Министерство высшегои среднего профессионального образования РФ
ПОВОЛЖСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Историческийфакультет
Реферат
Возникновениеперсидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза.
студента 1 курса
дневного отделения
11 группы 2 подгруппы
Кирюшкин И. В.
Научный руководитель:
ст. пр. к.и.н. Курочкин М. В.
Самара 2009
Введение
На данный момент времени далеко не все люди знают иинтересуются даже историей своей страны. Что уж тут говорить об историиДревнего Мира, а тем более Древнего Востока? А между тем этот период оченьважен для понимания процесса формирования и развития человеческого общества.Цивилизации, жившие в этот период, оказали большое влияние на дальнейшуюисторию человечества.
Персия — это: 1) первая мировая держава, соединившая всебе несколько «миров» одновременно (Египет, Вавилон, и другие); 2) первоекрупное много конфессиональное веротерпимое государство; 3)именно в Персиизародилась первая этическая религия — зороастризм, от ветвей которой пойдутмногие современные идеологии (социализм, христианство, сатанинство ипроизводные от них).
Самые известные периоды массовому читателю существованияперсидского государства — это греко-персидские войны и завоевание ПерсииАлександром Македонским. Период же возникновения и становления этогогосударства известен куда как меньше. А ведь он не менее важен для понимания всейперсидской истории.
Я выбрал эту тему потому, что мне хочется изучить периодвозникновения и становления такого большого и мощного государства.
Цель данной работы заключается в получении более полногопредставления о возникновении персидского государства и завоевательных походахКира II и его сына Камбиза II, которые заложили основуперсидского государства. Для этого рассмотрим ряд задач:
1) Возникновение государства (время прихода в Иран, первыеупоминания, первые племенные образования, внешняя их политика, все цари до КираII), а также начало правления Кира IIи его восстание против Мидии.
2)Завоевательные походы Кира и их значение дляформирования персидского государства (в Лидию, Вавилонию, в Бактрию, в Сирию,против кочевников).
3)Завоевательные походы Камбиза II(в Египет и в Нубию)
4)Государственное устройство в персидской империи во времяправления Кира II и Камбиза II.
В этом реферате будут рассмотрены периоды: возникновениеперсидского государства, походы Кира, походы Камбиза.
Глава 1. Возникновение персидского государства и егоразвитие до правления Кира II начало его правления
1.1 Природные условия, этнические характеристики, моментобразования государства
Земли, населенные древними персами, лишь приблизительносовпадают с границами современного Ирана. B глубокойдревности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидскиецари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные временаосновные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии,а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной междувраждовавшими местными правителями.
Значительную часть территории Персии занимает высокоезасушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельнымивершинами, достигающими 5500 м/ На западе и севере расположены горные массивыЗагрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя егооткрытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительносовпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределыстраны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана От платоизолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидскогозалива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамскойнизменности.
Геродот в своем всемирно известном труде перечисляет всеперсидские племена. На первое место он ставит персов, пасаргадов, марафиев имаспиев, затем идут пан фиал ей, дерусиеи, германии, дай, марды и дропики.Наиболее многочисленными и могущественными, по словам Геродота, были пасаргады.Дай, марды и дропики были кочевниками, остальные — земледельцами.
Ричард Фрай, английский исследователь этого вопроса,считал, что проникновение иранских племен в район Загросских гор началось, вероятно,уже в X в. до п. э., однако иранские имена собственные появляются в источниках,видимо, лишь с 879 г., а о мидянах впервые говорится в описании походаСалманаса-ра III на восток в 834-г.
Незадолго до этого мы встречаем название Парсуа, причемоба упоминания — страны Парсуа и мидян — связаны, скорее всего, с обозначениемтерритории с оседлым населением, а не с кочевыми племенами.2
В древнейшее время Персида относилась к эламскойкультурной области. Здесь, на побережье Персидского залива, когда-то стоялдревний эламский город Лиян.
Когда здесь впервые появились иранцы – неизвестно. СтранаПарсумаш(Парсуаш) упоминается как крайняя из эламских земель уже в надписиассирийского царя Шамаш-Адада V(823-810 года до н. э.) и в надписи Синнахериба под691 годом до н. э. в связи с битвой при Халуле, а также в ряде ассирийскихписем царского архива, относящихся к событиям 653-652 годов до н. э., возможно,и есть Персида.
1.2 Экономика Персии до восстания 553-550 годов до н. э.
В 9-7 вв. до н.э. основным занятием персов былоскотоводство: разводили овец, коров, верблюдов и лошадей. В наиболееблагоприятных районах процветало земледелие: почва обрабатывалась с помощьюсохи, а на возделанных полях выращивались ячмень и пшеница. Для изготовленияорудий труда и оружия персы широко использовали железо, медь и бронзу, золото исеребро употребляли для украшений.
В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узкимгорным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Онивели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из нихоставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняливажную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной длядревней истории Персии.3
1.3 Социальные отношения. Внутренняя политика и административноеустройство
Можно предположить, что основы ахеменидскогозаконодательства связаны с родовыми или племенными правовыми установлениями,существовавшими еще в период арийской общности.
В древнем Иране, несомненно, сохранились пережитки широкораспространенных у индоевропейцев представлений об испытании огнем или клятвой;существовали также и религиозные обряды инициации. В Иране, очевидно, клялисьАхура Маздой, подобно тому, как клянутся богами повсюду. Мы знаем уже о функцииМитры как божества-охранителя договора у арийцев. Соблюдению договора, егосвятости отведено много места в персидском законодательстве на протяжении всейего истории.
