Реферат по предмету "История"


Белорусская историография XX в.: работы Е.Ф. Карского, В.У. Ластовского, М.В. Довнар-Запольского, В.С. Игнатовского, В.И. Пичеты, их значение для белорусской истории

Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра истории, мировой и отечественной культуры
Реферат
По истории Беларуси
На тему: «Белорусская историография XX в.: работы Е.Ф. Карского,
В.У. Ластовского, М.В. Довнар-Запольского, В.С. Игнатовского, В.И.Пичеты,
их значение для белорусской истории»
Минск, 2010

Содержание
Введение
Карский Евфимий Фёдорович. Биография. Основные работы
Основные работы
Белорусы
Ластовский Вацлав Устинович
Довнар-Запольский Митрофан Викторович. Биография. Научнаядеятельность
Научная деятельность
Игнатовский Владимир Сергеевич. Биография. Вклад в науку
Вклад в науку
Пичета Владимир Иванович. Биография. Научная деятельность
Научная деятельность
Главные направления в историографии Белоруссии
Изучение истории Белоруссии в довоенный период
Заключение
Список использованных источников
 
Введение
Мой реферат на тему: " Белорусскаяисториография XX в.: работы Е.Ф. Карского, В.У. Ластовского, М.В. Довнар-Запольского,В.С. Игнатовского, В.И. Пичеты, их значение для белорусской истории". Я рассмотрелатакие вопросы, как история Беларуси в трактовке русской дворянской и буржуазнойисториографии и изучение истории Беларуси в довоенный период. В книге,напечатанной в 1965 году, подробно, интересно и простым языком была изложенаисториография Беларуси. Я считаю эту книгу наиболее ценной для истории Беларусии для моей темы.
Также я уделила вниманиебиографии и научной деятельности Е.Ф. Карского, В.У. Ластовского, М.В. Довнар-Запольского,В.С. Игнатовского и В.И. Пичеты. Я считаю, что для моей темы необходимо знатьбиографию людей, которые внесли такой вклад в историю нашей страны. Биографиякратко изложена в книге «Сто лиц белорусской истории». Я считаю этукнигу не менее важной для моей темы.
Научное изучение историиБелоруссии началось с первой половины XIX в. трудамирусских, украинских, польских дворянских и буржуазных историков. Однако доВеликой Октябрьской социалистической революции изучение истории Белоруссиипродвигалось очень медленно. Поэтому результаты дореволюционной белорусскойисториографии менее значительны по сравнению с историографией России и Украины.
Карский Евфимий Фёдорович. Биография. Основныеработы
Евфимий Карский родился 20декабря 1860 года (1 января 1861) в селе Лаша Гродненского уезда Гродненскойгубернии. Отцом его был дьячок местной церкви Фёдор Новицкий, а матерью — девушкаиз причетнической семьи Карских. Под её фамилией и был записан ребёнок, так какон родился без официально зарегистрированного брака (Фёдор Новицкий на тотмомент ещё не достиг 18 лет — минимального брачного возраста в большинствегуберний Российский империи). Начальное образование Ефим Карский получил вприходском училище села Ятра, в церкви которого на тот момент служил его отец. Вавгусте 1871 года по инициативе отца Евфимий (под отцовской фамилией, Новицкий)поступил в Минскую духовную семинарию. По окончании семинарии он поступил (ужепод фамилией Карский, записанной в метриках) в Нежинскийисторико-филологический институт, где изучал славяно-русскую филологию подруководством профессора Р.Ф. Брандта.
Окончив институт в 1885 годуКарский начал преподавать во 2-ой Виленской гимназии. В это время он началсобирать этнографический материал, в этом ему помогали родители, и печататься внаучных журналах. В 1877 году Евфимий Карский женился на дочери священника СофьеНиколаевне Сцепуржинской. В гимназии он проработал до 1893 года, в котором егозачислили преподавателем русского языка в Варшавский университет, а через годназначили экстраординарным профессором на кафедру русского ицерковнославянского языков. В 1901 году он был избран членом-корреспондентомИмператорской Российской Академии наук. В 1902 году Карский стал деканомисторико-филологического факультета. В 1903 году Карский предпринялэтнографическую экспедицию по Белоруссии, в ходе которой было собрано немаломатериала для исследований, и по итогам которой был издан первый том главноготруда учёного — полномасштабной научной работы «Белоруссы», заслужившейвпоследствии название «энциклопедии белорусоведения». В 1905 годуКарский стал ректором Варшавского университета. Должность ректора Карскийзанимал до 1910 года. Также с 1905 по 1917 год он был главным редакторомжурнала «Русский филологический вестник». В 1916 году его избралидействительным членом Академии наук. В 1917 году Карский стал профессоромПетроградского университета. С 1920 года он редактировал «ИзвестияОтделения русского языка и словесности Российской Академии наук». В 1922году стал действительным членом Института белорусской культуры (теперьНациональная академия наук Белоруссии), а в 1929 году — членом Чешской Академиинаук. Также работал директором Музея антропологии и этнографии.
