Реферат по предмету "История"


Католическая церковь в России

Оглавление
Введение
Глава 1. Государство Ватикан
1.1 Государственный строй и происхождение названиягосударства
1.2 Ватикан — международный центркатолической церкви
Глава 2. Политическая доктрина католической церкви
2.1 Мир в политической доктрине католической церкви
2.2 Католическая церковь и проблема единства Европы
Глава 3. Католическая церковь в России
3.1 Факт католического присутствия в России
3.2 Возможные концепции присутствия
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении многих вековКатолицизм был господствующей идеологией в странах Западной Европы. Особенновелика была роль католической церкви в эпоху феодализма.
С образованием централизованныхгосударств внутри католической церкви возникли тенденции автономии национальныхцерквей (учение Уиклифа, галликанство и др.); с 14-15 вв. всё шире становилосьсопротивление единовластию пап, возникло так называемое соборное движение,требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.
В период складывания буржуазногообщества католической церкви, отличавшейся крайним консерватизмом иреакционностью, был нанесён серьёзнейший удар; в результате Реформации (16 в) вряде европейских стран Католицизм был вытеснен протестантизмом. Несколькоукрепила позиции Католицизм возглавленная папством Контрреформация (16-17 вв.).Борясь за господство над умами, католическая церковь жестоко преследовалапередовую научную мысль (процессы над Дж. Бруно, Дж.Ч. Ванини, Г. Галилеем и др.).До середины 19 в. католическая церковь оставалась опорой феодально-монархическихсил.
Современная католическая церковь- крупная религиозно-политическая, идеологическая организация, центр которой — папскоегосударство Ватикан (постоянная резиденция главы церкви — папы римского). Центральнымиорганами управления католической церкви являются подчинённые папе учреждения,составляющие Римскую курию. В буржуазных странах, где широко распространёнКатолицизм, папа имеет дипломатических представителей — нунциев, интернунциев идр. После папы высшие духовные лица, ближайшие его советники и помощники поуправлению церковью — кардиналы.
Глава 1. Государство Ватикан
 1.1 Государственный строй и происхождение названиягосударства
Город-государство Ватикан — самостоятельноегосударство и центр римско-католической церкви, резиденция Папы Римского.
Ватикан — абсолютнаятеократическая монархия. Глава государства — Папа Римский.
Глава государства — Папа — избираетсяпожизненно тайным голосованием совещательного органа — коллегией кардиналов,назначаемых папой пожизненно (на 1970 г. — 136 чел).
Папе принадлежит верховнаязаконодательная, исполнительная и судебная власть. В его компетенцию входитпредставление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация иденонсация международных договоров и конкордатов, прием дипломатическихпредставителей и назначение представителей Ватикана в других странах.
Папа избирается пожизненно наконклаве — специальном собрании выборщиков, в котором, согласно эдикту Павла 6(1971 год), участвуют кардиналы не старше 80 лет. Избрание производится путемтайного голосования большинством не менее 2/3 голосов плюс один голос непозднее чем через 18 дней после смерти предшествующего папы.
Ватикан — папскоегосударство-город, резиденция главы католической церкви. Расположен в западнойчасти Рима — столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Был создан на основевыданного Папой, как главой католической церкви Конституции от 1 июня 1929 г. Почтисо всех сторон обнесен каменной стеной;
Функции премьер-министра выполняетгоссекретарь.
Административное управлениетерриторией Ватикана осуществляет специальная Папская комиссия в составе 5кардиналов и подчиненный ей губернатор. В 1968 в целях управления была созданаконсульта — совещательный орган в состав, которого входит 30 человек мирян (24из них проживают в Риме, а 6 почетные члены — иностранцы).
Охрана Ватикана и церемониальныефункции возложены на швейцарскую гвардию.
Название Ватикан произошло отназвания одноименного холма на берегу Тибра, на котором в период раннегосредневековья был построен дворец, ставший с конца 14 века постояннойрезиденцией главы католической церкви. После объединения Италии и присоединенияк ней Рима (1870) был положен конец светской власти римского папы. Папа непризнал объединенного итальянского государства объявил себя «ватиканскимузником». Конфликт между «святым престолом» и правительствомИталии был ликвидирован в 1929 году Латеранскими соглашениями. Согласноэтим соглашениям, было образовано государство Ватикан, определены его нынешниеграницы и за «святым престолом» признавался бесспорный суверенитет вмеждународной области. [1]
Экономической основойгосударства являются доходы от капиталовложений и пожертвований. Ватикан — одиниз крупнейших капиталовладельцев, тесно связанный с итальянскими банками (БанкРима, Коммерческий банк Италии, Банк «Святого Духа» и многими другими)и международными банками (банк Ротшильда, Моргана, «Креди Сюис» и др.).
