Оглавление
Введение
Берлинскийкризис
Ялтинскаяконференция (4-12 февраля 1945)
Потсдамскаяконференция (17 июля — 2 августа 1945)
Германскийвопрос
РасколГермании и образование ФРГ И ГДР
ФедеративнаяРеспублика Германии (ФРГ)
ГерманскаяДемократическая Республика (ГДР)
Заключение
Приложение1
Приложение2
Библиография
Введение
Окончаниевторой мировой войны выдвинуло помимо огромного множества политических,экономических и социальных проблем такую ни с чем не сравнимую по своейзначимости и масштабам задачу, как послевоенное устройство мира. Центральное исовершенно уникальное место в решении этой проблемы занимал вопрос германскогоурегулирования. Именно он стал вначале точкой пересечения интересовдержав-победительниц, а затем и яблоком раздора между ними, что привело в итогек разделу Германии и Европы.
Основныминициатором раздела Германии выступила западная сторона – Вашингтонскоесовещание (декабрь 1941 г.), конференция в Тегеране (ноябрь — декабрь 1943 г.).А на Крымской (Ялтинской) конференции трех союзных держав (4-11 февраля 1945года) СССР, США и Великобритании приняли решение о расчленении Германии: «СоединенноеКоролевство, Соединенные Штаты Америки и Союз Советских СоциалистическихРеспублик будут обладать по отношению к Германии верховной властью. При осуществленииэтой власти они примут такие меры, включая полное разоружение, демилитаризациюи расчленение Германии, которые они признают необходимыми для будущего мира ибезопасности»[1]. В то времякак СССР, который никогда не отрицал права немцев на самоопределение, даже сразупосле войны, которая принесла нашему народу и гордость победы, и ничем неизмеримое горе, естественную ненависть к ее виновникам, выступал противрасчленения Германии.
Даже послетого, как появились два германских государства, Советское правительствосовместно с ГДР продолжало отстаивать единство Германии. В 1950 году СССРподдержал предложение ГДР о восстановлении общей германской государственности.10 марта 1952 года Советское правительство выдвинуло план объединения Германиив едином демократическом и нейтральном государстве. Запад отверг и это предложение.В 1954 году на совещании министров иностранных дел в Берлине мы вновьпредложили создание единой демилитаризованной Германии, и вновь получили отказ…
Таким образом,еще долгий период времени будет решаться германский вопрос, а для самойГермании это обернется «Берлинским кризисом», кризисом, при котором Германиябудет в политической борьбе «сама с собой», которою будут подогревать страны западаи востока, будет происходить борьба Восточной Германии и Западной.
Берлинский кризис
В 1945 годуБерлин был оккупирован войсками «Большой четверки» (СССР, США, Франция,Великобритания), что символизировало единство военного союза, направленногопротив нацистской Германии. В 1948-1949 гг. Советский Союз организовал блокадузападных секторов города, тем самым, обострив отношения между Востоком иЗападом. В течение 40 лет Берлин служил показателем изменяющихся отношений междуСША и СССР, превратившись в «арену» противоречий «холодной войны».
Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945)[2]
Ялтинская конференция 1945 (Крымская конференция) главправительств 3 союзных держав во 2-й мировой войне: И. В. Сталина (СССР), Ф. Д.Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания) 4-12 февраля в Ялте. Былиопределены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основныепринципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системымеждународной безопасности; участники Крымской конференции заявили о своей цели— уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании вГермании зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае ее согласия) и общегерманскогоконтрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, осоздании ООН и др.
Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945)[3]
Потсдамская конференция руководителей трех союзных держав впринципе расставила точки над i в вопросе о том, какой хотят видеть Германиюпобедители в ходе мирного урегулирования. В Потсдаме, в отличие от Крымской(Ялтинской) конференции 1945, не рассматривался вопрос о расчленении Германии.В решениях Берлинской конференции говорилось, что союзные державы «не намереныуничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ».[4]На заседаниях 31 июля и 1 августа 1945 года главы правительств окончательносогласовали текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыминеобходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольныйпериод». В основу этого соглашения были положены принципы (принцип Четырех «Д»)демилитаризации, демократизации, денацификации и декартелизации Германии. Тридержавы подтверждали, что верховная власть в Германии будет осуществлятьсяглавкомами вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своейзоне оккупации, по инструкциям своих правительств, а также совместно — повопросам, затрагивающим Германию в целом.
Целями оккупации провозглашались: полное разоружение и демилитаризацияГермании и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использованадля военного производства, или контроль над ней; ликвидациянационал-социалистической партии и предотвращение нацистской и милитаристскойдеятельности или пропаганды; отмена всех нацистских законов; наказание венныхпреступников; поощрение деятельности антифашистских партий и подготовка кокончательной реконструкции германской политической жизни на демократическойоснове и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.
Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях. ОднакоСССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которымСоветский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германскихвложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования иззападных зон).
На Потсдамской конференции помимо рассмотрения многих другихважных вопросов было решено учредить Совет министров иностранных дел (СМИД) изпредставителей четырех держав-победительниц и Китая, в функции которого в томчисле должна была входить подготовка мирного урегулирования для Германии.
Решения Берлинской конференции имели неоднозначные последствия. Содной стороны, был произведен раздел сфер влияния между СССР и западными державами,с другой — конференция подвела черту под шестилетним периодом мировой войны.Хотя антигитлеровская коалиция доживала последние дни и обозначились скрытыетрещины в отношениях между ее участниками, в Потсдаме три державы смогли прийтик согласию по многим вопросам послевоенного устройства. Но эти решения, строгоговоря, определяли лишь генеральные направления германского урегулирования и неявлялись международно-правовым актом, в полном объеме решившим вопрос опослевоенном устройстве Европы.
Германский вопрос
С осени 1945года в германском вопросе уже четко определился курс трех западных держав нараздел страны. При этом следует иметь ввиду, что для народов бывшего СоветскогоСоюза, как и для многих других европейских государств, германский вопросозначал, прежде всего, живое напоминание о военном нашествии с немецкой земли,несшем смерть и разрушение, и лишь затем — проблему преодоления национальногораскола и приобретения немцами единой государственной самостоятельности.Естественно, что в своей политике СССР исходил из недопустимости того, чтобыгерманский вопрос вновь сделался источником опасений, настороженности инедоверия, поскольку он затрагивал самые чувствительные нервы европейской имировой политики на протяжении всего XX столетия. Главная задача всех участниковгерманского урегулирования состояла в том, чтобы превратить этот вопрос в поледля опробования и утверждения новых форм двустороннего и многостороннегосотрудничества для решения многих наболевших проблем, доставшихся нам отпрошлого.
При решениигерманского вопроса следует отметить, что подходы СССР и трех западных державзначительно отличались. В то время как Советский Союз выступал за переговоры омирном договоре с Германией до образования единого немецкого правительства, егозападные оппоненты настаивали на перемене мест слагаемых. Западная концепцияпредполагала сначала создание общегерманского правительства на основе свободныхи демократических выборов и лишь затем — проведение переговоров о заключениимирного договора. Это-то и стало камнем преткновения в деле германскогоурегулирования.