При советской власти Карский неединожды терпел невзгоды из-за своих убеждений. Взгляды учёного раздражали какбольшевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусовотдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как частьединого русского народа, наряду с велико руссами и мало руссами, а белорусскуюречь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился кнасильственной белорусизации, проводимой советской властью. Он подвергалсядавлению со стороны партийного научного сообщества, а в 1929 году был снят сдолжность директора Музея антропологии и этнографии.
Восстановиться на прежнихпозициях Карскому так и не удалось — 29 апреля 1931 года он скончался. Похороненна Смоленском православном кладбище Ленинграда.Основные работы
Обзор звуков и форм белорусскойречи. — Москва, 1886. — Известия Историко-филологического Института в Нежине,том X.
Грамматика древнего церковнославянскогоязыка сравнительно с русским (курс средних учебных заведений). — Вильна, 1888-1900,Варшава, 1901-1916, Сергиев Посад, 1917.
К истории звуков и формбелорусской речи. — Варшава, 1893. — Магистерская диссертация.
К вопросу о разработке старого западнорусскогонаречия. — Вильна, 1893.
Что такое древнее западнорусскоенаречие?.. — Труды Девятого археологического съезда в Вильне, 1893.
О языке так называемых литовскихлетописей. — Варшава, 1894.
Особенности письма и языкаМстиславова Евангелия. — Русск. Филолог. Вестн., 1895.
Образцы славянскогокирилловского письма с Х по XVIII век. — Варшава, 1901.
Очерк славянской кирилловскойпалеографии. — Варшава, 1901.
Русская диалектология. Л., 1924.
Славянская кирилловскаяпалеография. [S. l.], 1928.
Труд переиздавался: Карский Е.Ф.Славянская кирилловская палеография. Moscow, 1979.
Наблюдения в области синтаксисаЛаврентьевского списка летописи. Л., 1929.
Труды по белорусскому и другимславянским языкам, М., 1962.
Этнографическая карта белорусов(профессор Е.Ф. Карский, 1903 г).Белорусы
Т.I. Введение в изучение языка инародной словесности. — Варшава, 1903.
Труд переидавался: Белоруссы. Т.I.Введение в изучение языка и народной словесности. — Вильна, 1904.
Т. II. Язык белорусского племени.В.1. — [S. l.], 1908.Т. II. Язык белорусского племени.2. Исторический очерксловообразования и словоизменения в белорусском наречии. — [S. l.], 1911.Т. II.Язык белорусского племени.3. Очерки синтаксиса белорусского наречия. Дополненияи поправки. — [S. l.], 1912.
Т. III. Очерки словесностибелорусского племени.1. Народная поэзия. — Москва, 1916.Т. III. Очеркисловесности белорусского племени.2. Старая западнорусская литература. — Петроград,1921.Т. III. Очерки словесности белорусского племени.3. Художественнаялитература на народном наречии. — [S. l.], 1922.
Полностью переиздано: Белорусы: Т.1- 3. — Москва, 1955-1956.
 Ластовский Вацлав Устинович
Вацлав Устинович Ластовский былактивистом Белорусской социалистической громады, редакционным секретарем газеты«Наша Ніва», входил в руководство партии «Хрысціянская злучнасць»и являлся председателем кабинета министров Белорусской народной республики.
В. Ластовский выступал противсоветской власти и польской оккупации за независимую и целостную Белоруссию. Вначале 1920-х годов он посетил ряд стран Западной Европы, где агитировал заидею независимости Белоруссии. С апреля 1927 года работал директоромБелорусского государственного музея, заведующим кафедрой этнографии при Институтебелорусской культуры, секретарем Белорусской академии наук. Исследовалдревне-белорусскую историю, литературу и происхождение названия Белоруссия. Автористорических литературных произведений, рассказов, воспоминаний и статей обизвестных деятелях национального возрождения. Переводил на белорусский языкпроизведения классиков русской, английской, польской и датской литератур.
Как отметил в интервью БелаПАНкандидат филологических наук Язеп Янушкевич, своим творчеством Ластовскийдоказал: лучшим университетом для человека является «глубоко прочитанная идобросовестно написанная книга». Несмотря на начальное четырехлетнееобразование, Вацлав Ластовский стал членом-корреспондентом Украинской академииобществоведения в Праге (Чехия) в 1926 году и академиком Академии наукБелоруссии в 1928 году. «О том, что Вацлав Ластовский был ученымэнциклопедистом, свидетельствует его капитальное исследование „Гісторыябеларускай (крыўскай) кнігі», написанное в 1926 году", — отметил Я. Янушкевич.По его словам, В. Ластовский смог сделать больше, чем несколько академическихинститутов.
В 1930 году вместе с другимивыдающимися деятелями науки и культуры Беларуси Вацлав Ластовский был арестовани осужден по сфабрикованному НКВД [источник не указан 66 дней] делу такназываемого Союза Освобождения Белоруссии на ссылку за границы БССР. В начале1938 года повторно арестован в Саратове и 23 января расстрелян.
