Содержание
Введение
Глава 1. Французская реформация XVI века
1.1 Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции наканунерелигиозных войн
1.2Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации
Глава 2.Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке
2.1 Основныеэтапы религиозных войн
2.2 Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии воФранции
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым"большим по числу жителей (15 млн. человек) государством Европы. По уровнюэкономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавскиестраны, но отставала от Голландии и Англии.
Длительная кровавая междоусобица второй половины XVIв., известная под названием «религиозных войн» (или гугенотских войн), не быласлучайным явлением в истории Франции. Причины этих войн были чрезвычайносложны, религиозная же оболочка прикрывала, как и в других странах Европы XVIв., классовые интересы борющихся сторон.
Происходивший во французской деревне процессдифференциации имел своим следствием обнищание значительных масс крестьянства,которое привело к их частичной экспроприации. В то же время наёмные рабочие какгорода, так и деревни страдали от понижения реальной заработной платы вусловиях «революции цен», проявившейся во Франции весьма интенсивно.
Пострадали от «революции цен» и рядовые дворяне,получавшие фиксированный денежный ценз. Для буржуазии рост цен был выгоден; онубыстрял накопление капитала, понижая реальную заработную плату наёмныхрабочих. Во Франции, однако, «революция цен» принесла буржуазии не только однивыгоды. Благодаря тесным торговым связям с Испанией во Францию ранее, чем вдругие страны, стало прибывать большое количество обесцененных испанских монет,вследствие чего начался быстрый рост цен на сельскохозяйственные продукты, мануфактурныеи ремесленные изделия. Поскольку в других европейских странах, с которымиторговали французские купцы, цены росли медленнее (за исключением Испании),вывозившиеся из Франции вина, плоды, зерно, скот, кожи и т.п. частично потерялирынок сбыта. Тяжело сказалась «революция цен» на ещё недостаточно окрепшейфранцузской мануфактуре. В середине XVI в. французские полотна, холсты, сукна,шелка, книги, стеклянные и металлические изделия и т. д. уже не находили себеза границей такого широкого спроса, как в 20-30-х годах. Сбыт французскихтоваров на внешнем рынке, имевшем в первый период развития мануфактурыпервостепенное значение, становился всё более затруднительным из-за конкуренциидешёвых товаров, произведённых в странах с менее ярко выраженной «революциейцен». Можно также предположить, что развитие внутреннего рынка затруднялосьпадением заработка рабочих и ремесленников и ростом налогов, сокращавшихпокупательную способность трудящихся масс. В результате началось частичноесвёртывание производства. Некоторые мануфактуры закрылись, в других уменьшилоськоличество рабочих. Стали сокращаться прибыли купцов и мануфактуристов.
Постепенный подъём цен во Франции, начавшийся на Юге с1520 г. и на Севере примерно десятилетием позже, сменился с 50-х годов XVI в.(на Юге несколько раньше) резким, скачкообразным повышением цен. В это времябыстрый рост импорта в Европу южноамериканского дешёвого серебра наводнилИспанию, а через неё и Францию обесцененной серебряной монетой и вызвалмонетный кризис (нарушение векового устойчивого соотношения ценности золота исеребра). Кроме того, в последние годы итальянских войн необычайно возрослиналоги. На буржуазию, в том числе и на её наиболее богатые слои, обрушилисьнаряду со множеством различных пошлин принудительные займы и специальные налогина богатых.
Мир в Като-Камбрези не принёс значительных перемен; онне мог приостановить начавшиеся экономические затруднения. Территориальныеприращения оказались более чем скромными. Италия была потеряна для французскогодворянства, казна — совершенно пуста, а государственный долг огромен. Армиюраспустили, не заплатив ей просроченного жалованья. Когда привыкшие к военнымграбежам дворяне вернулись в свои поместья, они нашли там обветшалые строения ивесьма сократившиеся доходы.
Так постепенно складывались предпосылки длягражданских войн. Назревало возмущение задавленных непосильной нуждой народныхмасс. Росло недовольство буржуазии. Одновременно усиливалась оппозиция в средемелкого и среднего дворянства. Знать была недовольна централизацией государстваи оттеснением вельмож от политических дел. Как мы видим, все слои французскогообщества были недовольны. Но их цели были различны и противоречивы. Народборолся против феодального строя в целом; буржуазия жаждала более благоприятныхусловий для своего обогащения. Знать желала приостановить дальнейшее развитиецентрализации, а дворянство, хотя и не являлось противником централизации, былонедовольно внутренней и внешней политикой династии Валуа и подчас готово былона время примкнуть к оппозиционно настроенной знати.
Усилившаяся оппозиция абсолютизму со стороны знати ичасти временно примыкавшего к ней «дворянства шпаги» и недовольство буржуазииослабляли позиции королевской власти. Разумеется, далеко не все представителиэтих слоев сразу и безоговорочно перестали поддерживать центральноеправительство. Такое критическое положение для французского абсолютизмасложилось только к середине 80-х годов XVI в. В период же 60-70-х годов противкоролевской власти открыто выступило сперва южное старое дворянство, затембуржуазия южных городов, причём ярко сказались ещё не изжитые сепаратистскиетенденции южных провинций и ревниво оберегавших свои средневековые вольностиюжнофранцузских юродов. На Севере буржуазия и отдельные группы «дворянствашпаги» держали в ту пору — хотя последние и не вполне твёрдо — сторонуправительства. Постоянную поддержку, особенно на Севере, оказывал абсолютизмутот уже многочисленный слой господствующего класса, который по своему положениюбыл наиболее тесно связан с политикой дальнейшего укрепления центральнойвласти. Самые богатые и влиятельные круги «людей мантии», главным образомпарижский и провинциальные парламенты, а также часть рядового дворянства вовремя смуты оставались неизменно на стороне королевской власти. Таким образом,в период гражданских войн XVI в. абсолютизм утратил — да и то на время — поддержку лишь одной части дворянства: поддержку знати и части рядовогодворянства, терявшего в то время свои былые экономические и политическиепозиции. Что касается буржуазии, то и её конфликт с абсолютизмом мог иметь вэтот период лишь временный характер.