В отличие от предыдущего,согласно которому католицизм официально объявлялся государственной религией,новый конкордат предоставляет итальянцам полную свободу выбора религии. Своюдеятельность Ватикан финансирует за счет поступлений от организацийкатолической церкви и доходов от собственных финансовых и банковских операций. Ватикан- один из крупнейших в мире акционеров и капиталовладельцев. Он владеет акциями«Дженерал моторс», «Шелл», «Галф ойл», «Дженералэлектрик».
Стоимость акций, и другихценностей Ватикана, включая золотые запасы, неофициально оценивается более чемв 13 миллиардов долларов.
Ватикан владеет крупнойнедвижимостью в Италии, Испании, ФРГ, ряде латиноамериканских стран. Постоянныйдоход Ватикану приносит продажа выпускаемых им для филателистов почтовых марок.
Капиталы Ватикана в основномсосредоточены в Италии. Ватикан является участником ряда концернов (в сферепроизводства электричества, резиновой, химической и других отраслейпромышленности и т.п.) Ватикан располагает капиталовложениями в крупных международныхмонополиях, а также в США, Швейцарии Великобритании, Франции, Испании, в рядеЛатиноамериканских стран. Ватикан является, также, крупным земельнымсобственником в Италии, Испании, ФРГ и других странах (уплачиваемая сарендованных земель десятина служит источником огромной прибыли). В Ватиканстекаются также значительные (основная часть — из США) средства в видепоступлений от верующих, сборов от налогов на церковь и т.п.
Для координации финансовойдеятельности Ватикана создана (1968 г) специальная Префектура по экономическимделам. Значительный доход Ватикан получает от иностранного туризма, выпускапочтовых знаков. Железнодорожная станция Ватикан (открыта в 1932 г) связанажелезнодорожной веткой (700 м) с сетью итальянских железных дорог. [2]
Богатейшая история папскойдипломатии — увлекательнейшее направление исследовательского процесса — свидетельствует, что католическая церковь со времен Средневековья внесласущественный вклад в становление европейского мироустройства. События вмеждународных отношениях после второй мировой войны заставляют еще раззадумываться о роли Ватикана в современном мире.
1.2 Ватикан — международный центр католическойцеркви
Позиции Ватикана и его рольопределяются тем влиянием, которое оказывает католическая церковь на массыверующих, и тем контролем, который Ватикан осуществляет над клерикальнымисилами. По официальным католическим источникам, в 1969 в миренасчитывалось 613760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200тыс. приходов.
Под контролем Ватикана находятсямассовые католические организации. Большинство из них входит в систему «Католическогодействия» — комплекса организаций, охватывающих различные слои и группынаселения. Существует (1970г) около 40 международных католических организаций.
Крупнейшие:
1. Всемирный союз женскихкатолических организаций (36 млн. человек в 61 стране);
2. Всемирная федерациякатолической молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др.
Влияние на рабочий классосуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 — Международнаяконфедерация христианских профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). Ватиканопирается в своей деятельности также на клерикальные политические партии (свыше30 в 1968); некоторые из этих партий находятся у власти.
Ватикан — крупнейший религиозно-идеологическийцентр католицизма. Под его контролем находятся многочисленные католическиеучебные заведения, католическая печать, радио, кино, телевидение.
Пропагандистские силы Ватиканаактивно выступают против коммунизма. Социальная доктрина Ватикана направлена назащиту частной собственности, классового деления общества, классовогонеравенства и пр. Основные идеологические и практические рекомендацииизлагаются в выступлениях папы и в энцикликах — посланиях папы к духовенству иверующим, а в отдельных случаях — к «людям доброй воли».
