Реферат по предмету "История"


Бронзовый век на территории Казахстана

Глава 2.
 БРОНЗОВЫЙ ВЕК
§ 1.Древние земледельцы и пастухи
Процесс овладения человеком навыками земледелия,переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиваниюрастянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяетсяучеными VIII—VII тыс. до н. э., и произошло это скорее всего в горныхрайонах Малой Азии. В VI—V тыс. до н. э. земледелие распространилось в СреднейАзии, вначале на, юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные истепные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце III тыс. н.э.
Вместе с земледелием возникло искотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше — земледелие илискотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал параллельно.Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. Взасушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там,где имелась вода, скотовод­ство сочеталось с земледелием.
На рубеже первой-второй четверти II тыс.до н. э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путемдобавления в медь олова сделать металлические изделия прочны­ми. Из бронзынаучились отливать втульчатые топоры и копья.
Племена, обитавшие на территорииКазахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения,могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновскойархеологической культуре (название дано по месту первых раско­пок могильника ус. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь былипроведены в 1913 г. Б. В. Андриановым. В 1927 г. археолог М. П. Грязновобнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что-памятники андроновской культуры распространены на обширной территории — отМинусинска на востоке до Урала на западе.-Позже андроновские памятники былинайдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.:
Один из сложных вопросов в изученииандроновской культуры связан с хронологией, определением временныхрамок.,'Большин­ство исследователей делят время существования андроновскойкультуры на три периода: ранняя бронза — XVIII—XVI вв. до н. э.;„ средняя —XV—XII вв. до н. э.; поздняя — XII — начало VIII вв. до^ н. э. Эти периоды понаименованию первых обследованных памят­ников получили названия федоровский, алакульский,замараев-ский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновскойкультуры. Но выяснилось, что федоровские памят­ники датируются временем неранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культурынарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранниеи поздние. Первая группа относится к XV—XIV вв., а вторая к XIII—XII вв. до н.э. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, топоздние — на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-востокеКазахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, былКазахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли вЦентральный Казах­стан из какого-то западного центра.… "-..
Таким образом, алакульск^е и. фёдоровские влеменасуществовали памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятни­ки«семиреченского типа», на западе — «кожумбердинского». Андроновская культура небыла монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культурынекогда живших пле­мен, поэтому принято говорить об андроновской культурнойобщности, объединяющей ряд близких культур.
.Племена Центрального Казахстана. Одним из основных регио­нов распространения племен, входивших в составандроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены иобследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенныеместа и наскальные рисунки — петроглифы, свыше 30 поселений и более 150могильников'. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характернымонументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительнаятехника, связанная с обработкой камня.
Ранний этап — нуринский — характеризуетсяпреобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения).' Встречаютсязахоронения, совершенные по обряду трупоположенйч. Могильни­ки, небольшие поразмерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые илипрямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила,представляв­шая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложеныплитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямыперекрывались плитами, j •'   .   /
Керамика представлена горшками, украикяными орнаментом. состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельныхвдавлений. Украшалась тол! ко верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглыезеркала, бронзовые бусы. В захоронениях рядом обнаружены кости домашнихживотных. '
На следующем этапе — атасуйском —наблюдается широкое освоение территории, в том числе и полупустынных районов.Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют много­численныерудные разработки. Наиболее известные и исследован­ные могильники этого периодаБылкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группамогильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных ограднаходились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение вскорченном положении на боку.
Поселения имеют своеобразную планировку:жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которогонаходится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имелоплощадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. Напоселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовыхорудий, оружия, украшений.
Поздний этап бронзы в ЦентральномКазахстане знаменуется формированием новой культуры — бегазы-дандыбаевской. Длянее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой —появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразногопогребального обряда, новых форм
^., — ---^.^»j w^u^-ivnniMM 1руиииоложением. встре­чаются трупоположениявытянутые на спине. К раннему этапу этой культуры относится могильник Аксу-АюлыII южнее Кара­ганды. Самый большой курган имеет высоту 2, диаметр 30 м. Подземляной насыпью находились три расположенных кольцами ради-ально каменныхограды.