Временный кризис абсолютизма дал возможностьаристократии предпринять самую крупную из всех своих попыток подчиненияправительства своим политическим целям, заключавшимся в ограничении абсолютизмав пользу знати. Однако эти притязания вельмож даже в соединении с недовольствомв среде «дворянства шпаги» сами по себе не могли бы вызвать смуту такойдлительности и размаха, как «религиозные войны» XVI в. Они вызвали большойрезонанс только в силу того, что создалась обстановка всё возраставшегоброжения народных масс и оппозиции буржуазии.
Тема религиозных мировоззрений, столкновений на этойпочве и его влияние на различные сферы жизнедеятельности считается актуальной ипо сей день. Гражданские войны второй половины XVI в., в которых одной изосновных причин которых являлись характерные для этого периодасоциально-экономические процессы, в свою очередь оказали немалое разрушающеевоздействие на экономическое состояние Франции (разорение городов, разбой вдеревнях и на дорогах, убыль населения и т. д.). Важно отметить, чтоэкономический упадок сказался ещё до начала междоусобицы, особенно на Юге.
Объектом исследования в работе стала Франции в XVI веке.
Предметом исследования стали религиозные (гражданские)войны в XVI веке.
Хронологические рамки исследования определяются второйполовиной XVI века, периодом когда прошли всерелигиозные войны. Территориальные рамки определяются государством Франция в XVI веке, местом прохождения религиозныхвойн.
Целью данной работы является исследование особенностейи основных этапов религиозных войн во Франции в XVI веке.
Достижение данной цели предполагает решение следующихзадач:
— рассмотреть положение в Европе накануне религиозныхвойн;
— исследовать этапы, хронологию религиозных войн воФранции;
— проанализировать итоги гражданских войн во Франции;
— рассмотреть особенности кризиса абсолютизма в периодрелигиозных войн.
Многие из них были написаны довольно давно, а оценки,данные в них, требуют пересмотра и корректировки. Из исследователейдореволюционного периода проблемами истории религиозных войн во Франциизанимался И.В. Лучицкий, но его работы были посвящены рассмотрению преимущественносоциального состава гугенотского движения. Работы И.В. Лучицкого по религиознымвойнам во Франции XVI века были предметом исследования в отечественнойисториографии, хотя единого мнения о принадлежности историка к какому-то одномунаправлению русской историографии так и не сложилось. На примере изложенияистории религиозных войн С.Д. Сказкиным в «Истории Франции», мы видим большуюэрудицию, живой язык повествования. Он давал очень подробную характеристикуцелей различных социальных слоев в Религиозных войнах. Перед автором лежаласложная задача: несмотря на марксистские положения об абсолютной монархии и окальвинизме он стремился отстоять свою оценку характера Религиозных войн какфеодально-аристократического движения. Кроме этого, проблемы, связанные срелигиозными войнами во Франции поднимались в исследованиях С.Л. Плешковой.
Структура работы состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Французская реформация XVIвека
1.1 Социально-экономическая иполитическая ситуация во Франции накануне религиозных войн
франция религиозный война кальвинизм
Итак, протестанты и католики были готовы к решающейсхватке, и примирение было невозможно — Реформация расколола Европу, иоставалось лишь определить, где пройдет линия фронта, кто останется на тойстороне, и кто — на этой. Оплотом католической веры считался император Карл VГабсбург — могущественный государь, владевший Испанией, Неаполитанскимкоролевством, Нидерландами и австрийскими землями. Владения императора состоялииз разнородных областей, и из всех подчиненных ему государств он былсамодержавным монархом только в Испании — в Германии ему приходилось считатьсяс могущественными и почти независимыми князьями, а в Нидерландах — ссамоуправлением городов-коммун. Однако серебро, доставлявшееся из Америкииспанскими каравеллами, позволяло Карлу V содержать большую армию и долгие годысражаться с французами в Италии. Это были войны Нового Времени, непохожие напрежние сражения рыцарей и лучников. Испанцы первыми освоили новую военнуютактику, и испанская пехота считалась лучшей в Европе, с ней могли сравнитьсятолько немецкие ландскнехты и швейцарцы. Карл V сумел остановить французскоенаступление в Италии, однако долгие войны с Францией помешали ему расправитьсяс протестантами, и «ересь» широко распространилась в Германии,проникнув и в Нидерланды — богатейшую область Европы, сердце империи Карла V.Когда в нидерландских городах появилась протестантская ересь, императорсамовольно ввел в них инквизицию — это вызвало протест провинциальных штатов, иэтот конфликт подспудно тлел вплоть до начала религиозных войн.
В последние годы своей жизни Карл был тяжело болен ииспытывал приступы меланхолии, он запирался в обитой черным сукном комнате безокон и проводил время в молитвах. В 1554 году он отрекся от престола и оставилтитул императора своему брату, австрийскому эрцгерцогу Фердинанду, а остальныевладения передал сыну, испанскому королю Филиппу II. Филипп II стал главнойопорой католиков в их долгой борьбе с протестантами; это был суровый государь, личновникавший во все дела и посвятивший себя борьбе за веру. Неподалеку от Мадридакороль построил дворец Эскориал — мрачное здание, больше похожее на монастырь;отсюда он управлял огромным государством с помощью сотен курьеров; дни и ночион читал донесения и писал приказы, у него повсюду были осведомители и шпионы.Конечной целью Филиппа было подчинение Нидерландов своей абсолютной власти; онхотел стать таким же абсолютным монархом, как французские короли: Франция быласамым могущественным государством Европы, и ее мощь побуждала других монархов кмодернизации своих государств по французскому образцу.
После победы Людовика XI над мятежной знатью Францияпочти сто лет пользовалась благами внутреннего мира. Времена частных войн ушлив прошлое, дворянство смирилось перед мощью абсолютной монархии и служило ей вкачестве жандармов и мушкетеров короля. Короли покровительствовали земледелию изаботились о благе народа. «Мое главное желание, — говорил король ФранцискI, — чтобы крестьяне могли спокойно есть свой хлеб, не подвергаясь ниугнетению, ни поборам, ни грабежам, ни необоснованным требованиям».Королевские суды считали крестьян земельными собственниками, а дворян лишьполучателями фиксированной ренты, «цензивы»; из-за падения стоимостисеребра эта «цензива» настолько уменьшилась, что ее выплатапревратилась в пустую формальность. За столетие внутреннего мира иотносительного благополучия население Франции возросло вдвое и в середине XVIвека достигло 18 миллионов — по численности населения Франция была вдвое большеИспании и вчетверо больше Англии.