Всякоедействие Запада по расколу Германии сопровождалось ответным действиемСоветского Союза. В 1947 году американская и английская зоны оккупации объединяютсяв Бизонию. В июне 1948 года в западных зонах оккупации и западных секторахБерлина проводится сепаратная денежная реформа, а в апреле 1949 года кангло-американской зоне подключается Франция и создается Тризония. 23 мая 1949года была принята западногерманская конституция, 30 мая — восточногерманская. Всентябре конституируется Федеративная Республика Германия, в октябре — Германская Демократическая Республика. И если американская политика, нацеленнаяс последних дней войны на раскол Германии, последовательно претворялась СоединеннымиШтатами в жизнь, то Советский Союз все еще не терял надежды создать единоегерманское государство. Причем эта идея владела советским руководством втечение многих лет, и оно никак не хотело с ней расставаться.
Из воспоминаний В.С. Семенова: «У Сталина было видение Германиикак единого политического и экономического целого. Еще во время войны, когдасоюзники спорили о ее судьбе, он выступил против раздела Германии. Сталинсчитал, что германский народ — великая нация и ее нельзя долго удерживать вразделенном состоянии. Поэтому в его политических расчетах Германия выступалакак единое государство. Конечно, лучше всего было бы сделать егосоциалистическим. В первые годы после войны он полагал, что это осуществимо, —хаос, развал экономики, унижение народа — все, казалось, работало ему на руку.Однако очень скоро Сталин убедился, что из этого ничего не выйдет. Тогда онстал играть с идеей нейтрализации и демилитаризации Германии...
Расчет уСталина был прост и гениален: вся Европа, кроме, разумеется, самих немцев, —против объединения Германии. Поэтому, поддержав германское единство, он сыграетна национальных чувствах немцев, выступит в роли их защитника и внесет раздор впозицию Запада. На Западе были силы, готовые уступить и откупиться от Сталина,создав огромный нейтральный буфер между Востоком и Западом. А он рассчитывалпротивопоставить нейтральную Германию Западу, что в свою очередь заставит ееискать союза с Москвой.
То, чтоСталин пошел на создание ГДР, не меняет целостности картины. Это был его ответна создание ФРГ – шаг вынужденный и в какой-то мере тактический. Судя по всему,для него ГДР была всего лишь разменной монетой в сделке: на самом деле его цельюбыла нейтральная и демилитаризованная Германия».[5]
С разделомЕвропы на два противостоящих блока и вхождением в них обоих германскихгосударств, а тем более после вторичного применения Советским Союзом силы вВенгрии в 1956 году, уже не представлялось реальным вести конструктивный диалогмежду Востоком в Западом о практическом решении германского вопроса Его обсуждениеи выдвижение каких-то новых инициатив стало чисто декларативным и уже окончательнопереместилось в сторону межгерманских отношений, отведя четыремдержавам-победительницам функцию обеспечения необходимой идеологическойподдержки и пропагандистского прикрытия политики своих подопечных…[6]
Раскол Германии и образование/> ФРГ И ГДР
Таким образомеще в 1945 году на встрече в Потсдаме Сталин, Рузвельт и Черчилль поделилиГерманию на четыре оккупационные зоны и установили четырехстороннее управлениеБерлином. Это соглашение должно было оставаться в силе до тех пор, покаСоветский Союз, США, Англия и Франция не договорятся о создании общегерманскогогосударства и не заключат с ним мирный договор.
«Холоднаявойна» «похоронила» эти планы. В сентябре 1949 года на территории трех западныхоккупационных зон появилось новое государство – Федеративная РеспубликаГермания. В ответ в октябре того же года, Сталин создал ГерманскуюДемократическую Республику.
Федеративная Республика Германии (ФРГ)
В сентябре 1949 г, правящие круги США, Англии и Франции завершилираскол Германии, образовав в западной части страны сепаратное государство.Монополии Западной Германии получили возможность создать свое государство какплату за участие ФРГ в агрессивных империалистических блоках, возглавляемыхСША. Одновременно с образованием ФРГ 21 сентября 1949 г. вошел в силуразработанный правительствами США, Англии и Франции оккупационный статут,который сохранял за этими державами верховную власть в ФРГ.
Оккупационный статут определяет полномочия, которые сохраняются заоккупационными властями в осуществлении ими верховной власти, носителямикоторой являются правительства Франции, США и Соединенного Королевства.
Для тогочтобы обеспечить достижение основных целей, которые преследует оккупация, этиполномочия (за оккупирующими державами) специально оговариваются.
Правительства США, Великобритании и Франции встали на путь отказаот проведения в жизнь решений Потсдамской конференции (июль — август 1945 г.),предусматривавших демилитаризацию Германии, искоренение германского милитаризмаи нацизма, ликвидацию монополий и широкую демократизацию страны.
В западных зонах оккупации Германии демилитаризация иденацификация практически не были осуществлены. Многие бывшие нацисты сновазаняли важные посты.
Советский Союзпоследовательно выступает за развитие дружественных отношении со всемгерманским народом. Считая, что нормализация отношений между СССР и ФРГ будетсодействовать укреплению мира в Европе, решению германской проблемы и развитиювзаимовыгодной торговли, Советское правительство обратилось 7 июня 1955 г. кправительству ФРГ с предложением установить прямые дипломатические, торговые икультурные отношения между обеими странами. И в сентябре 1955 г. оба правительстваобменялись письмами об установлении дипломатических отношений и учреждении посольств.
Взяв курс на восстановление в Западной Германии властимонополистического капитала и на раскол страны, западные державы ставили своейцелью возродить германский милитаризм, с тем чтобы использовать его потом всвоих интересах против СССР и других социалистических стран. Неудивительнопоэтому, что неоднократные предложения Советского Союза, направленные насохранение единства Германии, были отклонены западными державами, которыерассматривали Западную Германию в качестве своего будущего политического ивоенного союзника.[7]
Оккупационныевласти западных держав всячески содействовали восстановлению и укреплениюэкономических и политических позиций западногерманской буржуазии, помогали ейконсолидировать свои силы. Создавались партии, представляющими интересымонополистического капитала. В ФРГ был создан государственный аппарат, с помощьюкоторого монополистический капитал мог укреплять и расширять свои позиции,контролировать всю жизнь страны. Западные державы запретили организацию Социалистическойединой партии на территории Западной Германии. Эта политика в сочетании сантикоммунистической позицией лидеров Социал-демократической партии Германии(СДПГ) воспрепятствовала объединению коммунистов и социал-демократов.
В рабочемдвижении также шел процесс воссоздания пролетарских организаций. Отсутствиеединства западногерманского рабочего движения серьезно затрудняли борьбупрогрессивных сил против раскола страны. В конституции ФРГ были формально провозглашеныосновные демократические права граждан — их равенство перед законом, свободаличности, равноправие мужчин и женщин, свобода политических взглядов, печати,собраний и т. д. Принятие этих пунктов в известной мере учитывало активизациюборьбы западногерманских трудящихся за свои интересы.
Большое место,как в рабочем движении, так и во всей общественно-политической жизни ЗападнойГермании занимала проблема национального единства Германии. Международная реакциятвердо взяла курс на раскол германского государства.