Мы рассматривали до сих пор главным образом деятельностьверховной администрации, унаследовавшей многое от предшественников державыАхеменидов. (Больше нововведений можно отметить в структуре управленияотдельными областями: Провинции и вассальные царства существовали уже в Ассириии в Мидии, но при Ахеменидах система сатрапий получила дальнейшее развитие.Новые сатрапии учитывали политические и этнические границы прежних владений.Титул «царь царей» приобрел широкую известность благодаря Ирану; ассирийцы егоне знали, но в Урарту он уже употреблялся.) Среди сатрапов мы находимахеменидских принцев и местных владетелей. Аппарат управления сатрапии вомногом копировал центральную администрацию. Сатрапии делились на более мелкиеадминистративные единицы, во главе их стояли персы или представители местнойзнати. В целом, сведений о провинциальном административном аппарате оченьнемного; структура его, очевидно, различалась по отдельным сатрапиям.
Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшиепривлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местныхналогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны былинаполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий,принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которыетакже.доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась навойны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно,сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.
Чеканка монет существовала до Ахеменидов; принято считать,что первыми начали выпуск монет в государственном масштабе лидийцы. Большаячасть золота и серебра расплавлялась и хранилась в слитках определенного веса,так что количество монет было довольно ограниченно, и пользовались ими, как ужеотмечалось, для выплаты жалования греческим наемникам и торговли с греками исредиземноморскими городами. Золото было редкостью, оно копилось в царскойсокровищнице. Монеты, находившиеся в обращении, обычно ценились по весу,подобно слиткам. Только царь царей имел право чеканить золотую монету. Сатрапычеканили медные и серебряные монеты, но последние могли выпускаться иполководцами — эти монеты предназначались прежде всего для военных нужд.
1.4 Внешняя политика
В середине VII вв. до н.э. вождем пасаргадов стал Ахемен,который приказал называть себя царем. Он стремился объединить все персидскиеплемена под своей властью. Мидийское царство, располагавшееся севернее,помешало ему в этом. Царь Мидии Фраорт пошел войной на персов. У него быламногочисленная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия, поэтому он быстроподчинил разрозненные персидские племена и наложил на них дань.
Пасаргады и их вождь Ахемен оказывали самое сильное иорганизованное сопротивление, но мидийская армия в результате нескольких победподчинила и их.
В конце VII века до н.э. в Мидию вторглись скифы.Мидийский царь Киаксар почти 30 лет вел с ними борьбу. Персы в первые в этотпериод решили освободится от мидийского гнета. Несколько персидских племенобъединились под началом Теиспа, сына Ахемена. Но Киаксар, когда справился соскифами, разбил восставших персов.
После смерти Теиспа персидскими племенами управлял егомладший брат Кир, потом его племянник Камбиз.4 У Геродота, Ксенофонта и Ктесиямы находим подробные сведения о жизни Кира II и о его связях с мидийскимдвором. К сожалению, большая часть этих сведений носит легендарный характер.Много исследований посвящено так называемой легенде о Кире; здесь нетвозможности обсуждать ее подробно.
Содержание легенды, как она изложена у Геродота (I, 107—130), упоминающего о существовании и трех других, менее достоверных версийистории Кира (I, 95 и 214), сводится в основном к следующему. Астиагу приснилсязловещий сон, и он отдал свою дочь в жены персу Камбизу, так как боялся выдатьее за знатного мидянина, который мог попытаться завладеть троном. От этогобрака родился Кир, но новый сон возвестил Астиагу, что Кир может свергнуть его,и потому он приказал убить' младенца. Астиаг поручил это сделать своемуглавному советнику, но Гарпаг отдал мальчика пастуху, жена которого только чтородила мертвого ребенка. Пастух и его жена вместо Кира выдали труп ребенка, такчто у Гарпага не было оснований для беспокойства. Жену пастуха звали Спако,что, как сообщает Геродот, означало по-мидййски «собака», ибо греч. гуопсоответствует в индийском зра&а (I, 110). Эта легенда перекликается сшироко известным мифом о Ромуле и Реме, ребенке, вскормленном волчицей илисобакой (ср. Геродот, I, 122). Когда Киру исполнилось десять лет, Астиаг«опознал» его, но маги на сей раз иначе истолковали сны, так что Астиаг пересталбояться Кира и даже отправил мальчика к настоящим его родителям в Перейду.Достигнув зрелости, Кир поднял восстание. Против него была послана индийскаяармия во главе с Гарпагом, но часть войска и сам Гарпаг перешли на сторонуКира, а остальные бежали. Спустя некоторое время Астиаг был разбит в сражении ивзят в плен. В рассказе приводятся еще многие подробности, излагаются, вчастности, причины измены Гарпага. Некоторые куски этого рассказа, иногда свариациями, повторяются, и у других, более поздних, античных авторов.
В конце концов Кир наносит поражение мидянам и захватываетЭкбатану. Чем можно объяснить столь сильные различия между версиями Ктесия иГеродота? Проще всего считать, что Ктесий намеренно отрицал царскоепроисхождение Кира. Примечательно, что Ксенофонт в своей «Киропедии» решительноутверждает, что Кир Старший был сыном Камбиза, царя персов, и Майданы, дочериАстиага. Нет, видимо, оснований сомневаться в том, что Кир действительнопроисходил из царского рода Ахеменидов и что он поднял восстание и с помощьюсамих мидян нанес поражение индийскому царю. В источниках имеютсясвидетельства, указывающие на жестокость Астиага и его непопулярность средисвоих подданных.