Однако 18 миллионов — это был рубеж, за которымначинается Сжатие. Во многих районах ощущалась нехватказемли, крестьяне продавали свои наделы и уходили в города. Париж был крупнейшимгородом Европы, столицей роскоши, где могущество короля воплощалось ввеликолепии дворцов и блеске двора. Франциск I построил знаменитый дворец Лувр- резиденцию королей и украшение Парижа; он воздвиг много великолепных церквейи монастырей. Французская монархия состояла в особых отношениях с церковью: загод до выступления Лютера Франциск I заставил римского папу подписатьконкордат, в соответствии с которым французские епископы и аббаты отныненазначались королем, а церковная десятина и другие доходы передавалисьгосударству. Это была новая победа абсолютной монархии, возвращение к временамдревнего Рима, когда церковь и государство были единым целым и вместе опекалисвою «паству»: монарх олицетворял «живой закон», а церковь- «божественную справедливость».
Заключив союз с церковью, французские короли ревностнозащищали ее от нападений протестантов и безжалостно отправляли на костерпроповедников, рассылаемых Кальвином из Женевы. Однако проповедники обладалиопасным оружием: их призывы разграбить монастыри и церкви находили отклик средиобедневшего французского дворянства. Дворяне жили в основном наемничеством,войной, и, чтобы дать им возможность пограбить, королям приходилось вестидолгие войны в Италии. Однако в 1559 году итальянские войны закончились, ираспущенные наемники сразу же соединились с протестантами и составили заговорпротив короля — этот заговор был началом религиозных войн во Франции.
В то время, как королиФранции и Испании подчинили себе местную церковь, не вступая в конфликт спапой, английский король Генрих VIII (1509-47) не сумел избежать разрыва сРимом. В 1534 году Генрих VIII с одобрения парламента провозгласил себя главойанглийской церкви; при этом король не собирался проводить протестантскиереформы: речь шла лишь об овладении богатствами духовенства. Английские королине были абсолютными монархами, у них не было постоянных налогов, и каждуюсубсидию приходилось испрашивать у парламента. Огромные богатства, захваченныеГенрихом, позволили ему долгое время обходиться без субсидий; он продавал илираздавал монастырские земли дворянам и купцам — а в провинции, подальше отЛондона, дворяне сами грабили церкви и сдирали с икон золотые оклады.
В отличие от Франции, в Англии истинными хозяевамистраны были дворяне. Дворяне ограничивали власть короляпосредством парламента и владели почти всей землей; когда помещики считали, чтокрестьяне платят слишком малую ренту, они сгоняли арендаторов, огораживали поляи использовали их как пастбища — они поступали так и на бывших церковныхземлях. Тысячи согнанных с земли крестьян просили подаяния на дорогах инигде не могли найти приюта: монастыри, дававшие прежде нищим кров и пищу, былизакрыты. Нищие стали непременной деталью английского пейзажа, летом их можнобыло увидеть на открытых местах, зимой они прятались от ветра в рощах.Дворянский парламент издавал жестокие законы против этих несчастных;«закоренелым бродягам» отрезали уши, их обращали в рабов ивздергивали на виселицы. В 1549 году в Восточной Англии вспыхнуло большоевосстание против огораживаний и в защиту церкви; 20-тысячная крестьянская армияовладела Нориджем — вторым по величине городом Англии; дворяне в паникеразбегались, и лишь с большим трудом навербованным наконтиненте наемникам удалось разгромить крестьян. Подавив восстание, корольЭдуард VI (1547-53) продолжил захват церковных богатств, были закрытыгоспитали, из библиотек изымали и сжигали на площадях «зараженныепапизмом» книги. Наследница Эдуарда, королева Мария, попыталасьпримириться с папой, но Елизавета II (1558-1603) вновь вернулась к протестантизму:окружавшие ее дворяне боялись, что в случае победы католиков им придетсявернуть захваченные церковные земли. Англия стала оплотом протестантов иглавным врагом римского папы — соотношение сил определилось, и вскоре началисьдолгие религиозные войны.
1.2 Распространение кальвинизма во Франции в периодРеформации
К середине 16 в. Католическая Церковь стала медленно оправляться отнанесенного Реформацией удара и в рамках Контрреформации добилась некоторыхуспехов в борьбе с новыми церквями. Вожди протестантизма понимали необходимостьобъединения усилий. Новое понимание религии должно было охватить, по их мнению,население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясныеорганизационные формы, перейти от первоначальных представлений о «невидимойцеркви» к церквям «видимым». Это удалось прежде всего и лучше всего в техусловиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит,находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинстваевропейцев. Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач иблагодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантскихцерквей: Кальвинизм был сильнее остальных первоначальных протестантскихвероучений настроен против католицизма. В нем в большей степени были «возрождены»такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любомуинакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почтиаскетический идеал нравственности. Ни одно протестантское направление ненастаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии. Кальвини его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа иучения «суеверия» и «язычество», т.е. всевозможные внешние символы, пышностькульта и т.п.
Особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречалодостаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чегосимпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его историипрактически во всей Европе. В то же время в кальвинистских общинах их руководители,пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальныхпротестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение. Отдельныеобщины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением(пресвитериальное и синодальное устройство). Кальвинизм оказался очень тесносвязан с политическими движениями, что было обусловлено образованием иразвитием в это время национальных государств и резким возвышением центральнойвласти, активно использовавшей своих целях любые оппозиционные католическойцеркви учения. Кальвинизм в силу своей специфики принимает преимущественноантимонархическое направление и сближается с республиканскими иконституционными партиями. Принцип «Бога надо слушаться больше, чем людей»приводит кальвинистов к теории сопротивления тиранической власти и учению одоговоре между королем и народом. Республиканские формы церковного устройствалегко переносятся на политическую жизнь.
Кальвинист 16в. представлял практически сложившийся тип нового человека,который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения,враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности.Кальвинизм создал обширную литературу, где есть и богословская полемика, исатира, и политические памфлеты, и трактаты. Центром кальвинизма остаетсяЖенева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его вразных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию,кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции,Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некотороевремя в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическимюгом».