В это время распространяются наземныежилища со стенами, сложенными из камня. В поселении Тагибай-Булак обнаруженошесть прямоугольных наземных жилищ. Стены домов сделаны из рядов параллельновкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнямивперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищшироко использовался лес. Стены землянок обшивались деревян­ными плахами, аперекрытие опиралось на систему деревянных столбов.
Огромную роль в развитии культуры играладобыча и выплавка металла. Центрально-Казахстанский палеометаллический центроказывал влияние на культуру соседних районов — Алтая, Сибири, Зауралья.
В Северном и Западном Казахстане открыты и обследованы многочисленные андроновскиепамятники, среди которых широко известное поселение Алексеевское и могильникТасты-Бутак2.
Для лесостепной зоны характернымогильники, состоящие из курганов с земляными насыпями, круглыми ипрямоугольными оградками. В западных районах распространены кольцеобразныекаменные ограды и курганы. Всего в этом районе открыто более 80 поселений иоколо 90 могильников.
К периоду ранней бронзы относятсягрунтовые погребения с трупосожжением. При раскопках поселения Вишневка врайоне г. Петропавловска было открыто прямоугольное наземное жилище площадью126 кв. м, деревянное перекрытие которого опиралось на деревянные стойки-бревна.В то же время появляются поселе­ния, которые можно считать предшественниками(прототипами) древних городов. Одно из них — Аркаим — находилось на границеЧелябинской и Кустанайской областей.
В период средней бронзы домостроительство,организация поселений, устройство погребений, погребальные обряды значи­тельноизменились. Поселения уже не укрепляются, жилища-полуземлянкиудлиненно-прямоугольной формы, площадью от 14J до 200 кв. мделятся на две части; на полу — от одного до восьми очагов. Такие жилищаоткрыты на поселениях Явленка, Тасты-Бутак.
В эпоху поздней бронзы, на первом этапеплемена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культурыПри-аралья, Западного Казахстана — срубной культуры Поволжья. На поселенияхэпохи поздней бронзы преобладают полуземлянки — прямоугольной, овальной ивосьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до300—400 кв. м, в которых зимой держали скот. В хозяйстве увеличивается рольскотоводства, особенно коневодства.
В Восточном Казахстанеразвитие андроновской культуры шло теми же путями. В богатых травостоем долинахИртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая иСаура найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы, на развитие исложение которых оказали влияние богатейшие место­рождения меди, олова, золота.
К периоду поздней бронзы относитсябольшинство захоронений из могильника Канай и расположенного рядом поселения.На поселении на правом берегу Иртыша, раскопана полуземлянка прямоугольнойформы площадью 50 кв. м и примыкающие к ней хозяйственные постройки. Стены домаобложены камышом и обмазаны глиной.
Южный Казахстан и Семиречье были освоены и «плотно» заселены уже в эпоху бронзы.В Семиречье существовал своеобраз­ный (семиреченский) вариант андроновскойкультуры. Именно в Семиречье и на юге Казахстана обнаружены крупнейшие скопле­ниянаскальных рисунков Тамгалы и в Каратау.
Для Семиречья характерно смешениеэлементов культуры фе­доровских и алакульских племен. Могилы в виде прямоугольныхи круглых оград характерны для федоровских традиций. Грунтовые могилы и ящики,а в горных районах срубы, сочетаются с трупопо-ложением и трупосожжением.
Средняя бронза Семиречья представленамогильниками Тамга­лы, Каракудук3.
