/> Реферат на темуБуржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг.в Российской империи
Россия вступила в XIX в.абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император.Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей,распоряжался финансами.
Однако нарастаниеэлементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостническогостроя предопределили реформирование системы власти.
После вступления напрестол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственногоуправления. С этой целью при императоре был создан «негласныйкомитет» (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра,представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, ВикторКочубей, Адам Черторыйский и Николай Новосильцев.
В 1802 г. начались некоторые изменения в системе организации власти. Взамен петровских коллегий быливведены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная коллегия), военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов,коммерции, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др. Министрыназначались императором и фактически были ответственны только перед ним.Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениямипросуществовала до 1917 г.
В подготовке реформполитической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, которыйпо поручению Александра I разработал фактически план буржуазных преобразованийв стране.
В своем проекте в 1802 г. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей. Проекты М.М. Сперанскогопредвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказали громадное влияние на развитие общественной мысли в России. М.М. Сперанский предлагал некотороеограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. Наместах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатойбудущего российского парламента должен был стать Государственный совет.
Предложения Сперанскоговступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Поэтомуединственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственногосовета.
Государственный совет былучрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имелзаконосовещательные функции, т.е. законы, издаваемые императором, должны былиобсуждаться в Государственном совете. Однако это положение часто нарушалось:царь утверждал законопроекты, минуя Государственный совет. При Александре Iправа Сената были значительно урезаны: он превратился в высшую судебнуюинстанцию и никаких вопросов государственного управления не решал. Во главеСената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением в 1802 г. Министерства юстиции стал занимать министр юстиции.
Вся полнота власти наместах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначалисьимператором.
Реформы государственногоаппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, неизменили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне сНаполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции,переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия всталаперед необходимостью преобразований.
В 1815 г. была дарована Конституция Царству Польскому. Выступая в Варшаве на открытии первого польскогосейма, Александр I заявил о возможности в будущем распространитьконституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н.Н. Новосильцева,крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателяГосударственного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работанад проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название «Уставная грамота Российской империи».
Это был проектконституции самодержавного государства. Так, статья 12 подтверждала:«Государь есть единственный источник всех властей гражданских,политических, законодательных и военных». В то же время провозглашалосьсоздание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрениекоторого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон.
Проект конституции былподготовлен и призван возвестить о даровании гражданам России конституционныхправ, однако он так никогда и не был обнародован. Это связано с сопротивлениембольшей части дворянства, которое выступало против реформ.
Вместо реформ продолжалосьукрепление крепостничества и самодержавия. После подавления восстаниядекабристов в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укреплениеабсолютизма. Были проведены реформы в области цензуры, создано III отделениеСобственной его Величества канцелярии политического сыска.
В период правленияНиколая I усилилась бюрократизация всех сторон государственной жизни страны,государственный аппарат приобрел огромные размеры и влияние, усилиласьмилитаризация всей жизни страны, ослабло значение Государственного совета иСената.
О реформах по подготовкеконституционных проектов было забыто на долгие годы.
Поражение в Крымскойвойне и смерть в 1855 г. императора Николая I обнаружили кризис системысамодержавно-крепостнической власти, вызвали общественный подъем, породилинадежды передовой части российского общества на ослабление реакции в стране.
1856 год современникихарактеризовали как время оттепели. Не случайно князь Дмитрий Оболенский,видный деятель либеральной бюрократии, служивший в Морском министерстве, писалв своем дневнике: «Он (1856 г.), однако, ярко отличается от предшествующихгодов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но свесенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россияв этом году...» Была ослаблена цензура, и М.Е. Салтыков-Щедрин,возвращенный из ссылки, был поражен тем, с какой свободой заговорили все ивезде — в министерствах и на улицах, в кабаках и салонах. После мертвенногооцепенения, в которое была погружена страна, наступило время, когда словопревратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимуломподготовки реформ.
Были сняты запреты,введенные в университетах, разрешена свободная выдача заграничных паспортов(количество выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось в 4 раза), проведеносокращение армии и т.д. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам,петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. В результате 9 тыс. человек освобождались от административно-полицейского надзора.
19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право, что повлекло за собой целый ряд перемен в управлении страной.Прежде всего, это коснулось местного управления. Основные положения земскойреформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принималучастие М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 января 1864 г. Александром II были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Земская реформаположила начало всесословному выборному представительству и при этомобеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворянесоставляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5%. Впервыепредставительство в органах местного самоуправления получило крестьянство — 38%.
В уездах и губернияхсоздавались выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земскиеуправы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственнымивопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство исодержание дорог, почты, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение оместной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем. Впределах этой компетенции земства находились под контролем местной ицентральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели правоприостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотяисполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромнуюроль. Это и организация местного кредита путем образования крестьянских ссудо-сберегательныхтовариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация вдеревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских школ.
Вслед за земской реформойпоследовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах Россиивводились новые органы самоуправления — городские думы, которые избирали изсвоей среды городского голову, и исполнительный орган — городскую управу.Избирать в думу и быть в нее избранными могли обладатели определенногоимущественного ценза. Деятельность думы ограничивалась вопросамиздравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.