Французский кальвинизм по своим идеям и организации был ближе всего ккальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннегохристианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшимивозникновение своих протестантских настроений. Жан Кальвин стал именно темчеловеком, которого не хватало на первом этапе французской Реформации. Широкостали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. Вотличие от Франциска I, нередко использовавшего протестантов в своей борьбе симператором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу искорененияэтой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов- huguenots)целый ряд строгих постановлений и учредил при парламентах особые палаты длясуда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако, оказался прямопротивоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшегораспространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его первое сочинение«Наставления в христианской вере» в 1536г. Это сочинение было традиционнойапологетикой, в которой автор пытался защитить французских христиан, доказатьих верность государству и призывал покончить с гонениями. Первыми приняликальвинизм вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в стране насчитывалосьдо 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям до 400 тысяч французовбыли протестантами), а в 1559г. собрался первый церковный синод в Париже,принявший «Галликанское исповедание веры», первый набросок которого былподготовлен Кальвином. В нем был излагался детальный план создания церковнойорганизации, которая должны была охватить всю Францию. Соседние общиныобъединялись в коллоквии, коллоквии — в провинции. Каждая группа имела своисобрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин.Функционировали провинциальные и генеральные собрания представителей общин. Ж.Кальвин всячески поддерживал французских протестантов и «был настолько жевождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы». Более 150пасторов, обученных в Женеве, были посланы во Францию в 1555 – 1556 гг.
Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседнейс Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партиигугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которогочисто религиозные устремления переплетались с политическими целями исоциальными идеалами. Кальвинистские представления представлялись удобнымсредством для возвращения феодальному дворянству политических прав ипривилегий, утраченных ими за предыдущее столетие. Ослабление королевскойвласти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниямфеодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой завласть.
Итак, с переходом гугенотов к политическим целям принципы кальвинистскойорганизации были использованы в партийном строительстве. Особенно активно этаработа шла после Варфоломеевской ночи (1572). На юге и западе Франции гугенотынаходят поддержку в сепаратистских устремлениях части дворянства и горожан исоздают федерацию областей с представительными учреждениями. Целый рядталантливых публицистов и историков (Франсуа Отман, Агриппа д'Обинье идр.)развивает с применением кальвинистских идей республиканские и конституционныетеории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. Своегокороля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.
Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVIвеке
2.1 Основные этапы религиозных войн
Втечение всей второй половины XVI в.Францию потрясали неурядицы, которые принято называть религиозными (илигугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верноеназвание — гражданские войны.
Феодальная знать раскололась на двебольшие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный домгерцогов Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии,Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франциигугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом*;так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченнуюформу), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан,затем его сын Генрих — впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а такжепредставителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).
Расходясь в церковных вопросах, этидва лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, малочем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те идругие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальныхштатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращениепродажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам«благородного* происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счетцентральной власти.
В это время в поредевшем лагерезащитников абсолютизма наиболее устойчивой силой были «люди мантии* и отчасти«дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала — до поры до времени — значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии* и буржуазии в началегражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков,которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотряна довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементамиэтой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государствавыше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политическиедостижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическоеединство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви,оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительнуюнезависимость от папского престола.
К «политикам» и к той части«дворянства шпаги», которая была сторонником королевской власти, присоединялисьто те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным длясебя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако этиаристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и частопереходили в лагерь оппозиции.
Первая религиозная война (1562–1563 гг.).1 марта 1562 Франсуа Гиз напал насовершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвирызахватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отменыЯнварского эдикта. В ответ Конде и Ф. д«Андело заняли Орлеан, сделав егосвоим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I инемецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединениюсил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский.Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся вНормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят вплен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабляМонморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмиралКолиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под егостенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключилиАмбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.
Вторая религиозная война (1567–1568гг.).Обострениеотношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходуЕкатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанскойармии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защитыфранцузских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов(лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватитькороля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, азатем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадилстолицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; самМонморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованиемГенриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, гдесоединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этихусловиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо,подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Кондекрупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.
Третья религиозная война (1568–1570гг.).Получивпередышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Онадобилась отставки канцлера М.Л. „Опиталя, а затем потребовала от Кондевозвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и другихвождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошелина западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью.Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получиввоенную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией,присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но былнастигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршаладе Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб самКонде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын АнтуанаНаваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне иосадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф. Гиза(Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября онипотерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однакокатолики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследоватьостатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихсякальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новуюармию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии,он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. ПравительствуКарла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, которыйпредоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, иправо занимать государственные должности; в обеспечение договора им былипереданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.
Четвертая религиозная война(1572–1573 гг.).Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение свождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложилорганизовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов;ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского ссестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с ЕкатеринойМедичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз сГизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католическогоокружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24августа 1572 (Варфоломеевская ночь). В результате резни в Париже и другихфранцузских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди нихКолиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Ноправительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаяннообороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенамиЛа-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынуждензаключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договораи закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.
Пятая религиозная война (1574–1576гг.).Понимаянеобходимость консолидации своих сил, гугеноты предприняли шаги по созданиюсобственной политической организации. В результате съездов в Мило в 1573 и 1574и в Ниме в 1575 возникла Гугенотская конфедерация – своеобразная федеративнаяреспублика на юге Франции со своими органами управления и армией. Перед лицомполитического раскола Франции новый французский король Генрих III (1574–1589)начал очередную безуспешную попытку искоренить «ересь». Гугеноты получиликрупную финансовую помощь от Англии и большое войско от пфальцграфаИоанна-Казимира; в феврале 1576 Генрих Наваррский бежал из Лувра и возглавилпротестантскую армию. В союз с ним вступил младший брат короля и глава партии«политиков» герцог Франциск Алансонский. После того как протестанты овладеливажными крепостями в Ангулеме (Сен-Жан д“Анжели) и в Нормандии (Сен-Ло иВалонь), король издал в Болье в 1576 эдикт, повторивший условия Ла-Рошельскогомира; вдобавок Франциск Алансонский получил Анжу, Турень и Берри, ГенрихНаваррский – Гиень, а Луи Конде, сын убитого при Жарнаке Луи Конде, – Пикардию;протестантам было предоставлено дополнительно еще восемь крепостей.