1.5 Культура
Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнегогорода должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы.Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу отПерсеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Городлежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у Хамадана), такчто в качестве зимней резиденции он был малоудобен.Эти надписи кратки ифрагментарны, но вызывают большой интерес. В одной из них, сохранившейся в трехверсиях — древнеперсидской, эламской и аккадской и составленной в обычной дляцарских надписей форме, говорится: «Я — Кир, царь, Ахеменид». Эта надписьповторяется, по меньшей мере, пять раз на пяти колоннах дворца в Пасаргадах.Она является в настоящее время основным аргументом для тех исследователей,которые считают, что древнеперсидское слоговое письмо употреблялось еще доДария. Однако наличие сходных формул с именем Дария в надписях па гирях,относящихся, несомненно, ко времени после Дария, ослабляет убедительность этогоаргумента. Весьма стандартный тип ахеменидских кратких надписей указывает нато, что древнеперсидская клинопись имела весьма ограниченное применение, онаупотреблялась главным образом при Дарии и, возможно, была изобретена в егоправление. Доказано, что другая надпись с именем Кира из Пасаргад была высеченапри Дарии — об этом свидетельствуют обнаруженные недавно новые фрагментынадписи, а также явно более поздняя дата сооружения здания, в котором быланайдена надпись. Отсюда следует, что многие постройки в Пасаргадах быливозведены уже при Дарии, а не при Кире.
В глубокой древности был широко распространен культвеликой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называлиКирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливалисьна луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты,кости, слоновой кости и металлов.
Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествамМесопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появилисьтакие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всехверованиях непременно присутствовала пара божеств — богиня, олицетворявшаяСолнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местныебоги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были своибожества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидскийпериод ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальнойсистеме, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписейэтого периода — металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., — содержитимя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являтьсяотражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророкомЗаратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священныхгимнах.
Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна.По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, аможет быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину исвет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злогоначала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. ЛичностьЗаратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э.,но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамаздаолицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману(Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью моглопоявиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на егомогиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи даютоснование полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонениесвященному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги,первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственныхжрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняяопределенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрыхпомыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидскогопериода правители весьма терпимо относились к местным божествам.
Помимо колоссального количества предметов из керамикиисключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия,выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото.Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горахЗагроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющиеаналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы сизображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих порученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они былиизготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего — касситами илискифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить впровинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаютсяот луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному итому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшиминаходками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находкислучайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденныйво время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., вих стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское искифское влияние.
Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще нерасшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузахок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстрораспространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков населениепользовалось аккадским языком
Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собойиндоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидскийпериод царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонкина древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.
Архитектурных памятников доахеменидского периода несохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранскомнагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах населениенагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянныепостройки.
В итоге можно сказать, что персы с победой Кира надАстиагом не просто освободились из под иноземного владычества, но и сталиобладать властью не только религиозной, но и светской.
Глава 2. Завоевательные походы Кира
2.1 Завоевание Лидии
Завладев Мидийским царством, причем некоторые областипришлось подчинить военной силой, Кир стал продолжать политику завоеваний,начатую Киаксаром. Но Киаксар действовал только в мидийских интересах, (Кир жепри проведении своей политики опирался не только на персов и мидян, но и наизвестные группы господствующего класса передовых стран Востока, в частностиВавилонии, Финикии и т. д.).
Продолжением политики Киаксара была и первая война сЛидией. Лидийское государство, издавна существовавшее в долине Герма, взападной части Малой Азии, сыграло, вероятно, большую роль в низвержениивладычества фригийцев, а затем киммерийцев в Малой Азии. В связи с нашествиемкиммерийцев в середине VII в. до н. э., при Гиге (ассир. Гуггу, евр. Гог),низвергнувшем царя Кандавла и основавшем новую династию Мермнадов, Лидией былиустановлены отношения с Ассирией и налажена связь с Востоком и Египтом. Цари изрода Мермнадов, завоевав Карию и Писидию на юге, Мисию и Пафлагонию на севере иФригию на востоке, расширили свои владения до Галиса. Лидия сделаласьпосредником в торговле между Западом и Востоком, обеспечивая более безопасныйторговый путь, чем обычный морской. Она завязала отношения с греческими государствамине только в самой Малой Азии, но и в Европе: лидийские цари были и первымифилэллинами и претендовали не роль арбитров в греческих делах. На торговле сЗапалом и Востоком Лидия чрезвычайно разбогатела: богатство Креза, последнеголидийского царя, вошло в поговорку. Характерно, что в Лидии раньше, чем во всехдругих странах, начали чеканить монету.
Лидийский царь Крез, воспользовавшись падением мидийскойдержавы, собирался было расширить свои владения, но в это время против неговыступил Кир. После сражения, не решившего исхода кампании, Кир осадил Креза вего столице Сардах и вскоре взял город. Есть две версии дальнейшей судьбыКреза: аккадской хроники (говорит о том, что Крез был убит) и Геродота,утверждающего, что Кир обошёлся с Крезом милостиво.