Одной из наиболеепоследовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864), среди авторовкоторой были прогрессивные юристы — С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.А.Буцковский.
Новые судебные уставыутвердили бессословность и относительную независимость судов, ввели гласностьсудопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей исудебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введениесуда присяжных. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновностиобвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Кроме того,судебные уставы вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а такжеинститут судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебныеследователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели ичлены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи— Сенатом. После этого они по закону не могли быть уволены или даже временноотстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлеченияих к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их отдолжности также выносил только суд. Таким образом, закон вводил важный принципнесменяемости судей. Реформа частично отменяла телесные наказания. В то жевремя она сохранила немало черт сословности. Высшие царские сановники — члены Государственногосовета, сенаторы, министры — судились особым Верховным уголовным судом. В связис ростом революционного движения с 1878 г. значительная часть политических дел передавалась военным судам.
Большое значение для жизнистраны имели университетская реформа (1863), школьная (1864) и реформа печати(1865). Так, университетская реформа не только расширила административную ихозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентоврешать академические проблемы, но и способствовала росту общественнойактивности, дала возможность объединяться в кружки, землячества, различныеассоциации.
Реформа печати отменилапредварительную цензуру для значительной части книг и «толстых»журналов и сохранила ее для малой периодики. Это был толчок для широкогоразвития либеральной печати.
Школьная реформапредусматривала возможность расширения школьного образования, в частностистроительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся,доступность получения начальных знаний для широких слоев населения.
В 1861 г. началось проведение последней из либеральных реформ — военной. Была реорганизована системавоенного управления — в стране вводились 15 военных округов. В армии отменялисьтелесные наказания, был принят новый военно-судебный устав, построенный напринципах судебной реформы 1864 г. Реформа внесла много нового в подготовкуофицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров,военные академии для среднего и высшего командного состава.
В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, котораяраспространялась на всех юношей, достигших 20 лет без различия сословий.Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец всемье, а также младший брат, старший брат которого отбывает или отбыл срокслужбы. В армию призывалось не более 20-25 % лиц призывного возраста, те, накого не распространялись льготы, «тянули жребий» во время призыва.
В результате реформыРоссия сделала определенный шаг на пути превращения в буржуазную монархию, носамодержавие по-прежнему сохраняло за собой все главные позиции.
Рубеж 70-80-х гг. вРоссии — это время революционного кризиса: усилилась деятельность революционныхорганизаций, было предпринято несколько покушений на Александра II.
В условиях обостренияобстановки либеральная бюрократия, при поддержке императора, делает попыткувернуть правительству доверие либеральной общественности путем обещания реформ.Под руководством харьковского губернатора М.Т. Лорис-Меликова была созданаВерховная распорядительная комиссия по сохранению государственного порядка иобщественного спокойствия, которая стремилась полицейскими репрессиями подавитьреволюционное движение.
Со своей стороныправительство пыталось привлечь на свою сторону либеральную общественностьобещанием продолжать реформы, создать высшее представительное учреждениестраны. С этой целью Комиссия Л.Т. Лорис-Меликова приступила к разработкеконституционного проекта.
Но 1 марта 1889 г. был приведен в исполнение смертный приговор Александру II, вынесенный революционнойорганизацией «Народная воля». Организаторами и участниками покушенияна Александра II были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М.Михайлов и Н.И. Рысаков.
8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Линия реформбыла оборвана.
3 апреля 1881 г. организаторы и участники покушения на Александра II были казнены.
29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия».
14 августа 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к охранению государственной безопасности иобщественного спокойствия», по которому любая местность могла бытьобъявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту,сослан без суда на 5 лет, предан военному суду. Местная администрация получилаправо закрывать учебные завдения, торговые и промышленные предприятия,приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение»возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г.
Контрреформы 1882-1893гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати,самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.
В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всемикрестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введениетелесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произволпомещиков в сельских местностях.
В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земскихорганах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрацияусилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернаторупоручался надзор за ними.
Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.
Контрреформы ограничилизначение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимостьих от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их составза счет введения преимущественно дворян.
Контрреформы конца XIX в.фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.
Во второй половине XIX в.характерной чертой российского исторического процесса было чередование реформ иконтрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крымской войне, назреванияреволюционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не былизавершены.
Почему же реформы не былизавершены? Опыт российской истории свидетельствует, что царизм хроническизапаздывал с проведением необходимых преобразований и не желал идти насколько-нибудь значительные уступки. Российские самодержцы шли на серьезныереформы только под давлением чрезвычайных обстоятельств — крупных военныхпоражений или мощных народных восстаний. Такой важный фактор модернизациисуществующего строя, как либерально-оппозиционное движение, в России действовалочень слабо.
Сравнительноблагополучная ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX вв. реформистские тенденции в России оказались в тупике.В конце XIX в. Россия продолжала оставаться страной самодержавной.
Первая статья основныхзаконов Российской империи (1892) гласила: «Император всероссийский естьмонарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его нетокмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Литература.
1. Захарова Л.Г.Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.
2. ИсторияОтечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX вв. М.,1991.
3. История России.М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.
4. Козлов В.Г. Гранироссийской государственности. Сер. «История». М., 1992.