Реферат по предмету "История"


Великий шелковый путь: формирование и основные этапы развития

Реферат выполнила Муртазина Р.Н.
Министерство высшего и среднего образования
Ташкентский Государственный Технический Университет им. АбуРайхана Беруни, Энергетический факультет заочного отделения
Ташкент – 1999 г.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывносвязано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь напротяжении многих веков связывал Восток и Запад. Именно этот путь способствовалбурному развитию науки, техники, технологии, межнациональных и межрегиональныхотношений, обмену культурных ценностей.
Вовторой половине третьего века сложились прочные торгово-экономические связиПарфии с Ираном, Индии и Китаем: “Шелковый путь” в Китай – по долине Вахша,через Каратегин и Алайскую долину на Кашгар. Пути на запад шли через Парфию наЭкбатану (Иран), оттуда в Сирию, другой путь – вниз по Амударье, и “золотойпуть” — в Сибирь через Давань (Фергану) мимо Иссык-Куля.
ИзИндии вывозили пряности, благовония, из Китая – шелк, железо, никель, меха.
Источники свидетельствуют о существовании в Парфянскомцарстве знати и ее значительной роли в политической и экономической жизни.Немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что по подгорной равнине Копетдагапроходил Великий шелковый путь и парфянские купцы принимали самое активноеучастие в торговле. “Купцы, — писал китайский автор в I в. до н. э., — производят торговлю с соседними государствами сухим и водным путем”. (И.Бичурин, т. 2, с. 183). Ритоны из слоновой кости, мраморные статуи Афродиты иАртемиды, терракотовые, иногда позолоченные, иногда раскрашенные статуэтки,серебряное изображение Эрота, привезенные из западных центров эллинистическогомира, найденные в городище Старая Нисса, свидетельствуют об оживленной торговлес западными странами.
На эпоху существования Кушанского государства приходитсявремя наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры иискусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля,закладываются новые города, но уже не эллинистические. В искусстве и культурена основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой традицийскладывается новое направление — кушанское. Сохранились многочисленныепамятники архитектуры и скульптуры на территории Северной Индии, в долине рекиКабул, в Бактрии, по северному и южному побережью Амударьи, которые свидетельствуюто том, что оно было важным этапом в культурном развитии Средней Азии.
Кушанские правители установили широкие торговые икультурные связи с Римом, Китаем и Индией. Особенно тесные связи были с Индией,причем они были настолько глубоки, что кушанскую культуру часто называютгандхарской, по названию северной части древней Индии, нынешней территорииПакистана. Несомненно, что через Кушанскую империю устанавливаются широкиесвязи между Средней Азией и Индией в культурной и экономической областях.
Средняя Азия и Индия были связаны многочисленнымипутями, ведущими через Афганистан. Наиболее оживленным путем был путь Маргиана(Мерв)-Кушка-Герат-Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи кперевалам на Гиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду. Здесь былидва главных перевала — Бамианский и Чарикарский, преодолеть которые несоставляло труда даже огромным массам войск. Путь от Термеза до Кабула черезМазари-Шериф и Бамианский перевал составлял 600 км, что равняется расстоянию отТермеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за 20 дней. Третьягруппа дорог вела через Кундуз, Файзабад, Читрал в долину Кунар. Расстояниездесь не превышало 500 км, и караван преодолевал этот путь за 15 дней. ХотяАфганистан в ту эпоху не имел практически дорог, тем не менее отмеченные путипозволяли легко преодолевать его территорию караванам, массам вооруженных отрядови толпам кочевников.
Культурный обмен между Индией и Средней Азией усилилсяпосле утверждения императором Ашокой буддизма в качестве государственнойрелигии в конце III в. до н. э. Поощряемый с одной стороны индийскимиправителями, с другой — кушанскими императорами, которые также рассчитывалипревратить его в государственную религию, буддизм стал в период Кушанскойимперии важнейшей формой культурного обмена между Северной Индией и СреднейАзией.
Старый Термез с его кварталами ремесленников и массойпростых людей был, вероятно, самым подходящим местом для распространениябуддизма. Он и стал в кушанскую эпоху центром распространения и культивированиянового вероучения по всей Средней Азии.
Вместе с тем здесь заметно еще и влияние греческойкультуры. На обнаруженных вещах, в частности, бронзовых пластинах, можно найтихорошо выполненные изображения Эрота, Геракла, Марена и АлександраМакедонского. Складывалась и “кушанская” письменность на базе греческогоалфавита, но приспособленная для записи ираноязычной речи.
В то же время древний китайский историк Шицзи пишет: “ОтДавали (Фергана) на западе до Аньси (Парфия) хотя и говорят различными языками,но в обыкновении весьма сходствуют и в разговорах понимают друг друга” (И.Бичурин, т. 2, с. 161). Видимо, с приходом юечжей распространился и тюркскийязык, который делал в Кушанском государстве первые шаги на территории СреднейАзии.
Традиции кушанского искусства (гандхарского) оказаливпоследствии огромное влияние на художественную культуру народов ДальнегоВостока — Китая, Японии, Индокитая и Индонезии, которое проходит через всесредневековье и сохраняется до нашего времени.
После распада Кушанского царства, начавшегося в III в.,образовалось два политических центра – один в Пешаваре (Индия), другой – в Согде.
В искусстве и культуре Согда ведущую роль игралиэллинистические формы и мотивы, которые в ряде случаев сочетались с древнимиархаическими местными традициями. Говорили жители Согда на одном изсреднеазиатских иранских наречий, которое Беруни назвал “согдийским”.Французский иранист Готье высказывал мнение, что оно было распространено отСогда до Китая, во всяком случае памятники с таким языком были найдены вСиньцзяне. Писали согдийцы на древнеарамейском шрифте, который, видимо, перешелк ним от парфян, но после утверждения кангюйского господства алфавит началмедленно заменяться уйгурским, который имел широкое распространение натерритории Монголии и между Китаем и Средней Азией.
Известный историк Средней Азии В. В. Бартольдраспространение языков и алфавита в древней Средней Азии связывает с развитиемторговых отношений и “религиозной пропагандой”. Ни один из других языков не могсоперничать с согдийско-уйгурским алфавитом, который получил применение призаписывании религиозных текстов — буддийских, манихейских и христианских.Только много позже, пишет он, эта грамота была вытеснена на западе арабскималфавитом, на востоке — тибетским (В. В. Бартольд. История культурной жизниТуркестана. Ленинград, 1927, с. 12).
Согд был богатой торговой областью. В нем насчитывалось30 крупных и 300 малых городов, которые были связаны торговыми путями. Многиеиностранцы приезжали в государство для торговли. Городские жители были по темвременам богато одеты. Женщины носили платья из шелковых тканей, а мужчины одевалисьв камчатные кафтаны (И. Бичурин, т. 2, с. 272).
Таншу пишет: “Жители пристрастны к вину, любят песни ипляски на улицах. Родившемуся мальчику язык намазывают каменным медом, а наладони кладут клей, чтоб он был сладкоречив и крепко держал денежку. Пишутпоперек. Искусны в торговле и корыстолюбивы. Мужчина, достигший двадцати лет,уезжает в соседние владения и везде побывает, где только предвидит выгоду” (И.Бичурин, т. 2, с. 310). Неудивительно поэтому, что почти все китайскиеисточники постоянно говорят о “богатых домах”, которые держат виноградное винодо тысячи даней (дань — около ста литров).
Ксередине V в. формируется новое мощное государство на территории Средней Азии –Эфталитское.
Эфталитыпринимали большое участие в международной торговле с Ираном, Византией, Индией,Китаем. Торговали шелком, стеклом, пряностями, драгоценными камнями, красками ипр. Употреблялись монеты сасанидские и местного чекана, с подражанием иранскиммонетам с двумя надписями. Они получили название “монет бухар-худатов”, так какпредполагают, что они чеканились в Бухаре. Были и другие монеты, например,согдийские. Заметна связь монет раннего Хорезма с эфталитскими (например,деформация черепа и начертание тамги).