Выражениемпланомерной линии западных держав, направленной на раскол Германии, явилосьсоздание в 1947 г. так называемой «Бизоний», объединившей американскую ианглийскую зоны оккупации, а затем «Тризонии» (в 1948 г.), а так же проведениесепаратной денежной реформы.
Послесоздания ФРГ западные державы взяли курс на восстановление военно-промышленногопотенциала и перевооружение Западной Германии, на вовлечение ее в военныеблоки, направленные против СССР и других социалистических стран.
Канцлер КонрадомАденауэр[8] делал всевозможное для того, чтобы осуществить планы ремилитаризации ФРГ, которыевынашивали западногерманские монополии. В августе 1950 г. он передаламериканскому верховному комиссару меморандум, в котором «вновь заявил о своейготовности в случае создания западноевропейской армии внести вклад в виденемецкого контингента». Западные державы дали согласие на это предложениеканцлера ФРГ. Реваншистские требования, направленные на пересмотр итогов второймировой войны, все больше и больше становились основой официальной политики правящихкругов ФРГ.
Взяв курс наремилитаризацию страны, правительство Аденауэра отклонило все мирные инициативыСоветского Союза, в частности, его проект мирного договора с Германией от 10марта 1952 г. А 26 марта 1952 г. западные державы подписали общий договор оботношениях с ФРГ, по которому прекращалась формальная оккупация ЗападнойГермании, но войска США, Англии и Франции оставались на ее территории. Но весьрабочий класс, все демократические силы страны оказывали сопротивление политикевосстановления западногерманского монополистического капитала и его курсу наремилитаризацию Западной Германии. И несмотря на преследования, коммунистыпродолжали вести борьбу против ремилитаризации страны, за преодоление расколаГермании.
Что касалосьразвития экономики и политики, то к началу 60-х годов ФРГ все больше и большезаявляла о себе, как лидере западноевропейских государств. Ее правящие круги усилиливнешнеэкономическую и внешнеполитическую активность. Но уже к концу 60-х ФРГзатронул экономический и политический кризисы.
В 1969 г. Было сформировано коалиционное правительство СДПГ –СвДП. Федеральным канцлером стал председатель СДПГ (Социал-демократическойпартии Германии) Вили Брандт, вице канцлером и министром иностранных дел –председатель СвДП (Свободной демократической партии) Вальтер Шеель. В областивнешней политики правительство проявило реалистический подход к оценкеобстановки, сложившейся в послевоенной Европе, оно учло стремление широкихкругов западногерманского населения к разрядке, их желание покончить с опаснымипережитками «холодной войны». Правительство Брандта – Шееля пошло на улучшениеотношений с социалистическими странами, приняло предложение Советского Союза опроведении переговоров. В результате 12 августа 1970 г. был подписан Московскийдоговор между СССР и ФРГ. Обе стороны выразили стремление содействоватьразвитию мирных отношений между всеми европейскими государствами, обязались разрешатьсвои споры исключительно мирными средствами и воздерживаться в своих взаимныхотношениях от угрозы силой или ее применения. Ключевое значение имела третьястатья договора, закрепляющая нерушимость границ всех государств в Европе.Московский договор создал необходимые политические предпосылки для серьезногоповорота в советско-западногерманских отношениях, которые нормализовались наоснове отказа ФРГ от претензий на изменение существующих европейских границ.
Большое значение для смягчения напряженности в Европе имелоподписанное в сентябре 1971 г. соглашение четырех держав — СССР,Великобритании, США и Франции по Западному Берлину, важным пунктом которогобыло положение о том, что Западный Берлин не является составной частьюФедеративной Республики Германии и не будет управляться ею и впредь.
Заключение Московского договора, переговоры Л. И. Брежнева с В.Брандтом в Крыму в сентябре 1971 г., особенно визит Л. И. Брежнева в мае 1973г. в ФРГ дали толчок развитию экономических связей между Советским Союзом иФедеративной Республикой Германии, поставили их на качественно новый уровень.Большое значение имело подписание в мае 1973 г. соглашения между СССР и ФРГ оразвитии экономического, промышленного и технического сотрудничества сроком на10 лет.
Германская Демократическая Республика (ГДР)
В октябре1949 г, западные империалистические державы завершили раскол Германии, создавсепаратное западногерманское государство. В этих условиях демократические ипатриотические силы Германии решили, что настало время взять судьбу страны всобственные руки, дать отпор возрождающемуся германскому милитаризму, недопустить распространение власти реваншистов и фашистов на всю Германию. С этойцелью демократические силы Восточной Германии 7 октября 1949 г, провозгласилисоздание Германской Демократической Республики. ГДР возникла как первое вистории Германии государство рабочих и крестьян. Осуществляя здесь верховнуювласть, Советская военная администрация (СВАГ) провела целый ряд мероприятий подемилитаризации, денацификации и демократизации, создавала благоприятныеусловия для образования единой миролюбивой демократической Германии.
Борьбу миролюбивых сил немецкого народа за новую Германиювозглавила Коммунистическая партия Германии (КПГ). Сразу после легализациисвоей деятельности 11 июня 1945 г. ЦК КПГ обратился к народу с воззванием,содержащим программу проведения демократических преобразований во всей стране.КПГ ориентировала рабочий класс и трудящиеся массы на установление и Германииантифашистско-демократического строя. Она призывала создать снизу новые органыгосударственного управления, наказать военных преступников, изгнать нацистов изадминистративно-хозяйственных органов и заменить их антифашистами,ликвидировать монополистические объединения и передать крупные промышленныепредприятия, юнкерские имения, а также банки и руки народа. Воззвание КПГполучило одобрение рабочего класса и других слоев немецкого народа, а такжевсех демократических партий и организаций.
Единстводействий рабочего класса в Восточной Германии явилось основой для установленияпрочного союза рабочего класса с крестьянством, мелкой и средней буржуазией.
С разгромомфашизма был ликвидирован старый государственный аппарат. В Восточной Германиифашисты были удалены из административных и хозяйственных учреждений. Поинициативе коммунистов и других антифашистов и при поддержке СВАГ на развалинахгитлеровского рейха были созданы новые органы власти (ландтаги земель), которыевыражали и защищали интересы широких народных масс.
Большоезначение для укрепления нового антифашистско-демократического строя в ВосточнойГермании имела ликвидация собственности монополистического капитала, этойважнейшей опоры фашизма. Выполняя Потсдамские решения, СВАГ в октябре 1945 г.наложила секвестр на все имущество, принадлежавшее гитлеровскому государству,военным преступникам, активным нацистам, а также монополиям, участвовавшим в развязываниивойны.
Важнейшейотличительной особенностью развития Германии после освобождения явилось переплетениесоциальной (классовой) борьбы народных масс с борьбой против раскольническихдействий американо-английских империалистов и немецких реакционеров,препятствовавших созданию единого независимого германского государства. Большоезначение в борьбе за национальное единство страны имели решения 2-го Немецкогонародного конгресса, состоявшегося в марте 1948 г. Он провозгласил лозунгборьбы за единою Германскую Демократическую Республику, избрал руководящийорган движения – Немецкий народный совет. Он принял проект конституции ГДР,провозгласил 7 октября 1949 г. образование Германской ДемократическойРеспублики.