История внешней политикиВатикана свидетельствует о её связях с политикой крупнейших империалистическихдержав. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне, Ватикан сотрудничал сфашистскими державами. В 1929 он подписал конкордат с Италией, в 1933 — сГерманией, в 1940 — с Португалией. В условиях агрессии фашистских держав противреспубликанской Испании (1936-39), Чехословакии (1938 — 1939), Албании (1939),Польши (1939) Ватикан не поднял голоса протеста против преступлений фашизма ифактически попустительствовал им. В этот период основой политики Ватиканстановится воинствующий антикоммунизм (попытка организации крестового походапротив СССР в 1930, антикоммунистическая энциклика «Divini Re-demptoris»в 1937 и т.д.). Во время 2-й мировой войны 1939-45 В. был одним из центровпереговоров о сепаратном мире между представителями фашистской Германии иИталии и представителями США и Англии. После окончания войны и разгромафашистских государств В. заявил о непризнании послевоенной границы Германии поОдеру — Нейсе (послание Пия XII немецкому епископату в 1948). [3]
Развитие мирового революционногопроцесса повлекло за собой всестороннее ослабление позиций Ватикана, падениевлияния католической церкви на массы (в булле «Humanae salutis», 1962,Иоанн XXIII сравнивал современный этап существованиякатолической церкви «с самыми трагическими временами её истории»). Всвязи с этим руководители Ватикана были вынуждены пересмотреть политическуюлинию Ватикана, пытаясь приспособить её к изменившимся условиям в мире.
По мере укреплениясоциалистического строя в странах Центральной и Восточной Европы сталнамечаться более реалистический подход Ватикана к странам социализма. В 60-е гг.впервые в международную практику вошли обмен посланиями и встречи междунекоторыми руководителями социалистических государств и папой римским. Развитиеотношений Ватикана с социалистическими странами нашло отражение в подписании:
в 1964 соглашения междуВатиканом и Венгрией, регулирующего некоторые практические вопросы, связанные сдеятельностью католической церкви в Венгрии; в 1966 г. протокола нормализующегоотношения между Ватиканом и Югославией.
Ватикан поддерживает официальныедипломатические отношения с Республикой Куба, а с августа 1970 также сЮгославией.
Значительное внимание Ватикануделяет деятельности по укреплению позиций католической церкви в развивающихсястранах. С 50-х гг., в условиях краха колониальных режимов в Азии и Африке,Ватикан предпринял активные меры по созданию местных кадров высшегокатолического духовенства: в 1952 были назначены епископами местныекатолические священники в Руанде, Басутоленде, Танганьике, Сенегале; в 1953 — вНигерии; в 1954 — в Бирме и Южной Африке и т.д.28 марта 1960 римский папавпервые возвёл африканца в сан кардинала (Л. Ругамбву).
Новые явления в деятельностиВатикана не означают отказа от традиционного антикоммунистического курса видеологии. Свидетельством этого служат выступления некоторых руководителейВатикана, выпады против «атеистического коммунизма» в энциклике ПавлаVI (папа с 1963)«Ecclesiam suam» (1964), заявление кардиналаОттавиани в 1965 о сохранении в силе антикоммунистического декрета 1949 и пр.
Вокруг вопросов, связанных сопределенными аспектами современного курса Ватикана, в частности с вопросамисохранения мира на земле и политики в отношении социалистических стран, идётострая борьба различных тенденций в католическом движении многих стран, в томчисле в самом Ватикане, между так называемыми обновленцами и консерваторами.
Глава 2. Политическая доктрина католической церкви
 2.1 Мир в политической доктрине католической церкви
Определение позиции церкви поотношению к войне и миру — важнейшая составная часть политической доктринылюбой их христианских церквей. Первые христианские общины проповедовалиабсолютный пацифизм. Но уже после 170 г., когда в Римской империи для некоторыхкатегорий граждан была введена обязательная служба в армии, перед христианамистал вопрос об отношении к воинской службе. Для христианина он возник какпроизводное от отношения к государственной власти. С одной стороны, христианинне мог быть одновременно солдатом и христианином, с другой стороны, он являлсязаконопослушным гражданином и должен был защищать «справедливое дело»своего императора от «несправедливой агрессии». На этой почве, какрезультат компромисса между двумя позициями возникает концепция «справедливых»и «несправедливых» войн.
