Реферат по предмету "История"


Борьба за независимость в странах Тропической Африки

Борьба за независимость в странах Тропической Африки

План
1. Становление идеологии национального освобождения. II-я половина XIX века
2. Лидеры борьбы за независимость. Самюэль Кроутер
3. Эдвард Блайден
4. Борьба за африканизацию церкви
5. Становление африканских общественных организаций и формы политической борьбы
6. Первая панафриканская конференция 1900 года
 
1. Становление идеологии национального освобождения.II-я половина XIX века
В странах Тропической Африки началоформирования национальной идеологии приходится на вторую половину XIX в., что было связано с появлениемв африканском обществе нового образованного социального слоя, новой элиты. Как правило,она состояла из людей, обслуживавших колониальный режим: чиновников, учителей, священников,врачей и юристов. В большинстве своем эти африканцы стали отходить от религии предков,сложившихся традиций. По мере принятия христианства, их связи с племенными институтамислабели, а приобщение к европейской культуре росло. В рамках новой элиты стала складыватьсянациональная интеллигенция. Наиболее благоприятные условия для этого сложились впервую очередь в Западной Африке.
Европейское проникновение в ЗападнуюАфрику началось много раньше, чем в восточные и центральные регионы. Здесь раньшебыло установлено колониальное господство и соответственно раньше начались социально-экономическиеперемены — формирование капиталистического уклада товаро-денежных отношений, появлениенациональных добуржуазных элементов и национальной интеллигенции. Важную роль вразвитии общественного сознания сыграла своим появлением Либерия, доказавшая,что представители негроидной расы в состоянии решать собственные дела самостоятельнои небезуспешно. Именно сюда, в регион Западной Африки, реэмигранты-африканцы изВеликобритании, Северной и Южной Америки принесли с собой новые знания и новые культурныеценности.
Со второй половины XIX в., по мере расширения колониальныхимперий в Западной Африке, проходившего под знаком «белого превосходства»,происходило и усиление дискриминации африканцев. Первоначальные иллюзии ряда образованныхлиц, надежды видеть в колониальных владыках благодетелей, давших возможность имсравняться с европейцами, вскоре сменились чувствами горечи и разочарования, недовольстваи протеста, перераставшими в критику колониальных режимов и в поиск ответов на вопросы:как относиться к такому явлению, как колониализм; «неполноценность» африканскойрасы; уровень и значимость европейской и африканской культур и др.
Первыми просветителями, идеологами африканскогонационализма были С. Кроутер, Дж. Хортон, Э.У. Блайден, Д. Кейс-ли-Хейфорд, Дж.Джонсон и др., преимущественно из британской Западной Африки. Наиболее заметныйслед в африканской общественной мысли и в формировании национальной идеологии оставилиКроутер, Хортон и, особенно, Блайден.
 2. Лидеры борьбы за независимость. Самюэль Кроутер
Родился около 1808 г. на территории современной Нигерии в семье ремесленника-ткача. Закончил христианскую миссионерскуюшколу. Некоторое время учился в Англии, затем вернулся в Африку и стал студентомколледжа Фура-Бей (Сьерра-Леоне). В 1845 г. он переехал в Нигерию и стал здесь ведущим христианским миссионером. В 1864 г. был рукоположен в сан епископа и стал первым африканцем,занявшим такой высокий пост в англиканской церкви. Он осуществил перевод части Библиина язык йоруба. За научные заслуги в области орфографии и лексики этого африканскогоязыка он получил почетное звание доктора наук, присвоенное ему Оксфордским университетом.
На начальном этапе своей деятельностиКроутер был убежденным англофилом и твердо верил, что именно с помощью Англии Африкасможет в короткие сроки достичь европейского развития. Свой высокий личный авторитетон подчинил двуединой задаче: во-первых, убедить африканцев в полезности связейс Великобританией и, во-вторых, побудить ее более активно содействовать преодолениюотсталости континента. Он также верил, что христианство, европейское образованиеи европеизированная экономика через одно-два поколения превратят всех африканцевв христиан, что, в свою очередь, станет прологом к становлению африканской нации,а в последующем и к образованию независимых государств.