ПравительствоГДР провозгласило своей программой борьбу за осуществление дальнейшихдемократических преобразовании, экономический и культурный подъем немецкогонарода, за национальное единство, за дружбу и сотрудничество с Советским |Союзом и всеми миролюбивыми народами мира. Образование ГДР встретило полнуюподдержку и одобрение со стороны Советского правительства, которое сразу жепризнало ее и передало правительству ГДР все административные функции,принадлежавшие СВАГ. Образование ГДР явилось поворотным пунктом в историинемецкого народа, сильнейшим ударом по германскому империализму и милитаризму.
Такимобразом, что касалось отношений между Советским Союзом и ГДР, то в 1954 г.Правительство Советского Союза неизменно руководствуется стремлением содействоватьурегулированию германской проблемы в соответствии с интересами укрепления мираи обеспечения национального воссоединения Германии на демократических основах.
Ввиду такого положения и в результате переговоров, которыеСоветское правительство провело с правительством Германской ДемократическойРеспублики, правительство СССР признает необходимым предпринять дальнейшиешаги, идущие навстречу интересам германского народа, а именно:
1. Советский Союз устанавливает с Германской ДемократическойРеспубликой такие же отношения, как и с другими суверенными государствами.
Германская Демократическая Республика будет свободно решать пособственному усмотрению свои внутренние и внешние дела, включая вопросывзаимоотношений с Западной Германией.
2. За Советским Союзом остаются в Германской ДемократическойРеспублике функции, связанные с обеспечением безопасности, вытекающие изобязательств, возложенных на СССР по соглашениям четырех держав.
Советское правительство приняло к сведению заявление правительстваГерманской Демократической Республики о том, что оно будет соблюдатьобязательства, вытекающие для Германской Демократической Республики изПотсдамского соглашения о развитии Германии как демократического и миролюбивогогосударства, а также обязательства, связанные с временным пребыванием советскихвойск на территории ГДР.
3. Наблюдение за деятельностью государственных органов ГерманскойДемократической Республики[9].
Одной из важнейших задач, стоявших перед ГДР в 50-е голы, являласьборьба за воссоединение Германии как миролюбивого демократического государства.Ведя последовательную борьбу за национальное единство, СЕПГ, правительство ГДРи Национальный фронт выработали в начале 50-х годов программу мирногоразрешения германского вопроса. Она предусматривала образование путемпереговоров временного общегерманского правительства, которое должно былоподготовить мирный договор и провести свободные выборы по всей Германии. Однакомногочисленные предложения правительства ГДР о преодолении раскола и достижениинационального единства мирным путем неизменно отвергались правящими кругамиФРГ.
В соответствии с изменившимися условиями (вступление ФРГ в НАТО)правительство ГДР 27 июля 1957 г. выступило с заявлением, в котором выдвинулопредложение об образовании Германской конфедерации, т. е. государственногосоюза между ГДР и ФРГ. В дальнейшем, по мере своего укрепления, конфедерацияпозволила бы обеим частям Германии постепенно объединиться и создать единоемиролюбивое и демократическое государство. Однако западногерманскоеправительство отвергло предложения правительства ГДР об образовании Германскойконфедерации и усилило атаки против ГДР.
Социалистическое строительство в ГДР осуществлялось (плоть до 13августа 1961 г.) при наличии открытой границы Западным Берлином и ФРГ, чтопрепятствовало стабилизации экономического развития ГДР. Западногерманскиемилитаристы и международная империалистическая реакция использовали открытуюграницу для того, чтобы вести усиленную подрывную работу против ГДР. Средимногочисленных подрывных акций особое место отводилось вербовке граждан ГДР,преимущественно инженеров, врачей, ученых, квалифицированных рабочих, дляпереселения на запад.
13 августа 1961 г. по согласованию со странами ВаршавскогоДоговора правительство ГДР приняло решительные меры по введению строгого режимана границе с Западным Берлином и ФРГ, по обеспечению неприкосновенностигосударственной границы ГДР (в Берлине сооружен защитный вал и пр.). Эти мерысорвали планы империалистов разжечь гражданскую войну в стране; в то же времяони имели большое значение для сохранения и укрепления мира в Европе.
Начало 70-х годов ознаменовалось небывалым укреплением позиций ГДРна международной арене, нормализацией отношений с ФРГ. 21 декабря 1972 г. междудвумя немецкими государствами был подписан договор об основах отношений междуГДР и ФРГ[10].
/>/>Заключение
Берлинскийкризис стал прологом к замораживанию вопроса о единой Германии более чем начетыре десятилетия. Хотя Берлинский кризис показал, что стороны стремилисьизбегать крупномасштабного военного конфликта, вместе с тем он стал важным этапомна пути к окончательному расколу Германии на два государства. />
ОбразованиеФРГ и ГДР подвело черту под первым периодом эволюции германской проблемы вотношениях между четырьмя недавними союзниками по антигитлеровской коалиции. В1949 г. были созданы два германских государства – в сентябре, Западная (ФРГ) и воктябре Восточная (ГДР) Германия, созданная на территории советской оккупационнойзоны, вошедшие впоследствии, соответственно, в НАТО и Организацию Варшавскогодоговора, превратившиеся в основную арену противостояния войск США и СССР в Европе.На протяжении, начиная с 1949 г. вплоть до 1970 г. ФРГ отказывалась признатьГДР, а германский вопрос долго оставался одним из главных источниковмеждународной напряженности.
/>/>Берлинский/> кризисускорил формирование военного союза западных государств. В апреле 1949 г. былсоздан Североатлантический блок (НАТО). Несколькими месяцами ранее СССР истраны Восточной Европы объединились в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ),а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в1955 г. провозглашением Организации Варшавского Договора (ОВД). Европа быларазделена на враждующие военные и экономические блоки.
Важнейшимсобытием послевоенной истории стало объединение Германии, предпосылкой длякоторого явилась кардинальные внутренние изменения в СССР и «соцлагере»,демократическая революция 1989 г. в ГДР. В марте 1990 г, на выборах в ГДР победиланекоммунистическая оппозиция во главе с христианскими демократами. СССР согласилсяс сохранением членства объединенной Германии в НАТО и выводом советских войскиз Восточной Германии. В августе 1990г был подписан Договор о вхождении земельГДР в ФРГ с 3 октября 1990г. 2 октября прошли общегерманские выборы. Таким образом,социальный вопрос в Германии стал движущей силой германского объединительногопроцесса. Мирное объединение Германии, политическое решение одной из наиболеесложных проблем послевоенной Европы — проблемы германского единства быланаиболее ярким выражением окончания холодной войны.
Приложение 1
КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ — СОВЕТСКОГО СОЮЗА, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ИВЕЛИКОБРИТАНИИ В КРЫМУ*
(Крым, 4 — 11 февраля1945 года)
За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителейтрех союзных держав — Премьер-министра Великобритании г-на У. Черчилля,Президента Соединенных Штатов Америки г-на Ф.Д. Рузвельта и Председателя СоветаНародных Комиссаров СССР И.В. Сталина при участии министров иностранных дел,начальников штабов и других советников.