Развертывание новых видов оружиямассового уничтожения в условиях кризиса разрядки международной напряженностиво второй половине 70-х — первой половине 80-х годов поставило под сомнение нетолько концепцию «справедливых» и «несправедливых» войн илюбую попытку оправдать гонку ядерного вооружения. В современных условияхборьба за мир приобрела характер борьбу за сохранение жизни на Земле. Осознаниеэтого вызвало в Западной Европе массовое антивоенное движение. В отличие отантивоенного движения 59-х годов новая волна сторонников мира была активноподдержана большинством протестантских церквей и превратилась в серьезнуювнутрицерковную проблему для католической церкви. Перед папством всталапроблема разработки новой концепции войны и мира. [4]
«Церковь, проповедующаялюбовь в мире, в котором люди и народы пользуются для достижения своих целейагрессией и насилием, должна быть в состоянии ответить политикам, военным ипросто гражданам, обращающимся к ней с просьбой о моральном руководстве» — сказал на пятой сессии Совета конференций епископатов европейских стран в Римев 1982 г. ее председатель кардинал Б. Хьюм. Потребность в выработке новойединой позиции была обусловлена еще и тем, что другие христианские церквипроявляли гораздо большую активность в этой сфере. Часть из них уже перешла напацифистские позиции.
Определяя позицию папства икатолической церкви по столь злободневной и животрепещущей проблеме, ИоаннПавел II оказался перед необходимостью увязать в единоецелое евангельское «непротивление злу насилием» с разделяемойВатиканом концепции ядерного устрашения, апокалипсическое видение перспективыразвития человечества с очень земными надеждами человечества на мир и все этосо стратегическими целями и задачами папства. [5]
Существует два типа папскихвыступлений и посланий по проблемам борьбы за мир и предотвращения ядернойкатастрофы. Наиболее распространенные и принесшие Иоанну Павлу II огромную популярность обращены к многомиллионным массамверующих, опасающимся за свое будущее людей. Менее распространены папскиепослания и выступления сугубо политического характера, адресованныеправительствам, дипломатам, парламентариям, военным.
Суть этих обращений к массамзаключается в тезисе о глубочайшем этическом кризисе нашей цивилизации и о мирекак «этической проблеме». Тем самым источник современных конфликтов ивойн переносится папой из сферы классовых и политических отношений в сферуморали и этики. Главный упор в своих выступлениях Иоанн Павел IIпрежде всего делает на раскрытие человеческого масштаба переживаемого кризиса. Визображении папы, универсальный характер переживаемого человечеством кризисапроявляется, прежде всего, в его моральном характере, ибо все то, что еще вчеравнушало человечеству социальный оптимизм, сегодня утратило свой смысл, наука инаучно-технический прогресс все еще потрясают воображение человека своимиуспехами, но они уже не вселяют оптимизма, а пугают.
Избранный на папский престол впериод ослабления процесса разрядки международной напряженности и охватившейвесь мир тревоги за судьбу человечества, Иоанн Павел IIформулирует и предлагает человечеству перспективу в категориях Апокалипсиса. Политическиеи социальные параметры переживаемого кризиса он переформулирует на языкхристианского персонализма. Переживаемый современными обществами кризиспонимается папой как кризис возникшей в XIX векеевропейской цивилизации. Этот кризис, по мысли папы, носит двумерный характер: каккризис потерявшей христианские корни европейской цивилизации и как кризис человека,потерявшего Бога. Суть кризиса, выражающегося потери смысла своегососуществования, а человечеством — ориентира в своем развитии, концентрируетсяИоанном Павлом II в тезисе об эпохе «особенногоискушения человека». В этой связи лозунгом — паролем понтификата, добройвестью, с которой обращается к человечеству папа, становится призыв: «Небойтесь! Откройте двери Христу!» С этим призывом папа обратился к миру вовремя торжественной мессы при вступлении на папский престол 22 октября 1978 г. [6]
В отличие от своихпредшественников, концентрирующих свое внимание на проблеме войны (например, наопределении характера войн и определении содержания понятия «справедливаявойна»), Иоанн Павел II ставит во главу угла своейконцепции понятие мир. Если отвлечься от многочисленных эмоциональныхопределений мира у Иоанна Павла II, то его содержаниембудет «христианская цивилизация любви» как «рациональный иморальный порядок, опирающийся на Бога». В основе этой цивилизации лежатпринципы любви к ближнему, социальной справедливости и свободы, понимаемой каккомплекс политических и социально-экономических прав человека. Таким образом,папская концепция мира ориентирует не на борьбу против войны, а на борьбу зановый социальный порядок, исключающий войны.