На югеКазахстана, в Каратау, раскопан могильник Таутары.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открытыуникальные памят­ники эпохи бронзы — мавзолеи Тегискена4. Наиболееранние мавзолеи Тегискена выстроены из сырцового кирпича, основой планировкиявляется круг, вписанный в квадрат внешних стен. Внутрь от него, по кругу стоят8 или 12 прямоугольных кирпичных колонн, сохранившихся на высоте двух метров.Далее внутрь — опять 8 или 12 таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику.Наряду с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, откоторых сохранились ямы в полу. Таким образом, внутри мавзолея образовываласьсистема обходных кори­доров. В расположенной в центре комнате и в коридорахстояла керамика, лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покой­ника,положенного в центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем. Определитькультурную принадлежность Тагискенских могильников сложно. С одной стороны,здесь прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев,близкая центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андро-новскиеформы и украшения лепной посуды), с другой — сильное влияние южных культур(сырцовый кирпич, стандарт которого близок к южно-туркменским культурам эпохиНамазга VI и более поздних памятников Теккем-тепе и Яз). Мавзолеи Тегискенасвидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлыхкультур 5"6.
Хозяйство андроновцев. Большинство андроновских поселений располагалось наберегах маленьких степных рек или ручьев, стекавших с гор. Рядом с ними впоймах рек находились поля и огороды.
При раскопках поселений были найденыгоршки с остатками пригоревшей каши из проса. В Алексеевском поселении, в север­номКазахстане, в жертвенных ямах найдены принесенные в жертву богам стебли и зернапшеницы. Отпечатки злаков сохрани­лись на лезвиях серпов с поселенияМало-Красноярска в Восточ­ном Казахстане.! На всех поселенияхобычными находкамибыли зернотерки, прямоугольные и круглые песты длядробления и растирания зерна на муку, серпы, каменные мотыги.
•Более _ существенную роль играло в жизни андроновцев ското­водство. Животныедавали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основнойпищей андроновцевбыло молоко. Из него изготавливали творог и сыр, ю чемсвидетельству­ют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясобыло деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам.Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодыеживотные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такаясистема позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность.
Исследованиями установлено, что в табунах,пасшихся в ко­выльных степях и на разнотравьях альпийских лугов, были триразные породы: кони малорослые, высотой в холке до 128—136 см, с большойголовой, мохнатой гривой, вислобрюхие. Они были похо­жи на современныхмонгольских лошадей. Наиболее многочислен­ными в табунах были средние и рослыелошади высотой в холке 136—152 см и весом до 350 кг. И, наконец, элитная породавысотой в холке 152—160 см, поджарая, с тонкими ногами, маленькой головой ивысокой шеей. Они использовались для колесничной запряжки — наиболее грозной имобильной военной силы того времени. Андроновцы были прекрасными скотоводами.Они пер­выми в мировой практике ввели стойловое содержание скота зимой. Вморозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая специальныйотсек. К домам пристраива­лись загоны.
Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов.Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдовнаносились на скалы, в одном случае, на поселении Ушкатты была найдена глинянаястатуэтка верблюда.
Можно утверждать, что4»_период ранней исредней бронзы, то есть до начала I тыс. до н. э., андроновцы были оседлыми;вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Последнеебыло придомным. При такой форме животноводства пастбища быстро скудели. Длясохранения продуктивности ското­водства и увеличения стада нужны были новыеформы содержания животных. У андроновцев ею был яйлажный (полукочевой) типскотоводства, когда женщины и дети жили в селе, занимаясь земледелием, амужчины и подростки вместе со стадом весной и летом уходили на дальниепастбища, а поздней осенью возвраща­лись домой.
Расстояния сезонных перекочевок.были различны. В Семиречье иВосточном Казахстане они составляли от 50 до 80 км., в Западном Казахстане —путь от летних пастбищ тянулся на сотни километров, пересекая степи и пустыни.Так, постепенно из придомного выросло яйлажное,или отгонное скотоводство,а затем и кочевое, позволявшее использовать и степные и пустын­ные пастбища.
По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся составстада: сокращалось количество крупного рогатого скота и увеличивалось числобаранов и лошадей.
§ 2.Древние рудоковы, металлурги и гончары
Изучая месторождения Казахстана геологиобнаруживают, что их разработка велась уже за три тысячи лет до нашей эры.Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имели огромные размеры. В районеЖезказгана, например, было выплавлено около 100 тыс. т. меди. На Успенскомруднике добыто 200 тыс. т. руды.