Кроме глав трех правительств следующие лица приняли участие вКонференции.
(Следуют списки делегаций СССР, США и Великобритании.)
О результатах работы Крымской Конференции Президент США,Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских СоциалистическихРеспублик и Премьер-министр Великобритании сделали следующее заявление:
I. РАЗГРОМ ГЕРМАНИИ
Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав вцелях окончательного разгрома общего врага. Военные штабы трех союзных наций впродолжение всей Конференции ежедневно встречались на совещаниях. Эти совещаниябыли в высшей степени удовлетворительны со всех точек зрения и привели к болеетесной координации военных усилий трех союзников, чем это было когда-либораньше. Был произведен взаимный обмен самой полной информацией. Были полностьюсогласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и ещеболее мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями ивоенно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга.
Наши совместные военные планы станут известны только тогда, когдамы их осуществим, но мы уверены, что очень тесное рабочее сотрудничество междутремя нашими штабами, достигнутое на настоящей Конференции, поведет к ускорениюконца войны. Совещания трех наших штабов будут продолжаться всякий раз, как вэтом возникнет надобность.
Нацистская Германия обречена. Германский народ, пытаясь продолжатьсвое безнадежное сопротивление, лишь делает для себя тяжелее цену своегопоражения.
II. ОККУПАЦИЯ ГЕРМАНИИ И КОНТРОЛЬ НАД НЕЙ
Мы договорились об общей политике и планах принудительногоосуществления условий безоговорочной капитуляции, которые мы совместнопредпишем нацистской Германии после того, как германское вооруженноесопротивление будет окончательно сокрушено. Эти условия не будут опубликованы,пока не будет достигнут полный разгром Германии. В соответствии с согласованнымпланом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны.Планом предусмотрены координированная администрация и контроль, осуществляемыечерез Центральную контрольную комиссию, состоящую из Главнокомандующих трехдержав, с местом пребывания в Берлине. Было решено, что Франция будетприглашена тремя державами, если она этого пожелает, взять на себя зонуоккупации и участвовать в качестве четвертого члена контрольной комиссии.Размеры французской зоны будут согласованы между четырьмя заинтересованными правительствамичерез их представителей в Европейской консультативной комиссии.
Нашей непреклонной целью является уничтожение германскогомилитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше небудет в состоянии нарушить мир всего мира. Мы полны решимости разоружить ираспустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожитьгерманский генеральный штаб, который неоднократно содействовал возрождениюгерманского милитаризма, изъять или уничтожить все германское военное оборудование,ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, котораямогла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всехпреступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуревозмещение убытков за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица землинацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранитьвсякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, изкультурной и экономической жизни германского народа и принять совместно такиедругие меры к Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мираи безопасности всего мира. В наши цели не входит уничтожение германскогонарода. Только тогда, когда нацизм и милитаризм будут искоренены, будет надеждана достойное существование для германского народа и место для него в сообщественаций.
III. РЕПАРАЦИИ С ГЕРМАНИИ
Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германиейсоюзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущербв натуре в максимально возможной мере.
Будет создана Комиссия по возмещению убытков, которой поручаетсярассмотреть вопрос о размерах и способах возмещения ущерба, причиненногоГерманией союзным странам. Комиссия будет работать в Москве.
IV. КОНФЕРЕНЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзникамивсеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. Мысчитаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и дляустранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесногои постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов.
Основы были заложены в Думбартон-Оксе. Однако по важному вопросу опроцедуре голосования там не было достигнуто соглашения. На настоящейКонференции удалось разрешить это затруднение. Мы согласились на том, что 25апреля 1945 г. в Сан-Франциско в Соединенных Штатах будет созвана КонференцияОбъединенных Наций для того, чтобы подготовить Устав такой организациисоответственно положениям, выработанным во время неофициальных переговоров в Думбартон-Оксе.
С Правительством Китая и Временным Правительством Франции будутнемедленно проведены консультации и к ним будет направлено обращение принятьучастие совместно с Правительствами Соединенных Штатов, Великобритании и СоюзаСоветских Социалистических Республик в приглашении других стран на конференцию.
Как только консультации с Китаем и Францией будут закончены, текстпредложений о процедуре голосования будет опубликован.
V. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕННОЙ ЕВРОПЕ
Мы составили и подписали Декларацию об освобожденной Европе. ЭтаДекларация предусматривает согласование политики трех держав и совместные ихдействия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европыв соответствии с демократическими принципами. Ниже приводится текст Декларации:
«Премьер Союза Советских Социалистических Республик,Премьер-министр Соединенного Королевства и Президент Соединенных Штатов Америкиконсультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народовосвобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились междусобой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденнойЕвропе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным отгосподства нацистской Германии, и народам бывших государств — сателлитов оси вЕвропе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических иэкономических проблем.
Установление порядка в Европе и переустройствонационально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, которыйпозволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма исоздать демократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии спринципом Атлантической хартии о праве всех народов избирать форму правительства,при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенныхправ и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивныминациями путем насилия.
Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлятьэти права, три Правительства будут совместно помогать народам в любомосвобожденном европейском государстве или в бывшем государстве — сателлите осив Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют:
a) создавать условия внутреннего мира;
b) проводить неотложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимсянародам;
c) создавать временные правительственные власти, широкопредставляющие все демократические элементы населения и обязанные возможноскорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воленарода, и
d) способствовать, где это окажется необходимым, проведению такихвыборов.
Три Правительства будут консультироваться с другими ОбъединеннымиНациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когдабудут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.
Когда, по мнению трех Правительств, условия в любом европейскомосвобожденном государстве или в любом из бывших государств — сателлитов оси вЕвропе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленноконсультироваться между собой о необходимых мерах по осуществлению совместнойответственности, установленной в настоящей Декларации.
Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в принципыАтлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и нашурешимость создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построенныйна принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности,свободе и всеобщему благосостоянию человечества.
Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают надежду, чтоВременное Правительство Французской Республики может присоединиться к ним впредложенной процедуре».
(Подписи)
ПРОТОКОЛ РАБОТЫКРЫМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
(Крым, 11 февраля1945 года)
Происходившая 4 — 11 февраля в Крыму Конференция Глав ПравительствСоединенных Штатов Америки, Великобритании и СССР пришла к следующимзаключениям:
I. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Было решено:
1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемойвсемирной организации должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должнабыть проведена в Соединенных Штатах Америки;
2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующиегосударства:
a) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,
b) те из присоединившихся наций, которые объявили войну общемуврагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином «присоединившиесянации» имеется в виду 8 присоединившихся наций и Турция). Когда будетпроисходить конференция о всемирной организации, делегаты СоединенногоКоролевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальномучленству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украину и Белоруссию;
3) что Правительство Соединенных Штатов от имени трех державпроконсультируется с Правительством Китая и с Французским ВременнымПравительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительнопредполагаемой всемирной организации;
4) что текст приглашений, которые будут разосланы всемгосударствам, принимающим участие в конференции, должен быть следующий:
Приглашение
Правительство Соединенных Штатов Америки от своего имени и отимени Правительств Соединенного Королевства, Союза Советских СоциалистическихРеспублик и Республики Китая, а также от имени Временного ПравительстваФранцузской Республики приглашает Правительство… направитьпредставителей на Конференцию Объединенных Наций, которая должна состояться 25апреля 1945 года или вскоре после этой даты в Сан-Франциско, в СоединенныхШтатах Америки, для подготовки Устава Всеобщей Международной Организации дляподдержания международного мира и безопасности.