 Довнар-Запольский Митрофан Викторович. Биография. Научнаядеятельность
Происходил из старинного шляхетскогорода, родился в семье служащего. Начальное и среднее образование получал внародном училище ст. Барановичи, школе г. Пловдива (Болгария), народном училищег. Речица, прогимназии г. Мозыря, а также в 1-й городской гимназии Киева, изкоторой был отчислен весной 1888, как указывалось в секретном приказе опекунаКиевского учебного округа, «за предосудительное и вредное поведение,выразившееся в чтении найденных у него книг преступного содержания», аименно поэмы Т. Шевченко «Мария», письма к А. Герцену и эмигрантскогосборника «Громада», издававшийся в Женеве (Швейцария) деятелемукраинского национально-освободительного движения Михайлом Драгомановым. В 1889поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, которыйуспешно окончил в 1894.
Служил в Московском архивеМинистерства Юстиции. Работал в Московском и Киевском университетах. В 1905открыл в Киеве высшие женские вечерние курсы, в 1906 — высшие коммерческиекурсы, преобразованные затем в коммерческий институт. Сотрудничал с газетами«Белорусское слово», «Белорусское эхо», «ВольнаяБеларусь», был членом комиссии БНР по организации Белорусскогоуниверситета. Преподавал в ВУЗах Харькова и Баку. C 1 октября 1925 по 1сентября 1926 работал заведующим кафедры истории Беларуси в Белорусскомгосударственном университете. С осени 1926 работал в Москве.
Подвергался репрессиям взавуалированной форме: блокировались посты и должности, фундаментальный труд«История Белоруссии», написанный в 1925, был осужден какидейно-вредный.
 Научная деятельность
Занимался исследованиями истокови становления белорусской государственности, национальной и культурной самобытностибелорусского народа. В серии статей «Белорусское прошлое» (1988) доказывал,что белорусы самостоятельный народ и должны занять равноправное место с семьеевропейских народов. В научно-публицистической работе «Основыгосударственности Беларуси» (1919) выдвинул теорию о древней белорусскойгосударственности, представленной Полоцким и Туровским княжествами (такназываемая кривичско-дреговичско-радимичская концепция формирования белорусскойнации), а позднее Великим княжеством Литовским. Опубликовал более 200 научныхработ по этнографии, социально-экономической и политической истории Белоруссии,Литвы, России, Украины, Польши. В 1906 году издал историко-литературныйпамятник XVI-XVII вв. Баркулабовскую летопись.
Был активным сторонником «экономическогоматериализма», считал, что движущей силой истории являются экономическийпроцессы, превозносил роль товарного обмена
 Игнатовский Владимир Сергеевич. Биография. Вклад внауку
До 12-летнего возраста ВладимирСергеевич Игнатовский жил в Дрездене (Германия), где окончил школу и поступил вгимназию. Игнатовский окончил Санкт-Петербургский университет в 1906 году. В1906-1908 годах продолжил учёбу в университете Гиссена, где в 1909 году получилстепень доктора философии «summa cum laude» за работу по дифракции.
В 1911-1914 годах он преподавалв Высшей технической школе Берлина. После начала первой мировой войны работал вфирме «Карл Цейсс» на строительстве оптического завода во Франции. Женилсяна подданой Великобритании. В 1917 году вскоре после Февральской революции былпослан из Парижа для научного руководства оптическим заводом Российского обществаоптического и механического производства в Петрограде, впоследствии известнымкак Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ). В 1921-1938 Игнатовскийработал консультантом ещё в одном военном научно-исследовательском центре — Особомтехническом бюро (Остехбюро).
29 марта 1932 года В.С. Игнатовскийбыл избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
25 ноября 1934 года В.С. Игнатовскомубыла присвоена научная степень доктора физико-математических наук.
8 января 1942 года В.С. Игнатовскийбыл арестован по сфабрикованному обвинению в «шпионско-вредительскойдеятельности» и связях с немецкой разведкой начиная с 1909 года. Вероятно,показалось подозрительным его долгое пребывание в Германии и свободное владениенемецким языком. В момент ареста, в блокадном Ленинграде, В.С. Игнатовский былтакже профессором ЛГУ. Возможно проходил по делу «Союза старой русскойинтеллигенции».13 января 1942 военным трибуналом Ленинградского фронтаВладимир Сергеевич Игнатовский вместе со своей женой-домохозяйкой были приговоренык расстрелу. Реабилитирован посмертно 28 мая 1955 определением ВКВС СССР.
 Вклад в науку
Игнатовский издал несколькоработ по специальной теории относительности. В 1910 году он первым попыталсяполучить преобразование Лоренца на основе теории групп и без использованияпостулата о постоянстве скорости света. Игнатовский также известен своимиработами по оптике.Пичета Владимир Иванович. Биография. Научнаядеятельность
Владимир Иванович Пичета родился9 октября 1878 года в Полтаве. Его отец, Иван Христофорович, серб понациональности, был ректором Витебской, а затем Полтавской духовной семинарии. Матьучёного, Мария Григорьевна Григоренко, украинка по происхождению, была дочерьюкиевского чиновника Казённой палаты.