Кир, утвердив в Лидии Персидское господство, возвратился вЭкбатаны, чтобы готовиться к войне с Бактрией, Вавилонией, саками и Египтом.Однако сразу же после его ухода в Сардах вспыхнуло восстание, так что Кирупришлось отправить еще одну армию против повстанцев. Согласно Геродоту,полководцем, покорившим ионийские города, был тот же мидянин Гарпаг, которыйпредал Астиага и перешел на сторону Кира. Потомки этого Гарпага остались вАнатолии. Завоевание ионийских городов и превращение их в ахеменидскую сатрапиюСарды научило персов разделять греков и властвовать над ними, а также показалоперсам действенность подкупа.
Персидская держава унаследовала от Лидии её торговые пути,интересы в Греции, связи с греческой торговлей и взаимоотношения с ионийскимигородами – частично дружеские, частью враждебные. Персидская держава«обернулась лицом» к морю. Это надолго определило ход развития её истории.
2.2 Завоевание Вавилонии
Объектом следующего из известных нам походов Кира былВавилон, которому грозила опасность в первую очередь с юга, в результатеперехода прежних союзников на сторону Кира.
В Вавилонии влиятельные торгово-ростовщические и жреческиекруги были недовольны царем Набу-на'идом, а в военном отношении Вавилония былав этот момент крайне слаба. Правда, оборонительные сооружения, возведенныеНавуходоносором II вокруг Вавилона, были таковы, что если бы вавилонская армияоказала серьезное сопротивление, то она могла бы, быть может, выдержать натискперсов. Но как раз сопротивление было оказано совершенно ничтожное.
В таммузе (июне — июле) 538 г. до н. э. войска Кира под начальством Гобрия нанесли поражение вавилонянам при Описе за Тигром.14 таммуза (12 июля) Гобрию без боя сдался город Сиппар, а 16 таммуза (14июля)— Вавилон. Сирия, Финикия и Месопотамия также без труда были захваченыперсами, частью, может быть, еще раньше Вавилона. Победа Кира была одержалаблагодаря прямому пособничеству господствовавших в Вавилоне рабовладельцев —жречества, торговцев и ростовщиков. Торгово-рабовладельческие круги Вавилона—крупнейшего центра тогдашней торговли—нуждались в создании великой державы,которая объединяла бы основные страны древнего Востока, обеспечила бывнутренний мир, удобные пути и открыла рынки, на которых господствовали бы вавилоняне.Разделение сферы влияния на севере Месопотамии между Мидией (а позже Персией) иВавилонией, неспособность вавилонского царя обеспечить господство в Сирии,Палестине и Северной Месопотамии и непопулярная и длительная война, которую онвел в Центральной Аравии, — все это не соответствовало интересамгосподствовавших кругов Вавилона. Владычество Кира, сулившее открытие путей наВосток и в Малую Азию, по-видимому, казалось им более желательным.
Прежде всего Кир восстановил ряд храмов… Он вернул изображениябожеств, увезенные из вавилонских городов отчасти последним вавилонским царемНабу-на'идом, отчасти ранее. Он приказал также вновь отстроить разрушенныйНавуходоносором Иерусалимский храм и разрешил вернуться на родину иудейскимизгнанникам. Этим он надеялся обеспечить надежный форпост в задуманной имборьбе с Египтом. Иерусалим был превращен в самоуправляющийся храмовый город,какие уже ранее существовали и в Вавилонии (Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук).Соправителем Кира в Вавилонии был некоторое время его сын Камбис. Кир принялвавилонские царские титулы. Этим он как бы обещал продолжать провавилонскуюполитику. Кроме того, он принял титул «царя стран» и «царя царей», что оченьхорошо характеризует сущность созданной им державы.
После захвата Вавилонии все западные страны до границЕгипта добровольно подчинились Киру. Торговые группы Финикии, как и вавилонскиеи малоазииские купцы, были заинтересованы в создании большого государства сбезопасными дорогами, где вся посредническая торговля между Западом и Востокомбыла бы сосредоточена в их руках. Кир объединил Вавилонию и все западные страныв одну сатрапию, которая получила название «Вавилон и Заречье». Первымнаместником этой огромной сатрапии, возможно, был Губару, полководец Кира,который до захвата Вавилонии являлся сатрапом Мидии. Вскоре после захватаВавилонии он умер. Сатрапом Вавилонии и Заречья в течение десяти следующих лет,от 4 г. Кира до 5 г. Камбиза (535/34—525/24), был иранец, которого звалиГобрием. По другой версии, Гобрий и Угбару был одним и тем же лицом, и,следовательно, правил начиная с возникновения смерти в 525/524 Кир, несомненно,готовился захватить и Египет. Однако он решил предварительно обезопаситьсеверо-восточные границы своего государства от вторжения кочевых скифскихплемен Средней Азии. Отправляясь на Восток, Кир назначил в 530 г. до н. э. своего старшего сына Камбиза царем Вавилонии, сохранив за собой титул царя стран.
2.3 Завоевание Бактрии. Последний поход Кира
Если покорение Вавилонии вовлекло Кира в средиземноморскуюполитику и поставило перед ним задачу завоевания Египта — постоянного соперникапереднеазиатских держав, то для господства над Ираном ему 'необходимо былодержать в своих руках Бактрию.
Бактрийцы были сильной народностью или, вернее, группойплемен. Гаты, вероятно, характеризуют строй их общества в начале I тысячелетиядо н. э.