В последние годы жизни Кроутер несколькоизменил свои взгляды на взаимоотношения Африки и Европы. Убедившись, что среди белыхмиссионеров возобладали расистские убеждения, он присоединил свой голос к тем, ктовыступал за образование организационно независимой африканской церкви. Наряду собщим просветительским направлением, в его высказываниях все чаще звучал призывк национальной консолидации африканцев, к расширению их участия в управлении обществоми церковью, к сохранению отдельных африканских обычаев.
Джеймс Африканус Бил Хортон родилсяв 1835 г. в Сьерра-Леоне, в семье плотника. Окончил начальную школу, затем на средствамиссионеров обучался в колледже Фура-Бей. В 1853 г., уже по линии военного министерства Великобритании, он приобрел специальность врача, окончив Эдинбургскийуниверситет. Окончив курс с отличием, Хортон был назначен помощником хирурга в однуиз частей британской армии в колонии Золотой Берег. В 1872 г. была даже сделана попытка назначить его губернатором Золотого Берега. Но, убедившись, что Хортонпроповедует идеи независимости, министр колоний Англии отказался от своего замысла.В 1880 г., выйдя на пенсию в звании подполковника, Хортон занялся предпринимательскойдеятельностью и основал Коммерческий банк Западной Африки. Умер в 1883 г.
Публицистический талант Хортона раскрылсяв конце 1850-х — 1860-е годы. Вышел целый ряд его трудов, посвященных различнымпроблемам развития африканских народов в прошлом, их положению и жизни в новых колониальныхусловиях. Целью его публикаций было доказать, что «африканцы достойны иметьсвое правительство ирасполагатъ национальной независимостью», что «ониспособны к прогрессу и сыграют видную роль в истории цивилизованного мира».
Особое место в трудах Хортона занималвопрос, как преодолеть отсталость Африки? Как и Кроутер, он полагал, что цель Африки- следовать примеру буржуазной Европы. Но,
в отличие от Кроутера, условием этому,по его мнению, должно стать предоставление африканским колониям самоуправления.Подтверждение своему мнению Хортон обнаружил в заявлении русского императора АлександраI, сделанного им во время посещения выставки изделий африканскихремесленников в 1818 г. в Ахене (Германия). Русский царь заявил тогда:«Не скрою своего удивления. Мои взгляды относительно этих несчастных людейво многом изменились. Я не предполагал, что их развитие достигло такого уровня.Представленные изделия — это изделия не дикарей, а людей, наделенных физическимии духовными достоинствами и способных достичь вершин мастерства, как любой другойчеловек. Надо дать Африке шанс добиться прогресса по критериям цивилизованного мира».Эти слова русского императора Хортон вынес в качестве эпиграфа к своей книге«Страны и народы Западной Африки».
Дать Африке шанс проявить себя — в этоми состоял страстный призыв Джеймса Хортона к человечеству. Важнейшие средства ускоренияпрогресса африканцев он видел в образовании, помощи со стороны более развитых народов,в огромных потенциальных возможностях самих африканцев, которые наиболее полно смогутраскрыться в условиях независимости. Аргументы Хортона в защиту негритянской расынеизменно использовались последующими поколениями африканских националистов всякийраз, когда они сталкивались с проявлениями расизма.
Жизнь Дж. Хортона, его разносторонняядеятельность — врача и администратора, ученого и публициста, политического деятеляи просветителя — были подчинены главной для него цели: добиться прогресса Африки,создать условия, при которых она могла бы в короткие сроки приблизиться по уровнюразвития к Европе. Европа для Хортона — идеал, а цивилизация — это перенос в Африкудостижений Европы. Его мечтой было превратить со временем Африку в континент, которыйотличался бы от Европы только природно-климатическими условиями и цветом кожи егообитателей.