ВПрикамье найдены несколько серебрянных чаш, на которых вырезано письмо, близкоек письму на хорезмийских монетах. Нахождение этих чаш в Прикамье и хорезмийскихмонет в Поволжье подтверждает факт торговых и политических связей эфталитов сПоволжьем. Следовательно, существовали также торговые и политические связиХорезма и с Поволжьем.
Кэфталитскому периоду относится развитие производства цветного стекла,вывозившегося из Средней Азии в Китай. Этот период характеризует расцвет иначало разложения рабовладельческого общества, зачатки раннего феодализма.
Политическиеи торговые связи взаимообогащали культуру народов Востока и Средней Азии.Археологам удалось выявить новую хорезмийскую цивилизацию в эпохукушан-эфталитов, которая предстала как сложное целостное явление античного мираи определила пути культуры Средней Азии на последующем раннесредневековом этапеего развития. По технике исполнения и стилю стенная роспись при эфталитах имеетмного общего с росписями, открытыми в буддийских храмах и пещерах в V-VI вв. вВосточном Туркестане, а также содержит ряд специфических черт, характерныхтолько для эфталитов. Пластинка дворцовой штукатурки очень близка к иранскойросписи, к искуству Индии и Восточного Туркестана.
ВV-III вв. до н.э., на Алтае жили многочисленные племена, предки многих народовСибири, азиатских степей и др., говорящие на различных диалектах восточнойветви тюркских языков, понятных каждому племени.
Природа Алтая оказалась щедрой и благодатной, ичисленность племен Ашины стала быстро расти. Горы были покрыты хвойным лесом ибогаты железом. Земля в долинах была ровной и травянистой, климат дождливым,влажным. Скот размножался беспрепятственно, люди богатели. В стране былоизобилие мяса, молока, шерсти, кожи, бурно развивалось растениеводство.Постепенно владения этих племен расширялись, и к концу V в. они владели ужевсем Семиречьем.
Значительнуюроль в росте их могущества сыграло развитие торговых отношений. Кочевые империивсегда представляли собой большую притягательную силу для купцов разных стран,находивших здесь выгодный сбыт своим товарам, особенно тканям, главномупредмету ввоза к кочевникам. В то же время кочевники в большом количествепредоставляли им продукты животноводства — кожу, шерсть, кости, мясо, животныйжир. В связи с этим в VI в. наблюдается сдвиг торговых путей на север. Путешественникииз Самарканда, минуя Фергану, отправлялись через Ташкент и Аулие-Ата (нынеДжамбул) в Семиречье, к берегам Чу, оттуда по южному берегу Иссык-Куля и черезперевал Бедель в Аксу.
Вовторой половине VI в. тюркоязычные племена народов Алтая объединились снародами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат.
НародыКаганата столкнулись на Амударье с могущественным Ираном, который стремилсязавладеть Эфталитской державой. Сначала их отношения были дружественными, акогда тюрки разгромили эфталитов, отношения испортились.
Посленеудачных попыток завязать торговые связи с Ираном, тюрки послали в 568-569 гг.посольство в Константинополь с тем, чтобы завязать торговые отношения сВизантией. Путь их проходил по северу Каспийского моря, через Кавказ. В ТюркскийКаганат византийцы отправили своих послов, которые должны были совершитьочистительную процедуру: пройти между огнями.
Начиная с 70-х до 80-х гг. VI в. тюрки вели непрерывныевойны с Китайской империей, Ираном и арабским халифатом, которые лишь обогащаливерхушку воено-племенной знати и стимулировали застойные явления, которыеостановили прогресс в развитии производительных сил, истощили силы тюркскихплемен и обусловили поражение Тюркского каганата и его распад.
Вначале VII в. в западном Каганате наблюдается подъем, укрепляются отношения сКитаем.
В30-х гг. VII в. в Средней Азии проходила вторая волна согдийской колонизацииСемиречья и Восточного Туркестана. Китайский паломник Сюан-Цян, посетившийСреднюю Азию в 630 г., отмечает большое количество городов, в том числе Суяб,где проходили большие ярмарки.
В630 г. наступил период подъема западной части Тюркского каганата. Как и приэфталитах, границы его доходили до берегов Инда. Рост городов оживил торговлю сКитаем, Ираном. Караваны шли через Мерв-Чарджуй-Бухару-Самарканд-Чач-Исфиджаб-Талас-Суяби дальше к оазисам Восточного Туркестана. Согдийские колонии встречалисьвплотную до озера Лоб-Нор.
Вхождение Средней Азии в состав Тюркского каганата имелосвои положительные стороны. Тюркские правители обеспечили краю необходимыйпокой и в то же время не вмешивались во внутренние дела покоренных народов.Согдийские города сохранили практически независимость, сохранили ее и городаФерганы и лишь выплачивали бекам и ханам дань. “Эффективно работал” Великий шелковыйпуть, огромная масса шелка, бархата, различных других тканей, стеклянныхизделий, украшений, парчи, кожаных изделий потоком шла из Китая в Византию иобратно, оседая в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Мерве, Кашгаре, Суябе, Куче иТурфане.
Внутренняя и внешняя торговля оставалась одним изосновных занятий населения. В Бухарской области г. Пайкенд назывался “городомкупцов”.
Особенно оживленно шла торговля с Китаем. Только в627-647 гг. в Китай было направлено 9 торговых посольств. Согдийские колонии появилисьна пути из Чимкента до Китая, в долине Таласа и по реке Чу.
При Тахаридах до XI в. и особенно при Саманидах основныеобласти Мавераннахра и прежде всего долина Заравшана были в хозяйственномотношении передовыми. Постоянно увеличивающийся товарооборот между городом идеревней, между городом и деревней, между сельскими земледельческими районами икочевой степью, а также рост караванной торговли, стимулировали развитиесельского хозяйства, горного дела и ремесел.
Большое внимание в Мавераннахре уделялось ремеслу. Времесленном производстве было занято большое количество людей как в городах,так и в селениях. В селении Зандана, например, выделывали бумажную ткань,которую переправляли в Иран, Фарс, Хиндустан. Из Искиджкета вывозилихлопчатобумажные ткани, из Бухары — овечью шерсть, жир, масло для смазыванияволос, ткани для настила полов в гостиницах, ушмунские (египетские) ткани,конские седла и табаристанские материи, особые сорта мяса и дынь.
Из Самарканда вывозились самаркандские ткани, тканисимгин (серебристые), парча, красные (мамараджиль), синизи, разные шелковыеткани, платки, стремена, удила, ремни, большие медные котлы, орехи и т. д., ит. п.
В двух фарсахах от Самарканда находилось селение Ведар.Здесь производилась хлопчатобумажная ткань, очень красивая, с желтоватымоттенком, мягкая и плотная. Одежду из ведарийской ткани носили только эмиры,везири, кадии и другие представители богатых слоев общества. Платье из нихстоило от двух до 10 динаров.
Из Арбинджана (Рабинджана) вывозились зимние плащи изкрасной шерсти, кожи, оловянные сосуды, конопля, сера. Из Дизака (Джизака) — прекрасная шерсть и одежда. Из Бинакета (Ташкента) — туркестанские ткани.Область Шаша славилась выделкой кож и кожаных изделий. Из Шаша отправлялисьвысокие седла из лошадиной кожи, колчаны, палатки и невыделанные кожи; а такжеплащи, молитвенные коврики, наплечники, хлебное зерно, прекрасные луки, иголки,хлопчатая бумага и ножницы.
В X в. Илакский округ (между Шашем и Ферганой) былцентром разработки серебряно-свинцовых руд. В Илаке был открыт третий вМавераннахре монетный двор (один был в Самарканде, другой в Бухаре), ВосточнаяЕвропа являлась крупнейшим потребителем среднеазиатского серебра в саманидскихдерхемах.