Владимир Иванович Пичета окончилв 1897 году Полтавскую гимназию, а в 1901 году — историко-филологическийфакультет Московского университета. Научным руководителем его дипломной (тогданазывавшейся кандидатской) работы «Юрий Крижанич о Московском государстве»был В.О. Ключевский.
После окончания университетапреподавал в средних учебных заведениях Москвы, а с 1902 года работал наУкраине (Коростышев, Екатеринослав). В сентябре 1905 года Пичета вернулся вМоскву, где преподавал сначала в средних учебных заведениях, а с 1906 года — ввысших, выступал с лекциями перед рабочими. В 1909 году молодой учёный сдалмагистерский экзамен, а в 1910 утверждён в звании приват-доцента Московскогоуниверситета. В феврале 1911 года вместе с группой профессоров иприват-доцентов ушёл из университета в знак протеста против деятельностиминистра народного просвещения Л.А. Кассо. Преподавал на Высших женских курсахи в Практической академии коммерческих наук. В конце 1917 года Пичета сталпреподавателем Московского университета, а после слияния в июне 1918 годаВысших женских курсов, где он читал лекции, с университетом — профессором МГУ. В1918 году Владимир Иванович защитил диссертацию на степень магистра русскойистории по первому тому монографии «Аграрная реформа Сигизмунда-Августа вЛитовско-Русском государстве».
После открытия университета вМинске — его ректор в 1921-1929 годах. В 1930 году был арестован по «академическомуделу» и обвинён в великодержавном шовинизме, белорусском буржуазномнационализме и прозападной ориентации. Многомесячное пребывание в Домепредварительного заключения в Ленинграде в 1930-1931 гг. серьёзно подорвалофизическое и моральное здоровье учёного. В августе 1931 года Пичета был высланв Вятку, где работал нормировщиком и табельщиком в кооперативе общественногопитания.
Неизвестно, как долго быпродлилась ссылка Пичеты, если бы не счастливая случайность в его жизни,связанная с именем Эдварда Бенеша — министра иностранных дел Чехословакии (вбудущем — президент Чехословакии). В июне 1934 года Бенеш посетил Москву сцелью установления дипломатических отношений с Советским Союзом. Во времявстречи со Сталиным на вопрос главы правительства Советского Союза, что быминистр хотел увидеть в Союзе, с кем пообщаться, Бенеш ответил: «Я хотелбы встретиться с известным учёным славистом, профессором Пичетой, а то у нас вЧехословакии ходят слухи, что он арестован и его даже нет в живых». Поприказу Сталина Пичету срочно доставили с Вятки, вручили фальшивоеудостоверение члена-корреспондента АН СССР и представили Бенешу. Послевозвращения в Прагу Бенеш устроил пресс-конференцию для чехословацких ииностранных журналистов. На вопрос о своих встречах в Советском Союзе онсказал, что встречался с известным учёным, славистом, профессором Пичетой.«Слухи о его аресте и гибели, к счастью, не подтвердились», — заявилБенеш.
Историк Ю.Ф. Иванов, не ставяпод сомнение подлинность истории о вмешательстве Бенеша, на основании архивныхматериалов предположил, что летом 1934 года министр иностранных дел Чехословакиине был в СССР, визит состоялся годом позже, когда он посетил Москву, чтобыпроизвести обмен ратификационными грамотами ранее заключенного договора овзаимопомощи. А значит, освобождение Пичеты из ссылки состоялось не ранее, чемза три месяца до окончания срока, установленного ученому Коллегией ОГПУ.
Как следствие, дело Пичеты былопересмотрено, 26 апреля 1935 года учёный был освобождён досрочно. В 1935-1936гг. он возобновляет научно-преподавательскую деятельность. С 1937 года онработает старшим научным сотрудником в Институте истории АН СССР, с 1938 года — профессором Московского педагогического института им.В.И. Ленина и МГУ. В 1939году по его инициативе был сектор славяноведения Института истории АН СССР икафедра истории южных и западных славян МГУ. В следующем году он былвосстановлен в звании академика АН БССР, которого его лишили в 1930 году. С1946 года Пичета — заместитель директора Института славяноведения АН СССР.
Умер 23 июня 1947 года,похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Научная деятельность
В.И. Пичета является авторомбольшого количества трудов по истории России, Польши, Белоруссии, Литвы иУкраины. Его работы 20-х — 30-х годов разрабатывают в основномсоциально-экономические проблемы российской истории эпохи Смуты и отменыкрепостного права.
С именем Пичеты связаностановление белорусской советской исторической науки. Темы его исследованийвключали вопросы этногенеза белорусского народа, историю белорусских городов,археологию и краеведение, историю беларусского языка и литературы — из 516работ учёного более 150 посвящены истории Беларуси.