Определяя свою позицию поотношению к проблеме ядерного разоружения, вопроса о применении ядерногооружия, проблеме равновесия сил и концепции ядерного устрашения, проблеме гонкивооружения, Иоанн Павел II выступил за полное ибезоговорочное уничтожение ядерного оружия. Его сохранение связано с рискомслучайного взрыва и термоядерной войны. В качестве главного условия длязаключения соответствующего соглашения папа считает договоренность о системеэффективного контроля за его соблюдением.
Ватикан приветствовалположительные сдвиги в международных отношениях и улучшение климата в мире врезультате успеха мирных инициатив нового советского руководства. Папа высокооценил советско-американские соглашение о ликвидации ядерных ракет среднегорадиуса действия, достигнутое в Женеве в декабре 1987 г. Но климат разрядки вотношениях между сверхдержавами рассматривался Ватиканом, прежде всего каксоздание условий для проявления активности в построении мира всеми странами. Разоружение,не является самоцелью. Цель — это мир, а безопасность является одним изважнейших его компонентов.2.2 Католическая церковь и проблема единства Европы
Идея создания объединеннойЕвропы всегда получала поддержку со стороны папства. В период раннегосредневековья это объединение мыслилось лишь под руководством папства; современи становления национальных государств участие в любых проектах пообъединению Европы было для папства формой участия в политической жизниконтинента. Особенно актуально оно стало после ликвидации папского государства,падения влияния религиозных проблем и влияния церквей, как во внутренней, так ивнешней политике буржуазных государств.
Специфический характерсобственных целей, преследуемых папством, задача сохранения и укреплениявлияния католицизма в каждой конкретной стране, не позволяет емубезоговорочного и бескомпромиссного выступления в период любого международногоконфликта XX в., а тем более включения в упряжкувнешней политики какой-либо из великих держав. В этом смысле наиболеепоказательны канун и период второй мировой войны. При всем антикоммунизме папПия XI и Пия XII папство не выступило с открытой поддержкой нападенияГермании на СССР, а после длительных колебаний заняло позицию враждебногогитлеровской Германии нейтралитета. В конечном счете, эта позиция обеспечилакатолической церкви и папству значительный рост политического авторитета вЗападной Европе в первые послевоенные годы. [7]
Опыт Пия XII,попытавшегося увязать цели ватиканской внешней политики с политикой США привелк катастрофическому падению авторитета и влияния папы и к внешнеполитическойизоляции Ватикана, разорвать которую удалось папам Иоанну XXIIи Павлу VI только в результате коренного пересмотравзаимоотношений Ватикана и США. В результате этого встал вопрос о формах ихарактере связей папства США и другими ведущими капиталистическими странами. Необходимостьпересмотра диктовалась и задачами Ватикана по восстановлению церковнойструктуры в Восточной Европе. К этому следует добавить резкое сокращение послевременного послевоенного подъема, влияния католической церкви взападноевропейских странах кризис, переживаемый католической церковью вполучивших независимость странах " третьего мира". Именно в рамкахэтих поисков идеологи католицизма обратились к концепции объединенной Европыгенерала де Голля. При этом речь не идет о буквальном принятии папствомфранцузского варианта европейского единства или о буквальном следованииватиканской дипломатии в русле французской внешней политики. Появлениеевропейской концепции у де Голля, а также популярность ее в кругахзападноевропейской общественности, прежде всего свидетельствовали опереживаемом Западной Европой кризисе сложившейся после войны системымеждународных отношений, в котором эти страны играли пассивную роль союзникаСША. В рамках концепции де Голля существовала возможность преодоления впрактике международных отношений американского господства и созданиянезависимости от США западноевропейской политики, в которой ее авторы исторонники видели гарантию безопасности своих стран. В этой новой системеВатикан надеялся найти более заметное место. [8]
Следует отметить, что Ватикан нетолько приветствовал и адаптировал эту новую широкую понятную европейскую идею,но и заявил о своей давней приверженности и почти что авторстве концепцииевропейского единства. В своем выступлении на конференции" Святейшийпрестол и новая социально-политическая реальность в Европе", проведенной вянваре 1972г. итальянским Исследовательским институтом международной политики,А. Казароли напомнил, что после второй мировой войны Ватикан всегда выступал за«единую Европу», подразумевая под этим прежде всего политическое,идеологическое и социокультурное единство западноевропейских стран. Принятиеконцепции единой Европы давало Ватикану надежду на возвращение в мировуюполитику.