Шестая (1576–1577 гг.), седьмая (1580гг.) и восьмая (1584–1598 гг.) религиозные войны.Неудачи королевской власти в борьбе сгугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудилакатоликов создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) поинициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах вБлуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов.Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги ианнулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на сторонепротестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья.Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаясяжестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром,закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье,но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, таки кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил ГенрихуНаваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе).
Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов(1584–1598 гг.).После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболеевероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский.Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами(Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигистывступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II ивыдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядюГенриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря сталаобразованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представителистоличной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих IIIиздал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однакоон отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделалв сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война.
Основные военные действия развернулись в 1587. Получивкрупную субсидию от Елизаветы I, Генрих Наваррский нанял в Германии большуюармию. 20 октября 1587, не дождавшись ее прихода, он разбил королевские войскапри Кутра. Однако 24 ноября Г. Гиз во главе отрядов лигистов нанеспоражение немецким наемникам при Вимори. Возросший авторитет Гизов вкатолическом лагере вызвал опасения короля, который стал склоняться к соглашениюс протестантами. Конфликт Генриха III и Г.Гиза, открыто притязавшего на властьи пользовавшегося поддержкой парижан, чрезвычайно обострился. 12 мая 1588 вПариже вспыхнуло восстание против короля (День баррикад); 13 мая Генрих IIIбежал в Шартр. Под давлением католиков ему пришлось принять все требованиялигистов: он передал Лиге шесть городов, одобрил решения Тридентского собора,лишил «еретиков»-Бурбонов прав на престол и назначил Г.Гиза главнокомандующим.В октябре 1588 Генеральные штаты в Блуа, большинство которых составлялисторонники Гизов, высказались за продолжение войны с гугенотами. 23–24 декабряпо приказу короля были убиты Г.Гиз и кардинал Лотарингский, а 15 января 1589распущены Генеральные штаты. Это вызвало новое антикоролевское восстание в Париже,которое Генриху III не удалось подавить. Он покинул столицу и в апреле 1589заключил договор о совместных действиях с Генрихом Наваррским. Их объединенныесилы осадили Париж. Но 1 августа Генрих III был убит агентом Лиги монахомЖ.Клеманом. Генрих Наваррский, отступив в Нормандию, провозгласил себя королемГенрихом IV. В ответ лигисты объявили королем кардинала Бурбона под именемКарла X. Генриха IV поддержали Англия и немецкие протестанты, Карла X –Испания.
В 1589–1590 Генрих IV одержал две победы над новымглавой Лиги герцогом Майеннским – при Арке 21 сентября 1589 и при Иври 14 марта1590 – и дважды осаждал Париж. В 1590 умер кардинал Бурбон, и часть лигистовстала ориентироваться на Испанию; Париж занял испанский гарнизон. Внутрикатолического лагеря произошел конфликт между умеренными (герцог Майеннский) ирадикалами (Парижская лига), закончившийся победой умеренных (декабрь 1591).Длительная разрушительная гражданская война способствовала увеличению числасторонников компромисса с Генрихом IV среди католического дворянства ибуржуазии. Приняв в июле 1593 католическую веру («Париж стоит мессы»), он выбилпоследнее оружие из рук своих врагов. В марте 1594 Париж открыл перед нимворота. В 1595 в союзе с англичанами и голландцами Генрих IV разгромил испанцевпри Фонтен-Франсез (Бургундия), а в 1598 заключил с Испанией Вервенский мир наусловиях statu quo. К этому времени уже вся Франция признала его власть. 13апреля 1598 он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам.Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлятьсвой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию вдвадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов(Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан, Сомюр и др.); государство обязалось выделятьсредства на их богослужебные нужды.
Таким образом, в результате Религиозных войн воФранции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве иустановилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумелавыстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войныс гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическуюсамостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантскийэдикт, уничтожил их религиозную автономию.
2.2 Окончание религиозных войн иукрепление абсолютной монархии во Франции
Запутанные события гражданской войны во Франции в XVI веке можно вкратце свести кследующему:
1. После мира, заключенного в 1576 г. в Болье навесьма благоприятных для гугенотов условиях, католическая оппозиция подпредводительством Генриха Гиза организовалась в (первую) Лигу, или Священныйсоюз, который провозгласил своим девизом борьбу против гугенотов и усилениекоролевской власти. Когда собравшиеся в декабре 1576 г. в Блуа Генеральныештаты потребовали восстановления религиозного единства королевства, Генрихуступил, отменил эдикт, подписанный в Болье, и возобновил гражданскую войну.Условия заключенного после определенных успехов католиков в Бержераке/Пуатьемира (14 — 17.09.1577 г.) были весьма неблагоприятны для гугенотов.
2. Еще до Варфоломеевской ночи из умеренныхпредставителей обеих конфессий образовалась группировка, стремившаясяобеспечить политическое и правовое признание сосуществования различныхконфессий и стабилизацию королевской власти. Эту группу с середины 80-х гг.называли «политики». Долгое время полагали, что в руководящей фигуре этойгруппировки можно узнать Анжу, который иногда сотрудничал с «политиками». Насамом деле у «Monsieur», этого «вечного заговорщика», политическаядальновидность отсутствовала начисто. Никогда Анжу по-настоящему не участвовалв борьбе «политиков», еще менее был руководителем этой борьбы. Его смерть10.06.1584 г. послужила толчком к началу государственного кризиса. Уже втечение несколько лет жившая в относительном спокойствии страна была потрясенанеоспоримым государственно-правовым фактом: вождь гугенотов Наваррапереместился на первое место в ряду наследников престола.
3. Перед лицом угрозы перехода короны Франции керетику (повторно вернувшемуся к своей ереси!) непримиримые католикиорганизовали Лигу (вторую) защиты святой католической церкви под руководствомбратьев Гизов, вступили в союз с Испанией и провозгласили наследником престолакардинала Шарля де Бурбона. Генрих был готов пойти на уступки, но 66-летняяЕкатерина еще несколько недель сражалась как львица. Однако и ее силы подошли кконцу, и 7.07.1585 г. она подписала Немурский эдикт, под угрозой смертной казнизапрещавший исповедание протестантизма и всякую гугенотскую деятельность воФранции. Этот эдикт означал для Екатерины не просто поражение — это была полнаякапитуляция. До сих пор на всех переговорах ей удавалось отстоять для короляроль третейского судьи. В Немуре она подчинилась диктату мятежников. Ейпришлось отречься от политики национального единства, от принципа религиознойсвободы, которые она защищала в течение 25 лет.