В Уструшане добывалось много железа. Металлические изделияизготавливались в Минке и Мареманде в начале каждого месяца открываласьоднодневная ярмарка, на которую съезжались из отдаленных мест.
Из Ферганы вывозились предметы вооружения и изделия измеди и железа. В Асбаре(Исфаре) добывали каменный уголь, в Фергане — нефть.
Из Хорезма вывозили меха соболей, горностаев, хорьков,ласок, куниц, лисиц, зайцев и коз, а также свечи, стрелы, кору белого тополя,высокие шапки, рыбий клей, рыбьи зубы, касторовое масло, амбру, выделанныелошадиные кожи, мед, лущеные орехи, соколов, панцири, березовую кору,славянских рабов, баранов и коров — все это получали от булгар, т. е. в Хорезмебыла развита транзитная торговля. Кроме того, в самом Хорезме можно былозакупить сушеные фрукты и сласти, полосатое сукно, ковры, парчу для подношений,покрывала из ткани мульхам, замки, ткань арандж, луки, рахбин (сыр), сыворотку,рыбу, лодки.
При Саманидах в Мавераннахре огромное значение имелакараванная торговля, которая связывала Юго-Восточную Европу через Среднюю Азию,Иран и Кавказ с Монголией и Китаем.
Если раньше (в VIII-IX вв.) перевозили исключительнопредметы роскоши, то при Саманидах (в X в.) предметы первой необходимостивстречаются чаще: это и продукты питания, и ремесленное сырье.
Магистраль, соединявшая Переднюю Азию с Монголией иКитаем, шла от Багдада на Хамадан, Нишапур, Мерв, Амуль (Чарджоу), Бухару,Самарканд, Шаш, Бинакет, Тараз (Джамбул), Кулан (ст. Луговая), Мерке,Баласагун, Суяб, южный берег Иссык-Куля и дальше через Восточный Туркестан вКитай.
Громадное значение имел путь из Средней Азии в Европу. Впериод борьбы с Хазарским царством он проходил через Мерв, Бухару и Хорезм, т.е. по Среднеазиатской дороге. Из Бухары купцы отправлялись по реке Джейхун(Амударье) до Кята (Хорезма), затем до Ургенча (Джурджании), оттуда на Замджан,а потом по реке Эмбе через Яик (Урал) в Самару, Кинель, Черемшан и до Булгар.
Хорезм имел прочные культурные и торгово-экономическиесвязи с Итилем и другими областями Хазарского царства.
Купцы в X в. были объединены в торговые компании, в торговыхоперациях очень часто употреблялись чеки. Большие суммы денег можно было сдатьв каком-либо городе любому саррафу (меняла), взять у него чек и по предъявлениипоследнего в назначенном месте получить полностью сданную сумму (“чек” — словоперсидское, обозначает в указанном смысле документ).
Торговля в основном была меновая, деньги служили лишьединицей счета. купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его надругой, такой же оцененный товар. при расчетах старались товаром же покрыть разницув цене. В Китае, например, не признавали серебряных дирхемов и рассчитывалисьтоваром, а в Восточной Европе дирхемы служили и деньгами, и товаром.
Караванная торговля требовала сложного обслуживания. Вгородах и селениях строились караван-сараи, в них имелись худжры для купцов иобслуживающего персонала, помещения для лошадей и верблюдов, мулов и ослов,необходимый фураж и провиант.
Иногда в караван-сараях можно было продать или купитьоптом товар, узнать коммерческие новости и цены.
Существовали специальные купцы или даже компании,которые брали на себя перевозку товара, т. е. организацию транспорта. Вьючныхживотных обслуживали прислуга и проводники. Караваны имели при себе вооруженнуюстражу.
При караванах часто держали переводчиков (толмачей).Караваны насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч вьючныхживотных. Например, в 922 г. от халифа ал-Муктадира направился в страну Булгаркараван в 3 тыс. единиц вьючных животных и 5 тыс. человек.
Значительную роль в развитии торговли играли кочевники-скотоводы.Они брались сопровождать караваны, предоставляли скот для питания и в качестветранспортного средства, и целые роды специализировались на караванной торговле.Караванная торговля не смогла бы развиваться без их участия.
Караваны были не только торговой организацией. Зачастуюони везли ремесленников, художников, мастеров, ученых, путешественников,дипломатические миссии, иногда купцам поручались дипломатические дела. Таккараван 922 г., кроме торговых целей, выполнял дипломатические, военно-техническиеи религиозные поручения. В составе посольства был тюрк и славянин, а также арабАхмед ибн-Фадлан (секретарь посольства), который оставил свои записи. Из Китаяв Среднюю Азию привозили шелк, дешевые ткани и шитую золотом и серебром парчу.Из Средней Азии в Китай шло стекло, особенно ценилось своим высоким качествомсамаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. ИзСредней Азии в Китай везли также лошадей.
В Восточную Европу, в Итиль и Булгар из Средней Азиипоставлялись чеканные дирхемы, рис, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковыеткани. Из Восточной Европы в Хорезм привозилось большое количество кож, меха,пушных зверей, кору для дубления кож, скот и рабы. Из Северной Европы, помимомехов и кож, везли мед и невольников.
Главной заботой Саманидов было распространение ислама иусиленнию влияния мусульманского духовенства. Буддистские храмы в Средней Азиибыли превращены в мечети. Забота о развитии торговли была связана также сраспространением ислама. Обязанность совершать в течение жизни паломничество вМекку способствовала развитию торговых путей, увеличивая общую мобильностьнаселения и знания в географии. Существование арабской империи обеспечивалобезопасность караванных путей и оживление городской жизни. Утвердившись сначалав Дамаске, а затем в Багдаде, халифат добился создания развитой сети дорогмежду Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими народами, Византией иЕвропой — с другой. Главные торговые пути находились в пределах халифата, и егоправители посредством установления сложной системы пошлин сделали их источникомогромных доходов, часть которых шла на содержание блистательных дворов вБагдаде и Дамаске.
На каждом этапе этих дорог, в каждом крупном Центре отИспании до Китая имелись мусульманские общины, мечети, гостиницы, где принималитолько мусульманских торговцев. И вскоре практически на всех караванных дорогахи торговых центрах утвердились только купцы, принявшие мусульманскую веру.Мусульманские специалисты во всех сферах торговли, науки и письменности охотнопринимались во всех государствах. Вскоре при всех дворах, во всех крупныхцентрах большинство военных советников, торговых агентов и специалистов поирригации, а также ученые и астрологи были мусульмане.
Первые успехи ободрили Саманидов. Они начинают широкуюэкспансионистскую политику, поощряют колонизацию степей переселенцами изМавераннахра, которые должны были пропагандировать ислам. Так возникли тримусульманских города в нижнем течении Сырдарьи — Джент, Хувара и Янгикент,местоположение которых не установлено. Не довольствуясь этим, Саманидыпредпринимают походы с целью насильственного утверждения ислама. В 893 г. онизавоевывают город Талас и превращают существовавшую там христианскую церковь вмечеть. Как вновь сооруженные города, так и завоеванный Талас стали центрамиширокой торговой деятельности в Средней Азии, и от каждого из этих городовдорога вела к Иртышу, куда Саманиды также пытались проникнуть.
Известно, что в 960 г. ислам принял тюркский народ,проживавший между Алтаем и озером Иссык-Куль, количеством в 200 тыс. шатров,ставший затем ядром караханидской династии. В том же X в. ислам приняла и частьогузов, живших по нижнему течению Сырдарьи. Чего не смогли добиться арабскиевоеначальники с помощью оружия, Саманиды добились с помощью торговли.