Вышепоименованные Правительства предлагают, чтобы Конференциярассмотрела как базу для такого Устава предложения по учреждению ВсеобщейМеждународной Организации, которые были опубликованы в октябре прошлого года врезультате Конференции в Думбартон-Оксе и которые были дополнены следующимиусловиями для раздела C главы VI:
II. ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕННОЙ ЕВРОПЕ
Была принята следующая Декларация:
«Премьер Союза Советских Социалистических Республик,Премьер-министр Соединенного Королевства и Президент Соединенных Штатов Америкиконсультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народовосвобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились междусобой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденнойЕвропе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным отгосподства нацисткой Германии, и народам бывших государств — сателлитов оси вЕвропе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических иэкономических проблем.
Установление порядка в Европе и переустройство национальнойэкономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволитосвобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создатьдемократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии спринципом Атлантической хартии о праве всех народов избирать формуправительства, при котором они будут жить, должно быть обеспеченовосстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые былилишены этого агрессивными нациями путем насилия.
Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли быосуществлять эти права, три Правительства будут совместно помогать народам влюбом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве — сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют:
a) создавать условия внутреннего мира;
b) проводить неотложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимсянародам;
c) создавать временные правительственные власти, широкопредставляющие все демократические элементы населения и обязанные возможноскорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воленарода, и
d) способствовать, где это окажется необходимым, проведению такихвыборов.
Три Правительства будут консультироваться с другими ОбъединеннымиНациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когдабудут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.
Когда, по мнению трех Правительств, условия в любом европейскомосвобожденном государстве или в любом из бывших государств — сателлитов оси вЕвропе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленноконсультироваться между собой о мерах по осуществлению совместнойответственности, установленной в настоящей Декларации.
Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в принципыАтлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и нашурешимость создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построенныйна принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности,свободе и всеобщему благосостоянию человечества.
Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают надежду, чтоВременное Правительство Французской Республики может присоединиться к ним впредложенной процедуре».
III. РАСЧЛЕНЕНИЕ ГЕРМАНИИ
Было решено, что ст. 12 «а» условий капитуляции Германиидолжна быть изменена и должна гласить следующее:
«Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки и СоюзСоветских Социалистических Республик будут обладать по отношению к Германииверховной властью. При осуществлении этой власти они примут такие меры, включаяполное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которые онипризнают необходимыми для будущего мира и безопасности».
Изучение процедуры расчленения Германии было передано Комиссии,состоящей из г-на Идена (председатель), г-на Вайнанта и г-на Гусева. Этот органрассмотрит вопрос о том, желательно ли присоединение к нему представителяФранции.
IV. ЗОНА ОККУПАЦИИ ДЛЯ ФРАНЦУЗОВ И КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ГЕРМАНИИ
Было решено, что Франции должна быть предоставлена в Германиизона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована избританской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами иамериканцами в консультации с Французским Временным Правительством.
Было также решено, что Французское Временное Правительство должнобыть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии.
V. РЕПАРАЦИИ
Был подписан следующий Протокол:
ПРОТОКОЛ О ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ ГЛАВАМИ ТРЕХ ПРАВИТЕЛЬСТВ НА КРЫМСКОЙКОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСУ О РЕПАРАЦИЯХ НАТУРОЙ С ГЕРМАНИИ
Главы трех Правительств условились о следующем:
1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею входе войны союзным нациям.
Репарации должны получаться в первую очередь теми странами,которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовалипобеду над врагом.
2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:
а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляцииГермании или прекращении организованного сопротивления из национальногобогатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее(оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей,акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии ит.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожениявоенного потенциала Германии;
б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течениепериода, длительность которого должна быть установлена;
в) использование германского труда.
3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробногорепарационного плана в Москве учреждается Межсоюзная комиссия по Репарациям всоставе представителей от СССР, США и Великобритании.
4. В отношении определения общей суммы репараций, а также еераспределения между пострадавшими после германской агрессии странами советскаяи американская делегации согласились о следующем: «Московская Комиссия порепарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качества базы дляобсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая суммарепараций в соответствии с пунктами „а“ и „б“ статьи 2-йдолжна составлять 20 миллиардов долларов, и что 50% этой суммы идет СоветскомуСоюзу». Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса орепарациях Московской Комиссией по репарациям не могут быть названы никакиецифры репараций.
Вышеприведенное советско-американское предложение переданоМосковской Комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащихее рассмотрению.
VI. ГЛАВНЫЕ ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ
Конференция решила, что вопрос о главных преступниках войны долженпосле закрытия конференции подлежать рассмотрению тремя министрами иностранныхдел для доклада в надлежащее время.
(Подписи)
Приложение 2
ПРОТОКОЛ БЕРЛИНСКОЙКОНФЕРЕНЦИИ ТРЕХ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ*
(Берлин, 1 августа1945 года)
Происходившая с 17 июля по 2 августа1945 года в Берлине Конференция Глав Правительств Союза СоветскихСоциалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Великобритании пришлак следующим заключениям.
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ГЕРМАНИЕЙ ВНАЧАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Были приняты следующие политические иэкономические принципы обращения с Германией:
A. Политические принципы
1. В соответствии с Соглашением оконтрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будетосуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских СоциалистическихРеспублик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и ФранцузскойРеспублики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующихПравительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом,действующими в качестве членов Контрольного совета.
2. Поскольку это практическиосуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всейГермании.
3. Целями оккупации Германии, которымидолжен руководствоваться Контрольный совет, являются:
I. Полное разоружение и демилитаризацияГермании и ликвидация всей германской промышленности, которая может бытьиспользована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:
a) все сухопутные, морские и воздушныевооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями,штабами и учреждениями, включая Генеральный штаб, офицерский корпус, корпусрезервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военныеи полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащимиинтересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью иокончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение илиреорганизацию германского милитаризма и нацизма;
b) все вооружение, амуниция и орудиявойны и все специализированные средства для их производства должны находиться враспоряжении Союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производствовсех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны запрещается.
II. Убедить немецкий народ, что он понестотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то,что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны ифанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделалихаос и страдания неизбежными.
III. Уничтожить национал-социалистскуюпартию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистскиеучреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, ипредотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.
IV. Подготовиться к окончательнойреконструкции германской политической жизни на демократической основе и кэвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.
4. Все нацистские законы, которыесоздали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию наоснове расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакаятакая дискриминация правовая, административная или иная не будет терпима.