 3. Эдвард Блайден
 
Эдвард Уилмот Блайден родилсяв 1832 г. на острове Сент-Томас (Вест-Индия) в семье портного. С детстваон проявил большие способности к наукам. Получив отказ на получение
образования в США «из-за закоренелыхпредрассудков против негритянской расы», он в 18-летнем возрасте уезжает вЛиберию. В Монровии Блайден закончил среднюю школу, овладел греческим, латынью,древнееврейским, испанским, голландским, французским, немецким языками, а такжеафриканским языком фульфульде. В 1854 г. он стал издателем монровийской газеты«Лайбериа Геральд». В 1864 г. он стал министром иностранных дел Либерии,а еще через 13 лет стал первым негритянским послом в Великобритании.
Государственная, научная и публицистическаядеятельность Э. Блайдена принесла ему мировое признание. Он был награжден орденамиФранции, Турции, Туниса и Либерии. В 1869 г. колледж Лафайета в Истоне (Пенсильвания, США) присвоил ему почетную степень магистра искусств. В 1874 г. он был удостоен звания доктора права, а в 1880 г. — доктора богословия. Он стал вице-президентомАмериканского колонизационного общества, членом Американского филологического обществаи Американского общества по изучению религий, вице-президентом Африканского королевскогообщества (Великобритания). Умер в 1912 г. В июне 1913 г. во Фритауне (Сьерра-Леоне) был открыт памятник Эдварду Блайде-ну, на котором выбиты слова: «Великомуафриканцу».
Блайден стал родоначальником идей панафриканизма,«культурного национализма» и «духовной деколонизации», концепции«африканского социализма». Он сформулировал ряд основополагающих принциповафриканского национализма: тезис о единстве судеб народов негроидной расы, концепцию«африканской личности», положение об извечно «социалистическом»характере африканского общества. Он выражал решительный протест против европоцентристскоговзгляда на «неисторичность Африки», призывал к «африканизации»церкви и всей системы просвещения. Творчество Блайдена ' стало богатейшей сокровищницей,откуда будущие идеологи африканского национализма черпали многие положения своихучений.
К решению негритянской проблемы Блайденподходил комплексно, исходя из тезиса о единстве судеб народов негроидной расы.Представителей черной расы он делил на две основные категории: коренных жителейконтинента и «африканцев в изгнании». Ему принадлежит приоритет в названиипоследних как «афроамериканцев». Первоначально веру
в прогресс Африки Блайден связывал среэмиграцией негров. В последующем все свои надежды он возлагал на коренное население,воочию убедившись, что массовая эмиграция американских негров в Африку оказаласьнеосуществимой. Вы-! двинутый им в середине 1860-х годов лозунг «Африка дляаф-г риканцев» заложил основу развития идеи панафриканизма.
Катастрофические последствия для прогрессаАфрики, по убеждению Байдена, имела работорговля. Он утверждал, что если бы вместоработорговли между Европой и Африкой установились нормальные экономические связи,африканцы быстро преодолели бы отставание. На континенте окрепло бы земледелие,развились промышленность и торговля, выросли бы города, появились печатные станки,и африканские народы заняли бы достойное место в общечеловеческой семье.? Работорговляже стала преградой на пути общественного раз-> вития народов континента. Блайденподметил еще одно важное последствие работорговли — внедрение европейцами утвержденияо «неполноценности африканцев», их «неисторичности». В качестведоказательств он установил, что даже в XVIII в. — мрачную эпоху работорговли и рабства — негры дали миру многонезаурядных людей. Им был составлен список из 27 человек, закончивших известныеевропейские уни-t верситеты и ставшихшироко известными лингвистами и теологами (Дж.Э. Дж. Капитэн), философамии классицистами (А.У. Амо), видимыми врачами (Дж. Дехем), математиками иастрономами (Б. Баннекер), вождями за освобождение негров (Туссен-Лувертюр)и др.
В полемике с «антропологами»,выдвигавшими тезис об «иерархии рас», Блайден отстаивал положение об ихсамобытности, неизменно при этом подчеркивая, что будучи раз — [ными, — они равные.У разных рас, писал он, разные культуры, сумма которых образует общечеловеческуюцивилизацию. В обстановке XIX в.,когда в мире господствовали расхожие концепции и «неполноценных расах»,когда даже первые просветители африканцев Кроутер и Хортон видели в европейскойцивилизации высший идеал, — в этих условиях идеи Блайдена о самобытности и своеобразиивозрождали у африканцев веру собственные силы, способствовали росту их антиколониальныхнастроений.