Древние рудокопы разрабатывали окисленныеруды (малахит, азурит, касетерит) с богатым содержанием меди и олова. Разраба­тывалирудоносные жилы, рыхлые руды добывали «кайлованием», при помощи отбойников имолотков из камня. В плотных породах использовали метод «огневой проходки», прикотором на повер­хности жилы или в забое, разводили костер, а когда породанагревалась, поливали ее водой, заставляя трескаться, после чего работали молоткамии кайлами. Содержащую металл породу вытаскивали на поверхность в кожаныхмешках.
Использовали также подкопы под рудноетело, после чего молотами отбивали куски нависшей глыбы руды. При проходкеглубоких штолен использовали деревянную крепь. Рядом с шахтой у воды добытуюруду дробили и промывали, отделяя ее от пустой породы. Мелкодробленную рудуотносили на поселения, где плави­ли в специальных плавильных печах, остаткикоторых обнаружены при раскопках поселений на Атасу, Суук-Булаке, у аула Канай.
Остатки литейных мастерских былинайдены на поселениях:
Мало-Красноярска, Алексеевка, Никольское, Петровка II.Кроме литья андроновцы знали приемы ковки, чеканки и тиснения. Из бронзы,обернутой золотой фольгой, изготавливали височные кольца, подвески, браслеты соспиралевидными выступами. Пре­красным образцом ювелирногоискусстваслужит золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней, найденная вмогиль­нике рядом с селом Копал в Семиречье.
Если у древних земледельцев Индии, Ирана,Афганистана, Средней Азии посуда в эпоху бронзы изготавливалась профессио­налами,выделившимися из среды других ремесленников на гон­чарном круге, то вказахстанских степях и предгорьях каждая семья делала посуду сама. Женщиныизготавливали глину, лепили из нее горшки и обжигали на костре или в ямах,иногда обложенных камнем. В ранней бронзе XVII—XVI вв. до н. э. сосудыизготавли­вались при помощи болванки (шаблона) обтянутой тканью, спле­тенной изконского волоса, либо из толстых шерстяных нитей, имели баночную форму, плоскоедно, украшались прочерченными, либо нанесенными гребенкой геометрическимиузорами. Некото­рые горшки украшались налепными валиками и шишечками.
Орнамент на сосудах был не только украшением — он имелмагический характер, оберегая содержимое сосудов от «сглаза», «порчи»,символизировал также богатство, изобилие содержимого горшка.
В период средней бронзы (XV—XIII вв. до н.э.) сосуды отличаются большей степенью стандартизации, совершенства: они болеетонкостенны, изящны. Посуда изготавливалась с помощью болванки или методомкольцевого налепа, когда вначале изготав­ливалось дно, а затем к немуприделывали кольцо тулова, кольцо плечиков и кольцо венчика. При такой техникена месте перехода тулова в шейку образуется ребро-уступ, который является харак­тернымпризнаком андроновской культуры периода средней брон­зы. Орнамент, как ираньше, прочерченный, либо нанесенный штампом (треугольники, заполненныештрихами, меандры). В отличие от ранних горшков, орнамент расположен тремяполоса­ми, зонами. Исследователи отмечают еще один технический приемизготовления сосудов, при котором вначале лепился горшок, а затем снизу к немуприставляли плоское дно.
Сосуды периода поздней бронзы отличалисьраздутым туловом и округлыми очертаниями. Они украшались налепными валиками,выпуклинами — «жемчужинами», налепными шишечками.
Орнамент, украшавший сосуды андроновцев,сохранялся многие сотни лет, отдельные его элементы можно увидеть и в орнаментеказахского прикладного искусства.
Домашние промыслы. В андроновской семье делали все необхо­димое дляжизни: пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь, расшивая узорами изцветных нитей, украшая аппликацией и бисером. Нитки для ткани пряли из шерстиживотных и пуха. Использовались конопля, дикий лен, крапива. Уже были известны ткацкийстанок и веретено/'Судя по находкам в погребениях, андроновцы носили кожаную'обувь без каблуков, которая сшива­лась сухожилиями животных. И мужчины иженщины носили на голове шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одеждуизготавливали из шерстяных тканей, застегивая на костяные пуговицы. Одеждаженщины состояла из длинного, ниже колен, шерстяного платья с длиннымирукавами. Обшлага рукавов укра­шались рядами бронзовых бусинок. Юбка спередирасшивалась полосами белых пастовых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшалсястеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани окрашивались вярко-красные и фиолетовые цвета.