Греческие авторы, как было указало выше, упоминают осуществовавшем в древности «Бактрийском царстве». Судя по археологическимданным, в VII—VI вв. до н. э. земледелие, на базе освоения техники железа,выходит здесь за 'Пределы маленьких предгорных оазисов: создаются и начинаютразвиваться земледельческие оазисы в бассейнах больших среднеазиатских рек.Возникают предпосылки для создания классовой цивилизации. Многочисленнаяремесленная керамика указывает на наличие товарного производства. Впервыевозникают крупные поселения городского типа: Мара-канда (Самарканд) в Согдиане,городище ГяурнКала (Мерв) в Маргиане, Бактры (Балх), городище Кала-и Мир(Коба-диан) в Бактрии. Вероятно, в Бактрии VII—VI вв. до н. э. уже складывалоськлассовое общество и возникали небольшие государства; отдельные области моглиосуществлять гегемонию над остальными. Возможно, что здесь, как и в Мидии,продолжала еще существовать конфедерация племен, сплачивавшая племена и мелкиераннегосударственные образования Бактрии в дни войны. Возможно, однако, чтосложилось уже и государственное объединение Бактрии я примыкавших к ней областей.
Бактрия считалась в древности одной из плодороднейшихстран Востока. Славилась она, между прочим, коневодством. Важнейшим еепоселением были «Златоконные Бактры» (совр. Балх в Северном Афганистане); вдревности их ставили в один ряд с такими важными городами, как Вавилон, Сузы, Экбатаны,Персеполь, Сарды и другие. Кроме Бактр, здесь было еще множество укрепленныхпоселений; некоторые из них теперь найдены археологами. В долине Окса(Аму-Дарьи и Вахша) существовало земледелие, основанное «а искусственноморошении. По своему развитию и силе Бактрия, вероятно, мало отличалась от Мидиии Персиды. На западе Ахеменидской державы ее существование зависело столько жеот положения в Вавилонии, Финикии и т. д., сколько от силы персидского войска.В пределах же Ирана господство Ахеменидов решалось борьбой примерно равных посиле обществ: мидийского, персидского и бактрийского. Поэтому-то покорениеБактрии и было одной из наиболее важных для Кира задач, как о том говоритГеродот.
Сходным с положением в Бактрии было и положение в Хорезмена нижнем течении Окса. Ряд исследователей полагает, что и здесь сложилосьобширное раннегосударственное или племенное объединение, охватившее и соседниеобласти (Согд, долину Тедж'ена-Герируда?).
По сообщению Ктесия — автора явно промидийской ориентации—первоначально Кир не смог покорить Бактрию. Лишь узнав, что Астиаг признал Кирасвоим законным наследником, бактрийцы добровольно подчинились персам. Ксенофонтв своей малодостоверной «Киропедии» упоминает о существовании в это времябактрийского царя. С другой стороны. Геродот называет Вавилон, Бактрию, Египет,а также и саков важнейшими противниками Кира после покорения Лидии. Возможно,что подчинение Киру могущественного (по условиям Восточного Ирана и СреднейАзии) Бактрийского царства после падения Астиага было формальным, а фактическионо продолжало оставаться опасным соседом персов. Мы ничего не знаем озавоевании Киром Бактрии, а также Согдианы (за Оксом) и Хорезма. Однако при егопреемнике эти области входили в Ахеменидскую державу. Но удержать эти областиможно было только в том случае, если бы удалось обеспечить их безопасность отсреднеазиатских кочевников: саков, массагетов и т. д. Защита оседлого населенияот кочевников была таким же. Необходимым условием для благополучия Бактрии,Согдианы и Хорезма, как и забота об орошении. Поэтому, как правильно отмечаетГеродот, покорение кочевников было еще одной насущной задачей, стоящей передКиром.
Здесь, в Средней Азии, Кир и пал в бою с кочевниками — скакими именно, точно неизвестно: греческие авторы называют разные племена. Так,Беросс называет даев— парфянское племя, жившее в современной Туркмении, Ктесий—дербиков, живших, по Страбону, «рядом с Гирканией», по-видимому, к северу отнее, т. е. в Туркмении, около современного Красноводска. Впрочем, сам Ктесийпомещает дербиков на границе Индии. Это возможно, так как и другие кочевыеплемена, например даи, марды, сагартии, встречались в самых различных местахСредней Азии и Ирана.
Геродот же называет последних врагов Кира массагетами,помещая их «за Араксом» (Сыр-Дарьей). Это, по всей вероятности, во временаГеродота было довольно неопределенным названием для кочевников северной частиСредней Азии. Поэтому Помпеи Трог называет их еще более неопределенно скифами,т. е. так, как греки и римляне называли самых разнообразных северныхкочевников.
По Страбону, массагеты жили, как и саки, в восточной частисреднеазиатских степей и были родственны жителям Хорезма; обитали они заСыр-Дарьей, а также в горах, на равнинах, островах и в болотах низовийСыр-Дарьи. В этих же местах жили' они, вероятно, и при Кире. У массагетовгосподствовал родовой строй и групповой брак. По сообщениям античных писателей,управляли массагетами женщины. Подобно дербикам, массагеты убивали стариков.Геродот[I, 216] дает чрезвычайно любопытное описание массагетов, которое стоитпривести целиком: «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов.Сражаются они верхом на лошадях и пешие: знают оба способа (войны); сражаютсялуками и копьями; вооружены обыкновенно секирами. Все предметы у них из золотаи меди: все, что требуется для копий, стрел и секир, изготовляется из меди;головные уборы, пояса и 'перевязи украшаются золотом. Также из меди делают онигрудные панцири. И для лошадей; напротив, уздечки, удила и фалары приготовляютсяиз золота. Железа и серебра они вовсе не употребляют… обычаи их таковы: хотякаждый из них женится на одной женщине, но женами они пользуются сообща…Предела жизни у них не полагается вовсе, но кто очень состарится, к томусходятся все родственники, убивают его, а вместе с ним и разный скот, варят этовместе и поедают… Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой,которую в изобилии доставляет им река Аракс (Сыр-Дарья). Они пьют молоко. Избогов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей».
