ДОКЛАД:
Боги Древней Греции
УЧЕНИКА
5 «Г» КЛАССА
Снытко Николая
На протяжении XXX-XII вв. религиозныепредставления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначальноисключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы.Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает «Матьхлебов»), ведавшую плодородием растительного и животного мира. Еесопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовыеобряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальныетанцы.
Зевс С переходом к патриархату, в мифологии появляются герои, которыерасправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображениечеловека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Власть человеканад природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться вней, находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. ПреждеЗевс сам был ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакогобожества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь жегром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса.Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для какихцелей пользуется он своими силами.
Мировоззрение народа рисовало отношениямежду богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховнымбыл Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные емудругие боги имели специальные общественные функции. Боги во многом сходны слюдьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс,окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златаяАфродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.
Гера Афродита Артемида Аполлон
Три прекрасные оры охраняют вход навысокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходятна землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулосьголубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега небывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятсяоблака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяютосень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знаютпечали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах,построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное,прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутницаЗевса, крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, женаЗевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, всебоги Олимпа. Когда, блистая своей красой, в пышном наряде, Гера входит впиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А онаидет к золотому трону и садится рядом с Зевсом.
Около трона Геры стоит ее посланница,богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая нестись на радужных крыльях всамые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, исын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносятим амброзию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждаютих пением и танцами. Взявшись за руки, водят хороводы, а боги любуются ихлегкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пиролимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбумира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс своидары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей:счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят уворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает изсосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержецчерпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленныйЗевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Кронасвои густые брови, черные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, истрашно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском;взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнетпламенная молния и сотрясется высокий Олимп. У трона Зевса стоит хранящаязаконы богиня Фемида. Она созывает, по велению громовержца, собрание богов наОлимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушился порядок изакон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строгокарает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают онизаконов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье инесчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — Мойры, живущие на Олимпе.
Мойра сражающаяся с Тифоном
Судьба самого Зевса в их руках.Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимогорока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь втом, что предназначено богам и смертным. Одни Мойры знают веления рока. МойраКлото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить — и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадаетчеловеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, таккак третья мойра, Атропос, все, что назначили человеку ее сестры, заносит вдлинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимывеликие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это Тюхэ, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественнойкозы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, исчастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастьяТюхэ. Но как редко это бывает и как несчастлив тот человек, от которогоотвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои лары! Так царит окруженныйсонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всем мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поколениябогов
1 поколение- боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар(Бездна), Эреб(Мрак), Эрос(Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).
Боги имели облик тех природных стихий,которые они воплощали. Браки заключались между собой.
2 поколение- дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычицаморских чудовищ), Нерей(спокойное море), Тавмант(морские чудеса), Форкий(страж моря), Эврибия(морская сила), титаныГиперион (Солнечный свет), Иапет, Кой, Крий, Крон (Время), Океан (внешнееморе), титанидыМнемозина (Память), Рея, Тейя, Тефида (морская стихия), Феба (Сияние), Фемида(Правосудие); дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие иГлупость), Немезида(Возмездие), Танатос(Смерть), Эрида(Раздор), эринии(Мщение), Эфир(Воздух); Апата(Обман).
Начинается постепенный переход отбогов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенныхсуществ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Нарядус чудовищами и богами-гигантами начинают появляться существа, привлекательныевнешне и по своей сути. Появляется первый «божественный клан» — титаны.
3 поколение- дети титанов и богов второго поколения — Аид (Подземноецарство), Астерия,Астрей, Атлант, Гелиос (Солнце), Гера (Супружескаялюбовь), Гестия(Домашний очаг), Деметра(Плодородие), Зевс(Небо, Гром), Ирида(Радуга), Лето,Менетий, музы, нереиды (Моря), океаниды (Реки,Ручьи, Источники), оры(Времена года, Порядок), Перс,Посейдон (Море), Прометей, Селена (Луна), Эос (Заря), Эпиметей.
Боги с человеческим обликом начинаютвытеснять монстров, теряющих способность к продолжению рода: потомки Никты иЭреба в третьем поколении не встречаются, т.к. их дети-монстры бесплодны.Последние цудовища появляются благодаря Ехидне, Тифону, Форкию и Тавманту, нодействительно уродливые и грозные формы имеет только потомство Ехидны и Тифона,часть детей Форкия уродлива от рождения, но не чудовищна (граи), другая жечасть приобретает облик монстров в качестве наказания (горгоны), не имеятакового от рождения. У Тавманта и Электры, наряду с гарпиями(полуженщинами-полуптицами), рождается прекрасная Ирида. Таким образомначинается период главенства антропоморфных (человекоподобных) богов. Возникаетвторой «божественный клан», олимпийские боги, в результате победы втитаномахии занявший лидирующее положение и разделивший между собой власть надмиром (Небо, Море и Подземный мир).
4 поколение- дети богов третьего поколения — Аполлон (Солнечныйсвет, Искусства), Арес(Кровавая война), Артемида(Защита всего живого), Афина(Мудрость, Справедливая война, Ремесла), Афродита (Любовь,Красота), Биа(Сила), ветры Борей, Зефир, Нот и Эвр, Геба (Юность), Геката (Колдовство,Ночные кашмары), Геспер(Вечерняя звезда), Гефест(Огонь), Дионис(Растительность, Виноделие), звезды, Зелос (Рвение), Кратос (Мощь), Ника (Победа), Плутос (Богатство), Тритон (Море), хариты (Грация,Красота).
Поколение целиком состоит из внуковтитанов, плодовитость которых зависела от степени важности сферы их влияния.Центральное место занимают дети Зевса и Посейдона, разделившие власть над миромс богами третьего поколения. Новое поколение уже не борется за верховенство надмиром, а мирно сосуществует с поколением «отцов». Одно изподтверждений этого — то, что в число основных олимпийских богов стали входитьдвенадцать представителей обоих поколений: Зевс, Гера, Гестия (позднееуступившая место Дионису), Аид (позднее — Афродита), Посейдон, Деметра, Афина,Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Своих богов обретают новые стороныжизни человека — ремесла и искусство. Значение «божественныхновичков», связанных с деятельностью человека, начинает повышаться посравнению с более древними богами-воплощениями природных явлений. Пантеонгреческих богов начинает делиться на более и менее важных, аристократов ипростонародных, отражая новый этап развития общества и разделение его насвободных и рабов, разделение свободных на знать и бедноту. С появлениемчетвертого поколения наступает закат славы бессмертных богов Древней Греции,боги все больше становятся похожими на людей, в некоторых спорах проигрываялюдям, их дети не награждаются бессмертием и становятся царями илиродоначальниками племен. Приходит поколение героев, значение которых становитсяне менее важным, чем значение богов.
5 поколение- дети богов и полубогов четвертого поколения — Антэрот (Ответнаялюбовь), Асклепий(Врачевание), Гармония,Гермес (Торговля,Ловкость), Гименей(Законный брак), Деймос(Ужас), Фобос(Страх), Эрот(Любовь).
Происходит дальнейшее сближение мирабогов и людей; бессмертие становится наградой смертным (Асклепий, Гименей).
6 поколение- дети богов и полубогов пятого поколения — Гигиея (Здоровье), Пан (Лес), Панацея (Исцеление), Силен.