Естественным следствием явилось отстранение Наварры18.07 от его законного права наследования трона. 9.09.1585 г. последовало иотлучение его от церкви папой Сикстом V. Начавшаяся «война трех Генрихов»привела к растущей изоляции короля. Генрих Гиз заставлял его терпеть все новыеунижения. После того как в битве при Кутра (20.10.1587 г.), где победу одержалНаварра, пал Жуайез, ближайшим советником короля стал Эпернон. То, что ГенрихуIII удалось подкупом склонить к отступлению вспомогательные войска Наварры,швейцарских и немецких рейтаров, почти не изменило его отчаянного положения — теперь его упрекали в том, что он своими действиями помешал войскам Лигиодержать легкую победу. В Париже, где он находился с 23.12, было неспокойно.Атмосфера накалялась со дня на день; ее подогревали дороговизна и перебои вснабжении продовольствием, в чем, естественно, обвиняли короля. Опасаясь волнений.Генрих запретил герцогу Гизу появляться в городе. Когда же «король Парижа», какего давно уже называли, все же прибыл, население встретило его восторженно.Любая акция против непокорного вождя Лиги могла вызвать восстание в Париже иподвергнуть опасности жизнь короля; поэтому Генрих воздержался от принятиякаких-либо мер. Зачем он ранним утром 12.05 ввел в город оставшиеся в егораспоряжении немногочисленные войска — не вполне ясно; возбужденное населениеатаковало швейцарцев и частично их уничтожило. Повсюду в городе воздвигалисьбаррикады. Париж бунтовал. Король оказался в западне (12.05 день баррикад).
В такой безнадежной ситуации Екатерина еще разприбегла к искусству разумной дипломатии. Она попыталась путем переговороввзять инициативу в свои руки, чтобы достичь сразу нескольких целей. Для началаона отправилась к герцогу де Гизу, и услышала от него, что, по его мнению,отречение короля от престола может быть единственным способом сохранить егожизнь. Много раз пришлось курсировать королеве-матери между Лувром и отелемГизов, выполняя роль посредника в переговорах между «королем Парижа» и королемФранции, выигрывать время, прикрывая побег сына, который под защитойсохранивших верность войск покинул Париж со своими ближайшими советникамивечером 13.05.1588 г.
После этой благополучно прошедшей акции Екатеринаобратилась к новому проекту, прельщавшему ее возможными отдаленнымиполитическими последствиями: она хотела, чтобы Генрих III усыновил сына еедочери Клотильды, маркиза де Пон-а-Муассон, который был одновременноплемянником короля и братьев Гизов, — и тем самым сохранил трон за династиейВалуа. Чтобы этот план имел надежду на успех, требовалась победа Гизов.
Неожиданный союз между де Гизом и Екатериной былнаправлен в первую очередь против их общего врага Эпернона: для Лиги он, какближайший советник короля, был воплощением дьявола, а Екатерине угрожал потерейее влияния на сына. Ее практический макиавеллизм привел ее к союзу ссильнейшим, чтобы не оказаться у него в подчинении. Фактически ей удалосьубедить Генриха, что Эпернон мешает возможному примирению. Скрепя сердце корольотстранил 22.07 Эпернона и его брата почти от всех их обязанностей.
Теперь, казалось, путь к столь страстно желаемомуЕкатериной взаимопониманию был открыт. Правда, на этот раз оно было достигнутоза счет короля, который летом 1588 г. был лишь пешкой в руках Лиги. Еговынудили подтвердить безраздельное господство католичества во Франции ипроизвести Гиза в генерал-лейтенанты королевства. Заключительный аккорд в этойполитике постоянного унижения и выхолащивания королевской власти прозвучал воктябре, в Блуа, когда Генеральные штаты своими возмутительными требованиямипревзошли себя.
Осенью 1588 г. французская королевская властьопустилась к самой низшей точке в своей истории. Казалось, путь к сменеправящей династии в пользу Гизов, считавших своими родоначальниками Каролингов,свободен. В лагере Гизов открыто говорили о том, что Генриху, как некогдапоследнему из Меровингов, Хильдерику, неплохо было бы уйти в монастырь, и Катрин-Мариде Монпансье, воинственная сестра Гизов, носила напоказ на своем поясе ножницы,которыми она собиралась смастерить Генриху III «третью корону», то естьвыстричь тонзуру.
Несомненно, поражение испанской Армады в августе 1588г. вдохновило Генриха прорвать заколдованный круг, в котором он очутился из-заЛиги. Первый шаг он сделал в начале августа, когда, по настоянию Екатерины,встретился с Гизом в Шартре; ему пришлось делать хорошую мину при плохой игре,словно никакого «дня баррикад» и не было вовсе. Второй шаг последовал 8.09: онзаменил канцлера Шеверни и министров Бельевра, Виллеруа, Брюлара и Пинара надругих, среди которых было даже два члена Лиги. Единственной, кто смогправильно оценить эту «министерскую революцию», была Екатерина. Она понимала,что немилость, в которую впали министры, означала конец ее власти.
Генрих не мог простить матери, что она добилась егоофициального примирения с «королем Парижа». После перенесенных унижений он немог больше следовать политике Екатерины, всегда искавшей компромисса. Заменаминистров явилась актом эмансипации 37-летнего короля от всю жизнь рвавшейся квласти матери, свершившейся с некоторым запозданием, но уже бесповоротно.Впредь он будет править по собственному усмотрению, писал Генрих Нунцио. Екатеринабыла глубоко уязвлена; но жребий был брошен: три десятилетия политику Франции взначительной степени определяла именно она, а в последние четыре месяца событияпроходили мимо нее.
Третий шаг Генрих тщательно подготавливал с 18.12. Несоветуясь с Екатериной, он 23-24.12.1588 г. велел убить Анри и Луи де Гизов какбунтовщиков. У него не было выбора, объяснял он Екатерине, если он хотелсохранить королевскую власть, государство, честь да и свою жизнь.