Перед Киром стояла и другая задача — защитасеверо-восточных рубежей империи от нашествий кочевников из Средней Азии. Ужеотмечалось, что мы не знаем, как далеко на восток простирались владения мидян,однако вероятно, что здесь, как и на западе, завоевания Кира шли под флагомподчинения земель, ранее находившихся в зависимости от Мидии, а нынепереходивших к нему. В некоторых из этих областей обстановка, по-видимому,сложилась благоприятно для Кира и почва для включения в состав империи былаподготовлена, даже такие страны, как Бактрия и Арахосия, ему пришлосьзавоевывать мечом. Геродот (I, 205—215), подробно описывает поход Кира противмассагетов, живших к востоку от Каспийского моря. Вскоре после начала кампанииКир отправил обратно в Персию своего сына и наследника Камбиза в сопровожденииКреза, бывшего лидийского царя. Во сне Киру явился юный Дарий, сын Гистаспа ивнук Арсама, следовательно тоже из рода Ахеменидов. На плечах Дария Кир увиделкрылья, тень одного из них парила над Азией, второго — над Европой. ПосколькуДарию еще не было двадцати лет — возраст необходимый для участия в походах,— ион оставался в Персии, великий царь повелел Гистаспу вернуться туда и следитьза сыном, пока война не закончится, что Гистасп и сделал.
В первой битве успех сопутствовал Киру — он нанеспоражение массагетам и взял в плен сына их предводительницы, царицы Томирис.Пленный царевич покончил с собой, но в следующей битве ахеменидское войско былоразбито, а сам Кир погиб. Это произошло около 530 г. до н. э., после двадцати девяти лет царствования. Версия о гибели Кира, подробно рассказаннаяГеродотом; кажется наиболее правдоподобной; этой версии, с некоторымиотклонениями, следует большинство античных авторов (в том числе и Ктесий),иногда заменяя лишь массагетов саками, дербиками или другими кочевниками.
Сохранилось важное свидетельство, позволяющее судить определах завоеваний Кира в Средней Азии,— город Кирэсхата или Кирополь вСогдиане, взятый штурмом и разрушенный Александром Македонским. Этот городупоминается во многих источниках, его название этимологизируется как «городКира» и отождествляется с Куркат (Киг-&а) —селением, расположеннымнеподалеку от городского центра средневековой Уструшаны, к северо-востоку от Самарканда.Речь идет, очевидно, об одном из городов, основанных Киром для защиты восточныхграниц державы и включавших в себя укрепленное поселение, где располагалсягарнизон. Кир оставил глубокий след в памяти персов не только как основательимперии. Его именем, если неофициально, то, по крайней мере, в народныхпреданиях, нарекались реки, местности, города. Геродот (III, 89) сообщает, чтоперсы и во времена Дария I вспоминали о мягкосердечии Кира и называли егоотцом. Известно несколько вариантов «легенды о Кире», широко распространенной внароде. Все это показывает, каким большим уважением и симпатией пользовалсяоснователь династии.
Кир был одной из наиболее выдающихся личностей древнейистории. Он производил огромное впечатление на современников. Где нужно—незамедлительноедействие (поход против Лидии), где нужно — умение ждать (поход противВавилона), неизменные военные успехи, умение привлечь на свою сторону всех, впомощи кого он был заинтересован, — другими словами, правильное понимание своихзадач и умелое их выполнение — вот что характеризовало Кира как политическогодеятеля.
Глава 3. Государственное устройство в Персиде и в землях,завоёванных в результате походов Кира Великого и Камбиза II к концу правленияКамбиза II
3.1 Административное устройство
Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Изтруда Геродота (III, 89 и ел.) вытекает, что должность сатрапа впервые былавведена Дарпем I. Однако титул сатрапа существовал еще до возникновенияМидийской державы для обозначения самостоятельных вождей в Северо-ЗападномИране [24, с. 154 и 323—324; 25, с. 303]. Возможно, должность сатрапа —областеначальника существовала и в Мидии, хотя и не исключено, что она былавведена именно при Ахеменидах [ср. 35, с. 361; 24, с. 323]. Во всяком случае,должность сатрапа известна с начала возникновения Ахеменидской державы, но приКире и Камбизе наместниками многих стран были местные цари, вожди и чиновники,как еще в Ассирийской и Мидийской империях. Хотя сатрапы во многом походили намелких царьков, а их дворы и администрация копировали двор и правительство царяцарей, последний пользовался значительной властью и при решении внутренних делсатрапий. Царь царей был верховным судьей и высшей инстанцией для апелляций.Хотя в последний период существования державы повсеместна, практиковалосьобъединение военной и гражданской власти в руках сатрапа, но царь царейосуществлял верховный контроль над армией. Сатрап должен был обеспечиватьпоступление налогов, управлять экономикой, выполнять судебные функции иконтролировать политическое положение в сатрапии. Состав сатрапий не оставалсянеизменным, различные области державы имели свои специфические особенности и с.точки зрения системы управления, однако повсеместно сатрап пользовался большойвластью. Персы как правящий народ, основа могущества Ахеменидов, былиосвобождены от уплаты податей и несения повинностей, но должны были поставлятьвойско. Отряды персов служили далеко за пределами родины, и Дарий в своихнадписях с гордостью говорит о победах, одержанных персидскими воинами.Небольшие колонии персов находились во всех областях державы— военачальники,солдаты, судьи и другие чиновники из числа персов отправлялись в самыеотдаленные концы страны, чтобы служить царю царей.