Работы Пичеты внесли немалыйвклад и в историографию Литвы. Его труды посвящены таким проблемам, каквозникновение и развитие Литовского феодального государства, генезис и развитиекрепостничества, положение крестьянства и развитие городов. Владимир Ивановичизучал юридическое положение крестьян и холопов в Литве, положение этогокняжества в составе Речи Посполитой.
С 1939 года Пичета сосредоточилвнимание на истории Польши. В последние годы жизни трудился преимущественно над3-х томной «Историей Польши» (3-й том остался незавершённым).Главные направления в историографии Белоруссии
Первым, обратившим внимание наисторию Белоруссии, был русский дворянский историк Н.Г. Устрялов. В своихработах «Исследование вопроса, какое место в русской истории должнозанимать княжество Литовское» (1839), «Русская история» (1837-Л841)он при вел ряд интересных фактов из истории Белоруссии XVI-XVIII вв. Однако Устрялов освещал эти факты с цельюоправдания той официальной политики, которой придерживалось николаевскоеправительство по отношению к Белоруссии, т.е. выступал против тех, которые«смотрят на Литву и соединившиеся с нею области как на (польские провинции»,и объявил их русскими.
В середине XIXв. историческое развитие Белоруссии получило некоторое освещение в обзорныхтрудах и курсах лекций русских историков К.Н. Бестужева-Рюмина, С.М. Соловьева,В.О. Ключевского и Н.И. Костомарова. Но этих авторов Белоруссия интересовала несама по себе, а лишь как одна из составных частей Российской империи. Поэтому оБелоруссии они писали только в разделах, посвященных внешней политике, главнымобразом войнам России с Польшей или (расширению территории Русского Государства.Это являлось результатом господствовавшего среди большинства русских историковвеликодержавного (представления о том, что все народы, кроме русского, былитолько материалом, из которого создавалось величественное здание Российскойимперии, и что ни один из них не имеет права на самостоятельное существованиеза ее пределами.
Предметом специального изученияистория Белоруссии стала только со второй половины XIXв. В это время был написан ряд работ, посвященных непосредственно историиБелоруссии или истории Великого княжества Литовского, в состав которого входилаБелоруссия, О. Турчиновичем, М.Ф. Владимироким-Будановым и В.Б. Антоновичем. Однакозначительная часть работ этих и других историков написана с. великодержавных иклерикальных позиций.
Особенно яркоклерикально-монархическая тенденция выразилась в работах М.О. Кояловича, Н.И. Петроваи П.Д. Брянцева, которые утверждали, что Белоруссия — это часть России,испорченная влиянием Польши, и открыто проводили мысль о том, что царизм имеетисторические права я а обладание Белоруссией. Они оправдывали эти правасовместной борьбой против внешних врагов белорусских феодалов и русских дворян,православной церкви и русской государственной власти. Эти три силы — феодалы,православное духовенство и русские цари — и были, по мнению названныхисториков, главными силами, благодаря которым удалось защитить Белоруссию отпопыток польских магнатов, шляхты, католического и униатского духовенстваополячить, окатоличить ее народ и навсегда оторвать от России. ВключениеБелоруссии в состав Российской империи в конце XVIII в.также объяснялось только деятельностью русских царей, белорусских феодалов ицерковников. Роль белорусского народа, который неоднократно поднимал восстанияи в течение столетий боролся за воссоединение с великим русским народом,совершенно игнорировалась. Если они и писали о народных выступлениях, тотрактовали их как движения, направленные против католической церкви. Руководящаяроль в этих выступлениях приписывалась служителям православной церкви илиправославным феодалам и шляхте.
Поэтому историю белорусскогонарода эти историки совершенно не изучали. Их интересовала только деятельностьлитовских, польских, русских властей и духовных особ, постановления сеймов РечиПосполитой к церковных соборов. Даже само название «Белоруссия»,«белорусский народ» в их работах очень часто заменялось названиями«Западный край», «Северо-Западный край» или «Литва».
В конце XIX-началеXX в. в русской историографиивозникло новое либерально-буржуазное направление, которое принесло висториографию Белоруссии более широкое понимание предмета, интерес к социальнойи экономической истории. Наиболее видными представителями этого направления висториографии Белоруссии были М.К. Любавский, М.В. Довнар-Запольский, И.И. Латыши Ф.И. Леонтович.