В ушах женщины носили бронзовые серьги исерьги в виде колец, обтянутых листовым золотом, шею украшали бронзовые гривны,иногда с надетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках носили браслетыи перстни. В качестве оберегов от злых сил и женщины и мужчины носили клыкидиких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей.
Мужчины были вооружены луками и стрелами сбронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использова­лись копьяс бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.
Поселок, город, жилище.Археологи обнаружили десятки поселений эпохи бронзы, на многих провели раскопки,дающие пред­ставление о характере поселений эпохи бронзы, жилища.
В XVII—XVI вв. в степной, лесостепной зонеот Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане,окруженные оборонительными сооружениями — стенами с деревянным частоколом ирвами, башнями и сложными предвари­тельными постройками. Укрепленные поселенияимеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считатьдревним городом7, выглядело как округлый в плане участок,огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Междуними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний кругимел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4 м была сбита изгрунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины,которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи.Глубина рва — 1,5—2 м, высота стены — 2,5—3 м. По гребню стены шли двапараллельных ряда частокола из бревен, промежуток между которыми был забитдерновыми пластами.
Изнутри к стене примыкали торцы жилищ,плотно пристроен­ных друг к другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу,которая шла вокруг внутренних стен и рва. Ров был облицован деревом, внутренняястена имела такую же конструкцию, как и внешняя. Изнутри ко второй стене такжепримыкали расположен­ные радиально жилища с выходом из каждого на центральнуюплощадь. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток.Центральным был западный вход, он в современной топографии представляет разрывв стене, а сложная конструкция дополнительных укреплений делает выход нацентральную улицу «коленообразным». Каждому входу соответствуют радиальные ули­цы,пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площа­ди, которая имеетподквадратную форму, размером 25 х 25 м. Прямоугольные жилища Аркаима имелиплощадь от 190 до 300 кв. м. Стены их представляют сложные сооружения из двухрядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей.Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты ихозяйственные отсеки с погребами и колодцами.
В целом характер поселения типа Аркаим, атакже прямоуголь­ных в плане поселений Петровка, Никольское, имеют признаки,характерные для раннего города: развитую систему фортификаций (укреплений);наличие строгого плана или даже макета, по которо­му строилось поселение;деление территории на несколько зон — жилую, производственную, общественную (вкаждой из них сосре­доточено жилье, производство, отправление культовыхобрядов, либо проведение общественных собраний).
То, что поселения выполняли роль городскихцентров, свиде­тельствует и то, что они снабжали само поселение и расположен­ныерядом поселки металлическими изделиями, керамикой. Здесь проживаламногочисленная прослойка ремесленников, о чем сви­детельствуют погребениякузнецов и металлургов, молотки, нако­
вальни и другой инструментарий. В ряде погребенийнайдены булавы — знаки власти — и остатки боевых колесниц, вещи, которыеподчеркивают высокое положение в обществе их владель­цев.
Рядом с городами возникали храмовыекомплексы. Именно к этому времени относится распространение каменнойскульптуры, изображавшей древних богов. Они хранились в тайниках и прино­силисьв храмы лишь во время религиозных празднеств.
На поселениях были найдены глиняныекружочки с оттиснуты­ми на них знаками. Последние, судя по всему, относятся ксамому началу превращения их в письменность и характеризуют высокий уровеньразвития общества.
Расцвет культуры в эпоху ранней бронзыстал возможным благодаря культурным и экономическим контактам с культурамиСредиземноморья и Малой Азии, и, видимо, уже в то время начали складыватьсязачатки Великого шелкового пути.
