и истории. Небывалогорасцвета достигла поэзия.
В странах Азии во временасредневековья широко распространилась грамотность. Если в Западной Европе в VII в. большинство представителей господствующего класса, несчитая духовенства, совсем не умели читать и писать, то, например, в странахДальнего Востока практически не было неграмотных среди крупных феодалов иличиновников.
Сравнительно сносное положениекласса крестьян обеспечивало устойчивое состояние экономики, культурный подъем,возможность установления внешних связей и большую военную активность раннефеодальныхгосударств.
Список литературы
1.        История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: ИздательствоМосковского университета. 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль почв в природе
Реферат Акустика наука не наглядная
Реферат Исследования электролитов кадмирования
Реферат А Православие из Константинополя (Второго Рима), который после откола в XI веке западного христианства от Православия стал несомненным удерживающим центром міра
Реферат Night Essay Research Paper Edge of DeathDeath
Реферат Командно-административные методы управления на предприятии Беларуськалий
Реферат Socrates Is The Lie Just Essay Research
Реферат Should Cigarettes Be Banned Essay Research Paper
Реферат Аннотация к дисциплине Учение о гидросфере
Реферат I. Проблемы непрерывного географического образования Зеленкова А. И., Савинская М. П
Реферат Bone Fractures Essay Research Paper Bone Fractures
Реферат Белые цапли
Реферат Consequences Of The Mongol Inv Essay Research
Реферат Сучасні засоби захисту органів дихання Правила їх використання
Реферат Наукова і політична діяльність М Грушевського статті і замітки