Папа Иоанн Павел II внес в теорию и практику разработанной и реализуемойКазароли политики серьезные принципиальные изменения. Концепция «объединеннойЕвропы» становиться у нового папы центральной частью не только европейскойполитики Ватикана, но и политической доктрине евангелизации мира. Реализацияидеи европейского единства понимается папой, как построение фундамента дляспасения человечества от возникшей в результате раскола мира на идеологическиеи военные блоки, угрозы термоядерной войны и духовного возрождения нахристианской основе. Эта концепция выступает одной из основной политики папы поотношению к странам социализма.
В своем проекте «объединеннойЕвропы» Иоанн Павел II пытается использовать двереально существующие тенденции в Западной Европе объединительные тенденции: первая- объединение Западной Европы, и вторая — объединение всей Европы " отПортугалии до Урала и от Исландии до Мальты".
Высказавшись с первых днейсвоего пантификата за Европу от Атлантики до Урала, Иоанн Павел II этим не ограничился. Его Европейская идея не являетсямеханическим воспроизведением уже известного, а выступает как оригинальнаяконцепция. В ее основе представление о славянских странах как основе длядуховного возрождения Европы. В свою очередь, возрожденная и объединеннаяЕвропа выступает как пример для всего человечества. [9]
При этом следует подчеркнуть,что изменения, вносимые новым папой, не являются лишь проявлением личныхнастроений и взглядов, не являются лишь проявлением личных настроений ивзглядов Иоанна Павла II, а обусловлены принципиальнымиизменениями, происшедшими как в системе международных отношений, так и впозиции самой Западной Европы. Наряду с ухудшением международной обстановки вовторой половине 70-х годов происходит ухудшение внутри — и внешнеэкономическогоположения Западной Европы.
Мир, говорил папа, страдает от«современных, постоянно углубляющихся идеологических,социально-политических и экономических противоречий и расколов». Церковь всостояние указать не только на причины кризиса, но и предложить единственныйвозможный путь для возрождения Европы и мира. По мнению папы, причины кризиса«глубоко укоренившиеся и многоплановые» Но основу этого кризиса папавидит в глубоком кризисе европейской культуры, в уничтожении или обесцениванииобщих идейных ценностей. Поиск христианских корней Европы должен датьруководство в жизни каждому гражданину и придать общий смысл и направлениесовременной истории.
Объединенная Европапредставляется папе не империей прошлого, предполагающей господство одного народанад другим, а демократическим сообществом стран, стремящихся еще сильнеесплотить свою экономику, гармонизировать во многих пунктах своезаконодательство и создать для своих граждан единую сферу свободы сперспективами взаимного сотрудничества. Существовавшая интеграция ЗападнойЕвропы и принятое западноевропейскими странами обязательство ускоренияполитической интеграции к 1992 г., подчеркивал Иоанн Павел II,не завершают процесса объединения Европы. Поэтому папа выражал надежду, что идругие народы с уверенностью смогут присоединиться к тем, которые уже участвуютв процессе интеграции. Иоанн Павел II напомнил остранах Восточной Европы. [10]
Объединенная Европа, подчеркивалпапа, не изолируется от остальных народов, а придет к ним с помощью, как онаэто делала на протяжении всей своей истории.
Глава 3. Католическая церковь в России3.1 Факт католического присутствия в России
Прежде всего нужно признатьочевидное: католическое присутствие в России — это объективный факт. Католикиживут в России, причём теперь — по всей России; это историческая реальность. Авсякий исторический факт, имеющий отношение к жизни Церкви, не может — с точкизрения верующего — не иметь некоего провиденциального значения: это присутствиекатоличества в России, это «мы здесь», должно быть также и благом,если такое присутствие укоренялось в течение веков фактически, а вовсе не поуказке с вершин самой Римской Церкви.
Возможно, не все знают, что ссамого своего крещения (X в) Киевская Русь оказывала гостеприимство латинскойЦеркви. Здесь у католиков были свои храмы, где служило латинское духовенство,были и монастыри, основанные миссионерами, сопровождавшими западных купцов нетолько чтобы помогать соотечественникам, но и ради распространения веры средиместного населения.
Итак, не было недостатка вконтактах с Римской Церковью и в её присутствии на территории Киевской Руси. Приэтом следует признать, что Московская Русь никогда не состояла в единстве сРимом и со своего зарождения не проявляла особого интереса к установлениюотношений с Католической Церковью.