В эпоху средней бронзы, андроновскиепоселения уже не укрепляются стенами и рвами. Видимо, обстановка в степи сталаспокойной. Меняется топография поселений. Она представляет собой скоплениенескольких (от 10 до 20) отдельно стоящих домов, как правило расположенныходной, либо двумя линиями вдоль реки. Изменился и сам дом. Теперь он сталполуземлянкой площадью до 200—300 кв. м. Котлованы для жилища копали каменными,роговыми, либо бронзовыми мотыгами, кирками, следы которых сохранились настенках раскапываемых археолога­ми жилищ. Глубина котлованов колебалась от 0,6до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края, обеспечивая таким обра­зомзащиту жилья от влаги и сильных степных ветров, обычно «выдувавших» из доматепло. В конструкциях широко использова­лось дерево для укрепления стен, опорыбалок и стропил перекры­тия. Крыша устраивалась двускатной. В степи и горныхместах в конструкции использовался камень-плитняк, служивший для об­лицовкистен.
В Центральном Казахстане в XII—IX вв. дон. э. в эпоху поздней бронзы строили строго по плану многокомнатные дома,сложенные из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м и болеераскопаны на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые боль­шие жилища в Евразийскихстепях в эпоху бронзы.
Одна из частей жилища более низкая,видимо, использовалась для содержания скота зимой. Иногда два жилищасоединялись коридорами и образовывали единый жилой комплекс. Выработан­ный втечение многих столетий тип андроновского дома был идеально приспособлен кусловиям степных и горных районов.
Народ, общество, обычаи. Изучение поселений и могильников эпохи бронзы,наблюдения за жизнью народов, стоявших на приблизительно одинаковом развитии, атакже сопоставление андроновцев с конкретным народом, этносом, позволяютвосстано­вить их жизненные обычаи.
Как уже отмечалось, андроновцы жили вбольших домах большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общеехозяйство несколько поколений родственников. Из материалов
поселений не видно сколько-нибудь заметногосоциального и имущественного неравенства, однако, исследования кладбищ поз­волилиустановить разницу в степени богатства и положения человека в обществе. Уже вэпоху ранней бронзы в общей массе захоронений выделились погребения с большей,чем у других, величиной и глубиной могилы, сложными деревянными конструк­циями,большим количеством поставленных в могилу горшков с пищей. В этих же могилахнайдены остатки колесниц и захороне­ний коней, а при погребенных — бронзовыеножи, бронзовые и каменные наконечники стрел, каменные булавы.
Такая же картина прослеживается в эпохусредней и поздней бронзы. В могильниках выделяются среди рядовых захороненийнесколько грандиозных курганов диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м илисооружений, обнесенных двойным или даже тройным кольцом ограды измонументальных плит. Под такими курганами находились могилы размером 3,2 х 2,5,глубиной до 2,3 м- Стены их обкладывались срубами из бревен, сверхуперекрывались накатом из бревен, иногда двойным. Большинство могил ограбленоеще в древности, но по сохранившимся остаткам ясно, что вместе с умершим вмогилу клали большое количество специально забитых животных, золотые украшения,бронзовые ножи, булавы, конские снаряжения, наборы наконечников стрел.
Судя по большой разнице в устройствекурганов и могил, вещам, туда помещаемым, андроновское общество не было одно­родным.Люди знатные и богатые занимали привилегированное положение. После их смерти зазаслуги перед обществом сородичи возводили особое, отличное от друтих,могильное сооружение, не считаясь с затратами и трудом. Наличие в ряде такихзахоронений остатков колесниц позволяет сделать вывод, что они принадлежа­ливоинам, выделившимся в отдельную группу.
Можно с уверенностью сказать, что вбогатых андроновских погребениях были похоронены воины, которые в то времявыдели­лись в особую группу в обществе. Следовательно, у андроновцев уже нараннем этапе их истории произошло расслоение общества — из массы рядовых егочленов выделились «цари» — правители и воины — кшатрии. Их жены, члены семьитоже занимали в обществе привилегированное положение, видимо, им принадлежатбогатые захоронения с золотыми изделиями.