5. Военные преступники и те, ктоучаствовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих засобой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должныбыть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонникинацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любыедругие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы иинтернированы.
6. Все члены нацистской партии, которыебыли больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица,враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественныхдолжностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лицадолжны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествамсчитаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений вГермании.
7. Образование в Германии должно такконтролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристскиедоктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.
8. Судебная система будет реорганизованав соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности иравноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.
9. Управление в Германии должнопроводиться в направлении децентрализации политической структуры и развитиячувства ответственности. С этой целью:
I. Местное самоуправление будетвосстанавливаться по всей Германии на демократических началах и, в частности,через выборные советы, настолько быстро, насколько это совместимо с сохранениембезопасности оккупационных сил и целями оккупации.
II. Во всей Германии должны разрешатьсяи поощряться все демократические политические партии с предоставлением им правасозыва собраний и публичного обсуждения.
III. Принципы представительства ивыборности должны вводиться в районные, провинциальные управления и управленияземель настолько быстро, насколько это может быть оправдано успешнымприменением этих принципов в местном самоуправлении.
IV. Пока что не будет создано никакогоцентрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будутучреждены некоторые существенно важные центральные германские административныедепартаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, вобластях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности.Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного совета.
10. С учетом необходимости поддержаниявоенной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии ирелигиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободныхпрофсоюзов, также с учетом необходимости поддержания военной безопасности.
B. Экономические принципы
11. В целях уничтожения германскоговоенного потенциала, производство вооружения, военного снаряжения и орудийвойны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно бытьзапрещено и предотвращено. Производство металлов, химических продуктов, машиностроениеи производство других предметов, необходимых непосредственно для военнойэкономики, должно быть строго контролируемо и ограничено в соответствии содобренным уровнем послевоенных мирных потребностей Германии, достаточным дляосуществления целей, изложенных в пункте 15. Производственные мощности,ненужные для промышленности, которая будет разрешена, должны быть либо изъяты всоответствии с репарационным планом, рекомендованным Межсоюзной репарационнойкомиссией, и утверждены заинтересованными правительствами, либо уничтожены,если не будут изъяты.
12. В практически кратчайший срокгерманская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожениясуществующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленнойособенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических объединений.Несмотря на это, однако, и для достижения целей, изложенных в настоящем документе,должны быть сохранены или восстановлены определенные формы центральногоадминистративного аппарата, особенно в области финансов, транспорта икоммуникаций.
13. При организации экономики Германииглавное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирнойпромышленности для внутреннего потребления.
14. В период оккупации Германия должнарассматриваться, как единое экономическое целое. С этой целью должна бытьустановлена общая политика относительно:
a) производства и распределенияпродукции горной и обрабатывающей промышленности;
b) сельского хозяйства, лесоводства ирыболовства;
c) зарплаты, цен и рационирования;
d) программы импорта и экспорта дляГермании в целом;
e) денежной и банковской системы,централизованных налогов и пошлин;
f) репараций и устранениявоенно-промышленного потенциала;
g) транспорта и коммуникаций.
При проведении этой политики по меренадобности должны приниматься во внимание различные местные условия.
15. Должен быть установлен союзныйконтроль над германской экономикой, но только в пределах необходимых:
a) для выполнения программыиндустриального разоружения и демилитаризации, репараций и разрешенногоэкспорта и импорта;
b) для обеспечения производства товарови обеспечения услуг, необходимых для удовлетворения нужд оккупационных сил иперемещенных лиц в Германии и важных для поддержания в Германии среднегожизненного уровня, не превышающего средний жизненный уровень европейских стран(европейские страны означают все европейские страны, за исключением СоединенногоКоролевства и Советского Союза);
c) для обеспечения, в порядке, которыйустановит Контрольный совет, равномерного распределения основных предметовмежду различными зонами с тем, чтобы создать сбалансированную экономику во всейГермании и сократить необходимость в импорте;
d) для контроля над германской промышленностьюи всеми экономическими и финансовыми международными сделками, включая экспорт иимпорт, с целью предотвращения развития военного потенциала Германии идостижения других названных здесь задач;
e) для контроля над всеми германскимиобщественными или частными научными, исследовательскими и экспериментальнымиучреждениями, лабораториями и т.д., связанными с экономической деятельностью.
16. Для введения и поддержанияэкономического контроля, установленного Контрольным советом, должен быть создангерманский административный аппарат, и германским властям должно бытьпредложено в полном, практически возможном, объеме заявить и принять на себяуправление этим аппаратом. Таким образом германскому народу должно бытьвнушено, что ответственность за это управление и любой срыв его будут лежать нанем. Любое германское управление, которое будет противоречить целям оккупации,будет запрещено.
17. Должны быть приняты немедленные мерыв отношении:
a) проведения необходимого ремонтатранспорта;
b) увеличения добычи угля;
c) максимального увеличениясельскохозяйственной продукции и
d) проведения срочного ремонта жилищ иосновных коммунальных предприятий.
18. Контрольный совет должен предпринятьнадлежащие шаги для осуществления контроля и распоряжения теми германскими активамиза границей, которые еще не поступили под контроль Объединенных Наций,принимавших участие в войне против Германии.
19. После оплаты репараций германскомународу должно быть оставлено достаточно ресурсов для того, чтобы он могсуществовать без помощи извне. При составлении хозяйственного баланса Германиидолжны быть выделены необходимые средства для импорта, одобренного Контрольнымсоветом в Германии. Выручка от экспорта продуктов текущего производства итоварных запасов идет в первую очередь для оплаты такого импорта.
Указанное здесь условие не будетприменяться к оборудованию и продуктам, упомянутым в пунктах 4 «a» и4 «b» Соглашения о германских репарациях.
III. РЕПАРАЦИИ С ГЕРМАНИИ
1. Репарационные претензии СССР будутудовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и изсоответствующих германских вложений за границей.
2. СССР удовлетворит репарационныепретензии Польши из своей доли репараций.
3. Репарационные претензии СоединенныхШтатов, Соединенного Королевства и других стран, имеющих право на репарации,будут удовлетворены из западных зон и из соответствующих германских вложений заграницей.
4. В дополнение к репарациям, получаемымСоветским Союзом из своей зоны оккупации, СССР получит дополнительно иззападных зон:
a) 15% такого пригодного к использованиюи готового промышленного капитального оборудования, в первую очередьметаллургической, химической и машиностроительной отраслей промышленности,которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно бытьизъято из западных зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость впродовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях,нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обусловлено договоренностью.
b) 10% такого промышленного капитальногооборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики икоторое должно быть изъято из западных зон для передачи СоветскомуПравительству в счет репараций без оплаты или возмещения любым образом.
Изъятия оборудования, обусловленного ввышеизложенных параграфах «a» и «b», будут производитьсяодновременно.
5. Количество оборудования, подлежащегоизъятию из западных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднеев течение шести месяцев, начиная с настоящего времени.