Отталкиваясь от положения, что«все расы равные, хотя и разные», Блайден пришел к заключению, что главнаязадача африканцев — любыми средствами сохранить своеобразие континента, основноебогатство народа — его культуру. В 1872 г. им был выдвинут лозунг «духовной деколонизации». Он призывал африканцев освобождаться от духовного порабощения,на которое обрекало их следование европейской культуре, предостерегал от превращенияафриканцев в «черных европейцев».
Подчеркивая врожденные отличия негроидаот европеоида, Блайден ввел в обращение понятие «африканская личность»,стремясь показать неповторимость и особый психический склад жителей континента.Он призывал их беречь свое африканское естество, предостерегал от ассимиляции севропейцами. Выражение «африканскаяличность» он впервые использовал в 1865 г. В мировоззрении Блайдена основу составляли национальные и даже националистическиеустремления, в то время как у Кроутера и Хортона главным было уподобиться Европе.Африканские элементы во взглядах последних занимали подчиненное место, для Блайденаже они являлись определяющим фактором.
Концепция «культурного национализма»is. борьбы за «духовную деколонизацию», которуюон развивал с 1871 г., были для него важнейшими как идеолога и политика. Под этимилозунгами Блайден начал проводить первые политические кампании в странах ЗападнойАфрики. Свою борьбу за «духовную деколонизацию» Блайден начал с изданиясобственной газеты «Нигроу», первый номер которой вышел в свет в апреле 1872 г. На ее страницах он пропагандировал сформулированную им программу из трехпунктов:
1) создать организационно независимуюафриканскую церковь;
2) учредить во Фритауне муниципалитетс участием африканцев для управления городом;
3) открыть Западноафриканский университет.
Со временем, несмотря на огромные препятствияи обструкцию, положения программы Блайдена и его соратника африканского священникаДжеймса Джонсона были воплощены в жизнь. В 1876 г. колледж в Фура-Бей был ассоциирован сДурхемским университетом (Великобритания), дипломы выпускниковкоторого приравнивались к британским. В 1895 г. был избран первый муниципалитет Фритауна, мэром которого стал африканец Самюэль Льюис. В 1891 г. в Нигерии возникла организационно независимая африканская церковь.
Касаясь религиозных воззрений Блайдена,следует подчеркнуть, что он был противником традиционных верований африканских племени приверженцем монотеистических религий — христианства и ислама. Пытался даже создатьиз них своеобразный синтез. Но оставался больше христианином. У Блайдена-националиставызывала протест деятельность европейских христианских миссионеров. Главный порокв их миссии он видел в превращении христианства из религии угнетенных в религиюугнетателей. Осуждал практику миссионеров по моральному разоружению африканцев,лишению их собственного культурного наследия, духовному подчинению Африки Европе.Особенно гневно осуждал политику, направленную на отстранение африканцев от руководствацерковными делами. Он был одним из первых идеологов, выступавших за учреждение организационнонезависимой африканской церкви, за ее самостоятельность, за африканизацию ее клира.
Отношение Блайдена к колониализму кактаковому было сложным и противоречивым. Поначалу он считал, что колониализм поведетАфрику к прогрессу, что сильные страны будут использовать свою мощь не для того,чтобы повергать слабых, а чтобы помочь им подняться. Однако ближе к концу XIX в. он резко изменил свое отношениек европейскому колониализму, когда убедился, что колониальные державы не стремилисьуважать африканские институты власти и права коренных жителей, не спешили готовитьафриканцев к самоуправлению, экономически развивать континент в их интересах, ликвидироватьнеграмотность среди его жителей. Он осудил действия бельгийского короля Леопольдав Конго, преследования африканцев и систему принудительного труда в Южной Африке,расовую дискриминацию в британских колониях.