Выдвинутый Лигой претендент на престол был арестован,и 3.04.1589 г. Генрих договорился о союзе с Наваррой, направленном противПарижа и других вступивших в «Святой союз» городов, которые все без исключениябунтовали против короля. Казнь братьев Гизов воздвигла стену между Генрихом иЛигой, и ее уже ничто не могло разрушить. В Париже образовалось революционноегородское самоуправление под руководством представителей 16 округов, котороеподдерживали Сорбонна и парламент. Хотя формального отстранения короля пока неприходилось опасаться, университетские теологи уже поспешили освободитьподданных от клятвы верности королю и вычеркнули его имя из правила,исполняемого во время мессы. Жан Буше сочинил грамоту «De justa Henrici tertiiabdicatione e Francorum regno», в которой говорилось о возможности и даженеобходимости тираноубийства.
Главой этого революционного правительства «16-ти» сталгерцог Майеннский, брат убитых. В его руках находилась исполнительная власть иверховное командование войсками. Созданный по его настоянию генеральный советобъединения католиков стремился добиться права принимать решения погосударственным вопросам и тем самым представлял собой настоящее альтернативноеправительство. 13.03.1589 г. Майенн принес присягу перед парламентом в качествегенерал-лейтенанта королевского государства и короны Франции. Теперь онстановился главой революционного правительства.
Оба носителя законной власти, Генрих III и Наварра,лишь теснее сблизились: за знаменитой встречей в парке Плесси-ле-Тур(30.04.1589) последовал совместный поход на мятежный Париж (с мая по июль1589). Несмотря на успех при Сенлисе Бонневале исход этой борьбы не на жизнь, ана смерть отнюдь не был предрешен, когда 1.08.1589 г. Генрих III, отлученный вмае папой от церкви, отстраненный от правления государь, стал жертвойпокушения. Смертельно раненный, он признал срочно вызванного законногопрестолонаследника Наварру своим преемником и просил всех присутствующих тут жепринести ему присягу в верности. После покушения, совершенного доминиканскиммонахом Жаком Клеманом, то, чего многие боялись еще с 1584 г., свершилось:королем Франции стал протестант.
31.05.1585 г. Екатерина выражала озабоченность тем,что прочный мир во Франции невозможен, пока Наварра не переплет вновь вкатолическую веру. На смертном одре Генрих III предсказывал своему находившемусяздесь же преемнику, что ему как королю Франции придется столкнуться со многимипрепятствиями, если он не решится поменять вероисповедание. В этом высказываниивидна разумная оценка сложившейся политико-конфессиональной ситуации. ГенрихуIV понадобилось четыре года, чтобы прийти к такому же мнению.
Таким образом, и в последние часы своей жизни ГенрихIII предстает истинным политическим деятелем, за 38 лет проявившим себяспособным учеником своей матери. Его действия заслуживают гораздо болееглубокой оценки, чем та, которая существовала на протяжении столетий. Какгласит часто приводимое высказывание Пьера д’Эстуаля, Генрих III был бызамечательным правителем, «если бы царствовал в более благоприятном столетии».Воздавая должное этому королю, скажем, что Генрих III родился в крайне сложноевремя, когда государь имел возможность лишь придерживаться центристской позициимежду экстремистами обеих сторон, чтобы уберечь страну и корону от бедствий.После казни братьев Гизов и достижения договоренности с Наваррой падениеПарижа, ожидаемое летом 1589 г., стало бы началом окончательного перелома входе гражданской войны. Еще 31.07 Генрих, глядя из Сен-Клу на Париж, думал, чтоокажется в городе раньше, чем считают его мятежные жители. Покушение всеизменило и на годы продлило гражданскую войну.
Долгие религиозные войны нанесли страшный удар попроцветавшей до этого Франции. Сельское хозяйство, торговля и мануфактурыпришли в упадок. Пахотные земли стояли заброшенными. В некоторых провинцияхвспыхнула эпидемия чумы. На людей наводили страх шайки разбойников. Кграбителям нередко присоединялись разорившиеся дворяне, а также солдаты иофицеры, оставшиеся без дела и средств к существованию после окончания войн.Крестьянские общины сами, как могли, оборонялись от бандитов. Иногда крестьяне,вооружившись, восставали и отказывались платить подати сеньорам и государству.Генрих IV, будучи правителем умным и дальновидным, пошел на уступки, чтобыутихомирить недовольных и восстановить порядок в своем королевстве. Он простил крестьянамнедоимки по налогам и вооруженные выступления. Первый министр и верный помощниккороля Сюлли усовершенствовалподатную систему, при этом некоторые налоги, взимаемые с крестьян, былиуменьшены. Во Франции сложилась легенда о «добром короле Анри» (Генрихе IV),который заботился о том, чтобы каждый крестьянин ел курицу по воскресным дням.Однако действительность не соответствовала идиллической картине, оставшейся внародной памяти. В то время как одни налоги сокращались, другие, наоборот,росли. Восстановление порядка повсеместно приводило к более строгомувзыскиванию податей.
В мае 1610 г.в Париже был убит король Генрих IV. Фанатичный католик Равальяк напал нанего на улице и заколол. Наследнику престола, ставшему королем Людовиком XIII, исполнилось в товремя лишь 9 лет. Королева-мать Мария Медичи не обладала политическимиталантами и в управлении государством целиком полагалась на людей из своегоближайшего окружения. Франция стала ареной борьбы за власть между враждующимигруппировками вельмож. Король Людовик ХIII мало занимался государственнымиделами и возложил заботу о них на своего первого министра — кардинала Ришелье (1586-1642). Это былвыдающийся государственный деятель. Он отличался незаурядным умом, творческимвоображением, здравым смыслом и честолюбием. Ришелье получил пост первогоминистра, имея обширную программу действий. В его планы входила борьба заглавенство Франции в Европе, но на этом пути ему нажо было преодолетьсопротивление различных слоев французского населения, прежде всего — протестантов и аристократов.
Преодолев в конце концов внутреннее сопротивлениесвоей централизаторской политике, Ришелье начал проводить активную внешнююполитику, направленную прежде всего против господства в Европе австрийских ииспанских Габсбургов. Именно поэтому Франция поддержала их противников вТридцатилетней войне.