В работах М.К. Любавскогосодержится большой документальный материал, тщательно собранный и обработанныйна основе внимательного изучения источников по истории Белоруссии XIV-XVI вв. По обилию фактическогоматериала и некоторым выводам его работы не потеряли своего значения и внастоящее время. Любавский, например, не связывал образование Литовскогогосударства с появлением немецких агрессоров, как это делали историкиюридической школы, а считал его результатом развития внутренних экономических исоциальных отношений. Он правильно также отмечал, что магнаты, боявшиесяпотерять свои экономические и политические привилегии, выступали на сеймах каксторонники политической независимости Великого княжества Литовского, а шляхта,боровшаяся с магнатами, наоборот, добивалась более тесного союза с Польшей, чтофеодальная независимость князей в западнорусских землях была большей, чем вЛитве, и объяснял это тем, что феодализм в западнорусских землях возник раньше,чем в литовских. Но феодализм М.К. Любавский понимал только как политическоеявление и излагал его историю лишь в свете отношений феодалов разных ранговдруг к другу. Автор пытался также решить вопрос об установлении крепостнойзависимости крестьян Великого княжества Литовского. Но ответ на вопрос опроисхождении крепостного права он искал не в сфере экономических отношений, ав сфере юридического принципа давности.
В работах М.В. Довнар-Запольскоготакже собран большой фактический материал по экономической истории Белоруссии XV-XVI вв. Автор интересовалсясостоянием ремесла, торговли и рынка в городах Белоруссии, денежной и податнойсистемами, аграрным вопросом, положением белорусского крестьянства и другимивопросами. Однако в его работах нет анализа классовой борьбы, борьбыкрестьянства против феодалов-крепостников, а основные выводы автора положилиначало вредным, антинаучным теориям «единого потока» (о бесклассовомразвитии белорусского народа) и «золотого века», по которым XVI в. якобы был периодомсоциально-экономического благосостояния крестьян Белоруссии и расцветабелорусской государственности.
И.И. Лаппо исследовалполитический и общественный строй Великого княжества Литовского послеЛюблинской унии 1569 т. Автор изучал одно лишь шляхетство, рассматривая его каксамодовлеющую общественную труппу, совершенно оторванную от социальной базы, ине останавливался на положении эксплуатируемых классов, «людей простогостану». Вместе е тем И.И. Лаппо высказал мнение, что вопреки декларацииакта Люблинской унии 1569 т. продолжало существовать не единое, а федеративноеПольско-Литовское государство.
Ф.И. Леонтович посвятил большоеколичество работ выяснению положения крестьян Великого княжества Литовского в XV-XVI вв. Но в своих работах он рассматривалкрестьян не как производителей материальных благ, а обрисовал преимущественноправовое положение различных категорий сельского населения. Ф.И. Леонтовичвысказал сомнение в правильности мнения большинства предшествующих историков оединовременном закрепощении крестьян и заявил, что этот процесс был длительныйи постепенный. «Нельзя указать момента, — писал он, — с которогособственно начинается несвободное состояние крестьян; переход к нему совершилсянезаметно. Крестьяне мало-помалу опутывались сетью зависимых отношений, которыевытекали из разнообразных источников и дали начало не менее разнообразнымразрядам крестьянства». Вместе с тем Ф.И. Леонтович, как и другиебуржуазные историки, считал деятельность государства решающим условиемзакрепощения крестьян и рассматривал отношения между крестьянами и феодаламикак (преимущественно правовые, выраженные и закрепленные в законодательстве).
Внимание дореволюционныхисториков привлекала также история белорусского города. Однако работы в этойобласти представляли собой, как правило, различные по объему статьи, опубликованныев журналах или местных периодических изданиях и посвященные истории отдельныхгородов (Минска, Слуцка, Бреста и др.).
Первой попыткой обобщенногоизложения истории белорусских городов является работа В.К. Стукалича. Авторпытается проанализировать значение магдебургского права в жизни городовБелоруссии, вскрыть влияние роста шляхетских привилегий на упадок городов, Онуказывал, что вопреки жалованным грамотам на магдебургское право и попыткамгосударственной власти защитить, города от проникновения в них магнатов ишляхты церковные и светские феодалы «осадили» в городах своихподданных, которые уклонялись от выполнения городских повинностей и, занимаясьремеслом и торговлей, выступали в качестве грозных конкурентов, городскихремесленников и торговцев. Рост частновладельческой собственности, такназываемых «юридик», приводил, по мнению автора, к ослаблению иразорению городского населения, к экономическому и политическому упадку городовБелоруссии.
Хотя вопросы экономической жизнигородов (торговля, ремесленная деятельность горожан, рынок) не нашли достаточнополного отражения в работе В.К. Стукалича, тем не менее следует указать, что онпервым в дореволюционной историографии дал травильную оценку причинвозникновения в городах Белоруссии ремесленных цехов.
Работа Ф.В. Клименко являетсяпервой попыткой обстоятельного изучения цеховой организации белорусскогофеодального города XVI-XVIII вв.В этой работе имеется ряд денных наблюдений автора о правовом положении в цехахучеников, подмастерьев и мастеров и их взаимоотношении, о борьбе цехов с не цеховымиремесленниками, так называемыми «партачами», о правовом положениицехов в городе и т.д. — Однако автор ограничился только констатацией правовыхнорм в цеховых уставах XVI-XVIIIвв. и не дал анализа социально-экономического развития городов и прежде всеговнутреннего рынка как главнейшего условия развития ремесленного производства. Ф.В.Клименко не решил также основного вопроса своего исследования: причинвозникновения и развития цехов в городах Белоруссии. Кроме того, он частомеханически переносил черты организации цехов в XVIII в.на предыдущий период, нормы виленских цехов распространял на цехи всех городов.