В 1881 г. Блайден возглавил колледж «Либерия» — единственное высшее учебное заведение страны,где он намеревался перестроить его в соответствии со своими убеждениями. Он ввелв учебную программу изучение ряда африканских и арабского языков. Преподавали вколледже африканцы и американские негры. Сближение мусульман и христиан, по мнениюБлайдена, должно было осуществляться прежде всего через сферу просвещения, т.е.путем создания школ, где мусульмане изучали бы дисциплины, которым обучаются
христиане, а христиане, в свою очередь,изучали бы основы ислама. При этом он подчеркивал, что у африканцев-мусульман ихристиан единая цель — сохранить самобытность Африки.
«Культурный национализм» ЭдвардаБлайдена практически стал началом нового этапа в идеологической борьбе, своеобразнойподготовкой к выдвижению политических требований, ускорением формирования национальногосамосознания на континенте. Начиная с 1872 г., и особенно в 1890-1914 гг., атаки африканцев на действия колониальных властей велись преимущественно с позиций«культурного национализма». С этого времени образованные африканцы, ане старая элита — традиционные вожди, как было прежде, стали отражать настроениямасс, возглавлять народное сопротивление в области культуры, политики и экономики.4. Борьба за африканизацию церкви
«Культурный национализм» сталпрелюдией к борьбе за африканизацию церкви, ее идеологическим обоснованием. Втягиваниешироких масс в освободительное движение нередко было связано с борьбой против религиознойдискриминации коренного населения. В странах Африки, как и во многих колониях Азии,антиимпериалистическое содержание национализма на его начальном этапе выступалав форме религиозного протеста.
Среди христиан-африканцев возникло двавида движения: одно вело к образованию новой церкви, порывавшей с канонической догматикойцеркви в метрополии. Другое — выливалось в борьбу за организацию самостоятельнойместной церкви, главным образом за африканизацию ее клира при неизменности в догматикахцеркви метрополии.
тропическая африка борьба независимость
Во время колониального раздела Африкибелые миссионеры выдвинули лозунг «Стальной меч предшествует мечу духовному!»,т.е. вначале следовало осуществление насильственного порабощения коренного населения,а затем уже проведение его христианизации. В этих условиях с африканскими священниками,там где они появились, перестали считаться, против них начались гонения. Главноймишенью нападок, в частности, белые расисты в сутанах избрали епископа С. Кроутера.Его церковную власть резко ограничили, установили слежку за всеми его действиями.Расправа над Кроутером вызвала возмущение среди христиан-африканцев всей ЗападнойАфрики. В знак протеста ряд влиятельных вождей племен потребовали удаления со своихтерриторий всех белых миссионеров. Движение в поддержку Кроутера вылилось в кампаниюза равноправие африканцев. В создавшейся ситуации африканцы-христиане видели длясебя только один выход — разрыв с белыми миссионерами и их центрами и образованиесамостоятельной в организационном отношении церкви. На страницах африканской прессыписалось о том, что пора взять на себя руководство церковью и школами.
Одним из активных поборников африканизациицеркви был и нигериец Джеймс Джонсон (1838-1917). В начале 1870-х годов онстановится приверженцем «культурного национализма» и тесно сотрудничаетс Э. Блайденом. Идеи «культурного национализма» Дж. Джонсон распространилпрежде всего на религию. Выступая за адаптацию христианства к местным условиям,одновременно именно в нем он видел панацею от всех бед континента. Борясь за африканизациюцеркви, Джонсон считал, что только она в состоянии объединить всех христиан, которыестанут «едины африканским целым».
За африканизацией церкви, как ему представлялось,последует объявление христианства государственной религией, продвижение африканцевпо государственной службе, ликвидация полигамии, домашнего рабства. Африканизацияцеркви, ее организационная самостоятельность, на взгляд священника Джонсона, являетсятем инструментом, который не только облегчит образование африканского государства,но и покончит с трибализмом, уничтожит национальные различия, покончит с межплеменнымираспрями, войнами, породит чувство единства и общих интересов.