К концу XVII века, когда частьукраинских и белорусских территорий вошла в состав имперской России, латинскиекатолики появились и в Московском царстве; возникла первая католическая общинав Москве, с собственной церковью, посвящённой святым Петру и Павлу. ПётрВеликий, и особенно Екатерина Великая, стремясь привлечь в Россию иностранцев,чтобы модернизировать государство и населить земли, дозволили католикам — прежде всего, речь шла о жителях немецкого и польского происхождения — устраиваться основательно: с храмами, иерархией, школами и кладбищами. В 1783 г.Пий VI основал Могилёвское архиепископство (Могилёв находится на территориинынешней Белоруссии), просуществовавшее до начала советской эпохи, срезиденцией в Санкт-Петербурге. [11]
Однако нужно уточнить, что прицарях католикам в России было запрещено вести какую-либо «пропаганду»:православие было государственной религией, а за переход в любую другуюхристианскую конфессию наказывали как за «отступничество». Этозначит, что Католическую Церковь в России рассматривали и терпели как Церковьдля иностранцев. Именно этот статус обеспечивал католикам более или менеемирное сосуществование с Русской Православной Церковью.
Особая статья — греко-католики. Онипоявились в Российской империи в результате аннексии территорий, которые вконце XVI — начале XVII века вступили в союз с Римом, сохраниввизантийско-славянскую литургическую традицию. В отношении последних цари (вособенности Николай I) проводили политику насильственного возвращения вправославие посредством переподчинения местных греко-католических общин.
Одновременно нельзя обойтимолчанием значимый — хотя и весьма ограниченный — феномен так называемых «русскихкатоликов», то есть этнических русских, перешедших в католичество. Преимущественноначиная с XIX века, в разные эпохи и в разных историко-церковных условиях ониразрабатывали некую религиозную программу, которую принято называть «русскойкатолической идеей». Речь идёт о таких людях, как Иоанн Ксаверий Гагарин,Елизавета Волконская, Владимир Соловьёв. Они стремились к практическому иполному соединению с той Церковью, какую они считали вселенской, то есть сКатолической Церковью, и уже жили в единстве с нею, в более или менее шаткомположении. Вначале (примерно с 1830 г) они действовали в эмиграции, но уже вконце XIX века стали возникать первые общины русских католиков восточногообряда внутри России. Эти общины получили юридическое признание весной 1917г. отВременного правительства.
В Советском Союзе католикинаряду с другими христианами подвергались чудовищным гонениям, терзавшим всюРоссию, и почти семьдесят лет жили при полном отсутствии религиозногообразования и пастырского попечения.
Эта огромная трагедияКатолической Церкви в России началась с приходом к власти большевиков и сразуже получила развитие во время гражданской войны, сотрясавшей страну с 1917 по1922 гг.
В конце 30-х годов преследованияпривели к почти полному уничтожению Католической Церкви, по крайней мере еёофициальных структур. Если в 1917 г. на два миллиона католиков, проживавших вРоссии, приходилось 900 священников и монашествующих, то в 1935 г. их осталосьне более десятка. По мере того как число пресвитеров сокращалось, миряне бралина себя руководство католическими общинами и апостольскую деятельность в периодрепрессий.
С падением советского режимаоткрылась новая страница католической жизни в России. Сегодня, притом чтонемалое число россиян немецкого, польского, литовского, украинского ибелорусского происхождения эмигрировало в эти страны (главным образом, в 90-егоды), католики в Российской Федерации представляют собой значимое явление,хотя и находятся, разумеется, в меньшинстве.
 3.2 Возможные концепции присутствия
В свете вышесказанного первыйвызов, стоящий перед Католической Церковью в России сегодня, — не поддаватьсяискушению воспринимать себя как «этническую» Церковь. То есть какЦерковь для «нерусских». Никогда нельзя сводить Церковь к этническомуаспекту. Этнический аспект отнюдь не может служить основанием для церковногоприсутствия в конкретной среде, каковы бы ни были условия в ней. Это было раз инавсегда провозглашено Иерусалимским собором в самом начале истории Церкви (ср.Деян 15,1-31; Гал 2,1-9). Если, в силу исключительных обстоятельств, Церковь вопределённом месте или в определённый период должна ограничить свои заботыотдельными «этническими» группами (как было в России до 1905 г), онапри этом должна испытывать горячее желание «открыть» свои двери всемостальным, как только появится возможность; иначе она в конце концов задохнётся.Иоанн Павел II написал: «Если мы хотим воспрепятствовать возрождениюпартикуляризма и радикального национализма, нам нужно понять, что возвещениеЕвангелия должно быть глубоко укоренено в культурном своеобразии, иодновременно это возвещение должно быть готово влиться в универсальность,которая представляет собой обмен ради общего обогащения»[12]
Для католиков в России этоозначает, с одной стороны, что нельзя отрицать или забывать собственнуюисторию, которая гласит, что католическое присутствие в России действительновозникло именно как этническое: поляки, немцы, литовцы, украинцы, французыприезжали в Россию и в ней оставались, — но также и как русское: уже в прошлом,в ходе совершенно особой истории «русских католиков». С другойстороны, если католическое присутствие укоренено и должно быть укоренено всвоеобразии различных культур, которые доставили его в Россию, оно также должно«вливаться в универсальность, которая представляет собой обмен ради общегообогащения».