В источниках говорится еще об одномсословии — жрецах. Их отличительным признаком были деревянная чаша и особаяшапка. Они были распорядителями не только культовых обрядов, но и хранителямидревних традиций и знаний.
§ 3.Религия и искусство
Смысл и многие деталирелигиозных представлений андронов­цев, культовых обрядов, различных ритуалов,объясняются с по­мощью сопоставления археологических данных и сведений, почер­пнутыхиз древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочи­нений.
Всепогребенные в могилах ориентированы головой на запад,
или юго-запад. Это не случайно. В представленияхиндоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилойв центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог,следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью спотусторонним миром.
Труп в могилу андроновцы клали вскорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника,его связыва­ли веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, чтоземля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новойжизни.' Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле —это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу,его связыва­ли. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображалидержащим веревку.
Наряду с захоронениями покойниковандроновцы использовали кремацию — сожжение трупов, связанное с культом огня.Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению.В ранний период зола и угли — это остатки огненных ритуалов сожжения трупа.Зола и кости в позднее время — сожженное деревянное перекрытие — следыочистительных кост­ров.
Иногда археологи встречают при раскопкахостатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях другдруга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе смужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина,обычно жена, сама выбирала оста­ваться ей жить, или отправляться на тот светвместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения ивыполнялся символически — жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу,а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.
Многочисленные обряды и ритуалысопровождали и повседнев­ную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизнибогами, предками, героями.
С жертвоприношения начиналось истроительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясосъедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища— возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда вжертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крышиверхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устра­ивали пир. Главныйопорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дниукрашали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а вобычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользо­валсядомашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разруше­ние очага было самымстрашным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую вдом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалосьвыбрасы­вать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специаль­ныезольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобызаслужить у богов здоровье, благополу­чие и богатство для семьи8.
Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства.Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественнымвкусом.
Своеобразны наскальные рисунки эпохибронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древниелюди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей,колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуречеловека, его мировоз­зрении. Казахстан — один из наиболее богатых мест почислу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Замечатель­ные посвоему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая,Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.
Люди бронзового века находились намифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла сменуповторяющих­ся циклов природы — весеннее равноденствие, пахота, осенний сборурожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплогосолнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовалосопровождать жертвоприно­шениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последниесовершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, усвященных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находилисьу скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире.Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалахвыбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже —вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определеннымиметодика­ми, выделяют разные по времени группы или пласты.
Ученые отнесли к периоду бронзы рядрисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов внаскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми впередрогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкиминогами. Первые изображе­ния их появились еще в эпоху неолита.
Кроме тура встречается изображениедомашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным вповозку. Исходя из того, что андроновцы — индоиранцы, можно, опираясь на мифы ирелигиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторыхпетроглифов. В ми­фах о сотворении вселенной говорится, что мир создан изчастей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митрасравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах ЕшкиольмесМитра в виде антропо­морфного существа с головой, окруженной солнечными лучами,показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонениясолнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокругкоторого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры.Все
вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, самхоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светилана небе.
Изображение быка связано с идеейплодородия, могущества и силы.
Излюбленный сюжет в наскальном искусстве —двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме инередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он былвоплощением бога грома Веретрагны, а у индусов — Индры. В «Авесте», священнойкниге иранцев, воспева­ется мощный грозный Веретрагна, который в образеверблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».
Среди петроглифов эпохи бронзыраспространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают49 грави­ровок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинствеиз них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все ониизображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными иположенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные — лошади, режеверблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечнойколеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшиебоги.
Встречаются среди рисунков сцены пахоты,на которых изобра­жены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идетчеловек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весеннимсолнцестоянием, праздником обновления природы, с плодородием. Важной частьюпраздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен был гарантироватьбогатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, поэтому в«Авесте» говорится о том^ что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царюиранцев Йиме «Золотой плуг», чтобы он распахал землю. Представление о золотомплуге и первой борозде характерно для многих народов9. Следуетотметить, что отголоски древних представлений, зачастую в измененном виде,сохранились у казахов и других населяющих Казахстан народов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.