СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
Началоцарствования Александра Ⅱ 3
Крестьянскаяреформа 4
Земскаяреформа 6
Городскаяреформа 8
Судебнаяреформа
Финансовыереформы 9
Реформав области просвещения и печати 10
Военнаяреформа
Значениебуржуазных реформ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Списоклитературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Буржуазныереформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение.
60-70-егоды ⅩⅨ века – время коренных преобразованийв России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, какобщества, так и государства.
Развитиекапиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречиес феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми капиталистическимиотношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российскогофеодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обменаРоссии с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся формхозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостнойРоссии. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, которыйуже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы былинеотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобыпредотвратить революционный взрыв в стране.
Этопрекрасно знал и осознавал новый российский император АлександрⅡ.
НАЧАЛОЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА Ⅱ
19февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр Ⅱ(1818-1881гг.), который вошел в историю России под именем Освободителя. Новый императорпо сравнению со своим отцом Николаем Ⅰ являлся достаточно зауряднойличностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовалего железной воли. В довершение всего он был весьма консервативным человеком.Однако это не помешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принималотвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а такжекомпромисса в интересах государственной жизни. Александр Ⅱсклонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.
Послевосшествия на престол молодой император ввел в кабинет министров своего братаКонстантина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора такженосили прогрессивный характер: разрешался свободный выезд за границу, былиамнистированы декабристы и петрашевцы, снята цезура на публикации, былипроведены другие либеральные мероприятия. С большой серьезностью отнессяимператор и к проблеме отмены крепостного права.
Главнуюроль в осуществлении реформ сыграла экономическая исчерпанность крепостничества– незаинтересованность крестьян в результатах труда, жестокая эксплуатация идеградация аграрного сектора производства. Все это привело к росту социальнойнестабильности и активности низов общества и радикально настроенныхобщественных деятелей. Для того чтобы сложившаяся ситуация не привела креволюции, правительство было вынуждено пойти на проведение реформ.
Также толчком к преобразованиямпослужила проигранная Крымская кампания.
Во-первых,поражение России в войне показало полную несостоятельность политической иэкономической системы НиколаяⅠ.
Во-вторых, Крымская война привела Россию к международнойизоляции.
В-третьих,неудачи в войне и смерть НиколаяⅠв определенном смысле раскрепостилине только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственныхчиновников.
Такимобразом, сохранить Россию как великую державу, возможно, было толькопосредством реорганизации николаевской системы.
КРЕСТЬЯНСКАЯРЕФОРМА.
Вянваре 1857 года Александр Ⅱ учредил Секретный комитет покрестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенныхсановников.
Начинаяс конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий, основнойзадачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства открепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должныбыли подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале1859 года для суммирования и обработки проектов комитетов были созданыРедакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либеральнонастроенные деятели – Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин,Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет покрестьянскому делу.
19февраля 1861г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете,Александр Ⅱ издал манифест «Овсемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельскихобывателей», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостнойзависимости».
Поэтим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинствообщегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанностикоторого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако сохраниласькрестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны былиплатить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, поотношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Помещикисохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны былипредоставить в пользование крестьян надел земли. За пользование надельнойземлей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имелиправа отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось посоглашению с помещиком право выкупа земли, до осуществления этого ониименовались временнообязанными крестьянами.
Сроквременнообязанных отношений установлен не был, за пользование землейвременнообязанные несли повинности. Помещик являлся «попечителем»сельского общества, получал в нем права вотчинной полиции, мог требовать сменысельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был изданзакон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883года.
Правительствосчитало, что нормальное развитие аграрного сектора дает возможностьсосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкомукрестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под наделы на 20% меньше техучастков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнилоразвитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев свело его на нет. Заполученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп,превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80%стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должникамигосударства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами.Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей.С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс.рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были отмененыс 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг.
Крестьянскаяреформа 1861 года – буржуазная реформа, которая способствовала превращениюРоссии в буржуазную монархию. Однако она не разрешила социально-экономическихпротиворечий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд другихфеодально-крепостнических пережитков.
ЗЕМСКАЯРЕФОРМА.
Крестьянскаяреформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной игосударственной жизни. Проект земской реформы разрабатывался комиссией,возглавляемой сначала Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым. 1 января 1864 г.Александром Ⅱ были утверждены «Положения огубернских и уездных земских учреждениях». Земская реформа положила началовсесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинстводворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, в губернскихземских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местногосамоуправления получило крестьянство – 38%.
Низовымзвеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий.Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание. Депутаты земствполучили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянскихсобраний – органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами наместах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сферакомпетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имелиправо собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственнымивопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросамиблаготворительности. В пределах этой компетенции земства находились подконтролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел,которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда).И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыгралиогромную роль. Это и организация местного кредита путем образованиякрестьянских ссудосберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожноестроительство, и организация в деревне медицинской помощи, народногообразования. К 1880 г. в селе было создано 12 тысяч земских школ.
Земскаяреформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействоваларазвитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и былашагом превращения феодальной монархии в буржуазную.
ГОРОДСКАЯРЕФОРМА.
Вследза земской реформой последовала реформа городская (1870 г.). Эта реформа имелацелью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовуюи торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословнымигородскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органамистановились городские думы, а исполнительными – избранные думами городскиеуправы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались«гласными». Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица,достигшие 25-и лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцыпромышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управлениябыло внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение,образование.
СУДЕБНАЯРЕФОРМА.
Наиболеерадикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которойбыли прогрессивные юристы – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Онапроводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них былотражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделениесуда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание судаприсяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательностипроцесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружныхсудов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором,а мировые судьи – Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила рядэлементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословныхпредставителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранениекрестьянских, «инородческих» и духовных судов и др.
Судебнаяреформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собойочень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множествоминстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренномупересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.
ФИНАНСОВЫЕРЕФОРМЫ.
Потребностикапиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымскойвойны требовали упорядочивания всего финансового дела. Подготовка и проведениекрестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения Госбанка иобразования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения дляпроведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлятьсметы по установленной форме с подробными указаниями расходов. Общая росписьбюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждаласьГосударственным советом и императором, после чего становилась законом. В1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассахГосударственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии сбюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов былинепоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налогрусского феодального государства – подушная подать, не была реализованаденежная реформа 1862г. и т.д.
РЕФОРМЫВ ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.
Небыли обойдены средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им автономию(предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности,непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутреннейорганизации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которомузаботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а такжецерковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий.
В1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность зауже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась«карательная» цензура – применение различных санкций уже послепубликации, вплоть до закрытия издательства.
ВОЕННАЯРЕФОРМА.
Армиятрадиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России.Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, еетехническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивалисвой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политическихсоюзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военнымиреформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России подруководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена напятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения ивоенно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялисьтелесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства:создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академиидля среднего и высшего командного состава.
С1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. Вармии была введена система льгот в зависимости от образования, что в своюочередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы былосоздание обученного резерва – запаса, а также образование военно-окружнойсистемы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием иартиллерией и др.
ЗНАЧЕНИЕБУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ.
1. Реформыбезусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Онизначительно продвинули Россию по пути экономической и политическоймодернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
2. Реформы носилихарактер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в рядеслучаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороныконсерваторов.
3. Большинствоисториков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительстваначинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторскийпотенциал оказывается почти исчерпанным.
Уступки, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии нисколько не нарушалидворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать былиподчинены царской администрации. В политике Александра Ⅱсочетаются и реформаторские и реакционные тенденции. Последние замедляли ходреформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старыеадминистративно – полицейские методы управления, поддерживающие сословность вовсех сферах общественно – политической жизни страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Этиреформы, получившие название «великих», привелиобщественно-политическое устройство России в соответствие с потребностямивторой половины ⅩⅨ века,мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач.Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданскогообщества.
Россиявышла на новый, капиталистический путь своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жукова Л. В. / История. – М.:«Экзамен», 2000.
2. Исаев И. А. /История Отечества. – М.:" Юрист", 1997.
3. Новиков С. В. / История. Пособие дляпоступающих в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
4. Радугин А. А. / История России. Курслекций. – М.: «Центр», 2001.
5. Федоров В. А. / История России,1861-1917. – М.: Высш. шк., 2001.
6. Чернобаев А. А., Горелов И. Е., ЗуевМ. Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2001.