Дж. Джонсон, будучи избранным в 1886 г. членом Законодательного совета в Лагосе (Нигерия), выступал за увеличение расходов на школьноеобразование, уравнивание в правах на государственной службе африканцев и европейцев,не раз выступал против территориальной экспансии англичан, проявлял себя защитникомправ традиционных правителей, ратуя за их представительство в Законодательном советеНигерии. Сочетая религиозную деятельность с политической, он резко осуждал чужеземноегосподство и солидаризировался с лозунгом «Африка для африканцев! *, полагаячто со временем возникнет единое африканское государство в рамках всего континента.
Благодаря активной деятельности С. Кроутера,Дж. Джонсона и других, первые самостоятельные церкви возникли в первую очередь вЗападной Африке, затем в Южной и позже в других регионах континента. В частности,в Нигерии, Сьерра-Леоне и других территориях западноафриканского региона появились:Пасторат дельты Нигера, Баптистская церковь Эбенезера, в 1891 г. — англиканская Объединенная туземная африканская церковь и др. В целом в начале XX в. только в Нигерии насчитывалось 14самостоятельных христианских африканских церквей со 175 тысячами прихожан. В ихраспоряжении находилось более 1 тысячи церковных зданий в 12 провинциях.
Другим направлением религиозных настроенийхристиан-африканцев было создание так называемых афро-христианских церквей. Речьидет о движениях, не только выступавших за организационное отделение от европейскиххристианских церквей, но и создававших собственную догматику. Догматы варьировались,но все они были проникнуты идеей об африканском происхождении истинного христианства,которое европейцы исказили, а африканцы теперь воскресили. Фактически движения заафро-христианскую церковь были протестом африканцев против чужеземного гнета.
До начала Первой мировой войны церковьво многом была центром духовной, социальной и политической деятельности африканцев.С христианством связывались мечты о прогрессе Африки. Образование организационносамостоятельных церквей было одним из первых проявлений протеста против белого господстваи статуса неполноценности (расовой дискриминации).
Самостоятельная африканская церковьмногое позаимствовала в доктринах „культурного национализма“. В свою очередь,и она содействовала укреплению этого идеологического течения, используя музыку инациональную позицию в церковной службе. Она возрождала гордость африканской историей,собирая устные предания, изучая жизнь и деятельность африканских правителей и воинов,публикуя сборники поговорок. Организационно самостоятельная африканская церковьшироко использовала возможности печати. До 10-х годов XX в. только в Нигерии на ее долю приходилось 80% всей печатнойпродукции христианских церквей.
Организационно самостоятельная африканскаяцерковь поддерживала многие чисто политические выступления ранних националистов- в споре о земельной собственности, о расширении избирательных прав коренного населения.Частыми были случаи, когда одни и те же люди возглавляли и движение за африканизациюцеркви, и кампании политического протеста против колониальных властей.
5. Становление африканских общественных организацийи формы политической борьбы
Первые африканские идеологи, преждевсего в регионе Западной Африки, оказали значительное воздействие на общественнуюжизнь современного им общества. Их теоретические положения были перенесены в программысоздаваемых во второй половине XIX в.первых общественно-политических организаций, обнаруживаются в самом характере ицелях этих организаций, в содержании и идеологической направленности ранней африканскойпрессы.
В авангарде борьбы африканцев за своиправа шли жители Сьерра-Леоне и ее столицы Фритауна. В 1796 г. в ходе выборов в Комитет по управлению поселением Фритауна переселенцы (их называли еще креолами)выступили против избрания в него белых. Тогда ни один кандидат от европейцев непрошел в Комитет. В 1800 г. африканцы Фритауна подняли вооруженное восстание противанглийских чиновников в знак протеста против стремления отстранить их от руководствапоселением. Эти неоднократные проявления протеста привели к расширению прав африканцев.Во Фритауне были учреждены выборный муниципалитет и суд присяжных. С 1820 по 1845 г. мэром города был африканец. Африканцы возглавляли большинство судов, под юрисдикцию которых подпадалии англичане. Фритаун превратился в важный общественный центр в британской ЗападнойАфрике, в город, где осуществлялась подготовка самых разных специалистов. Между1840-1880 гг. во всех английских колониях большинство клерков, учителей, священников,адвокатов были родом из Сьерра-Леоне.