Изучение истории Белоруссии в довоенный период
Перед историками республики совсей остротой встала задача, изучив большое количество новых документальныхисточников, пересмотреть многие положения дореволюционных историков по историиБелоруссии, разоблачить, отбросить концепцию белорусских буржуазныхнационалистов и создать подлинную историю белорусского народа.
Основные трудности при этомзаключались в отсутствии научных кадров, которые могли бы выполнить эту задачу.Только с открытием в 1921 г. Белорусского государственного университета иоснованием в 1922 г. Института белорусской культуры дело с подготовкой научныхкадров, а вместе с тем и с разработкой белорусской истории значительнодвинулось вперед.
Из монографических исследованийэтого периода следует назвать прежде всего работы В.И. Пичеты — первого ректораБелорусского государственного университета.
Владимир Иванович Пичета (1878-1947)прожил большую и интересную жизнь. Он прошел сложный трудовой путь от учителясредней школы в провинциальном городке царской России до действительного членаАкадемии наук СССР.
Начав печататься еще в 1904 г.,В.И. Пичета опубликовал огромное количество работ: монографий, статей, заметок,рецензий. В них он разрабатывал разнообразные вопросы по истории России,Белоруссии, Литвы и Украины, поднимал сложные проблемы по истории Польши, Чехиии южных славян.
Список трудов, опубликованныхпри жизни ученого, насчитывает 479 названий, многие из которых представляютсобой капитальные монографии. Несколько статей вышло из печати после смертиавтора, многие незаконченные работы остались в рукописях.
Большое место среди работ В.И. Пичетызанимают труды по истории Белоруссии (около 80 названий), с которой онпродолжительное время был тесно связан, будучи в течение 9 лет ректором ипрофессором Белорусского государственного университета, а с 1928 г — до смерти- действительным членом Белорусской Академии наук.
В.И. Пичета первый выдвинулисследование истории белорусского народа как самостоятельную задачу и многосделал для ее разрешения. Еще до переезда на работу в Минск, в 1917-1918 гг., В.И.Пичета опубликовал крупное исследование «Аграрная реформаСигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве». Это первый обширныйтруд по истории феодальных отношений в Белоруссии а XVIв., в котором рассматривается большой комплекс аграрных мероприятий, проводившихсяправительством Великого княжества Литовского в середине XVIв. и известных в то время под названием «волочной померы».
Монография В.И. Пичеты «Аграрнаяреформа Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве» занимает особоеместо в белорусской историографии не только по богатству содержащегося в нейматериала, но и потому, что она явилась отправной точкой для ряда других работ,развивавших и уточнявших выдвинутые в ней положения.
Свои исследования по аграрнойистории Белоруссии В.И. Пичета продолжил и в Минске. Здесь он опубликовал наэту тему ряд новых работ, в том числе «Волочная устава королевы Боны иустава на волоки», «Наказ старостам и державцам и волочная устава»,«Состав населения в господарских дворах и волостях западной частиБелоруссии в пореформенную эпоху», «Аграрные реформы в восточныхобластях Литовско-Русского государства во второй половине XVIи начале XVII в.» и др. Вообще аграрная историяБелоруссии являлась главной темой в исследованиях В.И. Пичеты. Не случайноименно этой тематике посвящено и первое его крупное исследование «Аграрнаяреформа Сигизмунда-Августа в Литовско-Русском государстве», и последнее,над которым он работал до конца жизни, «Белорусское поместье в XV-XVI вв.»
Кроме аграрной истории, В.И. Пичетаразрабатывал и другие вопросы истории Белоруссии. Так, в 1925г. в связи с20-летним юбилеем революции 1905-1907 гг. Пичета опубликовал в «ТрудахБелорусского университета» ряд работ по истории рабочего и крестьянскогодвижения в Белоруссии в годы первой русской буржуазно-демократической революции.В 1924 г — он издал первый общий очерк по истории Белоруссии с древнейшихвремен до Люблинской унии 1569 г. включительно, а в 1927 г. вышла его втораяобобщающая работа «История сельского хозяйства и землевладения вБелоруссии» (ч.1, до конца XVI в).
Одновременно с В.И. Пичетой надизучением вопросов социально-экономического развития Белоруссии работали такжеМ.В. Довнар-Запольский и А.Н. Ясинский. В 1926 г. проф. Довнар-Запольскийопубликовал большую монографию «Народное хозяйство Белоруссии в 1861-1914гг.». Проф. Ясинский занимался главным образом историей развития крупногоземлевладения в Белоруссии XV в.
Однако во всех указанных вышеобобщающих работах по истории Белоруссии имелись существенные недостатки. В нихмало внимания уделялось классовой борьбе, а факты социально-экономическойистории рассматривались в историко-юридическом аспекте.