Далее, при Кире и Камбизе гражданские и военные функциибыли объединены в руках одного и того же лица, а именно сатрапа. Об этом, вчастности, свидетельствуют документы о деятельности сатрапа Губару в Вавилониии Заречье, который одновременно был гражданским и военным наместником.
Ксенофонт утверждает[Oec., IV. 10-13], что у персоввоенное командование было полностью отделено от административного. По егословам, комендант гарнизона обязан был обеспечивать мир в подвластной емуобласти, а правитель области – экономическое процветание и уплату податей.Однако это было далеко не так.
Титул сатрапа носили не только наместники крупныхадминистративных округов, но также и начальники более мелких областей,входивших в состав тех или иных сатрапий. Они находились в подчинении усоответствующих областеначальников. Поэтому библейские источники говорят о120—127 сатрапиях от Инда до Эфиопии вместо 20 сатрапий, упоминаемых Геродотом.Персы играли в своей империи главенствующую роль, однако, хотя эта держава и небыла двуединым государством Габсбургов, мидяне занимали важные посты при дворепервых Ахеменидов. Война с Крезом могла рассматриваться Киром как справедливая,ибо речь шла о присоединении страны, захваченной лидянами в то время, когдаармии Мидии сражались с персами. Кир выступал как наследник Астиага, а потомусчитал себя обязанным поддерживать традиции и заботиться о неприкосновенностиграниц Мидийского государства.
Победы персов в действительности не превосходили военныхуспехов прежних завоевателей и мало чем отличались от них, хотя военное искусство,несомненно, шагнуло вперед в связи с применением кавалерии и соответственноизменением тактики. Подлинно новым, отличным от их предшественников былаполитика примирения, направленная па достижение основной цели Кира — созданиеpax Achaemenica. Для этого Кир должен был сотрудничать с покоренными народами.Бюрократический аппарат, необходимый для управления обширной империей,набирался прежде всего из среды писцов Сирии и Месопотамии., Как в искусстве икультуре Ахеменидов, так и в системе управления державы были представленыразные стихии; понадобились гений Кира и в еще большей мере Дария, чтобы ихсинтезировать. Более чем вероятно, что создание единства Ахеменидской державыбыло делом Дария, но Кир заложил основы этого единства.
3.2 Судопроизводство
Персы имели свое примитивное право, основанное па обычаях.Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению. Но царь долженбыл править в соответствии с традиционными установлениями персов, советоватьсяс представителями семи знатных родов, которые играли большую роль в правовойжизни страны. В особо важных случаях царь собирал совет, который состоял изпредставителей знати. В ранний период у персидских племен функционировалонародное собрание, на котором решались важнейшие дела. Царь мог устанавливатьновые законы, ссылаясь на желание Ахура-Мазды.
Для рассмотрения наиболее важных преступлений судьиназначались лично царем. Например, для суда над армянским царем, которыйизменил союзу с персами, Кир II созвал персидских и индийских предводителей.
Обычные преступления рассматривались царскими судьями,которые назначались из знатных персов пожизненно и с наследственной передачейсвоих должностей. Они разрешали тяжбы между персами, а также толковали законы иобычаи. Впервые царские судьи упоминаются при Камбизе II. По рассказу Геродота(V, 25), один из царских судей по имени Сисамн брал взятки. Камбиз велелсодрать с него кожу, выделать ее и обтянуть судейское кресло взяточника. ЗатемКамбиз назначил судьей сына казненного, приказав ему выносить решения, сидя наэтом кресле. После захвата Египта персами царские судьи постановили казнить закаждого погибшего воина из армии Камбиза по десять знатных египтян.
Преступления против царя или его семьи карались смертнойказнью. Часто за такие преступления наказывали всю семью, что создавалокруговую поруку.
3.3 Сельское хозяйство
В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошлизначительные изменения в системе земельных отношений.
Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая еечасть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникамцарской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии иззерновых культур чаще всего сеяли ячмень, значительно реже полбу и пшеницу.Последняя была основным продуктом питания в Палестине, где также выращивалигорох, чечевицу и горчицу. Кроме ячменя в Вавилонии сеяли просо, сезам, горох,лен, горчицу, чеснок и лук, а из овощей и фруктов выращивали огурцы, яблоки,гранаты и абрикосы. В Вавилонии и Эламе наряду с ячменем основным продуктомпитания были финики, из которых делали хлеб, вино, уксус, мед. Субпродуктыфиниковых пальм (ветви, волокна и т. д.) использовались как корм скоту, а такжедля плетения дверей ' и оград, изготовления веревок, мешков, циновок и дажеодежды.
Утверждение Геродота, что в Персии не растет инжир и чтовавилоняне не знали винограда, неверно, так как эти культуры упоминаются втекстах из Ирана и Вавилонии. В Сирии, Кили-кии, Персии, Армении и Согдианебыло развито виноделие (при этом в Персии уже в древности славились ширазскиевина) ", а в Вавилонии и Эламе главным образом довольствовались пивом изячменя и фиников. В Египте пиво варили из ячменя, и в документах из Персеполяупоминается египетский пивовар. У иранцев западные народы научились выращиватьлимонное дерево, и поэтому греки называли лимоны индийским или персидскимяблоком. В Иране и некоторых других странах Ближнего Востока было известно ипчеловодство.