В 1850-е годы среди африканцев усилилосьнедовольство властями. Торговцы были раздражены конкуренцией европейцев, чиновники- дискриминацией при продвижении по службе. Когда британские власти ликвидироваливыборный муниципалитет, заменив его Законодательным советом из одних европейцев,африканцы выразили свое возмущение публично.
В 1853 г. во Фритауне возник Комитет корреспондентов, призванный вести в прессе кампанию за „конституционноеправо представительства“ африканцев. Между 1855-1871 гг., например, в колониииздавалось семь африканских газет. В1858 г. возникл&Ассоциация купцов, направившаяминистру колоний петицию, где было выдвинуто требование создания в Сьерра-Леоневыборной ассамблеи. В том же году была образована организация „Молодая Сьерра-Леоне“,добивавшаяся расширения участия африканцев в управлении колонией. И общество»Молодая Сьерра-Леоне" и Комитет корреспондентов стали первыми африканскимиорганизациями, выдвинувшими политические задачи.
К концу XIX в. авангардом африканского национализма становятся Нигерияи колония Золотой Берег. Первой общественной организацией африканцевНигерии стал учрежденный в 1855 г. Выборный комитет для разбора конфликтов средиэмигрантов, добившийся для себя особого статуса. В последующем общественные организациивозникли в сфере торговли, просвещения, религии. Всего во второй половине XIX в. их стало около 20. Они ставилиперед собой задачу защищать главным образом профессиональные интересы африканцев.Вместе с тем, в специализированных и просветительских организациях содержались элементыполитической направленности.
Новая нигерийская элита, составной частьюкоторой было купечество, стала довольно важным фактором в политической жизни колонии.Уже в 1869 г. африканские купцы направили английскому правительству петицию с требованиемрасширить свое участие в Законодательном собрании. Они же категорически резко выступилии против введения в стране в 1886 г. подворного налога. Администрация колонии былавынуждена его отменить. Это стало одной из первых уступок, вырванных африканцамис помощью методов политической борьбы.
На рубеже XX в. в столице Нигерии Лагосе издавалось 5. африканскихгазет и было 30 африканцев с высшим образованием. Всего в городе проживали 76 тысяччеловек. Среди них было несколько тысяч клерков, механиков, мелких торговцев, слугевропейцев. Эти люди оказывали немалое влияние на общественную жизнь. В 1895 г.5 тысяч лагосцев устроили демонстрацию у резиденции губернатора, протестуя против введения поземельногоналога. В августе 1897 г. трудящиеся, обслуживавшие колониальные учреждения, провелипервую в стране стачку. Забастовка 1897 г. знаменательна не только тем, что завершилась успехом рабочих: она могла вылиться в антиколониальное восстание.
В другой английской колонии ЗолотойБерег, благодаря союзу новой и традиционной элиты, середина XIX в. отмечена довольно крупными антиколониальнымиакциями. Так, в 1854 г. африканцы выступили против намерения ввести подушный налог.Через 10 лет Золотой Берег стал свидетелем политической борьбы между народностьюфанти и колониальными властями, в ходе которой особенно проявили себя традиционныевожди, выступавших за свои права. К ранним примерам политической борьбы на ЗолотомБереге относятся и события 1872 г. В тот год европейцы отказались выплачивать вождямкомпенсацию за пользование африканскими землями. В колонии начались беспорядки,а затем и организованный бойкот европейских товаров.
Наиболее крупными политическими организациямиафриканцев, возникших на Золотом Береге, были Конфедерация фанти (с 1868 г.), Общество защиты прав аборигенов (с 1897 г.). Создание этих организаций было свидетельствомтесного союза новой и традиционной элиты, явной попыткой новой элиты стать ведущейполитической силой в стране; В их планы входила борьба за осуществление внутреннегоcat моуправления на Золотом Береге.