Итак, Церковь не забывает своюисторию, то есть конкретные формы, посредством которых и в которых она в ходеистории формулировала свою весть (конечно, в их число входят и «этнические»традиции). Однако она никогда не застывает в них и может приспособиться к любойсреде; любую человеческую ценность, проживаемую «со Христом», Церковьпризнаёт, более того — возвышает и помогает ей плодоносить.
С этим напрямую связан второйвызов, стоящий сегодня перед Католической Церковью в России; в нём неразрывносоединились миссионерская и экуменическая идеи. Вышеназванный принцип помогаетнам понять, что миссия и экуменизм отнюдь не противостоят друг другу — наоборот, один является аспектом другого. Цель Церкви — возвещать Христачеловеку и соединять человека с таинственным телом Христовым, не стирая личныхособенностей каждого, неповторимых и отличительных, но, напротив, раскрывая ихи приумножая их плодотворность; поэтому очевидно, что невозможно бытькатоликами в России без глубочайшего уважения к Русской Православной Церкви,без самого искреннего и горячего желания объединиться с нею: ведь она хранитбóльшую часть богатейшей духовной традиции этого народа. Несмотря накультурные различия, эта традиция укоренена в вере, которая в своих основанияхпрактически совпадает с католической верой.
В связи с этим интересноотметить, что наиболее «миссионерские» группы в России (каккатолические, так и православные), стремятся не «расширить собственныеряды», а помочь человеку ответственно относиться к своей «родной»Церкви и видеть её «кафоличность».
Основанием для этого братскогодуха и для единства, пусть пока и не полного, не может быть только напоминаниеоб «общих врагах», таких как современный секуляризм. Конечно, этообстоятельство требует общего свидетельства настойчиво, как никогда. Но подход,действительно свободный от групповщины и партикуляризма, возможен только в томслучае, если мы продвинемся в глубину. То есть если целью пастырской,культурной, миссионерской деятельности будет исключительно возвещение Христа. Лишьгорячая любовь к единому Христу может породить подлинную, а не искусственную«синергию».
Заключение
Для католической церкви начало XX века прошло под знаком углубления процесса освобожденияпрактических сфер общественно-политической жизни от прямого воздействия религии.
Современные условия требовали отцерквей неординарных усилий, поскольку развивающийся на фоне кризиса веры вовсемогущество человека феномен новой религиозности сопровождался углубляющимсякризисом институциональных церквей. Об этом свидетельствовали пустые храмы исеминарии в большинстве западноевропейских стран. Ситуация требовала не тольконетрадиционных и современных форм борьбы католической церкви за выживание, но инезаурядной личности. Такой личностью и стал папа Иоанн Павел II.
Избранный в период серьезногоухудшения отношений между Западом и Востоком папа поставил во главу угла своейдоктринальной о политической деятельности борьбу человечества за мир. Папа неоставил никакого сомнения в том, что своей задачей он ставит превращениеВатикана в духовный центр мира и человечества. Период пантификата Иоанна Павла II стал временем поиска новых форм воздействия на массы иочередной попытки модификации позиций Ватикана по вопросам мира, объединеннойЕвропы и современной культуры.
Список литературы
1. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2006.
2. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. — Т.2. — М.,2007.
3. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение — Ростов-на-Дону, 2008.
4. Лозинский С.Г. История папства. — М., 2006.
5. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М., 2007.
6. Папство в современном мире.М. 2006.
7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность.- М., 2007.
8. Рассел Б. История западной философии. — М., 2007. — Кн.2. Католическаяфилософия.
9. Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М., 2006.
10. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. — М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.