Создание сильной централизованной власти в государствеКараханидов с установлением строжайшего порядка на дорогах, с хорошо налаженнойпочтовой службой, с почтовыми станциями на определенных расстояниях обеспечилив целом оживление торговли. Расширился и поток товаров по Шелковому пути, вособенности по его шашской ветви, проходившей через Ташкент, Отрар, Сайрам,Баласагун, Иссык-Куль и т. д. Это привело к новому подъему ремесленногопроизводства в караханидском каганате и прежде всего гончарного, ткацкого,стекольного, кузнечного, медицинского и ювелирного дела, переработки продуктовсельского хозяйства и строительства.
Складывалась специализация отдельных областей. ВЧаткальской долине действовал горно-металлургический комплекс, где осуществлялосьобогащение и плавка медных руд, здесь же были найдены печи по обжигу кирпича ивинодельня. В городище Шельджи в Таласской долине существовало мощноежелезоделательное производство и в долине обнаружены печи для плавкисеребро-свинцовых руд. Ткачеством занимались во всех городах империи, но самымиразвитыми центрами были Бухара и Самарканд; в Кашгаре и Барахане отливали котлыи колокола, в Афрасиабе, Куве, Ахсикете, Узгене, Варахше и Таразе производилиизделия из стекла. Из стекла же делали столовую посуду, предметы быта иукрашения, парфюмерные флаконы. В горах Таласа добывали железо, медь, олово,золото, нефть и бирюзу — известно 73 выработки и места плавки этих руд. ВАхсикете добывалось золото, на горе Сох (Южная Фергана)- ртуть, в Узгене — нашатырь.
Главными потребителями всех изделий этих ремесленныхцентров были дворы каганов, местных правителей, городское население и жителисельскохозяйственных районов, а также кочевники. Связь между отдельнымирайонами обеспечивал Шелковый путь и его многочисленные ответвления. В XI-XIIвв. в Мавераннахре сформировался отдельный экономический район с устойчивойкооперацией между отдельными регионами и специализацией по отраслямпроизводства. Большую роль в торговом обмене и районировании производстваиграли кочевники, которые не только обеспечивали постоянный устойчивый рыноксбыта для широкого ассортимента изделий, но и связь между отдельными районами,активно участвуя в процессе обмена между центрами ремесленного производства.
Хорезм в составе Саманидского государства былполунезависимым владением. В период образования Караханидского и Газневидскогогосударств Хорезм, благодаря своему окраинному положению, не вошел ни в одно изних. Позднее он оказался в весьма благоприятном положении, так как находился наперекрестке торговых путей из Поволжья через Среднюю Азию в Монголию и Китай, содной стороны, и в Иран с другой. Кроме того, он вел торговлю с гузской степью.
Географы X в. описывают Хорезм как страну, богатуюразнообразной продукцией сельскохозяйственного производства со множествомгородов и высоким уровнем культуры.
После падения Караханидов в Бухаре зародиласьсвоеобразная династия духовных феодалов-садров, которые держали в своих рукахне только духовную, но и светскую власть, владели в городе недвижимостью –лавками на базарах, караван-сараями, мельницами и т. д., участвовали вкараванной торговле. При садре Абд-ал-Азизе Бухара вела независимую политику всистеме Караханидского государства.
Материальные ресурсы богатого и Культурного Хорезма в XIв. тоже продолжали расти, Хорезм по развитию ремесел не уступал ни одномугороду Мавераннахра. Хорезмийским купцам принадлежало ведущее место в торговлесо степью и дальними странами. Неизменно поднималось благосостояниеземледельческих хозяйств свободных земледельцев, живших в домах-усадьбах.
В начале XII в. Мавераннахр был завоеван кара-Китаями.Кара-Китаи подчинили огромные территории от Хорезма до Кашгара. Кара-китайскиеимператоры — гурханы — в качестве своей столицы сохранили старую столицуКараханидов — Баласагун. Во всех завоеванных территориях они не тронули прежнююполитическую, экономическую и социальную структуру, ограничившись в рядеслучаев назначением наместников. При каждом из старых правителей гурханыпоставили своих представителей, большей частью духовных лиц, которые игралироль надзирателей и наблюдателей за исправной уплатой налогов. Ежегодная даньбыла практически единственной формой подчинения кара-Китаям. Налог взимался ввиде подворного обложения — с каждого двора один золотой, независимо от того,сколько человек там проживало.
Влияние кара-Китаев на внутреннюю жизнь Мавераннахрабыло невелико, но они сыграли огромную роль в возвышении Хорезма, разгромивсельджуков и расчистив таким образом путь к утверждению могущественногогосударства хорезмшахов, что дало новую ступень в социально-экономическом иполитическом развитии Мавераннахра.
В условиях оседания кочевой части тюркского населения,роста городов и развития ремесленного производства сложилось переплетениеинтересов кочевого и оседлого населения и утвердилась форма сосуществования исотрудничества тех и других в пределах одного централизованного государства.Это была основа всего позднейшего среднеазиатского абсолютизма.
В этом общественно-политическом механизме большоезначение имели следующие факторы: международная торговля, котораяспособствовала росту материального могущества государства и укреплению взаимнойзаинтересованности оседлого и кочевого населения, выделение значительныхсредств на содержание государственного аппарата и вооруженных сил и интеграцияв социально-экономическую структуру государства тюркских кочевых племен,являвшихся главными поставщиками воинских контингентов. Удачное сочетание этихфакторов создало благоприятные условия для быстрого возвышения государства хорезмшахов,которое в XII-XIII вв. становится на короткий исторический миг великой мировойдержавой.
В X в. город Гургандж, расположенный на левом берегуАмударьи, приобрел большое экономическое и политическое значение благодарятому, что являлся конечным пунктом караванной торговли с Сибирью и ЮжнойРоссией. Отсюда караваны следовали до Отрара, где они вступали в следующийотрезок пути в Китай. Другая дорога вела в Бухару и здесь подходила кразветвлению дорог, которые вели в Китай, в Индию или же через Мерв и Хорасан — на Ближний Восток.
Большое военно-политическое и экономическое значениеприобрели три города по нижнему течению Сырдарьи, довольно рано принявшиеислам, — Дженд, Хувара и Янгикент. Среди них выделялся Дженд, через которыйпроходил караванный путь из страны кипчаков в Бухару. Отсюда набирались лучшиевоинские части армии хорезмшахов и военачальники, отсюда происходило такжевысшее чиновничество. Достаточно сказать, что легендарный Текеш, допровозглашения его хорезмшахом, являлся наместником Дженда, а заняв престолгосударства, назначил сюда наместником “самого любимого своего сына” Насирад-Дина Маликшаха. В указе Текеша говорилось, что Дженд является “основой иначалом” государства и ему придавалось такое же значение, как самому Хорезму.
Предметом особых забот хорезмшахов была торговля.Сохранился указ Текеша, в котором предписывалось одинаково справедливоотноситься ко всем купцам — дальним и близким, тюркам и иноземцам, непрепятствовать торговым сделкам, обеспечивать безопасность на дорогах, защищатьтовары и жизнь купцов от грабежа и насилий (3. М. Буниятов. Государствохорезмшахов-ануштегенидов. М., 1986). Хорошо организованная охрана дорог икараванных путей стимулировала развитие внутренней и внешней торговли.Рассказывают, что хорезмийские купцы со своими товарами доходили до Андалузии иКитая.
Огромные выгоды приносила хорезмским купцам торговля сюжно-русскими княжествами. Отсюда поступали меха (лисьи, волков и бобров), атакже различные товары, производившиеся в русских городах. Выросла торговля сКитаем, особенно после того, как в XII в. на некоторое время был закрыт морскойпуть в Китай из Персидского залива, и весь поток товаров с запада хлынул вКитай через Хорезм. Практически лет на пятьдесят Хорезм стал важным этапом вторговле всего мира с Китаем. Хорезмские купцы захватили в свои руки всюторговлю с Монголией. Сюда они везли ткани, шитые золотом, хлопчатобумажныеткани и бухарскую ткань зендани (грубая хлопчатобумажная ткань). Монголыпринимали хорезмских купцов с большим почетом и ставили для них шатры из белоговойлока, считавшиеся знаком особого уважения.