В 1925-1927 гг. в белорусскуюисториографию вступила группа молодых историков: А. Бурдейко, Д. Василевский, Ф.Забелло, М. Мелешко, Т. Степанов, В. Щербаков и др. В их работах центральноеместо заняли не узкоюридические, а социально-экономические вопросы. Исследованияфеодализма уже охватывают XVIII — первую половину XIX в. В аграрных отношениях они выделяют в качествецентральной проблемы положение крестьянских масс, их классовую борьбу. Всяпроблематика феодализма стала решаться с марксистско-ленинских позиций.
В начале 30-х годов молодойисторик, воспитанник Белорусского государственного университета, ученик В.И. ПичетыД.А. Дудков, опираясь на материалистическое понимание исторического процесса,занялся изучением генезиса и развития капитализма в Белоруссии. В его работах,основанных на изучении обширного фактического материала, убедительно показано,что и сельское хозяйство, и промышленность Белоруссии в пореформенную эпоху,особенно в начале XX в., развивались покапиталистическому пути. Эти исследования опровергли измышления белорусскихбуржуазных националистов о том, будто бы в Белоруссии не было условий дляразвития капитализма.
В 1934 г. было опубликованопостановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о преподавании гражданской истории в школе.Это постановление положило начало коренной перестройке работы на историческомфронте не только в области преподавания, но и в области изучения истории.
В соответствии с этимпостановлением в 1934 г. при Белорусском государственном университете дляподготовки высококвалифицированных кадров советских историков был открытисторический факультет, а при нем — аспирантура. Аспирантура была организованатакже при институтах АН БССР. Эти мероприятия способствовали дальнейшемуоживлению работы на историческом фронте.
В 1935-1940 гг. белорусскаяисториография расширила тематику исследования разработкой вопросов проведенияреформы 1861 г. в Белоруссии, революционной борьбы рабочих и крестьян в годыпервой русской буржуазно-демократической революции, борьбы трудящихся заустановление Советской власти в Белоруссии. На эти темы были опубликованыработы старшими научными сотрудниками Института истории АН БССР И.Ф. Лочмелем, Ф.О.Поповым и А.М. Богдановым.
Заключение
Подводим итог. Довольно многоработ посвятили буржуазные историки культуре Белоруссии XVI-XVIII вв. Хотя эти работы написаны с идеалистических позиций,в них собран обширный фактический материал, характеризующий самобытностьбелорусской культуры и борьбу белорусского народа против полонизаторскойполитики польских магнатов и шляхты. П.В. Владимиров, например, осветил жизнь идеятельность выдающегося представителя белорусской культуры конца XV — первой половины XVI в. белорусскогопервопечатника Георгия Скорины. Выяснением роли церковных братств иорганизованных при них православных школ занимался К.Б. Харлампович. Особеннобольшое значение в изучении культуры Белоруссии имеют работы академика Е.Ф. Карского- основателя белорусского языкознания и белорусской филологии, в которыхсобрано много весьма оригинального материала по истории быта, языкабелорусского народа, его этнографии, фольклора и литературы.
Таким образом, русские, украинские,белорусские дворянские и буржуазные историки собрали и систематизировали значительныйфактический материал по отдельным вопросам истории Белоруссии. Однако они не смоглиосветить историю Белоруссии в главном и существенном — еесоциально-экономическое развитие, историю народа, трудовых масс. Как указывал В.И.Ленин, прежние исторические теории имели два главных недостатка: «Во-1-х,они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельностилюдей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерностив развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений встепени развития материального производства; во-2-х, прежние теории неохватывали как раз действий масс населения… в лучшем случае давали накоплениесырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон историческогопроцесса».
Новый толчок для изученияистории Белоруссии дало освобождение Западной Белоруссии из-под властибуржуазно-помещичьей Польши. В связи с политическим значением этогоисторического события уже в конце 1939 и 1940 г. появился ряд работ, в которыхосвещаются предпосылки и историческое значение воссоединения белорусскогонарода в едином Белорусском Советском социалистическом государстве. В численаиболее важных из них были работы В.И. Пичеты и Ф.И. Лочмеля.
Но не нужно забывать и про вкладдругих ученых, таких как Е.Ф. Карский, В.У. Ластовский, М.В. Довнар-Запольский,В.С. Игнатовский, в чьих работах рассматриваются и поднимаются сложные иразнообразные вопросы по истории Беларуси.
Список использованных источников
1.        Введение в историю БССР. Минск, «Высшая школа». 1965.48 стр.
2.        Сто асоб беларускай гісторыі: гістарычныя партрэтыII- Мінск: Литература и Искусство, 2008. — 378 с: іл.
3.        Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т3/Беларус. Энцыкл.;Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд) і інш.; Маст.Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БелЭн, 1996.- 527с.: іл.
4.        http://ru. wikipedia.org/
Приложения
/>
Карский Евфимий Фёдорович
 
/>
Пичета Владимир Иванович

/>
Довнар-Запольский МитрофанВикторович


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.