В ожесточенной борьбе с Габсбургами за европейскоегосподство менялась сама французская монархия. Прежде считалось, что корольвсегда обязан уважать и соблюдать обычаи страны. Новые обстоятельства привели ктому, что власть короля усилилась, а значение обычаев уменьшилось. Для веденияизнурительной войны требовалось много солдат и много денег. Значит, нужна быласильная власть, способная заставить подданных во всем покоряться воле монарха иплатить непрерывно растущие налоги. И нужно было, чтобы люди, наделенныевластью на местах, в провинциях и городах, неукоснительно исполняли приказы,полученные из центра. Со временем в сознании людей складывается представление отом, что существуют государственные интересы, которым надо служить, жертвуясвоими частными интересами, например, кардинал Ришелье осознавал свою жизнь какслужение государственным интересам Франции.
Заключение
К началу XVI в Франция была одной из крупнейших иразвитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Парижбыл самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, сбогатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами — Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном — имелись многие средние по величинегорода и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населенияжила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.
Территория страны в XVI в была немногим меньше площадисовременной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам ивключенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточныепровинции, а также Франш-Конте. Три епископства — Туль, Мен и Верден, как иЛотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя,Корсика, пиренейские области — Наварра, Беарн и Руссильон — также не входили вто, время в состав Французского государства.
Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг,присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частьюстраны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второйполовине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалосьприсоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочениястраны, экономического, языкового и мьтурного, и формирования французской нациина базе развития капитализма только начинался.
Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в.было временно задержано длительным экономическим упадком и политическимкризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг.
Религиозные войны во Франции 1562 — 1598 гг. по своей сути — этогражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинствонаселения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшимсебя гугенотами. Уже в 1559 году во Франции было много последователейпротестантской церкви среди всех классов населения. Королевская властьпопыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне1562 — 1563 гг. не смогла сокрушить гугенотов.
Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров,которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числашвейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, вчастности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король ГенрихНаваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцоговЛотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции,так и ограничить власть короля. Была еще партия „политиков“, илиумеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качествегосподствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. Вряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.
В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу приДруа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армияодержала победы и в войнах 1567 — 1568 и 1568 — 1570 гг. Эти войны отличалисьневероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а поройвырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии. Четвертаявойна началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж насвадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. В 1573 годубыло достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но непринесли решительной победы ни одной из сторон. В 1576 году был выпущенкоролевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территорииФранции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированнойсозданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король ГенрихIII оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула ещеодна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда ГенрихНаваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Войнатрех Генрихов — Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.
Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, чтоего противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха IIIпри Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания.Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля.Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержкеисключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийствоГенриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившисьподдержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих IIIподавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком — монахом ЖакомКлеманом. Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. НоКатолическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населенияПарижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобывступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.
Черту под религиозными войнами в 1598 году подвелмирный договор Генриха IV в Вервине, согласно которому Испания отказывалась отподдержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт,гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господствопротестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления.Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, нофактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Францииосталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги.
Список использованной литературы
1. Документы поистории гражданских войн во Франции 1561 — 1563 гг. — М. — Л., 1962.
2. Микеле Суриано оФранции XVI века. Из „Исторический универсалий“ д'Обинье оВарфоломеевской ночи. День баррикад в рассказе де Ту Нантский эдикт. ОтветГенриха IV тулузскому парламенту. Герцог Сюлли о королевской администрацииначала XVII века. Эдикт против дуэлей. Королевская декларация о снесениизамков. Эдикт, запрещавший парламентам вмешиваться в государственные дела иадминистрацию. Донесение интенданта юстиции де Вуайе д'Аржансона.»Политическое завещание" и «Мемуары» Ришелье // Хрестоматияпо истории средних веков. Т.III. — М., 1950. С.155-156, 168-177, 179-189.
3. Хрестоматия поистории средних веков. / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961- 1963.
4. Артеменков М.Н.Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн воФранции. М., 2003.
5. Бродель Ф.Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв. — Т.I:Структуры повседневности: возможное и невозможное. — М., 1986.
6. Всемирнаяистория: Учебник для вузов/ Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.
7. Гуревич А.Я.Харитонов Д.Э. История средних веков.- М.: ИНФРА, 2002. — 647с.
8. История среднихвеков / Под ред. С.П. Карпова. — М.: ИНФРА-М, 2003.-321с.
9. История среднихвеков. В 2 т. Т. 1. / Л.М. Брагина, Е.В. Гутнова, С.П, Карпов и др.; Под ред.З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.: Высш. Шк., 1990. – 495 с.
10. Копосов Н.Е.Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории, 1989, №1. С.42-56.
11. Копосов Н.Е.Франция (разделы в 1-3 частях) // История Европы. Т.III. От средневековья кновому времени (конец XV — первая половина XVII в.). — М., 1993.
12. Малинин Ю.П.Франция в эпоху позднего средневековья: материалы научного наследия. — СПб.,Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 451 с.
13. Медушевский А.Н.Абсолютизм XVI — XVIII вв. в современной западной историографии // Вопросыистории. 1991. — № 3. — С. 30-43.
14. Новоселов В.Р.Религиозные войны во Франции (1562–1598): военные перед лицом гражданскойвойны. В кн.: – Из истории социальных конфликтов и народных движений всредневековой Европе. М., Пятигорск, 2001.
15. Плешаков С.Л.Генрих IV Французский // Вопросы истории. 1999. — № 10. — С.65-81.
16. Плешкова С.Л.Екатерина Медичи: Черная королева. М., 1994.
17. Ревякин А.В.,Уваров П.Ю., Арзаканян М.Ц. История Франции. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство:2005. – 475 с.
18. Сказкин С.Д.Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. Т. 1.С. 181-227.
19. СредневековаяЕвропа глазами современников и историков. М., 1995. Т. III, раздел IV.
20. Чистозвонов А.Н.Основные аспекты генезиса абсолютизма // Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма:проблемы методологии. — М., 1985.
21. Шишкин В.В.Маргарита де Валуа и седьмая религиозная война во Франции (апрель-ноябрь 1580г.). В кн.: – Человек XVI столетия. СПб, 2000.