Первое британское поселение Гамбиибыло основано в 1816 г. С 1867 г. признанным лидером африканцев в колонии стал Дж. Рефелл. По его инициативе и под его руководством жители
колонии направили в Лондон ряд петицийс протестом против дискриминации гамбийцев при приеме на государственную службу.В 1870 г. Рефелл возглавил движение против намерения Великобритании передать ГамбиюФранции, как плату за уступки Франции в других районах Африки. В ходе этой кампаниибыла выдвинута идея о самоуправлении Гамбии.
В 1871 г. в колонии была создана Туземная ассоциация — межэтническая организация, преследовавшая политическиецели. Туземная ассоциация много лет вела борьбу за участие африканцев в управленииколонией. В 1883 г. она добилась большого успеха: поддерживаемый ею кандидат-африканецстал первым африканцем в составе Законодательного собрания. Туземная ассоциациянастаивала на учреждении выборного муниципалитета, выделении денег на строительствои ремонт дорог, санитарного обеспечения для населения.6. Первая панафриканская конференция 1900 года
Идея созыва панафриканской конференциипринадлежала уроженцу Вест-Индии адвокату Генри Сильвестру Уильямсу. Знакомствос положением американских негров и томящихся в колониальном плену африканцев натолкнулоего на мысль создать организацию для защиты прав негроидных народов. Благодаря егоусилиям и организаторской деятельности, в сентябре 1897 г. была создана Африканская ассоциация.
В начале 1898 г. Африканская ассоциация проводит первую акцию — открывает в Лондоне выставку, посвященную положениюкоренного населения в Африке. В том же году ассоциация выступила с публичным требованиемвключить в законы Родезии положения о защите прав африканцев. В ноябре 1898 г. Африканская ассоциация принимает решение провести выездную сессию в Париже, приурочив ее к открывавшейсяВсемирной выставке 1900 г. Цель — привлечь внимание мировой общественности к бедственномуположению африканцев. К этому времени интерес к африканским проблемам в мире возросв связи с победой эфиопов над итальянцами и англо-бурской войной. У Африканскойассоциации и возникла идея созвать всеафриканский форум.
Панафриканская конференция проходила23-25 июля 1900 г. не в Париже, как намечалось ранее, а в Лондоне.
В заседаниях первой панафриканской конференциипринимали участие 32 делегата: 4 — из Африки, включая поверенного представителяимператора Эфиопии, 11 — из США, 10 — из Вест-Индии, 6 — из Великобритании и 1- из Канады. В их выступлениях отчетливо звучали два мотива: осуждение жестокостейколониализма и защита человеческого достоинства африканцев. Особое внимание былоуделено положению коренного населения на Юге Африки. Делегаты предостерегли колонизаторов,что если они не прекратят политику, нацеленную на удушение коренного населения,то в недалеком будущем они столкнутся с «пожаром восстания» на континенте.
На заключительном заседании конференциибыло принято решение основать постоянно действующую Панафриканскую ассоциацию сее местопребыванием в Лондоне и с отделениями в других регионах мира. Президентомассоциации был избран епископ Уолтере, почетными членами — император Эфиопии,президент Либерии и президент Гаити. Предполагалось, что общиезаседания будут проводиться раз в два года. Ближайшие намечалось провести в 1902 г. в США, и в 1904 г. — на Гаити.
В ходе работы конференции было принятодва документа: «Обращение Панафриканской конференции к народам мира» изаявление «О положении туземных рас». В Обращении содержались осужденияимпериализма и колониализма дискриминации народов по расовому признаку. Во второмдокументе, направленном и королеве Виктории лично, осуждались британские колониальныевласти в Южной Африке и Родезии за проводимую им политику сегрегации, использованиепринудительного труда, за лишение коренного населения избирательных прав. На конференциине ставился прямо вопрос о независимости колоний, но выдвигались требования о предоставленииафриканцам равных прав на государственной службе, расширении их участия в социальной,общественной и экономической жизни. К заслугам конференции должен быть отнесен тотфакт, что на ней впервые прозвучал термин «панафриканизм», который наполнитсясвоим содержанием уже после Первой мировой войны. Кроме того, это был первый международныйфорум, на котором раздался голос протеста самих африканцев против жестокостей колониальногоправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.