Развитие международной торговли стимулировало ростгородов и ремесленного производства. Благодаря своему выгодному географическомуположению два города приобрели особую значимость — Гургандж и Дженд. Онирасполагались на пересечении важных путей сообщения и стали центрамимеждународной торговли.
Развитие международной торговли стимулировало и развитиеремесленного производства. В Хорезме аккумулировалось искусство ремесленниковсамых различных стран, и в то же время появилось большое число собственныхумельцев, изделия которых высоко ценились во всех уголках Востока. Гурганджстал средоточием самых искусных ремесленников Хорезма, Всего здесьнабчитывалось 50 основных специальностей ремесла. Женщины Гурганджа былиискусными вышивальщицами. А кузнецы, плотники, резчики по слоновой кости идереву, швейники, производители шелка славились своим изящным искусством итонким ремеслом. В городе было много базаров, и на каждом царил строгийпорядок. Была введена специальная должность — мухтасиб, который наблюдал за ихсостоянием. Он проверял качество товаров, чистоту посуды, свежесть продуктов,следил за точностью мер и весов и пресекал обман и мошенничество.
В то время как сын Текеша хорезм-шах Мухаммед объединялземли Мавераннахра, Мангышлака и большей части Персии и включал их в составХорезмского государства, в далекой Монголии происходил процесс формированиякочевого феодального государства.
Объединив монголов, в 1209 г. Чингиз-хан совершил походв страну Тангут (на северо-востоке Китая). В 1211 г. Чингиз-хан с огромнымвойском начал поход на Северный Китай, и в 1215 г. взяв Пекин, сверг цинскуюдинастию и присоединил Северный Китай к монгольскому государству.
В этот период Хорезм-шах, заканчивая завоеваниеМавераннахра, мечтал совершить поход в Китай. Но до него дошли слухи, чтоЧингиз-хан в 1215 г. взял Пекин. Чтобы проверить слухи, Мухаммед хорезм-шахпослал к Чингиз-хану послов, которые нашли его в Китае. Чингиз-хан хорошо принялпослов Мухаммеда и просил передать, что считает себя полновластным царемВостока, а Мухаммеда – владыкой Запада.
Через некоторое время из Хорезма было отправлено новоепосольство к Чингиз-хану северным путем, минуя государство Кучлука. Посольствоявилось с большим торговым караваном, во главе которого стояли Ахмед Ходженди иАхмед Балчич. Купцы продали Чингиз-хану товары по сходной цене. В ответЧингиз-хан отправил от себя караван с товарами и подарками, а также своихпослов. Во главе их был хорезмиец Махмуд, богатый купец, известный под именемЯлавача-посла.
Мухаммед принял купцов, по видимому, в Бухаре, выслушалпослание монгольского хана, в котором говорилось, что Чингиз-хан слышал омогущественном Мухаммед-хане, желает заключить с ним мирный договор и почитаетего наравне с лучшими из своих сыновей. Последенее на языке дипломатииозначало, что Чингиз-хан намерен относиться к хорезм-шаху, как к своемувассалу. Это унижало достоинство хорезм-шаха. Такая перспектива не могла емупонравиться – он считал себя вторым Александром, вторым султаном санджаром. Иночью, тайно Мухаммед-шах призвал к себе Махмуда Ялавача, напомнив ему, что онхорезмиец и должен служить ему, а не Чингиз-хану. Потребовал рассказать ему осилах монгольского хана, о его завоеваниях и дальнейших намерениях. В концеразговора Мухаммед предложил Ялавачу стать его шпионом при дворе Чингиз-хана.Махмуд согласился или сделал вид, что согласился.
Хорезм-шах отпустил послов, обещая подписать договор сЧингиз-ханом. Последний остался доволен и в 1218 г. снарядил огромный торговыйи посольский караван из 450 человек и 500 верблюдов. Караван вез огромныеценности и подарки. Во главе каравана стояли мусульманские купцы. Караваннаправился в столицу Хорезма Ургенч, где находился Хорезм-шах, но был задержанпо пути в пограничном городе Отраре, где стоял хорезмский гарнизон.
Источники не сохранили нам ясной картины происшедших вОтраре событий. Известно только, что Инальчик — комендант крепости Отрара,отдал распоряжение разграбить караван, а всех людей его перебить. Спасся толькоодин человек — погонщик верблюдов. Ему удалось добраться до ставки Чингиз-ханаи рассказать о трагической судьбе каравана.
Чингиз-хан был крайне оскорблен, но сдержал свой гнев иотправил Хорезм-шаху послом ибн-Кефрадж Богру в сопровождении двух верных емулиц с требованием наказать виновных и наказать Инальчика. Хорезм-шах в ответ наэто приказал убить посла, а товарищей отпустить, предварительно сняв с нихбороды. Все это обозначало полный разрыв торговых и дипломатических отношений.
Во II половине XII в. Хорезм стал крупнейшим центроммеждународной торговли. Сюда приезжали купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюдашли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. ИзУргенча — столицы Хорезма, шли пути в Монголию, через половецкие степи — вСаксин (портовый город в устье Волги), в русские княжества и в Европу.
В 1970-е годы каракалпакские геологи после раскопок наплато Устюрт обнаружили остатки средневековых караван-сараев Белеули,Кос-Булак, Булак, открыли развалины пограничных крепостей и сторожевыхсигнальных башен XII — начала XIII в. Особенно интересна крепость Пульжай,развалины которой находятся на юге, Восточном подъеме, на плато, в старинныхлетописях называемом “Ворота народов”. Открыты “мертвые” города крепости, сразвитой системы фортификации, стенами из каменных блоков и с башнями, скараван-сараями, мавзолеями и родовыми усадьбами. Только от побережьяМангышлака с северо-востока и юго-востока Каспия протянулось около десятикрепостей.
Развитие системы коммуникаций подтверждает рассказыочевидцев о том, что в конце XII — начале XIII в. купцы Хорезма держали в своихруках большую часть товарооборота в Средней Азии и имели хорошо укрепленныегорода.
К началу XIII в. кочевое феодальное государство монголовдостигло своего могущества. Имя Чингиз-хана стало известно не толькоЦентральной, но и Средней и Передней Азии.
Разгром каравана в Отраре и убийство посла Чингиз-ханаибн-Кефраджа Богры ускорило решение Чингиз-хана начать поход на культурные ибогатые земли Мавераннахра, который он намечал на более позднее время.
До лета 1220 г. монголы захватили всю восточную ицентральную части современного Узбекистана. В 1221 г. Чингиз-хан взял Балх,затем г. Мерв. После падения Ургенча на территории Средней Азии уже не былоникакой другой власти, кроме монгольской.
Для управления областями Средней Азии монголы прибегли кпомощи купцов.
Чингиз-хан, а затем Угедей отдали области Средней Азии,которые входили в улус Чагатая, в частности Маверанахр, на откуп в управлениеодному из богатейших купцов — Махмуду Ялавачу.
Махмуд Ялавач вследствие столкновения с Чагатаемвынужден был покинуть Мавераннахр в 1238 г., но Угэдей в знак признательностиза его заслуги назначил его губернатором Пекина, и в этой должности он пребывалвплоть до своей смерти в 1254г.
Ему наследовал его сын Масудбек, который сохранил этудолжность до 1289 г., ему затем наследовали три сына, последний из которыхвступил в эту должность в 1303 г. Масудбеку удалось благодаря дипломатическомулавированию продержаться довольно долго и добиться ряда сдвигов в отношениях сосвоими господами. В Бухаре было построено крупное медресе, восстановлен Отрар,как крупный торговый центр, по его инициативе было начато строительство новогогорода — Андижана, который оставался до начала XVIII в. главным городомФерганы. В Хорезме недалеко от прежнего Гурганджа был построен новый город — Ургенч, превратившийся в важный торговый центр, связавший шелковый путь сЗолотой Ордой и русскими княжествами. Восстанавливается его значение как одногоиз главных центров развития тюркской литературы и культуры.
