Строительство Морскойакадемии при Петре I
Целью моей работы былопоказать, что со строительства Морской академии в Санкт-Петербурге в 1715 гначалось развитие и становление российского флота в целом.
«Всякий потентат,который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет,обе руки имеет». Это высказывание Петра Iкак нельзя точно показывает необходимость флота для страны, а особенно длятакой, как Россия. Ведь в начале XVI в. у огромной, окружённой морями державыпрактически не было выхода в море. Отсутствие выходов на Чёрное и Балтийскоеморя затрудняло развитие торговых и культурных связей и в то же время создавалопостоянную угрозу вторжения иноземных захватчиков со стороны этих морей. ОднакоПетр I пришел к выводу, что простое копирование зарубежных технических решенийбудет тормозить развитие российского судостроения и мореплавания, и что«кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наукневозможно». России необходимы были учебные заведения, в которых быготовился для флота командный и инженерно-технический состав. Первым такимзаведением стала созданная в Санкт-Петербурге Морская академия.
Академия изначальноготовила специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, устройствакорабля. С 1718г. Морская академия стала также выпускать первых в странегеодезистов, топографов и картографов. Ее общественное значение было настольковелико, что в России практически не было ни одной знатной фамилии, которая небыла бы представлена в академии.
Морская академияподготовила много флотоводцев, мореплавателей, ученых. Среди них – один изсоздателей Черноморского флота адмирал Ф.Ф.Ушаков, президентАдмиралтейств-коллегии адмирал А.И.Нагаев, генерал-адмирал М.М.Голицын, адмиралН.Ф.Головин, С.Г.Малыгин и многие другие.
Академия наук и Морскаяакадемия с самого начала поддерживали между собой тесные связи в выполнениинаучных работ, которым уделял внимание великий русский ученый М.В.Ломоносов.Члены Академии принимали активное участие в учебном процессе, повышая уровеньподготовки специалистов для Военно-Морского Флота.
С именами моряков,получивших высшее образование, связаны крупнейшие гидрографические исследованияв морях и океанах и наиболее важные географические открытия. Эти исследования иоткрытия были выполнены на Балтике под руководством А.И.Нагаева и Г.А.Сарычева,на Каспии — Ф.И.Соймонова, в дальневосточных морях — А.И. Чирикова, в северныхморях — С.В. Муравьева, С.Г. Малыгина, Д.Л.Овцына, Д.Я. и Х.П.Лаптевых.
В вопросах разработкиспособов ведения войны на море был выдающийся русский адмирал Г.И.Бутаков,который в 1863г. за работу «Новые основания пароходной тактики» былудостоен академической премии.
Многие офицеры, успешноокончившие в конце XIXв. Морскую академию, плодотворно работали в различныхобластях создания флота. По проекту И.Г.Бубнова, М.Н.Беклемишева были построеныпервые русские подводные лодки (1904г.). И.Г.Бубнов и А.Н. Крылов участвовали в проектировании и строительстве линейныхкораблей.
В годы первой мировойвойны в Морской академии были созданы капитальные труды «Океанография»Ю.М. Шокальского, «Боевые средства флота» Л.Г. Гончарова.
В послеоктябрьскийпериод к ним добавились такие работы, как «Основы морской стратегии»,«Курс морской артиллерии» Л.Г. Гончарова, «Основные сведения потеории корабля» и «Земной магнетизм» А.Н. Крылова, «Мореходнаяастрономия» Н.Н. Матусевича.
В то время были оченьнеобходимы высококвалифицированные кадры для флота. В Морской академии, переименованнойк этому времени в Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова,профессорско-преподавательский состав обучал своих воспитанников основам вобласти разработки новых типов кораблей, боевых средств и оружия. Разрабатывалисьвопросы военно-морской теории в новых условиях борьбы на море.Вэтот период к наиболее значительным трудам можно отнести такие, как «Десантнаяоперация» И.С. Исакова, «Операции подводных лодок» А.П.Александрова др.
Перед началом ВеликойОтечественной войны был издан разработанный в академии капитальный труд «Ведениеморских операций», на основании которого было подготовлено и издано в1940г. «Наставление по ведению морских операций», являвшеесяруководящим документом для командования и штабов ВМФ на протяжении всей войны.
С началом войны научнаяработа в академии была направлена на решение актуальных задач, которыеставились флотами и Главным морским штабом. С 1942г., находясь в эвакуации,профессорско-преподавательский состав продолжал выполнять большое число научно-исследовательскихработ, в том числе такие, как «Огневое содействие флангу сухопутной армии»,«Маскировка на море», «Строительная механика корабля», «ТактикаВВС ВМФ», «Боевое использование корабельной артиллерии», «Помехоустойчивостьрадиоприемников», «Основы расчета УКВ линий связи» и др.
В августе 1945г.решением правительства на базе инженерных факультетов Военно-морской академиибыла сформирована Военно-морская академия кораблестроения и вооружения им.А.Н.Крылова.
Главная направленностьнаучных работ в обеих академиях в этот период – осмысление, освоение ивнедрение опыта первой мировой и Великой Отечественной войн. Во главепреподавательского состава стояли видные ученые и опытные педагоги, такие какакадемики В.В.Шулейкин, А.Н.Щукин.
Многие выпускникиакадемий стали видными учеными, занимали руководящие должности на флоте и внаучных учреждениях. В настоящее время многие из них продолжают вести научную ипреподавательскую работу в организациях флота, промышленности и Российскойакадемии наук.
Многие из трудов,разработанных в разное время учеными академии, не утратили своей ценности донастоящего времени. Это труды по теории корабля А.Н. Крылова, «Основырадиотехнических расчетов» А.И. Берга, «Опыт подводной войны»А.В. Томашевича, «Электродвижение судов» В.И. Полонского.
15 января 1960грешением министра обороны Военно-морская академия им. К.Е. Ворошилова иВоенно-морская академия кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова былиобъединены в одну — Военно-морскую академию. В 1980 г. академии было присвоеноимя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.
В Военно-морскойакадемии им. Н.Г. Кузнецова сложился ряд самостоятельных научных школ,включающих крупные коллективы ученых.
Заключение
Изучив данный, материаля пришла к следующим выводам:
За все время своегосуществования Военно-морская академия подготовила большое число известныхфлотоводцев и ученых, открывателей новых земель, исследователей океанов иморей, изобретателей и создателей оружия и технических средств флота,строителей надводного и подводного флота. Здесь получили развитие различныеотрасли и направления военно-морской теории, мореведческих и других наук,связанных с созданием и развитием флота.
Ученые академии всегдаучаствовали и оказывали непосредственное влияние на создание и развитиеотечественного флота, его оружия и боевой техники. Многие научные решения нашлиприменение не только на флоте, но и в других областях военного строительства инародного хозяйства. Вне всякого сомнения, результаты научных исследованийВоенно-морской академии составляют значительную часть военно-научногопотенциала Военно-Морского Флота и в целом — оборонного потенциала страны. Намой взгляд, большой вклад внес Петр Iв создание военно-морского флота, начало которого было положено именно состроительства Морской академии.