6. Изъятия промышленного капитальногооборудования начнутся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение2 лет после решения, указанного в параграфе 5. Поставки продуктов,обусловленных параграфом 4 «a», начнутся так скоро, как это возможно,и будут произведены Советским Союзом партиями, обусловленными по договоренностив течение 5 лет от упомянутой даты. Решения о количестве и характерепромышленного капитального оборудования, которое не является необходимым длягерманской мирной экономики и поэтому подлежащего репарациям, будут принятыКонтрольным советом, согласно политике, принятой Союзной комиссией порепарациям, с участием Франции, причем окончательные решения будут выноситьсякомандующим зоной, из которой будет изъято оборудование.
7. До определения общего количестваоборудования, подлежащего изъятию, будут произведены авансовые поставки такогооборудования, которое будет определено в соответствии с порядком, указанным впоследней фразе п. 6.
8. Советское Правительство отказываетсяот всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий,находящихся в западных зонах оккупации Германии, а также на германскиезаграничные активы во всех странах, за исключением тех, которые указаны в п. 9.
9. Правительства США и СоединенногоКоролевства отказываются от всех претензий в отношении репараций на акциигерманских предприятий, находящихся в восточной зоне оккупации Германии, атакже на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румыниии Восточной Австрии.
10. Советское Правительство не имеетпретензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии.
IV. ПЕРЕДАЧА ГЕРМАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГОИ ТОРГОВОГО ФЛОТА
A
Были приняты следующие принципыраспределения германского Военно-Морского Флота:
1) Весь германский надводныйвоенно-морской флот, исключая потопленные корабли и те, которые были взяты усоюзных государств, но включая корабли, находящиеся в постройке и в ремонте,будет разделен поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами.
2) Корабли, находящиеся в постройке илиремонте, означают такие корабли, строительство или ремонт которых может бытьзакончен в период от 3 до 6 месяцев в зависимости от типа корабля. Вопрос отом, должны ли такие находящиеся в постройке или ремонте корабли быть достроеныили отремонтированы, будет решаться упоминаемой ниже Технической комиссией,назначенной тремя державами, принимая во внимание принцип, что их достройка илиремонт должны быть завершены в течение указанного выше срока, без какого-либоувеличения количества квалифицированной рабочей силы на германскихсудостроительных верфях и без допущения возобновления деятельности какого-либогерманского судостроения или связанной с ним промышленности. Дата окончанияозначает дату, когда корабль в состоянии сделать первый выход, или, всоответствии со стандартами мирного времени, обычную дату передачи кораблясудостроительной верфью правительству.
3) Большая часть германского подводногофлота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохраненыи разделены поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатамидля экспериментальных и технических целей.
4) Все запасы вооружения, боеприпасов иснабжения германского военно-морского флота, относящиеся к кораблям,передаваемым в соответствии с параграфами 1 и 3 настоящего документа, должныбыть переданы соответствующим державам, получающим эти корабли.
5) Три Правительства согласились создатьТройственную военно — морскую комиссию, состоящую из двух представителей откаждого Правительства, которым будет придан необходимый штат, для представлениятрем Правительствам согласованных рекомендаций о распределении конкретныхгерманских военных кораблей и для рассмотрения других конкретных вопросов, возникающихиз соглашений между тремя Правительствами о германском флоте. Первое заседаниеКомиссии должно состояться не позднее 15 августа 1945 года в Берлине, которыйбудет являться местом ее пребывания. Каждая делегация в Комиссии будет иметьправо на основе взаимности осматривать германские военные корабли, где бы онини находились.
6) Три Правительства согласились, чтопередача кораблей, включая те, которые находятся в постройке и ремонте, должнабыть закончена как можно скорее, но не позднее чем 15 февраля 1946 года.Комиссия каждые две недели будет представлять доклады, включающие предложения,по мере принятия их Комиссией, относительно постепенного распределения судов.
Были приняты следующие принципыраспределения германского торгового флота:
1) Германский торговый флот, сдавшийсятрем державам, независимо от его местонахождения, будет поровну разделен междуСССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Реальная передача судовсоответствующим странам будет иметь место, как только это практически станетвозможным после окончания войны против Японии. Соединенное Королевство иСоединенные Штаты выделят из своих долей сдавшихся немецких торговых судов соответствующиеколичества для других союзных государств, торговое судоходство которых понеслотяжелые потери в борьбе за общее дело против Германии, исключая Польшу, судадля которой выделит Советский Союз из своей доли.
2) Распределение, обеспечение командамии использование этих судов в период японской войны будет находиться вкомпетенции и власти Объединенного совета по координации судоходства иОбъединенного управления торгового флота.
3) Пока реальная передача судов будетотложена до окончания войны против Японии, Тройственная комиссия по Торговомуфлоту произведет инвентаризацию и оценку всех имеющихся в наличии судов и дастрекомендации относительно конкретного распределения в соответствии с параграфом1.
4) Немецкие суда берегового плавания исуда, плавающие внутри страны, которые будут определены союзным Контрольнымсоветом в Германии, как необходимые для поддержания основ мирной экономики Германии,не будут включены в общую массу судов, разделяемых таким образом между тремядержавами.
5) Три Правительства согласны создатьТройственную комиссию по торговому флоту, состоящую из двух представителей откаждого Правительства, которым будет придан необходимый штат, для представлениясогласованных рекомендаций трем Правительствам относительно распределенияконкретных немецких торговых судов и для рассмотрения других конкретных вопросов,возникающих из соглашения между тремя Правительствами относительно немецкихторговых судов. Первое заседание Комиссии состоится не позднее 1 сентября 1945года в Берлине, который будет являться местом ее пребывания. Каждая делегация вКомиссии будет иметь право на основе взаимности инспектировать германскиеторговые суда, независимо от их возможного местонахождения.
Берлин, 1 августа 1945 г.
И.СТАЛИН
Г.ТРУМЭН
К.ЭТТЛИ
/>/>/>Библиография
1. ПавловН.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению. – М.:Высш. школа, 2001. – 367 с.
2. ЗаболотныйВ.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXIвека: Учебное пособие для студентов / В.М. Заболотный. – М.: ООО «ИздательствоАСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 494 с.
3. Историяновейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 2000 г.: Учебное пособие длястудентов вузов по специальности «История»/ Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, А.И.Строганов и др.; под ред. Е.Ф. Язькова, – М.: «Простор», 2001. – 480 с.
4. Втораямировая война. Дискуссия. Основные тенденции. Результаты исследований: Пер. снем. Предисловие В. Рана. – М.: Прогресс – Академия, Весь мир, 1996. – 800 с.
5. Политическиепартии: справочник. /Под ред. В.В. Загладина, Г.А. Хмелева. М., 2003.
6. ЗагладинН.В. Всемирная история: XX век: Учебник для 10-11 классов основной школы. – 3-еизд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001. – 400 с.
7. ГриневскийО. Берлинский кризис 1958-59 гг. Заметки дипломата // Звезда, 1996., № 2.
8. Новейшаяистория. 1939-1975 гг. Курс лекций под ред. Проф. В.В. Александрова. Учеб.пособие. М., «Высш. школа», 1977.
9. Хрестоматияпо новейшей истории в трех томах (Том III, Часть I). Редактор А. Гофман. – М.,Соцэкгиз, 1961. – 799 с.