Рост торговых отношений, складывание единого внутреннегорынка и единого хозяйственного механизма в Мавераннахре, формированиесоциальных классов способствовали развитию центробежных сил, ведущих кскладыванию единого централизованного государства в Средней Азии. Этомуспособствовал и распад монгольской империи, начавшийся с 1260 г., когдаХубилай, внук Чингисхана, провозглашенный ханом на курултае, перенес столицу изКаракорума в Пекин, положив начало юаньской династии Китая. В связи с этим наместе прежней империи Чингисхана возникают три самостоятельных монгольскихгосударства — в Персии, Золотая Орда и в Мавераннахре.
Всостав Золотой Орды входил Булгар с его областью, на севере граница проходилапо русским княжествам, на юге орда владела Крымом с его приморскими городами,Кавказом до Кавказского хребта и Дербента, а иногда и Баку, на востоке ееграницы простирались до Западной Сибири и низовьев Сырдарьи, северного Хорезмас городом Ургенчем, на западе до Днестра и дальше.
Центром Золотой Орды была выбрана Нижняя Волга, навосточном берегу которой была основана столица Сарай (дворец), ставшаявременной резиденцией ханов, так как в течение большей части года ониоставались кочевниками. Не случайно было выбрано это место. Здеськонцентрировались обширные пастбища, богатые зерновые области и торговые пути.Самая важная из этих дорог шла параллельно Волге к югу от булгар, где онасоединялась с великой трансконтинентальной магистралью между Китаем, Европой иИндией. Западные торговцы, лишенные своих баз в Сирии из-за египетскихмамлюков, использовали возможность создать свои базы на черноморском побережье.Венецианские и генуэзские торговцы установили свои торговые колонии вдоль восточногопобережья Крыма и в устье реки Дон в Тане, которые приобрели особенно важноезначение как западная оконечность северного караванного пути из Китая черезВолгу, средоточие огромной части международной торговли XIV-XV вв.
Все ханы Золотой Орды покровительствовали торговле, видяв ней основной источник богатства государства. Батухан, его брат Верке(1256-1266 гг.) и особенно хан Узбек (1312-1340 гг.) приняли самые решительныемеры для установления безопасности на всем протяжении дорог по владениям ЗолотойОрды и оказания всяческой поддержки купцам, торгующим по этой дороге. ЗолотаяОрда заняла доминирующее положение на всем протяжении северноймежконтинентальной караванной дороги, идущей из Китая через Отрар и Хорезм,нижнее Поволжье, Азов, Крым и Европу. Хан Узбек заключил соглашение свенецианцами в Каффе об условиях торговли. Венецианцы за разрешение иметь вТане торговый центр должны были платить налог три процента от общего доходавсей торговли. На базарах Тана шла бойкая торговля зерном, солью, вином, сыром,шелками, индийскими специями, а также татарскими и русскими детьми, которыхпродавали в рабство. Генуэзцы должны были за разрешение торговли обслуживатьфлот на Каспии, который проходил через Волгу до булгар. В самом Сарае торговымлюдям были созданы самые хорошие условия. Они жили в отдельных кварталах,окруженных стеной для защиты их имущества, были отдельные районы базаров иремесленников.
Тимур внимательно следил за событиями в Золотой Орде. Онсам не прочь был завладеть этими богатыми областями и установить контроль надкараванными путями и в то же время хорошо представлял опасность, которая моглаисходить от объединения двух частей улуса Джучи. Вот почему он радушно принялсына казненного Туй Хаджи-оглана Тохтамыша, бежавшего из Ак-Орды и предложившегосвои услуги. Казалось, сама судьба послала ему смертельного врага Урусхана,жаждавшего отомстить за смерть отца.
У Тимура были свои счеты с Золотой Ордой. Покасуществовала караванная дорога из Китая в Европу через Крым, Нижнее Поволжье иХорезм, нечего было и рассчитывать на экономическое процветание главныхвладений Тимура. Война Тимура против Тохтамыша и преследовала эту цель — уничтожение караванной торговли. В двух битвах 1391 г. и 1395 г. Тимур наноситсокрушительное поражение Тохтамышу. Захват Астрахани и Сарая Берке,разграбление и полное уничтожение этих городов полностью остановили торговлю.Во всем этом обширном и богатом крае начался резкий упадок рынков иремесленного производства. Золотая Орда оказалась изолированной и зачахла, а послепоследнего похода золотоордынских ханов на Москву, закончившегося и вовсепровалом, она приходит в полное запустение.
Чтобы лишить Золотую Орду источников ее огромныхдоходов, Тимур направился к устью Дона, к городу Таи, где размещались колониикупцов из Генуи и Венеции, Бискайи и Каталонии и других стран Запада. Город былзахвачен и разграблен. Банки, церкви и склады опустошены. Оставшихся в живыхкупцов отпустили за огромный выкуп, который превышал стоимость всех их товаров.От Тана Тимур двинулся на Астрахань (Хаджи Тархан). Был ноябрь, и Волгазамерзла. Город оказал слабое сопротивление, но и этого было достаточно, чтобыразрушить его полностью. Весь народ был изгнан из города в степь, все былосожжено, а правителя утопили в проруби.
Теперь настала очередь и Сарая Берке. Город был захваченбез всякого сопротивления со стороны жителей, практически у Золотой Орды армиине было и защищать город было некому. Он был сожжен дотла, все здания разрушеныдо основания. Там, где раньше была столица, остался лишь небольшой холм.Раскопки, произведенные в XIX в., обнаружили торговые подвалы, полныеиспорченных товаров. Это то, что не сумели унести победители, а все останкилюдей были без головы, без рук и ног. Сарай Берке больше никогда не былвосстановлен и канул в вечность.
С уничтожением Сарая Берке и сокрушением силы ЗолотойОрды северная торговая дорога, связывавшая Ближний и Дальний Восток, былаликвидирована и вся караванная торговля переориентирована на юг. Караваны изКитая на Ближний Восток вновь взяли курс через Отрар, Ташкент, Самарканд, Балх,Герат и Султанию на Тир и Силой. Венецианские путешественники Барбара иКонтарини в XV столетии сообщали о полном упадке и разорении Таны и Астрахани,а английский посол Дженкинсон в 1558 г. нашел Астрахань “убогим и нищим”городом, а торговые дороги разрушенными и опасными. Ибн Арабшах Бекаре полслесмерти Тимура писал: “Обрабатываемая земля Дашти-Кипчак стала пустынной исухой, жители бежали, рассеялись, так что если бы кто-либо пошел через нее безпроводника или разведчика, он, конечно, сгинул бы, потеряв дорогу, даже летом,так как ветры, поднимающие и разносящие пески, скрыли дорогу, замели и стерлиее”.
Теперь весь поток грузов хлынул по дорогам, проходящимчерез Мавераннахр. Поступления от торговли стали важной частью доходов Тимура,не менее важной, чем поступления от грабежа других городов. На дорогах былустановлен полный порядок, и купцы могли без опасений путешествовать по ней.Клавихо, совершивший путешествие от Трапезунда до Самарканда за четыре месяца,находил, что “вся страна была в мире под правлением и управлением Тимура”. ОтТебриза по всей хорасанской дороге на станциях держали постоянно готовыхлошадей для послов и курьеров, дежурили охранники, которые заботились обезопасности послов и купцов, их багаже и транспорте.