Египет, Вавилония, Фригия и Иран были богаты скотом.Геродот (I, 133) пишет, что персы в день рождения, который у них был самымбольшим праздником, подают на стол зажаренных целиком быков, коней и верблюдов.За исключением Персии, где мясо входило в ежедневный рацион питания, оно в рядестран оставалось роскошью. Даже в богатой Вавилонии мясо было доступно толькобогатым, а остальные ели его лишь пять-шесть раз в году (главным образом нахрамовых праздниках). Молочная пища также занимала незначительное место в общемрационе питания. В текстах животные жиры упоминаются очень редко, и в Вавилониижителям приходилось довольствоваться кунжутным, а в Палестине — оливковыммаслом. Но в Египте оливковое масло было импортным и считалось роскошью, затоживотные жиры стоили там сравнительно недорого.
В Мидии, Персии и Армении разводились лучшие породылошадей, и основным кормом их была люцерна. Эту траву стали сеять и в Вавилониии ее иранское название аспаста («лошадиная еда») было заимствовано аккадскимязыком, а со времени греко-персидских войн она распространилась и в Грецию, гдеее называли мидийской травой.
В Вавилонии из домашней птицы были известны только утки игуси. В текстах крепостной стены из Персеполя упоминаются двенадцать видовптицы, в том числе куры, гуси и утки.
В Египте и Вавилонии важным продуктом питания была рыба,которая в изобилии водилась в реках, озерах и болотах. Еще в древние временававилоняне знали много способов консервирования рыбы. В частности, ее солили,вялили, коптили, консервировали в растительном соусе и т. д.
В Египте и Вавилонии дождей выпадало мало, и поэтомубольшую роль играло искусственное орошение, В Вавилонии у города Сиппар былсооружен большой бассейн, чтобы регулировать и распределять воду как во времявесеннего наводнения, так и во время засухи, и из этого бассейна шли крупныеканалы. Большая часть вавилонских каналов принадлежала государству, а некоторые— храмам и отдельным лицам. За особую плату такими каналами могли пользоватьсявсе землевладельцы. Большие каналы существовали также в Средней Азии. Чтокасается самой Персии, в некоторых ее частях, где без искусственного орошенияневозможно было получать устойчивые урожаи, также были сооружены каналы.
Крупные землевладельцы большей частью сдавали свои земли варенду. Арендная плата была двух видов: размер ее либо устанавливался ужезаранее при заключении контракта и зависел от качества земли и уплачивалсянатурой или деньгами, либо же владелец получал '/з урожая, а арендатор — 2/3.Контракт обычно заключался на один год.
Мелкие землевладельцы обрабатывали свои участки самивместе с членами семей, а иногда и с помощью рабов и наемников, которых обычнонанимали на время уборки урожая. Труд наемников широко применялся в крупныххозяйствах (особенно в храмовых), где они работали либо круглый год, либо вовремя уборки урожая. Иногда таких работников привлекали даже из соседних странза плату и харчи, а после уборки урожая они возвращались обратно домой.
3.4 Налоговая система
В ахеменидской державе, как и повсюду, было множестворазличных налогов. Взимались налоги за стоянку судов в гаванях, рыночныеналоги, сборы за въезд в городские ворота, за пользование дорогами, пограничныепошлины, налоги за домашний скот (возможно, десятина), а также целый ряддругих. Приношения царю приурочивались к празднеству Нового года; во времяпутешествий царя по территории державы на население ложились дополнительныеповинности. Большая часть «даров» и различных налогов поступала главным образомнатурой, а не звонкой монетой. Население несло и тяжкую трудовую повинность настроительстве дорог, общественных зданий и т. д., сооружаемых по приказу царяили сатрапов. В целом жизнь простого народа была очень нелегкой.
Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшиепривлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местныхналогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны былинаполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий,принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которыетакже доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась навойны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно,сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.
В итоге можно сказать, что государство было полностьюунитарным, принадлежащим к классическому Востоку, богатым, но с очень большиминалогами в пользу государства и храмов, очень богатыми храмовыми хозяйствами.Из-за всего этого происходили очень частые и очень многочисленные восстания.Нужно было менять, реформировать всю систему управления и налогообложения.
Список использованной литературы и источников
1. «НаследиеИрана /Ричард Нельсон Фрай/ Перевод Дандамаева Мухаммеда Абдулкадыровича /Издательство «Hayка»/ Редактор — Данадамаев Мухаммед Абдулкадырович,Москва— 468 с.
2. «Персидскиецари» / Тимахович Юрий Николаевич / Минск: Беларусь, 1999—329 с.
3. «Очеркистории Древнего Ирана» / Дьяконов Михаил Михайлович / Москва: Академия НаукСССР: Институт народов Азии: Издательство восточной литературы, 1961—418 с.
4. «Культураи экономика Древнего Ирана»/Дандамаев Мухаммед Абдулкадырович, Луконин ВладимирГригорьевич/Москва: «Наука», 1980—416 с.
5. «Иранпри первых Axeменидах (VI в. до н.э.)» / Дандамаев Мухаммед Абдулкадырович / Москва:Издательство восточной литературы, 1963—290 с.
6.http://www.dielib.сот/сgibin/dl.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id==8455