Здесь собирались купцы из Сирии, Венгрии, Генуи, Турции,Багдада, Ормузда, и в сопровождении экскорта караваны направлялись через Мешхеди Балх в Мавераннахр. Отсюда шел поток тканей, стекла, металлических изделий.Из Индии шла дорога через Гинду-куш, Балх. По ней привозили мускатный орех,гвоздику, имбирь и корицу. Из кипчакских земель через Сырдарью везли меха,кожаные изделия, холст. По караванному пути с востока, с реки Хуанхэ, по краюТаримского бассейна везли из Китая самые дорогие из иностранных товаров — шелка, драгоценные камни, включая агат и жемчуг, лекарства и фарфоровыеизделия.
Тимур получал от этой торговли огромную прибыль. Этотбывший кочевник, безграмотный лихой наездник, хорошо понял, что государствоодним грабежом не создашь и что подлинные богатства государства создаются наоснове торговли. Таможенные пошлины и налоги взимались во всех караванныхгородах и узлах дорог. С немусульман пошлину взимали вдвое большую, чем смусульман. Большую часть этих поступлений получал сам Тимур. Неудивительнопоэтому, что он старался гарантировать купцам сохранность их товаров. В случае,если товары были разграблены на территории его империи, вся провинция, где былограблен купец, должна была компенсировать ему потери в двойном размере, асамому Тимуру уплатить в пятикратном размере от потерянной суммы. Еслипредставить, как сообщали западно-европейские купцы, что правитель Азербайджанаот одного Тебриза получал доход, во много раз превышавший доходы самого мощногоиз европейских государств, то можно понять, какие огромные поступления шлиежегодно в имперскую казну от торговых пошлин.
Вместе с тем Тимур занялся и промышленной деятельностью,которая практически была лишь одной из составных частей его грабительскойполитики. Он объявил все минеральные ресурсы своей собственностью ираспространил свою монополию на эксплуатацию месторождений драгоценных камней.Все шахты Бадахшана, где добывались рубин, ляпис-лазурь и сапфир, взяты былипод его охрану, и все добытое доставлялось лично ему, а затем по завышеннымценам отправлялось на рынок.
Все караванные торговые пути сходились в Самарканде,столице империи. Город стал перекрестком Азии, центром континента. Всредневековье географы и историки делили Азию в зависимости от расположения к нему.По замыслу Тимура, Самарканд должен был достойно представлять егомогущественную империю и стать самым красивым городом мира. По величине ироскоши он должен был превосходить все то, что могло придумать человеческоевоображение. Здесь сконцентрировались все самые честолюбивые устремлениязавоевателя. По сравнению с его столицей все другие столицы мира должны быливыглядеть как жалкие деревушки. С этой целью вокруг Самарканда был создан ряднебольших поселений, которым давали названия крупных городов мира — Багдад,Дамаск, Каир, Шираз, Султания и даже Париж, трансформировавшийся позднее вФариш.
Созидательная деятельность в Самарканде имела для Тимураглавным образом политическое значение. Все постройки, произведенные при нем,должны были поражать воображение и донести до потомков силу и могущество егоимперии. А купцы должны были увозить из Самарканда вместе с товарами ивпечатление о подавляющем величии империи Тимура и безнадежности сопротивленияего воле. Новые постройки должны были по размерам превосходить все прежниесооружения, затмить уже существующие памятники других эпох.
Вся огромная империя должна была участвовать ввозведении имперски величественного державного Самарканда. Через пустыни игорные перевалы спешили к Самарканду обозы, груженные добычей и всем, что можнобыло вывезти для его украшения. Из Индии шли караваны слонов с сокровищами изопустошенных и разграбленных храмов и дворцов Пенджаба и Делийского султаната.Из Дамаска и Багдада, из Анатолии и Ормузда, с берегов Волги и с Кавказа день иночь двигались телеги, перевозившие с руин непокорных городов строительныематериалы и произведения искусства.
В начале XVI в. государство тимуридов пало, одной изпричин которого была феодальная раздробленность, стремление к сепаратизмуотдельных владетелей.
Шейбани-хан, используя дипломатию и силу, постепенноприбрал к рукам земли Мавераннахра.
Кочевые узбеки, приведенные Шейбани-ханом в Мавераннахр,обосновались в лучших местах: около Ташкента, в долине Заравшана,Кашкадарьинском и Сырдарьинском районах; значительная часть кочевников перешлаАмударью и заняла территорию современного Северного Афганистана.
Хозяйственная жизнь городов стала постепенновосстанавливаться. В XVI в. широких размеров достигла ремесленная и торговаядеятельность городов Бухары, Самарканда и Ташкента. До наших дней сохранилисьпостроенные при Абдулле-хане чорсу – купольные здания, караван-сараи, мечети идругие здания в Бухаре.
С развитием ремесла оживилась торговля. В XVI в.бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направились вМоскву, Индию, Иран, Кашгар, в Сибирь, казахские степи, к ногайцам и т.п.Ответные посольства прибывали и в Бухару.
После присоединения Казанского, а затем Астраханскогоханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 г. купцы из Хорезма, ав Бухаре – купцы из Московии.
В 1558 г. в Бухару прибыл англичанин Дженкинсон,совмещающий в своем лице представителя английской “Московской компании” иофициального посла Ивана Грозного. В 1559 г. с ним приехали в Москву посольстваиз Бухары, Балха и Ургенча для заключения торгового договора. В дальнейшемАбдулла-хан направлял несколько раз послов к Ивану Грозному и его сыну.
Из Московского государства доставлялись “рыбий зуб”(моржовые клыки), меха, выделанные кожи, мед и воск, деревянная посуда,металлические изделия, соколы и кречеты. Из Западной Европы через Московиювозили сукно, бархат, зеркала, оружие (тайком, оно было запрещено к вывозу). Поособым царским разрешениям в Бухару ввозились серебро и монета.
Из Средней Азии в Московскую Русь шли шелковые,шерстяные и хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец, ковры, разныепряности, сушеные фрукты и пр. В Средней Азии торговали рабами, в основномиранцами, захваченными узбеками при набегах на Хорасан, и русскими, которых онипокупали у кочевников Дашти-Кипчака.
Возобновились связи с Китаем по Великому шелковому пути.
В начале XVIII в. междоусобные распри и феодальные мятежи парализовалихозяйственную и культурную жизнь Мавераннахра и привели к кризису.
Одной из внешних причин экономического упадка, очевидно,следует считать открытие морских путей в XVI в. и прекращениеторговли по древним караванным путям.
Великий шелковый путь вновь приобретает своеисторическое значение. История по сути своей — это великий учитель. Никто недумал, что исторический опыт накануне 21 века, будет оцениваться в качествесамого удобного и современного фактора.
Интерес и внимание к восстановлению Великого шелковогопути стал еще более возрастать после обретения Узбекистаном независимости. Ибов прошлом считался и поныне остается сердцем этого древнего караванного пути. Ипоэтому наше государство является главным инициатором международных мероприятийпо восстановлению древнего пути.
Правительство Республики Узбекистан организовалоМеждународную конференцию по реабилитации Шелкового пути в Ташкенте, котораяпроводилась 20 — 22 сентября 1999 г. Правительство Республики было представленоГАК “Узавтойул” в качестве официального организатора, также в проведениеконференции внесли свой вклад Международная дорожная федерация (МДФ) ипрограмма ООН/ЭСКАТО.
В конференции принимали участие высокопоставленныеделегации со всех стран, расположенных по маршруту Шелкового пути, для тогочтобы обменяться мнениями и взглядами с представленными международными организациямии финансовыми институтами, государственными и негосударственными организациями,а также с огромным количеством компаний и организаций частного сектора.Следующие государства были представлены официальными делегациями:Азербайджанская Республика, Болгария, Китайская Народная Республика, Грузия,Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Кыргызская Республика,Сирийская Арабская Республика, Республика Таджикистан, Республика Турция иРеспублика Узбекистан. Следующие страны были представлены соответствующимипослами: Республика Румыния и Туркменистан.
Обшей целью конференции стала систематизация информациипо текущей ситуации в коридоре Шелкового пути и существующим проблемам, такжеопределение практических мер, необходимых для возрождения сети дорог Шелковогопути (начиная с Китая, пересекая Центральную Азию, Кавказ) в Европу черезтерриторию всех участвующих стран.
Конференция решила, что возрождение и реабилитация сетидорог Шелкового пути является первостепенной и наиболее важной задачей для дорожныхведомств стран-участниц. Международные организации, такие как МДФ имеждународные финансовые институты, будут сотрудничать с дорожными ведомствамив рассмотрении экономических и региональных выгод, также понижения уровнябедности населения. Все международные финансовые институты подчеркиваютнеобходимость скорейшего решения проблем прямых и косвенных пограничныхбарьеров, укрепления и реструктуризации учреждений дорожного сектора и принятиярыночной политики, основанной на принципе пользовательской платы.
Конференция заключила, что страны, подписавшие Основноемногостороннее соглашение по международному транспорту в Баку 8 сентября 1998г., должны предпринять меры по ратификации соглашения. Другие страны должныпоощряться для вступления в соглашение.
Конференция уверена, что для всех участвующих страндолжен быть гарантирован полный и равный доступ к сети дорог Шелкового пути.
Конференция предложила, что необходимо учредить Советминистров транспорта и коммуникаций для развития программы по реабилитации сетидорог Шелкового пути. Формулирование таковой сети должно осуществляться втесном сотрудничестве с ООН/Европейской Экономической Комиссией и ООН/ЭСКАТО.Совет будет заниматься определением приоритетов в дорожной сети ипредставлением приоритетных проектов по реабилитации во всех имеющих отношениек вопросу секторах транспорта, основываясь на лучших возможных маршрутах,включая паромы и принимая во внимание экономичное время транзита, безопасностьи экологический аспект.
Для оказания помощи в работе такового Совета, необходимотакже создать постоянное Ведомство по дорожному коридору, с участием какчастного так и государственного секторов. Государственные дорожные ведомства втесном сотрудничестве и координации с Ведомством по дорожному коридору будутзаниматься реализацией проектов, укреплением государственно-частногопартнерства и маркетингом в рамках Шелкового пути. В круг задач, решаемыхтаковым Ведомством также будет входить проведение переговоров с международнымифинансовыми институтами по вопросам финансирования строительства иреконструкции дорог по возможности на наиболее выгодных условиях. Ведомство подорожному коридору будет организовывать на периодической основе конференции,сфокусированные на конкретных вопросах, таких как пограничные барьеры,экономические соображения, безопасность и окружающая среда для отслеживанияпрогресса и выдвижения дальнейших рекомендаций по развитию сети дорог Шелковогопути.
Конференция уверена, что государственно-частныепартнерства для усовершенствования основных дорожных сегментов и продвижениясети дорог Шелкового пути являются единственно подходящим выходом из положения.
Наибольшее значение придается созданию хорошихтранзитных условий для стимулирования торговли по сети дорог Шелкового пути вкачестве трансконтинентального моста между Азией и Европой. Государствам,пользующимся паромными переправами, которые являются составными частямиШелкового Пути, необходимо совместно рассмотреть и решить вопрос эффективногоиспользования паромов. Аналогично, необходимо рассмотреть маршруты через Иран.Делегаты приняли точку зрения, что пограничные проблемы снижают эффективностьусовершенствованных дорог. Устранение косвенных барьеров на пути транзитаявляется важным приоритетом и Совет министров транспорта и коммуникаций долженбудет вносить существенный вклад в организацию свободного потока товаров илюдей по всем направлениям сети дорог Шелкового пути.
Совет министров транспорта и коммуникаций будет такжеспособствовать учреждению стандартов, которые должны быть привязаны саналогичными стандартами в Европейской или Азиатской автомобильной сети икоторые будут применяться во всех странах, расположенных по сети дорогШелкового пути.
Азербайджанская делегация указала, что государствам,пользующимся паромной переправой Баку — Туркменбаши, которая является составнойчастью Шелкового Пути, необходимо совместно рассмотреть и решить вопросэффективного использования паромов.
Иранская делегация указала, что до настоящего временимаршруты через Иран не рассматривались. Для многих государств в ЦентральнойАзии самыми короткими, быстрыми, надежными и наиболее экологически чистымимаршрутами до глубоководных портов являются маршруты, проходящие через Иран, иони ожидают, что Ведомство по дорожному коридору должным образом рассмотрит этимаршруты.
Таджикская делегация указала, что важно использоватьнаиболее короткие и эффективные маршруты для того чтобы оптимизировать влияниеэкологических и экономических факторов.
Узбекская сторона сообщила, что начаты работы попроектированию строительства скоростной автомобильной дороги, проходящей черезвесь Узбекистан с востока на северо-запад по кратчайшему направлению, связываяКитай и порты Каспийского моря.
Внашей стране под руководством Президента ускоренно ведутся экономические реформы,процесс международной интеграции. А такую актуальную задачу трудно осуществить,не развивая местные и международные пути сообщения. Потому что процессускоренной интеграции нашего государства в мировую экономику непосредственносвязан с эффективной работой дорожной системы. Современная рыночная экономикатакже требует этого. Наше правительство, учитывая это, уделяет большое вниманиеразвитию в стране дорожных сетей. На сегодняшний день в Узбекистане имеется 138тысяч километров автомобильных дорог с твердым покрытием, соединяющих друг сдругом все населенные пункты, народнохозяйственные объекты нашей республики. Вэтом Узбекистан занимает ведущее место среди стран СНГ.
Разрабатываютсявсе новые и новые проекты для приведения дорожных сетей в соответствие ссовременными требованиями для выхода Узбекистана на мировой рынок. Примеромтому может служить работа, проводимая над проектом скоростной магистралиАндижан—Ташкент—Нукус—Кунград. А автомобильная дорогаТашкент—Андижан—Ош—Кашгар, которая является основой программы Великогошелкового пути, соединит Европу с Китайской Народной Республикой черезтерриторию нашей страны, а затем со странами всей Юго-Восточной Азии. Пуск вэксплуатацию этой дороги даст еще одну возможность укрепить экономику иулучшить благосостояние населения стран региона. Достойно внимания то, чтобольшая часть этого пути, в частности строительство дороги протяженностью 398километров, а также тоннелей на перевалах Камчик и Резак, осуществляетсяузбекистанскими строителями.
ВосстановлениеВеликого шелкового пути было начато в 1993 году на Брюссельской встречесозданием ТРАСЕКА — Транспортного коридора Европа-Кавказ—Азия. Тогда былапринята и декларация по данному вопросу. Восстановление Великого шелкового путистало одной из самых актуальных задач нашего времени. И Узбекистан активноучаствует в осуществлении этого крупного международного проекта.
Список литературы
Историянародов Узбекистана в 2-х частях под редакцией А. Аскарова, 1993 г.;
ХидоятовГ. А. Моя родная история, 1993 г.;
ВозрождаетсяВеликий шелковый путь, “Народное слово” №185, 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Планирование организация и контроль маркетинга на предприятии
Реферат Учет и анализ использования основных средств в ООО Иж-лайн
Реферат Формы собственности
Реферат Внешняя торговля 18 века
Реферат Othello 3 Essay Research Paper In the
Реферат Комплексные металлоорганические катализаторы
Реферат "Песнь о Беовульфе" как источник по мировидению раннего средневековья
Реферат Налоговый контроль 2 Понятие принципы
Реферат Портрет российского чиновничества
Реферат Концептуальные основы и содержание коррекционной педагогической деятельности 2
Реферат Бундестаг и Бундесрат: порядок формирования, структура, компетенция, порядок деятельности
Реферат Образ Англии в творчестве Е. Замятина
Реферат Проектирование привода электролебёдки (редуктор)
Реферат Перспективи розвитку вітчизняного сільского господарства
Реферат Інтерполяція інструментів фіскальної політики на Державний бюджет України